В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Система образования в России насчитывает тысячелетнюю историю Назад
Система образования в России насчитывает тысячелетнюю историю
Система образования в России насчитывает тысячелетнюю историю. В X-XVII вв. школа на Руси имела строгую церковную ориентацию. В начале XVIII в. Петр I стал вводить светскую систему образования, созданную по западноевропейскому образцу. В Сухаревой башне открылась Навигацкая школа - первая государственная общеобразовательная школа в России.


Старое здание Московского университета


А в 1755 г. в Москве был открыт первый университет. Начало XIX в. ознаменовалось созданием в 1802 г. Министерства народного просвещения, в ведение которого постепенно передаются высшие, средние и низшие учебные заведения.

Учреждается 6 учебных округов, в том числе и Московский, во главе которого стоит попечитель (до 1835 г. он же являлся одновременно попечителем Московского университета).

Система учебных заведений Москвы до реформ 60-х годов была трехступенчатой: высшая ступень (университет, Лазаревский институт восточных языков), средняя (гимназии), низшая (школы и училища).

Основу образования составляли государственные и частные школы, в которых детей обучали закону Божьему, русскому языку, грамматике, чисто-писанию, географии, арифметике.

Учебник издан в 1875 году
К концу XIX в. в Москве уже существовали казенные трехклассные церковно-приходские школы, духовные трех-, четырехклассные училища (начальное образование), гимназии, прогимназии, реальные училища (среднее образование).


Создавались сословные учебные заведения - дворянские, купеческие и мещанские. Форменная одежда, питание и обучение в них были бесплатными.

Существовала сеть учебных заведений ведомства императрицы Марии Федоровны.

О.Н.Талызина - основательница и попечительница Мариинского училища

Здание Мариинского училища. 1875 г.
В послереформенное время появляются новые типы учебных заведений: воскресные школы и земские училища. Большое распространение в Москве получают частные учебные заведения, гимназии, пансионы.

В начале XX в. в Москве имелось 10 мужских и более 40 женских гимназий с 8-летним курсом обучения и 120 церковно-приходских школ.

Здание 2-й и 5-й гимназии.
Акварель Розанова. Конец XIX в.


К 1917 г. Россия пришла с самобытной, достаточно эффективной системой начального и среднего образования.




--------------------------------------------------------------------------------
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ АРХИВЕ МОСКВЫ сохранился большой комплекс документов, касающихся организации и открытия казенных и частных учебных заведений, строительства зданий, правил приема, порядка взимания платы за обучение, внедрения различных методов обучения, деятельности земских школ.

К.Д.Ушинский - выдающийся русский педагог, основоположник народной школы в России


Л.И.Поливанов - педагог, литературовед и общественный деятель. Основатель одной из лучших в Москве частных гимназий
Кроме того, имеются уставы и положения об устройстве учебных заведений, отчеты и доклады о состоянии школ, дела о введении и изменении различных программ, курсов, правила и программы испытаний на звание учителя, формулярные списки преподавателей, материалы о подготовке и проведении сьездов педагогов.

Воспитанницы 1-го класса частного пансиона Е.Е.Констан. Нач. XX в.


Актовый зал Московской 1-й гимназии
Архив хранит также документы и по истории развития образования в России. Это статистические сведения: ведомости о количестве учебных заведений, учащихся и преподавателей, о состоянии народного образования в уездах. Сведения о расходах на народное образование в России и карты страны со статистическими данными составлены по расчетам известного ученого профессора А.Ф. Фортунатова.

В октябре 1917 г. сразу после Октябрьской революции был создан Наркомат просвещения РСФСР. Руководство школами на местах было возложено на отделы народного образования при Исполкомах Советов рабочих депутатов.

Московский отдел народного образования (МОНО) был создан в апреле 1918 г., в июле 1920-го обьединен с губернским и вновь воссоздан в 1931 г. Также в 1918 г. возникли и районные отделы народного образования.

В ведение Наркомпроса и его местных органов передавались государственные и частные учебные заведения. Тогда же, в 1918 - 1919 гг., гимназии, реальные училища, церковно-приходские школы были преобразованы в единую трудовую школу I и II ступеней. Школа была отделена от церкви. В мае 1918 г. для пропаганды идей трудового обучения в Москве возникло `Общество деятелей трудовой школы`.

