В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О выборах депутатов Народного Собрания Назад
О выборах депутатов Народного Собрания

--------------------------------------------------------------------------------

О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан
Закон Республики Дагестан ≤ 23
Статус: действующий
--------------------------------------------------------------------------------

Принят Народным Собранием Республики Дагестан 26 ноября 1998 года

Настоящий Закон определяет гарантии избирательных прав граждан в Республике Дагестан при выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, условия и порядок подготовки, организации и проведения выборов.

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан

Выборы депутатов Народного Собрания Республики Дагестан проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом ``Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации``, другими федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан, настоящим Законом и другими законами Республики Дагестан.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании;
выборы - выборы депутатов Народного Собрания Республики Дагестан;
выдвижение кандидата - определение кандидата в депутаты Народного Собрания Республики Дагестан по инициативе избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, предусмотренные законом Республики Дагестан;
депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Народное Собрание Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законом, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов;
избиратель - гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Дагестан, имеющий право избирать депутатов Народного Собрания Республики Дагестан;
избирательное объединение - республиканское политическое общественное объединение либо республиканское отделение общероссийского, межрегионального политического общественного объединения (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации деятельности указанных органов; данное объединение должно быть создано и зарегистрировано уполномоченным органом в порядке, установленном законом, а его действующий устав зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Дагестан не позднее чем за один год до дня голосования;
избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
избирательный округ - территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избирается один депутат;
кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве кандидата в депутаты Народного Собрания Республики Дагестан;
зарегистрированный кандидат - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом в депутаты Народного Собрания Республики Дагестан;
наблюдатель - лицо, назначенное в предусмотренном настоящим Законом порядке зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением и уполномоченное вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов;
предвыборная агитация - деятельность граждан, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей принять участие в выборах, а также голосовать за тех или иных кандидатов или против них;
документ, заменяющий паспорт, - удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

Статья 3. Срок полномочий депутатов Народного Собрания Республики Дагестан

1. Народное Собрание Республики Дагестан избирается сроком на четыре года.

2. Периодическое проведение выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан является обязательным. Выборы назначаются в сроки, установленные настоящим Законом.

Статья 4. Назначение выборов

1. Выборы депутатов Народного Собрания Республики Дагестан назначаются Народным Собранием Республики Дагестан не позднее чем за 90 дней до дня выборов.

2. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов Народного Собрания Республики Дагестан по основаниям, предусмотренным законом, выборы депутатов Народного Собрания Республики Дагестан назначаются не позднее первого воскресенья месяца, наступившего по прошествии трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

Статья 5. Избирательные права граждан

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории Республики Дагестан, вправе избирать депутатов.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом Народного Собрания Республики Дагестан.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Депутат Народного Собрания Республики Дагестан не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьей, государственным служащим, муниципальным служащим. Депутат Народного Собрания Республики Дагестан не может входить в состав Государственного Совета Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан.

Депутат Народного Собрания Республики Дагестан, работающий на постоянной профессиональной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Статья 6. Принципы участия избирателей, избирательных объединении и избирательных блоков в выборах

1. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить участвовать или не участвовать в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

3. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан на равных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом.

4. Все решения избирательных объединений, избирательных блоков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе.

Статья 7. Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов

1. Подготовка и проведение выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.

2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной законом, обязательны для исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов

1. Подготовка и проведение выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан осуществляются открыто и гласно.

2. Решения избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, подлежат опубликованию (обнародованию).

Статья 9. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей участвовать в выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, а также голосовать за или против кандидатов.

2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации.

3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия проведения предвыборной агитации.

Статья 10. Финансирование выборов

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Народное Собрание Республики Дагестан, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Порядок сосредоточения и использования этих. средств определяется Избирательной комиссией Республики Дагестан.

Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

ГЛАВА II

ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 11. Образование избирательных округов

1. Для проведения выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан образуется 121 одномандатный избирательный округ на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

2. Народное Собрание Республики Дагестан по предложению Избирательной комиссии Республики Дагестан не позднее чем за 80 дней до дня голосования утверждает схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.

В целях обеспечения представительства народностей в парламенте Народное Собрание Республики Дагестан определяет национально - территориальные избирательные округа.

3. Избирательные округа, образуемые для проведения выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, должны отвечать следующим требованиям:
не менее одного избирательного округа на район, город;
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей в пределах района, города, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов;
в труднодоступных и отдаленных местностях допустимое отклонение не должно быть более 15 процентов. В исключительных случаях Избирательная комиссия Республики Дагестан в целях обеспечения пропорционального представительства народностей в парламенте может принимать решения, допускающие большее отклонение;
территориальное единство и компактность; не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Исключение допускается при отнесении к избирательным округам населенных пунктов на прикутанных территориях, расположенных за пределами района;
соблюдение границ населенных пунктов в пределах избирательного округа.

