В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век Назад
Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век
   ИЗ ГОДОВОГО ОТЧЕТА ВОЛОСТНОГО СТАРШИНЫ А.ЛОСЕВА
О БЛАГОСОСТОЯНИИ КУЛЬСКОЙ ВОЛОСТИ ЗА 1900 г.

Не ранее 1 января 1901 г.

III. Общественное благоустройство и благочиние
Д. Раскол.
В волости считается раскольников мужского пола - 948 душ и женского-881. Отношение раскольников к местным властям, духовенству и православному населению мирное. Все требо-вания, не выходящие из пределов закона и установленных правил, исполняют. Но, однако же, в сравнении с православными, раскольники народ грубый и менее исправный на уплату податей и повинностей, что допускают даже при полной возможности к платежу.
Записей браков, рождений и смертей в установленные книги раскольники не производят на основании своих понятий и религиозных убеждений.
Оспопрививания и лечения медицинскими средствами раскольники, в общем, не принима-ют и считают это грехом, в частности же, иногда бывают случаи обращения раскольников за ме-дицинской помощью к местному сельскому фельдшеру. Случаев усиления раскола, а также и присоединения к православию людей, заслуживающих особенного внимания, не было. Расколь-ники от православных живут преимущественно отдельными селениями, образ жизни ведут тру-долюбивый, занимаясь преимущественно земледелием.
В религиозном и нравственном отношениях влияния на православных жителей не имеют. Как увеличения, так и уменьшения раскола не замечается. Моленья и требы раскольников со-вершаются в частных особых домах. Случаев воспрещенного законом публичного оказательства раскола между православными не было.
О подразделении раскола на секты значится в прилагаемой к сему ведомости <...>

Волостной старшина А.Лосев

НАРБ. Ф.337. Оп.1. Д.7999. Л.5об-6. Подлинник.


СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ВЕРХНЕУДИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ УПРАВЫ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ О НАСЕЛЕНИИ г.ВЕРХНЕУДИНСКА
ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯМ ЗА 1901 г.

28 февраля 1902 г.

Православного
мужчин 2334 женщин 2400 всего 4734

Римско-католического
мужчин 6 женщин 4 всего 10

Лютеранского
мужчин 60 женщин 30 всего 90

Армяно-григорианского
мужчин 26 женщин 4 всего 30

Иудейского
мужчин 414 женщин 358 всего 772

Ламайского
мужчин 30 женщин 28 всего 58

Шамаитов
мужчин - женщин - всего -

Последователей учения Конфуция
мужчин 45 женщин - всего 45

Раскольников, приемлющих Священство
мужчин 15 женщин 13 всего 28

Магометанского
мужчин 42 женщин 25 всего 67

Всего
мужчин 2972 женщин 2862 всего 5834


НАРБ.Ф.10. Оп.1. Д.1681. Л.39. Копия.


СВИДЕТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ АГВАНУ ДОРЖИЕВУ - ЧЛЕНУ
СОРЕВНОВАТЕЛЮ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, НА ПРАВО БЕСПЛАТНОЙ
ПЕРЕСЫЛКИ ПО ПОЧТЕ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ И ПОСЫЛОК

г.Санкт-Петербург ? 18 октября 1902 г.

Предъявитель сего, состоящий при Далай-ламе в Тибете старший цанит хамбо лхарамбо Агван Доржиев, имеет право по званию члена соревнователя императорского Русского геогра-фического общества на основании &sесt;15 высочайше утвержденного Устава общества пересылать по почте на имя императорского Русского географического общества без платежа весовых как письменную корреспонденцию, так и посылки до одного пуда весом.
В удостоверение вышеизложенного выдано хамбо Агвану Доржиеву настоящее свидетель-ство за гербовой печатью императорского Русского географического общества.

Вице-председатель, член
Государственного совета,
сенатор, действительный
тайный советник ? Семенов
Секретарь общества,
действительный статский
советник Григорьев

НАРБ.Ф. Р-643. Оп.1. Д.7. Л.57. Подлинник.


СООБЩЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ
БЛАГОЧИННОМУ МОНАСТЫРЕЙ АРХИМАНДРИТУ ИРИНАРХУ
ОБ УВОЛЬНЕНИИ МОНАХИНИ И ДВУХ ПОСЛУШНИЦ
ИЗ ПОСОЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
В СВЯЗИ С ПОСТУПЛЕНИЕМ В ДРУГОЙ

15 января 1903 г.
Срочно

По указу его императорского величества Забайкальская духовная консистория дает Вам знать для сведения и должного распоряжения, что Посольского женского Спасо-Преображенского монастыря монахиня Агния, рясофорная послушница София Белобородова и Екатерина Белобородова, согласно прошению, резолюцией его преосвященства от 17 декабря 1902 г. Nо3735, уволены из сего монастыря для поступления в Томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

Член консистории протоиерей Титов
Секретарь
В.И.Д. столоначальника

НАРБ.Ф.262. Оп.1. Д.419. Л.5. Подлинник.

ЧАСТНАЯ ЗАПИСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БУРЯТ-БУДДИСТОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,
СТАТС-СЕКРЕТАРЮ С.Ю.ВИТТЕ О РАСШИРЕНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ БУДДИЙСКОЙ ВЕРЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

7 февраля 1905 г.

