В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История Назад
История
Санкт-Петербург раскинулся на берегах Невы при ее впадении в Финский залив, на 42 островах невской дельты. По количеству рек, островов и мостов Петербург занимает одно из первых мест в мире. Петербург называют музеем мостов, их в городе более 300.

В дельте Невы, на небольшом Заячем острове в 1703 г. Петр I основал новую российскую крепость. Она была названа Санкт-Питербурх. В 1704 г. началось строительство укреплений. Петр I и первый губернатор Петербурга - А. Меншиков решили превратить Петербург в новую столицу России, своим блеском и значением не уступающую ни одной из европейских столиц.

В мае 1703 г. на Заячем острове под руководством Д. Трезини была заложена Петропавловская крепость. Контуры крепости представляют собой вытянутый шестиугольник с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный артиллерийский обстрел подступов к городу. В центре крепости возвышается собор Петра и Павла. Золоченый шпиль собора венчает позолоченный ангел. Высота собора достигает 122,5 метра.

Первый архитектор города Д. Трезини разработал план центра, по его проектам возвели Летний дворец Петра I, здание `Двенадцати коллегий`, заложили Александро-Невский монастырь. Архитекторы Трезини, Коробов, Еропкин разработали генеральный план Санкт-Петербурга. Они заложили основы планировки нового города с трехлучьем главных проспектов, сходящихся к Адмиралтейству, геометрически правильной планировки Васильевского острова, парадной застройки невских набережных. В. Растрелли, Д. Кваренги, К. Росси, А. Воронихин, О. Монферан и многие другие создали ансамбли центральных площадей и набережных, проспекты и улицы. Бульвары и парки города украсили величественные дворцы, гранитные и мраморные скульптуры, изысканные решетки оград. Они создали один из прекраснейших городов мира.

Историческим центром города является Дворцовая площадь, на которой расположены Зимний дворец, здание Главного штаба и здание министерств. Зимний дворец был царской резиденцией. Для размещения уникальных произведений искусства были использованы несколько комнат дворца, получившие название Эрмитажа. Затем для пополнявшихся коллекций были построены здания - Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа, Эрмитажного театра и Нового Эрмитажа. Теперь все эти здания занимает Государственный Эрмитаж - крупнейший художественный и историко-культурный музей. В нем экспонируются полотна Рубенса, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Тициана, произведения искусства многих известных мастеров, памятники истории и культуры многих стран мира.

Летний сад занимает территорию более 11 га. С северной стороны он ограничен Дворцовой набережной, с восточной стороны - рекой Фонтанкой, а с западной - Лебяжьей канавкой. Планировкой сада руководил Д. Трезини. В 1771 г. Летний сад был отгорожен от гранитной набережной красивой кованной решеткой архитектора Ю. Фельтена. Ее кованные звенья укреплены между гранитными колоннами, на которых установлены декоративные вазы и урны. Рисунок решетки строг и графичен. В Летнем саду расположен домик Петра I. Летний сад создавался как официальная резиденция, для устройства в нем торжественных ассамблей и различных празднеств. В аллеях сада были установлены скульптурные группы, статуи и бюсты.

Знаменитый памятник Петру I - `Медный всадник` был установлен в 1782 г. на Сенатской площади. Автор памятника Фальконе, модель головы выполнена Колло.

Исаакиевский собор возводился по проекту Монферана в течении 40 лет. Здание поражает своими масштабами: длина его 111,5 м; ширина 97,6 м; высота 101,8 м; 562 ступени ведут к вышке собора. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Здание украшают 382 произведения искусства: скульптуры, живописи, мозаики.

Адмиралтейство до начала XIX века имело назначение верфи и крепости. В 1806 - 1823 гг. по проекту архитектора Захарова было построено каменное здание в виде триумфального сооружения, знаменующего выход России к морю. В нем размещалось министерство морских сил. Здание имеет длину 409 м. На высоте 72,5 м шпиль увенчан каравеллой - `корабликом`, одним из символов Санкт-Петербурга.

