В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Краткие итоги деятельности Правительства Республики Карелия по реализации Концепции социально-экономического развития Назад
Краткие итоги деятельности Правительства Республики Карелия по реализации Концепции социально-экономического развития
Краткие итоги деятельности Правительства Республики Карелия по реализации Концепции социально-экономического развития РК за 1998-2001 годы

Подводя итоги работы Правительства республики  за четыре  года, следует отметить, что они были наиболее удачными за весь период экономических реформ, начиная с 1991 года. Совместными усилиями Правительства, Законодательного Собрания РК, местного самоуправления, предприятий, других конструктивных сил общества удалось добиться конкретных результатов: построены новые школы и дороги, начали выпускать продукцию предприятия, находившиеся в длительном простое, экономика, несмотря на все трудности, вышла на качественно новый уровень.
Однако это было далеко не просто. Новое Правительство приступило к работе в условиях жесточайшего финансово-экономического кризиса, когда продолжалось падение объемов производства в промышленности и в сельском хозяйстве, многие предприятия стояли, росли долги по заработной плате, пенсиям, пособиям, снижались налоговые поступления в бюджет. Ситуация в республике и без августовского кризиса являлась критической, на грани взрыва.
Перед Правительством стояла задача - коренным образом изменить ситуацию в экономике и социальной сфере: добиться стабилизации и роста объемов производства, на основании этого увеличить доходы бюджета, погасить задолженность по заработной плате бюджетникам, по выплате пенсий и детских пособий, улучшить качество жизни всех слоев населения.
Разрабатывая меры по преодолению кризиса, Правительство пришло к выводу о необходимости усиления государственного влияния на все процессы социально-экономической жизни, поскольку в последние годы нити управления ослабли, что также способствовало ухудшению ситуации.
Было совершенно очевидно: республика должна рассчитывать, прежде всего, на собственные силы и резервы. Только добросовестным трудом всех жителей Карелии можно изменить нашу жизнь. Так рождалась идеология Правительства: преодоление иждивенчества, повышение ответственности руководителей за порученное дело.
Для решения стратегических задач с привлечением ученых была разработана Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 годы, которая  определила приоритетные направления в экономической сфере. Это: подъем лесопромышленного комплекса; развитие сельского хозяйства; возвращение утраченных позиций в горнорудном комплексе Карелии; наведение порядка в обороте алкогольной продукции. Только повысив эффективность экономики Карелии, можно  увеличить доходность территории, что позволит  решать социальные проблемы, обеспечить рост благосостояния населения республики.
На основании Концепции разработаны и реализуются программы развития отраслей экономики, социальной сферы, культуры, в них конкретизированы цели, обозначены сроки их достижения, названы ответственные за выполнение определенных задач.
Наряду с разработкой и реализацией стратегических направлений принимаются оперативные меры по экономическому и социальному развитию республики. Ведется мониторинг социально-экономического положения городов и районов по 14 показателям, который ежеквартально публикуется в газете `Карелия`. С учетом практических наработок перечень показателей и методики их расчета постоянно совершенствуются. На основании оперативной оценки положения дел на местах осуществляется тщательная подготовительная работа для проведения выездных заседаний Правительства в районах, что позволяет своевременно совместно с органами местного самоуправления принимать решения по оздоровлению экономики территорий, решению их социальных проблем.
Правительство республики также активно сотрудничает с органами местного самоуправления по вопросам разработки программ социально-экономического развития территорий.
На крупных социально-значимых предприятиях, имеющих значительные суммы фискальной задолженности, осуществлялся контроль за ходом проведения  процедур банкротства с целью сохранения производства и рабочих мест, смены неэффективных собственников и подготовки предприятий к реструктуризации долгов, создания нового налогоплательщика. На базе имущества этих предприятий созданы новые акционерные общества, сохранены рабочие места.
Все это позволило Правительству обеспечить рост основных экономических показателей с конца 1998 года.
