В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) Назад
Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)
   Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России  
  
Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)
Принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия)
двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 No 908-ХII

(в ред. Законов РС(Я) от 26.01.1994 З No 1-I; от 20.04.1994 З No 5-I; от 07.07.2000 З No 225-II; от 15.06.2001 З No 293-II; от 17.07.2001 З No 315-II; от 18.07.2001 З No 317-II)



Раздел I.  Основы конституционного строя Республики Саха (Якутия)  (ст. 1-9)  
Раздел II.  Права, свободы, обязанности человека и гражданина  (ст. 10-35)  
Раздел III.  Национально-государственный статус, административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия)  (ст. 36-46)  
Раздел IV.  Система государственной власти в Республике Саха (Якутия)  (ст. 47-116)  
Раздел V.  Экономические основы Республики Саха (Якутия)  (ст. 117-134)  
Раздел VI.  Внешние связи Республики Саха (Якутия)  (ст. 135-139)  
Раздел VII.  Государственная символика, столица Республики Саха (Якутия)  (ст. 140-141)  
Раздел VIII.  Вступление в силу Конституции Республики Саха (Якутия)  (ст. 142-146)  

Преамбула
Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия),
выражая волю к сохранению исторически сложившейся государственности республики,
основываясь на Декларации о государственном суверенитете республики,
считая республику субъектом Российской Федерации на принципах конституционно-договорных отношений,
реализуя общепризнанные права на самоопределение и равноправие народов,
уважая вклад предшествующих поколений в развитие республики,
исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями,
признавая принципы демократического общества,
заботясь о сохранении и самобытном развитии народа республики,
выражая интересы и волю всех граждан республики к свободе, равенству, миру и прогрессу,
принимаем настоящую Конституцию и считаем ее впредь Основным законом Республики Саха (Якутия) - государства в составе Российской Федерации.
(Преамбула в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Раздел I. Основы конституционного строя Республики Саха (Якутия)
Статья 1.
Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанном на праве народа на самоопределение.
Наименования Республика Саха (Якутия) и Республика Саха равнозначны.
Суверенитет Республики Саха (Якутия) означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Источником государственной власти в республике является ее народ, состоящий из граждан всех национальностей. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти.
Народ выражает свою суверенную волю через представительные органы или непосредственно.
Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
(ст. 1 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Государство имеет основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам.
(ст. 2 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 3.
Государственная власть в Республике Саха (Якутия) действует в соответствии с принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей, а также разграничения полномочий республиканских и местных органов власти.
Государство осуществляет свою деятельность на принципах демократии, социальной справедливости, на основе сочетания и гармонии общечеловеческих и национальных ценностей.
Статья 4.
Демократия в Республике Саха (Якутия) осуществляется на основе идеологического и политического многообразия, многопартийности и законности. Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).
Деятельность по разжиганию расовой, национальной и религиозной вражды и ненависти, призывы к насилию и насильственному ниспровержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики преследуются по закону.
(ст. 4 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 5.
Земля, недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия).
Государственная собственность на землю, воды, леса, растительный и животный мир и другие природные ресурсы на территории Республики Саха (Якутия) выступает в форме собственности Республики Саха (Якутия) и собственности Российской Федерации.
Недра Якутии составляют естественное богатство многонационального народа республики. Государственная собственность Республики Саха (Якутия) и государственная собственность Российской Федерации на недра устанавливаются законами Российской Федерации, а также договорами между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия).
Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами определяется законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, а также на основе соглашений органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов государственной власти Российской Федерации.
Республика гарантирует коллективные права коренных малочисленны народов Севера на природные ресурсы.
(ст. 5 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 6.
Государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности.
Территория Республики Саха (Якутия) является свободной от производства, размещения, хранения, использования, испытания ядерного, химического, бактериологического и иных видов оружия массового поражения, их промышленных отходов.
Статья 7.
Настоящая Конституция устанавливает основы гражданского общества и государственного устройства Республики Саха (Якутия), обладает верховенством на территории республики, и ее нормы имеют прямое действие вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 07.07.2000 З No 225-II)

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические лица и юридические лица независимо от форм собственности на территории республики обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Саха (Якутия) и действовать на их основе.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Статья 8.
Республика Саха (Якутия), реализуя принципы добровольности и равноправия на основе Федеративного договора и Конституции Российской Федерации, является субъектом Российской Федерации как федеративного государства.
Отношения между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами государственной власти Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
Законы Российской Федерации, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Республики Саха (Якутия).
(ст. 8 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 9.
Республика Саха (Якутия) является участником международных и внешнеэкономических связей, устанавливает торговые и иные отношения с другими государствами, участвует в деятельности международных организаций в координации с Российской Федерацией.
(ст. 9 в ред. Закона РС(Я) от 07.07.2000 З No 225-II)