На месте Стрелки Васильевского острова, делящей Неву на два рукава: Большую и Малую Неву находился морской порт. В 1807 - 1810 гг. на Стрелке было сооружено здание Фондовой биржи по проекту архитектора Тома де Томона при участии архитектора А.Д. Захарова в виде античного храма. В здании совершались торговые операции и проходили биржевые собрания. Здание украшено скульптурами, символизирующими назначение этого торгового и портового сооружения. В 1810 г. перед зданием на круглой площади установлены две Ростральные колонны - маяки. На цоколях помещены фигуры - символы великих русских рек: Невы, Волхова, Волги и Днепра. На верхних площадках установлены светильники для сигнальных огней маяков. В настоящее время в здании Биржи размещается Центральный Военно-Морской музей.

Казанский собор построен зодчим Воронихиным в 1801 - 1811 г. Собор в плане имеет форму вытянутого креста, высота его достигает 71,6 м. Казанский собор является памятником Отечественной войны 1812 г. Под сводами собора погребен русский полководец М.И. Кутузов. В 1837 г. перед собором установлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. В нишах помещены четырехметровые статуи князей Владимира и Александра Невского, святых Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного.

На площади Искусств расположены Русский музей, Театр им. Мусоргского, Театр музыкальной комедии, Филармония, Музей этнографии. В 1819 - 1825 гг. по проекту архитектора Росси был построен дворец для брата царя Александра I - Михаила Павловича. В настоящее время в здании размещается Русский музей, в котором размещены экспозиции русского изобразительного искусства: памятники древней иконописи, творения Кипренского, Щедрина, Венецианова, Брюллова, Крамского, Репина, Сурикова, Серова, Врубеля, портреты кисти Никитина, Рокотова, Аргунова, Левицкого, Боровиковского. Государственный Русский музей является крупнейшим музеем России. На площади Искусств воздвигнут памятник А.С. Пушкину работы Аникушина.

Морской Николо-Богоявленский кафедральный собор расположен на берегу Крюкова канала, соединяющего реки Мойку и Фонтанку. Храм построен по проекту С. И. Чевакинского в 1760 г. по указу Елизаветы Петровны. Западнее собора построена колокольня. Богоявленский собор часто называют собором Николы Морского - святого, почитаемого как спасителя погибающих в море и как спасителя моряков. В храме установлена мемориальная доска в память о погибших моряках-подводниках лодки `Комсомолец`.

Воскресенский Смольный собор был создан по проекту Растрелли по указу Елизаветы Петровны. Собор был заложен в 1748 г. и достроен в 1835 г. по велению Николая I архитектором Стасовым. Указом Николая I собор стал именоваться Собором всех учебных заведений. В 1922 г. собор был закрыт. После 1972 г. в Соборе разместилась экспозиция `Ленинград сегодня и завтра`. В последние годы храм превращен в концертный зал, где исполняются произведения духовной музыки.

В центре города расположен Невский проспект - главная магистраль города. В здании на Невском проспекте, дом 30 размещается представительство компании Совам Телепорт, предлагающей на российском рынке весь спектр телекоммуникационных услуг, в том числе всероссийский интернет - Россия-Он-Лайн. Это здание было построено в середине XVIII века архитектором Растрелли, затем перестроено архитектором Жако. В то время дом принадлежал Энгельгардту - приятелю Пушкина. В концертном зале этого дома устраивались концерты, проходили музыкальные вечера с участием великих мастеров: Листа, Берлиоза, Вагнера, Штрауса, Рубинштейна. Эпизоды Лермонтовского `Маскарада` происходят в этом здании. Во второй половине XIX века в здании размещался банк. С 1949 г. здесь находится Малый зал филармонии им. Глинки. В здании размещаются также станция метро и бизнес-центр.


