В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отчет ²О миссии Кавказского Форума по мониторингу выборов президента Кабардино-Балкарской Республики Назад
Отчет ²О миссии Кавказского Форума по мониторингу выборов президента Кабардино-Балкарской Республики
Отчет ²О миссии Кавказского Форума по мониторингу выборов президента Кабардино-Балкарской Республики 13 января 2002 г.⌡


Кавказский Форум, сеть миротворческих неправительственных организаций Кавказа. РСО-Алания, г. Владикавказ,ул. Фрунзе ,д.1, Тел. (867 2) 45 12 30, E-mai: forum@alanianet.com, http://www.caucasus.freeservers.com/
I. О миссии Кавказского Форума
II. Данные о Кабардино-Балкарской Республике в контексте этнополитической ситуации
III. Информация о выборах Президента КБР
IV. Данные о кандидатах на пост Президента КБР
V. Ход предвыборной кампании
VI. Выборы 13 января 2002 года
VII. Ситуация после выборов 14-16 января
VIII. Оценка выборов и ситуации местными экспертами

I. О миссии Кавказского Форума

Справка: Кавказский Форум Неправительственных Организаций - открытая ежегодная Конференция НПО Кавказа. Форум учрежден в июле 1998г. Постоянно действующий орган КФ - Координационный Совет, в который входят лидеры общественного движения 14 регионов Кавказа. Цели КФ: укрепление доверия и взаимосвязи между народами Кавказа; поддержание совместных гражданских инициатив, направленных на формирование толерантности, развитие политической культуры, утверждение гражданского сознания, возрождение традиций мирного сосуществования, преодоление этнической неприязни и предрассудков. Вся деятельность Форума направлена на предупреждение и урегулирования конфликтов на Кавказе.
За годы деятельности Кавказского Форума им были организованы три миссии по мониторингу в различные регионы Кавказа: Карачаево-Черкесская Республика (1999 г.), Панкисское ущелье Грузии (2000 г.), Кодорское ущелье Грузии (2001 г.). Организация мониторингов - один из важнейших аспектов работы Кавказского Форума:
во-первых, знание ситуации необходимо для своевременного принятия мер по предупреждению возможного конфликта или эскалации напряженности,

во-вторых, необходимо иметь полное и объективное представление о ситуации в каждом конкретном регионе, и в особенности, в период важных политических событий, для выработки правильной стратегии деятельности Форума и других заинтересованных организаций и лиц в данном регионе.

Миссия по наблюдению за проведением выборов президента Кабардино-Балкарской Республики (КБР) была назначена решением Координационного Совета Кавказского Форума (КФ) от 8 декабря 2001 г.
Целью миссии являлось наблюдение за влиянием хода выборов на общественно-политическую ситуацию и этнический мир в республике.
В состав миссии в качестве экспертов вошли Эльдар Зейналов (Правозащитный Центр Азербайджана, г.Баку) и Жанна Крикорова (независимый журналист, г.Москва).
Эльдар Зейналов - правозащитник (с 1992 г.), журналист (с 1990 г.). В 1990-1995 гг. принимал участие в различных выборах в Азербайджане в качестве журналиста, доверенного лица кандидата в депутаты парламента, кандидата в депутаты парламента, члена участковой и окружной избирательных комиссий. В 1998-2000 гг. в качестве директора Правозащитного Центра Азербайджана проводил косвенный мониторинг президентских, муниципальных выборов в Азербайджане. Один из учредителей КФ, координатор КФ в Азербайджане.
Жанна Крикорова - профессиональный журналист (с1990 г.), освещала выборы в парламент и президентские выборы в Армении и Нагорном Карабахе, была наблюдателем на президентских выборах в Абхазии в 1997г., координатором миссии КФ в Карачаево-Черкесии 1999 г. (в период конфликта после состоявшихся президентских выборов). Одна из учредителей КФ, экс-координатор КФ в Нагорном Карабахе, член Совета Старейшин КФ.
Третий член миссии из Абхазии не смогла прибыть на выборы по техническим причинам.
Необходимо отметить, что накануне приезда в КБР миссия не смогла добиться регистрации в Избирательной Комиссии КБР по причине якобы необходимости регистрации иностранных наблюдателей в Центральной Избирательной Комиссии в Москве. Однако это требование находится в противоречии с п.5, ст.18 Закона ``О выборах Президента Кабардино-Балкарской Республики``, согласно которому доступ для представителей СМИ и международных наблюдателей открыт, и никакой специальной аккредитации для этого не требуется..
Миссия провела ряд встреч с оппозиционными кандидатами на пост президента, членами их избирательного штаба, провела анализ официальной и независимой прессы, письменных сообщений о нарушениях избирательного законодательства, интервью с политиками, журналистами, учеными.


II. Данные о Кабардино-Балкарской Республике в контексте этнополитической ситуации

Справка: Население КБР составляет более 800 тысяч человек, из них 610 тысяч с правом избирательного голоса. Этнический состав: кабардинцы - 53%, русские - 40%, балкарцы - 7%.
Осенью 1992 г. в республике сложилась конфликтная ситуация, когда Съезд балкарского народа провозгласил создание Балкарской Республики, в ответ на что аналогичный съезд кабардинцев провозгласил кабардинскую государственность, при этом поддержав право балкарцев на собственное государство. Народы были готовы разойтись, но после предварительного определения границ возможного разделения, эта идея не получила продолжения. Сам же конфликт обострился, когда Председателя Конфедерации народов Кавказа, заместителя председателя Конгресса Кабардинского Народа Мусу Шанибова пригласили в здание МВД для переговоров и, арестовав там, вывезли из республики. В ответ тысячи людей собрались в Нальчике на площади Ленина и потребовали изменения меры пресечения Шанибову и возвращение в Кабардино-Балкарию. Тогдашний президент В.Коков ввел войска в город, разместил в Доме Правительства ОМОН и группу ``Альфа``. Это еще более обострило ситуацию, и в дальнейшем, несмотря на возвращение Шанибова, митинг потребовал уже отставки тогдашнего президента В.Кокова. Противостояние продлилось 12 дней, и в ходе него в результате стрельбы из Дома правительства погибла женщина и несколько человек получили ранения.
После того, как правительство пошло на переговоры с Конгрессом Кабардинского Народа, противостояние перешло в спокойную фазу, и митинг разошелся. В дальнейшем деятельность Конгресса была насильственно прекращена.
Хотя конфликт происходил между различными группами кабардинцев, он происходил на фоне наметившегося кабардино-балкарского противостояния. В результате в общественном мнении закрепилось опасение повторения событий 1992 г.
(Записано по свидетельству участников событий и журналистов)