Узнав, что на днях будет рассматриваться в Комитете министров под председательством Вашего высокопревосходительства вопрос о расширении религиозной свободы иноверцев, мы, нижеподписавшиеся буряты-буддисты, как частные лица, считаем нашим нравственным долгом представить Вам некоторые частные пункты, удовлетворение коих в настоящее время было бы крайне важно для бурят, при чем мы вовсе не касаемся вопроса о коренном изменении или пе-ресмотре существующих законоположений о буддистах и о предоставлении им полной свободы совести.
Пункты будут следующие:
I. По единогласному утверждению ученых авторитетов и образованного мира буддизм дав-но признан как религия высокой нравственности. Между тем в русских учебниках географии, одобренных МНП, а также во многих других изданиях, в особенности миссионерских, нас, будди-стов, называют язычниками, приравнивая к идолопоклонникам.
Систематическое проведение в русских школах и в народе такого взгляда на буддизм и буддистов, во-первых, не отвечает действительности, во-вторых, оскорбляет наше религиозное чувство, и, в-третьих, давая превратное понимание в русском народе и обществе, вызывает не-нормальное отношение к нам, бурятам, якобы идолопоклонникам.
А потому необходимо, чтоб, по крайней мере, в учебниках буддисты назывались буддиста-ми, а буддизм рассматривался не превратно.
II. Необходимо распространить разрешение /1903 г., январь/ на преподавание буддийского верования в бурятских училищах МНП и в тех школах, где еще не распространено сие разреше-ние.
III. Для поступления в Иркутскую учительскую семинарию МНП и в школу, при ней находя-щуюся, систематически требуется предварительное окрещение мальчиков-буддистов и шамани-стов. Вследствие такого ограничения местные буряты-нехристиане лишены возможности полу-чать педагогическое образование.
Так как бурятам крайне необходимо педагогическое образование, семинарское и институт-ское, то необходимо открывать свободный доступ бурятам-нехристианам во все учительские семинарии, в особенности в Иркутскую, и учительские институты.
IV. Многие наши буряты, официально считающиеся православными и шаманистами (Иркут-ская губерния), фактически являясь буддистами, не могут открыто исповедовать своей буддий-ской религии из-за административных преследований и из опасения кары закона на вероотступ-ничество.
Такое двусмысленное ложное положение вещей необходимо уничтожить, разрешив сим бурятам принципиально и на деле добровольный свободный переход в буддизм, в крайнем слу-чае - шаманистам, для которых переход в буддизм был бы безусловным прогрессом.
V. Благодаря временным административно-миссионерским мерам наши буряты Иркутской губернии в высшей степени стеснены в деле исполнения своих религиозных нужд, не имея, во-первых, возможности свободно получать из-за китайской границы и из соседнего Забайкалья не-обходимые книги (тибетские и монгольские), бурханы и прочие предметы культа, а также лекар-ства и материалы тибетской медицины, которая является неотъемлемой частью нашей буддий-ской веры и крайне необходима для народного здравия; во-вторых, возможности приглашать сведущих духовных лиц из Забайкалья для исполнения религиозных треб и врачебной помощи; в-третьих, возможности получать религиозное и медицинское образование в Забайкалье, т.к. в самой Иркутской губернии никаких школ не имеется для таковой цели.
А потому необходимо упразднить временные правила, по которым буддисты Иркутской гу-бернии изъяты из ведения своего духовного главы хамбо-ламы буддийского духовенства Вос-точной Сибири и отданы в ведение местной губернской администрации, и вновь предоставить иркутских бурят-буддистов в ведение хамбо-ламы в деле их религии, установив полную свободу сношений по религиозным делам с Забайкальем и разрешив беспрепятственно привозить из За-байкалья и Китая книги, бурханы и прочие предметы культа, а также лекарства и материалы ти-бетской медицины.
VI. Также крайне необходимо разрешение свободного пропуска религиозных книг и прочих предметов культа, лекарств и материалов тибетской медицины забайкальским бурятам из-за ки-тайской границы, ибо циркуляром центральных и местных властей недавно установлены крайне стеснительные преграды и даже запрет по отношению ввоза упомянутых предметов.

Буряты-буддисты Бадзар Барадийн
Цыбен Жамцаранов
Лысок Гончикожапов

НАРБ. Ф.П-1. Оп.1. Д.1287. Л.38-40. Копия.


ИЗ ПОЛУГОДОВОГО ОТЧЕТА МИССИОНЕРА ШИМКОВСКОГО СТАНА ТУНКИНСКОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ЦЕРКВИ О ТЕНДЕНЦИИ
ПЕРЕХОДА КРЕЩЕНЫХ БУРЯТ В ЛАМАИСТСКУЮ ВЕРУ

Шимки 7 июня 1906 г.

<...> За текущее полугодие 1906 г. видно, что буряты, наэлектризованные всесильными ла-мами-родовичами вкупе с русскими либеральными опекунами местных бурят, в настоящее время не столь склонны выслушивать увещевания миссионеров как прежде, что увещевания не только неохотно выслушиваются бурятами, но еще озлобляют их, что было не раз замечено при бесе-дах с бурятами, что общение с ними миссионера, на почве проповеди слова Божия, пока прекра-тилось, так как в данное смутное переходное время миссионер вряд ли в силах удержать в пра-вославии бурят, не отдающих отчета в своих поступках, `ибо не ведают, что творят`, по неведе-нию той религии, которая дала им право называться христианами. Религиозное движение бурят, с переходом из православия в ламаизм, скорее принесла пользу православию, нежели вред, от-деляя в семье христиан плевелы от пшеницы. В будущем православная миссия, убедившись горьким опытом в ошибочности использованной системы миссионерства, применит более усо-вершенствованную просветительскую систему среди не ведающих Христа инородцев, и будут среди них - имеем в виду не количество, а качество - истинные, разумные последователи хри-стианства, готовые пожертвовать жизнью за усвоенные ими христианские истины.

Миссионер Шимковского стана,
священник

НАРБ.Ф.340.Оп.1.Д.62.Л.20-20об. Подлинник.


РАПОРТ МИССИОНЕРА ОКИНСКОГО ТРОИЦКО-СЕРГИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ БЛАГОЧИННОМУ ТУНКИНСКИХ МИССИОНЕРСКИХ ЦЕРКВЕЙ ПРОТОИЕРЕЮ ИОАННУ КОСЫГИНУ О ДЕЙСТВИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ СКЛОНЕНИЯ КРЕЩЕНЫХ БУРЯТ К ЛАМАИЗМУ

8 июня 1906 г.

Имею честь почтительнейше донести Вашему Высокопреподобию, что староста Окинского отдельного родового управления Бадрахиев и писарь Вержеховский ездят по улусам, как мне со-общили инородцы, и делают сугланы с целью отбирать руки (брать согласие) у крещеных бурят на переход их в ламство. Так, 5 сего июня, суглан был в Шарзинском улусе, на котором у креще-ных бурят - мужчин, женщин и детей, - отбирались руки на перемену истинной веры. Женщины и дети, хотя и были внесены в посемейный список в числе крещеных инородцев, желающих перей-ти в ламство, насколько мне известно, не явились в апреле с.г. в Окинское отдельное родовое управление для выражения своего согласия на переход в ламство, а этот список был, как из-вестно Вашему Высокопреподобию, представлен господину крестьянскому начальнику 3-го уча-стка Иркутского уезда, и только теперь староста Бадрахиев и писарь Вержеховский поехали по улусам, чтобы, вероятно, взять согласие на перемену религии у тех крещеных инородцев, ино-родок и их детей, которые не были в апреле с.г. в Окинском отдельном родовом управлении.

Миссионер, священник Иннокентий Романов

НАРБ. Ф.340. Оп.1. Д.62. Л.5-5об. Подлинник.


ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ВЕРХНЕУДИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
О ВЫДЕЛЕНИИ УЧАСТКА ЗЕМЛИ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ МЕЧЕТИ

г. Верхнеудинск 12 сентября 1907 г.

<...> Доложен вопрос по заявлению доверенного магометанского общества Аминова о бес-платной прирезке 100 кв. саж. городской земли для мечети, при чем прочитан доклад городской управы следующего содержания: `1907 г. августа 31 дня Верхнеудинская городская управа слу-шала вопрос по заявлениям доверенного Верхнеудинского магометанского общества Аминова о прирезке еще 100 кв. саж. из земель города для постройки мечети, при чем заявления Аминова и Ибрагимова представляются.
Справка: участок земли, смежный с местом, уступленным магометанскому обществу, имеет по Ново-Проезжей улице 12 саж. и во внутрь - 25 саж. Таким образом, прирезать к месту магоме-танского общества из соседнего участка по улице 4 саж. возможно. Постановлено: доложить го-родской думе`.
Городская дума постановила: уступить Верхнеудинскому магометанскому обществу для по-стройки мечети просимый участок земли в количестве ста кв. саж. в бессрочное и бесплатное пользование до тех пор, пока будет существовать мечеть <...>

Председатель заседания,
городской голова И.В.Титов
Депутат от духовного
ведомства, отец А.Сперанский

Гласные думы: Г.С.Бородин, В.Н.Карбаинов, И.И.Кравецкий, И.А.Красиков, И.В.Кочетов, И.А.Клюев, А.А.Левицкий, В.И.Мордовской, Д.Д.Мехоношин, М.И.Новоселов, Д.Д.Опушкин, И.В.Соколов, П.В.Семенов, И.В.Старков, П.Т.Трунев, Н.Н.Челпанов, М.Н.Шишмаков, Н.Н.Шелашников, К.Д.Горощеня, В.И.Казанский.

НАРБ. Ф.10. Оп.2. Д.526. Л.136об-137. Подлинник.

ПРЕДПИСАНИЕ ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ ВЕРХНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ
ОБ ИМПЕРАТОРСКОМ ДАРЕ ЦОЛГИНСКОМУ ДАЦАНУ

11 декабря 1907 г.

Для выстроенного в ознаменование дня рождения наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича при Цолгинском дацане на средства инородца-бурята Дабданова здания молитвенного сумэ-читальни Его величеству Государю императору благоугодно было всемило-стивейше пожаловать портреты - лично Его величества, Государынь императриц, а также на-следника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича - в рамах.
Сообщая об этом и препровождая вместе с сим в особой посылке портреты их Величеств и его Высочества, предписываю портреты немедленно поставить в указанную сумэ-читальню и об исполнении мне донести.

На документе имеется запись: `Подлинное предписание отослано ширетую Цолгинского дацана Цоктоеву для хранения при делах читальни. 2 марта 1908 г. Nо164.`

Подлинное подписал
военный губернатор,
генерал-лейтенант Эбелов
Скрепил
управляющий отделением В.Юринский

НАРБ. Ф.10. Оп.2. Д.1034. Л.4-4об. Заверенная копия.


ПИСЬМО УПРАВЛЯЮЩЕГО I-ЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ МВД ВЕРХНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ОБ ОТПРАВКЕ ПОРТРЕТОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ В ДАР ЦОЛГИНСКОМУ ДАЦАНУ

15 февраля 1908 г.

При отношении экзекутора и казначея Забайкальского областного правления Пушкина от 7 февраля с.г. за Nо194 отосланы Вам по железной дороге, малой скоростью, всемилостивейше пожалованные Его величеством Государем императором, для выстроенного в ознаменование дня рождения наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича при Цолгинском дацане на средства инородца бурята Дабданова здания молитвенного сумэ-читальни, портреты Государя императора, Государыни императрицы, а также наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича в рамах.
На пересылку портретов произведен названным казначеем расход из канцелярских сумм Забайкальского областного правления в сумме 1 руб. 90 коп.
Вследствие сего I-е отделение областного правления просит Ваше высокоблагородие взы-скать с Цолгинского дацана полностью 1 руб. 90 коп., каковые прислать в отделение.

На документе имеется приписка: `Справка: уплачено из канцелярских сумм полиции по накладной желез-ной дороги 1 руб. 57 коп. и за доставку с вокзала до полиции 1 руб., и всего 2 руб. 57 коп. Верно: секретарь подпись`.

Управляющий отделением
Столоначальник К.Петров

НАРБ. Ф.10. Оп.2. Д.1034. Л.1-1об. Подлинник.


СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БАНДИДО ХАМБО-ЛАМЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
ОБ ОТКРЫТИИ ТИПОГРАФИИ ПРИ АЦАГАТСКОМ ДАЦАНЕ

3 сентября 1908 г.

Препровождая свидетельство за Nо7930 о разрешении тибетскому цанит хамбо-ламе Агва-ну Доржиеву открыть типографию при Ацагатском дацане для печатания изданий на тибетском и монгольском языках, прошу Вас вручить таковое по принадлежности под расписку, которую и прислать в первое отделение.
При этом уведомляю Вас для исполнения, что ввиду согласия, выраженного в отношении Вашем от 15 декабря 1907 г. за Nо582 и с разрешения Иркутского генерал-губернатора от 29 мая с.г. за Nо 6320, применительно к 157 статье ХIV тома Устава о цензуре и печати, по прод. 1906 г., ответственность по надзору за означенной типографией и печатными произведениями, кои той типографией будут издаваться, возлагается на Вас и на ширетуя Ацагатского дацана, которого о настоящем распоряжении Вы имеете поставить в известность, и что в отношении неповремен-ных изданий должны быть выполняемы требования 142 и 143 статей вышеприведенного закона.

Военный губернатор, генерал-лейтенант
Управляющий отделением

НАРБ. Ф.Р-643. Оп.1. Д.7. Л.215. Подлинник.

ПРИГОВОР ВЕРХНЕУДИНСКОГО МЕЩАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ОБ ОТКАЗЕ ПРИЧИСЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ К ДАННОМУ ОБЩЕСТВУ

30 мая 1910 г.