По рекам и каналам Санкт-Петербурга
Петербург изначально строился на воде - на Неве, ее рукавах и протоках. Исторические кварталы Петербурга расположены на многочисленных островах в дельте Невы при впадении ее в Финский залив Балтийского моря. Недаром Петербург называют Северной Венецией.
Петербург возводили люди разных национальностей и вероисповеданий. Приглашались иностранные архитекторы, которые получали возможность развернуть свой талант - здесь можно было все создавать заново, осуществлять самые грандиозные замыслы. Не случайно многочисленные туристы, приезжающие в город на Неве со всех концов мира, встречают среди имен тех, кто создавал Петербург, имена своих соотечественников.
Едва ли можно назвать другой город России, который получил бы такое широкое отражение в художественной литературе и изобразительном искусстве, как Петербург. Его воспевали поэты - А. Пушкин, А. Блок, А. Ахматова. Панорамы невских набережных, уголки города по берегам рек и каналов запечатлены в живописных полотнах С. Щедрина, Ф. Алексеева, В. Сурикова, П. Федотова, графических произведениях Е. Лансере, М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.
Величественные архитектурные ансамбли, устремленные ввысь шпили, храмы, памятники воспринимаются в удивительной гармонии с водными пространствами. Гранитные набережные со спусками к воде, мосты, соединяющие берега, - неотъемлемая часть его архитектурного облика.
На берегах Невы возникает удивительное чувство простора, эта широкая полноводная река невольно воспринимается как главный проспект города. Нева берет начало из Ладожского озера, ее общая протяженность 74 километра, в городе - 32 километра. Во времена Древней Руси река была частью знаменитого пути `из варяг в греки`, и до наших дней она сохранила роль транспортной магистрали как часть Волго-Балтийского водного пути, пересекающего европейскую часть России с севера на юг.
С Невой связаны все реки и каналы Петербурга. Из нее берут начало Большая Невка, Фонтанка, Малая Нева. Из Фонтанки вытекает Мойка, от Мойки начинается канал Грибоедова (бывший Екатерининский), Мойку с Невой соединяют Зимняя канавка и, ниже по течению, Новоадмиралтейский канал. Крюков канал соединяет Мойку, канал Грибоедова и Фонтанку. И этот перечень далеко не полон.
Северную часть дельты Невы петербуржцы привычно называют - `Острова`. Елагин остров, Крестовский, Каменный. В прошлом здесь строились загородные усадьбы, дворцы, дачи. И в наши дни, когда острова входят в черту Петербурга, они сохраняют пригородный, парковый характер. На Неве и ее рукавах расположены пристани, от которых отправляются экскурсионные теплоходы, речные трамвайчики, катера на подводных крыльях. С воды город воспринимается необычно: дворцы, соборы, дома словно плывут навстречу, а гранитные набережные создают впечатление, что город поднят на высокий пьедестал.
Днем основания города считается 16 мая (по старому стилю) 1703 года, когда по велению Петра I на Заячьем острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (крепость Святого Петра). Она должна была закрыть вход вражеским судам со стороны Большой и Малой Невы.
С 1730-х годов на Стрелке Васильевского острова разместился петербургский торговый порт, ранее рассредоточенный по берегам Невы. Порт находился здесь в течение полутора столетий, а затем был перенесен ниже по течению Невы. Уже с начала XVIII века благоустраивались берега рек и каналов.
Дворцовый мост соединяет Стрелку с левым берегом Невы, Биржевый - через Малую Неву - с Петроградской стороной. От Стрелки протянулась Университетская набережная, где расположены старейшие постройки Петербурга.
Фонтанка некогда была южной границей Петербурга. Ее берега застраивались усадьбами, первой из которых стал Летний дворец Петра I с Летним садом.
В панораме набережной канала Грибоедова у его истока привлекает внимание необычное для Петербурга сооружение - храм Воскресения Христова - с яркими изразцами куполов, узорчатой кирпичной кладкой, многоцветьем мозаичных панно.

