В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О положении дел в области Назад
О положении дел в области
Российская Федерация
Тюменская область
ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ
Губернатора Тюменской области
О положении дел в области
Уважаемые депутаты!
Уважаемые жители Тюменской области!
Сегодняшнее Послание мое первое Послание в роли Губернатора и, конечно, этот факт придает ему особое звучание, как некоему программному документу, определяющему видение деятельности администрации области, развития нашего региона.

Послание вносится одновременно с проектом бюджета на 2002 год и, конечно, должно содержать анализ принципиальных подходов к его составлению.

В Уставе области Послание обозначено как доклад `О положении дел в области`. Но мне бы не хотелось, чтобы это был формализованный многотомный доклад, состоящий из цифр, графиков, казенных фраз.

Мне бы хотелось, чтобы Послание было более человечным, понятным для людей, откровенным. Как можно меньше похожим на ежегодный сборник Госкомстата. Думаю, что вы меня в этом поддержите.

В этом году мы с вами шагнули не только в новый Век, в новое тысячелетие. Вся область в конце того и начале этого года была втянута в серьезный политический конфликт.

Мы были свидетелями явного, открытого противостояния севера и юга. В этот конфликт были втянуты не только властные структуры, но вольно или невольно и жители области, и экономические круги. Страх перед друг другом, враждебность, агрессия - это было фоном уходящего столетия.

Сегодня можно констатировать, что на всем этом политическом раздрае, терзавшем нашу область последние годы, поставлена точка.

Надежды людей на политическое согласие, спокойствие в нашем регионе, стабильность в развитии области сбылись.

Правда, не всем это по душе. Кто-то пытается вновь раскачивать лодку, провоцировать конфликты. Но, я думаю, это бесполезно.

В большинстве районов юга области прошли референдумы по объединению муниципальных образований.

Накануне референдумов, которые были назначены по инициативе самих муниципальных образований, в мой адрес от некоторых политиков звучали самые нелепые обвинения. Результаты референдумов не оставили никаких сомнений: подавляющее большинство участников - за объединение. К сожалению, мелкие муниципальные образования, не имеющие никакой доходной базы, не способны самостоятельно решать стоящие перед ними задачи. Результатом создания трех сотен муниципальных образований стал не рост благосостояния населения, и не эффективное решение социальных, экономических проблем, а раздувание бюрократических аппаратов, бесконтрольное расходование бюджетных средств и рост зарплаты чиновников. Тюменская область вышла в передовые по расходам на управление. Пора в этом соревновании нам останавливаться.

Доля расходов на госуправление в областном бюджете в течение этого года сокращена почти на треть. По проекту бюджета на следующий год произойдет сокращение практически на половину. С 8,4 процента в начале 2001 года до 4,6 процента в 2002 году.

В декабре этого года в 18 муниципальных районных образованиях пройдут выборы глав. Руководить районами будут не назначенные Губернатором чиновники, а люди, избранные населением.

Районы получат возможность формировать единый бюджет, внятно планировать и реализовывать социально-экономические программы района, совместными усилиями поднимать село.

Концентрация всех сил, политических возможностей потребовала решения проблемы, возникшей в связи с изменением Федерального Налогового кодекса и закона `О недрах`.

Мы прошли по грани, за которой были резкое уменьшение областного бюджета (практически в 2 раза), обнищание и так небогатой социальной сферы, ликвидация большинства областных программ, значительное ухудшение качества жизни жителей области.

Потребовались вмешательство Президента России, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе, активное содействие депутатов Государственной Думы в нашей области. В результате на федеральном законодательном уровне были приняты решения, сохранившие платежи за природные ресурсы в бюджете области. Впервые за последние годы губернаторы автономных округов, области выступали, что называется, единым фронтом, вместе отстаивая интересы населения, региона. Можно считать, что в этой сложной ситуации мы одержали большую совместную победу, которая позволит и в дальнейшем нормально развиваться области.

За прошедший короткий период произошли качественные изменения отношений с автономными округами. Заключено `Соглашение об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа`. Процесс взаимоотношений от дележа власти перешел к решению конкретных проблем, связанных с развитием промышленности, образования, здравоохранения, социальной сферы. Сотни миллионов рублей северных инвестиций уже реально работают в экономике области. Но это лишь первые, хотя и принципиальные шаги. Создана нормальная политическая атмосфера, теперь предстоит по крупицам собирать, восстанавливать разрушенные экономические и социальные связи.

Принципиальное влияние на политическую ситуацию в регионе оказывает созданный в прошлом году институт Полпреда Президента РФ. С его помощью в кратчайшие сроки наведен порядок в региональном законодательстве, приведении его в соответствие с федеральными законами. При непосредственном участии Полномочного представителя Президента Российской Федерации Латышева П.М. решаются самые острые проблемы - начиная от борьбы с преступностью, заканчивая вопросом реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время под эгидой Полпреда ведется подготовка предложений по разграничению полномочий между Федеральным центром, субъектами РФ, местным самоуправлением.