Верхнеудинское мещанское общество, быв сего числа в полном собрании при Верхнеудин-ской мещанской управе, под председательством мещанского старосты Н. Ив. Федорова, слушало личное и письменное заявление мещанина Самуила Борисова Нодельмана, ходатайствующего об отмене общественного приговора Верхнеудинского мещанского общества от 31 мая 1898 г., которым было постановлено не принимать на приписку к обществу в сословие мещан всех об-ращающихся с прошениями евреев. Обсудив всесторонне настоящий вопрос, постановили:
1. Ни под каким видом не отменять приговор от 31 мая 1898 г.
2. Напротив, настоящий приговор вместе с прежним приговором 1898 г., решаем предста-вить на утверждение Его превосходительства господину военному губернатору Забайкальской области и в добавление ходатайствуем о выселении из г. Верхнеудинска всех евреев, не при-надлежащих к нашему мещанскому обществу и незаконно проживающих в городе.
3. Ввиду закона о свободе перехода из православия в иноверные исповедания, не прини-мать в мещане также и крещеных евреев, вследствие бывших на практике случаев перехода крещеных евреев из православия обратно в иудейство.
4. Копию настоящего приговора послать в Верхнеудинскую городскую думу с просьбой при-соединить к постановлению мещанского общества и своим посильным ходатайством содейство-вать нам в выполнении пункта второго настоящего приговора.

Мещанский староста Н.И.Федоров

НАРБ. Ф.10. Оп.1. Д.1951. Л.7. Заверенная копия.


ПРЕДПИСАНИЕ ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕРХНЕУДИНСКОМУ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ О ВЫЯСНЕНИИ ЛИЧНОСТИ И СУЩЕСТВЕ
ПРОПОВЕДЕЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА ОТЦА СЕРГИЯ ИЛЯХИНСКОГО

29 января 1911 г.
Секретно

Предлагаю Вашему высокоблагородию поручить становому приставу по месту нахождения старообрядческого священника отца Сергия Иляхинского, выяснить личность последнего осмот-ром его вида на жительство и сношением с полицией постоянного его местожительства; наблю-сти за деятельностью его в области и существом его пропаганды вообще, в частности же, в от-ношениях его к вопросу о принятии сибирскими старообрядцами Епископа. Вам необходимо быть в курсе следующего дела: на съезде представителей старообрядцев в Москве рассматривался вопрос об учреждении старообрядцами епископской кафедры; частным образом известно, что громадное большинство согласилось на принятие Епископа, но сибирские депутаты в большин-стве своем оказались противниками этого. Среди забайкальских старообрядцев, приемлющих вольно приходящих священников, произошел раскол: большинство за непринятие Епископа, часть же за принятие. Последняя идея свой зародыш и значительное число последователей имеет в селе Никольском, где 90% населения согласилось принять Епископа и выписали свя-щенника отца Василия Царева, прививающего эту идею. Одновременно с Царевым в области действует священник отец Сергий Иляхинский - ярый противник епископства и, по слухам, про-поведующий, что в Москве на съезде большинство высказалось за отклонение Епископа. Это не-обходимо выяснить.
С точки зрения государственной увеличение последователей, принимающих Епископа все-гда желательно, так как последние приемлют школу, не видят греха в сотских, десятских и т.п., в последователях епископства заметна значительная просвещенность.
Предупреждаю, что действовать надо осторожно, не только не допуская какого-либо дав-ления, но и не выражая сочувствия и поддержки.

За губернатора, вице-губернатор

И.д. непременного члена Богданов

НАРБ. Ф.337. Оп.2. Д.1840. Л.1-2. Подлинник.


СООБЩЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ ПРИЧТУ
ГУЖИРСКОЙ МИССИОНЕРСКОЙ ЦЕРКВИ О РАЗРЕШЕНИИ
КРЕЩЕНОЙ БУРЯТКЕ МАРИИ БОДИЕВОЙ НА ПЕРЕМЕНУ
ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ НА БУДДИЙСКУЮ

15 октября 1911 г.

По указу Его императорского величества Духовная консистория предписывает причту сде-лать отметку в метрических книгах Гужирской миссионерской церкви, что жене инородца Кой-марского ведомства, 2-го Хонгодорского рода, Хура-Хобокского улуса Марии (Убуша) Бодиевой, 24 лет, крещеной в младенчестве, разрешено перейти из православия в буддизм.

Член консистории, протоиерей М.Архангельский
Секретарь
Столоначальник

НАРБ. Ф.340. Оп.1. Д.95. Л.16. Подлинник.


ИЗ СВЕДЕНИЙ ВЕРХНЕУДИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ УПРАВЫ УЕЗДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ г. ВЕРХНЕУДИНСКА ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯМ ЗА 1911 г.

28 февраля 1912 г.

6. Численность населения по вероисповеданиям:

Православного 13771
Старообрядцев 140
Римско-Католического 382
Лютеранского 70
Армяно-Григорианского 47
Иудейского 1242
Буддийского 84
Конфуцианского 98
Магометанского 388
Неизвестных 20
Итого: 16242

НАРБ. Ф.121. Оп.1. Д.542. Л.22об. Подлинник.

ВЕДОМОСТЬ О ЧИСЛЕННОСТИ ТУНГУСОВ НИЖНЕ-АНГАРСКОГО КИНДИГИРСКОГО РОДА ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ

Не ранее 1 января 1914 г.

Наименование
населения Из них Всего:
обоего по-ла
православных язычников
муж. жен. муж. жен.
Нижне-Ангарский Кин-дигирский род
147
112
-
-
259
за 1911 г. 144 111 - - 255
за 1912 г. 137 107 - - 244
за 1913 г. 139 108 - - 247


НАРБ.Ф.328. Оп.1. Д.58. Л.12. Заверенная копия.


ПРИКАЗ Nо4412 ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАВВИНА ВЕРХНЕУДИНСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ МОЛЕЛЬНИ

21 августа 1916 г.

Утверждается, согласно избранию, дантист Давид Янкелевич Столпер раввином Верхне-удинской еврейской молельни на три года. Подписал: за губернатора - вице-губернатор Нарыш-кин. Скрепил: за управляющего отделением - А.Вурцбахер.

НАРБ. Ф.337. Оп.2. Д.2762. Л.12. Копия.


ПРИГОВОР ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ПРИХОЖАН КУДАРИНСКОЙ
ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ Х БЛАГОЧИННИНСКОГО ОКРУГА
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ О СМЕТЕ РАСХОДОВ
НА СОДЕРЖАНИЕ ПРИХОДСКОЙ ЦЕРКВИ

ст. Кударинская 8 апреля 1918 г.