В соответствии с декретом Совнаркома от 26 декабря 1919 г. `О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР`, который предусматривал обязательное обучение всего населения в возрасте от 8 до 50 лет, в Москве в марте 1920 г. при внешкольном подотделе МОНО была образована Комиссия по ликвидации неграмотности. В этом же году открылись курсы для учителей школ ликбеза.

В 1918 - 1920 гг. наряду с едиными трудовыми школами существовали различные краткосрочные общеобразовательные курсы, школы-клубы, школы для работающих подростков. В начале 20-х годов в Москве появились и различные национальные школы - еврейские, немецкие, армянские и т.д. В 1923 г. возникло общество `Долой неграмотность`, в Москве были открыты его городское и районные отделения.

Учащиеся 7-го класса школы # 49. 1929 г.
К началу 30-х годов проблема ликвидации безграмотности в Москве была решена. На повестку дня ставится вопрос о повышении качества образования, о переходе от всеобщего начального ко всеобщему неполному среднему (7-летнему) образованию. Так, в 1939/40 учебном году в Москве работало около 700 общеобразо-вательных школ, в которых училось 620 тысяч детей. Вместе с тем были ликвидированы все национальные учебные заведения, а преподавание в школах осуществлялось по единому жесткому стандарту.

На уроке истории. 1930 г.
На основе постановления СНК СССР от 15 июля 1943 г. создаются школы для обучения подростков, работающих на предприятиях, которые с 1944 г. стали школами рабочей молодежи. Во время Великой Отечественной войны общеобразо-вательные школы были разделены на мужские и женские. Восстановление совместного обучения произошло уже в середине 50-х годов. Вскоре, в 1958 г., вводится всеобщее 8-летнее образование. В 60-х годах возникают спецшколы с углубленным изучением иностранных языков. Всеобщее 10-летнее обучение стало обязательным с начала 70-х годов. Однако весомые успехи не могли заслонить негативных тенденций - нивелировки обучения, недостаточного внимания к гуманитарным дисциплинам.

На уроке биологии в школе-коммуне им. П. Лепешинского. 1938 г.
Положение начало меняться в конце 80-х годов. Стали возникать специализированные гуманитарные школы, гимназии, лицеи, колледжи. Постепенно возрождается и национальная средняя школа. Одним словом, современная средняя школа при всех своих достижениях и недостатках имеет главное достоинство - разнообразие предметов и методов обучения. Реорганизована также система управления народного образования в столице. Ее возглавляет теперь Департамент образования правительства Москвы.


Вопросы управления, изменения структуры среднего образования нашли отражение в фондах городского и районных управлений народного образования, хранящихся в ЦЕНТРАЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ АРХИВЕ МОСКВЫ. Там же хранятся материалы постоянных депутатских комиссий по народному образованию Московского городского и районных Советов народных депутатов.

Вручение Красного знамени ЦК ВЛКСМ пионерской организации столицы. 1948 г.
Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров для средней школы отражены в документах фондов московских городских педагогических институтов им. В.И. Ленина и В.П. Потемкина, городского института усовершенст-вования учителей, педагогического техникума им. Л.Д. Троцкого. Сведения о деятельности общества `Долой неграмотность` можно почерпнуть из документов Фрунзенского районного отделения.

После занятий. 1950-е гг.
Разработкой основ школьного образования, в том числе и обучения беспризорных подростков, занимался в 20 - 30-х годах специализированный научно-педагогический Институт методов школьной работы. Особенности развития среднего образования в столице, начиная с 1918 г., нашли отражение в фондах общеобразо-вательных школ. Вопросам внешкольной работы с детьми посвящены материалы городской детской комиссии при Моссовете, районных отделений общества `Друг детей`, Московского городского дворца пионеров и школьников.

Документы по народному образованию отложились и в фондах ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ МОСКВЫ (бывший Московский партийный архив). В основном это протоколы заседаний бюро и
Торжественное открытие новой школы # 625. Новые Черемушки. 1964 г.
секретариата МК и МГК, а также районных комитетов партии, рассматривавших различные вопросы, связанные с развитием столичной средней школы. Деятельность партийных организаций органов народного образования также нашла соответствующее отражение в фондах ЦАОДМ.