Далее под функции будут распределяться и бюджетные потоки, и формироваться управленческие структуры. По большому счету речь идет о серьезном переустройстве власти в России.

Если дать общую оценку развития социально-экономической ситуации в области, то она удовлетворительная. По большинству показателей имеется положительная тенденция, динамика роста, стабильность. Улучшается положение в социальной сфере, наводится порядок во всем, начиная от благоустройства и заканчивая расходами бюджета.

В промышленности сохраняется рост основных показателей. Позитивные тенденции проявились в увеличении индекса физических объемов промышленной продукции, увеличении добычи нефти, производстве нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования, приборов и средств автоматизации, древесностружечных плит, фанеры, сборных железобетонных конструкций, шерстяных тканей, пряжи, лекарственных средств, синтетических смол и пластических масс.

Тем не менее, не считаю, что у нас все благополучно в этом направлении. Экономический рост еще носит в основном экстенсивный характер и осуществляется за счет увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей, физически и морально устаревших.

Процент амортизационного износа на большинстве предприятий машиностроения, деревообработки, лёгкой промышленности составляет более 80 процентов.

Этап загрузки простаивающих производственных площадей и легкий рост объемов подходит к концу, впереди жесткая конкурентная борьба как с отечественными, так и зарубежными производителями. Работать по старинке, сидеть и ждать, когда к тебе придут за продукцией, не получится, передышка, которую дало промышленности падение курса доллара, заканчивается.

Без инвестиций в основное производство, науку, без новых технологий, снижения себестоимости и цены продукции, без жесткой маркетинговой политики, выхода на новые рынки сбыта не обойтись. Не найдем себя в новых условиях экономики - обречены на стагнацию и спад. Подтверждение тому - наметившееся снижение объемов производства, затоваривание производства по ряду машиностроительных предприятий.

На предприятиях лесного комплекса, таких как ОАО ДОК `Красный Октябрь`, ОАО `Заречье`, ОАО `Тюменский фанерокомбинат` мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции и повышения эффективности производства дают рост. При поддержке администрации области благодаря полученному заказу на изготовление комплектов жилых домов по линии МЧС за 7 месяцев 2001 года удалось выполнить объем, равный двум объемам прошлого года. В то же время из-за нехватки финансовых средств на обновление и реконструкцию производственных мощностей продолжается кризис на лесозаготовительных предприятиях. Мы столкнулись с тем, что на начало года фактически 80 процентов лесозаготовительных предприятий находились в состоянии банкротства.

На весь юг Тюменской области более - менее работающим осталось одно предприятие ОАО `Туртаслес`, хотя и им снижена заготовка леса до 100 тысяч кубометров в год, что в пять раз меньше его показателей пятилетней давности.

Думаю, одной из причин проблем лесозаготовителей является попустительство со стороны организаций, контролирующих выдачу разрешений, лесопорубочных билетов. Значительная часть леса уходит на сторону, заезжим бригадам.

В связи с этим мною подписано распоряжение об упорядочении отвода лесопорубочных билетов и разграничении функций между комитетом природных ресурсов Тюменской области и департаментом промышленности администрации. Цель его одна - навести порядок в лесопользовании и создать приоритетные условия тем предприятиям, которые будут заготовленный лес направлять на переработку предприятиям нашей области.

Также причиной снижения лесозаготовок было отсутствие поддержки предприятий в зимний заготовительный сезон. Мы планируем в этом году выделить на эти цели на возвратной основе до 100 млн. рублей (ста).

Более 20 млн. рублей выделено ОАО `Заречье`, оказывается помощь в привлечении инвестиций на реконструкцию и замену устаревшего оборудования на ДСК-500, ДОК `Красный Октябрь`, фанерный комбинат и другие производства деревообработки.

Мы столкнулись с беспрецедентным снижением объемов ликероводочной, спиртовой промышленности, по сути, с полным развалом этой некогда высокодоходной отрасли. Область заполонила `левая`, продаваемая по заниженным ценам, водка. Ликероводочные и спиртовые заводы были по сути дела остановлены и превратились в оптовые склады по перепродаже чужой продукции. Банкротами оказались 7 из 9 предприятий алкогольной промышленности.

Потребовалось несколько месяцев напряженной работы администрации, правоохранительных органов, чтобы изменить ситуацию. Заменены представители администрации области в Советах директоров предприятий. Приняты меры по финансовому оздоровлению. Рассмотрены 9 бизнес-планов и инвестиционных предложений от предприятий алкогольной отрасли.