Петропавловская крепость
Расположена крепость на небольшом Заячьем острове, омываемом с юга водами Невы и с севера - Кронверкским проливом. Природа создала для нее идеальное место: у разветвления реки, недалеко от взморья.
Фортецию Санкт-Петербурх заложили 16 мая 1703 года. Бастионная система ее укреплений напоминала планы `идеальных городов`, восходивших к образцам архитектуры Ренессанса. При строительстве учитывались и все новейшие достижения европейской фортификации.
Первая деревоземляная крепость была сооружена `с крайним поспешанием` к весне 1704 г. Она получила в плане форму неправильного шестиугольника с вынесенными вперед бастионами. Наблюдение за их строительством вел Петр I и его сподвижники - А.Д. Меньшиков, Г.И. Головкин, Н.М. Зотов, Ю.Ю. Тубецкой и К.А. Нарышкин. Подступы к крепости с наиболее уязвимой северной стороны в 1705 - 1708 гг. были прикрыты укреплениями Кронверка, расположенного на правом берегу Кронверкского пролива.
В 1706 - 1740 гг. деревоземляные сооружения на Заячьем острове были постепенно заменены каменными, которые превосходили по размерам первоначальную крепость. Работами руководил архитектор Д. Трезини, а с 1734 г. - военный инженер Б.-К. Миних. Бастионы о соединяющие их куртины имеют высоту до 12 м и ширину до 20 м. Они состоят из двух стен - наружной толщиной до 8 м и внутренней толщиной 2 м. Пространство между стенами бастионов заполнялось песком, щебнем, землей или отводилось для устройства казематов с амбразурами, предназначавшимися для установки орудий. Казематы в куртинах служили для хранения оружия, боеприпасов и размещения солдат гарнизона.
В 1730-х гг. были возведены дополнительные укрепления - равелины: Алексеевский с западной стороны и Иоановский с восточной. Между равелинами проходили широкие рвы, заполненные водой (засыпанные в конце XIX в.). По концам рвов стояли заградительные устройства - ботардо, которые должны были преграждать путь вражескому десанту. Они частично сохранились до наших дней. Южные стены и бастионы в 1779 - 1785 гг. были облицованы крупными блоками серого гранита.
К главному входу в крепость перекинут деревянный Иоановский мост через Кронверкский пролив. Старейший петербургский мост устроили примерно на этом месте еще в 1703 году. Он был сооружен заново в 1738 г. и позднее неоднократно перестраивался. В 1951 - 1953 гг. его реконструировали, установили решетку и фонари в виде обелисков или пучков копий (архитектор А.Л. Ротач, инженер П.В. Баженов).
По оси моста находятся ворота Иоановского равелина. Дата над аркой - `1740 года` - свидетельствует о времени окончания постройки всех укреплений.
Внутрь основной части крепости ведут ее парадные ворота - Петровские. Они возведены в 1717 - 1718 гг. архитектором Д. Трезини в виде триумфальной арки. Арка ворот сориентирована на центральное и важнейшее сооружение ансамбля - Петропавловский собор, точнее, на его восточный фасад.
К Петропавловскому собору ведет центральная аллея. Вблизи Петровский ворот ее фланкируют протяженные одноэтажные здания. Справа - бывший Артиллерийский цейхгауз (1801 - 1802 гг.). Слева - бывший Инженерный дом (1748 - 1749 гг.) с высокой крышей и белыми деталями на розовом фоне стен.
Посередине крепости еще в 1703 г. была построена деревянная церковь. Существующий собор возводился по проекту Д. Трезини с 1712 г. по 1733 г. В первую очередь воздвигли многоярусную колокольню с высоким шпилем. Венчает его флюгер в виде фигуры летящего ангела с крестом.
В 1756 г. здание загорелось от удара молнии. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши. Спустя столетие, в 1857 - 1858 гг., по проекту инженера Д.И. Журавского сделан металлический шпиль, достигший высоты 122,5 м. Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением Санкт-Петербурга. Еще в 1720 г. на колокольне установили часы с курантами. Они погибли при пожаре 1756 г, а через 20 лет зазвучали куранты новых часов, созданных голландским мастером О. Крассом.
Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм выделяется резной иконостас - шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П. Зарудного в 1722 - 1729 гг. московскими мастерами.
Здание служило и царской усыпальницей. Здесь похоронены почти все русские императоры, начиная с Петра I, могила которого находится у южного входа в собор. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны исполнены из яшмы и орлеца камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1800 - 1906 гг. архитектор А.Л. Гун).
В 1896 - 1906 гг. рядом с собором по проекту архитектора Д.И. Гримма было возведено под руководством зодчих А.И. Томишко и Л.Н. Бенуа здание великокняжеской усыпальницы, увенчанное куполом и золоченой главкой. Мозаики на фасадах созданы по оригиналам художника Н.Н. Харламова в мастерской В.А. Фролова.
Напротив усыпальницы, в глубине небольшой площадки, стоит двухэтажная постройка с четырехколонным портиком - бывшая Обер-офицерская гауптвахта. Каменное здание было построено в 1748 - 1749 гг. и перестроено в 1907 - 1908 гг. За ним - Невские ворота, единственные из шести ворот крепости, которые выходят на Неву. Под аркой оформлена `Летопись катастрофических наводнений`. В ней отмечены наивысшие подъемы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 гг.
Перед воротами расположена гранитная Комендантская пристань, связанная с берегом трехпролетным мостом (1760 - 1770-е гг.). Немного западнее выступает вперед Нарышкин бастион, над которым высится Флажная башня, сооруженная в 1731 году. Каждый день в 12 часов с бастиона раздается пушечный выстрел.
На площади перед главным, западным, фасадом Петропавловского собора находится миниатюрный Ботный домик, построенный в 1762 - 1766 гг. по проекту архитектора А.Ф. Виста. Предназначался он для хранения `дедушки русского флота` - ботика Петра I. Теперь эта реликвия экспонируется в Центральном военно-морском музее.
Перспективу центральной аллеи и западную сторону площади замыкает здание Монетного двора, возведенное в 1798 - 1806 гг. архитектором А. Порто. Монетный двор - одно из старейших предприятий города. Из Москвы в Петербург оно было переведено в 1724 г. До постройки специального здания монету чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов.
Еще в петровский времена крепость стала местом заключения. В 1718 г. в казематы Трубецкого (юго-западного) бастиона доставили царевича Алексея и близких к нему участников оппозиции реформам Петра I. В XVIII в. здесь находились сначала Тайная канцелярия, а позднее Тайная экспедиция Сената. В 1825 - 1826 гг. около трехсот членов тайных обществ декабристов и более семисот солдат и матросов, рядовых участников восстания 14 декабря 1825 года прошли через застенки царской тюрьмы.
Петропавловская крепость - уникальный музей-заповедник. Здесь на каждом шагу ощущается дыхание времени. Фортецию Санкт-Петербурх заложили 16 мая 1703 года. Бастионная система ее укреплений напоминала планы `идеальных городов`, восходивших к образцам архитектуры Ренессанса. При строительстве учитывались и все новейшие достижения европейской фортификации.


