В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Осетины - ирон, дигорон, народ, основное население Республики Северная Осетия Назад
Осетины - ирон, дигорон, народ, основное население Республики Северная Осетия
Осетины
Самоназвания - ирон, дигорон, народ, основное население Республики Северная Осетия - Алания (в составе Российской Федерации) и Южной Осетии. Живут также в ряде районов Грузии, Кабардино-Балкарии, в Ставропольском крае РФ, в Карачаево-Черкесской Республике. Общая численность в России - около 402 тысяч человек (1989), в том числе 299 тысяч в Северной Осетии; в Грузии - около 160 тысяч, в том числе 65 тысяч человек - в Южной Осетии.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с 19 в.) на основе русского алфавита. Верующие - православные, есть мусульмане.

Формирование народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами-скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В 13 в. раннефеодальное аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных `общества`, восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких `обществ`, находившихся в зависимости от грузинских феодалов. В 1774 г. Северная Осетия, а в 1801 г. Южная (в составе Грузии) добровольно вошли в состав России, что способствовало преодолению племенной и феодальной раздробленности среди осетин и завершению процесса сложения осетинской народности. В конце 18-19 вв. началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам царским правительством, закреплялись в основном за осетинскими феодалами. После Октябрьской революции 1917 г. осетины получили полные права на обрабатываемые ими земли; происходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 г. была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 г. - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 г. была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. Юго-Осетинская АО в составе Грузии упразднена в декабре 1990 г. после заявления руководства Южной Осетии о повышении статуса автономной области до статуса республики в составе Грузии, что стало одной из причин грузино-осетинского конфликта. Северо-Осетинская АССР в составе России преобразована в Республику Северная Осетия-Алания.

На равнине основное традиционное занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине - трехполье. Главное орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжелый плуг, в упряжке которого было до восьми волов. Были развиты домашние промыслы, ремесла - производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.

Традиционные поселения в горах (кау) - небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал - камень, в лесистых ущельях - дерево. Дома одно- или двухэтажные (первый этаж для скота), крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырехугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещенная с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение - кунацкая. Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3, 5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трехэтажные башни, разнотипные склеповые сооружения, языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырехскатной крышей, первый этаж из камня, второй - из дерева. Менее зажиточные осетины жили в турлучных (плетневых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.

Традиционная мужская одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма - кинжал. Женская повседневная одежда до 19 в. по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию со сплошным передним разрезом и длинными нарукавниками, под ним - шелковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась легким ажурным платком.

Традиционная пища близка пище др. народов Кавказа; преобладали кисломолочные продукты, пироги с мясом, сыром, фасолью. Напитки - квас, пиво.

Осетины сохраняли традиционные институты (пережитки родового деления, взаимопомощь членов рода, патриархальная община и др.) и обычаи (экзогамия, обычное право и др.). Большинство осетин исповедовало православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.



Литература:
Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. - Орджоникидзе, 1987.

Хамицаева Т. А. Историко-песенный фольклор осетин. - Орджоникидзе, 1973.

Магометов А. X. Культура и быт осетинского народа. - Орджоникидзе, 1968.

Калоев Б. А. Осетины (Историко-этнографические исследования), 2 изд. - М., 1971.


Источники:
Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.


Док. 140537
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``