В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мечиланы Кязим - основоположник балкарской поэзии и литературного языка Назад
Мечиланы Кязим - основоположник балкарской поэзии и литературного языка
Мечиланы (Мечиев) Кязим
Годы жизни: 1859-1945. Балкарский богослов, мыслитель, поэт, основоположник балкарской поэзии и литературного языка.

Родился в ауле Шики, в верховьях Хуламо-Безенгийского ущелья. Его отец, известный кузнец и ремесленник Бекки, будучи крепостным (кула), в молодости дважды был продан князьями; он имел еще трех сыновей и пять дочерей. Азы арабской грамотности Кязим Мечиланы получил у местного эфенди (по другим сведениям - у приезжего дагестанского муллы), затем провел три года в ауле Безенги у знаменитого эфенди Чепеллеу Бёзюланы. Последний учился во Владикавказе и в Каире, занимался естественными науками, славился как искусный лекарь, обладал уникальной библиотекой и, судя по описаниям, являлся суфийским шайхом. Он направил юношу в мадраса (медресе) селения Лескен. Вернувшись в родной аул, Мечиланы встретил благожелательное отношение к себе со стороны хуламо-безенгийских ``улама``, надеявшихся увидеть его в будущем главой общины (жамауат, от арабского ``джама`а``). Наряду с деятельностью священнослужителя Кязим продолжал кузнечное дело, унаследовав мастерство отца. В 1890 г. он совершил паломничество (``хаджж``; устоявшаяся форма - ``хадж``), после чего отошел от официальной культовой практики. В 1900-1917 гг., странствуя по Востоку, посетил Стамбул, Багдад, Мекку, слушал лекции в мадраса (медресе) Омейядов в Дамаске, в Каирском университете.

Социальные процессы и военно-политические события на Кавказе после Февральской революции 1917 г. отразились и в его произведениях, и в активной жизненной позиции: весной он участвовал в сельском сходе. Как поэт Мечиланы не избежал и официально поощряемой в ``эпоху социалистического строительства`` тематики. Весной 1932 г. Кязим Мечиланы был избран депутатом I съезда ударников колхозного труда в г.Нальчик, в 1938 г. принят в члены Союза писателей СССР, в ноябре 1939 г. получил звание ``заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской АССР``.

Кязим Мечиланы писал на балкарском языке, пользуясь арабской графикой. Среди ранних образцов религиозно-философского характера - ``Поучения о чистоте человеческого тела и духа``, ``Назидания Кязима Мечиланы женщинам``, поэмы Иман-Ислам (``Вера-Ислам``), ``Пророки``, религиозные поэмы-песни (зикир, от арабского ``зикр``). Уже в начальный период его творчества стала складываться и любовная лирика. Несомненное влияние на произведения Мечиланы оказала арабо-тюрко-персидская литература; отдельные поэмы (дастаны) он перевел на родной язык (в частности, ``Сказание о Тахире и Зухре`` туркменского поэта Молла Непеса); своеобразным посвящением учителям явилась поэма Бузжигит. Главные темы произведений Мечиланы - религиозный и нравственный поиск, проблемы власти и справедливости, добра и зла, места человека в мире и обществе. Для его сочинений характерны глубина мысли, богатство образов, тонкие оттенки переживаний, вместе с тем в них выражены и трагические ноты восприятия жизни, и психологическая напряженность, созвучные социальной и эмоциональной атмосфере того времени. Основой мировоззрения Мечиланы служили реалии жизни и традиции горцев, морально-нравственным стержнем - их этический кодекс (тay адет). Одним из духовных преемников Кязима Мечиланы был эфенди Сайд Калабеков, среди последователей выработанного им художественного направления - К.Кулиев и С.Шахмурзаев.

Кязим Мечиланы умер в ссылке в Каракольском районе Талды-Курганской области Казахстана, где и похоронен.

На родине Мечиланы снискал высочайший авторитет, о его ``каменной библиотеке`` (ее полки были сделаны из плоского камня, отшлифованного его руками) ходила молва далеко за пределами аула Шики. Многие произведения Мечиланы слились с народным песенным творчеством балкарцев, некоторые распространялись в списках, часть его рукописей и сочинений, записанных с его слов, вместе с архивом Кабардино-Балкарского НИИ погибла в 1942 г. Наследие Кязима Мечиланы как мусульманского автора до сих пор не стало предметом изучения в отечественной науке. Наиболее полно его произведения представлены  в двухтомнике, изданном на балкарском языке в Нальчике в 1989 г.


  

Литература:
Д. Маммеев Кязим Мечиев. . Нальчик, 1973.

А. Теппеев. Кязим Мечиев. К 120-летию основоположника балкарской литературы. . Нальчик, 1979.


Источники:
Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып.1. . М, 1998.




Док. 140454
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 49


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``