Адмиралтейство
Центром грандиозного ансамбля центральных площадей является Адмиралтейство. Сияющий золотом `адмиралтейский шпиц` увенчан корабликом, ставшим своеобразным символом города, стоящего у порога Балтики.
Дворцовая площадь - главная площадь Петербурга.


Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж - подлинная сокровищница мирового искусства. Его фонды насчитывают около 2,5 млн. экспонатов. Путешествие по залам Эрмитажа - это путь через века и страны. Среди его коллекций - произведения античного искусства, памятники Древнего Востока, Византии, Средневековья.


Исаакиевский собор
В какой бы точке ансамбля центральных площадей ни находиться, в поле зрения постоянно оказывается Исаакиевский собор. С Дворцовой площади силуэт массивного купола, венчающего гранитную колоннаду барабана, нависает над крышами зданий.


Васильевский остров
Первоначальный, задуманный Леблоном проект центра города на Васильевском острове предполагал создание прямоугольных кварталов с нумерацией линий наподобие нью-йоркских авеню Петербургские мосты - это еще одна, отдельная поэма. Их в городе очень много, они радуют глаз своей необычностью, скульптурными украшениями, разнообразными фонарями, изящными литыми решетками или просто плавными формами, выразительно контрастирующими с прямыми линиями набережных.
Государственный Эрмитаж- подлинная сокровищница мирового искусства. Его фонды насчитывают около 2,5 млн. экспонатов. Путешествие по залам Эрмитажа - это путь через века и страны. Среди его коллекций - произведения античного искусства, памятники Древнего Востока, Византии, Средневековья.


Мосты Санкт-Петербурга
Невозможно подробно описать историю всех петербургских мостов, да и вряд ли стоит говорить о мостах, не отличающихся своеобразием конструктивных решений и художественной ценностью. Обратим внимание лишь на те из них, которые, занимая достойное место в ряду уникальных инженерных сооружений, одновременно выделяются своими художественными качествами. В Петербурге много чудесных по внешнему облику мостов, обладающих выдающимися архитектурными и конструктивными качествами. Они построены в разное время, разными мостостроителями и отражают различные стилистические особенности; некоторые из них, сооруженные преимущественно через малые реки и каналы, обладая исключительно высокими художественными данными: красивыми формами, удачными пропорциями, богатым декором, вносят много поэтического обаяния в окружающую среду. Всех их объединяет одно ценное качество - высокая художественность, благодаря которой они причислены к памятникам архитектуры и находятся под охраной государства. Мосты этой замечательной `коллекции` расположены в центральной части Санкт-Петербурга. Они сооружены главным образом во второй половине XVIII - первой половине XIX в. через неширокие протоки; их сравнительно немного - всего тридцать пять.
Дворцовый мост - крупное инженерное сооружение, лишенное, однако, каких-либо выдающихся художественных качеств. С введением в эксплуатацию Дворцового моста обнаружились допущенные авторами градостроительные ошибки, против которых в свое время предостерегали архитектурная общественность и организации, призванные следить за художественными качествами вновь возводимых объектов.
Аничков мост - единственный в Петербурге, обладающий весьма редкими архитектурными и декоративными качествами. Его знают не только жители Петербурга. Ведь изображение укрощаемого коня, одной из скульптурных групп П.К. Клодта, стало одним из символов города.