В этом году привлечены администрацией области и выделены инвестиционные кредиты на возвратной основе на модернизацию производства и пополнение оборотных средств:

ОАО `Бенат` - 45 млн. рублей;

ОАО `Сибпредком` - 30 млн. рублей;

Ишимскому ликероводочному заводу - 45 млн. рублей;

Спиртзаводу `Золотая рожь` - 11 млн. рублей

Часть из этих средств привлечено за счет внебюджетных источников и частных инвесторов.

Ежемесячно проводились совещания совместно с федеральными структурами по контролю за оборотом ввозимой алкогольной продукции.

А с июня этого года совещания стали проводиться еженедельно.

Мы одними из первых в России перешли на систему акцизных складов.

В результате принятых жестких мер в июне этого года ситуация с падением производства в этой отрасли была остановлена и наметился рост, при этом со всех объемов произведенной продукции своевременно уплачиваются налоги и акцизные сборы. Напомню Вам, что Тюменская область на протяжении последних трех лет была на особом контроле со стороны Федеральной налоговой службы в связи с плохим сбором налогов и акцизов с алкогольной промышленности. Таких субъектов в Российской Федерации было всего 8. В июле этого года наша область снята с особого положения, так как благодаря принятым мерам в целом за 7 месяцев этого года по сравнению с прошлым годом собрано налогов во все уровни бюджета и акцизных сборов больше на сумму 72 млн. рублей.

Нами была взята на контроль процедура банкротства Заводоуковского спиртзавода. Прежнее руководство поставило работу таким образом, что бы не платились налоги, акцизы, заработная плата. Не вкладывались средства на развитие производства. Все доходы шли в карман. В настоящее время этот комплекс приобретен с торгов администрацией Ханты-Мансийского округа.

У нас есть уверенность, что новые хозяева смогут проинвестировать данный завод и в г. Заводоуковске это предприятие вновь станет градообразующим.

Мы намерены в первом квартале следующего года завершить строительство нового спиртзавода в г. Тобольске.

Выведены из состояния банкротства завод `Сибпредком`, `РОЗВИН`.

Практически подготовлена пятилетняя программа развития этой отрасли. Уже в 2002 году мы планируем увеличить объемы производства вдвое по сравнению с прошлым годом.

Но успокаиваться рано. Водочная мафия придумывает всё новые и новые уловки ухода от налогов, торговли теневой поддельной продукцией.

И только при жесткой совместной работе федеральных структур: налоговой инспекции, полиции, торгинспекции, УВД и ФСБ мы сможем реализовать выполнение намеченных планов.

Стратегическим направлением недропользования по югу области является разработка на условиях СРП Уватского роекта. Долгосрочный проект, который закладывает основу развития нефтегазового юга области. Инвестор планирует вложить около 35 млрд. рублей в освоение месторождения. При этом уже в течение первых пяти лет общих поступлений прямых косвенных налогов от реализации этого проекта планируется получить в областной и местный бюджеты больше на полтора миллиарда рублей.

Дополнительно появится более трех тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Приоритет при размещении заказов машиностроения, стройиндустрии будет отдаваться местным предприятиям. Кроме этого, идет подготовка аукциона на выдачу лицензий по 11 нефтяным участкам. Планируется проведение открытого аукциона на добычу песков на Тумашевском месторождении, что позволит максимально загрузить мощности Винзилинского стекольного завода.

Значительно выросло производство на Тобольском нефтехимкомплексе. Но необходимо отметить и то, что финансовые потоки, поступление налогов в областной бюджет далеко не адекватны объему производимой комбинатом продукции. С руководством `Сибура` в Тобольске подписано соглашение о совместной деятельности по подготовке ряда крупнейших инвестиционных проектов, которые позволят почти вдвое увеличить объемы нефтехимии на Тобольской промплощадке, увеличить вклад комбината в развитие социальной сферы.

Одним из центральных звеньев деятельности администрации должно стать привлечение инвестиций в экономику области. В этих целях в администрации области создан инвестиционно-промышленный блок, который включает в себя департаменты инвестиционно-кредитной политики, промышленности, межрегиональных связей и торговли.

На сегодняшний день подготовлено более 200 (двухсот) инвестиционных проектов по всем отраслям промышленности. Привлечение инвестиций идет по нескольким направлениям - через органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, Европейский банк реконструкции и развития, Российские банки, промышленные предприятия.

Для активного привлечения зарубежных капиталов актуальной остается задача создания устойчивого положительного имиджа региона на международной арене. С этой целью в июне 2001 года была организована презентация Тюменской области в МИД России, собравшая представителей дипломатического корпуса, российских и иностранных деловых кругов, а также ведущих зарубежных средств массовой информации.

Впервые Тюменская область в единой экспозиции всесторонне продемонстрировала свою экспортную продукцию, приоритетные инвестиционные проекты, достижения в гуманитарной сфере. Наши инвестиционные проекты вызвали активный интерес у иностранных партнеров, увеличился поток встречных предложений о сотрудничестве из Швеции, Италии, Финляндии и Китая.