В ЦЕНТРАЛЬНОМ МОСКОВСКОМ АРХИВЕ ДОКУМЕНТОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЯХ хранятся фото-, фоно- и кинодокументы. Имеются, в частности, фотографии школьных зданий и территорий, интерьеров классов и школьных помещений, учащихся и преподавателей во время занятий, в походах и на отдыхе. Значительная часть информации отложилась в личных фондах Я.Е. Берлина, Б.Е. Вдовенко, Г.В. Корабельникова, И.И. Гольдберга.

В личном фонде О.В. Ильиной - выпускницы Московской опытно-показательной школы-коммуны им. П.Н. Лепешинского - хранятся записи
Классный руководитель 4-го класса средней школы # 848, Заслуженный учитель РСФСР Т.М.Андрианова со своими учениками. 1991 г.
устных воспоминаний учеников школы об истории ее создания, преподавателях, учебе и быте. Имеется также ряд кинофильмов и отдельных сюжетов в киносборниках, рассказывающих о столичной средней школе.

В ЦЕНТРАЛЬНОМ АРХИВЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ МОСКВЫ хранятся фонды московских учителей, в том числе заслуженной учительницы РСФСР В.А. Гусевой, кавалера ордена Ленина педагога П.Г. Соколовой, а также заведующего гороно в 60 - 80-х годах Г.Л. Асеева.

В ЦЕНТРАЛЬНОМ АРХИВЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МОСКВЫ хранятся строительные чертежи, планы участков, виды фасадов, проекты реконструкции, типовые проекты детских садов, школ, училищ и других учебных заведений с 1925 по 1982 г.

НАУЧНО-СПРАВОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСГОРАРХИВА располагает ценными источниками дореволюционного времени, изданиями министерств и ведомств дореволюционной России, изданиями Московской городской думы, Московской городской управы и других столичных учреждений.

Интересную часть библиотечного фонда составляют законодательные материалы по истории учебных заведений Москвы.

Издания, хранящиеся в Научно-справочной библиотеке Мосгорархива

~53 Kb


В `Полном собрании законов Российской империи с 1649 г.` помещены, в частности: `Манифест об учреждении министерств` (в том числе Министерства народного просвещения), `Манифест об учреждении Министерства духовных дел и народного просвещения`, `Высочайше утвержденное Положение об Учебных округах Министерства народного просвещения`.

К числу законодательных источников относятся также `Сборники постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа`, `Журнал Министерства народного просвещения`, `Приложения к циркулярам по Московскому учебному округу`, которые имеются в библиотеке за период с конца XIX до начала XX в.

Уникальным изданием, посвященным проблемам воспитания молодого поколения, является двухтомник XVIII в. `Учреждения и уставы, касающиеся воспитания и обучения в России юношества обоего пола`.

Библиотека располагает литературой по Московскому учебному округу и уездам Московской губернии - списками учебных заведений, статистическими сведениями, сметами, отчетами, докладами, а также специальной литературой о благотворительности: `Учебные заведения ведомства имп. Марии Федоровны`. Спб., 1906; `Городские учреждения г. Москвы, основанные на пожертвования`. М., 1906.

Некоторые издания посвящены юбилейным датам учебных заведений:

`Мещанское училище, основанное Московским купеческим обществом в память совершеннолетия наследника цесаревича Александра Николаевича. Исторический очерк 75-летней деятельности. 1835 - 1910`. М., 1910;
Эйнгорн В. `Воспитательное заведение при Московском главном народном училище (1786 - 1803)`. Пг., 1915;

`Пятидесятилетие Мариинского женского училища дамского попечительства о бедных в Москве (1851 - 1901)`. М., 1901 и др.

Фонд библиотеки включает положения о многих учебных заведениях Москвы, их уставы и отчеты, такие, как: `Отчет о состоянии Московского Филаретовского епархиального женского училища`. М., 1913; уставы ремесленного училища им. К.Т. Солдатенкова и многие другие.
О внеклассных занятиях рассказывают следующие издания:

`Труды комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28.XII.1910 по 6.I.1911`. М., 1911;
`Отчет о внеклассных занятиях и развлечениях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1913/14 учебный год`. М., 1915.
В библиотеке имеется значительное количество книг того периода, посвященных работе преподавателей:
`Иллюстрированный каталог пособий к курсу начальной школы`;
`К вопросу о подготовке преподавателей средних школ.
`Приложение к циркулярам по Московскому учебному округу`. М., 1899.
В `Альбоме деятельности Московского городского управления по организации помощи больным и раненым воинам и семьям призванных 1914 - 1915 гг.` помещены фотографии `некоторых типичных лазаретов`, в том числе тех, которые были размещены в помещениях городских училищ и гимназий.
Накопленный уникальный документальный потенциал московских архивов приобретает особую значимость в ходе подготовки к празднованию 850-летия Москвы.

