В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Традиционные праздники и обряды Назад
Традиционные праздники и обряды
Традиционные праздники и обряды

Самый любимый в народе праздник в республике встреча Нового года. И хотя с точки зрения мусульмано-кавказской культуры Новый год . это новшество, привнесенное из Европы и распространившееся на Кавказе в советскую эпоху, все равно его празднование, можно сказать, стало уже традиционным. Когда мусульманский месяц рамазан совпал с празднованием ²европейского⌡ Нового года, многие кабардинцы и балкарцы прервали свой пост.
Другие массовые праздники - 7 ноября и 1 мая, вошедшие в быт народов Кабардино-Балкарии также в советский период, широко отмечаются и поныне, но особенно . людьми старшего и среднего возраста. Праздник 9 мая . победы над фашистской Германией - сохранил в значительной мере торжественность прошлых лет: в этот день принято чествовать ветеранов, проводить встречи со школьниками, участвовать в митингах у памятника неизвестному солдату. Праздник 9 мая . действительно значительное событие для всего населения. В Кабардино-Балкарии его проводят в духе традиции почитания старших, которая имеет исключительную силу у народов Кавказа.
Празднуют также еще один .советский. праздник - 8 марта . Международный женский день. Однако для балкарского народа, именно 8 марта подвергшегося насильственному выселению с родных мест, это день скорее трагедии, чем радости. В послеперестроечное время обсуждался вопрос о целесообразности празднования 8 марта. Был найден компромисс: теперь балкарское население 7-8 марта в родственно-семейном кругу устраивает поминальные трапезы. 8 марта на республиканском уровне проводится митинг у будущего мемориала памяти жертвам геноцида балкарского народа. Укореняется идея о том, что балкарцы в этот день как никто другой должны почитать и поздравлять своих женщин, потому что они явились спасителями всего народа.
С 1995 г. установлен общереспубликанский праздник 28 марта . День возрождения балкарского народа. Именно 28 марта сессия Верховного Совета КБР приняла Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики . Кабардино-Балкария (после депортации балкарцев республика была переименована в Кабардинскую республику). Праздник носит, главным образом, политический характер и не лишен изрядной доли государственного официоза. Впрочем, он постепенно входит в быт, приобретая черты народных гуляний. В какой.то он мере даже возрождает элементы традиционных обрядов, новруз-байрама. В начале 1990-х гг. новруз-байрам также начали отмечать, но впоследствии государственная поддержка возрожденного праздника иссякла, переключившись на празднование дня возрождения балкарского народа. Народ же органично соединил традиционный и политический праздник и даты которых почти совпали.
1 сентября в КБР отмечается День конституции и обретения государственности кабардинским народом. Праздник не стал общенародным, но властные структуры стремятся придать этому дню общереспубликанский символический смысл.
Мусульманские праздники курбан-байрам и ураза-байрам в связи с возрождением и распространением исламских ценностей в кабардино-балкарском обществе становятся все более повсеместными. Первый день курбан-байрама в республике официально объявлен праздничным, нерабочим днем. Во всех мечетях в этот день проходят торжественные молитвы, приносят жертвы, прощают друг другу все обиды, у Всевышнего просят милости и поддержки. В этот день посещают родителей и близких родственников пожилого возраста.
Широко отмечаются в республике и православные праздники . Рождество и Пасха, в праздновании которых принимает участие далеко не только православное население КБР.
Еврейское население благодаря просветительской деятельности общественного центра ²Товуши⌡ имеет возможность не только отмечать традиционные праздники, но через государственные и независимые средства массовой информации широко освещать эти события в жизни еврейской общины Кабардино-Балкарии. В республике традиционные религиозные праздники выходят за пределы общин, вовлекая окружающее население без различий этнической принадлежности и религиозной ориентации. И это очень важно, поскольку служит взаимопониманию и взаимовлиянию культур и традиций, способствует упрочению межэтнического мира


Док. 140502
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 45


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``