Раздел II. Права, свободы, обязанности человека и гражданина
Статья 10.
Республика Саха (Якутия) уважает и защищает права и свободы человека и гражданина.
Государство гарантирует каждому защиту от посягательства на его личность.
Статья 11.
Семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины. Супруги равноправны в семейных отношениях. Государство создает систему гарантий защиты и охраны здоровья женщины и ребенка.
Воспитание в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры.
Статья 12.
Республика Саха (Якутия) имеет свое гражданство. Гражданином Республики Саха (Якутия) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории республики.
Вопросы гражданства Республики Саха (Якутия) определяются законом республики на основе федерального законодательства.
(ст. 12 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 13.
Государство гарантирует свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу совести, вероисповедания. Преследование за убеждения не допускается. Не допускается цензура и монополизация средств массовой информации.
Гарантируется свобода собраний, ассоциаций, объединений, действующих в соответствии с законом.
Граждане имеют право объединяться в политические партии и общественные организации, участвовать в массовых движениях в порядке, установленном законом.
Статья 14.
Гражданин имеет право участвовать в управлении делами общества и государства, в обсуждении законов и решений общефедеративного и местного значения, в референдумах, избирать и быть избранным в органы народовластия.
Статья 15.
Граждане и лица, не являющиеся гражданами республики и находящиеся на ее территории, равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств.
Статья 16.
Никто не может быть подвергнут задержанию и заключению под стражу вне порядка, установленного законом.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу.
Каждому гарантируется судебная защита.
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников.
Статья 17.
Каждый имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства. Ограничения устанавливаются только законом.
Статья 18.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Право граждан на труд не исключает права на свободную занятость.
Каждый имеет право на свободный выбор рода занятий, профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Государство устанавливает единые для граждан гарантии в области охраны труда.
Статья 19.
Каждому гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества. Авторские права и интеллектуальная собственность охраняются законом.
Статья 20.
Каждый человек вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Неприкосновенность собственности и право ее наследования гарантируются законом.
Статья 21.
Каждый имеет право на отдых, ежегодное получение отпусков, пользование днями еженедельного отдыха в соответствии с законом.
Статья 22.
Гражданин республики имеет право на образование и получение бесплатного основного среднего, профессионального, высшего образования в государственных учебных заведениях республики.
Лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, государство обеспечивает бесплатное обучение и профессиональную подготовку через специальные учебные заведения.
Статья 23.
Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.
Статья 24.
Каждvый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Неприкосновенность жилища охраняется законом.
Статья 25.
Каждый имеет право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере.
Государство финансирует, поддерживает и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.
Статья 26.
Граждане обязаны проходить военную службу в порядке, установленном федеральным законом.
(ст. 26 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 27.
Для представителей малочисленных народов Севера военная служба по их желанию заменяется альтернативной гражданской службой в соответствии с федеральным законом.
(ст. 27 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 28.
Каждый человек имеет право на возмещение морального и материального ущерба, причиненного ему незаконными действиями государства и его органов, общественных организаций, средств массовой информации, а также должностных и частных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 29.
Граждане Республики Саха (Якутия) и лица, находящиеся на территории республики, не являющиеся ее гражданами, обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Саха (Якутия).
Статья 30.
В интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом.
Статья 31.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина неотделимо от исполнения ими своих обязанностей.
Статья 32.
Каждый обязан уважать права и законные интересы других лиц. Каждый обязан уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа республики, содействовать его возрождению, сохранению и развитию.
Каждый обязан заботиться о сохранении жизни и здоровья своих сограждан, уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера.
Пренебрежение и оскорбление национального достоинства осуждаются в установленном законом порядке.
Статья 33.
Каждый обязан беречь и охранять природу, рационально использовать ее ресурсы, соблюдать природоохранные нормы.
Каждый обязан заботиться о сохранении документальных и исторических памятников и иных объектов, имеющих культурную ценность.
Статья 34.
Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно полезному труду, растить их достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 35.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции Республики Саха (Якутия), не является исчерпывающим, не умаляет иных прав и свобод и может быть расширен законом.
Раздел III. Национально-государственный статус,
административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия)
Статья 36.
Республика Саха (Якутия), являясь субъектом Российской Федерации, выражает интересы всех своих граждан. Народ Республики Саха (Якутия) на основе свободного волеизъявления ее граждан сохраняет за собой право на самоопределение.
Статья 37.
Республика Саха (Якутия) обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые ею делегируются добровольно на основе договора в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации и осуществляются с ее участием.
Статья 38.
Исключительному ведению Республики Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти подлежат:
- принятие Конституции Республики Саха (Якутия), внесение в нее изменений и дополнений;
- государственное устройство, территория и статус Республики Саха (Якутия);
- защита суверенитета республики и контроль за соблюдением Конституции республики;
- законодательство республики;
- определение и проведение социально-экономической, демографической и народонаселенческой политики;
- формирование валютного фонда;
- формирование и утверждение государственного бюджета, установление республиканских и местных налогов, контроль за деятельностью финансово-кредитных учреждений, образование в составе республиканского бюджета целевых фондов, в том числе фондов социальной защиты и развития малочисленных народов Севера;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера республики;
- установление отношений собственности, порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охраны окружающей среды;
- руководство промышленностью, агропромышленным комплексом, жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, капитальным, жилищным строительством и благоустройством населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
- руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями республики, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории и культуры;
- образование органов государственной власти и управления, судов, прокуратуры, финансово-кредитных учреждений;
- установление и регулирование внешнеэкономических, а также научных и культурных связей с зарубежными странами;
- представительство республики в международных организациях;
- заключение Федеративного договора, межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений;
- другие вопросы, отнесенные Конституцией республики к ведению государственных органов республики.
Статья 39.
Республика Саха (Якутия) часть принадлежащих ей прав добровольно и на основе Федеративного и иных договоров передает на определенный срок в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

