В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Художественные промыслы Назад
Художественные промыслы
Художественные промыслы Вологды - самобытное достояние национальной культуры. Достигнув высочайшего совершенства, художественные промыслы имеют глубокие исторические корни. Главное сейчас - сохранить преемственность поколений, а это значит - сохранить бесценное искусство.

Вологодское кружево
Самый древний из художественных промыслов Вологодского края - кружевной. История его развития относится к XVII - нач. XVIII вв. Первоначально кружева выполнялись с геометрическим орнаментом из золотых или серебряных нитей. Позднее стали распространятся льняные, шелковые и хлопчатобумажные кружева.
Первая кружевная фабрика в Вологде была основана помещицей Засецкой в 1820 году, в которой трудились крепостные девушки. Создателями особого `вологодского манера` плетения с плавно изгибающимися линиями рисунка стали мать и дочь Брянцевы. Это усовершенствование дало возможность сздавать штучные шедевры, такие как накидки, пелерины, палантины, скатерти. В то время в Вологодской губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 г. число их достигло около 40 тысяч.
Крупными центрами по плетению кружев стали Вологодский, Кадниковский и Грязовецкий уезды. И в каждой местности сформировался свой неповторимый стиль плетения, свои орнаментальные мотивы. Но, по-прежнему, Вологда была и оставалась художественным центром кружевного промысла.
В зависимости от техники плетения создаются узоры кружева. Самыми распространенными в Вологде были парное и сцепное кружево. Парное кружево считалось трудоемким, так как узор и фон в нем выплетаются одновременно, и для этого используется множество пар коклюшек. В основе же сцепного кружева лежит полотнянка или `вилюшка` - непрерывная тесьма, являющейся орнаментальным узором всего плетеного изделия. Элементы сцепного кружева соединяются крючком.
В 1920 г. в Вологодском крае насчитывалось около 50 кружевных артелей; в 1935 г. была создана художественная лаборатория; в 1964 г. было образовано кружевное объединение `Снежинка`, ныне Вологодская кружевная фирма `Снежинка`.
Неоценимый вклад в развитие кружевного промысла внесли талантливые художники: Груничева М.Н., Веселова В.Д., Сибирцева В.В., Исакова К.В., Ельфина В.Н..
Вологодские кружева были признаны на выставках в Филадельфии (1876 г.), Чикаго (1893 г.), Париже (1925 г.).


`Северная чернь`
Центром одного из самых известных художественных промыслов по обработке металла - северной черни - является Великий Устюг. Искусство наносить черновые узоры на серебряные изделия возникло в XVII в., а первое упоминание об устюжной черни относится к середине XVIII в., когда в столицу затребовали Михаила Климшина для обучения черновому искусству `московских жителей от купечества`.
Устюжские мастера изготавливали различные изящные предметы: табакерки, потиры, коробочки, оклады Евангелий и икон, и др. В них красиво сочетался матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Мягкая гравировка и силуэтные изображения придавали дополнительное очарование устюжным изделиям.
В 1762 г. братья Поповы открыли фабрику по изготовлению устюжной черни, которая просуществовала 15 лет. Все крупные художественные центры Севера: Вологда, Архангельск, Вятка, оказались под влиянием устюжной черни, но секрет вечной прочности `северной черни` был сохранен в тайне.
В 1932 г. создается артель `Северная чернь`, в дальнейшем возглавляемая выпускником Петербургской Академии художников Шильниковским Е.П.. Под его руководством издаются целые серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни стало переживать свое второе рождение. Современные художники. завода `Северная чернь` Тропина Е.Ф., Бобылева Л.М., Шорохов В.П обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Изделия предметы богато украшены растительными узорами, изображениями мифологических существ, сказочных птиц и зверей.
В 1937 г. на выставке в Париже велико-устюгская чернь была награждена золотой медалью и дипломом.

Док. 141779
Опублик.: 25.04.02
Число обращений: 194


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``