III. Информация о выборах Президента КБР

Кабардино-Балкарская Республика (в прошлом - Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика) - это субъект Российской Федерации с президентской формой правления.
Порядок проведения первых выборов Президента был определен законом КБССР ``О выборах Президента КБССР`` от 27.09.91 г., которым было введено ограничение срока пребывания Президента у власти не более двумя сроками (по 5 лет каждый) подряд. Соответствующее положение было закреплено в части 3 статьи 109 Конституции КБССР 1978 г. (с дополнениями).
В соответствии с законом в январе 1992 г. состоялись первые выборы Президента, которым стал Коков В.М.
12 января 1997 г. состоялись очередные выборы президента КБР, которым опять стал Коков В.М.
1 сентября 1992 г., в ходе исполнения Президентом второго срока своих полномочий, парламентом была принята новая редакция Конституции КБР, из которой было изъято положение о запрете занимать пост Президента более двух сроков подряд.
Однако Федеральный Закон от 06.10.99 г. ``Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`` было установлено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более 5 лет и не может избираться на указанную должность более чем на два срока.
В связи с этим Законом КБР ``О поправках к Конституции Кабардино-Балкарской Республики`` от 23.07.01 г. в ст. 79 Конституции КБР было вновь введено ограничение срока пребывания у власти в формулировке: ``Одно и то же лицо не может занимать должность Президента КБР более двух сроков подряд``. При этом ч.2 ст.4 этого же закона определила начало срока исчисления конституционного предела занятия поста главы Президента КБР со дня избрания Президента в 2002 г.
Таким образом, создалась коллизия между различными законодательными актами, различное толкование которых, с одной стороны, дало основание занимавшему пост Президента 2 срока подряд Кокову В.М. претендовать на пост Президента на третий срок, а оппозиции - оспаривать конституционность решения Центральной Избирательной Комиссии (ЦИК) о регистрации его кандидатуры.
Как бы то ни было, выборы стартовали в октябре 2001 г. с выдвижения кандидатур, одной из которой стал Коков В.М.
Выборы проходили по новому закону, принятому парламентом КБР 21 июля 2001 г.


IV. Данные о кандидатах на пост Президента КБР

18 ноября срок регистрации завершился, после чего для участия на выборах были зарегистрированы 8 кандидатов. Решением ЦИК в качестве кандидатов на пост Президента КБР были зарегистрированы следующие лица:
Батыров Мухамед Тучевич - 1948 г.р., кабардинец, кадровый военный, генерал-лейтенант.
Кажаров Альберт Хатуевич - 1965 г.р., кабардинец, член Московской городской коллегии адвокатов.
Коков Валерий Мухамедович - кабардинец, президент КБР в 1992-2002.
Кучуков Исхак Адикович1  - балкарец, адвокат Баксанской юридической консультации
Метов Хасанби Баширович2  - 1947 г.р., кабардинец, председатель правления Каббалкреспотребсоюза.
Мурачаев Руслан Хабирович - 1950 г.р., председатель Федерального Суда Чегемского района.
Хавжоков Борис Хабасович - 1956 г.р., начальник факультета военного обучения Кабардино-Балкарского Государственного Университета.
Юхаев Севи Давидович - тат, бизнесмен.
Пятеро из перечисленных кандидатов - Батыров, Кажаров, Кучуков, Мурачаев, Юхаев объединились в неформальный избирательный блок, противостоящий Кокову и декларирующий общность программ. Несмотря на декларируемое равенство членов блока, чувствовалось лидерство М.Батырова, которое некоторыми из кандидатов признавалось и вслух. ( в дальнейшем для легкости изложения мы будем именовать данный блок батыровским или опозиционным)
Остальные кандидаты фактически объединились на платформе В.Кокова.
Политическая борьба двух блоков фактически велась вокруг следующих стереотипов:
Оппоненты Батырова, имея в виду его профессию и поддержку его кандидатуры со стороны Союза абхазских добровольцев и других деятелей, придерживающихся идеи общности адыгов в 5 субъектах РФ на Северном Кавказе, представляют его в качестве ``второго Джохара Дудаева``; если он придет к власти, русским придется ``делать ноги``; он якобы ``собирается завоевывать Пятигорск и Ставрополь`` . Коков же, по их утверждению, является гарантом этнического мира в многонациональной КБР.
Оппоненты Кокова, в свою очередь, упирают на падение уровня жизни и основных экономических и социальных показателей в течение 10 лет правления Кокова которое по их мнению носит кланово-мафиозный характер. Они таже считают, что мир, сохраняемый лишь благодаря одному человеку, является нестабильным и даже ``опасным``. А мир, по их мнению, сохраняется благодаря не Кокову, а существующей культуре мира и традициям кабардинского и балкарского народов. В качестве контраргумента используется и интернациональный состав ``анти-коковского`` блока: кабардинцы, балкарец, тат.
Кроме того, в заявлениях кандидатов батыровского блока постоянно подчеркивались их приверженность российской государственности и российскому законодательству.
Существенный процент русских избирателей (около 40 %) привел к тому, что почти все кандидаты в президенты в качестве кандидатур в вице-президенты предложили русских (Юхаев в качестве кандидата в вице-президенты предложил женщину-кабардинку).

1Снял свою кандидатуру 9 января 2002 г. из-за ``недостаточного обеспечения демократических избирательных норм и равенства условий для всех кандидатов, а также во имя сохранения спокойствия и межнационального согласия в республике``

2Снял свою кандидатуру 9 января 2002 г.