Уже в 2002 году совместно с Министерством экономики Нидерландов будет начато вложение голландских инвестиций в проект расширения тепличного хозяйства ОАО `РИТЗА` общей стоимостью до 5 млн. долларов США.

Начата работа над совместными проектами с представительствами Программ содействия развитию бизнеса со странами СНГ и Восточной Европы. Рассматриваются предложения из Венгрии, Молдовы, Украины, Белоруссии.

Объем инвестиций в основной капитал по югу области вырос на 133 процента. Идет инвестирование десятков Тюменских предприятий. Благодаря тесному сотрудничеству с правительством Ханты-Мансийского автономного округа появилась возможность завершения строительства завода готовых лекарственных средств уже в этом году.

И здесь надо отметить, что за 7 месяцев реально поступило в экономику юга области с помощью Правительства Ханты-Мансийского округа более 30 млн. долларов США, также выделено на реализацию небольших проектов более 270 млн. рублей.

Администрацией области принципиально пересмотрен подход к деятельности внебюджетного Фонда поддержки предпринимательства. Ранее администрацией области дважды создавался подобный фонд, по итогам деятельности обоих были убытки, по которым все еще расплачивается бюджет.

В настоящее время созданный фонд поддержки предпринимательства работает с прибылью, им привлечено за счет внебюджетных источников более тридцати миллионов рублей на реализацию инвестиционных проектов.

За счет средств фонда заканчивается капитальная реконструкция отдельного здания, в котором будут размещаться службы, оказывающие помощь предпринимателям в виде консультационных и юридических услуг, приобретены техспецсредства для создания `БЭК-офиса`, услугами которых смогут пользоваться все предприниматели. Создан областной общественный совет по поддержке малого предпринимательства.

По основным отраслям промышленности соответствующими департаментами администрации области разработаны проекты Программ развития отраслей на ближайшие 5 лет.

По каждому предприятию, по каждой отрасли должно быть ясное видение перспективы, должна быть принята соответствующая программа. Надеюсь, до конца года такая работа будет в основном завершена.

В 2002 году валовая продукция сельского хозяйства прогнозируется в объеме 18,1 - 18,2 млрд. рублей.

Увеличение валового объема сельскохозяйственной продукции будет обеспечено за счет роста производства таких отраслей, как свиноводство и птицеводство, а также продукции растениеводческой группы.

Как и в предыдущие годы, сложным остается положение дел в молочном скотоводстве. Сохраняются тенденции к сокращению коров и продуктивности животных в сельскохозяйственных предприятиях области. В силу ограниченных финансовых возможностей предприятиям не удается самостоятельно восстановить утраченные с годами технологии и генетический потенциал дойного стада.

В связи с этим, в текущем году предпринимаются меры по стабилизации ситуации в молочном животноводстве. Из областного бюджета на возвратной основе выделены кредитные ресурсы на реконструкцию и строительство животноводческих помещений. Для улучшения породного состава животных за счет собственных и бюджетных

средств сельскохозяйственными предприятиями куплено около 700 голов ремонтного молодняка молочных пород и 350 голов мясных пород.

В 2002 году предусматривается для замены низкопродуктивного маточного поголовья приобрести до 2000 голов молочного скота и до 1000 голов скота мясного направления для создания племенных репродукторов. (В 3 раза больше, чем в 2001 г. и в 4,5 чем в 2000 г.).

В целях формирования зон интенсивного производства молока в специализированных крупных товарных хозяйствах предусматривается строительство 35-40 животноводческих ферм с новой технологией содержания, где будет размещено 7,0 - 8,0 тысяч коров.

Для улучшения состояния племенной базы в молочном животноводстве в 2002 году планируется использовать для искусственного осеменения 10-ти тысяч маточного поголовья в племенных хозяйствах, семя высокоценных быков-производителей импортной селекции.

Основной задачей отрасли в следующем году является переход к устойчивому росту объемов производства продукции животноводства. Прежде всего, это будет обеспечиваться за счет реализации мероприятий областной целевой программы развития животноводства, направленных на восстановление и модернизацию животноводческих помещений, техническое перевооружение крупных специализированных хозяйств индустриального типа, на развитие кормовой базы и наращивание мясного потенциала.

Будет продолжена работа по углублению специализации в отрасли животноводства с учетом природно-климатических, демографических условий, и с учетом размещения предприятий переработки сельскохозяйственной продукции.

Стратегической задачей растениеводческой отрасли АПК остается удовлетворение потребностей области в зерне за счет доведения ежегодного сбора зерновых культур до 1,5 млн. тонн, при снижении затрат на его производство. Выполнение поставленной задачи осуществляется в рамках областной целевой программы внедрения ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, основанных на применении нового поколения сельскохозяйственных машин и агрегатов, новых высокоурожайных сортов зерновых культур и современных средств защиты растений, позволяющих восстановить плодородие почвы и снизить затраты по ее обработке, повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Применение данной технологии в соответствии с утвержденной программой предусматривается на площади около 330 тыс. гектаров, что составляет 46 процентов от общей площади посевов под зерновыми.

