В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программа развития воспитания в системе образования Амгинского Улуса на 2001-2006 годы Назад
Программа развития воспитания в системе образования Амгинского Улуса на 2001-2006 годы
                             П Р О Е К Т    


ВВЕДЕНИЕ
1.     ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В АМГИНСКОМ УЛУСЕ

2.     ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

3.     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

4.     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

4.1.         Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

4.2.         Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

4.3.         Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

4.4.         Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования

5.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1.         Развитие нормативной правовой базы

5.2.         Работа с руководящими и педагогическими кадрами

5.3.         Научное обеспечение

5.4.         Программно-методическое и информационное обеспечение

5.5.         Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

5.6.         Создание и укрепление материально-технической базы.

6.     ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7.     ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  

ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе РФ `Об образовании` и в Законе РС(Я) `Об образовании` принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.

         На уровне Российской Федерации разработана и утверждена приказом министра образования России от 18.10.99 г. No 574 Программа  развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. На ее основе разработана данная улусная программа развития воспитания. Она ориентирована на повышение статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и традиций народной педагогики, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного  воспитания, современных механизмов воспитания  и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований  в современном обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала, системы образования, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе культуры мира и терпимости.

         Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.

         Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего учреждениям образования всех типов и видов.

  

1.     ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В АМГИНСКОМ УЛУСЕ

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования , в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, безработицу и другие негативные последствия.

Эти изменения отрицательно сказались и на сельской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно- этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. На снижение воспитательного воздействия семьи, на отчужденность между родителями и детьми  свою роль играет и вынужденная сдача родителями детей  на воспитание в дошкольные учреждения. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, неблагоприятные семейные отношения, алкогольная зависимость многих родителей, большое количество матерей-одиночек, , а с другой стороны- чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях обусловливают отчужденность детей, жестокость и насилие по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи, получают распространение болезни , имеющие социальную обусловленность-туберкулез, венерические болезни, учащаются стрессы, неврозы, суицид, проявления агрессивности.

Имеет место безнадзорность, беспризорность детей. Растет число необучающихся и неработающих подростков. Увеличивается доля девочек-подростков среди задержанных сотрудниками УОВД несовершеннолетних, употребивших спиртные напитки. Особую тревогу вызывает, распространившиеся в последнее время , не проверенные слухи об употреблении учащимися местной дикой конопли.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. В отличие от центральных и северокавказских регионов России, где наблюдается усиление межнациональной напряженности, а в Чечне который год идет  самая настоящая война между чеченцами и русскими, в нашей Республике Саха, во многом благодаря принятому 10 лет назад государственному суверенитету, а также благодаря комплиментарности между саха и  русскими, поддерживается межнациональное согласие и стабильность.

В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития Российского государства. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. В нашей Республике идет возрождение древнейшей на Земле, исконной для народа саха религии- тенгрианства.

После распада пионерских и комсомольских организаций в начале 90-х годов, которые были частью единой системы воспитания в советской школе, вновь созданные молодежные и детские организации большей частью не  действуют, а являются `виртуальными`, т.е. находящимися только в отчетах и документах. Социально-педагогический потенциал детских и молодежных общественных объединений не востребован государством в полном объеме. В то же время, существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом , позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию  различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования-развития умственно, нравственно, физически здоровой личности.

Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений не только бедственное состояние большинства сельского населения, но и хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов, научно-методическая необеспеченность, отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности, неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь обеспеченной части населения.

Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для большинства образовательных учреждений.

В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Идет создание современных отечественных, региональных, местных концепций воспитания подрастающих поколений. В них выделены ценности социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания- плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи. В Амгинском улусе за последние 10 лет созданы новые учреждения образования- Амгинский и Абагинский дома детского творчества, станции юных туристов и натуралистов, летний саха-  немецкий лагерь общения `Уунээйис`, Амгинская педагогическая гимназия.

Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи на уровне Российской Федерации, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.    

2.     ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: создание воспитательной системы в Амгинском улусе Республики Саха, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех  типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

  

  

Задачи Программы:

повышение социального статуса воспитания в системе образования в современном обществе;

укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи, образовательных учреждений, ведомств, общественных организаций, различных фондов;

развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;

повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;

повышение уровня национального самосознания;

формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;

использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания, широкая пропаганда и использование методов народной педагогики народа саха;

создание улусного менталитета амгинцев;

активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;

развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;

содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Саха `Об образовании`;

помощь семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей, педагогизация семьи;

формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

усиление роли семьи в воспитании детей;

создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;

повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

повышение профессионального уровня управления процессом воспитания, обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.

  

  

3.     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Законом РФ `Об образовании` и Законом РС(Я) `Об образовании` воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих, российских и национальных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.

Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современные философские, гуманитарные, социально-научные знания народа саха, переосмысление его древнейшей истории как об евразийском народе, прародителями которых были древние саки и хунны.

Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством  должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.

Особое значение в современном обществе приобретает психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.

Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания бесспорны, поскольку  физическое здоровье -одна из основных предпосылок формирования здорового образа жизни. Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются  на основе принципов, ориентирующих воспитание в изменяющихся условиях общественной жизни на развитие личности, сильной духом, физически здоровой, образованной, с верой в Бога, социально-активной.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на понимании того, что человек не покоритель природы, а часть природы; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту (дифференциация в воспитании мальчиков и девочек), формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает воспитание в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом- формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку не только в обязательном усвоении обычаев и традиций, культуры и истории собственного народа, но и в освоении социокультурного опыта других народов и свободном самоопределении в этом социальном окружении.

Принцип востребованности обществу предполагает, что всякого ребенка, подростка, молодого человека мы должны воспитывать в понимании того, что с рождения у него должны быть только обязанности, а всякие права он еще должен заслужить своим неустанным трудом и хорошими отношениями с окружающими, что независимо от возраста и состояния здоровья он всю жизнь должен доказывать окружающим свою полезность и свою востребованность обществу, что он никогда не должен забывать  свой долг перед матерью, отцом, родственниками, перед своим наслегом, перед родиной.

    

  

4.      ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

4.1                Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в осознании собственного `Я` как представителя конкретного этноса, в частности как представителя народа саха, в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Маленький человек еще до школы должен овладеть определенными навыками физического и умственного труда, усвоить азы этики человеческих отношений, эстетики, физической культуры, естествоведения и обществоведения, а также подготовиться к тому, чтобы в 6 лет уметь читать, считать, рисовать и даже писать. Дошкольное учреждение должно стать предначальной школой.

Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:

сохранение сети дошкольных  образовательных учреждений, формирование их новых видов;

совершенствование системы подготовки воспитателей   с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;

стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации;

обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.

Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:

разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной якутской культуре, к русской культуре; по формированию здорового образа жизни;

организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста, использование элементов народной педагогики, использование широкого педагогического наследия академика К.С.Чиряева;

участие в разработке нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, содействие созданию механизма государственного регулирования их качественного ассортимента;

развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение;

расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;

разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;

разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием;

информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного образования, в том числе через улусную газету `Амма оло5о`, местную телестудию и радио.

  

        

        

  

            

4.2                Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

Общеобразовательные учреждения- центральное звено всей системы образования, фундаментальная социокультурная база  воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом российских традиций, традиций якутской народной педагогики, особенностей Амгинского улуса, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

         Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных наслегах с разным уровнем достатка и различным местным менталитетом;

формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих- воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;

воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, освобождение их от рабской психологии и `синдрома младшего брата-представителя маленького народа`, всемерное и активное противодействие распространению маргиналов- людей, не знающих родного языка, истории, обычаев и традиций собственного народа, оторванных по разным причинам от культуры собственного родного народа и в силу своего национального, этнического происхождения не сумевших полностью принять чужую культуру, а также `иванов- не помнящих родства`; изучение учащимися своих генеалогических корней; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

повышение роли психолого-педагогической службы  в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;

включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей, школьных медиков; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

создание единой руководящей и координирующей улусной системы воспитательной работы в виде улусного Центра воспитательной работы с руководителем в ранге заместителя начальника улусного управления образованием по воспитательной работе;

сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;

воспитание гражданина и патриота прежде всего своей родины-Республики Саха, затем Российской Федерации, через изучение их правовых и государственных систем, символик, историй гражданской жизни, жизни и деятельности выдающихся личностей;

достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;

организация всестороннего изучения  социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

в целях обеспечения непрерывности образования и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях создание во всех школах Советов по дошкольному образованию и воспитанию;

обеспечение вариативности воспитательных систем;

планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования местного и этнокультурного компонентов;

развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;

оказание содействия родителям, детям, по их согласию, в организации обучения детей основной древней религии якутов-тенгрианству (духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы;

создание условий для развития народной педагогики и педагогики сотрудничества.

Специфика учебно-воспитательной работы для обучающихся в специальной ( коррекционной) школе-интернате с трудовой подготовкой, воспитанников с отклонениями в развитии, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для детей и подростков с девиантным поведением предполагает:

осуществление  комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

рекомендации психологов и врачей;

целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.

Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.

Учитывая, что много обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями проживают в специальной (коррекционной) школе-интернате, надолго отрываясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоциональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное место должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе.

  

4.3              Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимся дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования- реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования- развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют   постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации.

Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия якутского, русского и других  культур.

Одна из сущностных характеристик дополнительного образования- взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в улусе.

Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:

сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям, а при необходимости, перепрофилирование учреждений дополнительного образования;

обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;

упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей;

обновление программно-методического содержания;

создание на улусном уровне системы привлечения, подготовки и повышения квалификации специалистов дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов;

обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей;

научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования детей;

расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.        

4.4               Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования

В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.

Система учреждений профессионального образования осуществляет

подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность  и мастерство. Учреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями.

В частности, для системы начального профессионального образования,  к которой относится Алтанское СПТУ-15, одной из малоизученных проблем является проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательного учреждения. Кроме этого, отрицательное влияние оказывают проживание в общежитиях, долгий отрыв  от семьи, затруднения в социальной адаптации учащихся, выпускников училища, отсутствие у них коммуникативных навыков.