V. Ход предвыборной кампании

На ход предвыборной кампании оказало заметное влияние практически полное отсутствие традиций опыта альтернативных выборов. Так, в ходе первых выборов 1992 г. альтернативный кандидат, балкарец по национальности, снял свою кандидатуру за несколько дней до выборов. В ходе выборов 1997 г. ЦИК вообще зарегистрировал лишь одного кандидата (В.Кокова).
11 января миссия КФ встретилась с кандидатами в президенты М. Батыровым и Р. Мурачаевым и их сторонниками в предвыборном штабе М.Батырова. Ими было отмечено, что ситуация накануне выборов достаточно накаленная, так как они столкнулись с очень сильным противостоянием в период предвыборной агитации.
Предвыборная кампания, начавшаяся в декабре 2001 г., по заявлениям оппозиции, проходила в неравных условиях. Имеется ввиду использование действующим президентом административных ресурсов. Неоднократное обращение в различные инстанции о чинимых препятствиях, от ЦИК КБР до федеральных структур, никаких результатов не дали.
Уточним, что согласно Закону о выборах президента КБР ``использованием преимуществ должностного или служебного положения`` в контексте предвыборной кампании признается (ст.30, п.5):
привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и избранию; использование помещений, занимаемых государственными органами; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг; бесплатное использование транспортных средств, находящихся в государственной собственности; преимущественный доступ к средствам массовой информации.
Согласно тому же Закону действующий Президент в случае выдвижения своей кандидатуры, в отличие от других кандидатов, не должен прекращать своей служебной деятельности, и в то же время он не должен на период выборов пользоваться преимуществом своего служебного положения (ст.36 Закона).
Однако, согласно информации, представленной батыровским блоком, практически все эти пункты были нарушены как кандидатом В.Коковым, так и его подчиненными.
Кроме того, оппозиция утверждает, что расходы В.Кокова на избирательную кампанию (изготовление наглядной агитации, стоимость эфирного времени, газетной площади, транспортные расходы и пр.) превысили установленный лимит в 100.000 рублей, или примерно $3,300 (ст.45, ч.6 Закона).
По данным, представленным штабом М.Батырова в период избирательной компании ими были отмечены следующие факты нарушения Закона о выборах президента КБР.
Сбор подписей. По словам оппозиционных кандидатов, они встретили препятствия даже на этапе выдвижения ии регистрации в качестве кандидатов. Так, Батыров, длительный период проживающий за пределами КБР, потратил примерно 1,5 месяца на сбор различных справок, не оговоренных избирательным законодательством. Кандидат Юхаев жаловался на сложности с регистрацией и открытием счета в банке.
Для регистрации в качестве кандидата необходимо было собрать 10.000 подписей (ст.33 Закона). В этом тоже были созданы искусственные проблемы.
Так, в жалобе оппозиционных кандидатов на имя Генерального Прокурора РФ утверждается, что учителя школ республики распространяли ложную информацию, что человек, поставивший подпись на листе за одного кандидата, якобы уже не имеет право подписываться за другого кандидата. Кроме того, утверждается, что учителя по указанию директоров школ участвовали в сборе подписей, а в школах ≤1, ≤13, музыкальной школы ≤2 привлекали учеников к сбору подписей на листах. В школе с.Нижний Куркужин Баксанского района администрация школы задействовала 11 учеников в подделке подписей. К сбору подписей подключали и студентов Кабардино-Балкарского Государственного Университета и Кабардино-Балкарской Государственной Сельскохозяйственной Академии .
Одним из нарушений, которое отмечали как оппозиционные кандидаты, так и другие опрошенные нами люди, был сбор паспортов под разными предлогами, происходивший именно в период сбора подписей. Таким образом, человек лишался возможности продемонстрировать свой паспорт лицу, собиравшему подписи, и подтвердить свои паспортные данные и подпись. С другой стороны, органы, собиравшие паспорта, имели возможность манипулировать ими с целью подделки подписей.
Кандидат Батыров отметил также, что его штабом зафиксированы случаи сбора голосов правоохранительными органами, причем якобы ``за Батырова`` на подписных листах Кокова.
В результате опасений, что собранные его группой поддержки 11,5 тыс. подписей будут дисквалифицированы как якобы фиктивные, кандидат Батыров предпочел внести залог в 10.000 рублей. Предпочел прибегнуть к залогу и кандидат Юхаев.
Процесс регистрации того же Юхаева был затянут до последнего дня регистрации (18 ноября).
Встречи с избирателями. Оппозиционные кандидаты заявили, что охватили своими встречами до 80% территории, причем регионы как с кабардинским, так и с балкарским и русским населением. Основные отмеченные ими при этом проблемы - помехи, создаваемые во встречах с населением, которые, по их мнению, облегчались тем, что график этих встреч был заблаговременно представлен кандидатами в ЦИК.
Так, кандидатами Батыровым и Мурачаевым было заявлено, что в сельской местности администрация запугивала потенциальных участников предвыборных собраний оппозиции. Власти с использованием Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД) мешали свободному перемещению автотранспорта оппозиционных кандидатов, подвергая его необоснованным проверкам. Используемый автотранспорт подвергался штрафам и выставлению на штрафную площадку. Сторонниками одного только кандидата М.Батырова был составлен список номеров по меньшей мере 45 автомашин, которые были внесены в компьютер ГИБДД, в связи с чем они часто подвергались задержаниям и штрафам.
В столице КБР власти не предоставили для встреч избирателей с оппозиционными кандидатами ни одного подходящего помещения. Так, в ответ на просьбу о предоставлении для этой цели кинотеатров директор Госкиновидеопредприятия Министерства Культуры КБР А.Созаева ответила, что ``до середины декабря в помещениях кинотеатров все сеансы заняты мероприятиями с колледжами, вузами, а до конца месяца - со школами. К Новому Году заканчиваем киномарафон ``Республика - без наркотиков!``  Та же А.Созаева 6 ноября разослала циркулярное письмо директорам киносетей и кинотеатров, в котором содержится другое объяснение запрета - напоминание о том, что ``проведение политических мероприятий в зданиях кинотеатров без ведома администраций городов и районов строго запрещено. Проведение встреч с кандидатами в депутаты любого уровня должно быть согласовано с избиркомами городов и районов республики. Несоблюдение вышеуказанного влечет за собой персональную ответственность директоров кинотеатров и киносетей вплоть до освобождения от занимаемой должности``.
Оппозиция пыталась воспользоваться п.42 Закона и провести 6 января митинг на пл.Абхазии в г.Нальчик. Однако администрация отказалась удовлетворить заявку, сославшись на ее якобы неправильное оформление. Митинг был отменен организаторами, но ввиду отсутствия доступа к радио и телевидению, много людей все же попытались пройти на площадь. Однако проезд к площади был заблокирован милицией, на самой площади был сосредоточен полк ППСМ с техникой, пожарными автомашинами и служебными собаками. Из г.Баксан в Нальчик 6 января не выехал ни один рейсовый автобус, а на выезде из района были установлены усиленные посты ГИБДД.
Наглядная агитация. В центре Нальчика нам не удалось увидеть никаких других агитационных плакатов и листовок, кроме выпущенных командой В.Кокова. Они в основном были расклеены в государственных учреждениях.
В республике общеизвестна история с рекламными щитами ``Коков - наш президент``, которые были установлены на трех автостоянках г.Нальчика за месяц до установленного срока и так и не были убраны. Избирательная комиссия КБР, усмотрев в этом нарушение закона, поручила председателю территориальной Нальчикской городской избирательной комиссии Ф.Шомахову провести расследование. Он определил виновника и обратился к главе администрации г.Нальчика Х.Бердову.  Однако плакаты, вызвавшие негодование оппозиции, так и не были сняты. Первый заместитель прокурора КБР Р.Кульбаев по этому поводу заметил, что, ``во-первых, это не агитационный, а информационный плакат. Во-вторых, в данном тексте лишь содержится констатация факта. Кто осмелится со мной поспорить, убедить меня в том, что В.Коков не наш Президент?``  Подобная ситуация привела к тому, что и в других населенных пунктах КБР появились аналогичные плакаты.
Оппозиция отмечала, что 28 декабря 2001 г. на общем построении полка патрульно-постовой службы МВД КБР его командир полковник Н.Дышеков приказал личному составу задерживать и доставлять в ОВД людей, которые занимаются распространением агитационных листовок и плакатов оппозиционных кандидатов.
Освещение выборов в СМИ. Ситуация с освещением предвыборной кампании в прессе представляется оппозицией как ``информационная блокада``, имея в виду то, что предвыборная борьба в КБР не находит адекватного отражения ни в (официальной) республиканской, ни в федеральной прессе .  Одним из показательных примеров, может служить тот факт, что выходящая в Нальчике формально независимая региональная газета ``Северный Кавказ`` в номере за 9 января поместила материал о выборах в Адыгее и Северной Осетии, но полностью проигнорировала выборы в республике, где расположена ее редакция.
