В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Церковь Покрова на Нерли Назад
Церковь Покрова на Нерли
Луговая тропинка ведет к купе старых вязов. Но вот деревья расступаются, и перед Вами - небольшой одноглавый храм, стоящий на холме, у самой воды. Удивительно стройный, изящный, сверкающий белизной, он воспринимается, как изваяние из цельного куска белого камня.
Церковь сооружена в 1165 году. По воле князя Андрея Боголюбского она поставлена у слияния рек Нерли и Клязьмы - важных торговых и военных путей - и посвящена празднику Покрова Богородицы, только что введенному в это время во Владимирском княжестве для укрепления его престижа в соперничестве с Киевом.

Об этой церкви много написано. Ее называют `белой лебедью` русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Ученые скрупулезно выясняют архитектурные приемы, за счет которых достигнуто ее чарующее совершенство.

Полюбовавшись церковью с некоторого расстояния, нужно подойти поближе, чтобы рассмотреть детали. Каждый фасад украшен резьбой Скульптурный декор изысканно прост и полон глубокого смысла. В самом верху - библейский царь Давид с гуслями. Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери. Изображения говорили об идее мира и единения под властью князя, которому `покровительствуют` небесные силы.

Чуть ниже, над окнами, помещена галерея женских головок. Их считают символами посвящения храма Богоматери. На каждом фасаде, у арки среднего окна заняли места львы - символы княжеской власти, стражи храма.

Посередине высоты здание перехвачено поясом стройных колонок, резной орнамент покрывает дуги порталов.

Над истолкованием фасадного декора владимиро-суздальских белокаменных храмов пытливая мысль ученых бьется уже второе столетие.

Но каков бы ни был забытый символический смысл скульптурных композиций, сила их непреходящего эстетического воздействия в том, что создавая человеческие образы, фигуры сказочных зверей и птиц, покрывая поверхность камня пышным орнаментом, мастера вкладывали во все это свое восприятие опоэтизированного ими мира, полного чудес и красот.

Резчики, украсившие церковь Покрова, сделали первые, но блистательные шаги на пути владимиро-суздальского пластического искусства от единичных рельефных изображений и небольших композиций до грандиозных скульптурнодекоративных ансамблей на стенах Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского - в Юрьев-Польском.

Неописуемо красивы эти места весной, в половодье, когда от холма, на котором стоит церковь, остается крошечный островок. Теперь известно, что холм этот - искусственный, и что в древности он был облицован белокаменными плитами.

Исключительное художественное совершенство памятника производит впечатление, что он дошел до нас таким, каким был задуман и создан. Но не успеете Вы так подумать, как всезнающий экскурсовод разрушит Ваши представления и расскажет, что в 1954 - 1955 гг. при археологических изысканиях внутри холма были обнаружены фундаменты неизвестного назначения. По мнению профессора Н.Н.Воронина, это -основание несохранившейся арочной ограды - галереи, которая огибала церковь с трех сторон на расстоянии двух с половиной метров от стен.

Белокаменная облицовка холма и предполагаемая арочная галерея неузнаваемо изменяли художественный образ церкви, сообщая ей черты царственной величественности. Возможно, в первоначальном виде храм больше отвечал замыслам князя Андрея Боголюбского, стремившегося придать каждой своей постройке подчеркнуто столичный характер. Но в наше сознание этот памятник навсегда вошел таким, как есть: поэтически-интимным и идеально завершенным, к которому нельзя прибавить ни единого камня, не нарушив гармонии его пропорций.

Сейчас просто не верится, что этот редкой красоты самобытности храм однажды едва не погиб от невежества и головотяпства церковников. В 1784 г. его обрекли на слом ради груды камней для одной из монастырских построек. Церковь уцелела лишь потому, что заказчик (Боголюбовский Рождественский монастырь) и подрядчики не сошлись в цене за ее разборку.

Уходя, оглянитесь окрест и поблагодарите счастливый случай, сохранивший нам сказочное творение древнерусских зодчих.

Док. 141632
Опублик.: 23.04.02
Число обращений: 58


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``