В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Культура и искусство Назад
Культура и искусство
`Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном - ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною... Увы,
как добраться до этого рая?`
Эти строки принадлежат Федору Ивановичу Тютчеву, выходцу села Овстуг (сейчас - это поселок). Но не только Ф.И. Тютчев восхищался землей Брянской, красота этой местности вдохновляла и художников. Здесь были созданы истинные шедевры русского искусства.
В средние века Брянск был одним из культурных центров Руси.
Сколько стоит на земле Брянск, столько трудятся в нем мастера-живописцы и зодчие, резчики и ювелиры, кузнецы и вышивальщицы. В каждом столетии по-своему украшали они храмы и дома, улицы. Имена большинства из них так и остались неизвестными. Зато известны творения их рук. С Брянском связываются представления об эпохе расцвета русской национальной культуры.
Творчество художников древнего Брянска - яркое, выразительное, несущее в себе философию и культуру народа. Его характер, отражало мощь русского духа, строгую красоту природы.
Появление светской литературы, приток сочинений византийских авторов и античной философской литературы, через многочисленных паломников, не могли не повлиять на творчество брянских художников. Может быть, именно этим вызвано довольно большое разнообразие манер, стилей, хотя в целом развитие искусства шло по руслу, как бы соединяющему два потока - утонченно-изысканного, аристократического и более простого, демократического.
Во второй половине XIV века в Брянске работало много художнических артелей, иконописных и других мастерских. Из века в век жили и трудились в Брянске мастера при монастырях, в артелях и помещичьих усадьбах. И слава о них шла далеко за его пределы. Приглашали их работать во многие города и монастыри.
Сегодня в Брянске работают мастера самых разных видов искусства: живописцы и графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства, монументалисты

Брянск - самобытный и повсюду наполненный предметами древности край.
В Брянской области около двадцати музеев. Наиболее крупный из них - Брянский областной историко - географический музей, здание которого является составной частью архитектурного ансамбля Площади Партизан в Брянске. Он имеет 14 филиалов в других городах и населенных пунктах области.
Современный Брянск - это также центр театрального искусства. Возникновению постоянного профессионального публичного театра в России предшествовала многовековая предыстория - устная народная драма, родившаяся из хороводных игрищ, творчество народных лицедеев - скоморохов, литургическая драма, школьный театр и первые публичные выступления в начале XVIII в. О начальном игрищном этапе в истории брянского театра говорится в летописях. Это были и `игры скоморошеские `, `пировальные игры`, свадьбы, ряжение и т.д.
В настоящее время в области функционируют 3 театра, где работают 260 человек, в том числе художественный и артистический персонал - 76 человек.

Музыка
Любили брянчане и музыку, о чем свидетельствуют частые находки музыкальных инструментов. Наибольшее распространение имели гусли (пяти, -шести, - и десятиструнные). Известны были также гудки, сопели, варганы. Как и в других местах Древней Руси, в Брянске устраивались представления скоморохов.
Древние считали музыку больше чем искусством. В старинной российской `Книге о седми свободных мудростях` музыка входит в число свободных наук, среди которых диалектика и грамматика, риторика и арифметика, геометрия и астрономия. Музыка считалась `четвертой мудростью` в семи других - зодчества, литературы, живописи.
На протяжение всей истории Средневековья русская профессиональная музыка развивалась исключительно в церкви, в православном храме. В союзе слова и звука приоритет принадлежал слову, музыка не должна была доносить его суть до верующих. Брянск с незапамятных времен был славен церковным пением.
Церковная музыка в Брянске, как и в других русских средневековых городах, была исключительно вокальной. Инструменты в храмовом действе отсутствовали. Но было одно исключение из правил - колокол. Ведь колокольный звон можно рассматривать как колористический инструментальный элемент церковной музыки.
Народное музыкальное искусство родилось задолго до возникновения профессиональной музыки в русском православном храме. Исследователи полагают, что в догосударственный период (т.е. до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитые обрядовые песни, календарный и семейно-бытовой фольклор, красивый героический эпос, инструментальную музыку. Русь имела не три сферы музыкального самовыражения - (церковная музыка, светская музыка - фольклор), а только две (храмовое певческое искусство и фольклор). Поэтому светская народная музыка бытовала и среди низших слоев населения и в аристократических княжеских кругах.
В музыкальном искусстве, параллельно с другими видами искусств, рождались идеалы свободного творчества. Они открывали путь развитию светской русской музыки - опере, симфонии, романсу.
Брянщина - это также родина `русской Периколы` - замечательной певицы А.Д. Вяльцевой (родилась в 1871 г. в семье трубчевского крепостного) и колыбель рода Лесковых (в селе Лески Навлинского района всю жизнь прожил дед знаменитого писателя, Дмитрий Лесков, образ которого вдохновил Н.С. Лескова создать роман `Соборяне`).