4. При соблюдении указанных требований в отношении образования избирательных округов учитывается территориальное деление муниципального образования, местные условия и национальный состав населения.

5. В целях обеспечения представительства женщин в парламенте, рассмотрев предложения органов местного самоуправления, Избирательной комиссией Республики Дагестан могут быть определены женские избирательные округа.

6. Избирательная комиссия Республики Дагестан также вправе определить до 35 округов, по которым будет обеспечено избрание депутатов для работы на постоянной профессиональной основе в Народном Собрании Республики Дагестан, в том числе женщин.

Депутаты, избранные по профессиональным избирательным округам, обязаны работать на постоянной профессиональной основе в Народном Собрании Республики Дагестан. В случае отказа депутата от работы на постоянной профессиональной основе в Народном Собрании Республики Дагестан результаты выборов аннулируются, а на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с настоящим Законом назначаются новые выборы.

7. Народное Собрание Республики Дагестан публикует схему избирательных округов не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Статья 12. Образование избирательных участков

1. Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образует глава местной администрации района, города по согласованию с окружной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня выборов, учитывая местные и другие условия в целях создания максимальных удобств для избирателей.

2. Избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждый избирательный участок. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

3. Избирательные участки могут быть образованы в больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи. В исключительных случаях допускается образование таких участков Избирательной комиссией Республики Дагестан не позднее чем за 5 дней до дня выборов.

4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению окружной избирательной комиссии в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи. Членам избирательных комиссий, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, а также представителям средств массовой информации должны быть обеспечены доступ в помещения для голосования и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим Законом по предъявлении соответствующих удостоверений.

5. Глава местной администрации обеспечивает опубликование списков избирательных участков в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня голосования. В этих списках должны быть указаны границы и номера участков, а также места нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования.

Статья 13. Регистрация (учет) избирателей

1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Дагестан и имеющие право избирать депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории Республики Дагестан, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на ``свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой местной администрации либо иным уполномоченным должностным лицом (органом) местного самоуправления, командиром воинской части по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система.

4. Органы исполнительной власти Республики Дагестан обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.

5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кем и в каких целях используется или использовалась эта информация.

Статья 14. Порядок составления списков избирателей

1. Списки избирателей составляются в соответствии с законом окружной избирательной комиссией на основе сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются на основе сведений, представляемых командиром воинской части. Указанные сведения представляются в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

2. Списки тех избирателей, которые в день голосования будут находиться в больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями таких учреждений.

3. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку.

4. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.

5. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем окружной избирательной комиссии. Первый экземпляр списка избирателей остается в данной избирательной комиссии, а второй передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получения списка участковой избирательной комиссией его подписывают также председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно окружной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии.

6. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.

7. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем окружной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя и секретаря участковой избирательной комиссии.

8. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 15. Порядок включения граждан в списки избирателей

1. Граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.

3. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.

4. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, других стационарных лечебно - профилактических учреждениях и иных местах временного пребывания избирателей, включаются в списки избирателей по месту их пребывания при условии их постоянного или преимущественного проживания на территории того избирательного округа, в пределах которого находится соответствующее учреждение, место временного пребывания.

5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа после составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в списки, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место их постоянного или преимущественного проживания на территории данного избирательного участка.

6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории избирательного округа, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного избирательного округа, при проведении выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

Статья 16. Ознакомление избирателей со списками избирателей. Уточнение списков избирателей

1. Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

3. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение трех дней или, в случае подачи жалобы за три или менее дней до дня выборов или в день выборов, немедленно.

ГЛАВА III

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 17. Система избирательных комиссий

1. Подготовку и проведение выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, защиту избирательных прав граждан осуществляют:
Избирательная комиссия Республики Дагестан;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.

Окружная избирательная комиссия образуется в каждом избирательном округе по выборам депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

3. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия может принять решение по существу вопроса.

Статья 18. Порядок формирования избирательных комиссий

1. Избирательная комиссия Республики Дагестан формируется Государственным Советом Республики Дагестан и Народным Собранием Республики Дагестан в составе 16 членов комиссии с правом решающего голоса не позднее чем за 90 дней до дня выборов в соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона ``Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации``.

2. Срок полномочий Избирательной комиссии Республики Дагестан - четыре года.

3. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 70 дней до дня голосования в составе 6-12 членов комиссии с правом решающего голоса.

4. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 30 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. В случае обжалования или опротестования результатов выборов либо итогов голосования по одному из избирательных участков на соответствующей территории полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

5. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка в составе 6-10 членов комиссии с правом решающего голоса в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

6. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов и если по этим фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

7. Формирование окружных и участковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы органами местного самоуправления района, города. При этом половина членов избирательной комиссии назначается главой администрации района, города, другая половина - представительным органом местного самоуправления района, города.

