В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Школьное и высшее образование Назад
Школьное и высшее образование
Школьное образование

В 1996/1997 учебном году в КБР работало 256 общеобразовательных школ (143968 учащихся), функционировали 6 лицеев и 10 гимназий. Имеются также три негосударственные общеобразовательные школы, в которых обучается 109 учащихся (в 1995/1996 уч. г. . 127). В 1997 г. среднюю школу окончили 75784 учащихся, из них 319 выпускников получили золотые медали, 342 . серебряные, т.е. более 8 процентов выпускников . медалисты.
К началу 1996/1997 учебного года в общеобразовательных учреждениях насчитывалось 10855 учителей, из которых 1162 (10,7%) пенсионного возраста. Учителей не хватает практически по всем школьным дисциплинам, особенно в сельских школах. И это при том, что в службе занятости зарегистрировано несколько сот безработных учителей.
В сельской местности сосредоточено 160 средних школ. Их материальная база слаба и они плохо обеспечены кадрами, что в свою очередь, ведет к снижению качества образования. Особенно снижение качества образования стало заметно в последние годы в связи с подъемом городского школьного образования, развитием в городах гимназий и лицеев, тесным сотрудничеством вузов с общеобразовательными школами. Поступление сельских ребят в высшие учебные заведения превратилось в настоящую проблему.
В последние шесть лет в КБР, как и по всей Российской Федерации, школьное образование стремится к многообразию. По замыслу, это должно способствовать дифференциации образовательных программ в соответствии с наклонностями и способностями учащихся. Процесс этот проходит стихийно. Созданы школы-лицеи, школы-гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Но содержание образования в них не всегда соответствует заявленному статусу. Вместе с тем образовательная система совершенствуется. Осуществляется переход на развивающие системы обучения в начальной школе, создаются условия, обеспечивающие достаточную вариативность образования и выбора учениками и родителями профилей обучения. Отрабатываются экспериментальные модели новых школ ²Экология и диалектика⌡, ²Школа-2000⌡. В республике растет число образовательных учреждений с нетрадиционным содержанием и способами обучения. В настоящее время 33 образовательных учреждения объединены в республиканскую ассоциацию инновационных учреждений КБР.
Начат последовательный переход начальных школ республики на систему развивающего обучения академика Занкова. В учебные планы всех школ республики введены новые предметы: ²История народов КБР⌡, ²География КБР⌡, ²Культура народов КБР⌡, ²Экономика⌡. Отрабатывается система экологического и естественнонаучного образования.
Значительное место в становлении новых инновационных учебных заведений, развитии содержания школьного образования, форм и методов работы, поддержки высокого кадрового потенциала учителей республики занимает Институт повышения квалификации, который строит свою работу с опорой на районные (городские) методические кабинеты, школьные предметные методические объединения.
С целью обеспечения учреждений образования республики учебной, учебно-методической, вспомогательной литературой, организации работы учителей и методистов с пробными, параллельными, альтернативными учебниками и учебными пособиями в структуре Министерства образования и науки КБР открыто государственное учебно-методическое объединение ²Книга⌡, в рамках которого также открыто представительство издательства ²Просвещение⌡ на Юге России и заключены прямые договоры со всеми издательствами, выпускающими учебную и учебно-методическую литературу.
Безусловным достижением республики является сохранение сети образовательных учреждений, начиная с дошкольных, сохранение основных фундаментальных принципов образования . таких, как массовость, доступность, бесплатность.


