В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БУРЯТИЯ НА БЛЮДЕЧКЕ С ГОЛУБОЙ КАЕМОЧКОЙ Назад
БУРЯТИЯ НА БЛЮДЕЧКЕ С ГОЛУБОЙ КАЕМОЧКОЙ
Попытки прорвать блокаду и проложить `дорогу жизни` в Забайкалье оказались печальными
Сергей Буджаров

ПОСЛЕ ТОГО как экономический пожар кризиса девяностых годов спалил фундамент экономики Бурятии - ее военно-промышленный и добывающий комплексы, - этот Забайкальский край оказался в положении погорельца: 80% промышленного потенциала фактически выбыло из хозяйственного оборота. Но сибиряки потихоньку заново обустраиваются. К примеру, за десять месяцев 2000 г. рост ВВП составил 7,5% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Конечно же, до полного восстановления утраченного еще далеко. В одиночку такую задачу не осилить - нужны инвесторы.

Однако по сей день Бурятия напоминает засидевшуюся в ожидании своего суженого невесту. Все вроде бы при ней: внешность - исключительно красивая природа, приданое - вся таблица Менделеева, хранящаяся в земле, на которой живет, возможно, самое высокообразованное население Сибири. Но не спешат женихи из Америки, Германии, Японии и Южной Кореи предлагать `невесте` свои руки и сердца.

Руководство республики вроде бы делает все от него зависящее для привлечения инвестиций: утверждает программу развития региона на основе подъема минерально-сырьевого комплекса, подводит под нее прочный законодательный фундамент, в первую очередь с помощью Закона `О лизинге`, создает обстановку политической стабильности. Но негоцианты не понимают своего счастья, не соблазняются прелестями богатейшей земли.

Справедливости ради надо сказать, что несколько инвесторов все же нашлось. Европейский банк реконструкции и развития выделил Бурятии около 50 млн. долл. на разработку высокоэффективного месторождения рудного золота. Ценой огромных усилий в Улан-Удэ удалось завлечь и несколько небольших западноевропейских фирм. Одна реконструировала городскую телефонную сеть, другая переоснастила местную макаронную фабрику. Теперь в городе производятся, возможно, лучшие макаронные изделия в стране на оборудовании, изготовленном швейцарской фирмой `Бюллер`. На этом программа сотрудничества с зарубежными инвесторами практически завершилась.

Успехи же отечественных искателей руки забайкальской красавицы выглядят еще скромнее. Лишь Минатом РФ всерьез взялся за освоение Хиагдинского уранового месторождения. Грандиозные планы мэра Москвы по восстановлению экономики республики с помощью Московского фонда помощи регионам России воплотились лишь частично. Видимо, дело в том, что не только Бурятия, но и вся Сибирь сегодня представляют собой настоящую ярмарку отвергнутых `невест`, и при раздаче 10 миллиардов неденоминированных рублей из упомянутого фонда по принципу `каждой сестре - по серьге` Бурятии досталась капля в море. Но тем не менее с помощью Москвы удалось открыть молочный мини-завод, построить больницу, преодолеть последствия наводнения в Баргузине. Однако привлечь капиталы, в том числе за счет высоких налоговых обязательств Москвы, столичному мэру так и не удалось. В 1998 г. ковровую дорожку для зарубежных инвесторов попыталось расстелить Министерство природных ресурсов. Руководители этого ведомства высказали идею организации Горнорудной компании в районе БАМа. Планировалось, что к месторождениям Иркутской, Читинской, Амурской областей, а также республик Якутия и Бурятия будут проведены железнодорожные ветки, линии электропередачи, автомобильные дороги. Будущая компания должна была сделать проекты максимально привлекательными и для этого подготовить всю необходимую документацию с тем, чтобы не создавать головной боли инвесторам, выигравшим конкурс на разработку месторождений на основе Закона `Соглашение о разделе продукции`. К сожалению, появление блюдечка с голубой каемочкой откладывается на неопределенное время. Видимо, все дело в том, что у кого-то задрожали руки и инвесторы не могут решиться выложить 5-7 млрд. долл., необходимых для рождения Горнорудной компании.

Возникает вопрос, почему инвесторы не понимают своей выгоды? Мы-то знаем, что в странах Тихоокеанского региона, в Германии нет собственных ресурсов. Но разгадка парадоксальной политики иностранных инвесторов лежит на поверхности: слишком большой `цветник` из субъектов Федерации ищет руки и сердца за бугром и каждый сидит на `приданом` - все той же таблице элементов Менделеева. Чита предлагает дефицитнейшую медь, Якутия - золото и алмазы, Сахалин и Камчатка - нефть, Иркутск - газ.

Ситуация усугубляется высокими железнодорожными тарифами на транспорт, электроэнергию. Еще не ясно, к каким последствиям приведет реформа РАО `ЕЭС России`. Очевидная привлекательность Бурятии для инвестора перечеркивается затратами на строительство очистных сооружений, составляющих более 20% стоимости проекта. Известно, что озеро Байкал питается только за счет многочисленных рек, сбегающих с гор Бурятии, и за их чистотой следят международные организации, ибо `Священное море` занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Итог многочисленных попыток прорвать блокаду и проложить `дорогу жизни` из Москвы, Пекина или Токио в Забайкалье, чтобы помочь промышленности республики встать на ноги, оказался печален. Бурятии придется уповать на подъем экономики страны, который приведет к оживлению ее минерально-сырьевого комплекса. А пока республике ничего не остается, как рассчитывать только на себя при поиске инвестора на освоение хотя бы трех наиболее подготовленных уникальных проектов: Озерного месторождения полиметаллов, месторождения кварцитов, необходимых для электронной промышленности, и асбеста.

При такой перспективе от Центра требуется довести до ума Закон `О СРП`. Ведь сегодня на его основе возможна прокрутка чисто спекулятивных комбинаций. Некоторые фирмы приобретают лицензии, но разрабатывать месторождения Сибири и Сахалина не торопятся. Похоже, что их задачи гораздо проще: повысить капитализацию проекта и перепродать лицензию. В связи с этим предлагается принять предложение председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Александра Белякова о том, чтобы держатель лицензии вносил залог субъекту Федерации в размере 10% стоимости. Если к назначенному сроку месторождение не разрабатывается, фирма теряет право на лицензию и залог.

С совершенствованием СРП нельзя медлить. После того как руководителей регионов убрали из Совета Федерации и политическое значение их должностей понизилось, руководство страны стало смотреть сквозь пальцы на то, что их места могут занять олигархи. К первым ласточкам - Абрамовичу и Хлопонину - в Центре относятся чуть ли не как к декабристам. И это очень беспокоит сибиряков. Судя по тому, каким нападкам за полтора года до выборов подвергается в центральных СМИ политика нынешнего руководства Бурятии, есть основания думать, что дошла очередь и до этой забайкальской республики.



Док. 141007
Опублик.: 10.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``