По объему промышленного производства Карелия опережает общие тенденции по России практически на 2 года. По итогам 2001 года индекс физического объема промышленного производства в Карелии составил 136%, в среднем по России - 127% к уровню 1998 года.
Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос к уровню 1998 года в 3,46 раза. По данному показателю Карелия значительно опережает среднероссийские темпы (133%).
Вот уже 2 года (2000 и 2001 годы) продолжается рост объемов экспорта, к 1998 году он составил  123%.
Увеличилась доля занятых на малых предприятиях от общей численности занятых в экономике с 5% в 1998 году до 8 % в 2001 году за счет запуска простаивающих предприятий и создания новых рабочих мест. С 5,9 до 2,8 процента от числа экономически активного населения сократился уровень регистрируемой  безработицы. Заработная плата выросла в 2,6 раза и составила 3404 руб. Снизился уровень инфляции (с 27,2% в 1998 году до 18% в 2001г.).
Все это позитивно сказалось на динамике налоговых платежей в  бюджеты всех уровней, которые выросли в 2001 году по отношению  к  1998 году в 2,6  раза. Это позволило решить наиболее острые вопросы, связанные  со своевременной выплатой пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы, значительно сократить задолженность по заработной плате в отраслях производства.
По данным мониторинга социально-экономического развития регионов России, проводимым Минэкономразвития РФ, Карелия, которая в 1998 году относилась к регионам с развитием `ниже среднего` и занимала 51 место, в 1999 году  - 35 место, в 2000 году переместилась в группу с более высоким уровнем развития и  полноправно заняла 3-е место из 18  субъектов Федерации второй группы со средним уровнем  развития  или 28 место в общем перечне 88 субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, действие негативных факторов, обозначившихся во втором полугодии 2000 года,  привело к существенному замедлению темпов экономического роста в республике. Функционирование экономики осуществлялось под влиянием формирования в Российской Федерации государственной политики, направленной на усиление централизации власти, в том числе и в экономической сфере. В связи с введением Правительством Российской Федерации таможенных пошлин на основные виды экспортируемой предприятиями республики продукции произошло вымывание оборотных средств предприятий и снижение потенциала роста объемов производства. В конце 2000 года рост цен на топливо, неритмичность работы железнодорожного транспорта создали дополнительные трудности в работе предприятий и ухудшили их финансово-экономическое положение. В результате снизились темпы роста  в промышленности. Вновь стала накапливаться дебиторская и кредиторская задолженности, задолженность по заработной плате на предприятиях. Усугубило положение падение цен на основные товары карельского экспорта на мировом рынке, а также укрепление курса рубля по отношению к доллару США. В связи с изменениями в федеральном налоговом законодательстве обострилась ситуация с финансированием социальной сферы.
Тем не менее  принятые меры позволили сохранить позитивные тенденции в экономике в  целом по республике и обеспечить рост  большинства экономических показателей.
В лесопромышленном комплексе Правительством РК были изменены подходы к лесопользованию, принят ряд мер для улучшения работы предприятий ЛПК. В целях создания условий для организации полноценной деятельности и рационального лесопользования, а также ограничения доступа к лесным ресурсам неэффективных лесопользователей и сокращения их числа постановлением Правительства РК создана Комиссия по рассмотрению вопросов лесопользования, утверждены Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду и  в краткосрочное пользование.
В результате использование расчетной лесосеки (по главному пользованию) возросло с 66% в 1998г. до 74% в 2001г. Этот показатель  является одним из лучших в России.
В 2001 году  заготовка и вывозка леса увеличилась к уровню 1998 года более чем  26%, производство деловой древесины - на 42%, пиломатериалов - на 51%, фанеры - в 17 раз, целлюлозы - более чем в 2 раза, бумаги, в т.ч. картона - на 49%, а газетной бумаги - на 30%.        
В целом по лесопромышленному комплексу темпы роста объемов производства в 2001 году составили 147% к 1998 году,  в лесозаготовительной отрасли - 130%; деревообрабатывающей - 213%, целлюлозно-бумажной - 143%.
