В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отстранение Бирюкова. Назад
Отстранение Бирюкова.
Довыборы в ГС РМ планировалось провести 12 февраля 1995 года. Уверенности, правда, в этом не было. И не только потому, что Верховный Совет в очередной раз мог их перенести. Основная проблема заключалась в том, что согласно республиканскому закону, чтобы выборы считались состоявшимися, в них должно принять участие не менее 50 процентов избирателей. То, что такое их количество придет голосовать в городах и районных центрах республики (а именно здесь выборы и не состоялись) было более чем сомнительно.
Еще более важно было то, что из 45 избранных депутатов более 20 представляли откровенно оппозиционный власти Николая Бирюкова `Экономический Союз`. Довыборы, таким образом, тем более следовало отложить, провести новую предвыборную кампанию. Ведь сторонники Бирюкова, проигравшие кандидатам от оппозиции в тех округах, где выборы состоялись, имели возможность выдвинуть свои кандидатуры снова (это предусматривалось республиканским законодательством). Это, естественно, имело смысл, так как среди избранных депутатов союзники спикера оказались в меньшинстве.
Со стороны оппозиции все более настойчиво стала звучать мысль о необходимости изменений в избирательном законодательстве, которые позволили бы Государственному Собранию начать работу. Благоприятный для `Экономического союза` исход выборов позволял надеяться на смещение Бирюкова. Председатель ВС, однако, отвергал подобные предложения, ссылаясь на их неправомерность.
6 января группа депутатов ВС провела заседание парламента республики. Николай Бирюков находился в это время на `чебоксарской встрече` глав республик, посвященной событиям в Чечне (по другим сведениям, однако, в этот момент он уже был в Саранске и имел возможность принять участие в заседании). В отсутствие спикера в избирательный закон задним числом была внесена поправка о снижении избирательной квоты до 25 процентов. В результате этого выборы в оставшихся 30 округах были признаны состоявшимися, а депутаты - избранными. Государственное Собрание стало действующим органом, а ВС прекратил свое существование. 12 января 1995 года, вместо ранее назначенной на этот день сессии Верховного Совета, состоялось первое заседание нового законодательного органа республики.
17 января было проведенозаседание оргкомитета по подготовке первой сессии ГС под председательством Меркушкина. Основным вопросом сессии, которая открылась 24 января, стал вопрос о выборах председателя ГС. На пост главы нового республиканского законодательного органа было выдвинуто три кандидатуры: бывший Председатель ВМ РМ Бирюков Н. В., председатель Фонда имущества Мордовии Меркушкин Н. И. и глава администрации Октябрьского района г. Саранска Замотаев А. И. Последний, проигравший выборы мэра Саранска Рыбину (стороннику Меркушкина), снял свою кандидатуру в пользу Бирюкова Н. В. Голоса распределились следующим образом: за Меркушкина Н. И. 49, за Бирюкова Н. В. - 21.
Заместителями главы Гос. Собрания стали Бурканов А. Н. бывший зам. Председателя Верховного совета Республики Мордовии по строительству и Волков В. Д. также бывший председатель Комиссии ВС по вопросам капитального строительства. Был сформирован Совет ГС из 15 человек, двое из которых - члены КПРФ.
Прогнозы о `смене курса` в Мордовии, связанные с избранием Николая Меркушкина председателем Государственного Собрания, начали достаточно быстро сбываться. Новым руководством республики была подготовлена комплексная программа социально-экономического развития Мордовии, разработка которой велась еще в прошлом году.
В республике преодолено и противостояние местных властей. То, что между мордовскими руководителями наметилась возможность сотрудничества подтверждает, например, тот факт, что в начале февраля прошла встреча представителей Мордовии с руководителем администрации Президента Сергеем Филатовым, на которой, в частности, была представлена программа развития республики. В ней приняли участие председатель ГС Николай Меркушкин, председатель Совета министров Валерий Швецов, представитель Президента РФ Валентин Конаков, а также мэр Саранска Юрий Рыбин.
Данная встреча дала также возможность говорить о начале нормализации отношений с Москвой. Завершение многолетнего конфликта властей республики и нынешний расклад политических сил в Мордовии, по- видимому, вполне устраивают федеральное руководство. В результате была прорвана политическая и экономическая блокада республики. Свидетельством тому стала и достигнутая на встрече с Сергеем Филатовым договоренность о встрече председателя Государственного Собрания Мордовии с Президентом России весной этого года.
30 марта 1995 года в Саранске работала вторая сессия Государственного Собрания Мордовской Республики. Депутаты приняли уточненный бюджет, символику республики (флаг и герб) и обсудили ряд других вопросов. Смена символики внешне отражает фактическую ликвидацию власти Советов на территории республики после избрания нового депутатского корпуса и означает, что Мордовия, наконец, перестала быть `красным заповедником` на территории России. Всего же в первом квартале 1995 года состоялись две сессии ГС РМ, на которых было рассмотрено 86 вопросов.
Председатель ГС РМ в течение апреля-мая дважды встречался с Б. Н. Ельциным . Встречи, по мнению Меркушкина, прошли весьма продуктивно. Особое удивление у него вызвало то, что `Президент РФ хорошо помнит детали нашего первого разговора`.
По словам Меркушкина, ему пришлось и еще придется много `поездить в Москву`. Он также отметил, что после того как `барьеры для нормального сотрудничества республиканских властей с федеральными были сняты`, на республику перестали смотреть как `на изгоев`. В настоящее время, по словам председателя ГС РМ, рассматривается участие Мордовии в российских федеральных программах, пересматривается трансферт. По данным 1994 года, доля поступлений из федерального бюджета в доходах РМ составляла 45%. Разделение налоговых поступлений Федерация: Мордовия - 22:78.
В настоящее время, федеральным правительством республики выделены следующие средства: механический завод - 11 млрд. руб. на коверсию, `Электровыпрямитель` - 3 млрд. рублей. На строительство жилья ветеранам получено 9 млрд. руб. По словам Меркушкина, ветеранам планируется построить 170 квартир, т. е. простые арифметические вычисления показывают, что средняя себестоимость одной квартиры составляет около 10500 USD. Следует, правда, отметить, что в ноябре 1994 года средняя коммерческая цена одной квартиры в Саранске сотавляла не более 4000 USD и весьма сомнительно, что за полгода цены возросли.
Ликвидировав противостояние между центром и регионом, руководство республики планирует остановить спад производства, разрабатывается новая стратегия использования промышленного потенциала: планируется увеличить производство железобетонных изделий, ликеро- водочных продуктов (в два- три раза) с целью экспорта за рубеж (в республике 6 специализирующихся на производстве спирта заводов, от которых бюджет получает 70 млрд. руб.). Большие надежды возлагаются на светотехническую промышленность (завод `Электровыпрямитель`).

Док. 140932
Опублик.: 09.04.02
Число обращений: 67


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``