Мы, нижеподписавшиеся прихожане Кударинской Троицкой церкви, уполномоченные от своих сельских обществ надлежащими мандатами для участия на общеприходском собрании с правом решающего голоса при решении вопроса по составлению сметы расходов на содержание приходской церкви, а также и на содержание священно-церковных служителей на 1918 год.
Принимая во внимание, что существующий способ обеспечения духовенства крайне недос-таточный и с нравственной точки зрения для духовенства унизительный, порождавший много не-доразумений между пастырем и пасомыми и, имея в виду, что декретом народных комиссаров церковь отделена от государства, а, следовательно, и лишена каких-то бы ни было ассигнований из средств государства на содержание свое, мы, прихожане Кударинской церкви, единогласно постановили: 1) существовавший доныне порядок обеспечения духовенства прихода отменить, т. е. ругу, землю и отопление причту не выдавать с 1 января сего 1918 года, а взамен этого поло-жить от прихода основное жалование - священнику тысяча восемьсот (1800) руб. в год, а пса-ломщику тысяча двести (1200) руб. в год с таким условием: причт в течение года обязуется со-вершать все обязательные требы бесплатно, а именно: крещение, погребение и общественные молебны. При обхождении прихода со святым крестом прихожане по своему усмотрению могут делать пожертвования в пользу причта, все же остальные требы, как то: молебны, обедни по за-казу, литии, вынос и проводы покойников и другие требы, кроме напутствования, должны произ-водиться причтом за плату.
2) Ружное довольствие просфорне отменить и дать ей жалование в 144 руб. годового окла-да.
3) Трапезников при церкви иметь 3-х человек и положить им от прихода жалование в триста шестьдесят (360) руб. в год каждому.
4) Мелкий ремонт церкви, а также и отопление ее отнести на счет наличных сумм церкви.
5) Перерасход причта на отопление в сумме 150 руб. в 1917 году принять на счет прихода.
6) Всю сумму расхода по настоящей смете разложить равномерно на всех прихожан Куда-ринского прихода обоего пола, начиная с 16 - летнего возраста, а сбор этой суммы возложить на особых сборщиков, которых избирает каждое сельское общество прихода. Собранные деньги сборщики обязуются сдавать непосредственно церковному старосте под особые расписки, а ста-роста уже выдает под расписку в книге служителям церкви по истечении месяца.
7) Оклады годового содержания как причту, так просфорне и трапезникам выплачиваются с 1 января 1918 г.
8) Содержание трапезников Унгуркуйской церкви принять на счет всего прихода и положить им 480 руб. в год на двоих.
9) Весь расход на содержание причта и других служителей церкви в 1918 году выразится в сумме 4854 руб., и на каждую душу проверенных списков прихожан падет по 2 руб. 38 коп. В том и утверждаем настоящий приговор.
Подлинный подписали: Сергей Немчинов, за него расписался Николай Игумнов, Максим Ладыженский, за него и за себя расписался Григорий Лиснеев, Евстафий Воробьев, Александр Бухольцев, Алексей Посохов, Василий Бухольцев, Алексей Игумнов, Прокопий Сальников, Жар-никова, Лука Фролов, председатель приходского совета, священник Иоанн Абросимов.

Члены приходского совета: Семенюк Якимов
Жарников
Никаноров

НАРБ. Ф.491. Оп.1. Д.9. Л.8-9. Заверенная копия.


ЗАПРОС СЕЛЕНГИНСКОЙ АЙМАЧНОЙ ДУМЫ В НАРОДНУЮ ДУМУ
БУРЯТ-МОНГОЛОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА КАЗАКОВ
В ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ

23 декабря 1918 г.

Сартоло-Гыгетуйское хошунное собрание приговором от 20/7 октября с.г. постановило уволить из своего общества на предмет зачисления в штат хувараков Гусиноозерского дацана казака-гражданина Верхне-Цагатуевского сомона Нанзота Бухаева Цыденова, как с малолетства обучающегося тибетской медицине в названном дацане и пожелавшего всецело посвятить себя монашеству. В данное время Бандидо хамбо Сибири просит аймачную думу санкционировать постановление хошунского собрания и сделать формальное перечисление Цыденова из светско-го в духовное состояние.
Так как этот случай является прецедентом, аймачная дума по чисто формальным сообра-жениям просит Народную думу дать ей указания для будущего: в каком порядке должно прохо-дить перечисление казаков в духовное состояние и кому должно принадлежать право оконча-тельного утверждения приговоров хошунных собраний в этом вопросе.

На документе имеется резолюция: `Потребовать от аймачной думы сведений о семейном положении и возрасте Цыденова. Подпись`.

Председатель аймачной думы
Член думы Н.Гомбоев
За секретаря

НАРБ. Ф.Р-305. Оп.1. Д.6. Л.6. Подлинник.

ПРИГОВОР СТАНИЧНОГО СБОРА ГУСИНООЗЕРСКОЙ СТАНИЦЫ I-ГО ВОЕННОГО ОТДЕЛА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ОБ УВОЛЬНЕНИИ КАЗАКА Ц.Ц.ЧОЙЖАМЦУЕВА
В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ ЕГО В ДАЦАН НА ДОЛЖНОСТЬ ХУВАРАКА

ст. Гусиноозерская 28 февраля 1919 г.

Мы, нижеподписавшиеся, казаки названной станицы, собравшись сего числа в станичном правлении в присутствии станичного атамана Занданова, где слушали приговор Тамчинского урочищного общества от 20 января сего года об увольнении из среды Тамчинского общества ка-зака среднего возраста Цырендоржи Цыренванчикова Чойжамцуева для зачисления в ламайское духовенство на имеющуюся вакансию хувараков при Гусиноозерском дацане. По выслушании се-го мы единогласно постановили: уволить из своей среды казака Цырендоржи Чойжамцуева, имеющего ныне от роду 20 лет, имея в виду, что названный казак Чойжамцуев, имея двух родных старших братьев, с малых лет обучался при Гусиноозерском дацане тибетской грамоте и ныне продолжает таковую, а потому выдать названному Чойжамцуеву настоящий приговор, в том и подписываемся.
На сборе присутствовал Гусиноозерский станичный атаман Занданов, Тамчинский урочищ-ный атаман Сампилов, старший урядник, Загустайский урочищный атаман Цыбыкдармаев, Бал-дан Батуев, Бадмацырен Цыдыпов, Зориктуев.
Выборные казаки: Соли Батуев, Тогочи Батуев, Цырен Батуев, Ирдыни Батуев, Радна Ман-тазаров, Гонгор Очиров, и Сандак Банзаракцаев. По их личной просьбе расписался казак П.Банзаракцаев <...>
Настоящий приговор действительно постановлен на станичном сборе, в чем Гусиноозер-ское станичное правление свидетельствует за подписями и приложением казенной печати фев-раля 28 дня 1919 года.

