В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экономика и социальная сфера Назад
Экономика и социальная сфера

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА  

Производство и динамика цен

За 1997 г. число учтенных субъектов всех отраслей экономики (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) увеличилось на 103 единицы (1%) и составило на 1 января 1998 г. 10 339 единиц. Прирост предприятий и организаций в целом по республике был обеспечен, в основном, увеличением числа учтенных объектов в сельском хозяйстве . на 49 единиц (4%), в торговле и общественном питании . на 30 единиц (1%), и в строительстве . на 16 единиц (2%).
Число предприятий, относящихся к частной форме собственности, составило 67% от общего количества. Наибольшая доля частных предприятий сосредоточена в сельском хозяйстве . 83% от общего количества сельскохозяйственных предприятий, торговле и общественном питании . 82%. В сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения доля частных предприятий составила 7% и 28% соответственно.
В 1997 г. промышленностью произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 1987 млрд. руб., отгружено потребителям на 1957 млрд. руб. Ежемесячный прирост производства промышленной продукции, начиная со второго квартала, в среднем на 1,7% в месяц обеспечил к концу 1997 г. увеличение производства по сравнению с 1996 г. на 1%. Крупными и средними предприятиями республики в 1997 г. было произведено промышленной продукции на 1586 млрд. руб., отгружено на 1563 млрд. руб.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 1997 г. составила 317,3 тыс. га, что на 1,1 тыс. га больше, чем в 1996 г. Валовые сборы зерновых культур увеличились и составили 373,2 тыс. т. (105,6% по отношению к 1996 г.), подсолнечника . 9,5 тыс. т. (в 1996 г. . 19,7 тыс. т.), картофеля . 103,1 тыс. т. (1996 г. . 95,5 тыс. т.), овощей . 80,4 тыс. т.
Сельскохозяйственные предприятия остаются основными производителями зерна в республике (96% валового производства), технических культур (98,9%).
В 1997 г. сохранялось падение поголовья скота и уменьшение товарности животноводчества. Производство мяса составило 39,5 тыс. т (в 1996 г. 36,5 тыс. т), яиц . 108,3 млн. шт.(в 1996 г. 98,7 млн. шт.), производство молока составило 230,5 тыс. т.
В 1997 г. состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризовалось сокращением продажи продукции заготовительным организациям при одновременном увеличении продукции по свободным каналам: на рынке, через систему общественного питания, по бартеру и др. В 1997 г. по всем каналам реализовано 190,4 тыс. т. зерна, 33,6 тыс. т. картофеля, 25,5 тыс. т. овощей, 26,4 тыс. т. скота и птицы, 80,8 тыс. т. молока и 25,7 млн. штук яиц. Объемы реализации (кроме зерна и овощей) выше уровня 1996 г. на 0,1-6,4%.
В 1997 г. наблюдалось замедление темпов роста цен во всех секторах экономики. Цены на потребительские товары и услуги в 1997 г. выросли на 116,9% (против 124,9% в 1996 г.). Цены на продовольственные товары выросли в течение года на 112,5%, на непродовольственные . на 110,4%, на платные услуги населению . на 149,6%.
Из продовольственных товаров за год наиболее заметно выросли цены на масло растительное (34,7%), овощи (23,5%), алкогольные напитки (23,1%), сахар-песок (18,1%), мясо и птицу (17,9%), сыр (17,1%), молоко и молочную продукцию (17%), муку (11,8%).
Среди непродовольственных товаров более всего выросли цены на парфюмерно-косметические товары (28,3%), на ткани (21,1%), бензин (20,4%), печатные издания (17,4%), трикотажные изделия (17,2%), моющие средства (16%), чулочно-носочные изделия (15,6%).
Рост цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, с начала года опережал рост цен на потребительские товары. Наиболее значительно подорожали услуги жилищно-коммунального хозяйства . на 91,6%, пассажирского транспорта . на 25,2%, санаторно-курортные услуги и здравоохранения . на 15,5%, образования . на 12,1%, правового характера . 10%.
Цены предприятий.производителей промышленной продукции за 1997 г. выросли на 8,9% (в 1996 г. . в 29,9%). Наиболее значительный рост цен в 1997 г. был отмечен в химическом и нефтяном машиностроении (на 16%). В легкой промышленности наиболее заметно выросли цены в производстве кожевенно-галантерейных изделий . на 33,7%, трикотажных изделий . на 42,2%. В пищевой промышленности наблюдались высокие темпы роста цен в производстве пива (на 30,7%), конфет (на 32,3%), кефира, молока (на 48,4%), сметаны (на 35,9%).
Цены на продукцию животноводства в 1997 г. увеличились на 14,2% (в 1996 г. . на 38,4%), в том числе, соответственно, на скот и птицу (в живой массе) . на 16,2%, молоко . на 9,8%, на яйца снизились на 10,3%.
Цены на основные материалы, детали и конструкции, приобретенные строительными организациями, за год возросли на 36,4%. Тарифы на услуги связи для юридических лиц с начала года увеличились на 5,5%, в том числе для бюджетных организаций . на 10,3%, для хозрасчетных . на 0,7%. Наиболее значительно подорожала почтовая связь . на 50,9% (для бюджетных организаций . на 112,4%, для хозрасчетных . на 14,8%), городская телефонная связь . на 9,4% (для бюджетных . на 18,2%, для хозрасчетных цены остались неизменными).
Средний тариф на электроэнергию (по всем категориям потребителей) на конец 1996 г. составил 288 руб. за 1 киловатт-час, в том числе для промышленных предприятий . 448 руб., для производственных нужд сельского хозяйства . 286 руб. За год тарифы на электроэнергию для всех категорий потребителей возросли в 1,8 раза, в том числе для промышленных потребителей . в 1,9 раза, для сельского хозяйства . в 1,7 раза.


