В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беспризорность в Москве Назад
Беспризорность в Москве
КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИОЛОГО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН РОСТА БЕСПРИЗОРНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОМАНИИ В СРЕДЕ БЕСПРИЗОРНЫХ В Г. МОСКВЕ


`Беспризорность в среде несовершеннолетних, ее причины. Состояние проблем наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних бродяг в городе Москве` - так называется новое исследование, выполненное по заказу Городского центра `Дети улиц` специалистами ВНИИ МВД Российской Федерации. Оно позволяет понять глубинные причины детской беспризорности. Основным предметом этого исследования были `детерминанты, порождающие беспризорность, бродяжничество, злоупотребление наркотиками среди несовершеннолетних`.

Исследователи впервые установили степень поражения наркоманией и токсикоманией среды малолетних бродяг, их роль в распространении наркотиков во всем детском социуме Москвы, подтвердив рабочую гипотезу о том, что несовершеннолетние бродяги являются активной средой в распространении наркомании. Не разрывая связей со сверстниками своего дома, двора или улицы, они вовлекают многих подростков в незаконный оборот наркотиков.

Напомним, что предыдущее комплексное исследование, выполненное специалистами ВНИИ МВД в 1999 году (`Состояние проблем наркомании и токсикомании в среде несовершеннолетних жителей и мигрантов города Москвы`, М., 1999), впервые позволило установить, что ежегодно образуемая в Москве масса беспризорных несовершеннолетних составляла порядка 28 000 человек, среди которых лишь около 2000 - москвичи. Согласно новому исследованию, общее число беспризорных в Москве в расчете на год увеличилось и составляет 33 000 человек. В этой общей массе существенно изменилось соотношение москвичей и иногородних. Москвичи составляют уже 21 % подростков-бродяг против 7 % в 1999 году.

Обращает на себя внимание еще один факт, подтверждающий тревожную тенденцию, установленную в предыдущем исследовании - неуклонное возрастание числа подростков женского пола в общей массе беспризорных. В 1997 году этот показатель составлял 24,7 %, в 1998 году - 26,9 %, в первой половине 1999 года - 29,2 %. Результат нынешнего исследования - 32,6 %.

Если рассматривать только контингент иногородних бродяг, обосновавшихся в Москве, то девушки в этой массе преобладают.

Подростки мужского пола, говорится в исследовании, в основном начинают бродяжничать с 11 лет. Количественное распределение по возрастам с 13 до 17 лет незначительно. Нижний порог женской беспризорности - 13 лет. Однако 75 % девушек-бродяг - это лица в возрасте 15-17 лет.

Наиболее интенсивно, указывается в новом исследовании, `поставляют` беспризорных в Москву (в общей массе иногородних):

Украина - 14,55 %;

Московская область - 10 %;

все субъекты Российской Федерации, кроме Московской области - 26,36 %;

Республики Средней Азии -7,3 %;

Молдова - 6,4 %.

При этом, если среди прибывающих в столицу из Московской области преобладают лица мужского пола, то из Украины, Молдовы, Средней Азии большинство составляют девушки.

Новое исследование еще раз подтвердило предыдущий результат: дети-бродяги в подавляющем большинстве имеют живых родителей. Так, 37.27 % опрошенных проживали в полной семье, 39.09 % - с одним из родителей. Еще 15 % проживали с одним из родителей и отчимом (мачехой), 8 % - с опекунами.

Каковы же основные объективные факторы, формирующие у подростков мотивацию покидать семью, родной дом и вести полную лишений, опасную жизнь в сообществе беспризорных?

Обстановка в семье

Среди причин, побуждающих детей к бродяжничеству, основная - неблагополучная обстановка в семье. Пьянство родителей, грязное, полуголодное существование, которое видели многие дети, ставшие бродягами, в своих семьях, стало определяющим фактором в их решении бежать из родного дома.

Нежелание или неспособность родителей содержать детей, заниматься вопросами их воспитания проявились в связи с новой социально-экономической ситуацией в стране. Эта ситуация особенно остро сказалась на состоянии российской семьи в тех регионах, где наблюдается массовая безработица. Особенно пострадали многодетные семьи. Из многодетных семей происходит еще одна категория беспризорных, отправляющихся в столицу `на заработки`.

