Ювелирное дело давно развито на Урале. Богатые месторождения уральских самоцветов способствовали развитию местного промысла по изготовлению ювелирных изделий.
Кустарные мастерские уральских горщиков, камнерезов и огранщиков располагались в окрестностях Екатеринбурга. За каждым из районов закреплялись строго определенные виды ювелирных работ. В конце 90-х годов прошлого века в Екатеринбург один за другим потянулись представители иностранных фирм и компаний, соблазненные большими возможностями приобрести уральские самоцветы - парижские, брюссельские, американские торговые агенты. А в начале XX столетия город посетили и представители знаменитой фирмы Фаберже.
Важнейшую роль в развитии художественной культуры края и, в частности, камнерезного искусства сыграло открытии в Екатеринбурге Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ) в декабре 1870 года.
С 1898 года начала работу мастерская по изготовлению учебных минералогических коллекций, спрос на которые был очень высок. В том же году Мастерская экспонировала свои коллекции в Омске на первой Западно-Сибирской выставке, в Перми, Саратове и в Казани, где они были отмечены серебряной медалью. М.О. Клером был составлен каталог коллекций, в котором их значилось 192 типа. В 1915 году Мастерская дала чистой прибыли до 2371 рубля.
Первая мировая война 1914 года и последовавшая вслед за ней гражданская война в России 1918 - 1921 годов подорвали возможности русских художественных школ.
В 1939 году мастерская получает статус `Гранильно-минералогической фабрики`. Уже в 1940 году стало очевидным налаживание выпуска ювелирных изделий со вставками собственной огранки. Затем мастерство ювелиров послевоенного поколения принесло Свердловской ювелирно-гранильной фабрике всемирную известность. В начале 50-х годов на фабрике была проведена реконструкция, что положило начало механизации процесса огранки. Одним из выдающихся мастеров-гранильщиков был Е.К. Козлов.
Первые алмазы для огранки поступили на фабрику в 1954 году, после открытия на год раньше их месторождения в Якутии. Однако первые бриллианты были огранены только спустя пять лет. Наладили выпуск ювелирных изделий из золота и платины с бриллиантами и другими самоцветами, которыми так богата Уральская земля. А в начале 60-х годов на фабрике снова возобновился выпуск ювелирных изделий с природными поделочными камнями. Это была эра расцвета творчества уральских ювелиров. Большой успех произвел показ коллекции моделей художника по костюмам Шамилиса, детали украшений которых были выполнены с использованием уральских камней в Париже в 1960 году.
Сейчас это предприятие называется ОАО `Ювелиры Урала`. На выставке 1996 г. в Санкт-Петербурге, посвященной 150-летию Фабереже, всех восхитила работа Владимира Уфимцева - золотое яйцо с традиционным `секретом`: при повороте верхней половины яйца на 90 градусов раскрывается удивительный цветок с бриллиантовыми лепестками.
Ярко вспыхнула звезда молодой художницы Елены Опалевой, колье которой `Гизехский сфинкс` одержало победу на конкурсе `Алмазные Международные Премии - 1996`, основанном знаменитой компанией `Де Бирс`. Один из руководителей компании `Де Бирс`, Энтони Оппенгеймер назвал эту работу `российским чудом`.
Док. 142685 Опублик.: 08.05.02 Число обращений: 52