Уровень и расхождение  доходов

В 1997 г. денежные доходы сложились в сумме 4525,9 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 1996 г. на 19,7%, денежные расходы составили . 3032,0 млрд. руб. (увеличились на 20,3%), превышение денежных доходов над расходами составило 1493,9 млрд. руб.
Денежные доходы в среднем на душу населения в 1997 г. составили 477,1 тыс. руб. в месяц, по сравнению с 1996 г. они увеличились на 19,6%. Размер реальной среднемесячной заработной платы (начисленной) в 1997 г. по сравнению с 1996 г. остался практически неизменным.
В 1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 26,3% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения . 2,6% (в 1996 г. соответственно 25,0% и 2,8%). Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, в 1997 г. в Кабардино-Балкарии составила 338,2 тыс. руб. на человека. Соотношение денежных доходов и прожиточного минимума было 141,1% против 138,4% в 1995 г.
В 1997 г. 324,2 тыс. чел., или 41,5% населения республики, находились за чертой прожиточного минимума (41% к 1996 г.). Денежные доходы в среднем на душу населения в 1997 г. составили 477,1 тыс. руб. в месяц, по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 0,2%, составили на конец года 750 тыс. руб.
Средняя заработная плата, начисленная работникам в 1997 г., составила 517,6 тыс. руб. и возросла на 17,2% по сравнению с 1996 г. Размер реальной среднемесячной заработной платы (начисленной) в 1997 г. по сравнению с 1996 г. остался почти без изменений.
В декабре 1997 г. средний размер пенсии (с учетом компенсационных выплат) составил 333,8 тыс. руб. в месяц, что по отношению к величине прожиточного минимума пенсионера составило 131,3%.