В договоре Республики Саха (Якутия) с Российской Федерацией устанавливается перечень их совместных полномочий.
Статья 40.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
По предметам совместного ведения Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими их общие принципы.
Решение вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется на основе договоров и соглашений, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения.
(ст. 40 в ред. Закона РС(Я) от 07.07.2000 З No 225-II)

Статья 41.
Законы Республики Саха (Якутия) имеют прямое действие на всей территории Республики Саха (Якутия).
Законы Российской Федерации, принимаемые по вопросам совместного ведения, подлежат предварительному рассмотрению Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) либо рассматриваются в порядке согласительной процедуры в соответствии с законодательством.
Республика Саха (Якутия) вправе ставить вопрос о приостановлении действия или отмене законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если они нарушают Федеративный или иной договор либо приняты в нарушение полномочий и предметов ведения Республики Саха (Якутия).
(ст. 41 в ред. Закона РС(Я) от 07.07.2000 З No 225-II)

Статья 42.
Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов республики, а также русских и других старожилов.
Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права:
- на владение и пользование в соответствии с законом землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями;
- на организацию социальной и медицинской программ с учетом экологических особенностей среды обитания, хозяйствования и этнической специфики организма человека;
- на защиту от любой формы насильственной ассимиляции и этноцида, а также посягательства на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры.
Порядок и условия реализации прав малочисленных народов Севера, не предусмотренных настоящей Конституцией, определяются законом.
Статья 43.
На территории компактного проживания представителей малочисленных народов Севера по волеизъявлению населения могут быть созданы национальные административно-территориальные образования. Статус этих образований определяется законом республики.
Статья 44.
Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит многонациональному народу республики и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов.
Территория республики в пределах существующих границ на момент принятия настоящей Конституции целостна и неделима.
Статья 45.
Республика Саха (Якутия) самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.
Изменение административно-территориального устройства республики осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с согласия местных представительных органов государственной власти.
Статья 46.
Государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания.
Раздел IV. Система государственной власти в Республике Саха (Якутия)
Статья 47.
Государственную власть в Республике Саха (Якутия) осуществляют образуемые ею органы государственной власти.
Органы государственной власти, формируемые в порядке, установленном законом, образуют единую систему государственной власти Республики Саха (Якутия).
(ст. 47 введена Законом РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 47.1.
Республика Саха (Якутия) в лице ее высших органов государственной власти является правомочным представителем народа и выражает его волю. Государственные органы и должностные лица ответственны перед гражданином и обществом.
(нумерация ст. в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 48.
На территории республики не допускается деятельность органов власти, не предусмотренная Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации, республиканским и федеральным законодательством.
(ст. 48 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 49.
Государство обязано:
- обеспечивать суверенитет и территориальную целостность Республики Саха (Якутия);
- защищать и гарантировать права человека и гражданина республики;
- соблюдать конституционный строй и законность, обеспечивать правопорядок;
- разрабатывать и осуществлять политику, направленную на экономический прогресс, развитие свободной хозяйственной инициативы, обеспечение социальной защиты граждан;
- регулировать взаимодействие общества и природы в целях сохранения и обеспечения благоприятной среды обитания человека;
- охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие родного языка, национальных культур и самобытности.
Статья 50.
Высшими органами государственной власти Республики Саха (Якутия) являются:
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
Президент Республики Саха (Якутия);
Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
В соответствии с принципом разделения властей эти органы функционируют самостоятельно.
(ст. 50 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Статья 51.
Высшим представительным, законодательным и контрольным органом Республики Саха (Якутия) является Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент республики.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) состоит из двух палат - Палаты Республики и Палаты Представителей.
Статья 52.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов определяется законом.
Депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) может быть избран гражданин Республики Саха (Якутия), достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
Статья 53.
Порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) и его палат устанавливается конституционным законом Республики Саха (Якутия) и регламентами.
Заседания палат Государственного Собрания проводятся раздельно. Совместные заседания проводятся в случаях:
- оглашения посланий Президента Республики Саха (Якутия);
- заслушивания отчета Правительства Республики Саха (Якутия);
- заслушивания послания Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
- принятия Конституции Республики Саха (Якутия), Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия);
- назначения республиканского референдума (всенародного голосования), выборов Президента Республики Саха (Якутия), депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) и местных органов государственной власти;
- заслушивания иных вопросов, предусмотренных законом.
На первое заседание палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) собираются по праву не позднее одного месяца после выборов при избрании не менее двух третей установленного состава каждой палаты. Полномочия избранных депутатов утверждаются Мандатной комиссией палаты. Полномочия палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) предыдущего созыва прекращаются с началом первого заседания соответствующей палаты нового созыва.
Статья 54.
Каждая палата Государственного Собрания (Ил Тумэн) на первом заседании из числа депутатов избирает Председателя палаты и его заместителя.
Статья 55.
Председателями палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) могут быть избраны граждане республики по рождению или прожившие в ней не менее 15 лет и свободно владеющими обоими государственными языками республики.
Никто не может быть избран Председателем палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) более двух сроков подряд.
Заместители председателей палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия, невозможности осуществления ими своих обязанностей и по поручению председателей исполняют отдельные их обязанности.
Статья 56.
Председатель Палаты Республики, Председатель Палаты Представителей ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
Статья 57.
Палата Республики состоит из депутатов, избираемых по одномандатным округам от каждого улуса, города республиканского подчинения с территориями, входящими в его ведение.
Палата Представителей состоит из депутатов, избираемых от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики.
Депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) являются народными депутатами Республики Саха (Якутия). Основания и порядок отзыва депутатов регулируется законом Республики Саха (Якутия).
Статья 58.
К ведению Палаты Республики относятся:
- рассмотрение и принятие конституционных законов Республики Саха (Якутия), государственного и республиканского бюджета, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирования, внесенных Палатой Представителей;
- принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ;
- принятие решений по вопросам о доверии Правительству республики;
- принятие отставки, отрешение от должности Президента Республики Саха (Якутия);
- утверждение структуры органов государственного управления Республики Саха (Якутия);
- избрание судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия), председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов Республики Саха (Якутия);
- дача согласия Президенту Республики Саха (Якутия) на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и его заместителей, Председателя Национального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора Департамента пенсионной службы, начальника Государственной налоговой инспекции, директора Департамента налоговой полиции, председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням;
- дача согласия на назначение Прокурора Республики Саха (Якутия) Генеральным прокурором Российской Федерации, начальника службы контрразведки Федеральной службой контрразведки Российской Федерации;
- утверждение в должности председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению Палаты Представителей;
- утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам;
- изменение статуса и границ административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
- внесение предложений в Федеральное Собрание в порядке законодательной инициативы;
- рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия);
- контроль за исполнением государственного и республиканского бюджета, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней;
- контроль за исполнением законов Республики Саха (Якутия);
- иные полномочия, предусмотренные законом. По вопросам, отнесенным к ее ведению, палата принимает постановление.
Статья 58.1.
К ведению Палаты Представителей относятся:
- разработка и принятие законов республики по вопросам ее ведения;
- ратификация законов и актов Российской Федерации, отнесенных к совместному ведению;
- ратификация и денонсация межгосударственных договоров и соглашений;
- принятие решений по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики;
- дача согласия на назначение и освобождение от должности министров и руководителей государственных комитетов, кроме должностных лиц, перечисленных в статье 58;
- представление в Палату Республики на утверждение в должности председателя Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн);
- избрание судей улусных (городских) судов, Верховного суда Республики Саха (Якутия), Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия);
- принятие и утверждение решений о приостановлении действия законов республики и Российской Федерации, постановлений, распоряжений и других актов Правительства, ведомств и предприятий республики, федеральных органов и ведомств, противоречащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет Республики Саха (Якутия), ущемляющих права ее народа;
- внесение предложений в Федеральное Собрание в порядке законодательной инициативы;
- принятие решений по вопросам введения, приостановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики;
- рассмотрение отдельных нормативно-правовых актов, издаваемых Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия);
- контроль над расходной частью государственного, республиканского бюджетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней;
- контроль за исполнением законов Республики Саха (Якутия);
- толкование законов Республики Саха (Якутия);
- иные полномочия, предусмотренные законом.
По вопросам, отнесенным к ее ведению, палата принимает постановления.
Статья 59.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Саха (Якутия), депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн), постоянным комиссиям Палаты Республики, комитетам Палаты Представителей, Правительству Республики Саха (Якутия), республиканским органам политических партий и общественных объединений. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Саха (Якутия), Верховному суду, Высшему Арбитражному суду, Прокурору Республики Саха (Якутия) по вопросам их ведения.
Рассмотрение и принятие законов Республики Саха (Якутия) регулируется Законом `О Государственном Собрании (Ил Тумэн)` и Регламентом.
Принятый закон подписывается Председателем соответствующей палаты и направляется Президенту Республики Саха (Якутия). Если до истечения четырнадцати дней с момента поступления закона Президент не отклонит его, закон обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
Если Президент Республики Саха (Якутия) в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то палата в установленном законом порядке вновь рассматривает данный закон.
При повторном отклонении Президентом Республики Саха (Якутия) принятого палатой закона, он вносится на рассмотрение совместного заседания палат.
Принятый на совместном заседании палат закон подписывается председателями палат Государственного Собрания (Ил Тумэн), обнародуется и вступает в действие со дня опубликования.
Статья 60.
Палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) из числа депутатов образуют постоянные комитеты или комиссии палаты.
Постоянные комитеты и комиссии рассматривают проекты законов и иных актов, осуществляют контроль за исполнением законов, иных решений Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Статья 60.1.
Контроль за исполнением законов, сохранностью государственной собственности осуществляет Контрольный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Статья 61.
исключена.

Статья 62.
исключена.

Статья 63.
исключена.