Еще один общий вывод, который можно сделать по результатам двух исследований: семья как `ячейка общества` постепенно деградирует. Она становится не способной обеспечить свою часть миссии по социализации ребенка.

Вся сумма причин такой деградации отчетливо просматривается в этих исследованиях. Если абстрагироваться от фактора экономического, то основная причина, под воздействием которой находятся все семьи, независимо от их материального благополучия, - это поток разрушительной, не контролируемой, противоречивой информации, на пути которой семья не в состоянии поставить никаких заградительных барьеров. В первую очередь это касается информации, распространяемой аудио-видео средствами. Она не направляет и организует, а, напротив, дезориентирует, создает общий напряженно-негативный настрой в обществе. Резкий рост психических заболеваний как детей, так и взрослых, является косвенным подтверждением этому. Таким образом, наряду с фактором экономическим, фактор информационный активно способствует росту семейного неблагополучия, что, в свою очередь, деформирует поведение детей.

Как же выглядят семьи, из которых убегают дети? Только 12,3 % опрошенных бродяг назвали обстановку в семьях, откуда они ушли, `нормальной`. 30 % опрошенных были свидетелями частых ссор между родителями, в 40,9 % случаев ссоры носили регулярный, почти ежедневный характер, они нередко переходили в драки с вызовом милиции. Родители 34,5 % опрошенных злоупотребляли алкоголем. Еще 20,9 % опрошенных отметили, что в их семьях были хронические алкоголики, 6,3 % указали, что в их семьях имелись психически больные люди, а в 14,5 % случаев - страдающие венерическими болезнями, в 19,09 % - судимые за различные преступления, из которых более трети были связаны с кражей чужого имущества или распространением наркотиков.

Во многих случаях пример родителей формировал у детей склонность к бродяжничеству: около четверти опрошенных отметили, что после конфликтов один из старших членов семьи, как правило, покидал семью и возвращался лишь спустя несколько дней, а то и недель. Это воспринималось ребенком как действенный способ преодоления жизненных трудностей.

В подавляющем большинстве случаев родители либо полностью самоустранялись от контактов с собственными детьми, либо (в 70 % случаев) находились с ними в конфликтных ситуациях. Однако при этом лишь в 16 % случаев подростки указали, что к ним родители применяли меры физического воздействия.

Школа, двор, улица

Следующим после семьи важнейшим институтом социализации ребенка, как известно, является школа. Ради объективности следует признать, что в ситуации, когда семья плохо выполняет свою воспитательную функцию, на школу ложится дополнительная нагрузка. Прежде чем выполнить свою миссию, она должна устранить недостатки предыдущего периода - произвести необходимую коррекцию поведения ребенка. В действительности, как показали результаты исследований, современная школа не отвечает требованиям времени.

Результаты проведенных опросов показывают, что период учебы в школе не только не пробудил у подавляющего числа респондентов какого-либо интереса к усвоению знаний, а, напротив, выработал у многих детей активное неприятие самого процесса обучения. Постепенно посещение школы стало для них тягостной обязанностью.

В совокупности тяжелая атмосфера в семье, неудачи в школе побуждают ребенка искать выход из ситуации, которая кажется ему невыносимой.

В немалой доле случаев учеба в школе усиливает неблагополучие ребенка. Так, в 30 % случаев неудачи в школе были причиной постоянных конфликтов детей с родителями, хотя в рассматриваемой категории дети, как правило, не являлись злостными прогульщиками.

С другой стороны, общее снижение школьной дисциплины, слабый контроль посещаемости учениками занятий подтверждает следующий факт: как указали 40 % респондентов, они постоянно прогуливали занятия.

