В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История Назад
История
Территория по Нижнему Тоболу и Туре была заселена по крайней мере пять тысяч лет тому назад. На берегах рек и озер обитали неолитические племена - далекие предки манси и ханты. Наиболее ранние следы обитания обнаружены на стоянке у Андреевского озера вблизи Тюмени ( IV-III тысячелетие до н.э. ). С тех пор жизнь здесь никогда на долгое время не прерывалась. Главным занятием древних угров были рыболовство и охота.

В середине I тысячелетия н. э. среди угров выделились манси (вогулы) и ханты (остяки). Под напором наступавших с юга кочевников первые были оттеснены и осели в таежном Cеверном Зауралье, а ханты - еще севернее, по Оби и отчасти в Среднем Приобье. Самодийцы же несколько позднее, в конце I-начале II тысячелетия, частично проникли по Оби и Енисею до самой тундры. Из слияния самодийцев с аборигенами тундры и северной тайги произошли ненцы, которых ранее называли самоедами, и близкие им энцы и нганасаны. В среднеобской тайге сложилась народность селькупов, в прошлом русские называли их остяко-самоедами.
В XVII в. часть селькупов переселилась на Таз, где образовала особую северную группу.

В первом тысячелетии н.э. сюда проникают тюркоязычные кыпчакские племена. Натиск их особенно усилился в XII-XV веках. Тюрки потеснили угров Среднего Иртыша и Тобола к северу, а частично ассимилировали их. Уровень их развития был более высок, они знали скотоводство и примитивное земледелие. У них шло разложение первобытнообщинного строя и становление классового общества: выделялась местная знать, противостоящая `черным`, улусным людям. Начавшаяся феодализация в XIV веке привела к образованию государства - Тюменского ханства со столицей Чимги-Тура. Слово `Тура` по-татарски означает `город`, `городок`, `крепость`.

С взятием волжского рубежа (Казанского и Астраханского ханств) Россия вышла к сибирским лесостепным пространствам Джучиева улуса. Граница Московского царства терялась в Предуралье, разделенном рекой Камой на северную (лесную) и южную (степную) зоны. В южных степях кочевали два народа: башкиры и ногаи. На севере же, в безопасном удалении от степняков, во второй половине XVI в. начали вырастать торгово-промышленные поселения - фактории. Здесь проявил свою энергию род Строгановых.

Джучиев улус еще в XIII в. разделился на три части: Золотую (на Волге), Белую (на Иртыше) и Синюю Орду. На огромных просторах Синей Орды, простиравшейся от Тюмени до Мангышлака, Шейбани-хан и его потомки пытались сохранить гибнущие традиции устроения Монгольского улуса. Но в XVI в. им пришлось столкнуться с оппозицией местных князьков. Так, во времена Ивана Грозного один из таких племенных вождей - Едигер - боролся с шейбанидом Кучумом за право возглавить сибирские улусы. Попытка Едигера опереться в этой борьбе на силы Москвы оказалась неудачной. Связанный Ливонской войной, Грозный не имел лишних сил для сибирской экспедиции в поддержку Едигера. В 1563 г. Кучум победил и стал `царем` Сибири, а нападения его воинов превратились в постоянную угрозу для `городков` Строгановых. Но, начав эту борьбу, Кучум переоценил собственные силы. Еще в конце XV в. Синяя Орда испытала колоссальный отток пассионарности. Правитель ее, Шейбани-хан, вторгся в Среднюю Азию, покоряя владения Тимуридов. Ему удалось, дойдя до Амударьи, захватить огромную территорию с богатым и культурным населением. Вместе с Шейбани в Среднюю Азию ушла наиболее активная и боеспособная часть населения Синей Орды, что десятки лет спустя негативно сказалось на судьбе Кучумова царства.

К 70-м годам XVI в. столкновения Строгановых с татарами вылились в открытую войну. Для защиты своих владений промышленники вербовали отряды из казаков и иных `охочих` людей. В 1581 г. нанятый Строгановыми и возглавленный атаманом Ермаком отряд отправился в Сибирь для войны с ханом Кучумом. Состав отряда был пестрым: наряду с великороссами и казаками имелись в нем и другие `ратные люди`: татары, литовцы и даже добровольцы из числа пленных немцев. Что же касается численности отряда, то силы Ермака выглядели скромно: казаков насчитывалось чуть больше 500 человек, а `ратных людей` - 300.