Статья 64.
Статус народного депутата Республики Саха (Якутия) определяется законом.
Президент Республики Саха (Якутия)
Статья 65.
Президент Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике.
Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств.
Статья 66.
Президентом Республики Саха (Якутия) может быть избран только гражданин республики по рождению, непрерывно проживший в ней не менее 15 лет, в возрасте не моложе 40 лет и не старше 60 лет, свободно владеющий обоими государственными языками республики и обладающий избирательным правом.
Статья 67.
Президент Республики Саха (Якутия) избирается гражданами республики всеобщими, равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на 5 лет. Никто не может быть избран на должность Президента республики более двух раз.
Статья 68.
Кандидаты на должность Президента Республики Саха (Якутия) выдвигаются непосредственно избирателями либо избирательными объединениями и избирательными блоками.
Выборы Президента Республики Саха (Якутия) проводятся в порядке, установленном законом.
(ст. 68 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 69.
Президент Республики Саха (Якутия) при вступлении в должность приносит Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на обоих государственных языках следующую присягу:
`Клянусь своей честью и достоинством, что буду добросовестно исполнять обязанности Президента, соблюдать Конституцию и законы Республики Саха (Якутия), защищать ее государственный статус, уважать права человека и гражданина, защищать интересы многонационального народа Республики Саха (Якутия)`.
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), членов Правительства Республики Саха (Якутия), судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Верховного суда Республики Саха (Якутия), Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Прокурора Республики Саха (Якутия).
(ст. 69 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 70.
Президент Республики Саха (Якутия):
1) представляет Республику Саха (Якутия) в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, государствами, входящими в состав СНГ; ведет переговоры и подписывает договоры от имени Республики Саха (Якутия); назначает и отзывает представителей Республики Саха (Якутия) при федеральных органах исполнительной власти; разрешает вопросы гражданства Республики Саха (Якутия);
2) обращается с посланиями к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и обращениями к народу;
3) определяет и представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) основные направления государственной политики Республики Саха (Якутия);
4) представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) программу социально-экономического развития республики и проект государственного бюджета;
5) осуществляет законодательную инициативу; издает специальный акт и обнародует либо отклоняет законы Республики Саха (Якутия); обеспечивает исполнение постановлений Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
6) возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия); представляет для утверждения в Государственное Собрание (Ил Тумэн) схему управления республикой, структуру Правительства Республики Саха (Якутия); осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Республики Саха (Якутия); имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Саха (Якутия); вправе отменять постановления Правительства Республики Саха (Якутия); принимает отставку Правительства Республики Саха (Якутия) в установленном законом порядке;
7) с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) назначает на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и его заместителей;
8) с согласия палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) назначает на должность и освобождает от должности министров и председателей государственных комитетов Республики Саха (Якутия); представляет в палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) кандидатуры для дачи согласия на назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных федеральных органов государственной власти в Республике Саха (Якутия);
9) представляет Государственному Собранию (Ил Тумэн):
кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
кандидатуру для согласования на должность Прокурора Республики Саха (Якутия); половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия); кандидатуру для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия);
10) награждает государственными наградами и присваивает почетные звания;
11) объявляет чрезвычайную ситуацию на территории Республики Саха (Якутия) или в отдельных ее регионах, о чем незамедлительно сообщает Государственному Собранию (Ил Тумэн);
12) обеспечивает сохранность валютного фонда и запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, хранящихся в Государственном хранилище ценностей республики.
(ст. 70 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 71.
Президент Республики Саха (Якутия) не имеет права роспуска, либо приостановления деятельности палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) и местных представительных органов государственной власти.
Статья 72.
Полномочия Президента Республики Саха (Якутия) не могут быть использованы для изменения конституционного строя Республики Саха (Якутия).
Статья 73.
В осуществление своих полномочий Президент Республики Саха (Якутия) издает указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение на всей территории республики.
Статья 74.
Решение о недоверии Президенту Республики Саха (Якутия) принимается на основании заключения соответствующего суда Республики Саха (Якутия) большинством в две трети голосов от установленного числа народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) по инициативе не менее одной трети от установленного числа народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Деятельность Президента Республики Саха (Якутия), исходящая из интересов республики и ее народа, не может быть поставлена ему в вину.
(ст. 74 введена Законом РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 74.1.
Президент Республики Саха (Якутия) может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции и законов Республики Саха (Якутия). Такое решение принимается Палатой Республики на основании заключения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов палаты.
Деятельность Президента, исходящая из интересов республики и ее народа, не может быть поставлена ему в вину.
(нумерация ст. в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 75.
Одновременно с Президентом Республики Саха (Якутия) избирается вице-президент Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет. Кандидатуру вице-президента определяет кандидат на пост Президента республики.
Статья 76.
Вице-президент Республики Саха (Якутия):
- осуществляет координацию деятельности администрации Президента;
- обеспечивает связь Президента с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления;
- обеспечивает Президента информацией о состоянии дел в республике;
- организует взаимодействие органов финансово-экономического контроля;
- осуществляет контроль за реализацией прав граждан республики и представляет ежегодно отчет Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
- по поручению Президента исполняет часть его обязанностей;
- в случае смерти, отставки Президента выполняет его полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента.
Статья 77.
Вице-президент Республики Саха (Якутия) отрешается от должности по тем же основаниям и в том же порядке, как и Президент.
Статья 78.
Президент и вице-президент Республики Саха (Якутия) получают за свою службу вознаграждение. Они не могут получать какое-либо другое вознаграждение от организаций, учреждений и частных лиц.
Должности Президента и вице-президента несовместимы со статусом народных депутатов.
Личности Президента и вице-президента неприкосновенны, их статус определяется законом.
Статья 79.
Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) руководит и организует работу Правительства. Статус Правительства определяется конституционным законом.
Правительство республики издает постановления, распоряжения и иные подзаконные акты.
Правительство республики слагает свои полномочия на первом заседании вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Статья 80.
