В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Развитие рыночной инфраструктуры Назад
Развитие рыночной инфраструктуры

--------------------------------------------------------------------------------

Развитие рыночной инфраструктуры в Чеченской Республике

--------------------------------------------------------------------------------

К началу широкомасштабной приватизации в Чечне уже не существовало объектов федеральной собственности, т. к. еще в ноябре 1991 г. Парламент Чеченской Республики объявил все имущество, находящееся на территории ЧР, государственной собственностью республики, приняв соответствующее постановление о национализации.

В последующие годы, при Д. Дудаеве, приватизация в промышленности республики всячески тормозилась, тем более что сам Президент ЧР не разделял идеологию частной собственности, считая ее чуждой ментальности вайнахов. Чечня не участвовала в процессе .ваучеризации. 1993 г. В то же время стихийно проходила малая приватизация в сфере торговли, бытовых услуг, административных зданий и т. п. На уровне правительства предприни-мались попытки разграничить объекты республиканской и муниципальной собственности (этим занимался Комитет по управлению народным хозяйством (КОУНХ) во главе с Я. Мамодаевым, 1992 г.), что было вызвано в основном противоборством властей Грозного (мэр Б. Гантамиров) и республиканских властей, но они не увенчались успехом. Мэрия Грозного, опираясь на Закон о местном самоуправлении, пыталась завладеть значительной частью госимущества, находящегося на территории столицы.

Начиная с августа 1996 г. широкие масштабы приняла .дикая., самовольная приватизация. Фактически бесплатно отдельными гражданами, а также вооруженными группами стали захватываться промышленные предприятия, объекты инфраструктуры, нефтяные скважины и т. п., не говоря уже о домах, школах и т. д. Организованные на основе этого незаконно экспроприированного госимущества частные предприятия составили в последующем основу теневого сектора экономики Чечни. Через них и их многочисленные коммерческие структуры, которыми они себя окружили, шло повальное воровство сырья, а также бесплатной электроэнергии, поставлявшейся из России.

В 1997 г. был создан Департамент государственного имущества (ДГИ), который занялся разработкой концепции и долгосрочной программы разгосударствления и приватизации собственности в Чечне. Начали составляться ежегодные программы приватизации. Предполагалось, что приватизация должна быть платной, что вызвало неприятие у большинства населения, разоренного войной и наблюдавшего .дикую. силовую приватизацию. В этой связи ДГИ в 1998 г. не удалось добиться одобрения Закона о приватизации в Парламенте.

В 1999 г. Правительство ЧР, обеспокоенное возможностями пополнения доходов бюджета, совместно с ДГИ инициировало подготовку указа президента о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества (от 3 июня 1999 г.), который предписывал Министерству экономики и ДГИ подготовить реестр всех предприятий Чечни с учетом возможностей их акционирования. На руководителей предприятий возлагались обязанности генеральных директоров и председателей советов директоров акционерных обществ.

Реформы на селе в начале 90-х гг. свелись к реорганизации колхозов и госхозов. В результате начался процесс массовых захватов колхозных и совхозных земель, присвоения техники, хищения инвентаря. Тем не менее в большинстве сельхозрайонов преобладающей осталась коллективная форма собственности. В послевоенный период (с 1996 г.) было разрешено арендовать землю для использования в сельскохозяйственных целях, что при-влекло в агросектор многих безработных горожан. Арендаторы и кооперато-ры заняли свое место в сельхозпроизводстве. По данным Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов ЧР, в Чечне в 1998 г. насчитывалось 1445 фермерских хозяйств, они обрабатывали 36 453 га зем-ли. Больше всего фермеров было в Надтеречном районе . 257. В фермерских хозяйствах содержалось около 10 тыс. голов крупного рогатого скота, 36 тыс. овец.

Современная банковская система в Чечне начала формироваться в мае 1997 г. Подписанные Москвой и Грозным в мае-июне 1997 г. межбанковские соглашения позволили Чечне, оставаясь в зоне действия российского рубля,вести все безналичные расчеты с другими регионами через единый корреспондентский счет Нацбанка республики в Центробанке РФ.

В сентябре 1997 г. были приняты законы .О национальном банке Чеченской Республики., .О банках и банковской деятельности., утвержден Устав Национального банка Ч Р. Помимо Национального банка Чечни в банковскую систему республики вошли 8 коммерческих банков, получивших лицензию на свою деятельность. Кроме того, в республике до конца 1997 г. было открыто 5 расчетно-кассовых центров, 16 отделений Сбербанка Чечни и 136 его филиалов, расположенных во всех городах и в наиболее крупных сельских населенных пунктах. В 1998-1999 гг. велись переговоры об открытии в г. Грозном (с 1998 г. он переименован Парламентом ЧРИ в г. Джохар) филиала Исламского банка.

В соответствии с межбанковским соглашением Национальный банк Чечни не мог открыть счет во Внешэкономбанке РФ, а следовательно, вести расчеты по внешнеторговым операциям. Не был сформирован предусмот-ренный законом Уставный фонд Нацбанка ЧР в размере 50 млн. руб. (деноминированных). По этой причине главное кредитное учреждение республики не выполняло функцию кредитования предприятий и отраслей экономики республики. Главной функцией Банка Чечни стал перевод поступлений из федерального бюджета России на выплату пенсий, пособий, частично . на зарплату бюджетникам. С начала деятельности Нацбанка ЧР (май 1997 г.) и по февраль 1998 г. на его корсчет из Москвы поступило 424 млн. руб. Внутриреспубликанская инкассация составляла в начале 1998 г. 27-30 млн. руб. в месяц. По свидетельству специалистов Нацбанка, возвращение в кассу наличности не превышало 25-30%, а это означало, что наличные (.живые.) деньги вымывались из республики, т. к. собственного производства товаров Чечне практически не было.

Необеспеченность даже ограниченной денежной массы товарным по-крытием внутри Чечни стала главным препятствием на пути введения республиканской валюты . нахара. Чеченские деньги были напечатаны в одной из европейских стран еще в период правления Д. Дудаева. С 1998 г. Чечня, как и все регионы России, перешла на использование деноминированных российских рублей, а нахары так и не были введены. Летом 1999 г. дискуссия о необходимости скорейшего введения в оборот национальной валюты опять возобновилась в связи с острейшей нехваткой денежной массы, требуемой для обслуживания оборотных средств (по расчетам чеченских экономистов . 1,6 млрд. руб.).

В ЧРИ предпринимались попытки выпуска ценных бумаг. В июне 1998 г. Нацбанк Чечни выпустил облигации беспроцентного внутреннего займа со сроком погашения через 10 лет и приступил к размещению их первого выпуска. Облигации имели номинал от 50 до 10 тыс. дол., и приобрести их можно было за рубли по курсу, установленному Нацбанком Чечни. Это были именные ценные бумаги, в них проставлялись фамилия и паспортные данные владельца. В течение срока обращения (10 лет) облигации можно было продать, известив об этом банк-эмитент. Сообщалось, что владельцами облигаций (.масхадовок.) пожелали стать практически все руководители республики, но об итогах размещения займа и привлеченных средствах информации не поступало.

  


Док. 140399
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``