С самого начала освоения Сибири казаки шли на восток не одни. В конце XVI - начале XVII в. активно шло в Сибирь и население русского Севера, прежде всего жители Великого Устюга, желавшие попытать счастья за Каменным поясом. Обычно каждый отряд (ватага), отправлявшийся в Сибирь, состоял из основного ядра - казаков - и примкнувших к ним устюжан. Все они назывались `землепроходцами`. Казаки и великороссы вместе продвигались через дикие места, перетаскивали лодки через пороги, сражались плечом к плечу и при этом всегда помнили, кто из них казак, а кто русский - устюжанин, разница между потомками казаков и великороссов сохранялась там до начала XX в.

Экспедиция Ермака 1581 г. прошла, несмотря на малочисленность его отряда, весьма успешно. Землепроходцы овладели столицей Кучума - городом Искер. В Москву от Строгановых ушла грамота, извещавшая о `приращении` Русского государства обширными сибирскими землями. Для устроения новых территорий немедленно направились царские воеводы: князь Волховский и Глухов, - которые соединились с казаками в 1583 г. Война с Кучумом велась долго и шла с переменным успехом. В 1584 г. Кучум сумел нанести казакам чувствительное поражение (тогда погиб сам Ермак) и вновь занять свою столицу. Однако в дальнейшем русское продвижение на восток стало необратимым: Кучум отступил в Барабинскую степь и оттуда лишь набегами тревожил русские владения. В 1591 г. князь Кольцов-Мосальский окончательно разгромил последнего сибирского хана, и Кучум был вынужден обратиться к царю с просьбой вернуть ему отнятый улус, обещая полную покорность. История Синей Орды завершилась.


Народы северной Сибири - остяки (ханты), вогулы (манси), тунгусы (эвенки), самоеды (ненцы) не вступали в борьбу с русскими. Очевидно, ни одна из сторон не давала повода для конфликта.
В конце XVI в. в Сибири начинают возникать русские города. Уже в 1585 г. воевода Мансуров заложил городок в устье Иртыша. Вскоре появились Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургут, Тара, Нарым.
Когда прекратилась Смута, продвижение русских на восток возобновилось с новой силой, и уже к 1621 г. потребовалось создание Тобольской православной епархии.
Продвинувшись в Сибирь, наши предки не вышли за пределы привычного им кормящего ландшафта - речных долин. Точно так же, как русские люди жили по берегам Днепра, Оки, Волги, они стали жить по берегам Оби, Енисея, Ангары и множества других сибирских рек.

Остяки, вогулы, тунгусы служили проводниками русских отрядов, охотились, гоняли оленей, шаманили и были вполне уверены в своей судьбе. Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут по сей день. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему. Таким образом, колонизация Сибири русскими не была похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами

Древняя Великая татарская Тюмень. Приведем здесь несколько сведений о древней Тюмени. В округе ее жил татарский народ с разными наименованиями: туралинцев, шибанцев и тюменцев, которых наши древние летописи едва ли знали ренее половины XV столетия. Издревле там существовал татарский город Чимги-Тура.
Но когда и от чего этот город, или вернее, вся тамошняя область получила имя Тюмени, решить нелегко. При недостатке исторических данных для разъяснения имени Тюмени не может ли быть пособием при этом язык народа? Некоторые историки производят имя Тюмени от татарского слова `тумен`, значащего 10000, полагая, что тамошние владельцы имели или 10000 скота, или войска. Зная татарский язык, значение некоторых имен местностей, урочищ, рек и озер производить Тюмень от татарских глаголов: `тю` - принадлежность, достояние, от глагола `тимак` - принадлежать, доставаться и местоимения `мянь` - я или `мяники` - мои. От такого производства Тюмень или Тюмяники будет значить `моя принадлежность`, `мне доставшееся `...

Тюменское ханство было сильным и главным, а Тюмень в наших летописях, вероятно для отличия от Тюмени Каспийской, именовалась великою Тюменью. Здесь сосредоточилась историческая жизнь тогдашней Сибири.