Высшее образование

В Кабардино-Балкарском Государственном университете функционируют три самостоятельных государственных высших учебных заведения: университет (создан на базе пединститута в 1957 г.), сельхозакадемия (в 1982 г. сельскохозяйственный факультет КБГУ был преобразован в самостоятельный сельхозинститут, позже - в академию) и Северо-кавказский институт культуры, образованный в 1989 г. Кроме них действует региональный филиал Ростовской Государственной экономической академии. В последние годы в республике активно идет формирование негосударственных высших учебных заведений. На начало 1996/97 учебного года в республике функционировало 12 таких заведений, большинство из которых действовали как филиалы, учебно-консультативные пункты и представительства. Обучение в них как правило платное; всего в этих заведениях обучалось более 1500 студентов.
В трех государственных вузах на начало 1996/97 учебного года обучалось около 14 тыс. студентов, из которых около 9 тыс. . на дневных отделениях. Происходит расширение так называемого ²коммерческого набора⌡ в государственные вузы (на некоторые специальности до . 50% состава обучающихся).
Самым крупным образовательным учреждением является КБГУ, где трудятся 56 докторов и 425 кандидатов наук. В структуре университета 10 факультетов, 2 института, 2 отделения, 4 колледжа, 2 техникума и один ИПК. Университет ведет подготовку по 22 специальностям. В последние годы университет активно ищет новые формы образования.
С конца 1980-х гг. в составе студентов КБГУ стала возрастать доля уроженцев городской местности, а доля выходцев из села сокращалась, что связано с более низкой подготовкой учащихся из сельских школ. Помимо более основательной подготовки в городской среде также чрезвычайно развито репетиторство. Следует учесть и то, что репетиторами работают преподаватели вузов, зачастую те, кто принимает экзамены у абитуриентов. Механизм такого ²репетиторства⌡ нетрудно понять.
Сельские выпускники чаще поступают в Кабардино-Балкарскую сельскохозяйственную академию. В ее структуре 8 факультетов и обучение ведется по 16 специальностям.
Северо-Кавказский институт культуры формирует студенческую аудиторию со всего региона, причем отмечается рост престижа этого учебного заведения, что связано в немалой степени с государственной поддержкой учреждений культуры и работников этой области в КБР.
Несмотря на падение престижа образования, конкурс среди поступающих усиливается практически на всех факультетах и специальностях в государственных вузах республики. Вырос конкурс на гуманитарные специальности с начала 1990-х гг. на 46%, в том числе на дневных отделениях . почти на 75%. Среди поступающих на экономические и юридические специальности этот показатель возрос на 35% и 90% соответственно. В КБГУ в 1997 г. из 2400 абитуриентов, подавших заявление на очную форму обучения, было зачислено 1207 человек. Общий конкурс по университету при зачислении составил 2 человека на место. Число желающих учиться на платной основе, по сравнению с 1996 г., увеличилось в два раза и составило 107 человек. Несколько увеличилось количество абитуриентов из сельской местности . они составили 40% от общего числа, что стало возможным благодаря выделению районам целевых мест.
В вузах республики учатся и студенты из зарубежных стран: Индии, Ливана, Пакистана, Афганистана, Туниса, Германии, Югославии. В основном иностранцы обучаются на инженерно-технических факультетах, на медицинском в КБГУ и на ветеринарном в КБГСХА. Соотечественников из Турции, Сирии и Иордании в вузах республики обучают бесплатно по линии общества ²Родина⌡. Другие иностран-цы заключают с вузами контракт и платят за обучение столько же, сколько российские граждане. Единственное отличие состоит в том, что они могут выплачивать всю сумму не сразу, а за каждый год отдельно.
Преподавание в вузах республики ведется на русском языке. В связи с объявлением кабардинского и балкарского языков, как и русского, государственными языками, планируется ведение занятий и на этих языках. Однако идея не встречает особого оптимизма ни у студентов, ни у большинства преподавателей. Массовое обучение в высшей школе на родных языках, как многие справедливо считают, приведет к снижению уровня и качества образования. Очень незначительно число преподавателей, которые смогут обучать студентов на кабардинском или балкарском языках.
Численно доминирующие в республике кабардинцы преобладают в составе студенчества. Русские же (вторые по численности в КБР) в основном ориентируются на вузы за пределами республики. Немалую роль играет то, что кабардинцу или балкарцу бывает значительно проще, чем русскому, найти ²своих людей⌡ из числа преподавателей, используя крепкие родственные и земляческие связи. Национальный состав абитуриентов КБГУ 1997 г.: 59% составляли кабардинцы, 16% . балкарцы,18 % . русские, 7% . другие.
В республике целенаправленно реализуется политика, направленная на расширение приема в высшие и средние специальные учебные заведения: в 1996 г., например, было зачислено на первые курсы 4676 человек, т.е. по существу, все, кто выдержал вступительные экзамены.
Впрочем, обучение даже в государственном вузе становится дорогим удовольствием для большинства студентов. Обычным явлением стало получение зачета или экзамена за деньги. Администрация вузов ведет определенную борьбу с этим злом, за последние два года были случаи привлечения преподавателей к уголовной ответственности за получение денег от студентов.
Главной проблемой для выпускников вузов была и остается проблема трудоустройства. В начале 1990-х гг. отмена обязательного распределения после окончания вуза была встречена с большим оптимизмом. Балкарцы и кабардинцы очень привязаны к малой родине и в прошлые годы выпускники предпринимали различные меры для того, чтобы избежать распределения за пределы республики. Но теперь многие хотели бы, чтобы вернулась та гарантированная система трудоустройства


Док. 140500
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``