В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политическое развитие Республики Мордовия в начале 90х годов Назад
Политическое развитие Республики Мордовия в начале 90х годов
В 1990 г. в республике развернулось демократическое движение, представлявшее прежде всего объединение городских средних слоев (техническая интеллигенция, заводские служащие и др.), преимущественно русской национальности. Движение носило выраженный национальный характер и было направлено против засилья партноменклатуры, комплектовавшейся из сельских эрзянских районов. Во главе его встал инженер саранского завода `Электровыпрямитель` В.Д.Гуслянников. Впоследствии, при формировании своего кабинета, Гуслянников ориентировался на заводчан, своих соратников по движению.
1990 год был важной вехой в общественно-политической жизни Мордовии, характеризовавшейся кардинальным изменением в высших руководящих эшелонах власти Республики: в октябре 1990 года последовала вынужденная отставка первого секретаря рескома А. И. Березина, занимавшего этот пост 19 лет, и одновременно председателя ВС Республики. Это означало, прежде всего, поражение восточной эрзянской группировки, представителем которой Березин был. С его уходом укрепляются позиции городской русской, и западной, мокшанской, группировок в борьбе за власть в Республике.
Первым секретарем рескома становится В.А.Скопцов (русский), вторым - Н.И.Меркушкин (мокшанин городского происхождения), оба представлявшие реформистское крыло коммунистов.
В этот же период борьба разворачивается вокруг поста председателя ВС республики, освобожденного в результате ухода Березина. Восточной группировкой в буквальном смысле проталкивался близкий к Березину Н. М. Жочкин, достаточно влиятельная фигура в Мордовии. Оппозиция старой партийной номенклатуре (отождествляемой с проберезинской восточной группировкой) в лице коммунистовреформаторов, руководящих хозяйственников, а также быстро набиравших влияние демократов возглавляемых Гуслянниковым, подд ержала тогда маловлиятельного, но единственного,как говорили, незапятнанного аппаратчика из окружения Березина - Н. В. Бирюкова. Выходец из западных мокшанских сельских районов, Бирюков занимал в то время должность секретаря обкома по сельскому хозяйству. Отрыв Бирюкова от соперничавшего с ним представителя восточной группировки - Н. М. Жочкина, составил всего один голос. 16 октября 1990 г. на третьей сессии ВС Бирюков становится его председателем.
Он начинает активно укреплять позиции, расставляя своих людей на руководящие должности. Например, во главе СМ Республики ставит своего земляка - А. Паулова (недолго, правда, остававшегося на этом посту). Прежний предсовмина Учайкин (кстати, из восточной группировки) подает в отставку в связи с причастностью к делу о покушении в начале 1991 года на Гуслянникова. Аппарат нового председателя ВС заполняется лицами мокшанской национальности. Бирюкову оказывают поддержку Н. П. Медведев и Н.П. Макаркин, первый - бывший секретарь парткома завода `Приборостроитель`, ставший в 1990 году народным депутатом СССР и сделавший быструю политическую карьеру , второй - авторитетный в Республике ректор Мордовского университета, оба, причем, мокшане.
Пребывание Бирюкова на посту председателя ВС характеризовалось умелым сталкиванием различных групп в ВС и использованием в своих целях корпоративных интересов депутатов. Во время августовских событий 1991 г. Бирюков занял выжидательную позицию. Последовавший после путча запрет на деятельность КПСС, в условиях Мордовии , привел к разгону реформистски настроенного крыла коммунистов, пришедших к руководству рескомом и готовых поддержать начавшиеся в республике политические перемены.
Идея проведения президентских выборов в декабре 1991 г., была во многом инициирована самим Бирюковым, использовавшим тогда еще `свежую` национальную идею в предвыборной кампании. Бирюков надеялся, и небезосновательно, на победу (его активно поддерживало влиятельное в Республике националистическое объединение `Масторавы`) и укрепление своих позиций, пошатнувшихся, во- первых, в результате клановой борьбы в республиканском ВС и , вовторых, жесткой критики со стороны ДР.
Состоявшиеся 14 декабря 1991 года президентские выборы не привели, однако, к победе ни одного из восьми зарегистрированных кандидатов. Во второй тур вышли Бирюков и Гуслянников. В ходе повторных выборов победу одержал Гуслянников, которому оказал поддержку русский городской электорат.
После своего поражения, `бирюковская группировка` еще более ослабела, тем более, что 14 членов президиума ВС из 17ти выразили недоверие своему председателю.В связи сэтим, было подготовлено соответствующее обращение к депутатам ВС Республики. Однако Бирюков `вовремя`слег в больницу и вопрос о недоверии ему, вынесенный в январе 1992 г. на сессию, не был рассмотрен.
За время своего недолгого президентства Гуслянников проявил полную не компетентность в таком сложном деле, каким является управление республикой. Его кадровая политика характеризовалась пренебрежением к неким устоявшимся принципам аппаратной работы, подбором и расстановкой кадров по личным и идеологическим мотивам. Новый кабинет был составлен в основном из соратников Гуслянникова по ` Демократической России `, сослуживцев по заводу `Электровыпрямитель`, не имевших ни опыта, ни необходимых данных для ответственной работы. Резкое ухудшение социально- экономической ситуации в Республике в течение всего 1992 года связывалось в общественном сознании с неумелой политикой Гуслянникова. Его популярность быстро падала.
В результате, от первого мордовского президента отшатнулись даже часть ранее поддерживавших его политических сил. Группировавшиеся вокруг Бирюкова противники Гуслянникова, не замедлили воспользоваться тяжелой экономической ситуацией в Мордовии и падением авторитета президента. Сам председатель ВС, переметнувшийся после поражения на президентских выборах к коммунистам и заявивший о вступлении в КПРФ 6 ноября 1992 г., был поддержан тогдашним руководством ВС России. Последнее сумело использовать ситуацию в Мордовии для обкатки сценария отстранения провинциального президента от власти для применения этого сценария уже на федеральном уровне.
Верховный Совет Мордовии, использовав инспирированное дело о причастности Гуслянникова к финансовым махинациям государственной коммерческой фирмы `Мордовия`, на сессии 15 апреля 1993 года 116 голосами из 153 упразднил должность президента, нарушив Конституцию республики, согласно которой отрешить президента от должности возможно только всенародным референдумом.
Для устранения этого `конституционного казуса` и во избежании дальнейших обвинений в нарушении закона, ВС республики в конце августа 1993 года обратился в КС, который признал решение ВС Мордовии об упразднении постов президента и вице-президента законным (кстати, в начале 1994 г. КС был упразднен за излишнюю самостоятельность тем же ВС, который его и создал для отстранения Гуслянникова от власти).
Новое правительство, состоявшее почти полностью из лиц мордовской национальности сельского происхождения, возглавил В. Н. Швецов, бывший работник системы агропрома, подтвердивший свое членство в КПСС, пользующийся поддержкой аграриев восточных районов республики, эрзянин по национальности, работавший прежде заместителем Бирюкова.
Назначение Швецова рассматривалось многими как синекура Бирюкова, и никто не сомневался в том, что новый глава правительства будет следовать в русле политики председателя ВС республики. В декабре 1993 г. он был избран депутатом в СФ, использовав, по утверждению местных аналитиков, масштабные подтасовки итогов голосования.

Док. 140936
Опублик.: 09.04.02
Число обращений: 61


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``