Банковский и Львиный
Особенно интересны сохранившиеся до наших дней пешеходные цепные мосты - Банковский и Львиный. Они напоминают о кратком, но весьма ярком периоде в истории мостостроения Петербурга - периоде сооружения цепных мостов.
Трехпролетный каменный Старо-Калинкин мост, названный так по имени находившейся вблизи Калинкиной деревни, пришел на смену деревянному многопролетному, сооруженному через оба рукава Фонтанки


Ограда Летнего Сада
Начиная строительство Санкт-Петербурга Петр I мечтал о летней парадной резиденции, которая была бы не хуже, чем в заморских странах. Место было выбрано на левом берегу реки Нева, там где из нее вытекал Безымянный ерик (впоследствии Фонтанка). В 1704 г. началось строительство сада, который стал называться Летним. Ансамбль Летнего сада создавали лучшие архитекторы - И. Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, а так же замечательные садоводы, которыми руководил Ян Роозен. Строго распланированные аллеи сада были украшены многочисленными скульптурами, фонтанами и беседками. Фонтаны питались от реки, которая стала называться Фонтанкой. В 1710 - 1714 гг. на набередной Фонтанки недалеко от Невы был построен летний дворец Петра I (арх. Д. Тризини). Летний сад стал центром общественной жизни столицы. Здесь проводились Петровские ассамблеи, придворные праздники, приемы иностранных гостей. В середине ХVIII в. начались работы по устройству гранитных набережных на Неве. Первую набережную, от Адмиралтейства до Летнего сада, одевает в гранит русский архитектор Ю.М. Фельтен. Ему же было поручено отгородить Летний сад от набережной Невы. Работа над возведением ограды началась в 1771 г. и продолжалась 13 лет. В решетке Летнего сада поражает и восхищает все. В ней построено трое ворот, расположенных по осям центральных аллей сада. Малые ворота - это изящная имитация ворот, парящая в воздухе между колоннами. Надворотные украшения в стиле барокко выполнены по рисункам молодого архитектора П.Е. Егорова. Гранитные столбы выполнялись под руководством каменных дел мастера Т.И. Насонова. Эти три мастера создали ограду изумительной красоты. Пожалуй нет аналога в мире по ее воздушной легкости и изяществу. `Я к розам хочу в тот единственнный сад, где лучшая в мире стоит из оград`, - писала Анна Ахматова. 36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами и тончайшие ажурные звенья, украшенные позолоченными розетками, стали сокровищем мирового искусства. В 1997 году начались работы по реставрации знаменитой решетки. В районе 3-й колонны у Лебяжьей канавки был обнаружен фундамент дворца. Это был второй дворец Летнего сада, построенный для Екатерины I. Его снесли по приказу Екатерины II, когда начали строить ограду. Так было открыто местоположение второго дворца, неизвестное до этого времени.


Достопримечательности города
Санкт-Петербург-историческое ядро города. Здесь на каждом шагу ощущается дыхание времени.
`Медный всадник` - символ Петербурга, первый памятник нашего города - основателю Петербурга, Петру I. Этот памятник принадлежит к числу высших достижений европейского искусства XVIII в. Он поражает редким сочетанием динамики и величавости.


Михайловский замок
Самые трагические события связаны с Михайловским замком, построенным Павлом для себя в Петербурге, на пересечении Мойки и Фонтанки.


Пискаревское кладбище
Беспримерный подвиг ленинградцев отмечен множеством памятников, главным из которых является мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище, где покоятся многие из погибших и умерших в блокаду.


