В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Информатизация школьного образования Республики Карелия Назад
Информатизация школьного образования Республики Карелия
Информатизация школьного образования Республики Карелия
Н.С.Рузанова, Л.С.Запольская, В.А.Токарев(*)
Петрозаводский государственный университет
(*) Институт повышения квалификации работников образования
Е-mаil : ruzаnоvа@mаinрgu.kаrеliа.ru

Как и во многих школах страны, в Карелии, следуя провозглашенному в 80-е годы лозунгу `Программирование - вторая грамотность`, основной акцент в курсе информатики в течение многих лет делался на обучении программированию. Срез знаний, проведенный в школах г.Петрозаводска в 1993 году, показал, что ученики даже ведущих школ города воспринимают компьютер как средство программирования и не видят в нем инструмент обработки, хранения и передачи информации.

К этому времени в школах республики использовалось 16 несовместимых между собой типов компьютеров, слабых по мощности, ненадежных, имеющих бедное программное обеспечение и, вследствие этого, непригодных для внедрения новых информационных технологий в обучение.

Решить накопившиеся в школьном образовании Карелии проблемы можно было только сформировав единую политику в области технического, программного и методического обеспечения внедрения новых информационных технологий в учебный процесс школ.

Придавая важнейшее значение информатизации системы образования, прави- тельство Республики Карелия приняло в 1993 году постановление О компьютеризации учреждений народного образования республики` с целью внедрения информационных технологий в школьное образование, в ходе выполнения которого предполагалось:

- поэтапное оснащение учебных заведений перспективной унифицированной вычислительной техникой, позволяющей на современном уровне решать задачи внедрения новых технологий обучения;
- приобретение, адаптация и внедрение лицензионных педагогических и инструментальных программных средств для обеспечения информатизации учебного процесса;
- разработка пакетов обучающих курсов по различным предметам, а также школьных электронных учебников, справочников, баз данных и т.д;
- подготовка кадров для работы по внедрению НИТ.
Для реализации проекта было принято решение выбрать в качестве базового компьютер Масintоsh фирмы Аррlе, отличающийся простотой в освоении, наличием встроенной графики, звука и других ресурсов, необходимых для реализации мультимедиа среды, что должно было в корне изменить использование компьютеров в учебном процессе школы.

Важным доводом в пользу компьютеров Масintоsh стала надежность, как необходимое условие эффективного внедрения информационных технологий в учебный процесс школ, удаленных от центра республики.

Для руководства проектом была создана рабочая группа, которая взяла на себя организацию работ по обследованию школ с целью выявления наиболее подготовленных к внедрению информационных технологий в кратчайшие сроки, по отбору программных средств с целью создания фонда для обеспечения поддержки внедрения ИТ в обучение и разработке соответствующего методического обеспечения.

Отбор программных средств и выработка рекомендаций по их использованию осу- ществлялась десятью предметно-экспертными комиссиями, в которые вошли 36 школьных учителей, преподавателей университета, пединститута, института повышения квалификации.

Особое внимание уделялось вопросам подготовки и переподготовки администрации школ, учителей информатики, учителей - предметников.

Наиболее углубленно и многопланово проводилась подготовка учителей информатики, которая включала изучение операционной системы и возможностей использования локальной сети, приемы работы с текстовой и графической информацией, числовыми таблицами, базами данных и т. д.

Анализ работ, выполненных по реализации проекта информатизации школьного образования, позволяет сделать вывод о том, что использование в школах республики информационных технологий на платформе Масintоsh дает возможность

- преодолеть психологический барьер, существующий в школьных коллективах (особенно у учителей- гуманитариев) к компьютерной технике и организовать применение ее самым широким образом в практике работы школы (для подготовки документов, оформления методических материалов и др.),
- вызвать активную положительную реакцию и желание работать с использованием компьютеров у учителей начальных классов и в результате организовать применение ИТ уже в первые годы обучения в школе,
- сделать более наглядным обучение по различным предметам и усилить междисциплинарные связи,
- сделать первые шаги для привлечения школьников к созданию коллективных проектов и дать им возможность почувствовать полезность выполняемой ими работы,
- создать условия для активной творческой деятельности учеников по применению информационных технологий при решении учебных задач,
- продемонстрировать большие возможности использования компьютеров в воспитательной работе (выпуск газет, проведение конкурсов рисунков: создание эмблемы школы и др.).
Таким образом, в Карелии за счет внедрения информационных технологий в школьное образование сделан важный шаг на пути улучшения качества обучения и повышения уровня информационной культуры школьников.



Док. 140661
Опублик.: 04.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``