Занятость и безработица

Нарушение экономических связей КБР после распада СССР привело к сокращению объемов производства, остановке многих промышленных предприятий республики. Безработица стала повсеместной
реальностью в короткие сроки, поскольку
и в советский период Кабардино-Балкария была в числе трудоизбыточных территорий.
Численность экономически активного населения к концу 1996 г. составляла 303 тыс. чел., или 38% от общей численности населения республики. Численность занятых составила 250 тыс. чел., по сравнению с 1995 г. произошло сокращение занятости на 2,3%. В 1997 г. численность работающих еще более сократилась . на 11 тыс. чел, или на 5,6%. Официальный уровень безработицы практически не изменился. В 1996 г. зарегистрировано 10,9 тыс. безработных, или 3,6% от экономически активного населения, в 1997 г. . 10,2 тыс. чел.
Общий потенциал безработицы, включая лиц, работающих в режиме неполной занятости и активно ищущих работу, в 1996 г. оценивался в 89,4 тыс. чел. (29,5% экономически активного населения), в 1997 г. . 58 тыс. чел. (19% экономически активного населения).
К концу 1996 г. 36,6 тыс. чел. были частично заняты на производстве, из них 11,4 тыс. чел. работали в режиме неполного рабочего времени и 25,2 тыс. чел. находились в отпусках по инициативе администрации (в 1997 г. соответственно 25 тыс. чел. и 10,7 тыс. чел). Более 70% работников, имевших в 1995 г. вынужденные отпуска, не получали за период отпуска никакой денежной компенсации. Такая ситуация сохранялась в 1996 и 1997 гг.
Наиболее острой остается проблема женской безработицы. Женщины составляют 79% от зарегистрированных безработных начиная с 1995 г. Безработица . это еще и проблема молодежи. Каждый второй безработный находится в возрасте 16-29 лет.
По степени напряженности на рынке труда особо выделяются Черекский и Эльбрусский районы (места традиционного проживания балкарского населения). Здесь безработными, фактически являются до 90% трудоспособного населения. Однако далеко не все безработные зарегистрированы, что в первую очередь характерно для сельской местности.
Размеры официальной безработицы все меньше отражают реальную картину сложившуюся на республиканском рынке труда. Службы занятости не только не в состоянии учесть всех нуждающихся, но и трудоустроить зарегистрированных безработных граждан и выплатить им пособия по безработице. Задолженность по выплате пособий на 1997 г. составила 6 млрд. рублей


Разделение труда

Имеются определенные, хотя и незначительные различия в социально-профессиональной структуре кабардинского и балкарского населения и вместе с тем заметные отличия обоих народов от местного русского населения.
Доля русских, занятых в промышленности, выше доли кабардинцев и балкарцев на 7,9% и 10,7%. Наоборот, среди занятых в сельском хозяйстве участие русских меньше на 13%, если сравнивать с кабардинцами и на 9,2%, по отношению к балкарцам. Такое положение сохраняется и поныне.
Среди занятых умственным и физическим трудом соотношение также неодинаково. У кабардинцев занято преимущественно умственным трудом 30,2% (физическим . 69,8%), у балкарцев . 31,2%, у русских . 36,5%.
Доля русских на момент переписи 1989 г. была выше доли кабардинцев и балкарцев среди инженерно-технических работников более чем в два раза. В передовых отраслях промышленности (машиностроении и металлообработки) русских было в 2,4 раза больше, чем кабардинцев и в 2,7 раза больше, чем балкарцев. Кабардинцы и балкарцы концентрируются в тех отраслях промышленности, где выше доля ручного труда и требуется относительно невысокая квалификация (легкая промышленность, в частности, швейная, где удельный вес кабардинцев в 2,7 раза выше, чем русских). Наконец, доля кабардинцев традиционно выше в сфере торговли и общественного питания.

Социально-профессиональная мобильность

От рыночных реформ пострадали все национальные группы КБР, но в самых трудных условиях оказались жители горных селений, где преимущественно сосредоточены балкарцы. Положение стало критическим, когда один за другим закрылись туристические центры и ²точки⌡, которые давали работу значительной части балкарского населения. Свою роль также сыграл дешевый турецкий и китайский ширпотреб, который свел на нет шерстяной промысел балкарцев, составлявший в 1970-80 гг. весомую часть доходов. Тогда же остановилось производство на Тырныаузском фольфрамо-молибденовом комбинате и баксанские балкарцы практически все оказались безработными.
Жители равнинной части КБР находятся, в лучшем положении. Здесь развита инфраструктура, имеются значительные приусадебные участки, словом . легче пережить социальные невзгоды.
Прекращение деятельности многих промышленных предприятий ударило по той части русского населения, которая составляла значительную часть индустриальных рабочих и инженерно-технического персонала. Отток из республики русскоязычного населения и жесткое ограничение на въезд в КБР в какой-то мере смягчили последствия на рынке занятости для оставшихся. Кроме того, часть городского русского населения перешла в сферу услуг, некоторые . в ²челночный⌡ бизнес.
Для всех групп населения возможностей для профессионального роста и социально-профессиональной мобильности явно недостаточно, при этом в худшем положении . молодежь. Попытка смягчить ситуацию на рынке труда, увеличив прием в высшие и средние специальные учебные заведения выпускников школ, не решает, а только откладывает и, возможно, усугубляет проблему