Дворцы города
В 1710 - 1714 гг. по проекту Д. Трезини на набережной Невы и Фонтанки был возведен Летний дворец Петра I , барельефы которого создал немецкий архитектор А. Шлютер . Это двухэтажное прямоугольное каменное здание, главный вход которого украшен потрясающей композицией: изображение Минрвы , победных знамен и трофеев. С весны до поздней осени Петр I жил в этом дворце со своей семьей. Больших залов здесь нет , но имеется старейший сад Санкт-петербурга - Летний сад. С 1934 г. здесь открыт исторический музей. Многие люди имеют возможность ознакомиться с интерьером петровских времен .
В восточной части Васильевского острова находится Меньшиковский дворец. В XVIII в здесь располагалась усадьба Меньшикова.
Великолепнейшим произведением архитектуры и искусства является Зимний дворец.
Так же отдельная страница русского зодчества - Михайловский замок, творение рук архитектора В. Бренна. Он создан в духе романтики.
В 1819 - 1825 гг. был сооружен Михайловский дворец, построенный для Михаила Петровича по проекту талантливого архитектора К.И. России.
Прогуливаясь по великому Питеру, вы также можете посетить Дворец Петра II, Аничков дворец, Шереметьевский дворец, Строгановский дворец, Мраморный дворец, Юсуповский дворец, Таврический дворец, Елагин дворец, Мариинский дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и много других замечательнейших мест этого великолепного города.


Исаакиевский собор
В какой бы точке ансамбля центральных площадей ни находиться, в поле зрения постоянно оказывается Исаакиевский собор. С Дворцовой площади силуэт массивного купола, венчающего гранитную колоннаду барабана, нависает над крышами зданий. С площади Декабристов золоченый шлем Исаакия вырисовывается как часть монументального сооружения с огромными портиками, угловыми башенками-колокольнями и разнообразной скульптурой, дополняющей силуэт здания. По мере приближения к Исаакию все больше проникаешься ощущением его грандиозных размеров. Высота собора 101,5 м. На портиках и вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 т. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 м.
История сооружения Исаакиевского собора восходит к первым годам существования Петербурга. По церковному календарю день св. Исаакия Далматского - 30 мая, это день рождения Петра I. Поэтому первая деревянная Исаакиевская церковь появилась у западного фланга Адмиралтейства на берегу Невы еще в 1710 г. С 1717 г. велось строительство каменной церкви по проекту Г.-И. Матарнови, затянувшееся до 1750-х гг. Это здание вскоре разобрали, а с 1768 г. началось строительство Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди - на том месте, где стоит ныне существующее здание. Постройку завершил к 1802 г. архитектор В. Бренна, но уже через несколько лет возникла мысль о создании нового грандиозного сооружения. Так в 1818 г. приступили к возведению собора по проекту О. Монферрана, продолжавшемуся 40 лет - до 1858 г. В процессе его возникало немало сложностей, в преодолении которых принимали участие ведущие инженеры и зодчие А.А. Бетанкур К.И. Росси, А.А. Михайлов, В.П. Стасов.
Скульптурное убранство собора создавали И.П. Витали, П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.С. Пименов и другие мастера. Впервые для монументальной скульптуры была использована техника гальванопластики, разработанная Б.С. Якоби. В декоративной отделке интерьеров собора широко использованы мрамор, яшма, порфир, лазурит и другие ценные минералы. Живописные композиции исполняли К. Брюллов, Ф.А. Бруни, П.В. Басин, В.К. Шебуев, Т.А. Нефф. Часть этих произведений была впоследствии переведена в мозаику мастерами Мозаичного отделения Академии художеств, Музей-памятник `Исаакиевский собор` - один из самых популярных в Петербурге. Его посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 м полюбоваться панорамой центра города. Южный фасад собора обращен к Исаакиевской пл., архитектурный облик которой формировался в течение длительного времени, вплоть до начала XX в.


Казанский собор
Величественное здание Казанского собора с широко распахнутой колоннадой возвышается на противоположной стороне Невского пр. Там, где расположен ансамбль Казанского собора, в начале ХVIII в. были переведенские слободы.


Смольный собор
Ощущение необыкновенной устремленности ввысь рождается при взгляде на здание Смольного собора. Он скульптурен в своей пластичности. Многообразии ракурсов, динамике объемов. Неисчерпаемая фантазия декорировки, звучное сочетание лазури стен и белизны лепки, топкая позолота маковок придают ансамблю редкую живописность.


Храм Воскресения Христова
Сложный живописный силуэт храма Воскресения Христова, его яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям. Здание было возведено в 1883 - 1907 гг. как храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 г. по решению Исполнительного комитета `Народной воли` было совершено покушение на Александра II.

Док. 143089
Опублик.: 14.05.02
Число обращений: 109


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``