Тем не менее, в период всей предвыборной кампании тиражом 15.000 экземпляров ежемесячно выходила близкая к оппозиционному блоку газета ``Адыгэ Хэку``. Материалы оппозиции печатались также в независимых газетах ``Городок`` и ``Газета Юга``.
``Адыгэ Хэку`` и ``Городок`` в период выборов подверглись давлению властей. Первая из них получила предупреждение Избирательной Комиссии КБР за публикацию интервью с М.Батыровым, расцененное как предвыборная агитация (оно было опубликовано до начала предвыборной кампании). Затем на газету было возбуждено гражданское дело с требованием крупного иска, в результате чего ее имущество должно было быть описано, а газета - прекратить существование.  Однако решение Нальчикского городского суда 3 декабря 2001 г. было оспорено редакцией, и заседание Верховного Суда отложено до периода после выборов. ``Городок`` был закрыт 30 декабря, а его имущество и тираж газеты были описаны по решению Прохладненского суда. Официальной причиной закрытия газеты послужили выявленные прокуратурой несоответствия в уставе редакции.
Официальная газета ``Кабардино-Балкарская правда`` выходит тиражом более 16000 экземпляров, однако, в отличие от про-оппозиционной ``Адыгэ Хэку``, ежедневно. Соответственно, ее тираж за время предвыборной кампании в десятки раз превысил суммарный тираж ``Адыгэ Хэку`` в ноябре-январе. По мнению всех респондентов, она фактически превратилась в орган завуалированной агитации за кандидата В.Кокова, размещая в ней статьи, восхваляющие президента, который на это время (согласно Закону) не ушел в отпуск и продолжал свою государственную деятельность. За несколько дней до выборов там были опубликованы и короткие материалы с платформами как В.Кокова, так и оппозиционных ему кандидатов.  
Намного хуже обстояли дела с использованием самых популярных средств массовой информации (СМИ) - телевидения и радио. Кандидату в Президенты М.Батырову, например, заместитель председателя ГТРК ``Каббалктелерадио`` К.Макитов в ответ на просьбу о предоставлении бесплатного эфирного времени ответил отказом. Официальной причиной было то, что телерадиокомпания финансируется из федерального бюджета.  
В то же время материалы о деятельности В.Кокова (фактически замаскированная реклама кандидата) передавались ГТРК ежедневно. К президентским выборам были приурочены открытия многих культурных учреждений, на открытии которых выступал сам В.Коков. Также демонстрировались старые съемки, которые должны были свидетельствовать о влиянии и заслугах Кокова в предшествующий период его президентства.
Миссия была свидетелем первой и единственной за весь предвыборный период съемки оппозиционных кандидатов государственным телевидением во время пресс-конференции 11 января. Это происходило одновременно с приездом в штаб Батырова съемочной группы НТВ во главе с директоров Северо-кавказского бюро НТВ Дмитрием Писаренко. До этого, по словам оппозиционных кандидатов М.Батырова и Р.Мурачаева, государственное телевидение игнорировало их приглашения.
Существующее в КБР Общественное Телевидение предоставило эфир некоторым кандидатам, однако, как сообщили в предвыборном штабе В.Кокова, ведущие кандидаты от оппозиции ``опоздали`` на жеребьевку. В результате эфир был предоставлен В.Кокову, двум поддерживающим его кандидатам и относительно малоизвестному кандидату от оппозиции Кажарову. (Со слов члена штаба В.Кокова, директора Общественного телевидения Ворокова)
За день до выборов в СМИ, как и положено, агитация за кандидатов в СМИ прекратилась.
Вовлеченность правоохранительных органов. Опрошенные нами оппозиционные кандидаты, журналисты и представители неправительственных организаций отмечали активную вовлеченность в предвыборную кампанию правоохранительных органов, в первую очередь милиции. По словам кандидата Батырова, КБР превратилась в ``полицейскую республику``, так как на ее небольшое население приходится 13,5 тыс. сотрудников правоохранительных и фискальных органов. Из них всего 1,660 оплачиваются из федерального бюджета.
Помимо уже отмеченных выше случаев вмешательства милиции в предвыборную кампанию, оппозиционные кандидаты отмечали кратковременные задержания и административные аресты их сторонников с целью запугивания.
В ``Адыгэ Хэку`` были опубликованы факсимильные тексты рапортов сотрудников милиции своему начальству о том, что ими была проведена агитация среди своих родственников. Копии заявлений были предоставлены и миссии КФ. На период пребывания миссии в КБР лишь один из четырех якобы написавших рапорт официально опроверг в официозе эту публикацию, однако без приведения образца своего почерка.
На период выборов приказом по Министерству внутренних дел КБР создан временный оперативный штаб и рабочий аппарат по подготовке и проведению выборов во главе с министром Хачимом Шогеновым. В задачу штаба входят охрана помещений для голосования, а также обеспечение ``мер по беспрепятственному и свободному осуществлению своих конституционных прав``. Предусмотрены и ``мощные резервы для решения внезапно возникающих задач.  Оппозиционные депутаты поделились с нами своим опасением, что силы правопорядка будут использованы для того, чтобы под искусственными предлогами не допустить на избирательные участки представителей оппозиции (членов комиссий и наблюдателей).
(Как показали дальнейшие события, эти опасения были не напрасны, в чем смогли убедиться также и представители КФ).
Давление на кандидатов, сторонников и родственников. Нам довелось услышать от оппозиционных кандидатов и членов их избирательных штабов информацию о давлении со стороны правительственных лиц. Так, кандидат М.Батыров заявил нам о том, что после выдвижении его кандидатуры уволили его сына, работавшего в 6-м отделе МВД КБР, а также некоторых родственников.
Накануне выборов на пресс-конференции оппозиционных кандидатов было сообщено о том, что один из членов блока, единственный балкарец Кучуков снял 9 января свою кандидатуру из-за ``недостаточного обеспечения демократических избирательных норм и равенства условий для всех кандидатов, а также во имя сохранения спокойствия и межнационального согласия в республике``.  По неофициальной версии оппозиции, он был вызван в прокуратуру, где ему пригрозили пистолетом и заявили, что убьют его и родственников, если он не снимет свою кандидатуру. Были жалобы на угрозы и давление и со стороны кандидата в президенты Юхаева.
Досрочное голосование. Начиная с 10 января, власти начали т.н. ``досрочное голосование``. При этом лица, которые планировали быть вне места постоянного проживания в день выборов, могли взять открепительный лист и проголосовать еще до официальной даты голосования. Их бюллетени запечатывались в конверты, которые были вскрыты в день голосования и подсчитаны. В основном это касалось студентов, военных, но в принципе, и других категорий лиц: бизнесменов, командированных и т.д.
Голосование вне контроля полного состава комиссий и наблюдателей, по мнению ряда опрошенных, могло привести к нарушению тайны голосования и другим незаконным манипуляциям голосами избирателей.
Предвыборная борьба после выборов? Начиная с 11 января миссия КФ пыталась выяснить также координаты штаба кандидата в президенты Кокова. В ЦИК КБР мы могли дозвониться только до секретаря, которая сказала, что не располагает такими данными. 12 января мы позвонили по телефону, который был указан в рекламном плакате Кокова из числа расклеенных на улице. По этому телефону нам ответил сотрудник Президентского Аппарата, который сообщил, что он к выборам никакого отношения не имеет, но передаст нашу просьбу о встрече членам штаба.
Утром 13 января с нами связался член предвыборного штаба В.Кокова директор независимого общественного телевидения НОТР ``Нальчик`` Владимир Вороков. Он ответил на интересующие нас вопросы по телефону, подчеркнув, что готов к личной встрече в любое время. Он заявил, что позиция штаба Кокова - не ввязываться в предвыборные баталии, не реагировать на выпады оппозиции, вести честную борьбу. Вороков привел непосредственные слова Кокова, который заявил, что приветствует альтернативность выборов и будет готов поздравить любого кандидата, за которого проголосует народ.  
На вопрос о том, имеются ли у них претензии к кандидатам батыровского блока по каким-либо нарушениям Закона о выборах с их стороны, Вороков заметил, что претензии имеются, но они не считают нужным давать им ход в период выборов, и будут разбираться со всеми случаями уже после того, как пройдут выборы. Было отмечено, в частности, что оппозиция использует в предвыборной борьбе ``грязные технологии``, очерняет Кокова и его сторонников, используя необоснованные аргументы, и он лично подаст в суд на газету ``Адыге-Хэку`` за подобного рода публикации. Он отметил, что альтернативность - это нормально, и приветствуется Коковым, но это не означает, что остальные кандидаты могут себе позволять необоснованные или заведомо ложные заявления. (сн.19)
.
В.Вороков подчеркнул, что можно принять лишь конструктивную критику, и конечно, от ошибок никто не застрахован, проблемы есть, и они решаются.
(Миссией КФ было обнаружено выступление заместителя прокурора КБР в официальной прессе, где говорилось о том, что Избирательная Комиссия КБР учла критику состава местных комиссий в Чегемском районе и исправила недостатки в этой области.  Однако большая часть критики со стороны оппозиции отметалась как ``неконструктивная``, ``грязные технологии`` или же вообще игнорировалась).


