В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Калмыки Назад
Калмыки

--------------------------------------------------------------------------------

Калмыки
Самоназвание . хальмг (по-видимому, от тюркского термина, буквально . ²остаток⌡, обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним калмыки появился с конца 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки). Основное население Калмыкии. Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, небольшие группы в Сибири, Средней Азии, на Кавказе. Численность в Российской Федерации . 166 тысяч человек (1992), в том числе в Калмкии . свыше 146 тысяч. Относятся к центральноазиатской расе большой монголоидной расы, незначительно отличаясь от монголов и бурят. Язык калмыцкий западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 г. на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, т.н. тарокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Верующие . буддисты-ламаисты, часть . православные.

Предки калмыков . ойраты. В начале 17 в. часть ойратских тайшей переселилась в Россию, приняла русское подданство и получила земли для кочевания в низовьях Волги и Урала. Всего к середине 17 в. на этих землях оказалось около 280 тысяч калмыков, включая и другие этнические подразделения ойратов (дербеты, торгуты и др.), сохранявшие свою языковую и хозяйственно-культурную специфику до начала 20 в. В 1771 г. часть калмыцких тайшей, недовольная все усиливавшимся гнетом со стороны правительства России, ушла назад в Джунгарию, уведя с собой около 125 тысяч калмыков. Большая их часть погибла в пути. Калмыки, отколовшиеся и жившие среди казачества на Дону, Урале, Украине, приняли православие. С конца 19 в. в Калмыкии началось развитие капиталистических отношений. В конце 19 в. калмыки консолидировались в единый народ.

В 1920 г. на землях калмыков образована Калмыцкая АО; в 1935 г. преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 г. автономия ликвидирована, калмыки незаконно выселены. В 1957-1958 гг. Калмыцкая АССР была восстановлена, и калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

Основу традиционного хозяйства составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади . их количество зависело от потребностей армии; крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 в. с возникновением стационарных поселков калмыки начали разводить свиней. Рыболовство и земледелие были известны еще ойратам. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгуты и хошуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти 19 в. разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. Были развиты художественные ремесла . вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серег), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков).

Традиционное поселение имело круговую планировку . наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. С начала 19 в. появились стационарные поселки с линейной планировкой. Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка . это юрта монгольского образца. Землянки и полуземлянки . жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. Вход с южной стороны, северная часть . почетная (для гостей, с домашним алтарем); правая сторона жилища . мужская, левая . женская.

Традиционная мужская одежда . приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда . длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Парадный головной убор с красной шелковой кистью (отсюда прозвище калмыков среди соседних народов ²краснокисточные⌡). Женские украшения . серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценные и полудрагоценные камни; у мужчин . серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета.

Основа питания . мясо и молоко. Предпочитаемое мясо . баранина, говядина, менее употребительны конина, верблюжатина, свинина, дичь. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запеченное в закрытой посуде (в прошлом -туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землей, на которой разводился огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты . сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток-чай с молоком, маслом, солью и специями. Мучные изделия . пресные лепешки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста, позднее . заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос ²Джангар⌡, исполняемый сказителями . джангарчи. Сохранялись элементы общемонгольских добуддийских верований (шаманство, культ огня, воды и т. д.). Развивается профессиональная культура.

Литература:
Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. . М., 1985.

Эрдниев У. Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки, 2 изд. . Элиста, 1980.

Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. . Элиста, 1980.

Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. . Элиста, 1980.

²Джангар⌡ и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. . М., 1980.

Культура и быт калмыков (этнографические исследования). . Элиста, 1977.

Ашилова Д. О. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). . Элиста, 1976.

Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. . Элиста, 1973.

Золотарева И. М. Антропологические материалы к проблеме этногенеза калмыков // Проблемы алтаистики и монголоведения. . Элиста, 1972.

Дарбанова В. П. К этимологии этнонима калмык // Этнонимы. . М., 1970.

Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. . Астрахань, 1922.

Бартольд В. В. Калмыки. Соч., т. 5. . М., 1968.

Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. . Элиста, 1969.

Калмыцкое народное искусство. . Элиста, 1970.


Источники:
Народы мира. Историко-этнографический справочник. . М., 1988.


--------------------------------------------------------------------------------




Док. 140361
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 53


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``