В  горной промышленности с 1998 по 2001 год производство щебня увеличилось на 1,6 млн. куб. м. или в 1,8 раза. Возобновили работу и созданы новые предприятия в Прионежском, Питкярантстком, Медвежьегорском районах, г. Сортавала и Вепсской национальной волости.
В цветной металлургии за период с 1998г. по 2001 год  объем производства алюминия вырос более чем на 20%, а в стоимостном выражении - почти в 4 раза.  
К сожалению, не удалось стабилизировать работу машиностроительного комплекса Республики Карелия. Если в 1999 и 2000 годах отмечался рост производства в данной отрасли, то в 2001 году производство сократилось на 21,6% к уровню прошлого года. К уровню 1998 года  производство продукции машиностроения  в 2001 году выросло на 40%.
За последние годы стабильно работают предприятия электроэнергетики (в 2001 г. -100,2% к 1998 г.).
В пищевой промышленности наметилось оживление динамики производства. На предприятиях отрасли проведена большая работа по модернизации оборудования, что позволило поднять конкурентоспособность нашей продукции и значительно увеличить ее ассортимент. По сравнению с 1998 годом производство колбасных изделий возросло на 20 %, хлебобулочных изделий - на 15 %, макаронных изделий - в 3 раза, рыбной кулинарии и рыбных консервов почти в 4 раза.
Под постоянным контролем в республике находятся оборот и производство алкогольной продукции, объемы которой увеличились за эти годы на 24 процента. Значительно расширился рынок сбыта, обновился ассортимент. Созданы новые  мощности по производству водки в Прионежском районе (ООО `Прионежский ЛВЗ`), организована фирменная торговая сеть. Все это сказалось положительно на наполняемости бюджета - поступление акцизов увеличилось в 3 раза.
В течение четырех лет удавалось удерживать опережающие  среднероссийские темпы развития в сельском хозяйстве. В результате осуществления комплекса организационно-экономических мер был приостановлен резкий спад объемов производства в агропромышленном комплексе и сохранена отрасль. К уровню 1998 года прирост объемов  продукции сельского хозяйства в 2001 году составил 24%.
С 1999 года ежегодный прирост капитальных вложений увеличивается в 1,4-1,5 раза.
Из республиканского бюджета на развитие социальной сферы  за 1998 -2001 годы было направлено 420,7 млн.рублей. Введены в действие:
            - 8 жилых домов (287 квартир) общей площадью 14,3 тыс.кв.м, в том числе 2 дома для ветеранов Великой отечественной войны в г.Петрозаводске и п.Лоухи.
    Совместными усилиями нам удалось ввести в эксплуатацию после завершения строительства и реконструкции 12 объектов образования:
    - школа на 504 места в поселке Лахколамби Суоярвского района
    - школа на 264 места в поселке Лоймола Суоярвского района
    - реконструкция детского сада `Огонек` под детский дом в Питкярантском районе
    - школа в деревне Вокнаволок на 120 мест
    - школа на 140 мест в поселке Бочилово Пудожского района
    - школа на 207 мест в поселке Валдай Сегежского района
    - реконструирована средняя школа No 1 на 853 места в городе Кемь
    - школа на 160 мест (Райваттальская) в поселке Хийтола Лахденпохского района
    - ясли-сад в городе Беломорске
    - школа на 132 места в поселке Рауталахти Питкярантского района
    - первая очередь школы-сада поселка Шолтозеро Вепсской волости
    - бассейн в детском саду в городе Беломорске.
    Введены в эксплуатацию 6 объектов здравоохранения:
    - `1-й пусковой комплекс` строящейся городской больницы г.Сортавала
    - детская консультация и отделение скорой медицинской помощи Калевальской ЦРБ
    - очистные сооружения туберкулезного стационара в микрорайоне Соломенное
    - отделение лучевой диагностики Республиканской больницы им.В.А.Баранова
    - акушерский корпус на 30 коек в г.Сегеже.
