В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН: КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР Назад
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН: КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР
площадь территории - 143,6 тыс.кв.км  
-население - 4110 тыс. человек  
-доля городского населения - 65%  
-плотность населения - 34,9 человек/кв.км  
-доля трудоспособного населения в численности постоянного населения - 55%  
-доходы на душу населения - 1533,7 руб. в месяц  
-средняя зарплата - 1259,4 руб. в месяц  
-прожиточный минимум - 745 руб. в месяц  
Реальный объем произведенного валового регионального продукта (ВРП) в 1999 году в республике вырос по отношению к предыдущему году по предварительной оценке на 3,9% и составил в текущих ценах 102,7 млрд. рублей.

За период экономических реформ произошли существенные структурные сдвиги, наиболее ярко проявившиеся в изменении соотношений между секторами экономики. Доля производства товаров снизилась с 71,4% в 1992 году до 52,3% в 1999 году, соответственно доля услуг выросла с 19,1% до 36,2%. Такие макроэкономические сдвиги были вызваны, с одной стороны, различными темпами изменения объемных показателей отдельных секторов экономики, складывавшимися ценовыми соотношениями, с другой стороны, увеличением объемов, расширением спектра предоставляемых платных услуг. В результате проводимых в стране налоговых реформ произошел рост налоговой составляющей в структуре ВРП с 9,5% в 1992 году до 11,5% в 1999 году.

В структуре созданного в 1999 году ВРП доля производства товаров увеличилась по сравнению с 1998 годом на 5,3 процентных пункта, доля услуг снизилась на 4,1 процентных пункта, чистых налогов на продукты и импорт - на 1,2 процентных пункта. Увеличение доли производства товаров связано как с увеличением выпуска в базовых отраслях реального сектора экономики при снижении затрат, так и опережающим ростом цен. Уменьшение доли производства услуг обусловлено: во-первых, сужением спроса на услуги, во многом, в связи с сокращением реальных располагаемых доходов населения и перераспределением расходов в сторону потребления товаров; во-вторых, снижением доли ряда отраслей рыночной инфраструктуры (транспорта и связи). Некоторое снижение доли налоговой составляющей в структуре ВРП обусловлено увеличением удельного веса производства товаров
Структура использования ВРП в 1999 году по сравнению с 1998 годом существенно изменилась под влиянием сужения внутреннего спроса при значительном увеличении экспортной составляющей, произошедшего в результате девальвации. Это нашло отражение в росте удельного веса чистого экспорта, при снижении доли расходов на конечное потребление и валового накопления.

Итоги социально-экономического развития Республики Башкортостан в 1999 году свидетельствуют, что достигнут перелом многих негативных тенденций в экономической и социальной сфере, обеспечен устойчивый рост в ряде отраслей народного хозяйства.

В условиях общего оживления экономической конъюнктуры реальный объем произведенного в 1999 году в республике валового регионального продукта (ВРП) по отношению к предыдущему году вырос по предварительной оценке на 3,9% и составил в текущих ценах 102,7 млрд. рублей.

Самым важным результатом 1999 года в экономической сфере явился устойчивый рост производства промышленной продукции, который начался с марта месяца. По итогам года объем производства промышленной продукции составил 106,5% по отношению к предыдущему году.

Этому способствовала активно проводимая в республике промышленная политика, а также успешное в той или иной мере использование изменения конкурентной среды и освобождения ниш на рынках материально-технических ресурсов и потребительских товаров, возможностей по расширению экспортных операций в результате девальвационного эффекта.

Рост объемов промышленного производства обеспечен в основном опережающими темпами развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств - машиностроения и металлообработки - на 49,7%, черной и цветной металлургии - 13,6%, химической и нефтехимической промышленности - 46%. Интенсивное развитие этих отраслей сопровождалось также ростом производства в отраслях, ориентированных на внутренний рынок: в электроэнергетике - на 1%, в легкой - 16,3%, стекольной и фарфоро-фаянсовой - 15,2%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 6,6%, в пищевой - 2,6% и в медицинской промышленности - 56,3%, в промышленности строительных материалов - 2,6%.

Характерным для 1999 года являлось постепенное сокращение разрыва в темпах производства промышленности и других отраслей экономики.

Функционирование агропромышленного комплекса республики было осложнено воздействием факторов, вызванных засухой 1998 года и некоторыми особенностями погодных условий отчетного года. Несмотря на это, аграрные преобразования и меры государственной поддержки, осуществляемые в республике в целях стабилизации и развития агропромышленного комплекса, позволили обеспечить рост валовой продукции сельского хозяйства на 5,1% по сравнению с предыдущим годом.