VI. Выборы 13 января 2002 года

Миссия Кавказского Форума в течение дня побывала на 5 избирательных участках. В период с 13.30 до 18.00 часов 13 января миссия побывала в селах Дугулубгей (≤142), Псыхурей (≤147), Кызбурун-1 (≤144) Баксанского района, селе Крем-Константиновском (≤152) Прохладненского района и на участке ≤45 г.Нальчика. Нашей целью были встречи с председателями избирательных участковых комиссий и наблюдателями от кандидатов в президенты, сбор их мнений относительно хода выборов, визуальное наблюдение за ходом голосования. Выбор именно этих участков был обусловлен этническим составом населения этих мест, а в первых двух случаях - тем, что участки располагались в родных селах основных кандидатов.
Миссия не имела никаких препятствий в доступе на избирательные участки. После предъявления журналистских удостоверений мы имели возможность беседовать как с председателями комиссий, так и с наблюдателями от кандидатов.
Правда, в отношении к нам чувствовалась некоторая напряженность, вполне объяснимая на фоне полного отсутствия независимых иностранных наблюдателей. Так, на одном из участков председатель участковой избирательной комиссии записал наши данные, а на другом участке милиция сопровождала нас до автомобиля и записала номера машины, на которой мы приехали.
Согласно законодательству, каждый из кандидатов имеет право на выдвижение на каждый участок по 1 члену комиссии с совещательным голосом и по 2 наблюдателя. .
Однако на практике не каждый из кандидатов воспользовался этой возможностью. Так, на 4 из 5 участков, на которых мы побывали, были наблюдатели лишь от 3 кандидатов: Кокова, Батырова и Мурачаева, и только на одном участке был также представитель от Кажарова.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев наша беседа с наблюдателями проходила в присутствии или председателя комиссии, или одновременно наблюдателей обоих сторон, чтобы оперативно оценивать разницу восприятия ими конфликтных ситуаций.
На территории голосования всех посещенных нами участков, за исключением участка ≤142 (родное село В.Кокова), присутствовали сотрудники правоохранительных органов (см.фото). Они находились в помещении для голосования, и в большинстве случаев непосредственно сидели рядом с урной для бюллетеней. Это противоречит ``Закону о выборах президента КБР``, ст.18 п.1, п.4, где перечисляются лица, которые имеют право присутствовать на избирательном участке в день голосования, и не указаны представители правоохранительных органов.
На наш вопрос к председателям избиркомов о причинах присутствия милиции на участках, они отвечали, что это вызвано необходимостью охраны общественного порядка, предотвращения возможных террористических актов и т.п. Отметим, что находившиеся на этом якобы ``законном`` основании милиционеры предпочитали избегать фотосъемок, а в одном случае после наших распросов и вовсе почти все спешно покинули участок.
Все, с кем мы беседовали, отмечали высокую активность населения, особенно в первой половине дня. Так, на участке ≤142 на 14.00 официально проголосовало 50% избирателей, на участке ≤147 на 16.00 - 60%, на участке ≤152 на 16.00 - 45%, на участке ≤144 на 16.00 - 65%, на участке ≤45 на 18.00 - 65%. Всего же, по официальным данным, в голосовании приняло участие 432,119 тыс. человек, или 85,87% избирателей.
Правда, эти цифры впоследствии оспаривались оппозицией, как завышенные, на основании данных визуального подсчета ее наблюдателями пришедших избирателей. Однако и эти наблюдатели отмечали, что уровень активности избирателей был намного выше, чем во время двух предыдущих выборов.
На наши вопросы относительно основных нарушений, практически всеми наблюдателями от Батырова и Мурачаева был отмечен факт нарушения визуального контроля за урной для голосования при сбрасывании бюллетеней избирателями. По их словам, после сделанного на этот счет замечания, комиссиями были созданы необходимые условия.
На участке ≤152 наблюдатель от Кокова, Олег Жуков, высказал некоторое недовольство в адрес наблюдателя от Батырова, заявив, что тот нагнетает обстановку, провоцирует скандал, проверяет паспорта избирателей. На это наблюдатель от Мурачаева, Мухамед Кацибаев, ответил, что подобная реакция с их стороны была вызвана нарушением визуального осмотра урны для голосования, им пришлось вызвать представителя ЦИК. В результате его визита, требования наблюдателей от Батырова и Мурачаева были выполнены.
На участке ≤45 наблюдатель от Батырова, Султан Пшейсугов, заявил, что к его приходу на участок урна для голосования была уже опечатана.
(Помимо интервьюирования наблюдателей в период голосования, миссией КФ был проведен их опрос уже после завершения голосования, а также в последующие дни, а также анализ представленных актов о нарушениях).
После посещения избирательных участков миссия Кавказского Форума встретилась с представителями предвыборного штаба Валерия Кокова, в частности состоялась беседа с Владимиром Вороковым, директором независимого общественного телевидения НОТР ``Нальчик``. По сведениям штаба на 18.00 по всей республике проголосовало 76,6% избирателей. Никаких нарушений на этот час наблюдателями Кокова не зафиксировано. По словам Ворокова, из ЦИК также пока не поступало сведений о нарушениях.
На вопрос о том, почему на избирательных участках находятся представителями правоохранительных органов, Владимир Вороков ответил, что это вызвано общей ситуацией на Кавказе, когда вероятна возможность террористических актов или других провокаций в местах большого скопления людей, и это единственная причина, по которой милиция призвана на избирательные участки.
Он подчеркнул открытость их предвыборного штаба и готовность к диалогу и консультациям по всем вопросам.
К 20.00 (час фактического окончания выборов) миссия Кавказского Форума приехала в предвыборный штаб Мухамеда Батырова. Из беседы с представителями штаба выяснилось, что в течение всего дня в штаб поступали заявления от наблюдателей о нарушениях в ходе голосования. В 20.30 с некоторых участков в штаб стала поступать информация о результатах голосования и нарушениях при вскрытии урн для голосования и подсчете голосов.
В результате отмеченных и собранных миссией показаний наблюдателей, а также на основании отчета о нарушениях в ходе выбров штаба Мухамеда Батырова и других кандидатов в президенты можно предварительно выделить следующие виды массовых нарушений:

А. Административное давление
- Присутствие на избирательных участках представителей местных администраций, их вмешательство в ход голосования.
Например, на участок ≤297 в с.Шалушка в 16.50 прибыл глава администрации Чегемского района М.Мамбетов в сопровождении большого количества людей, стал угрожать расправой члену комиссии с правом совещательного голоса Х.Каширгову, между ними началась потасовка, длившаяся около 10 минут. В это время заместители Мамбетова Пеков и Алакаева сбросили в урну для голосования несколько пачек бюллетеней. На избирательном участке ≤155 глава администрации поселка Залукокаже А.Барагунов не позволил наблюдателям сопровождать переносную урну для голосования. Вмешательство администраций в ход голосования зафиксировано также на участках ≤≤ 26, 152, 292, 297, а также на некоторых участках со стороны главы администрации Прохладненского района Виктора Пунаржи.
- Присутствие представителей правоохранительных органов практически на всех избирательных участках и их вмешательство в ход голосования и работу наблюдателей
- Принудительное удаление при помощи силы или угроз наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса от кандидатов в президенты Батырова и Мурачаева
Это часто происходило при непосредственном участии представителей правоохранительных органов. На избирательном участке ≤154 с его территории была удалена Кушхова Тамара, наблюдатель от кандидата в президенты Мурачаева; на участке ≤198 был удален член комиссии от кандидата в президенты Мурачаева Тагир Котенахов. На одном из участков участковый инспектор М.Пшихачев вывел с территории избирательного участка наблюдателя Афашагова, который был доставлен в наручниках в Баксанский РОВД, а затем в Пятигорск, откуда смог вернуться на свой участок только к 20.00. На участках ≤≤ 154, 155 наблюдатели от кандидата в президенты М. Батырова были выставлены с территории избирательного участка сотрудниками милиции при попытке предотвратить сброс в урну для голосования неустановленными людьми большого количества бюллетеней. На участке ≤14 заместитель начальника ОВД полковник Юрий Тлехугов с группой милиционеров выдворил с территории избирательного участка наблюдателей от Батырова, пытавшихся остановить массовый сброс бюллетеней в урны для голосования. Такие случаи были также зафиксированы на участках ≤≤ 14, 90, 94, 145, 151, 155, 208, 211, 259, 292, 295 и др.
- Угрозы физической расправой наблюдателям батыровского блока.
На участке ≤257 двое наблюдателей отказались от своих полномочий за день до выборов под угрозой расправы со стороны администрации района. Один из них был заменен Ритой Умовой, но и нового человека стали запугивать, прислав к ней домой группу парней спортивного телосложения, которые угрожали ее мужу и сыну физической расправой. Наблюдателю от Батырова, Батыровой Людмиле, после того, как милиция при поощрении со стороны главы администрации Мамбетова насильно выдворила ее с избирательного участка, неизвестные ей люди в штатском угрожали расправой, а заместитель председателя избирательной комиссии Залим Гучаев открыто заявил, что расправится с ней по завершении выборов. При составлении акта о нарушении на участке ≤151 наблюдателем Е.Дышековой, участковый инспектор милиции Пшихачев угрожал ей заключением в КПЗ. Такие случаи зафиксированы на участках ≤≤ 292 и 297.
- Давление на избирателей.
На участке ≤50 преподаватель Ю.Кимов ставил студентам зачеты при условии их голосования в пользу Кокова. На участке ≤2 во время голосования военных, офицер указывал, какого из кандидатов отмечать в бюллетене.
- Создание проблем с выдачей удостоверений или других документов членам комиссий и наблюдателям от кандидатов батыровского блока.

Б. Процедурные нарушения
- Опечатывание урн до прихода наблюдателей от батыровского блока Такие случаи зафиксированы, в частности, в г.Прохладный и селах Прохладненского района, Солдатском, Карагаче, Учебном и др. Со слов наблюдателя зафиксирован миссией форума на уч.45 г.Нальчика. Кандидат в вице-президенты Лариса Чайка отметила, что в некоторых местах председатели участковых комиссий не признавали мандатов пришедших на участки наблюдателей, даже заверенных печатями, вплоть до вмешательства вышестоящей комиссии, что воспрепятствовало доступу наблюдателей на участки ранним утром, когда опечатывались урны. По мнению оппозиции, уже в этот момент в урны могли быть помещены заранее подготовленные бюллетени.
- Нарушение визуальности контроля урны для голосования.
Например, наблюдателей размещали слишком далеко от урны или даже в соседней комнате, или же так, что при наплыве людей толпа заслоняла наблюдателем обзор урны. Отмечено миссией КФ на некоторых посещенных ею участках. Такие нарушения зафиксированы наблюдателями от Батырова и Мурачаева практически на всех избирательных участках. Оппозиция небезосновательно полагала, что нарушение визуальности урны могло быть использовано для сброса голосующими многих бюллетей вместо одного.
- Нарушения в досрочном голосовании.
В частности, 11 января на участке ≤122 было проведено досрочное голосование военнослужащих. В списках было на 1000 человек больше, чем в действительности. После поднятого оппозицией шума выяснилось, что досрочно должны были проголосовать всего 22 человека. Оппозиция полагала, что зависимость ряда категорий лиц (студентов, военных, заключенных, сельскохозяйственных рабочих) от администрации в ходе досрочного голосования привела к заказному голосованию за В.Кокова.
- Нарушения при вывозе переносной урны для голосования
На некоторых участках наблюдателям было отказано в сопровождении переносной урны, используемой для голосования больных и стариков (например, на участке ≤155). В некоторых случаях выезд с урной для голосования в нарушение закона осуществлялся на основании не письменного, а устного заявления граждан, а письменное заявление составлялось уже на месте. На участке ≤45 миссия КФ была свидетелем того, как член комиссии и наблюдатель доставили переносную урну, сообщив, что 3 человека, якобы позвонивших в комиссию, вообще отказались их впустить.
- Нарушения в составлении списков избирателей, составление списков непосредственно на избирательном участке членами избиркома.
- Наличие бюллетеней для голосования, от нескольких штук до нескольких десятков и сотен, у посторонних лиц
Целые пачки таких бюллетеней были продемонстрированы миссии КФ в предвыборном штабе Батырова. Так, на избирательном участке ≤125 в 10.25 член избирательной комиссии с правом избирательного голоса А.Шогенцуков изъял у неустановленного лица 45 бюллетеней для голосования, заверенных печатью избирательной комиссии ≤125, которые были подписаны двумя членами избирательной комиссии и отмечены в пользу кандидата в президенты Кокова. Такие случаи носили массовый характер и были заактированы оппозицией также на участках ≤≤ 116, 124, 131, 141, 150, 219, 231, 256 и др. По словам наблюдателей, сотрудники МВД КБР к задержанию лиц, совершающих эти противоправные действия, никаких мер не предпринимали. Необходимо также отметить, что утечка многих бюллетеней произошла до 9 января, когда они еще не раздавались по участкам. На многих бюллетенях, изъятых наблюдателями у различных лиц, не были вычеркнуты кандидаты в президенты Кучуков и Метов, снявшие свои кандидатуры 9 января.
- Голосование некоторых избирателей по двум и более паспортам.
При этом председатели комиссий не реагировали на замечания наблюдателей. На избирательном участке ≤205 один избиратель с тремя паспортами проголосовал за троих. Такие случаи были зафиксированы наблюдателями также на участках ≤≤40, 50.
- Выдача нескольких бюллетеней для голосования одному лицу, повторное голосование одним и тем же избирателем.
На избирательном участке ≤205 все члены избирательной комиссии выдавали в одни руки по несколько бюллетеней; на избирательном участке ≤40 Созаеву Аслану был повторно выдан бюллетень для голосования, и он проголосовал второй раз. Подобные нарушения были зафиксированы на участках ≤≤ 43, 94, 95, 120, 121, 167, 206, 211, 228, 290 и др.
- Вбрасывание в урну для голосования большого количества бюллетеней разными лицами.
Это производилось как обычными избирателями, так и членами избирательных комиссий, иногда при непосредственном участии представителей местных администраций, правоохранительных органов и даже самих комиссий. Так, на избирательном участке ≤116 зафиксирован случай, когда в урну несколько бюллетеней сбросила секретарь участковой комиссии Зубкова Л.П.. Такие случаи носили массовый харатер и были актированы также на участках ≤≤ 119, 120, 122, 130, 131, 297, 127, 121, 252, 275, 290, 291, 294 и многих др.
- Недопущение наблюдателей и членов комиссий от батыровского блока к подсчету голосов или нарушение визуального осмотра во время вскрытия урны для голосования и подсчета голосов.
За редкими исключениями, наблюдателей удаляли от столов, где подсчитывались голоса, на такое расстояние, чтобы они не могли контролировать количество и содержание бюллетеней.
- Вскрытие урн до погашения неиспользованных бюллетеней
При отсутствии визуального
- Отказ выдавать копии протокола представителям батыровского блока