Акты Правительства, принятые им в пределах своей компетенции, подлежат обязательному исполнению на всей территории республики.
Статья 81.
Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет за ее реализацию всю полноту ответственности.
Правительство ежегодно или по требованию Государственного Собрания (Ил Тумэн) представляет отчет о своей деятельности.
Статья 82.
Правительство, не получившее доверия Государственного Собрания (Ил Тумэн), уходит в отставку. Право внесения вопросов о доверии Правительству принадлежит Президенту и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Республики Саха (Якутия).
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Саха (Якутия) по поручению Президента Республики Саха (Якутия) продолжает действовать до сформирования нового состава Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 83.
Государственные органы и служащие правительственных учреждений действуют на основе закона.
Местные органы государственной власти и местное самоуправление
в Республике Саха (Якутия)
Статья 84.
В Республике Саха (Якутия) организация деятельности граждан для самостоятельного решения экономических, социально-культурных, экологических и других вопросов местного значения с учетом интересов населения, его национально-этнических и иных особенностей осуществляется через систему местных органов государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 85.
В улусах, городах, наслегах и поселках для осуществления государственной власти образуется местный представительный орган - улусное, городское, наслежное, сельское и поселковое собрание и соответствующий исполнительный орган - местная администрация.
Депутаты улусного, городского, наслежного, сельского и поселкового собрания, а также главы соответствующей местной администрации избираются населением территории. Выборность предполагает возможность совмещения должностей руководителя органа местной представительной и исполнительной власти.
В местностях компактного проживания представителей малочисленных народов Севера местные органы государственной власти могут быть образованы с учетом национально-этнических особенностей в порядке, установленном законом.
Статья 86.
Организация и деятельность местных органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется на началах:
- реализации прав граждан в вопросах местного значения;
- наделения представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления собственной компетенцией, экономической и финансовой самостоятельностью;
- подотчетности органов местной администрации соответствующим представительным органам;
- сочетания местных и государственных интересов;
- взаимоответственности местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения.
Статья 87.
Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Саха (Якутия), законодательными и иными актами республики. Порядок организации, структура и разграничения полномочий местных органов государственной власти устанавливаются конституционным законом Республики Саха (Якутия).
Статья 88.
Экономическую основу деятельности местных органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют коммунальная собственность, местное хозяйство и местные финансовые ресурсы, а также владение землей, водами, лесами.
Статья 89.
Юридические и физические лица несут материальную и иную ответственность перед местными органами государственной власти и органами самоуправления за вред, причиненный ими местному хозяйству в порядке, установленном законодательством.
Граждане вправе обжаловать в судебном порядке решения и действия местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Статья 90.
Органы местной власти:
- владеют, пользуются и распоряжаются коммунальной собственностью в интересах населения;
- руководят социально-культурным и жилищным строительством, развитием здравоохранения и народного образования, индустрии досуга, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, обеспечивают охрану памятников истории и культуры;
- руководят подчиненными им органами, предприятиями, организациями, учреждениями и фондами;
- решают, координируют и контролируют вопросы пользования местными природными ресурсами, охраны природы и защиты окружающей среды; обеспечивают рациональное распределение и эффективное использование земли, охотничьих угодий;
- обеспечивают соблюдение и исполнение законодательства республики, охрану общественного и государственного порядка, осуществляют контроль за реализацией законодательства Республики Саха (Якутия), а также Российской Федерации, действующего на территории республики;
- устанавливают экономические и налоговые отношения с органами государственного управления, территориями, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; обеспечивают развитие различных форм собственности и хозяйствования; осуществляют защиту прав и интересов потребителя;
- обеспечивают реализацию и защиту прав граждан, неприкосновенность их личности, жилища и собственности;
- проводят местные референдумы в порядке, установленном законом.
Статья 91.
Местные представительные органы государственной власти принимают как нормативные, так и индивидуальные решения в пределах полномочий, определенных законодательством Республики Саха (Якутия).
Решения местных представительных органов государственной власти обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и порядка подчиненности, должностными лицами, гражданами, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами.
Статья 92.
Местные органы государственной власти имеют право отменять акты нижестоящих органов государственной власти в случае несоответствия их законодательству Республики Саха (Якутия).
Статья 93.
Местный представительный орган государственной власти вправе выразить недоверие главе соответствующей местной администрации в установленном законом порядке.
Статья 94.
Местная администрация в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности и порядка подчиненности, должностными лицами, гражданами, а также лицами без гражданства и иностранными гражданами. Местная администрация имеет право отменять решения и распоряжения нижестоящей администрации, в случае превышения ею своих полномочий.
Статья 94.1.
В Республике Саха (Якутия) признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется гражданами в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление и изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, определяется с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 94.2.
Структура органов местного самоуправления определяется населением данной территории самостоятельно.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий действуют самостоятельно и не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются своей собственностью.
Статья 95.
Права местных органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров, в том числе с нормативным содержанием, определяются законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 96.
Аппарат местной администрации формируется из граждан Республики Саха (Якутия) на конкурсной и контрактной основе.
Статья 97.
Контроль Правительства Республики Саха (Якутия) над органами местной администрации допускается в пределах, определенных законодательством.
Судебная власть, охрана законности и правопорядка в Республике Саха (Якутия)
Статья 98.
Судебная власть в Республике Саха (Якутия) имеет своим назначением защиту основ ее конституционного строя, прав и свобод граждан, прав и интересов юридических лиц.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Правосудие в Республике Саха (Якутия) осуществляется только судом.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Суды при осуществлении правосудия самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной власти.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Статья 99.
Судебную власть в республике осуществляют: Верховный суд Республики Саха (Якутия), Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), улусные (городские) суды, а также Конституционный суд Республики Саха (Якутия) и мировые судьи.
Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) и мировых судей определяются Конституцией и законами Республики Саха (Якутия).
(ст. 99 в ред. Закона РС(Я) от 07.07.2000 З No 225-II)