Требует решения вопрос технического перевооружения отрасли современными машинами и оборудованием. В связи с этим, в 2002 году почти в 1,5 раза увеличатся расходы на пополнение лизингового фонда. Сумма средств областного бюджета, направляемая на покупку сельскохозяйственной техники на условиях лизинга, составит 263 млн. рублей. ( В 4,7 раза, чем в 2000 г.).

Предусматриваются бюджетные ассигнования на формирование регионального продовольственного фонда, который остается для сельскохозяйственных товаропроизводителей гарантированным каналом сбыта продукции и основным источником поступления денежных средств и материально-технических ресурсов на проведение сезонных работ за счет авансирования будущих поставок сельскохозяйственного сырья.

В следующем году также предстоит решать вопросы кадрового обеспечения АПК, финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий и восстановления их платежеспособности, развития сельскохозяйственной кооперации и малого предпринимательства на селе. По всем перечисленным направлениям разрабатываются областные программы.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств на поддержку агропромышленного комплекса в 2002 году осуществляется их концентрация на следующих стратегических направлениях:

- реализация мероприятий областных целевых программ в АПК;

- создание системы долгосрочного льготного кредитования товаропроизводителей АПК, преимущественно за счет субсидирования процентной ставки кредитных ресурсов коммерческих банков;

- формирование и использование регионального продовольственного фонда на новых условиях;

- субсидирование животноводческой продукции.

Перед департаментом АПК, администрациями районов поставлена задача создания полноценной концепции развития агропромышленного производства, как в целом по области, так и по каждому району. Каждый район, каждое хозяйство должно знать, в каком направлении развиваться, какими путями выходить из кризиса, что лучше сеять, что эффективнее выращивать. Причем все программы должны опираться не только на благие пожелания и фантазии, а на реальную финансовую, экономическую, научную, кадровую базу, на реальные рынки сбыта.


Остается сложной ситуация в социальной сфере.

В запущенном состоянии находится материальная база в образовании, здравоохранении, культуре, социальных учреждениях. Последние годы финансировалась лишь невысокая заработная плата и то не всегда вовремя. За последний год объемы финансирования социальной сферы увеличились до 88 процентов, на будущий год планируется увеличение еще почти на 40 процентов. В два с лишним раза выделено больше средств на капитальный ремонт, капитальное строительство школ. Произведены разовые дополнительные выплаты бюджетникам, повышена заработная плата, которая составила 140 процентов от федерального норматива. С 1 января планируется увеличение заработной платы еще на 34 процента.

Понимаю, что и этого недостаточно, но это все, что можно сделать на сегодня. При малейшей возможности появления дополнительных доходов бюджета мы будем продолжать повышение заработной платы нашим врачам, учителям, работникам социального обеспечения, культуры.

В этом году мы провели полную ревизию технического состояния объектов социальной сферы. К сожалению, она безрадужная. Сотни объектов требуют либо капитального ремонта, либо сноса и строительства новых.

Реформа образования, здравоохранения на сегодня - это в первую очередь создание достойных условий работы и достойной заработной платы.

В проекте бюджета следующего года заложены централизованные платежи социальной сферы за коммунальные услуги и платежи в ФОМС за неработающее население.

Как показала практика текущего, да и предыдущих лет, из-за перераспределения средств в рамках местных бюджетов возникли миллиардные долги перед коммунальщиками, что поставило под угрозу жизнедеятельность этих объектов и угрозу массового отключения от тепла и электроснабжения. Это, во-первых, а во-вторых, платежи за неработающее население поступали в лечебные учреждения явно не в тех объемах, которые предписывались областным законом, результатом явилось хроническое недофинансирование здравоохранения.

Мы должны избавиться от постыдной ситуации, когда люди идут в больницы со своими простынями и лекарствами.

Одно из успешных направлений в образовании - это высшая школа. Число студентов увеличилось за последние годы ровно вдвое. Тем не менее и здесь проблем достаточно. Это и сокращение до 50 процентов количества бесплатных мест, и невысокая зарплата преподавателей, и низкая стипендия студентов.

Но, пожалуй, самая главная проблема заключается в долгосрочном перспективном планировании высшей школы. Сегодня существует несоответствие объемов подготовки специалистов их реальной потребности.

В результате мы имеем острую нехватку инженеров-механиков, геологов, нефтяников, строителей и переизбыток менеджеров, юристов, экономистов. Об этом же говорил и Президент Российской Федерации на прошедшем Госсовете. Очевидно, что созрела необходимость в областной программе, которая бы помогла решить эту задачу.

