В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Тюменской области Назад
Губернатор Тюменской области
Собянин Сергей Семенович

Биография
Вот уже четвертое поколение Собяниных живет на Тюменской земле. Один из его основателей, уральский казак получил от Государя в первую империалистическую четыре <Георгия> за храбрость, именное оружие от Буденного в гражданскую за доблесть, а в 1937 году - был сослан в Березовский район. Другой прожил более ста лет и похоронен в Березовском районе. Здесь же, в семье со строгими православными традициями родился и вырос отец Сергея Семеновича, унаследовавший профессию охотника - промысловика и передавший сыну самое большое богатство - нравственные жизненные устои коренных сибиряков. В Березово, Сергей Собянин окончил среднюю школу, затем поступил в Костромской технологический институт.

На Урале, после окончания института он начинал работать на крупном заводе. Там в Челябинске, была относительно высокая зарплата, благоустроенный быт, но у него всегда было желание вернуться на Север, в родные края.

Самая трудная, но и самая интересная часть трудовой биографии Сергея Семеновича Собянина связана со строительством города Когалыма, работой в Ханты-Мансийском автономном округе. Несколько раз приглашали его переехать на работу в Москву, предлагали высокие государственные должности. В конечном итоге он вошел в команду нового Президента Российской Федерации. Выбрал работу в Уральском Федеральном округе, поближе к родной земле.

Когда Сергей Семенович Собянин возглавил администрацию Когалыма, ситуация в городе была не просто сложной, но казалась абсолютно безнадежной. Бастовали водители, некому было завозить хлеб в магазины. На улицах не убирался мусор. Городские стройки были остановлены, городская казна была катастрофически пуста . Не было средств для того, чтобы завершить начатое строительство. Стачечные страсти раздирали общество. Руководители градообразующего предприятия не находили общего языка с муниципальной властью. А сама муниципальная власть не имела ни законодательной базы, ни серьезных рычагов влияния.

Прошло чуть более двух лет. Когалым стал одним из лучших городов Западной Сибири. А Сергея Собянина пригласили на работу в качестве первого заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. Затем он возглавил законодательное собрание субъекта федерации. Председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Семенович Собянин проработал с 1994 по 2000 год. Представлял наш регион в Совете Федерации. К этому времени он уже имел еще и юридическое образование, защитил кандидатскую диссертацию. Руководил одним из основных комитетов Верхней палаты Федерального Собрания - по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

Но главным своим делом за этот период он считает участие в разработке и реализации программы социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа вместе с губернатором автономного округа Александром Васильевичем Филипенко. С ним его связывает крепкая мужская дружба и долгие годы совместной работы.

Сергею Семеновичу Собянину, как человеку выросшему в Ханты-Мансийском автономном округе, на Тюменской земле далеко не безразличны те политические противоречия, которые не дают развиваться в целом всей территории области. Когда из-за чьих-то чрезмерных амбиций страдают люди. Он выступает за взаимовыгодное сотрудничество и интеграцию в регионе. За возрождение экономики и социальной сферы. Его позиция находит горячую поддержку как среди тех кто живет на севере, так и среди тех кто живет на юге Тюменской области.

Личное дело
Карьера Сергея Собянина иллюстрирует эволюцию российской публичной политики.

Сергей Семенович Собянин уверен, что пошел в родню по материнской линии - в уральских казаков. Его дед, четырежды кавалер Георгиевского креста, воевал на германском фронте, потом служил у Буденного, Вся жизнь его прошла на передовой. Другой дед был из староверов-охотников. Тайгу знал как свои пять пальцев и силищей отличался неимоверной - столетним стариком в одиночку на медведя ходил с одной рогатиной.

Сергей и сам раньше, чем ходить, научился на лыжах ездить. А как иначе, если растешь в тайге?

Родился он в селе Няксимволь Ханты-Мансийского автономного округа. А в школу пошел в Березово, том самом, где находился в ссылке опальный генералиссимус Александр Меньшиков. Казалось, что с тех времен мало что изменилось в этом заштатном городке. Разве что в грязи посреди улиц тонули уже не телеги, а трактора.

По весне у березовских мальчишек было развлечение - кататься на льдинах. С них же ныряли в холодные воды небольшой таежной речки Колчанки. Потом отогревались у костра - в мае на Севере еще снег лежит. А сходит снег, бывает, что за один день. И тогда расцветает тайга, как юная красавица. Такого зрелища не увидишь ни в средней полосе, ни на юге.

Уезжая учиться, Сергей знал совершенно точно, что когда-нибудь вернется в родные края. Институт был выбран по месту жительства старшей сестры - Костромской технологический. К тому времени Сергей имел некоторый опыт комсомольской работы. Тому способствовало курьезное обстоятельство: прежний комсорг забеременела, и перестраховки ради на ее место решено было выбрать юношу.

Тогда Сергей еще не догадывался, что это событие определит его судьбу. В институтском комитете комсомола ему сказали: раз тебе это не в новинку, будешь комсоргом группы. Та же история повторилась и на Челябинском трубопрокатном заводе, куда в 1980 году распределился молодой специалист Собянин. Полтора года он трудился по специальности - слесарем, бригадиром токарей, мастером, одновременно выполняя функции комсорга цеха, Следующей же вехой его биографии стала работа заведующим отделом комсомольских организаций Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска.

Так неосторожность безвестной десятиклассницы помогла Сергею Собянину занять свое место под солнцем.