Гусиноозерский станичный атаман Занданов
Писарь Банзаракцаев

НАРБ.Ф.Р-305. Оп.1. Д.6. Л.139. Подлинник.


ПИСЬМО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ ГЛАВЕ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА СИБИРИ О ПРОЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЙ И ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫМИ ДЕЛАМИ БУДДИСТОВ-ЛАМАИСТОВ

13 сентября 1919 г.

В Главное управление по делам вероисповеданий поступила копия Вашего отношения на имя господина управляющего Иркутской губернией от 7 августа с.г. за Nо223.
Избранный Вами путь подготовления материалов для разработки проекта положений о по-рядке управления духовными делами буддо-ламаитов Главное управление находит вполне це-лесообразным и отвечающим вероисповедной политике ведомства.
Вместе с проектом, принятым общебурятским съездом, Главное управление просит Вас представить все материалы, имеющие отношение к порядку управления духовными делами буд-до-ламаитов в прошлом.
Пользуясь случаем, ведомство считает нужным сообщить Вам, что со времени образова-ния Главного управления по делам вероисповеданий, как особого правительственного органа, сосредоточивающего в себе дела по сношениям государственной власти со всеми вероиспове-даниями, упразднен был Департамент духовных дел при министерстве внутренних дел. Все дела Департамента духовных дел перешли в ведение Департамента инородных и иноверных испове-даний Главного управления.
Через Главное управление ведутся все сношения вероисповедных обществ с правительст-венной властью и в нем разрабатываются все законопроекты, касающиеся государственного по-ложения религиозных организаций.
В своей деятельности Главное управление руководствуется постановлениями Временного правительства о свободе совести и `об отмене всех вероисповедных и национальных ограниче-ний` и другими государственными законами, не противоречащими указанным постановлениям.
Исходя из начал религиозной свободы и автономии вероисповедных организаций, Главное управление не считает возможным какое-либо вмешательство во внутреннюю жизнь вероиспо-ведных организаций, а потому предоставляет право самим представителям вероисповеданий желательный порядок управления их духовно-вероисповедными делами, каковой и будет утвер-жден правительством, если он не будет противоречить основным законам государства.
При сем прилагаются:
1. Временная инструкция по управлению духовными делами Урянхайского края, принятая на междуведомственном совещании при Министерстве внутренних дел 31 июля с.г.
2. Постановление Совета министров от 24 декабря 1918 г. `Об учреждении положения о Главном управлении по делам вероисповеданий`.

И.о. главноуправляющего
по делам вероисповеданий,
его товарищ, профессор Л.Писарев
Директор Департамента,
профессор Н.Фиолетов
Начальник отделения П.Иванов

НАРБ. Ф.Р-643. Оп.1. Д.7. Л.2-2об. Подлинник.


ПРИКАЗ Nо1 ЧЛЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА ДВР Д. ШИЛОВА
О ТЕОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ И БЕЗЗАКОНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ ХОРИНСКОГО АЙМАКА

ст. Бада Читинской железной дороги 8 июля 1921 г.

На территории Хоринского аймака в хошунах Бодунгутском, Хальбинском и Цаганском за последние недели произошли волнения в связи с так называемым теократическим движением, повлекшим за собой ряд насилий над личной и имущественной безопасностью бурят-монгольского населения в той его части, которая соблюдала верность властям бурят-монгольского автономного управления. Эти установленные конституцией ДВР власти вынуждены были под давлением теократов бежать со своих постов, и оставленные ими хошуны пришли в состояние безвластия и анархии.
В силу этого, правительство постановило командировать особую комиссию под моим пред-седательством для немедленного восстановления законности и выяснения причин и характера происшедших событий.
Ознакомившись предварительно с делом, я объявляю населению и властям Хоринского аймака о нижеследующем:
1) Религиозное верование всякого гражданина ДВР совершенно свободно и, подходя с этой стороны к теократическому движению, правительство республики не будет оказывать ника-кого давления на свободу религиозного убеждения бурят - монгольского народа. Пусть теократы-буряты веруют по-своему, им никто мешать в этом не будет и не имеет права, лишь бы только они сами не шли против установленных в республике законов.
2) Правительством республики поставлено охранять эти законы и, управляя страною через соответствующие власти, обязано сурово и беспощадно пресекать всякое нарушение законов и порядка.
3) Изменить закон, изменить порядок управления можно только при помощи полномочных народных собраний республики или Бурят - Монгольской автономной области, но отнюдь не са-мовольным путем.
4) В указанных выше трех хошунах за последние недели допущен ряд всяческих беззако-ний, выразившихся в насилиях одной части населения над другой, в отнятии имущества, в бегст-ве от поставленных законом властей и т.д., а потому правительство обязано вмешаться, и я именем закона требую:
а) Прекратить дальнейшие насилия, незаконное отобрание имущества и т.д.
б) Русским властям, находящимся на смежной территории, ни в коем случае не вмеши-ваться во внутренний распорядок бурят-монгольского управления, установленный конституцией.
в) До окончания моего расследования о совершенных беззакониях со стороны каких бы то ни было властей, или лиц этого района никаких карательных мер не предприни-мать.
г) Всем, кто имеет какие-либо жалобы или заявления, прислать таковые немедленно мне.
5) По расследовании, все нарушители закона республики понесут соответствующие нака-зания, кто бы они ни были. Все незаконно захваченное имущество будет отобрано и возвращено владельцам.
6) Населению этих хошунов напоминаю, что им предоставлены все законные пути и спосо-бы добиваться своих прав помимо насилия, проводя своих людей в самоуправление и нарсобра-ние и вообще, ведя борьбу за свои убеждения в конституционных рамках.
7) Все ослушники этого приказа понесут наказания по закону.

Член правительства ДВР Д.Шилов

НАРБ. Ф.Р-994. Оп.1. Д.9. Л.20-20об. Подлинник.

ЗАЯВЛЕНИЕ СЕКРЕТАРЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ТИБЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РСФСР
ГАЛАНА ГАЛЗОТОВА В УПРАВЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОРОДСКОЙ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДИСТАНЦИИ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ДОМОВ БУДДИЙСКОГО ХРАМА
ОТ ПОСТОЯ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ВОЗВРАТЕ МЕБЕЛИ

г. Петроград 20 августа 1921 г.