8. Государственные служащие и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Статья 19. Полномочия Избирательной комиссии Республики Дагестан

Избирательная комиссия Республики Дагестан:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов;
руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, принимает по ним решения;
обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные правовые условия для участия в предвыборной деятельности;
принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего Закона;
в случаях, предусмотренных законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей и других избирательных документов, образцов печатей избирательных комиссий в соответствии с установленными нормативами изготовления, обеспечивает изготовление бюллетеней и своевременное снабжение ими окружных избирательных комиссий;
регистрирует избирательные блоки;
осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами;
принимает решение об аннулировании регистрации кандидатов в депутаты;
распределяет денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, между окружными избирательными комиссиями и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
заслушивает сообщения республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
устанавливает общие итоги выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан и публикует их в печати;
регистрирует депутатов, избранных в Народное Собрание Республики Дагестан, выдает им удостоверения установленного образца;
организует повторные выборы и дополнительные выборы;
обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
оказывает правовую, методическую и организационно - техническую помощь избирательным комиссиям;
формирует окружные, участковые избирательные комиссии в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законом.

Статья 20. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:
контролирует исполнение настоящего Закона на территории соответствующего избирательного округа;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей;
регистрирует кандидатов по соответствующему избирательному округу и их доверенных лиц, аннулирует регистрацию кандидатов в депутаты;
выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца;
обеспечивает вместе с другими избирательными комиссиями равные условия предвыборной агитации для всех кандидатов;
распределяет средства, выделенные на подготовку и проведение выборов, между участковыми избирательными комиссиями;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков, осуществляет контроль за целевым расходованием выделенных средств участковыми избирательными комиссиями;
устанавливает результаты выборов по избирательному округу и передает их в Избирательную комиссию Республики Дагестан, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с подготовкой и проведением выборов;
утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает своевременное снабжение избирательными бюллетенями участковых избирательных комиссий;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;
организует досрочное голосование избирателей в помещении окружной избирательной комиссии;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресах и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
уточняет список избирателей, полученный от окружной избирательной комиссии;
знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и решает вопросы о внесении соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и обеспечивает передачу избирательной документации в архив;
рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 22. Статус председателя и членов избирательной комиссии

1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. В настоящем Законе под непосредственным подчинением в соответствии с Федеральным законом ``Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации`` понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно - распорядительными полномочиями, то есть имеет право принимать его на работу, увольнять или в пределах должностных полномочий отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.

2. Член избирательной комиссии не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии.

После регистрации кандидата окружной избирательной комиссией он вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в зарегистрировавшую его избирательную комиссию и нижестоящие комиссии.

3. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этой избирательной комиссии.

4. Член избирательной комиссии правом решающего голоса освобождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу;
смерти члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии систематически не выполняющим обязанностей на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу;
появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии в соответствии с настоящим Законом.

5. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем в недельный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.

В случае, если до истечения указанного срока соответствующий орган местного самоуправления не назначит нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего, Избирательная комиссия Республики Дагестан вправе назначить нового члена избирательной комиссии в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.

6. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденного от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также оплата труда работников аппарата избирательной комиссии, создаваемого на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размерах и в порядке, установленных Избирательной комиссией Республики Дагестан, за счет средств, выделенных на проведение выборов.

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия Прокурора Республики Дагестан к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

8. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

9. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса при решении вопросов подготовки и проведения выборов, за исключением права выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и голосования, результатах выборов, участвовать в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии.

10. Председатель избирательной комиссии:
руководит работой избирательной комиссии;
созывает заседания комиссии и председательствует на них;
заключает трудовые соглашения с техническим и вспомогательным персоналом;
подписывает документы, связанные с расходованием и распределением финансов, контролирует их целевое назначение;
представляет избирательную комиссию в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством.

11. Заместитель председателя избирательной комиссии оказывает содействие председателю комиссии в осуществлении возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, а в отсутствие председателя выполняет его функции.

12. Секретарь избирательной комиссии осуществляет организационно - техническое и документационное обеспечение ее заседаний; оформляет принятые решения, протоколы заседаний комиссии и другие акты; организует ведение делопроизводства; обеспечивает сохранность документов комиссии и передачу их в архив, выполняет другие поручения председателя комиссии.

13. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;
вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

14. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются по истечении срока полномочий соответствующей избирательной комиссии.

Статья 23. Расформирование избирательной комиссии

1. В случае нарушения избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в порядке, установленном настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом ``Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации``, избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной законом.

2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе обратиться Государственный Совет Республики Дагестан, группа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Избирательная комиссия Республики Дагестан.

3. Заявление о расформировании избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально.

4. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, в полномочия которого входит формирование комиссии, обязан сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.