Журналисты часто спрашивают Собянина: какими, по его мнению, качествами должен обладать современный политик? На что неизменно получают ответ; прежде всего знанием собственной страны. Для того чтобы управлять такой страной, как Россия, считает Сергей Семенович нужно знать ее не по книжкам и не по научным трудам, а самому поработать в глубинке, на местах. Свой регион Собянин знает как никто другой. В родной округ он вернулся в 1984-м. Обосновался в поселке Когалым, где около года работал заместителем председателя сельсовета.

То было время `большой нефти` в Западной Сибири. Нефтеносный Когалым быстро развивался, активно строился и люднел. В 1985 году он получил статус города. Собянина назначили на должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Когалымского горсовета. О том, насколько горячим был этот участок работы, можно судить по двум фактам. Новый год Сергей Семенович встретил в котельной, а предсвадебную неделю провел, ликвидируя последствия аварии на магистральном теплопроводе.

Вскоре Собянину снова пришлось менять сферу деятельности. В 1986 году он стал секретарем Когалымского горисполкома. В 1988 году - заместителем заведующего орготделом Ханты-Мансийского окружкома КПСС. А еще через два года занял должность начальника налоговой инспекции города Ханты-Мансийска.

Когда в 1991 году Сергея Семеновича избрали мэром Когалыма, его мама сокрушалась: `Бросаешь стабильную, уважаемую работу. И зачем тебе идти в эти мэры, там же одна нервотрепка`.

Время для мэрства и вправду было не самое спокойное. На улицах шли митинги, бастовали транспортники. В городе не хватало продовольствия. Городские власти и `нефтяные бароны` находились в жестком противостоянии друг другу, следствием чего были замороженные стройки, замусоренные, неблагоустроенные дворы, центральные улицы, превратившиеся в стоячие болота.

Собянину удалось выстроить эффективную систему взаимоотношений с нефтегазодобывающими предприятиями. Антагонизм между властью и частным капиталом уступил место логике партнерства. `Все мы в одной лодке, - убеждал предпринимателей Сергей Семенович. - Развалится регион - невозможно будет работать фирмам, и наоборот`. Действенность методов главы когалымской администрации стала очевидной в самое ближайшее время. В социальную сферу потекли нефтяные рубли.

Снова стали возводиться жилье, сажаться деревья, вывозиться мусор. Было начато строительство аэропорта, торгового центра, школы искусств. О годах своего мэрства Собянин вспоминает с гордостью: Когда я начал работу, денег в местном бюджете едва хватало на строительство нескольких тротуаров. Через два года Когалым превратился в город с развитой инфраструктурой, с развитой социальной сферой, с собственными подразделениями в жилищно-коммунальном хозяйстве у дорожников, у строителей и т.д. Бюджет Когалыма стал одним из самых больших городских бюджетов.

Успехи талантливого хозяйственника были замечены и оценены. В ноябре 1993 года Собянина назначили на пост заместителя главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа. В марте следующего года Сергей Семенович был избран в окружную Думу, а вскоре стал ее спикером. Пост главы законодательной власти округа он сохранял за собой до октября нынешнего года.

Будучи председателем Думы ХМАО, Сергей Собянин по должности стал членом Совета Федерации, где с июня 1998 года возглавлял Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Именно на этом посту он начал блестящую карьеру публичного политика, имея за плечами, помимо технического, высшее юридическое образование и степень кандидата наук.

Одной из самых острых проблем, решаемых на уровне сената, Сергей Собянин считает проблему равноправия статусов автономных округов, областей и всех субъектов Федерации. Из восьмидесяти девяти субъектов Федерации всего только восемь вообще не получают денег из Центра. Остальные в той или иной степени живут за счет федерального бюджета. Один из серьезнейших его доноров - Ханты-Мансийский автономный округ. В отличие от большинства регионов, он не нуждается в дотациях, а потому ставит во главу угла стабильность межбюджетных отношений.

Однако в последнее время, сетует Собянин, даже несмотря на введение Кодекса о распределении бюджетных отношений в пропорции `пятьдесят на пятьдесят`, делаются попытки изменить баланс в сторону Центра. Причем это делается не только открыто, но и скрытно. Уменьшаются налоги, распределяемые между регионами, прямые же сборы в федеральный бюджет растут. Бывает даже так, что до региональных налоговых инспекций доводятся планы сбора только федерального бюджета, и именно по ним производится стимулирование налоговиков.

И это тем более прискорбно для ХМАО и подобных ему регионов-доноров, потому что они выполняют федеральные функции, связанные с жизнеобеспечением населения. Это здравоохранение, народное образование, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство дорог, в том числе межрегиональных и федеральных.

Размышляя, почему федеральные власти не заинтересованы в формировании самостоятельных бюджетов на местах, Собянин приходит к выводу, что это позиции не премьера или президента, а мелкого и среднего чиновничества. Его представители постоянно борются за сохранение своего места. И метод их стар как мир - улучшение формальных показателей своей работы, касающихся выполнения федеральной части бюджета. А то, как будут выходить из положения регионы, их нисколько не волнует.

Проблема состоит также в том, что интересы регионов не учитываются и при составлении федеральных законов. Собянин утверждает, что в Государственной Думе на сегодняшний день нет ни одной фракции, которая бы отстаивала региональные интересы. Напротив, законы, принимаемые Думой, жестко и последовательно централизуют власть. В то время как, согласно Конституции, властные полномочия должны разделяться пропорционально.

Свою принципиальную позицию в отношении регионов Сергей Семенович проводит ныне на новом поприще. В июле он был назначен первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. А поскольку Ханты-Мансийский автономный округ входит теперь в состав Уральского федерального округа, то и с родными местами он не расстался.

Док. 142911
Опублик.: 13.05.02
Число обращений: 63


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``