В Тюмени до самого покорения Сибири были особые властители, известные под именем ханов или султанов. В то время, когда семена внутреннего раздора и политическая анархия явились уже между потомками грозного завоевателя Чингис-Хана и монгольско-татарское владычество в могуществе своем колебалось, русские, со времен Дмитрия Донского почувствовав силы свои, готовились свергнуть иго монгольское. В XV столетии жители Великой Перми передавали Москве вести о набегах от Туры и Тобола разных ханов и султанов, и русские не упускали случаи отплачивать неверным за их вражеские нападения.

Древние обитатели татарской Тюмени вели торговлю с Кондиею, Югрою и Обдориею и получали оттуда пушных зверей, рыбу, птичий пух и мамонтову кость. Взамен сего доставляли им железо, серебряные вещи, хлеб и разные ткани. Болгары имели торговые связи с Сибирью и развозили свою юфть, разные шелковые и бумажные ткани, серебро, сабельные клинки , мед и проч. Бухарцы также издревле посещали нынешнюю Сибирь, и в караванах их привозились туда бумажные и шелковые ткани, хлопчатная бумага, мерлушки, шкуры леопардов, тигров, кошениль и сушеные плоды: кишмиш, изюм и урюк.

В двух верстах от Тюмени находится немало насыпанных курганов, близко между собой лежащих. Относительно этих памятников не сохранилось никаких особенных преданий, кроме того, что они покрывают тела бывших тюменских ханов и других знатных лиц , так как таких насыпей удостаивались только верховные и сановные лица.
Нет сомнения, что тюменский край, до покорения его русской державе, переходил из рук в руки, и печальная судьба тяготела над ним в продолжении нескольких столетий, тем более что это место было перепутьем народов на спорной меже, в точке столкновения Азии с Европой. Наконец пробил час уничтожения татарского владычества в Сибири.

1580 г. в Тюмени был некий князь, не зависящий от сибирского хана Кучума, потому что владения последнего оканчивались к юго-западу при устье реки Туры, и самый последний там городок, принадлежавший ему, был Турханский. Ермак во время похода в Сибирь зимовал в Чинги-Туре и оттуда посылал казаков своих по окрестным местам . Таким образом дошли они до Турханского городка и там встретили посланного от хана Кучума мурзу Кутугая. Взяв его, представили Ермаку, который обошелся с ним ласково, спрашивал о здоровье хана и его семейства и после разных мирских разговоров показал мурзе искусство своих воинов в стрелянии из пищалей; и как Кутугай огнестрельного оружия никогда не видел, то крайне удивился. Наконец Ермак, одарив своего гостя, послал с ним подарки Кучуму, его женам , детям и первейшим мурзам, объявив при том, что по наступлению весны он возвратится из Чинги-Туры в Россию.

Кутугай, явившись к Кучуму, рассказал обо всем виденном и слышанном; суеверный хан собрал волхвов и гадателей узнать судьбу свою и получил ответ, что ему от Ермака произойдет великое несчастье. И действительно, Ермак на следующий год явился , победил Кучума и овладел Искером.



Русская Тюмень. По смерти доблестного завоевателя Ермака в 1585 году были посланы в Сибирь воеводы Василий Сукин и Иван Мясной с войском для покорения этой страны. Они, достигнув Чинги-Туры, основали здесь русский город, наименовав его от имени бывшего там тюменского владения Тюменью, и построили церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1595 году, при воеводах Юрии Булдакове и Богдане Воейкове, городовое укрепление построено новое, и царскою грамотой повелено за работы выдать тюменским жителям царское жалование. В 1600 и 1601 годах вместо первой деревянной небольшой церкви построены две просторные новые: одна в городе, во имя Рождества же Богородицы, а другая на посаде во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В 1642 году воевода Григорий Барятынский построил городовое укрепление гораздо обширнее преднего, с башнями и проезжими воротами.