Участие в приватизации,
купле-продаже земли

Процесс приватизации в Кабардино-Балкарии имеет свои особенности. Здесь достаточно долго преобладал государственный сектор. Затем, за короткий срок 90% промышленных объектов республики оказались приватизированными. С начала приватизации вплоть до 1997 г. было приватизировано 342 предприятия и организации. Основной формой приватизации было акционирование.
Процесс приватизации не стал источником напряженности в межнациональных отношениях, что в определенной степени связано с недостаточной информированностью населения о ходе и итогах раздела собственности. Проблемы, видимо, начнутся тогда, когда будет происходить передел собственности. Скажем, скупка за бесценок акционированных заводов

Состояние социальной
защищенности

В республике значительное внимание уделяется социальной защищенности населения. Несмотря на продолжающийся спад производства, руководству в 1997 г. удалось преодолеть тенденцию снижения реальной заработной платы, пенсий, других социальных выплат. Улучшилось соотношение среднего заработка с величиной прожиточного минимума, увеличились реальные доходы пенсионеров. Вместе с тем происходило нарастание задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий.
Несмотря на трудности с финансированием социальных программ, значительно расширена сеть отделений социального обслуживания на дому, территориальных центров и служб срочной социальной помощи по обслуживанию престарелых и нуждающихся граждан. Различными видами социальных услуг охвачено более 8 тыс. человек. Принят закон КБР ²Об охране семьи, материнства, отцовства и детства⌡, предусматривающий значительную финансовую поддержку семьям, имеющим малолетних детей (продление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста, введение именных накопительных счетов на каждого новорожденного). Разработана программа ²Дети Кабардино-Балкарии⌡, предусматривающая ряд мер по улучшению положения детей, из многодетных и неблагополучных семей, детей-сирот, детей-инвалидов. Решением Правительства республики восстановлена адресная поддержка малоимущих семей, с душевым доходом ниже минимального размера оплаты труда. В целях более широкого привлечения внебюджетных средств, в том числе благотворительных, на реализацию мероприятий в области детства создан Республиканский детский фонд.
Несмотря на сокращение бюджетных ассигнований, продолжалось строительство жилья, детских садов, школ, больниц и поликлиник. Устойчиво функционировали все системы жизнеобеспечения. Продолжалось дотирование жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта и связи. Введены дотации за проезд студентам и государственные стипендии творческим работникам.
Вопросы охраны здоровья населения оставались приоритетными в социальной политике. На всей территории республики введено обязательное медицинское страхование, значительно увеличены бюджетные ассигнования на нужды здравоохранения. В целях установления государственных гарантий в области охраны здоровья, прав граждан на медицинское обслуживание принят закон ²Об охране здоровья населения в КБР⌡, разработана концепция развития здравоохранения республики. Произведена оптимизация коечной сети, принято решение о создании на базе курорта ²Нальчик⌡ отделений долечивания и реабилитации. В целях улучшения лечебно-профилактической работы в области охраны здоровья матери и ребенка создан республиканский перинатальный центр.
В условиях продолжающейся имущественной дифференциации населения особую актуальность приобрели меры по усилению адресной поддержки пенсионеров и инвалидов, малообеспеченных семей, других социально несостоятельных слоев населения, т.к. существующая практика распределения социальной помощи в значительной степени приводит к распылению средств.
В настоящее время в республике действуют нормативные акты, предусматривающие те или иные социальные гарантии для 35 категорий населения. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает свыше 400 тыс. чел. Поэтому при значительных бюджетных средствах, которые идут на социальные нужды, реальная помощь, зачастую просто символична.
В целях формирования эффективной структуры занятости правительству республики предстоит разработать Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест до 2001 г.
Уже сейчас, наряду со стимулированием трудовой и предпринимательской деятельности экономически активной части населения, проводится адресная социальная помощь нетрудоспособным гражданам. Одна из целей, которую ставит перед собой руководство КБР . реализация в полной мере положений законов ²О ветеранах⌡, ²О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов⌡, ²О социальном обслуживании населения КБР⌡ и других законодательных актов социального характера. Однако на сколько выполнимы планируемые мероприятия покажет время и, увы, дотируемый со стороны Федерации тощий республиканский бюджет.