    В сентябре 2001 года начаты работы по строительству врачебной амбулатории в пос.Паданы Медвежьегорского района.
    В республике появились такие новые объекты культуры как:
    - Дом культуры в п.Новая Вилга
    - вспомогательный корпус Музыкально-драматического театра в Петрозаводске
    - детская музыкальная школа в г.Кеми
    - дом детского творчества в г.Костомукше.
    Существенные сдвиги произошли за эти годы в социальной сфере.
    С 1999 года ежегодно реализуется Программа государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан Республики Карелия, в которой определены объемы и виды медицинской помощи в разрезе городов и районов республики, предоставляемые населению бесплатно.
    Анализ выполнения Программы в течение трех лет показал, что при сокращении коечной мощности больниц (на 288 коек), объемы медицинской помощи увеличились, количество пролеченных больных возросло на 13,4 тыс.человек.
    В целях формирования единой государственной политики в сфере лекарственного обеспечения с 1999 года в республике действует система централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения на конкурсной основе и формирование государственного заказа на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Расходы на приобретение медикаментов из всех источников финансирования увеличились по сравнению с 1999 годом в 2,1 раза и составили 186 млн.руб. (16% расходов отрасли). За три года экономия, полученная в результате проведения конкурсов, составила 15,2 млн.руб., что позволило приобрести дополнительно лекарственные средства на лечение социально значимых заболеваний.
    Объемы отпуска лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам увеличились по сравнению с 1998 годом в 3,6 раза и составили 28,1 млн.руб. В целях обеспечения доступности лекарственных средств для населения республики Правительство Республики Карелия осуществляет государственное регулирование и контроль за порядком ценообразования. Рост цен на лекарственные средства в 1999-2000 годах составил 17%, в 2001 г. - 9,1%.
    Правительством Республики Карелия  уделялось внимание развитию материально-технической базы и оснащению учреждений здравоохранения республики. За период с 1998 по 2001 год за счет всех источников финансирования приобретено более 200 единиц дорогостоящего медицинского оборудования и более 120 единиц санитарного автотранспорта на общую сумму 293 млн.руб.
    За последние годы произошли значительные изменения в сфере образования.
    Правительством сделан серьезный вклад в развитие информатизации образования: 163 сельских школы - все основные и средние - оснащены современной компьютерной техникой на сумму 11 млн.рублей.
    Результаты выпускных и вступительных экзаменов подтверждают рост качества знаний учащихся. За последние 3 года число удостоенных золотых и серебряных медалей возросло на 30% и достигло в 2001 году почти 300 человек.
    За счет средств республиканского бюджета ежегодно 500 выпускников школы из районов республики принимаются на обучение в высшие и средние профессиональные учебные заведения, начиная с 1999 года 80 представителей талантливой молодежи из студенческой и научной среды получают поддержку Правительства РК в форме стипендий.
    В районах республики открыты 4 филиала Петрозаводского государственного университета, 3 филиала Карельского педагогического университета, 2 филиала техникумов и 4 филиала профессиональных училищ.
    Ежегодно увеличивается прием в учреждения начального и среднего профессионального образования. Так только в 2001 году по сравнению с 2000 годом прием в училища вырос на 400 человек, в техникумы - на 113 человек. Каждый год открывается подготовка специалистов и рабочих по новым специальностям и профессиям. Так, за последние 4 года в республике открыта подготовка по 47 новым профессиям и специальностям.
    Активизация бюджетных инвестиций в социальную сферу обеспечила улучшение положения дел в строительстве. По сравнению с 1998 годом объем подрядных работ вырос в действующих ценах в 4,6 раза, в сопоставимых - в 2,2 раза.
