В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История Назад
История
Вопрос о происхождении коряков изучен недостаточно. Первые сведения о них были получены во время похода С.И. Дежнева в середине XVII в. Поселения коряков обнаружены на северо-западе Камчатки, на Охотском побережье и по берегу Берингова моря. В то время корякские племена жили большими патриархальными (от лат. pater - отец, arche - власть) семейными общинами, состоящими из близких родственников по отцовской линии. Главой общины являлся старейший мужчина. Корякские племена разделялись по роду деятельности на кочевников (самоназвание чав`чу - `оленевод`) и оседлых (самоназвание нымылъо - `жители`, `поселяне`), среди которых выделялись несколько обособленных групп: карагинцы (каран`ынылъо), алюторцы (алуталъу), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.п.
Оседлые коряки обитали на восточном и западном побережье Камчатки, в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос. Их поселение представляло объединение нескольких родственных семей или производственные объединения (например, байдарные объединения - пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом. Основными видами деятельности оседлых коряков были собирательство, сухопутная охота, но самым основным - была охота на китообразных и моржей. Однако, к концу XIX в., благодаря американским китобоям, промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство. До конца XVIII в., в качестве орудий для охоты, коряки использовали капканы, самострелы. Приход цивилизованных народов, познакомивших местные племена с огнестрельным оружием, несколько облегчил зверобойный промысел. В XIX в. широкое распространение получило оленеводство. Олени приобретались в обмен на товары, полученные от русских купцов (металлическая утварь, пищевые продукты, мануфактурные изделия) и продукты морского зверобойного промысла. Последние, наряду с оленьем и собачьем мехом, активно использовались в изготовлении одежды коряков, байдар. В конце XIX начале XX вв. началась торговля коряков с американцами, имевшими на территории, занятой местными жителями, свои склады и т.д.
Кочевые племена бродили по внутренним районам Камчатки и прилегающей материковой части. Основным видом деятельности у них было крупнотабунное оленеводство. Численность оленей отдельного племени составляла 400-2000 голов. Помимо этого, кочевники промышляли охотой на пушного зверя. Стойбище оленеводов также представляло собой объединение семей. Главой его был владелец большей части оленьего стада. В его ведении находилась не только хозяйственная, но и общественная жизнь стойбища. Все члены общества связаны родственными узами и их связи поддерживаются древними традициями и обрядами.
В ХVIII в. у кочевых коряков наблюдается дифференциация (расслоение) общества, что обусловлено появлением частной собственности на оленей. Это привело к появлению бедняков-батраков, родственные связи которых с другими членами стойбища необязательны.

В ХVIII в. у кочевых коряков наблюдается дифференциация (расслоение) общества, что обусловлено появлением частной собственности на оленей. Это привело к появлению бедняков-батраков, родственные связи которых с другими членами стойбища необязательны.
С соседями, чукчами и эскимосами, коряки были во враждебных отношениях.
В 90-х годах XVII века на Камчатке появились первые русские поселенцы (походы В.В. Атласова и др.), которые оказали большое влияние на коренных жителей. Землянки паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря сменились бревенчатыми избами русского типа. К концу ХIХ в. у карагинцев, алюторцев и частично у паланцев получили распространение наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивались кишками морских животных или медведя. Вместо двух продолговатых камней, составлявших очаг, избы и балаганы теперь отапливались железными или кирпичными печками с трубой, которые устанавливались в центре. В качестве спальных мест, вместо полога, сшитого из старых шкур оленя или старой меховой одежды, вдоль стен сооружались деревянные нары.
В XVIII в. береговые коряки были крещены, но все еще сохранялись некоторые обряды, такие как праздники, посвященные промыслу морских животных. Вообще, похороны у них проводились согласно православному похоронно-поминальному обряду, но были переплетены с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником, как с живым. Кочевники же все еще оставались язычниками, у которых были распространены жертвоприношения, обращение за помощью к шаманам, обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки). Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа) - если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях; сорората (от лат. soror - сестра) - вдовец должен жениться на сестре умершей жены; пережитки группового брака, приведшие к многоженству.
Развитие оленеводства, переход к индивидуальным видам деятельности: охота на пушного зверя, на мелкого морского зверя, рыболовство - все это привело к разрушению в начале ХХ в. патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков.
Злоупотребление при взимании в пользу царской казны ясака вызвали вооруженное сопротивление коряков.
Историю предков коряки узнавали из мифов и сказок (лымныло), исторических преданий и легенд (панэнатво), заговоров, загадок, песен, рассказываемых отцами, дедами. В них описывались реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). Письменность появилась лишь в 1931 г. и была на латыни, а на русской графической основе - в 1936 г.
Корякский автономный округ образовался 10 декабря 1930 года.

Док. 143174
Опублик.: 14.05.02
Число обращений: 56


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``