В 1596 году последовало царское повеление, чтобы привлекатьв Сибирь для торговли бухарцев, оказывать им ласковость и никаких пошлин с них не брать. Вскоре действия сего указа оказались ощутительными. В Тобольск, Тару и Тюмень не только начали приходить караваны бухарцев/ но и многие из них в сих городах поселились. Первоначальное число городских жителей в Тюмени в 1601 году увеличилось переселением ямщиков из России, которые с 1605 года поселились близ свои пашен и образовали особую ямскую слободу, называемую ныне Затюменскою частью

Страшными врагами Тюмени были ногаыйцы, кучумовцы и калмыки. Несколько примеров из истории о их нападениях. В 1603 году ногайцы, под предводительством мурзы своего Уруса дошедши до реки Пышмы, разграбили русские и татарские деревни. Тюменские казаки нагнали грабителей за рекою Исетью, разогнали их и отняли похищенное. В 1609 году татары, вогулы и остяки, согласившись вместе, намеревались разорить и уничтожить город Тюмень. Тюменские воеводы Матвей Годунов и Семен Волынский предотвратили эту опасность и главных виновников возмущения казнили. Калмыки, оставив отечественные кочевья, пошли к северо-западу искать независимых мест.


В 1635 году кучумовцы, при помощи калмыков и изменивших татар, держали в осаде Тюмень и, разграбив сельских жителей, удалились. Тюменцы послали за ними 300 человек, но они были калмыками разбиты и возвратились с потерею.

Основанная как город-крепость Тюмень в XVII веке продолжала играть роль важного военно-стратегического пункта. На нее возлагалась защита русских и татарских порубежных селений.
Военно-административная функция наложила отпечаток на население Тюмени. На протяжении всего XVII столетия среди жителей города преобладали служилые люди.
По данным `дозорных книг` всего в Тюмени 1624 года проживало 222 служилых человека, 157 посадских и 70 пашенных крестьян, а также 20 священно- и церковнослужителей.
Но независимо от сословной принадлежности и основного рода занятий все жители Тюмени в первой половине XVII века были связаны с землей.


Со второй половины XVII века хлебопашество и скотоводство уже не являлись основной отраслью хозяйства Тюмени. Главное направление ее экономического развития определяли ремесло и торговля.

К середине XVII века сложилась архитектурная структура Тюмени: городское ядро (кремль), посад, слободы, монастыри.

Как и все русские деревянные города, Тюмень несколько раз горела, заменяла обветшавшие постройки новыми, неуклонно увеличивала количество церквей.
Непрерывное `обновление` города требовало больших усилий. Поэтому начиная с последней четверти XVII века сложные крепостные сооружения все чаще заменялись более простыми, доступными для исполнения местными мастерами.


К началу XVIII века Тюмень стала крупным центром ремесла. В ней перепись учла 140 ремесленников, занятых в 23 видах ремесла. Ни в одном сибирском городе не была столь ярко выражена промышленная специализация. Уже в то время Тюмень приобрела известность выделкой кож, производством обуви, мыла, костяных гребней и другими ремеслами

В середине и второй половине XVIII века городская промышленность претерпела ряд существенных изменений. Углубилась специализация, расширилась связь с рынком. Росло применение наемного труда. Особенно заметны эти перемены были в ведущей отрасли - кожевенной промышленности. Имущественное неравенство среди кожевенников переросло в социальное расслоение. Наиболее крупные из них вышли в купечество, но это были купцы нового склада, для которых основным полем деятельности являлась не торговля, а промышленность. Они уже систематически применяли в своих заведениях наемный труд.


В XVIII веке возрастает роль Тюмени как транспортного узла. Развитие промышленности, транспорта и торговли способствовало росту города, притягивая к нему выходцев из деревни, в которой начался процесс социального расслоения.
Территориально город продолжал распространяться по правому берегу Туры на восток. В 1700 году положено начало каменному строительству. В 1728 году в г. Тюмени построили новый мост через речку Тюменку высотой 20 метров, шириной 10 метров и длиной 176 метров. В это время на посаде уже существовали ратуша, таможня, девять кабаков, торговые ряды, шесть приходских церквей.

На 60-90-е годы XVIII века падает новый этап каменного строительства. Это время расцвета `сибирского барокко`. Строятся Успенская, Знаменская, Вознесенская, Воскресенская (Крестовоздвиженская) и Спасская церкви.