В результате подобного рода манипуляций комиссии, администрации и частных лиц разница между числом реально проголосовавших избирателей и количеством бюллетеней при подсчете голосов на различных участках, по отчетам наблюдателей, составила от 32 до 900 бюллетеней. Это нарушение зафиксировано на участках, где наблюдатели постоянно вели визуальный подсчет избирателей и имели возможность наблюдать за подсчетом голосов: ≤≤ 4, 7, 15, 16, 21, 26, 40, 50, 65, 70, 86, 95, 105, 109, 120, 141, 158, 164, 205, 207, 218, 275, 299 и др..

Все перечисленные виды нарушений классифицированы миссией Форума. Некоторые случаи нарушений были зафиксированы непосредственно при посещении участков представителями миссии Кавказского Форума. В условиях, когда наблюдатели от В.Кокова и союзных с ним кандидатов не фиксировали никаких нарушений, а избирательный штаб В.Кокова не предавал гласности якобы применявшиеся оппозицией ``грязные технологии``, основным источником дополнительной информации явились личные беседы с наблюдателями, прибывающими после окончания выборов в штаб Батырова, а также материалы, официально опубликованные в Отчете о нарушениях Закона ``О выборах Президента КБР``, подготовленном штабом Батырова и переданным в Центральную Избирательную Комиссию КБР и РФ.


VII. Ситуация после выборов 14-16 января

В день выборов до поздней ночи к избирательному штабу Батырова со всей республики съезжались его сторонники, наблюдатели, а также представители других кандидатов в президенты. К ночи у штаба собралось сотни людей, возмущенных теми нарушениями, с которыми они столкнулись на своих избирательных участках. Создалась достаточно напряженная ситуация.
В силу того, что всех людей принять в тот же день было невозможно, их попросили прийти на следующий день. 14 января с раннего утра к штабу снова стали подъезжать люди. Тем временем на территорию вокруг штаба прибыли представители правоохранительных органов, патрульные милицейские машины. К 12 часам дня на площадь Абхазии были доставлены десятки милиционеров, множество милицейских машин и пустых автобусов, что непосредственно наблюдали представители КФ. Какого-либо объяснения на этот счет получить не удалось, хотя говорили, что основанием для беспокойства властей послужил слух, что оппозиция якобы запланировала на 14.00 общереспубликанский митинг на этой площади, где 6 января уже предпринималась такая попытка.
К 15 часам в штабе Батырова мы были свидетелями прихода представителей правоохранительных органов. Они объяснили свой визит опасением возможности противоправных действий со стороны сторонников Батырова и обратились к нему и другому кандидату - Мурачаеву с просьбой не нарушать общественный порядок.
В числе представителей МВД, как выяснилось позже, находился подполковник МВД, заместитель начальника ГИБДД КБР Виктор Шхагапсуев. Он был в штатском, но его узнал один из сторонников Батырова, который в присутствии большого количества людей бросил ему какие-то обвинения на кабардинском языке. Возникла конфликтная ситуация, которую присутствующим удалось разрешить. Кстати, 15 января этот человек был задержан органами МВД и препровожден в участок, но вскоре был отпущен.
Батыров пообещал представителям МВД, что не допустит эксцессов и отвечает за своих людей. Весь этот и последующий день, по нашим данным, штаб Батырова занимался сбором документов о нарушениях, их анализом и подготовкой для передачи в ЦИК КБР и РФ.
15 января в штабе также наблюдалось большое скопление людей. На этот раз штаб посетили представители прокуратуры республики. Один из них, Расул Башиев, согласился ответить на вопросы представителя КФ. Он сообщил, что их приход в штаб Батырова вызван сигналом о возможных противоправных действиях со стороны сторонников Батырова. На вопрос о том, были ли отмечены какие-либо правонарушения сторонниками Батырова до настоящего момента и происходит ли что-либо противоправное в настоящее время, он ответил отрицательно.
На просьбу объяснить присутствие представителей правоохранительных органов на избирательных участках в день голосования, Башиев заявил, что милиция всегда присутствует на выборах с целью охраны общественного порядка. На возражение относительно отсутствия в Законе о выборах данного пункта и вопросе о возможном существовании какого-то специального распоряжения на этот счет, сотрудник прокуратуры сказал, что ему о каких-либо специальных распоряжениях ничего неизвестно. По вопросу относительно того, поступали ли в прокуратуру в день выборов жалобы о вмешательстве сотрудников МВД в ход голосования, Башиев заявил, что никаких жалоб не поступало.
Вечером 15 января Батыров распустил своих сторонников на неопределенный срок, заявив, что будет законным путем добиваться признания фальсификации итогов голосования и отмены результатов выборов президента КБР.


VIII. Оценка выборов и ситуации местными экспертами

К сожалению, за недостатком времени, миссия КФ не смогла опросить всех экспертов, с кем были намечены встречи. Тем не менее, нам удалось побеседовать с представителями СМИ, политиком, ученым, а также с одним из бывших лидеров балкарского национального движения.

СМИ (из соображений безопасности журналистов, согласившихся с нами побеседовать, мы не указываем их имена).
На взгляд представителей СМИ, итоги состоявшихся выборов были предрешены. Обосновывая данное мнение, журналисты отметили несколько факторов:
- сама существующая политическая система в КБР делает невозможной смену власти путем демократических выборов;
Журналисты подтвердили, что в период предвыборной кампании Батырову создавались препятствия, и административный ресурс был задействован настолько, насколько это возможно.
- реальным фактором обшщественно-политической ситуации является вера многих людей в незаменимость Кокова и сохранение стабильности только при его правлении;
- оппозиции помешал недостаток информации о Батырове, так как до последнего года он практически проживал за пределами КБР;
По поводу позиции СМИ в предвыборный период, журналисты сообщили, что вышестоящими инстанциями были даны устные распоряжения игнорировать оппозицию.
- Давление на сознание людей стереотипа относительно того, что генерал может быть только радикалом и националистом.
При этом было подчеркнуто, что этот стереотип был, конечно, искусственно создан, но, по их мнению, некоторые высказывания и самого Батырова этот стереотип подкрепили.