Преступность и
коммунальное насилие

Криминогенная обстановка в республике напряженная, растет степень общественной опасности преступных проявлений.
По данным МВД КБР в 1996 г. впервые наблюдалось некоторое снижение преступности. Число преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения составило 844 против 859 в 1995 г. Тяжкие преступления составляют очень большую долю . 49%.
При снижении числа зарегистрированных преступлений в целом по республике на 2% в 1996 г., в Терском районе их количество сократилось более всего . на 20%, в Майском . на 17%, Баксанском . на 7%, Эльбрусском . на 5%. В то же время количество зарегистрированных преступлений в ряде районов возросло: в Черекском . на 19%, Прохладненском . на 9%, Урванском . на 7%.
При общем снижении числа зарегистрированных преступлений против личности на 2% отмечен рост преступлений, связанных с угрозой убийства, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества . на 14%. Зарегистрировано 6 случаев похищения людей (в 1995 г. было зарегистрировано 5 таких случаев). Число выявленных преступлений против собственности возросло и составило 3,2 тыс. (104% к прошлому году), в то же время количество краж из квартир уменьшилось на 5%, краж автомобилей . на 2%. Значительно возросло число зарегистрированных случаев мошенничества (на 28%).
В сфере экономики совершено 892 преступления, что на 21% больше, чем в 1995 г., каждое третье преступление . это хищение в крупных размерах (на 22% больше). В 1996 г. зарегистрировано 74 случая сокрытия доходов или иных объектов налогообложения (в 4,6 раза больше 1995 г.), 58 случаев незаконного предпринимательства в сфере торговли (в 2,5 раза), 213 случаев мошенничества (на 40%), 26 случаев изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (на 37%).
В 1996 г. было выявлено 4539 лиц, совершивших преступления (91% к 1995 г.), из них женщин . 794 (94% по сравнению с 1995 г.), несовершеннолетних . 296 (81%), не имеющих постоянного источника дохода . 2719 (90%). Общая раскрываемость преступлений составила в 1996 г. 82,1% против 84,8% в 1995 г.
По данным МВД КБР, криминогенная обстановка в республике в 1997 г. по сравнению с 1996 г. характеризовалась дальнейшим снижением числа зарегистрированных преступлений: на 3,1%, а в Чегемском, Зольском районах и г. Нальчике . от 5 до 18%. В то же время наибольший рост преступлений . на 10 . 37% отмечен в Черекском, Майском, Баксанском районах.
Из общего числа преступлений уже более 60% отнесено к категории тяжких и особенно тяжких; зарегистрировано 4061 преступлений такого вида, их раскрываемость составила 65,6%.
Значительно возросло в 1997 г. число зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими средствами: 872 против 580 в 1996 г., из них 750 или 86%. Увеличение числа преступлений, связанных с наркотиками, имеет место по всей республике, а наибольший их рост отмечен в Черекском (в 4 раза), Майском (в 2,5 раза), Эльбрусском (в 2,4 раза), Урванском (в 1,8 раза) районах.
За 1997 г. выявлено 3874 лица, совершивших преступления (85,3% к 1996 г.), из них женщин . 465 (58,6% к 1996 г.), несовершеннолетних . 264 (89,2%), не имеющих постоянного источника дохода . 2716 (99,9%). Общая раскрываемость преступлений снизилась и составила 76%.
В 1996 - начале 1997 гг. в республике был совершен ряд тяжких преступлений террористического характера, дерзких по замыслу и квалифицированных по исполнению. В связи с этим на основании Указа Президента КБР ²О мерах по обеспечению безопасности населения, предупреждению террористических актов⌡ в районах и городах, во всех правоохранительных органах созданы временные оперативные штабы для предотвращения, локализации и пресечения террористических актов.



Док. 140497
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 47


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``