При буддийском храме, находящемся в Старой Деревне по Благовещенской улице, имеют-ся два дома: по Благовещенской улице Nо15 и Липовой аллее Nо4, выстроенные на средства ти-бетского, монгольского, монголо-бурятского и калмыцкого народов. В этих домах в свое время предполагалось расквартировать лиц, прибывающих с востока с ученой целью, и устроить об-щежитие для учащихся монгольского, монголо-бурятского и калмыцкого происхождения, прибы-вающих для получения образования в Петроград. С 1919 г. в этих домах была расквартирована какая-то красноармейская часть. После этого вскоре эти дома вместе с храмом подверглись не-слыханному разгрому и разграблению. Вся мебель и имущество, находившиеся в них, были рас-тащены и поломаны. В настоящее время при возобновлении сношений России с Монголией и Тибетом предполагается открыть в этих домах интернаты для учащихся, прибывающих для по-лучения образования в Петроград из Монголии, Тибета и ДВР. Прибытие первой партии учени-ков ожидается в скором будущем.
Поэтому необходимо освободить эти дома от воинских частей и привести их в жилой вид. По моему выяснению в данный момент в доме Nо4 по Липовой аллее квартирует 7-ая батарея 3-го отдельного противосамолетного артиллерийского дивизиона АОН, и в доме Nо15 по Благове-щенской улице находится батарейный театр. Мною также обнаружена ниже перечисленная часть мебели, принадлежащая буддийскому храму и лазарету имени бурятского народа, бывшему в этих домах во время германской войны:

В доме Nо4 по Липовой аллее:
1. Дубовый буфет - 1;
2. Железные очаги - 7;
3. Стульев венских - 6;
4. Стульев мягких (поломанных.) - 4;
5. Столики красные из келий лам - 2;
6. Диван турецкий - 1.

В доме Nо 9 по той же Липовой аллее:
1. Дубовый столовый стол - 1;
2. Дубовые стулья с кожаными сиденьями и спинками - 3;
3. Красный столик - 1.

В доме Nо 15 по Благовещенской улице:
1. Пианино фабрики Мейера - 1;
2. Пианино фабрики Дидрихса - 1.

В первую очередь ощущается острая нужда в мебели, так как предполагается, в случае не-возможности ремонтирования этих домов, поместить учащихся временно в самом буддийском храме, в келиях лам.
На основании изложенного прошу распоряжения о выдаче в ведение заведующего буд-дийским храмом перечисленной мебели и об освобождении этих домов от постоя воинских час-тей и передачи их в ведение того же заведующего храмом.

Секретарь Тибетского
представителя в РСФСР

НАРБ. Ф. Р-643. Оп.1. Д.7. Л.7-7об. Копия.


ИЗ ПРОТОКОЛА Nо23 ЗАСЕДАНИЯ БУРЯТ - МОНГОЛЬСКОГО ОБКОМА РКП(б)
ОБ ИЗЪЯТИИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ У БУДДИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ (ДАЦАНОВ)

3 марта 1922 г.

Присутствуют: с правом решающего голоса члены обкома - Ербанов, с правом совеща-тельного голоса - Балдаев, Лосов, Рубанович, Данчинов.
Протокол вел Балданов.
Слушали:
Об изъятии драгоценностей у буддийских монастырей (дацанов), согласно декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г.
Постановили:
1. Признать приемлемым изъятие драгоценностей у буддийских монастырей (дацанов).
2. Запросить Сиббюро ЦК РКП о распространении действий декрета ВЦИК на буддийские монастыри (дацаны), имеющиеся в Буравтообласти.
3. Впредь до утверждения Сиббюро ЦК РКП, от проведения в жизнь декрета воздержаться <...>

За секретаря Бурят-Монгольского
обкома РКП(б) М.Ербанов

НАРБ. Ф.П-1. Оп.1. Д.4. Л.41. Подлинник.



ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА Nо38 ЗАСЕДАНИЯ СЕКРЕТАРИАТА
БУРРЕВКОМА БМАО ДВР О ТЕОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

18 мая 1922 г.
Секретно

Слушали:
О теократическом движении (доклад тов. Ербанова).
Постановили:
1. Принимая во внимание:
1) Что теократическое движение является одним из проявлений начавшейся социальной борьбы в среде бурятского народа - борьбы ноената и ламства с леворадикальными группами младо-бурят и буркоммунистами.
2) Что объективно это движение может повести при широком развитии его к созданию са-мостоятельного государственного образования на основах теократизма.
3) Что основными причинами движения послужили: а) боязнь ламства с одной стороны, по-терять влияние и авторитет в глазах массы, что неизбежно повлекло бы за собой нежелательное уменьшение мандала (подношение верующих), с другой - возможных реформ религиозного ста-туса ламаизма, б) желание ноената возвратить и сохранить былые привилегии и власть, утерян-ные в ходе революционных событий, в целях дальнейшей кабалы и эксплуатации бурятской бед-ноты, в) темнота, политическая безграмотность и религиозный фанатизм населения, г) поддерж-ка извне со стороны реакционной части русского населения.
4) Что идейными вдохновителями и руководителями движения являются группы ламства - противники `красного` реформизма (гущик хамбо Агвана Доржиева) и ноенат - кулачество.
5) Что в условиях переживаемого республикой времени теократическое движение вылива-ется в недопустимую форму открытого неподчинения существующим органам государственной власти в лице автоуправления.
1) Считать объективно вредными в период первоначальной формации и строительства Бу-равтообласти ДВР, какие-то бы ни было выделения части бурят-монгольского населения.
2) Вести планомерную борьбу с теократическим движением, нарушающим нормальное строительство жизни Бурятавтообласти и в основах своих содействующим контрреволюции.
3) Категорически воспретить местным партийным организациям и органам самоуправлений (по партлинии) самостоятельно вмешиваться в теократические движения и оказывать поддержку. Все мероприятия в этой местности партйные и госорганы должны согласовывать с центром.
4) Поручить комфракции Бурмонавтоупра: а) в районе теократического движения создать народно-революционный комитет, ввести в качестве членов испытанных партийцев; б) вести ши-рокую агитационную работу среди населения по раскрытию истинных целей и сущности теокра-тизма в целях отвлечения массы от движения. Организовать бурят-монгольский политсуд на правах областного политического суда, во главе которого должны стоять коммунисты; г) усилить коммунистический и контрольный аппарат области; д) для контактной и согласованной работы с Прибайкальем учредить в г. Верхнеудинске должность Уполномоченного Бурмонавтоупра.
5) Предложить всем государственным органам ДВР оказывать Бурмонавтоупру полное со-действие, как в работе закономерного строительства, так равно и по борьбе с теократическим движением.