    В 1998-2001 г.г. за счет строительства новых, расширения, реконструкции и техперевооружения действующих предприятий введены в действие: 98,5 км линий электропередач; городские АТС на 36,3 тыс.номеров, сельские АТС на 5,4 тыс.номеров; торговые предприятия - 18,9 тыс.кв.м; предприятия общественного питания - 0,7 тыс.кв.м, на 270 посадочных мест; автомобильные дороги с твердым покрытием - 230,2 км.
    Большая работа проделана по совершенствованию сети автомобильных дорог, строительству и ремонту мостов. За 4 года построено 123 км новых дорог, отремонтировано 476 км. В 2001 году автомобильных дорог построено в 15 раз больше, чем в 1998 году. Построено 17 и отремонтировано 154 моста общей протяженностью почти 6 км (5752 погонных метра).
    Таким образом, многое удалось сделать, но не все проблемы удалось решить. Резервы дальнейшего развития мы видим в повышении уровня жизни населения республики на основе устойчивого экономического роста, усилении инвестиционной активности, рационального и эффективного использования имеющихся природных, трудовых, финансовых и других ресурсов.
    В этих целях полным ходом ведется работа над программой развития республики до 2006 года, в которой учтены многие предложения граждан и общественных организаций республики. Программа должна дать новый импульс развитию экономики и повышению благосостояния населения республики.

    Заключение
    В минувшем году был сделан еще один шаг в обеспечении устойчивого экономического роста республики, решении на этой базе социальных проблем и в росте денежных доходов населения республики.
    На темпы социально-экономического развития Карелии оказывали влияние процессы, происходящие в мировой экономике и макроэкономические изменения в России.
    Рецессия мировой экономики, инфляция издержек производства в России вследствие роста цен, тарифов и услуг естественных монополий, фискальное регулирование экспорта вывозными таможенными пошлинами, изменения в налоговом законодательстве, централизация финансовых потоков в федеральном бюджете - все это не могло не сказаться на экономике республики.
    Правительство республики приняло необходимые меры по государственному регулированию социально-экономических процессов с целью стабилизации ситуации и обеспечения экономического роста Карелии.
    Основные усилия были направлены на привлечение инвестиций в республику для формирования базы, обеспечивающей экономический рост. В результате серьезные вложения были инвестированы в производственную инфраструктуру и в основной капитал карельских предприятий.
    Впервые, в минувшем году, были осуществлены бюджетные инвестиции в реальный сектор экономики, на конкурсной основе получили возвратное бюджетное финансирование инвестиционные проекты.
    Последовательно направлялись средства бюджета республики на строительство, реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. Удалось значительно увеличить объемы привлечения средств из федерального бюджета на эти цели.
    В 2002 году Правительство республики намерено добиться обеспечения устойчивого развития экономики и роста на этой базе уровня жизни населения.
В этих условиях главными задачами Правительства Республики Карелия в 2002 году в области социально-экономической политики будут:
- работа по повышению участия федерального бюджета в осуществлении финансовой поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,  в том числе по  реализации на территории республики федеральных законов;
- концентрация мер государственной поддержки на приоритетных проектах, дающих высокий бюджетный эффект и быстрый возврат инвестиций;
- реализация промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности и технического уровня производства, замещения импортной продукции, обеспечения выхода  продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности и совершенствование механизмов ее финансирования;
- урегулирование отношений с предприятиями - естественными монополистами (железнодорожный транспорт, связь, электроэнергетика) по обеспечению производства для предприятий республики;
- усиление государственного контроля  за  рациональным и эффективным  использованием природных ресурсов в природоэксплуатирующих отраслях.
           В области поддержки малого предпринимательства, играющего все большую роль в экономике республики, значительное внимание будет уделяться совершенствованию механизмов взимания единого налога на вмененный доход с учетом изменений в федеральном законодательстве (социальный налог).
Решение  этих задач  позволит Правительству обеспечить дальнейший экономический рост в республике, а значит повысить и жизненный уровень людей, которые в ней проживают.


Док. 140697
Опублик.: 04.04.02
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``