Вторая, особая проблема - подготовка кадров для села, 70 процентов выпускников сельхозакадемии работают не по специальности. Молодые врачи и педагоги также не балуют село. И упрекать их нельзя, нужно обеспечивать жильем, нужно помогать молодым специалистам, молодым семьям. Но при этом не надо забывать и то, что половина наших выпускников в ВУЗах, а в сельхозакадемии почти 100 процентов - это люди, получающие образование за счет государства, и, наверное государство, как в старые добрые времена, должно иметь право потребовать у молодых специалистов хотя бы три года отработать по направлению ВУЗа.

Прошедшие 8 месяцев текущего года можно охарактеризовать как стабильные в сфере социальной защиты населения. Помимо государственных пенсий, на доплаты из областного бюджета израсходовано почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году.

Полностью закрыта потребность в деньгах по выплате детских пособий. Ликвидирована значительная задолженность (20,5 млн. рублей) по выплате адресного социального пособия. Улучшилось состояние дел по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами. На эти цели было выделено средств почти в 2 раза больше. Произведена единовременная выплата ветеранам войны, причем эта сумма (19,5 млн. рублей) была значимо больше, чем в юбилейный год 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В течение этого года мы обеспечили на льготных условиях автомобилями более 700 инвалидов труда и детства. Это половина от всей потребности. Для сравнения - в 2000 году данная потребность удовлетворена лишь на 2,5 процента.

В 2 раза больше средств выделено на протезно-ортопедическую помощь, которая оказана всем нуждающимся гражданам.

Впервые во всех территориях юга области организовано оздоровление детей в летний период через действующую сеть учреждений социального обслуживания, что позволило увеличить на 25 процентов по сравнению с прошлым годом численность детей из социально незащищенных категорий, охваченных летним отдыхом (3,5 тыс. детей).

В 2 раза больше средств выделено на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

Я так подробно привожу эти примеры потому, что работа эта невидная и негромкая, но очень нужная. В последнее время появляются спекуляции на тему, что администрация области проводит политику в ущерб социальным направленим. Это совершенно не соответствует действительности. Социальная защита людей была и будет одним из приоритетных направлений нашей работы.


Демографическая ситуация в Тюменской области характеризуется процессом убыли населения, который не покрывается за счет миграции. Так, за четыре года естественная убыль составила более 70 тыс. человек.

Основными причинами смертности населения являются болезни системы кровообращения, травмы и отравления, болезни органов дыхания, включая туберкулез, онкологические заболевания и ряд заболеваний, обуславливающих высокую детскую смертность.

Отмечается стабильный рост социально значимых заболеваний, таких как туберкулез (12 %), наркомании (в 1,4 раза), алкоголизм (70%), ВИЧ-инфицированных (38%).

В ряде ведущих лечебно-профилактических учреждений области, таких как Тюменская областная больница и Тюменский областной онкологический диспансер, имеется 100-процентный износ рентгенологического, ультразвукового и лабораторного оборудования.

Материально-техническая база противотуберкулезных учреждений находится в критическом состоянии. Дефицит туберкулезных коек составляет 276, что приводит к несвоевременной госпитализации больных туберкулезом.

В середине этого года начала функционировать новая областная больница интенсивного лечения, введено в строй новое здание областного глазного диспансера, открыт кабинет `Диабетическая стопа` на базе областной клинической больницы.

Разработана областная целевая программа `Авиценна` на 2002 - 2006 годы, включающая десять подпрограмм, а также целевая программа `Неотложные меры борьбы с онкологическими заболеваниями в Тюменской области` на 2002 - 2006 годы.

В результате совместной деятельности администрации области и Министерства здравоохранения увеличено финансирование на 2001 год федеральных целевых программ: `Анти-СПИД`, `Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России` и другие.

Подготовлены проекты областных законов `О реабилитации наркологических больных`, `О профилактике наркоманий в Тюменской области`.

В 2001 году начали функционировать 11 новых аптек.

Из областного бюджета и бюджета муниципальных образований в 2001 году на цели бесплатного и льготного отпуска лекарств предусмотрено выделить в 1,9 раза больше, чем в 2000 году.

В 2001 году увеличены на 17,1 млн. рублей ассигнования на обеспечение больниц лекарственными средствами за счет средств федерального фонда обязательного медицинского страхования. В первом полугодии 2001 года получено инсулинов, таблетированных средств на сумму, в 38 раз превышающую стоимость данной группы препаратов в 2000 году.

Открыто пять `социальных аптек` (гг.Тюмень, Ишим, Тобольск, Заводоуковск, Ялуторовск), в которых розничные цены ниже средних на 15 - 30 процентов.

Проведено полное погашение кредиторской задолженности. За 2000 год и 8 месяцев текущего года заработная плата работникам здравоохранения повышалась 3 раза и увеличилась относительно уровня января 2000 года на 70 процентов. Финансирование расходов на здравоохранение увеличилось на 58% по сравнению с 2000 годом.

