В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ювелирное дело Назад
Ювелирное дело
Ювелирное дело давно развито на Урале. Богатые месторождения уральских самоцветов способствовали развитию местного промысла по изготовлению ювелирных изделий.
Кустарные мастерские уральских горщиков, камнерезов и огранщиков располагались в окрестностях Екатеринбурга. За каждым из районов закреплялись строго определенные виды ювелирных работ. В конце 90-х годов прошлого века в Екатеринбург один за другим потянулись представители иностранных фирм и компаний, соблазненные большими возможностями приобрести уральские самоцветы - парижские, брюссельские, американские торговые агенты. А в начале XX столетия город посетили и представители знаменитой фирмы Фаберже.
Важнейшую роль в развитии художественной культуры края и, в частности, камнерезного искусства сыграло открытии в Екатеринбурге Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ) в декабре 1870 года.
С 1898 года начала работу мастерская по изготовлению учебных минералогических коллекций, спрос на которые был очень высок. В том же году Мастерская экспонировала свои коллекции в Омске на первой Западно-Сибирской выставке, в Перми, Саратове и в Казани, где они были отмечены серебряной медалью. М.О. Клером был составлен каталог коллекций, в котором их значилось 192 типа. В 1915 году Мастерская дала чистой прибыли до 2371 рубля.
Первая мировая война 1914 года и последовавшая вслед за ней гражданская война в России 1918 - 1921 годов подорвали возможности русских художественных школ.
В 1939 году мастерская получает статус `Гранильно-минералогической фабрики`. Уже в 1940 году стало очевидным налаживание выпуска ювелирных изделий со вставками собственной огранки. Затем мастерство ювелиров послевоенного поколения принесло Свердловской ювелирно-гранильной фабрике всемирную известность. В начале 50-х годов на фабрике была проведена реконструкция, что положило начало механизации процесса огранки. Одним из выдающихся мастеров-гранильщиков был Е.К. Козлов.
Первые алмазы для огранки поступили на фабрику в 1954 году, после открытия на год раньше их месторождения в Якутии. Однако первые бриллианты были огранены только спустя пять лет. Наладили выпуск ювелирных изделий из золота и платины с бриллиантами и другими самоцветами, которыми так богата Уральская земля. А в начале 60-х годов на фабрике снова возобновился выпуск ювелирных изделий с природными поделочными камнями. Это была эра расцвета творчества уральских ювелиров. Большой успех произвел показ коллекции моделей художника по костюмам Шамилиса, детали украшений которых были выполнены с использованием уральских камней в Париже в 1960 году.
Сейчас это предприятие называется ОАО `Ювелиры Урала`. На выставке 1996 г. в Санкт-Петербурге, посвященной 150-летию Фабереже, всех восхитила работа Владимира Уфимцева - золотое яйцо с традиционным `секретом`: при повороте верхней половины яйца на 90 градусов раскрывается удивительный цветок с бриллиантовыми лепестками.
Ярко вспыхнула звезда молодой художницы Елены Опалевой, колье которой `Гизехский сфинкс` одержало победу на конкурсе `Алмазные Международные Премии - 1996`, основанном знаменитой компанией `Де Бирс`. Один из руководителей компании `Де Бирс`, Энтони Оппенгеймер назвал эту работу `российским чудом`.

Док. 142685
Опублик.: 08.05.02
Число обращений: 52


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``