В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политическая ситуация в республике в 1994 году Назад
Политическая ситуация в республике в 1994 году
В начале 1994 г., однако, обозначился конфликт между двумя ветвями власти - ВС и Совмином республики. 3 февраля во время затянувшейся 17-ой сессии ВС оппозиция, включавшая в себя ряд членов президиума ВС, предприняла очередную попытку отстранить Бирюкова от власти. В связи с этим, президиум ВС Мордовии обратился к депутатам с `Заявлением`, в котором говорилось о `некоторых руководителях исполнительной власти в республике, которые вместо того, чтобы заниматься экономикой, пытаются выйти из-под влияния представительных органов`, дискредитируя Верховный Совет.
Ряд политиков демократического толка рассматривали ссору Совмина с Верховным Советом, а по существу В.Швецова с Н.Бирюковым, только как ловко разыгрываемый спектакль ради сохранения власти обоих. 4 февраля на имя Президента РФ Б. Ельцина было отправлено открытое письмо, подписанное председателем местной ДПР О. Виноградовым, `ДемРоссии` С. Мальченковым, сопредседателем республиканского отделения НТС В. Прохоровым и председателем местной Крестьянской партии А. Ханжиковым, содержавшее острую критику правительства Швецова и где , в частности, утверждалось, что `Швецов В. Н. только разыгрывает ... комедию ссоры со своим лучшим другом и единомышленником Бирюковым Н. В`. и что им обеим` умело подыгрывает вся правящая свита`.
Однако никаких доказательств гипотезы об альянсе Бирюков Шевцов представлено не было.
Тем временем Совет Министров принимает постановление о создании специальной комиссии `По выработке предложений по реформированию органов государственной власти`, призванной подготовить проект демонтажа старой структуры власти и создания новой. Однако, проект реформ, предложенный комиссией Швецова, должен был получить одобрение ВС Мордовии. В комиссию, естественно, были включены те депутаты ВС, политические и общественные деятели, которые отражали взгляды на будущее мордовской политической системы весьма отличающиеся от взглядов председателя ВС РМ Н. В. Бирюкова. Сделав вежливый реверанс в сторону спикера, а именно - введя его друга и сподвижника, первого зама А. А. Утешева в число трех сопредседателей комиссии, решение комиссии было расценено наблюдателями как фактическое проявление недоверия правительства своему Верховному Совету.
17-я сессия приняла решение о переносе выборов в новые органы законодательной власти с 10 апреля на 5 июня 1994 г. Однако, депутатов не устраивал и этот срок. Их стремление продлить действие своих полномочий нашло отражение в результатах состоявшейся в начале апреля 18- ой внеочередной сессии ВС. За день до конца регистрации кандидатов в депутаты Государственного Собрания республики - нового высшего законодательного органа Мордовии, еще раз была перенесена дата выборов (на 27 ноября 1994 г. ).
11 апреля президиум ВС Мордовии принял временное положение , согласно которому из бывших депутатов районных и городскихсоветов избираются районные и городские президиумы (до 25 человек). В их функциих входило утверждение местных бюджетов тов и отчет об их исполнении, установление местных налогов и сборов, утверждение программ развития соответствующих территорий, внесение изменений в устав местного самоуправления, осуществление контроля за деятельностью глав администраций, назначения главы и должностных лиц администраций и т.д.
Прокурор республики П.Е.Сенькин опротестовал эти действия президиума в генеральной прокуратуре РФ, а представитель Президента РФ в Мордовии В.В.Конаков расценил их как антиконституционные, о чем уведомил администрацию президента.
Наблюдателями данное решение ВС было расценено как шаг к восстановлению Советской власти в республике. Фактически Бирюковым и его ближайшим окружением были предприняты попытки создания опорных структур своей власти на местах и подчинения себе глав администраций.
Однако, уже 13 апреля выходит постановление правительства Республики за N 93, которое по сути отменяет временное положение `до решения президента`.
В конфликт вовлекались все новые лица политической сцены Мордовии. Среди тех, кто оказывал наибольшее влияние на Швецова и подтолкивал его на неожиданную для постороннего наблюдателя конфронтацию с Бирюковым, местные аналитики называли представителя президента РФ в Мордовии В. В. Конакова, главу администрации Саранска Ю.И.Рыбина, главу администрации Октябрьского района Саранска А.И. Замотаева. Все они заявивили тогда о категорическом несогласии с решением ВС о перенесении выборов на осень и подписали 12 апреля постановление `О проведении выборов депутатов районного собрания и главы администрации Октябрьского района г. Саранска`, в котором сохранялась прежняя дата проведения выборов - 5 июня.