На 2002 год предусматривается увеличить финансирование здравоохранения на 33 процента.

Кроме этого, основными задачами на 2002 - 2005 годы администрация области считает: укрепление материально-технической базы центральных районных больниц, подготовку врачебных кадров, создание межрайонных диагностических центров по пути транспортных потоков из отдаленных районов, создание единой технологической системы по оказанию медицинской помощи травматологическим больным, разработка и внедрение Губернаторских программ (`Охрана здоровья матери и ребенка`, `Здоровье подростка`, `Скорая медицинская помощь`), восстановление единой системы профилактики, ранней диагностики, диспансерного наблюдения и оказания специализированной медицинской помощи при важнейших заболеваниях.

В настоящее время наркоситуацию в Тюменской области можно оценивать как нетерпимую. По данным Правительства Российской Федерации, Тюменская область занимает 4 место в России по уровню немедицинского потребления наркотических средств.

По югу области (включая город Тюмень) число больных наркоманией составляет 4,240 человек, в том числе - несовершеннолетних - 192 человека.

Для решения проблем профилактики и борьбы с наркоманией в администрации области в марте 2001 года создан комитет по профилактике и борьбе с наркоманией.

В несколько раз увеличены ассигнования на борьбу с наркоманией за счет сокращения расходов на управление.

Создан координационный совет при Губернаторе области по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; оперативный состав УБНОН ГУВД области дополнительно увеличен на 25 штатных единиц; приобретены 25 автомобилей для оснащения силовых структур, занимающихся пресечением незаконного оборота наркотиков.

С апреля начата совместная акция администрации области и ГУВД области `Где торгуют смертью?`. С момента начала акции на пейджер `Жизнь` поступило 926 сообщений о местах торговли наркотиками.

За весь 2000 год на юге области выявлено более полутора тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, только в первом полугодии 2001 года выявлено 2011 преступлений.

Выделены средства для создания межведомственной автоматизированной системы анализа и обобщения информации о незаконном обороте и потреблении наркотиков и развития кинологических служб.

Тюменским участковым уполномоченным переданы 200 пейджеров для осуществления оперативной связи с населением.

В целях нормативно-правового регулирования процессов реабилитации и участия населения в охране общественного порядка разработаны проекты законов Тюменской области `О медико-социальной реабилитации наркозависимых` и `Об участии населения в охране общественного порядка`; положение о конкурсе программ общественных организаций по профилактике наркомании.

Рабочей группой из состава специалистов заинтересованных структур начаты проверки деятельности развлекательно-досуговых учреждений г. Тюмени и соблюдения в них правил торговли алкогольными напитками.

Для получения реальных сведений о наркоситуации в Тюменской области создается система мониторинга, включающая проведение периодических социологических исследований; формирование и постоянное обновление баз данных по основным аспектам наркомании.

В настоящее время разработана программа переподготовки кадров по вопросам профилактики наркомании, учебная программа по подготовке преподавателей по предмету `Профилактика наркомании` во всех школах юга области, изданы учебные пособия. Создается система волонтерского движения по профилактике наркомании среди учащихся школ, училищ техникумов и ВУЗов.

Совместно со средствами массовой информации области разрабатывается единая позитивная концепция информационного обеспечения профилактики и борьбы с наркоманией, включая подготовку журналистских кадров.

Налаживается взаимодействие с общественными организациями. Созданы консультативный совет ТОСов и правоохранительных органов при комитете по профилактике и борьбе с наркоманией; общественно-государственный фонд `Содействие профилактике и борьбе с наркоманией`, Тюменская областная Ассоциация общественных объединений `Жизнь без наркотиков`.

Принимаются меры для активного привлечения населения области к решению вопросов профилактики борьбы с наркоманией через организацию пунктов охраны общественного порядка в территориальных органах самоуправления, общежитиях, учебных заведениях.


Капитальные вложения из областного бюджета направляются, в первую очередь, на завершение строительства объектов со сроком ввода в 2001 году, на проведение работ по газификации юга области и выполнение областных программ `Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой`, `Утилизация и переработка отходов`, `Энергосбережение Тюменской области` и ряд других.

По объектам газоснабжения юга области планируется ввести 646 км, газораспределительных сетей (107 процентов), перевести на газ 201 котельную (119 процентов), газифицировать 5380 дворов (171 процент).

Основными приоритетами в строительстве объектов газоснабжения станут снижение объемов незавершенного строительства, обеспечение строительства подводящих газопроводов к котельным и максимальная газификация сельских подворий.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства территории юга Тюменской области не имеет особых отличий от общего состояния дел в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации.

Проблемы значительного недофинансирования отрасли, высокая затратность и степень износа основных фондов, неразвитость конкурентной среды, большие потери энергии, воды и других ресурсов - все это в полной мере характерно и для жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.