Относительно наличия фактора конфликтогенности в данной ситуации и возможного развития конфликта журналисты сошлись во мнении, что вряд ли стоит ожидать какого-либо обострения ситуации. На их взгляд, оппозиция не пойдет путем насильственного свержения власти, потому что это в любом случае ни к чему не приведет.
На их взгляд, этнический мир в республике сохраняется не благодаря кому-то, а в силу тех мирных традиций и культуры мира, которую имеют народы, проживающие на территории КБР. Также, они убеждены, что в их республике этнический мир никогда не был под угрозой, и кризис, возникший в 1992 г., имел больше социально-экономический контекст, и только позже ему придали вид этнического. Тем более, что сам Валерий Коков был одним из тех, кто поддержал создание Конгресса кабардинского народа, т.е. ``сепаратистом``, в нынешних терминах.
Нас также интересовал вопрос, насколько вероятно политическое или иное преследование людей, выступавших сторонниками оппозиционных кандидатов. Был дан достаточно лаконичный ответ: ``Кандидаты уедут, сторонников будут преследовать``.


Один из бывших лидеров Балкарского национального движения (фамилии не назвал)

``Балкарцы игнорировали выборы, и всегда будут игнорировать, потому что ни один президент-кабардинец не заинтересован защищать наши национальные интересы. Если нас в республике меньшинство, это не означает, что балкарец не может быть президентом. Нас не устраивает, что нам достается только должность премьер-министра, тем более, что любой президент-кабардинец выбирает только послушного балкарца на эту должность. Кабардинцы живут хорошо, а балкарцы плохо, наших ребят ни за что сажают в тюрьму, не дают нам развиваться``.
(На замечание о том, что, может быть, далеко не все кабардинцы живут хорошо, и страдают в правовом и социально-экономическом отношении также как все другие жители республики, собеседник выразил мнение, что если мы сомневаемся в его словах, то значит подкуплены кабардинцами).
``Кабардинцы отняли нашу землю и должны ее вернуть. Сейчас не наше время, но наше время придет, и мы вернем наши земли. А их выборы нас не касаются. Зачем создавались гибридные республики?! Кто за это ответит?! Кабардинцы и осетины разорвали наш эпос на части, а Нартский эпос - это наш эпос, у нас каждый мальчик знает, что он - алан, а осетины самозванцы. Война рано или поздно все равно будет, мы дождемся подходящего момента``.
(Возможно, данное мнение покажется чересчур радикальным, но, наш взгляд, это тоже мнение, и судя по заявлениям нашего собеседника, оно далеко не единичное).

ВИЦЕ-СПИКЕР ПАРЛАМЕНТА КБР
Людмила Михайловна Федченко
На взгляд Людмилы Федченко, предвыборный период действительно содержал конфликтогенный фактор, но только потому, что любые альтернативные выборы - это уже своего рода конфликт. К тому же конфликт имеет как объективные, так и субъективные причины.
Она считает, что во многом конфликтность ситуации стала очевидной из-за использования штабом Батырова в предвыборной борьбе неприемлемых методов, тогда как человек, претендующий на столь высокий государственный пост не должен позволять себе неаргументированных заявлений. Валерий Коков, по мнению, вице-спикера, вел себя достойно, не отвечая на выпады в его адрес.
В качестве объективного фактора г-жа Федченко отметила социально-экономический аспект. Иначе говоря, пока еще на лицо бедность, безработица, жилищные проблемы, низкая заработная плата, всегда будет много недовольных. ``Мы живем в очень сложное время, в период формирования капиталистической системы, и ни один президент не сможет сразу решить все эти вопросы``.
На вопрос, не считает ли г-жа Федченко, что во время предвыборной кампании не были соблюдены те положения Закона, в которых говорится о равных правах кандидатов в президенты в агитации и пропаганде, она ответила, что подобное неравенство заложено в самом Законе, согласно которому действующий президент обязан исполнять свои обязанности в этот период. СМИ также обязаны освещать деятельность Президента. Но во всех этих материалах никакой прямой агитации не было.
Миссия КФ заметила также отсутствие в Законе какого-либо положения о присутствии на избирательных участках представителей правоохранительных органов. Людмила Федченко объяснила, что их присутствие на участках регулируется другими законами.
На наше замечание относительно тех нарушений, которые были зафиксированы наблюдателями от батыровского блока, вице-спикер выразила уверенность, что если эти факты подтвердятся, то, конечно, виновные понесут за это ответственность, но на результаты выборов они повлиять не могу, так как разрыв в голосах очень значительный. Кроме того, выборы могут быть признаны недействительными, если в результате нарушений невозможно определить волеизъявление избирателей, а в данном конкретном случае итоги слишком очевидны.
Мы также поинтересовались относительно прогнозов по дальнейшему развитию событий, и насколько вероятно, что сторонники Батырова могут подвергнуться преследованиям. На взгляд вице-спикера, развития конфликта не будет, жизнь республики войдет в свое русло. Что касается сторонников Батырова, то среди них очень много людей, которые еще с 1992 г. ``мутят воду`` в республике, и если их до сих пор никто не побеспокоил, почему они сейчас должны подвергаться каким-то преследованиям?!


Ученый, сотрудник КБГУ

``На мой взгляд, состоявшиеся выборы вряд ли серьезно повлияют на ситуацию.
В данный исторический момент народ КБР еще не готов к каким-то радикальным решениям, поэтому смена президентов тоже ничего бы не изменила. Очень сильна устоявшаяся система, изменить которую только сменой власти невозможно. Я не думаю, что возможен очевидный политический конфликт в обществе, и тем более его перерастание в этнополитический.
Меня вообще удивляет, зачем сторонникам Кокова нужны были фальсификации, он победил бы и в честной борьбе, пусть не с таким большим перевесом, не с таким высоким процентом, но победил бы. Генерал Батыров очень уважаемый и порядочный человек, но он еще не набрал в КБР тот лимит доверия, который необходим для победы. Народ всегда выбирает того, кого знает, когда знает, что можно ожидать от данного человека, а в отношении Батырова пока очень сильно действуют стереотипы``.


Выводы и рекомендации миссии Кавказского Форума

Наша задача, чтобы данный отчет в той мере, насколько это возможно, дал представление всем заинтересованным лицам и организациям о политической ситуации в КБР. Мы старались оставаться беспристрастными и выслушать все стороны.
В результате у нас сложилось мнение, что осложнение ситуации в КБР в связи с выборами в октябре 2001 - январе 2002 г. целом носило характер столкновения выверенных десятилетиями бюрократических, командно-административных методов управления, преподносимых электорату как гарантия стабильности, и общедемократических идей соревновательности власти и оппозиции. Ввиду пренебрежения демократическими нормами со стороны властей, неопытности оппозиции и неразвитости институтов гражданского общества такие конфликты могут привести к серьезным последствиям. Особенно опасным в этой связи является апеллирование обеих сторон к этническому фактору, что может придать социальным конфликтам этническую окраску. В частности, уязвимым является положение одной из двух титульных наций - балкарцев, которые составляют абсолютное меньшинство электората, и потому пренебрегаются в предвыборных кампаниях.
Для нас очевидно, что Кавказский Форум и другие организации, работающие на Кавказе, должны приложить свои усилия на развитие гражданского общества в этой республике.
Для этого необходимо:
1.Продолжать мониторинг этнополитической ситуации силами наших партнеров по Форуму и Рабочей группе НПО по предотвращению конфликтов.
2. Серьезно усилить ресурс-центр КФ в Нальчике, или открыть офис проекта КФ в Нальчике.
3. Разработать программу создания в КБР независимого журналистского объединения, или развития института независимой прессы
4. Подключить к работе Форума балкарские и русские НПО, содействовать их инициации и развитию, а также сотрудничеству с кабардинскими коллегами.




Док. 140436
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 56


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``