Конаков, бывший директор Агропромышленного института, ставший представителем Ельцина в республике в октябре 1993 г. при непосредственной поддержке своего московского покровителя Н.П. Медведева, за последнее время приобрел значительный политический вес в Мордовии.
Рыбин, бывший первый секретарь Октябрьского райкома КПСС, избранный в ноябре 1992 г. главой городской а дминистрации на сессии Саранского горсовета при поддержке административно- хозяйственного аппарата Саранска и президента Гуслянникова, оказывает серьезное воздействие на политическую ситуацию в республике и в силу занимаемой должности, и в силу главенствующего положения среди руководителей местных администраций, объединенных в возглавляемом Рыбиным Совет глав администраций республики.
Активное участие в конфликте принимают СМИ, причем линия раскола проходит через две ведущих газеты республики - `Мордовия` и `Известия Мордовии`. Орган ВС газета `Мордовия`, возглавляемая личным другом Бирюкова - И. И. Келиным и имеющая самый большой тираж в республике (примерно 60 тыс.), с первых дней против оборства ветвей власти недвусмысленно заняла сторону председателя ВС.
Лагерь оппозиционных ему СМИ возглавили `Известия Мордовии`, бывшие ранее в совместном ведении Совмина и ВС, но в марте 1994 года исключившие парламент из числа соучредителей. Главный редактор газеты А. М. Пыков, занимавший в правительстве Гуслянникова пост министра печати, в конфликте ветвей власти однозначно занял сторону Совмина, рассматривая сложившуюся ситуацию как благоприятную для укрепления влияния реформистских сил и оказания соответствующего давления на Швецова. Критика в адрес ВС развернулась и на страницах других ведущих демократических СМИ: `Столица С`,` Вечерний Саранск`, `Республика`. Ведущая городская газета `Столица С`, копируя московскую прессу, регулярно помещает дискредитирующие ВС материалы, обыгрывая, в том числе, плохое владение русским языком председателя ВС.
Противоборство властей в значительной степени отражает расклад политических сил, обозначившихся в Мордовии.
Сложная социально - экономическая ситуация в республике (неполная занятость, низкий доход большинства населения средняя зарплата к апрелю 1994 г. едва превышала 80 тыс. руб.) способствовала укреплению и без того всегда сильных позиций местных коммунистов. Мордовия - первый в России регион, где объединились силы коммунистов и ЛДПР. В созданный ими блок `За единство и справедливость` входят: КПРФ , РКРП , Социалистическая партия трудящихся Мордовии, ВКП, ЛДПР . Ведущую роль в нем играет КПРФ, секретарем- координатором которой является Е.А.Костерин , сподвижник Г.А.Зюганова , ныне депутат ГосДумы .
КПРФ является самой массовой политической организацией Мордовии, насчитывающей более пяти тысяч зарегистрированных членов. При некотором критическом отношении к ВС и его председателю, блок занял сторону Бирюкова в данном конфликте, потребовав отставки Швецова. На предстоящих выборах в новый парламент республики коммунисты и ЛДПР намерены были завоевать большинство голосов и сформировать правительство. В пользу того, что эти намерения оппозиции не беспочвенны, говорит тот факт, что на состоявшихся в декабре 1993 года выборах в Федеральное Собрание, комммунисты завоевали два (из трех) мандата, а ЛДПР и КПРФ заняли два первых места по партийным спискам. О силе и влиянии коммунистов свидетельствует и то, что оба главных действующих лица конфликта - Бирюков и Швецов - являются членами КПРФ. Бирюков также пригласил одного из руководителей мордовского отделения КПРФ И. П. Долгаева на должность заведующего прессслужбой ВС.
По ряду позиций к блоку примыкает и созданный по инициативе Бирюкова Конгресс граждан Мордовии - организация, почти целиком состоящая из лиц мокшанской национальности, однако не имеющая авторитета среди населения.
С отстранением Гуслянникова от власти произошел быстрый спад влияния демократических сил в Республике. Созданный ими в 1993 году избирательный блок `За стабильность и развитие` призвал `прекратить политические интриги бирюковско- швецовского клана и установить согласие в обществе`. Предвыборная платформа блока включала следующие основные принципы:
а) разгосударствления экономики;
б) сильной исполнительной власти при разделении властей;
в) укрепления единства России, недопущения национального сепаратизма.
В совет блока вошли Тулупов (от ДР ), Виноградов (от ДПР ), Ханжиков (от Крестьянской партии России ), Прохоров (от НТС), Бахмустов (от общества `Согласие`), Гуслянников (от Президенской партии Мордовии).
В целом шансы блока оценивались весьма скептически. Многие демократические организации превратились по сути в маргинальные группки, не имеющие связи с населением.