Основная масса будущих бродяг - около 60 % - прежде чем стать беспризорными, прошла стадию безнадзорности. При этом, как со стороны родителей, так и со стороны школы эти дети не испытывали какого-либо побуждения отвлечь их от улицы. Все свободное время они проводили на улице, во дворе, в подъездах своих домов. Их основными занятиями были курение, употребление алкоголя, медикаментозных или технических одурманивающих препаратов, наркотиков, нередко они занимались попрошайничеством, воровством - действия, в которые их вовлекали друзья по улице или по двору.

По следующим данным опроса можно судить о том, какова же типичная уличная дворовая среда, в которой оказывается безнадзорный ребенок. Анализ показал, что среди уличных друзей наших беспризорных в период, когда они еще не были бродягами, постоянно курили 79 % их сверстников, употребляли `снотворные` препараты - 50 %, потребляли наркотики, используя шприцы - 11,82 %, промышляли воровством - 16,36 %, занимались попрошайничеством - 10 %. Именно в этот `подготовительный` период, согласно опросу, 50 % будущих бродяг пристрастились к наркотикам.

Подростки, принадлежащие к уличным компаниям, часто попадали в поле зрения милиции, поэтому 69,6 % бродяг мужского пола и 31,48 % женского ранее состояли на учете в милиции.

Социальный портрет и детерминанты бродяжничества

Авторы исследования подчеркивают, что в понятие `несовершеннолетний бродяга-москвич` включены как беспризорные, но живущие в Москве, так и иногородние дети, которые, оказавшись в столице, формируют привычки, навыки, словом, московскую бродяжническую субкультуру. Москва для них - место действия и глубокого разочарования, поскольку большинство тех, кто прибыл из глубинки, изначально получили ложную информацию о реалиях московской жизни, где, как они считали, текут `молочные реки с кисельными берегами`.

Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, авторы доклада, как было указано, выделяют, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи.

Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми - вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. `Из-за ссор с предками` стали бродягами 24 % мальчиков и 21 % девочек. 13 % девочек и 12,7 % мальчиков считают неудачи в школе основной причиной ухода из дома.

Исследователи обратили внимание также на то, что почти половина детей-бродяг покидает семьи либо ради того, чтобы облегчить материальное положение родителей и других членов семьи, либо, считая, что сумеют заработать достаточно много денег, чтобы затем вернуться в семью и жить безбедно. Однако возвращение беглецов оказывается практически невозможным.

Как было сказано, в Москве ежегодно присутствует порядка 33.000 малолетних беспризорных. Их число уменьшается с наступлением холодов и вырастает до своего максимума в летние месяцы. С наступлением весны 12,7 % опрошенных детей покидают семьи и становятся бездомными бродягами, 56,5 % покидают свои дома с началом лета, осенью таковых насчитывается только 3,6 %, а зимой - 0,9 %.

В новом исследовании сделан и ряд других чрезвычайно важных выводов: 73 % бродяг не порывают окончательно своих связей с семьями. 34,5 % продолжают поддерживать контакты с прежними товарищами по месту проживания или учебы. Что же касается беспризорных, полностью порвавших все контакты со своими семьями и товарищами, то таковых всего лишь 18,2 %, что в количественном отношении составляет порядка 6000 человек.

Образ жизни беспризорного

Обобщенный портрет московского беспризорного, делают вывод авторы исследования, это юноша или девушка в возрасте 13-17 лет, в большинстве случаев иногородний, постоянно курящий, не упускающий случая выпить, если предоставляется такая возможность. В большинстве (65 % случаев) нынешний московский бродяга - это вчерашний школьник. Проблемы питания, пристанища, одежды вытесняют у него все прочие заботы.

Криминальный способ добычи средств к существованию во все времена был и остается сегодня одним из основных в среде бродяг, 19,2 % которых, поданным исследования, пользуются им постоянно. Из них около 4,6 % крадут на улицах. Это карманные воры, воры `на доверии` и т.п. Часто они действуют в компании со взрослыми `учителями`. 5,5 % беспризорных специализируются на воровстве имущества, 7,3 % выслеживают и обворовывают нетрезвых граждан, 1,8 % специализируется на обворовывании подмосковных дачных кооперативов.