Фольклор - народное творчество, искусство создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Важнейшие общественные функции фольклора - функции народной истории, народной философии, народной социологии.
Фольклор Брянской земли с давних пор привлекал внимание собирателей традиционного народного наследия. Не затронутые татаро - монгольским нашествием XIII-XV вв. и не охваченные наиболее жестокой - помещичьей формой крепостного права XVII-XIX вв., брянские земли сформировались как естественное хранилище народных бытовых традиций и народной художественной культуры.
Они прославились замечательными образцами народной архитектуры, вышивки, резьбу по дереву, стекольному делу. Здесь были открыты всемирно известные русские эпические песни (былины). Записано большое количество старинных народных песен, причитаний и сказок, отличающихся неповторимым своеобразием и высокими художественными достоинствами.
Сегодняшние фольклористы изучают не только образцы художественного народного творчества, но и особенности певческого, танцевального, театрального, инструментального, прикладного исполнительства. И хотя раскрыты и освоены современниками многие секреты самобытного мастерства, подлинное исполнительство поистине покоряет. Тому ярким примером может служить прошедшие 3 июня 2001 года в поселке Брянкустичи Унечского района межрегиональный фестиваль фольклора. Здесь принимало участие более 17 фольклорных коллективов.
Брянщина продолжает традиции Православного Рождества и Новогодних Святок, Масленицы и Пасхи, Троицких гуляний и купальских обрядов. Брянские земли богаты своей историей и многовековой традиционной духовной культурой.

Клубы - это место сбора людей или как принято нынче выражаться - тусовки. Жизнь клубов основана на самодеятельности масс, на добровольности участия и протекает в свободное время человека.
Любая власть старается поставить клубы под свой контроль. В России в канун Октябрьского переворота 1917 г. все клубы были ареной ожесточенной политической борьбы. Чем все это закончилось мы знаем. В советские времена клубы, как очаги проведения в жизнь идей партии и правительства, поддерживались на официальном уровне. Нынче, когда ни у какой партии, ни у какого правительства нет никаких идей, стало незачем поддерживать клубы. Они брошены в рынок в свободное плавание и выживают как могут, а могут далеко не все.
В этом смысле больший запас живучести имеют так называемые `клубы по интересам`. Они собирают под свои знамена увлеченных чем-либо людей. Филателисты, филуменисты, аквалангисты, альпинисты, туристы, нумизматы, собаководы, кролиководы, любители поэзии - всех не перечесть. В области функционируют 817 клубов, где работает 2920 человек.

По-прежнему важную роль в культурной жизни области играют клубы и Дворцы культуры, развитие которых началось в годы индустриализации. Они создают возможности для работы самодеятельных творческих коллективов, служили `окном в большое искусство` для многих талантливых личностей, это наконец прекрасное место для отдыха и досуга, пробы сил подростков в различных видах художественного и технического творчества.
На Брянщине более двух десятков таких культурных центров.

Управление культуры
администрации Брянской области
Адрес: 241000, Брянск, ул. Октябрьская, 34
Код: 8 - 083 - 2
Факс: (083-2) 74-36-52
E-mail: avt@libr.bitmenit.bryansk.su

Док. 141589
Опублик.: 23.04.02
Число обращений: 69


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``