Местное отделение Выбора России , сформированное в период предвыборной кампании в российский парламент, возглавляли в качестве сопредседателей: мэр Ю.И.Рыбин, член Президиума ВС В. Д. Волков, главный редактор `Вечернего Саранска` В. В. Маресьев. Блок ВР занял четвертое место по итогам голосования по партийным спискам. В неудаче выбороссовцев непоследнюю роль сыграло неприятие и даже враждебность со стороны населения к предпринимателям, поддержавшим вместе с демократически настроенной интеллигенцией, блок. Фактически после выборов ВР прекратил свое существование.
Одной из наиболее влиятельных общественно- политических организаций Республики становится `Экономический Союз`, объединяющий основные предприятия республики, большей частью акционированные, и ставящий своей задачей обеспечение и защиту интересов товаропроизводителей.
На парламентских выборах в декабре 1993 г. `Экономический Союз` объединился по партийным спискам с ГС, а по округам выдвинул единых с `Выбором России` кандидатов. При его активном участии была создана Аграрная партия Мордовии, занявшая на выборах по партийным спискам 3- е место.
Возглавляет `Экономический Союз` Н. И. Меркушкин, председатель фонда имущества Республики, бывший второй секретарь рескома КПСС, один из кандидатов на президентских выборах в Мордовии (шел в связке с баллотировавшимся на пост вице- президента бывшим первым секретарем обновленного рескома Скопцовым). Был кандидатом в депутаты в Совет Федерациии, согласно официальным итогам, занял 3-е место).
Центристская позиция Меркушкина не позволяла ему поддерживать контакт с федеральным руководством `Выбора России` ,а внутри республики осуществлять сотрудничество с реформистски настроенными руководителями, например с Рыбиным. Политическое влияние Меркушкина зиждется на поддержке его частью сельских руководителей (руководителями Аграрной партии являются министр сельского хозяйства В.А.Скопцов и В. А. Кечкин, заместитель Меркушкина по Фонду имущества), эффективно проведенной приватизации, мощной финансовой базе `Экономического Союза`, лоббистских возможностях ведущих предприятий республики, наличии у Союза собственного аналитического центра.
Тем не менее, предпринятая попытка объединить директорский корпус и предпринимателей, создав организацию `Экономический союз`, в 1993 году в полной мере не удалась. Одной из причин неудачного результата в 1993 являлось то, что директорский корпус Мордовии имеет три ступени статуса. К первой относятся руководители крупнейших предприятий - `красные директора`, имеющие стаж административнохозяйственной работы еще со времен СССР, стоявшие или стоящие у `руля` высшей власти, имеющие соответствующий менталитет и, своего рода, `клуб`, в который нет доступа руководителям предприятий средней и низшей ступени, а таже `новым русским`.
Таким образом, `Экономический союз` первоначально был структурой аморфной и весьма нежизнеспособной, но дальнейшее развитие событий показало потенциальные возможности данной структуры.
В целом политическое влияние реформистских сил республики было слабым, они были разрозненны, возможности воздействия на принятие политических решений и на изменение общественнополитической ситуации оставались весьма ограниченными. Основная линия противостояния по прежнему проходит по линии Швецов Бирюков и характеризует противоречия внутри левого фланга политического спектра.
В попытках разрешения конфликта в свою пользу каждая из сторон апеллирует в этот период к федеральному центру. Пикантность ситуации заключается в том, что ни Бирюков, ни Швецов к началу апреля не имели `расположения` Кремля, как в силу отсутствия необходимых связей, так и своего коммунистического имиджа.
Визит Бирюкова в Москву в начале 1994 года и его встреча с Ельциным рассматривался местными наблюдателями не как проявление политической беспринципности (из-за, фактически, двойственного отношения председателя ВС Мордовии к президенту РФ), но как закономерный шаг для мордовского спикера, меняющего тактику ради достижения собственной стратегической цели единовластия в республике, ради чего он готов жертвовать и партийной дисциплиной, и коммунистической идеологией. Оппозиционная председателю ВС пресса отмечала в его политическом поведении `элемент разыгрывания очередной карты президентской, и отработку одной идеи - достижения всевластия`.
Отметим, что Совет Министров республики и политические противники Бирюкова сопротивлялись упорно, но шансов на победу было очень мало. Единственная надежда возлагалась на выборы в Государственное Собрание. Однако ВС вовсе не спешил с отправкой себя `на заслуженный отдых` и постоянно откладывал дату их проведения. Законодатели приняли также и новый закон `Об органах государственной власти Республики Мордовия`, где предусматривалось, что главой республики останется теперь уже председатель нового Государственного Собрания. Это означало, что Николай Бирюков и иже с ним также рассчитывали победить на выборах и упрочить свою власть.

Док. 140934
Опублик.: 09.04.02
Число обращений: 62


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``