Остается высокой кредиторская задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками. Несмотря на ее снижение, она составляет более 2 млрд. рублей.

Решение проблемы обеспечения финансовой стабильности предприятий жилищно-коммунального комплекса является одной из главных.

Перевод муниципальных предприятий в режим самофинансирования на сегодняшний день невозможен без решения вопроса о погашении реальной задолженности бюджета перед предприятиями ЖКХ за прошедшие годы.

Успешное решение проблем жилищно-коммунального хозяйства невозможно без кардинального изменения сегодняшнего отношения к сфере жилищно-коммунального хозяйства, как к `второстепенной отрасли`, `вспомогательному подсобному хозяйству`, без создания новых структур управления.

Требует совершенствования система тарифного регулирования на областном и муниципальном уровне, в том числе регулирования деятельности локальных естественных монополий.

Сегодня право формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (за исключением утверждения тарифов на электроэнергию и газ) принадлежит органам местного самоуправления, а фактически - локальным естественным монополистам, которые и делают расчеты по себестоимости услуг, зачастую завышая затраты, включая непроизводительные расходы.

В числе первоочередных мероприятий - применение новых принципов формирования бюджетов и межбюджетных отношений. Формирование областного и муниципального бюджетов должно производиться таким образом, чтобы экономически заинтересовать муниципальные образования и предприятия ЖКХ в снижении издержек, внедрении новых форм управления. Финансовая помощь (выделение дотаций, установление нормативов отчислений) не должна снижаться на сумму экономии средств тем муниципальным образования и предприятиям, которые в результате конкретных реформенных преобразований добились реального снижения затрат, повышения экономических показателей в хозяйственной деятельности.

Госстроем Российской Федерации принято предложение Губернатора области о включении Тюменской области в федеральную целевую программу для отработки механизмов реализации программных мероприятий по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса.

В области созданы для этого, кроме социально-экономических, и материальные предпосылки: развита материально-техническая база, промышленные предприятия области выпускают современное специальное оборудование, налажено производство новейших теплоизоляционных материалов и конструкций, пластиковых оконных блоков, полиэтиленовых труб для строительства газовых и водопроводных сетей.

Несколько слов об общественном транспорте.

В 2001 году предусматривается на дотацию пассажирских перевозок 142,6 млн. рублей по всем видам транспорта общего пользования.

Однако дальнейший рост объемов пассажирских перевозок сдерживается по причине недостаточности и изношенности подвижного состава.

В настоящее время более 70 процентов автобусов и троллейбусов пассажирских автопредприятий юга области превысили сроки эксплуатации.

Недостаточное количество подвижного состава в автопредприятиях юга области может привести в 2002 году к снижению объемов перевозок пассажиров, к уменьшению количества рейсов, а также обслуживаемых населенных пунктов из-за сокращения маршрутной сети на 30 процентов, что не позволит своевременно и качественно обслуживать население.

В этих целях в проекте бюджета предусмотрено около 300 млн. рублей на приобретение новых автобусов, создание ремонтного завода в Ялуторовске.

Состояние дорожного хозяйства Тюменской области отличается от других регионов одним из самых низких в России - 69,3 процента дорог с твердым покрытием в общей протяженности внегородских дорог общего пользования. Из 8540 км областных автомобильных дорог юга области только 5807 км имеют твердое покрытие.

Из 1272 населенных пунктов имеют связь с областным центром по дорогам с твердым покрытием только 797. Поэтому для обеспечения экономического и социального развития области необходимо продолжить интенсивное строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Вместе с тем будут продолжены работы по строительству и ремонту дорог в областном центре, других населенных пунктах.

Уважаемые депутаты и жители области!
Заканчивая свое послание, хочу акцентировать Ваше внимание из всего многообразия задач на общем видении развития нашего региона.

Мы должны активнее заниматься интеграцией экономических и социальных процессов на всей огромной и богатой территории области. Развивать те позитивные тенденции сотрудничества, которые возникли за последнее время.

Тюмень имеет потенциал, и мы должны его всемерно поддерживать, стать технологическим, научным, культурным, туристическим центром, привлекательным как для бизнеса, так и для жизни людей.

Сельское хозяйство юга не должно рассматриваться как некая обуза, уже сегодня на примере передовых хозяйств видно, что эта отрасль пережила кризис и стала подниматься на ноги. По ряду показателей, несмотря на сложные климатические условия, мы выглядим не хуже многих других субъектов Российской Федерации. Задача состоит в наращивании научной, кадровой поддержки, техническом перевооружении отрасли.

Формирование гражданского общества, взаимодействие общественных и государственных институтов должно обеспечить реальное участие людей в управлении, уверенность в своих силах.

Происходящие перемены формируют иной общественно-политический климат, как в стране, так и в нашем регионе. У России, у нашей области появилась серьезная перспектива стабильного развития, возрождения.

Док. 142912
Опублик.: 13.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``