В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Музеи Назад
Музеи
Музей изобразительного искусства


Музей основан в 1924 году. Открыт 21 декабря 1924 года, как художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея (картинная галерея). Заслуга в комплектовании коллекции принадлежала директору музея Ф.В.Мелехину. Первые поступления (1924 - 1928) - из Государственного музейного фонда (б. Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Русского музея, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых, К.А. Горчакова, П.П. Дурново и др.). В 1932 году - из Третьяковской галереи, музея бывшего художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля. В 1970-90 гг. - из коллекций Ю.В. Невзорова, Г.П. Белякова, из собрания академика Е.М. Лавренко и др. С 1924 года - художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, с 1940 - Омский государственный музей изобразительных искусств, с 1954 - Омский областной музей изобразительных искусств, с 1996 - Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.


Здание музея:

Дворец генерал-губернаторов Западной Сибири. 1859-1862 гг.; построен под руководством арх. Ф.Ф. Вагнера в период правления генерал-губернаторов Г.Х. Гасфордта и А.О. Дюгамеля. В 1923 году передан Западно-Сибирскому краевому музею. Двухэтажный кирпичный особняк с бельведером.
Городской Торговый корпус. 1911 - 1914 гг.; арх. А.Д. Крячков. В 1996 году передан Омскому областному музею изобразительных искусств. Трехэтажное кирпичное здание. Часть помещений находится на реконструкции.


Коллекции

Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии ХVI-ХIХ вв., в т.ч. холсты Я.ван Гойена, И. ван Остаде, А. Схелфхаута, Я.Б. Веникса, М. Хондекутера, Б.К. Куккука, Б. ван ден Босхе, Д. Тенирс II, С. Вуз, К.Ж. Берне, Ж.Б. Греза, А. Фантен-Латура, Я.Ф. Хаккерта, И.Б. Лампи Старший. Коллекция иконописи XVII - нач. XX вв. включает иконы, выполненные в европейской части России, на Урале и в Сибири (список `Богоматерь Владимирская`, исполненный в мастерских Оружейной палаты, народные иконы `краснушки` тобольских иконописцев, `Богоматерь Абалацкая` - покровительница Сибири и др.).
Русское искусство ХVIII - середины ХIХ вв. представлено портретом (парсуна, портреты неизвестных, Венецианов, И. Келлер-Вилианди и др.), а также пейзажем ( М. Воробьев, И. Айвазовский, А. Боголюбов, Л. Лагорио и др.). Расцвет искусства второй половины XIX - нач. XX в. отражают картины Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, М. Врубеля и др. Коллекция русского искусства к. ХIХ - нач. XX вв. включает все основные направления - `Мир искусства`, `Союз русских художников`, `Бубновый валет` и др. Особую ценность представляет коллекция произведений омских художников (А.Н. Либеров, Н.Я. Третьяков и др.). Большой интерес представляет коллекция декоративно-прикладного искусства, в которой можно выделить памятники древнего искусства (керамика, бронза, ювелирное искусство), в частности, `Погребение воина` (кон. I в. до н.э.- нач. I в.), изделия Екатеринбургского и Колыванского камнерезных заводов XIX в., изделия фирмы Фаберже.


Городской музей `Искусство Омска`

21 февраля 1991г., Постановлением No75 Исполнительного комитета Омского Городского Совета народных депутатов в Омске был основан новый музей. С ноября 1992 г. он носит имя ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ `ИСКУССТВО ОМСКА` /ГМИО/.
Цель существования ГМИО заключается в исследовании художественной жизни Омска не только в искусствоведческом, но и в культурологическом аспекте. Из этой задачи вытекают основные направления комплектования фондов: традиционно художественные коллекции - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография омских мастеров, и в дополнение к ним - коллекции дизайна, печатной продукции, детского спонтанного творчества, художественного образования, предметов городской среды. Ведется хроника художественной жизни Омска и комплектуется научный архив по этой теме. В Ученый совет музея входят искусствоведы, историки, культурологи, философы, что должно способствовать комплексному подходу к изучению культуры данного места.