Статья 100.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) - высший орган судебной власти по защите конституционного строя республики.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из 7 судей. Председатель Конституционного суда избирается членами Конституционного суда сроком на 5 лет.
Статья 101.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в целях защиты конституционного строя республики, основных прав и свобод человека и гражданина:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия):
нормативных актов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
нормативных актов Президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), других органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
нормативных актов местных органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, уставов муниципальных образований;
назначения и проведения республиканского референдума;
договоров высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
2) разрешает споры о компетенции:
между органами государственной власти Республики Саха (Якутия), между органами местного самоуправления;
между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
3) проверяет по жалобам граждан и по запросам судов конституционность закона Республики Саха (Якутия), примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) проверяет конституционность актов правоприменительной практики органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
5) дает официальное толкование Конституции Республики Саха (Якутия);
6) дает заключение:
о нарушении Конституции Республики Саха (Якутия) при принятии решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
о нарушении Конституции Республики Саха (Якутия) при выражении недоверия высшему должностному лицу и руководителям органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
о наличии или отсутствии правовых препятствий для проведения выборов Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
о соответствии законов и иных нормативных актов Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации и Федеративному договору;
о соответствии внутрифедеральных, международных договоров Республики Саха (Якутия), Конституции Российской Федерации;
7) осуществляет предварительный контроль законов Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) с точки зрения соблюдения законодательной процедуры их принятия;
8) участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Республикой Саха (Якутия) и Российской Федерацией;
9) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
10) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Саха (Якутия) и законами.
(ст. 101 в ред. Закона РС(Я) от 18.07.2001 З No 317-II)