НАРБ. Ф.Р-248. Оп.1. Д.82. Л.42-42об. Заверенная копия.

ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ СЕКРЕТАРИАТА БУРРЕВКОМА
БМАО ДВР О ТЕОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ - ЛАМСТВЕ

18 мая 1922 г.

<...> Ламство составляет наиболее сильную и сплоченную группу. Оно количественно не-пропорционально по отношению к общему числу населения. Бурятское население: ДВР по по-следним статистическим данным исчисляется около 130000 тыс. чел., число же лам от 15000 до 17000 (т.е. оно составляет около 12% всего населения). Нигде, ни в одном государстве, ни у од-ного народа, разве за исключением Тибета, духовенство (монахи) не составляют такого значи-тельного процента населения. У русских одно духовное лицо приходилось на 3000 человек. У ма-гометан, у которых привыкли считать, что духовенство несоразмерно велико, один мулла прихо-дился на 300 человек, а среди бурятского населения один лама (монах) приходится на 12-15 че-ловек. Такая чрезмерная многочисленность ламства коренится в самой сущности буддийского вероучения и религиозного статуса ламаизма. Каждая верующая бурятская семья считает своим священным долгом отдать одного или двух сыновей с малолетства в дацан на посвящение в служители Будды - в ламы. На территории автономной области находится 18 дацанов (монасты-рей) и на каждый дацан в среднем приходится около 550 лам. Ламство, как трудовая категория, никакого участия в производственной жизни народа не принимает, является потребляющим эле-ментом и исключительно живет за счет бурятского населения, получая содержание в виде `мандалы` (обязательных подношений верующих). При дацанах никакого ни скотоводческого, ни земледельческого с огородом хозяйства не имеется и это не допускается религиозными догма-тами ламаизма. Каждый, посвятивший себя служению Будде, должен и обязан единственно по-мышлять о Божестве и подавлять всякие земные потребности организма.
По официальным данным дацанских записей сумма обязательных подношений верующих - `мандалы` по двум крупным дацанам - Агинскому и Цугольскому, - в год составляют от 3000 до 100000 руб. золотом (газета `Шэнэ-Байдал` - орган Бурмонавтоупра на монгольском языке Nо10). Сюда не включены частные сборы отдельных лам с `жиндына` (прихода) через `гурымы` (молеб-ны), богослужения, заклинания, которые количеством превысят `мандал` раза в два. Содержание одного Агинского дацана обходится прилегающему бурятскому населению около 15000 руб. зо-лотом в год. Если на содержание одного дацана в среднем положить около 40000 руб. золотом, то 18 буддийских дацанов бурятскому населению ДВР стоит ежегодно около700000 руб. золотом. На территории автономной области имеются 4 `гэгэна-хубилгана` (перерожденцы) воплощенные боги, один из этих гэгэнов - тибетец, пристроившийся к Баргузинскому и части Хоринского айма-ка, ежегодно собирает `мандал` приблизительно 15-20 тыс. руб. золотом. Но нужно ли доказы-вать, что бурятское население, переживающее тяжелый кризис переходного времени, на содер-жание дацана и лам несет свои последние крохи.
Бурятская масса в религиозном отношении чрезвычайно фанатична и тверда, и ламство всячески старается усилить это и не без успеха. Ламство пользуется громадным влиянием на массы и держит ее буквально в духовной кабале. Для верующей бурятской массы ламство, без-условно, авторитет, и его желание исполняется беспрекословно и точно. Пример показал, что дацанский налог (при больших праздниках количество `мандалы` объявляется заранее по прихо-ду ширетуем - настоятелем дацана) выполнялся всегда аккуратно и полностью.
В культурном отношении ламство, как всякая религиозная общность по психологии и миро-воззрению консервативна и реакционна. В зависимости от влияния на массы, роль ламства в общественной жизни значительна. Влияние ламства на общественную жизнь проявляется кос-венно, но иногда оно проявляется в незамаскированной форме борьбы за власть (теократизм).
Конечно, ламство, безусловно, имеет положительное влияние на народную жизнь, дацаны в некотором отношении являются культурными центрами, в них зародилась письменность, лите-ратура, буддийская теологическая философия и гиология и т.д. Ламы - как лекари тибетской ме-дицины оказывают большую услугу по излечению населения. Но эта положительная роль ламст-ва не окупает отрицательного его влияния. Ламство, составляя значительный процент населе-ния, задерживает нормальный естественный прирост его, непроизводительно расточает колос-сальные народные средства, задерживает темп культурного развития народа, своим влиянием коверкает нормальное течение общественной жизни и, ведя зачастую разгульную и распутную жизнь, деморализует массу.
Объективная оценка: ламство в его настоящем виде - гнойник на теле народа, высасываю-щий все жизненные соки <...>

НАРБ. Ф.Р-248с. Оп.1. Д.82. Л.54-54об. Заверенная копия.


ИЗ ПРОТОКОЛА Nо59 ЗАСЕДАНИЯ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОГО ОБКОМА РКП(б)
О ДУХОВНОМ СОБОРЕ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

13 сентября 1922 г.
Секретно

Присутствуют с решающим голосом члены обкома тов. Данчинов, Берман, Ербанов, Руба-нович, совещательным голосом - тов. Коршунов.
Протокол вел тов. Шантанов.
Слушали:
1. О духовном соборе буддийского духовенства Восточной Сибири.
Постановили:
а) Считать необходимым созыв духовного собора буддийского духовенства Восточной Си-бири с обязательным представительством мирян.
б) Собор широко использовать в целях раскола буддийского духовенства для углубления существующих в нем разногласий.
в) Участие на соборе представителей власти и РКП считать абсолютно недопустимым.
г) В интересах достижения намеченных выше целей и ввиду необходимости неофициаль-ного руководства работой собора со стороны обкома, командировать через Бурмонсовкуд тов. Ербанова в Хоринский аймак ДВР, дав ему поручение ознакомиться с работой аймуправления.
д) Настоящее постановление представить через тов. Ербанова на утверждение Сиббюро ЦК РКП(б) <...>

Секретарь Бурят - Монгольского
обкома РКП(б) В.Трубачеев

НАРБ. Ф.П-1. Оп.1. Д.4. Л.104об.-105. Подлинник.



Док. 141021
Опублик.: 10.04.02
Число обращений: 99


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``