В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ислам в Татарстане Назад
Ислам в Татарстане
  
  
Распространение ислама в Поволжье в целом произошло мирным путем. Начало этого процесса одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р. Фахрутдинов) предлагают возможность распространения: через хазар во времена Абд-аль-Малик бик Мардана (685-705). Не исключено, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной степени мусульманизирована. Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означало, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханифитского мазхаба. В 922 ислам был провозглашен государственной религией в Волжской Булгарии. В последующем он в татарских государствах продолжал выполнять эту функцию.

После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще большее значение интегративной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные преследования со стороны царского правительства и православных миссионеров стали причиной многочисленных выступлений мусульманских народов. В 1773 был издан Указ Святейшего синода `О терпимости всех вероисповеданий...`, в 1788 учреждено Оренбургское духовное собрание, что означало официальное признание права на существование мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных отношениях наметил поворот татарского общества на путь современного развития. Но в этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама, поэтому наиболее приемлемой формой обновления общественного сознания у татар религиозно-реформаторские идеи и джадидизм. До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом национального самосознания и определял образ его жизни. Политика Советского государства в области религии была определена декретом `Об отделении церкви от государства и школы от церкви` (1918). Влияние религии на жизнь общества было существенно ограничено. К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали 18 мусульманских общин (В начале 20 века в Казанской губернии действовали 1152 мечетей).

  
Муфтий Гуман-хазрат Исхаков  
С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали свою деятельность. В 1992 было создано Духовное управление мусульман. В 1998 году состоялся объединительный съезд мусульман республики, на котором председателем ДУМ РТ, муфтием был избран Гусман-хазрат Исхаков.

В республике действует 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. Из них 5 - соответствуют среднему уровню, 2 высшему и один университет. 7 средних профессиональных религиозных учебных заведений: в Казани - `Мухаммадия`, `им. 1000-летия принятия ислама`; в Набережных Челнах - `Ак мечеть`; в Нижнекамске - `Рисаля`, в Нурлате - Нурлатское медресе; в Буинске - Буинское медресе, в Альметьевске - Альметьевское медресе. Помимо средних учебных заведений в Казани действует Российский исламский университет, призванный готовить почву для `высокого`, интеллектуального ислама. Остается нерешенным вопрос получения шакирдами РИУ, наряду с высшим религиозным образованием, светских специальностей (преподаватель арабского языка, юрист, экономист и др.) В профессиональных религиозных учебных заведениях республики 108 преподавателей и обучается на различных формах обучения 1373 шакирда.



Док. 141188
Опублик.: 12.04.02
Число обращений: 58


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``