Статья 102.
Все решения и заключения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по вопросам, отнесенным к его ведению, являются окончательными, вступают в силу с момента провозглашения и обязательны на всей территории Республики Саха (Якутия).
Полномочия, организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) определяются конституционным законом Республики Саха (Якутия), а в отношении правового статуса судей также федеральным законодательством.
(ст. 102 в ред. Закона РС(Я) от 18.07.2001 З No 317-II)

Статьи 103-108.
исключены. - Закон РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II.

Статья 109.
Адвокатура есть самоуправляющаяся организация, созданная и действующая для защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Порядок и организация деятельности адвокатуры, в том числе осуществление частной юридической практики, определяются законом.
(ст. 109 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 110.
Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством Российской Федерации.
(ст. 110 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Избирательная система в Республике Саха (Якутия)
Статья 111.
Народные депутаты Республики Саха (Якутия), депутаты местных представительных органов государственной власти, главы местной администрации избираются населением сроком на 5 лет.
Статья 112.
Выборы проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего и прямого избирательного права и равного представительства при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.
В местах компактного проживания малочисленных народов Севера могут образовываться избирательные округа с меньшей численностью избирателей.
Право избирать имеют граждане республики, достигшие 18 лет.
Статья 113.
Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, в отношении которых вступил в силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения свободы.
Статья 114.
Порядок проведения выборов и отзыва депутатов, выборов глав местной администрации, а также порядок деятельности местных представительных органов государственной власти определяется законом Республики Саха (Якутия).
Статья 115.
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) являются полномочными представителями народа.
Гражданин республики может быть депутатом не более двух представительных органов власти.
Несовместимость осуществления полномочий депутата представительных органов власти республики с занимаемой должностью определяется законом о выборах.
Статья 116.
исключена. - Закон РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II.