Музей народного художника России К.П. Белова


В 1985 году Кондратий Петрович обратился к секретарю обкома партии Усинову с просьбой принять в дар свои художественные произведения. Руководители области долго не могли принять решение. Наконец в 1987 году вышло постановление об улучшении эстетического воспитания молодежи Омской области. Последний пункт этого постановления гласил о выделении дома купца Ф.Ф. Штумпфа (ул. Ч. Валиханова, 22) под музей - мастерскую народного художника России К.П. Белова. Этот дом - памятник архитектуры и истории конца XIX - начала XX века - строился по индивидуальному проекту. Его хозяином был Ф.Ф. Штумпф, дом ветшал, разрушался - здание имело 90% износа. Предстояли реставрационно-строительные работы, но Кондратий Петрович согласился: ` Надо соглашаться, иначе дом пропадет`. В 1987 году дом был поставлен в очередь на расселение, в нём проживало порядка 15 семей. 4 мая 1988 года художник умер, и уже осенью дом был расселен. При большой поддержке Омского горисполкома и областного комитета по культуре и искусству в лице Глебова Ю.Я. и Геновой Н.М. удалось вернуть дом к жизни. Здание, которое является памятником деревянного зодчества начала XX века, стало первым спасенным деревянным зданием. В организации музея приняли участие омские художники, сотрудники Омского музея изобразительных искусств, родственники художника: вдова Белова В., сын Станислав Белов, дочери Вера и Галина. Сегодня мы может любоваться и восхищаться и внутренним убранством дома, которое бережно восстановили омские реставраторы. Здесь разместился музей народного художника России К.П. Белова.
В первом зале музея представлены живописные и графические работы К.П. Белова, а также другие материалы, рассказывающие о жизни и творчестве художника. Особого внимания в экспозиции заслуживают зарисовки, в которых проявился самобытный дар Кондратия Петровича, подмечать в окружающих характерные черты и потом убедительно передавать это в шарже. Талант Белова-графика впоследствии проявился в книжной иллюстрации. Главным делом жизни художника стала живопись. Пейзажи Белова - это своеобразная песнь о Сибири - суровой, могучем крае с необозримыми просторами и удивительной красоты природой `Над Иртышскими просторами` (1969 г.), `Дивногорск` (1977 г.).
Центральное место экспозиции второго зала занимает портрет отца художника Петра Николаевича Белова, написанный в традициях русской реалистической школы. Рядом - большие станковые работы на историко-революционную тему, над ними художник работал в 60-е годы.
В дань памяти бывшему, хозяину, дома третий зал музея назван `Гостиной Ф.Ф. Штумпфа`. Выдающийся деятель сибирского края Филипп Филиппович Штумпф родился в 1864 году в семье немецкого колониста Саратовской губернии. Прекрасное образование, полученное в Томском университете, практические навыки и неутомимый характер позволили ему в короткий срок стать ведущим специалистом и признанным авторитетом во многих областях хозяйственной и общественной жизни. Ярким примером признания заслуг Штумпфа является избрание его гласным Городской Думы, председателем биржевого комитета. После революции судьба Ф.Ф. Штумпфа сложилась трагически.
В четвертом зале мы продолжаем знакомство с творчеством К.П. Белова. Основная тема в работах художника - тема Родины, тема Сибири, она раскрывается через жизнь природы. Природные мотивы у Белова не столько топографичны, сколько одухотворенны (`Лесосплав на Иртыше` (1948 г.), `Родные поля` (1958 г.), `Иртыш - река Сибири` (1983 г.)). В картинах 60-70-х годов мастер стал активно использовать собственно-изобразительные средства, особо уделяя внимание динамике живописи, ее внутренним качествам, колориту, структурности мазка, его подвижности, ритмам.
Поднявшись на второй этаж по лестнице, украшенной кованой решеткой, вы оказываетесь в пятом зале музея. Эта комната - попытка воссоздать мастерскую художника. С фотографий смотрят лица родных и близких, друзей Кондратия Петровича, в шкафу - томики любимых книг. Палитра, мольберт, на котором осталась одна из незавершенных работ мастера... На вешалке - шляпа, трость, пальто...
Все это создает атмосферу присутствия художника здесь, рядом с вами. Первым директором музея стала дочь художника В. Белова.
Формы работы музея различны. В музее работает: детская музыкальная гостиная, художественный руководитель, лауреат международных конкурсов Новикова Г.А. Литературно-музыкальная гостиная, на вечерах которой артистка омской филармонии Е. Тебенко читает произведения великих русских классиков, под музыку композитора А. Болдарева. По субботним вечерам музей распахивает свои двери для любителей русского романса в исполнении заслуженной артистки России С. Бородиной и композитора А. Болдарева. Каждый понедельник вечером собираются художники-портретисты. Проходят вечера рисунка.

Док. 142332
Опублик.: 30.04.02
Число обращений: 214


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``