Продолжалась последовательная реструктуризация банковской системы, в ходе которой происходила дальнейшая концентрация банковского капитала, сопровождавшаяся наращиванием собственных средств кредитных организаций, реорганизацией и сокращением их числа.

Благодаря принятым мерам по регулированию налично-денежного обращения и усилению контроля за выполнением налогоплательщиками обязательств перед бюджетом, поступления в бюджетную систему республики в отчетном году выросли почти в 2 раза по сравнению с 1998 годом.

Впервые за многие годы удалось перевыполнить увеличенный в ходе исполнения план консолидированного бюджета по доходам на 7,2%.

Основные поступления в бюджет обеспечиваются за счет следующих промышленных предприятий:

АНК `Башнефть` - 7,4%
ОАО `Салаватнефтеоргсинтез` - 6,4%
ГП `Баштрансгаз` - 3%
АО `Башкирэнерго` - 3%
АО `Уфанефтехим` - 2,6%
ОАО `Новоил` - 2,5%
АО `Уфаоргсинтез` - 2,2%
АО `УНПЗ` - 2,1%
АОО `Сода` - 1,5%

На увеличении поступлений налогов и обязательных платежей в бюджетную систему республики в условиях общего оживления экономической активности и роста промышленного производства при одновременном снижении издержек сказалось также значительное улучшение финансовых показателей предприятий: объем полученной ими прибыли вырос более чем в 30 раз.

Указанные позитивные тенденции в экономике протекали на фоне относительно низкой инфляции. Сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, составил 139,2% (к декабрю 1998 года). Снижение темпов инфляции в целом в течение года было обусловлено относительно стабильным курсом рубля, контролем за ценами на продукцию естественных монополий, ограничениями платежеспособного спроса со стороны населения, повышением цен мировых рынков на сырьевые ресурсы.

В результате развития положительных тенденций в экономике республики в 1999 году, а также принятых мер по повышению инвестиционной привлекательности республики, произошла определенная стабилизация инвестиционных процессов, повысилась инвестиционная активность предприятий, активизировалась деятельность подрядных строительных организаций, увеличился ввод в действие мощностей и объектов.

Согласно предварительной оценке в 1999 году объем инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с 1998 годом на 9%.

Введены в эксплуатацию производственные мощности в электроэнергетике, машиностроении, топливной, деревообрабатывающей, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, на транспорте, в связи, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства. Здесь особо необходимо отметить введение в действие такого объекта, как установка по переработке газового конденсата мощностью 4 млн. тонн в ОАО `Салаватнефтеоргсинтез`.

Повысилась социальная и культурная направленность инвестиций. Доля инвестиций на строительство объектов непроизводственного назначения увеличилась с 28% в 1990 году до 40% в 1999 году. Обеспечивалось строительство жилья, школ, дошкольных и лечебных учреждений, культурно-бытовых объектов.

В 1999 году также введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования жилья общей площадью 1509,6 тыс. кв. метров, что составило 101% по отношению к 1998 году.

В текущем году удалось добиться улучшения по целому ряду социальных показателей. В два раза сокращена суммарная задолженность по заработной плате, полностью ликвидирована задолженность по выплатам пенсий, заработной платы работникам бюджетных учреждений, пособиям на ребенка семьям, имеющим детей.

Однако восстановить докризисный уровень платежеспособного спроса и потребления населения пока не удалось, что в определенной степени сдерживало экономический рост и негативно сказалось на обороте розничной торговли и объеме реализации платных услуг населению. Сокращение оборота розничной торговли в 1999 году составило 6% по сравнению с предыдущим годом, объема реализации платных услуг населению - 8,3%.

Рост производства в ключевых отраслях экономики, развитие предпринимательства способствовали улучшению ситуации на рынке труда. Численность официально зарегистрированных безработных сократилась за прошедший год почти наполовину и составила на 1 января 2000 года 39,4 тыс. человек.

Состояние реального сектора экономики республики в 1999 году во многом определялось развитием внешнеторговых отношений. Являясь основным источником валютных ресурсов, внешнеэкономическая деятельность обеспечила поддержание производства и занятости в экспортоориентированных секторах экономики, улучшала насыщенность внутреннего рынка инвестиционными и потребительскими товарами. Экспорт товаров в объеме произведенной продукции составил более 40%.

Число партнеров республики из дальнего и ближнего зарубежья в 1999 году превысило 90 стран мира против 83 в 1998 году. Предпочтения во внешней торговли предприятия республики отдают партнерам из стран дальнего зарубежья, доля торговли с которыми составила около 90%. Товарооборот с этими странами по сравнению с 1998 годом увеличился, на что оказал положительное влияние рост экспорта на 7,5%. Торговля с партнерами из стран СНГ возросла на 3,9%.