Раздел V. Экономические основы Республики Саха (Якутия)
Статья 117.
Экономическую основу Республики Саха (Якутия) составляют государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности в любой не запрещенной законом сфере.
Собственники равны перед законом и пользуются одинаковой правовой защитой.
Статус форм собственности, условия и порядок их возникновения и деятельности устанавливаются законодательством.
Законом может быть установлено право Республики Саха (Якутия) на определенные виды объектов собственности и хозяйственной деятельности.
Перечень объектов собственности Республики Саха (Якутия), не подлежащих разгосударствлению и приватизации, устанавливается законом Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством.
Закон может признавать за республикой особые экономические права и требования.
(ст. 117 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 118.
Право собственности неприкосновенно. Принудительное отчуждение имущества граждан и их объединений допускается по решению суда в порядке, установленном федеральным законом, с предварительным и справедливым возмещением.
Порядок использования и отчуждения объектов коллективной собственности малочисленных народов республики устанавливается законом республики в соответствии с федеральным законодательством и нормами международного права.
(ст. 118 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 119.
Недровые богатства не могут быть объектами собственности отдельных граждан и их объединений. Граждане вправе иметь земельный участок в пожизненном наследуемом владении, либо в пользовании для ведения сельскохозяйственного производства и предпринимательства.
Статья 120.
Регулирование отношений природопользования осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления.
(ст. 120 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 121.
Основными источниками доходов трудоспособного населения республики являются свободный труд и собственность. Свобода предпринимательства признается и охраняется законом.
Статья 122.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно организуют свою деятельность и несут ответственность за ее результаты.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
(ст. 122 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 123.
Предприятия любой формы собственности имеют право найма работников в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 124.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность.
(ст. 124 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 125.
Все юридические лица независимо от форм собственности, расположенные и действующие на территории республики, в установленном законом порядке уплачивают налоги и сборы.
(ст. 125 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 126.
Государственное воздействие на экономику в интересах общества осуществляется через законодательное регулирование хозяйственной практики, финансовую и налоговую политику и экономическую деятельность государственных предприятий. Предприятиям гарантируется свобода договора.
Статья 127.
Финансовая самостоятельность республики обеспечивается системой республиканского и местных бюджетов, формируемых за счет налогов, обязательных платежей, в том числе платы за природные ресурсы, сборов и пошлин, дохода от государственного имущества, а также иных поступлений.
Статья 128.
Местные органы государственной власти всех уровней самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджет без вмешательства вышестоящих органов.
Статья 129.
Республиканские государственные расходы производятся Правительством Республики Саха (Якутия) за счет бюджета республики.
Статья 130.
Бюджет Республики Саха (Якутия) утверждается законом до начала отчетного года. Государственное Собрание (Ил Тумэн) республики вправе принимать закон, осуществление которого требует дополнительных бюджетных расходов, с одновременным установлением способа покрытия этих расходов.
Статья 131.
исключена. - Закон РС(Я) от 07.07.2000 З No 225-II.

Статья 132.
Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляет налоговая служба.
(ст. 132 в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Статья 133.
Кредитно-финансовая и банковская деятельность в республике осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
(ст. 133 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 134.
Валютный фонд республики образуется за счет реализации алмазов, золота и других видов продукции, а также различных отчислений, в том числе налога за использование невозобновляемых видов ресурсов.
В республике создаются алмазный фонд, золотой запас и специальные финансовые фонды.
Раздел VI. Внешние связи Республики Саха (Якутия)
Статья 135.
Республика устанавливает связи с другими государствами, их субъектами и территориями на основе своих полномочий.
Статья 136.
Никакой федеральный орган власти и управления, либо иное государственное образование не могут заключать договоры и соглашения от имени республики вне пределов делегированных им полномочий.
Статья 137.
Внешнеэкономическая деятельность всех юридических лиц, находящихся на территории республики, регулируется действующим законодательством.
(ст. 137 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 138.
Республика устанавливает экономические, торговые, культурные и иные отношения с зарубежными странами.
(ст. 138 в ред. Закона РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 139.
Республика самостоятельно решает вопросы о членстве в региональных, международных организациях экономического, культурного и иного характера.
Раздел VII. Государственная символика, столица Республики Саха (Якутия)
Статья 140.
Республика Саха (Якутия) имеет свой Государственный герб, флаг и гимн.
Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лены, на фоне солнечного диска - щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразные фигур и надписями `Республика Саха (Якутия)` и `Саха Республиката`.
В цветном изображении Государственного герба Республики Саха (Якутия) солнце - серебристого, всадник - темно-красного, обрамление - темно-голубого, орнамент и надпись - белого цвета.
Государственный флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. Соотношение ширины полос к ширине флага: голубой полосы - 3/4 ширины флага, белой полосы - 1/16, красной полосы - 1/16, зеленой полосы - 1/8 ширины флага.
На середине голубой полосы расположен круг белого цвета. Диаметр круга составляет 2/5 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1 : 2.
Статья 141.
Столицей Республики Саха (Якутия) является город Якутск.
Раздел VIII. Вступление в силу Конституции Республики Саха (Якутия)
и порядок ее изменения
Статья 142.
Настоящая Конституция, принятая Верховным Советом Республики Саха (Якутия), вступает в силу на следующий день после ее официального опубликования.
Статья 143.
Изменения и дополнения Конституции Республики Саха (Якутия) принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов республики.
(в ред. Закона РС(Я) от 15.06.2001 З No 293-II)

Статья 144.
Право внесения предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию имеют субъекты Республики Саха (Якутия), обладающие законодательной инициативой. Порядок подачи предложений устанавливается законом.
Статья 145.
Порядок принятия Конституции Республики Саха (Якутия), конституционного закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) устанавливается конституционным законом Республики Саха (Якутия).
Закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Саха (Якутия) принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством голосов от установленного числа народных депутатов.
(ст. 145 введена Законом РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Статья 146.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года является неотъемлемой частью Конституции Республики Саха (Якутия).
(ст. 146 введена Законом РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II)

Раздел `Переходные положения` исключен. - Закон РС(Я) от 17.07.2001 З No 315-II.


  

Док. 141108
Опублик.: 11.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``