Тогда же появляются первые кирпичные постройки гражданского назначения: казенный винный подвал, административные и частные здания.

В конце XVIII века город представлял собой большой массив одноэтажной застройки по обоим берегам Туры и Тюменки. Над ним возвышались главы 10 каменных церквей и 9 колоколен. С исчезновением крепости и острога именно они наряду с ландшафтом стали играть решающую роль в формировании не только силуэта, но и структуры города. Кроме церквей, общественное ядро города составляли воеводская канцелярия, ратуша, 12 хлебных и соляных магазина, 10 кабаков , винный погреб. Число обывательских домов достигало 1 тысячи.

В первой половине XIX века Тюмень стала самым крупным ремесленным центром Западной Сибири, насчитывающим около 2000 ремесленников. Городское ремесло и сельские промыслы образовали базу для появления и развития крупных мануфактур. Раньше всего они утвердились в кожевенном производстве. Бурное развитие получил речной транспорт. Расположенная у начала сибирского водного пути, Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота.

Реформа 1861 года, столь решительным образом сказавшаяся на общественной и хозяйственной жизни европейской части России, в Сибири не вызвала таких же коренных изменений, поскольку помещичье землевладение здесь не было распространено. Однако после реформы невиданный ранее размах приняло переселение крестьян из Европейской России. Кроме переселенцев через Тюмень прошло много ссыльных.


Развивающаяся капиталистическая экономика изменила развитие многих сибирских городов. В 1838 году был спрямлен Московско-Сибирский тракт: он пошел на Ялуторовск и Ишим, минуя Тобольск, что сыграло роковую роль в жизни древней сибирской столицы и позволило более активно развиваться Тюмени.

В последней четверти XIX века началось строительство Транссибирской железной дороги. Железная дорога дала новый толчок индустриальному развитию. Тюмень становится центром крупного лесопромышленного района, как и прежде продолжает оставаться крупным центром кожевенной промышленности. Промышленность Тюмени имела сложную структуру, включавшую и мелкие ремесленные заведения, и мануфактуры, и фабрики. Сложная структура промышленности определила неоднородный состав тюменской буржуазии. Столь же неоднородным был и тюменский пролетариат.

В XIX веке Тюмень продолжает развиваться как торговый город. Развитие промышленности, транспорта и торговли создавало базу для быстрого роста города.

В июне 1929 года состоялась торжественная закладка фанерной фабрики. Через год она была пущена.
В 1929 году дала ток первая электростанция.
Летом 1929 года по улицам Тюмени пошел первый автобус. Его смонтироваали в пожарной мастерской на базе грузовика. Маршрут начинался от пристани на берегу Туры и заканчивался у Дома Советов.

В 1930 году открыт агропедагогический институт.
В 1930 году побежали по улицам Тюмени уже настоящие, заводского изготовления автобусы, а к 1934 году были введены три маршрута. В том же году открыт кинотеатр `Темп`.
В 1931 году развернулось и через год закончено строительство деревообделочного комбината.
В 1934 году в Тюмени родилась авиация: была создана первая авиагруппа на аэродроме у села Плеханово.

Летом 1934 года летчик В.Бажан и авиатехник А.Фокин открыли движение по Обской воздушной линии Тюмень- Тобольск- Самарово- Березово- Обдорск.

Осенью 1941 года Тюмень приняла 22 эвакуированных завода. Среди них Одесский завод строймеханизмов, Дмитровский эксковаторный, Таганрогский мотоциклетный, Курский Текстильмаш, Киевский `Красный экскаватор`, Подольский аккумуляторный.

14 августа 1944 года образована Тюменская область с центром в г. Тюмени.
В 1948 году создана нефтеразведочная экспедиция.
В 1953 году первые книги выпустило Тюменское книжное издательство.

В 1957 году открыта картинная галерея, которая сложилась на основе художественных ценностей Тюменского и Тобольского музеев, частных коллекций. Поступили в ее фонды произведения из Эрмитажа, Русского музея, Ленинградского театрального музея, Пермской картинной галереи.

В июле 1958 года начались пердачи тюменской студии телевидения.
В 1986 году Тюмень отметила свое 400-летие.

Док. 142925
Опублик.: 13.05.02
Число обращений: 55


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``