В республике удалось удержать под контролем криминогенную ситуацию, не допустить ее обострения, а по ряду позиций добиться сокращения преступности, улучшить показатели раскрываемости и расследований преступлений.

В 1999 году получили дальнейшее развитие институциональные преобразования.

Была продолжена работа по совершенствованию структур и функций республиканских и местных органов исполнительной власти, направленная на повышение эффективности управления социально-экономическими процессами в республике.

В целях обеспечения экономического роста в отчетном году была активизирована структурная перестройка производства, направленная на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий республики.

В прошедшем году был продолжен курс на дальнейшую поддержку и развитие малого предпринимательства, которая осуществлялась в соответствии с Программой государственной поддержки малого предпринимательства на 1999 год. Начал свою работу Фонд развития и поддержки малого предпринимательства. Приняты меры по формированию механизма взаимодействия субъектов малого предпринимательства с крупными и средними предприятиями и другие.

Получили дальнейшее развитие процессы совершенствования механизмов правового обеспечения институциональных преобразований, формирования собственной нормативно-правовой базы, включающей в себя основополагающие положения федерального законодательства, и в то же время максимально учитывающие особенности и интересы республики.

В целом, сложившиеся тенденции развития экономики в прошедшем году предопределили характер стартовых условий для экономического развития республики в 2000 году, обеспечив перелом многих негативных тенденций в экономической и социальной сфере, имевших место, начиная с 1990 года. На данном этапе развития необходимо закрепить положительные тенденции и обеспечить выход на траекторию экономического роста во всех сферах экономики, с тем, чтобы создать на этой основе условия для устойчивого повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан.

Инспекции МНС России по РБ в своей контрольной деятельности руководствуются Законами Республики Башкортостан в части, не противоречащей Законам РФ, в этой связи абзац, касающийся льгот по налогу на прибыль, изложить в следующей редакции:

`Льготы по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства предоставляются согласно Закону РФ `О налоге на прибыль предприятий и организаций` от 27.12.91 No 2116-1 (с изменениями и дополнениями) при выполнении следующих условий:

В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг)`.

Кроме того информацию необходимо дополнить новыми пунктами.

1. `Согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 12.07.99 NoУП-456 `О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в отдельных районах Республики Башкортостан` субъекты малого предпринимательства 19 районов, осуществляющие свою деятельность в приоритетных для республики направлениях (производственная сфера, в том числе производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство жилья, бытовое обслуживание населения, общественное питание, инновационная деятельность, жилищно-коммунальная сфера, внутренний туризм), освобождаются с 1.07.99 по 1.07.2002 от уплаты налога на имущество, налога на прибыль и единого налога с совокупного дохода субъектов малого предпринимательства в части, поступающей в республиканский бюджет, сборов во внебюджетный фонд поддержки села республики, сборов в республиканский фонд амортизации.

На основании постановления Государственного Собрания РБ от 6 апреля 2000 года NoГС-218, субъекты малого предпринимательства этих районов республики освобождаются от уплаты налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автомобильных дорог, платежей в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан` с 1 января 2000 года по 31 декабря 2002 года.

II. В связи с принятием Закона РБ от 5.08.99 No 22-з `О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности` освобождаются от уплаты единого налога следующие физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и не использующие найм рабочей силы:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии; 3) инвалиды Великой Отечественной войны;

4) инвалиды из числа государственных служащих, ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного ими при исполнении служебных обязанностей, и получивших в установленном порядке единовременное пособие от государства;

5) инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с радиационными авариями на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

6) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

7) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

8) лица, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы;

9) лица, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС;

10) лица, уволенные с военной службы или призванные на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;

11) на 25 процентов уменьшается сумма вмененного дохода у следующей категории физических лиц, не использующих найма рабочей силы: а) инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп; б) пенсионеры: мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины - 55 лет и более.`

III. `В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21.04.97 No379-р (в редакции последующих изменений) допускается реализация индивидуальными предпринимателями промышленных товаров на временно свободных производственных площадях промышленных предприятий и в палатках без применения ККМ. Данным распоряжением также разрешается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим коммерческие пассажирские перевозки, производить безбилетный сбор платы за проезд на маршрутных такси.

Кроме того, согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 03.06.97 No535-р предоставлена возможность реализации предприятиями и индивидуальными предпринимателями товаров собственного производства с автофургонов без применения ККМ.`




Док. 140646
Опублик.: 03.04.02
Число обращений: 56


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``