В документах - великая сила: они несут в себе дух времени, эпохи, навсегда остаются самыми живыми и достоверными свидетелями истории.

Не случайно первое выездное заседание рабочей группы Управления по организации подготовки к 850-летию основания Москвы при Московском правительстве состоялось в здании обьединения `Мосгорархив`. В ходе заседания были намечены конкретные


Во время заседания рабочей группы 8 декабря 1994 г. в Мосгорархиве. Слева направо: начальник Московского городского обьединения архивов А.С.Киселев, начальник Управления по организации подготовки 850-летия основания Москвы И.Н.Пономарев, сотрудник Управления С.Н.Дежурнова.

Планы совместной деятельности Управ-ления, обьединения `Мосгорархив`, городских учреждений и организаций.
Особое место в них отводится школьному образованию. Одним из важных и перспективных направлений деятельности обьединения `Мосгор-архив` является работа с подрастающим поколением, воспитание у молодежи патриотизма, глубокого интереса к истории своего города, района, улицы, дома. Специалисты обьединения проводят экскурсии, лекции, школьные уроки, организуют выставки в школах.

Важным начинанием обьединение считает работу над 4-томным изданием `Хрестоматия по истории Москвы` для старших классов общеобразовательных школ в рамках программы по москвоведению, разработанной Депар-таментом образования города. В настоящее время вышел 1-й том `Хрестоматии`, ведется подготовка 2-го и последующих томов.

Широкие перспективы в подготовке к 850-летию Москвы открывает участие в ней администра-тивных округов, в частности управлений образования. Особенно тесные связи установились у обьединения с Управлением образования, со школами и лицеями Юго-Западного округа столицы. В школах N 27 и 49 этого округа проводятся уроки по москвоведческой тематике (`Почетные граждане города Москвы`, `Праздники цветов в Москве`, `Заповедные места в Москве`, `Москва военная` и др.), экспонируется ряд документальных выставок по истории столицы.

Задаче широкого включения школьной общественности в подготовку к юбилею Москвы в значительной мере способствовали две конференции с участием архивистов, преподавателей истории и ведущих специалистов-историков, методические совещания учителей, коллегия Управления образования Юго-Западного округа, проведенные на базе Мосгорархива.

Выступление директора школы # 49 Г.И.Беровой на конференции 7 июня 1994 г.
В рамках подготовки к 850-летию Москвы на период 1996 - 1997 гг. заключен договор со школой N 27 и трехсторонний договор обьединения `Мосгорархив`, Управления культуры и досуга и Управления образования Юго-Западного округа по организации и проведению просветительной и выставочной работы среди населения.

В период 1996 - 1997 гг. планируется подготовить и провести ряд тематических документальных выставок: `Москва в прошлом и настоящем`, `Театральная и музыкальная Москва`, `Художественная жизнь Москвы`. По заказам школ Мосгорархив может подготовить документальные выставки по любой интересующей их тематике.

Помимо сложившихся форм и направлений работы, ставших традиционными для архивистов и преподавателей школ, успешному развертыванию подготовки к 850-летию Москвы будет способствовать осуществление совместных программ по использованию кабельного телевидения, созданию в рамках курса москвоведения наглядных пособий и учебных видеофильмов. При методической и научной поддержке московских архивов в средних школах гуманитарного профиля целесообразно было бы ввести курс `Архивоведение`, что дало бы возможность в перспективе создать архивные классы.


В наибольшей же степени пропаганде московской истории отвечало бы создание в городе сети специализированных школ с историко-архивным уклоном.

Заложены прочные основы сотрудничества московских архивов и системы образования, его развитие - веление времени, отвечающее интересам реализации общегородских социально-экономических и культурных программ.

Док. 143191
Опублик.: 14.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``