Почти 15 % уличных детей регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды - 13,6 %, время от времени работают 10,9 %. Они убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах. 8,2 % занимаются мойкой автомобилей промышляют на помойках, в мусорных баках - 6,3 %, свыше 7 % регулярно навещают загородные городские свалки. Летом часть бродяг занимаются сбором грибов и ягод, которые затем продают, а примерно 4 % бездомных ловят и продают рыбу.

Но и те, кто будто бы не нарушает закон, в ряде случаев, по сути, проходят курсы организованной преступности. Почти 15 % из тех, кто тем или иным путем добывает средства к существованию, объединены в `бригады`, платят дань `бригадиру` и, таким образом, на практике усваиваю понятия `общак`, подчинение `авторитетам` и др.

Как подростки решают проблемы ночлега? Метрополитен и его коммуникации пользуются популярностью у 15,5 % бродяг, затем следуют автобусные и железнодорожные вокзалы - 11,8 %, ночлежки и притоны используют 11 %, заброшенные строения 9 % беспризорных детей. Подвалы зданий, чердаки, коммуникации теплотрасс особенно привлекают зимой, а летом - городские парки, скверы служат местом временного обитания бродяг.

Беспризорные-наркоманы

Вторая часть исследования была посвящена изучению наркоситуации в среде беспризорных. Полученные данные неожиданны и тревожны. Если только 35,5 % московских беспризорных являются постоянными потребителями наркотиков, то при рассмотрении вопроса о том, кто же эти наркоманы, оказывается, что 70 % из них это бродяги, родившиеся и выросшие в Москве, и лишь 30 % составляют иногородние.

Обращает на себя внимание и наркотическое меню беспризорных наркоманов: первое место занимает героин (30,7 % всех потребляемых наркотиков), затем следуют опиаты (25 %), производные конопли (26 %), клей и другие токсиканты (20,3 %).

Исследователи делают вывод об активном участии беспризорных в незаконной торговле наркотиками. Как говорится в исследовании, `уклонившись от ответа на прямой вопрос о способах получения ими наркотиков, они были откровеннее и ближе к действительному положению дел в ответе на косвенный вопрос. В частности, из ответов следует, что сбытчики наркотиков расплачиваются с ними за `помощь`: деньгами - 25,6 % случаев, продуктами питания - 7,3 %, наркотиками - 46,3 %, предоставлением места для ночевки - 5,7 %, `крышей` (покровительством) - 15,3 %.

К этому следует добавить, что 30 % беспризорных, участвующих в наркообороте, заявили, что считают торговлю наркотиками лучшим способом `зарабатывания` средств к существованию.

По данным опроса, взрослые наркоторговцы довольно часто прибегают к услугам беспризорных детей.

Авторы исследования так описывают портрет типичного московского наркоторговца-эксплуататора малолетних бродяг.

В 20,5 % случаев это выходец из Закавказья, либо из среднеазиатских республик - 17,9 %, лицо мужского пола (75 %) в возрасте 25-30 лет (52 %). Среди кавказцев преобладают азербайджанцы (46 % среди всех представителей Закавказья). По роду деятельности это рыночные торговцы или владельцы магазинов-палаток.

Авторы исследования, в частности, подчеркивают, что бродяги - потребители наркотиков - представляют собой опасный фактор наркотизации благополучной части подросткового населения, поскольку они не утратили полной связи со сверстниками, которые являются наиболее удобными клиентами для их преступного промысла.

Выводы и рекомендации

Авторы исследования, в частности, делают следующие выводы1 :

Анализ детерминант детской беспризорности и наркомании настоятельно требует смены стратегических приоритетов. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности и наркомании, есть следствие глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Поэтому главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов...

В области антинаркотической пропаганды: формирование посредством СМИ общей морально-психологической атмосферы, направленной на усвоение установок здорового образа жизни...

В области наркологии: создание реальной системы наркологической помощи, доступной для всех групп несовершеннолетних...

Формирование единого банка данных на подростков-бродяг... проведение на межведомственной основе ежегодного мониторинга наркоситуации в городе Москве.

Док. 142495
Опублик.: 07.05.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``