         Основными источниками конфликтов и противоречий, как правило, становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении учреждением, слабая материально-техническая база училища.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными  знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределения, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Основными направлениями реализации этого являются:

утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждением начального профессионального образования;

развитие ученического самоуправления, органов коллективной ученической самоорганизации;

использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности, создание условий для дальнейшего продвижения личности в системе образования ( для получения учащимися в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования);

создание между училищами Центров развития внеучебной деятельности учащихся, информации, научно-технических производственных Центров, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

развитие и совершенствование работы  служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в училище;

изучение и использование опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций своего улуса, своего народа.

Воспитание учащихся, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать в себя:

дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

поддержку профессионального роста;

гражданское самоопределение;

осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.

Реализация указанных целей предполагает:

оптимизацию правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания;

разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждения начального профессионального образования, а также модели специалиста, которого они готовят;

сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;

создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

  

  

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1           Правовое регулирование воспитания детей и молодежи.

Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на

воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и учащейся молодежи  в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.

         Юридической основой реализации Программы развития воспитания являются:

-Закон Российской Федерации `Об образовании` No3267-1 от 10.07.92 г.

-Закон Республики Саха (Я) `Об правах ребенка` No24-1 от 01.07.94 г.

-Закон Республики Саха (Я) `О физической культуре и спорте` No1284 от 24.12.92 г.

-Закон Республики Саха (Я) `Об учителе` No68-1 от 14.06.95 г.

-Закон Республики Саха (Я) `Об образовании` No60-1 от 23.05.95 г.

-Программа `Эркээйи`, 1992 г.

-Концепция развития детей малочисленных народов, 1992 г.

-Дополнительное  образование детей в Российской Федерации ( Сб. нормативно-правовых документов).

-Дети РС (Я)- Программа Президента РС (Я).

-Концепция семейной политики в РС (Я) от 20.12.95 г.

-Программа молодежной политики РС (Я)

-Концепция дошкольного образования и воспитания.

          
5.2           Работа с руководящими и педагогическими кадрами

Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи- ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.

Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Кроме улучшения на республиканском уровне качества преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогических учебных заведениях Республики, разработки современного программно-методического обеспечения для специалистов- организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, необходимо усовершенствовать на улусном уровне систему подбора нужных кадров, усовершенствовать систему их подготовки , переподготовки и повышения квалификации.

5.3           Научное обеспечение

Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы

предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в Республике и улусе, разработку адекватной концепции воспитательной работы, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в Республике, создание соответствующей информационной системы. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно должна быть сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее улусных и городских особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы.

         Основными направлениями исследований в области воспитания являются:

         анализ состояния проблем воспитания в Республике и улусе, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада улусного управления образования `Воспитание детей в Амгинском улусе  Республики Саха: состояние и перспективы`;

         концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

         определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства;

         разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;

         создание модели компьютерной информационно-аналитической системы `Воспитание и развитие детей в системе образования Амгинского улуса`;

         поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.

5.4           Программно-методическое и информационное обеспечение

Для повышения качества воспитательной деятельности и
целенаправленного ее развития в образовательных учреждениях необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы являются:

-разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной школе, детских общественных организациях;

-создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации;

-решение комплекса вопросов по подготовке программ повышения квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

-расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов и информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;

-регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы воспитания;

-формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований, ежегодные отчеты по воспитательной работе школ, ежегодные и ежеквартальные данные сотрудников ПППН УОВД о правонарушениях несовершеннолетних подростков и т.д.

-расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей.

5.5           Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и

общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи- одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.

         Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:

-участие представителей ведомств и общественных организаций в Координационном совете при Центре воспитательной работы УУО по проблемам развития, воспитания и психологической поддержке личности ;

-разработка долгосрочной межведомственной программы по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

-координация деятельности подразделений УУО и негосударственных организаций по вопросам воспитания детей и молодежи;

-использование возможности общества `Знание`, культурно-просветительских, общественных объединений, национальных общин и религиозных конфессий для пропаганды и обучения основам здорового образа жизни, патриотического и интернационального воспитания молодежи;

-поддержка инициатив негосударственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания;

-распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям воспитания;

-создание волонтерского центра воспитания детей и подростков.

                   ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы развития воспитания в системе образования

Амгинского улуса Республики Саха на 2001-2006 годы предполагает повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия;

         создание условий приоритетности воспитания в процессе образования; единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;

         создание условий для разработки наслежных программ развития воспитания с учетом местных и этнокультурных факторов;

         воспитание свободного гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, сторонника здорового образа жизни, достойного представителя своего народа.

  

                  ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Координация и контроль выполнения Программы развития воспитания в

системе образования Амгинского улуса Республики Саха на 2001-2005 годы возложены на Центр воспитательной работы.

         Центр:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы и вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-ежегодно информирует Совет улусного управления образования о ходе выполнения Программы.

         Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования Амгинского улуса в пределах бюджетов соответствующих уровней.


Док. 141158
Опублик.: 11.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``