В случае, если окружная, участковая избирательные комиссии не будут сформированы в установленные сроки. Избирательная комиссия Республики Дагестан вправе назначить членов соответствующих окружной, участковой избирательных комиссий в соответствии с установленным порядком.

5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение указанных лиц и их свободный доступ на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, и передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через 2 дня после их принятия.

3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии окружной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации.

4. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно - территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.

5. Наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать при установлении избирательными комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

6. Полномочия наблюдателя, назначенного зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

7. Указанные в пункте 6 документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию, в Избирательную комиссию Республики Дагестан - с начала работы по составлению протоколов об итогах голосования на соответствующей территории и о результатах выборов до окончания этой работы.

8. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками избирателей;
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов, изготавливать или получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе список лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;
обжаловать в порядке, установленном законом, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

9. Наблюдатель не вправе:
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
вести агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.

10. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.

11. Копии протоколов и иные документы избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись ``Копия верна``, расписываются и ставят печать соответствующей избирательной комиссии.

Статья 25. Организация деятельности избирательных комиссий

1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.

2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов этой комиссии с правом решающего голоса.

3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.

6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

7. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном настоящим Законом, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

8. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

9. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов ``за`` и ``против`` голос председателя избирательной комиссии является решающим.

10. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.

11. Члены избирательной комиссий, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.

12. Избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников по трудовым соглашениям.

Статья 26. Содействие в реализации полномочий избирательных комиссий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - незамедлительно.

2. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации в порядке, установленном настоящим Законом.

3. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, не указанные в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, а также их должностные лица обязаны представлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - незамедлительно.

ГЛАВА IV

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Статья 27. Право выдвижения кандидатов

1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками.

2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в окружную избирательную комиссию. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства, сведения об образовании, семейном положении кандидата, а также сведения о судимости с указанием номера и наименования статьи (статей) Уголовного кодекса.

Лица, баллотирующиеся по профессиональному избирательному округу, дополнительно представляют в окружную избирательную комиссию обязательство перейти в Народное Собрание для работы на постоянной профессиональной основе.

Статья 28. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом окружной избирательной комиссии и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата по одномандатному избирательному округу. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата, не являющегося членом входящих в них общественных объединений.

2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях избирательных объединений.

Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в окружную избирательную комиссию протокол с решением съезда, конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пункте 2 статьи 27 настоящего Закона.

Одновременно с этим документом в окружную избирательную комиссию представляются: заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения, заверенная копия зарегистрированного устава общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.

3. Избирательные блоки образуются избирательными объединениями. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде, конференции, собрании каждого из избирательных объединений, после чего подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдвижении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в Избирательной комиссии Республики Дагестан непосредственно после их образования по представлении заверенных копий свидетельств о регистрации общественных объединений, входящих в избирательный блок, зарегистрированных уставов общественных объединений, списков уполномоченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока, а также доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения.

4. Избирательная комиссия Республики Дагестан обязана не позднее чем через три дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд.

5. Уполномоченные представители избирательного блока представляют в окружную избирательную комиссию протокол конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пункте 2 статьи 27 настоящего Закона.

Статья 30. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов

1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня уведомления соответствующей избирательной комиссии кандидатом, отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей, представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшим кандидата, о выдвижении кандидата и представлении документов в порядке, предусмотренном статьями 27 - 30 настоящего Закона.

2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону (прилагается).

4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе, кроме указанных данных, сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

5. Избиратель ставит подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или выдвинутых путем самовыдвижения либо избирателем, группой избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа.

6. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающему на территории Республики Дагестан.

7. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, на территории соответствующего избирательного округа. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания недействительными собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата окружной избирательной комиссией либо судом.

8. При наличии у кандидата судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса.

Статья 31. Регистрация кандидатов

1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока со дня образования окружной избирательной комиссии, но не позднее чем за 40 дней до дня голосования представляет в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов. Одновременно в окружную избирательную комиссию сообщаются сведения об изменениях данных о кандидате, представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Закона, и представляется копия декларации о доходах кандидата за два года, предшествовавшие году выборов, по установленной законом форме с отметкой налоговой службы. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, соблюдения условий, установленных пунктом 2 статьи 27 настоящего Закона.

Окружная избирательная комиссия вправе самостоятельно или при содействии соответствующих государственных и муниципальных органов организовать проверку достоверности данных о кандидате, содержащихся в представленных документах.

Сокрытие сведений о судимости лицом, баллотирующимся кандидатом в депутаты, или избранным депутатом Народного Собрания Республики Дагестан является основанием для отмены регистрации или аннулирования результатов выборов.

2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 30 настоящего Закона, более чем на 15 процентов.

3. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.

4. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.

5. Проверке подлежат все представленные подписи либо их часть, отобранная для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании окружной избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.

7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.

8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию.

9. Опрос проводится не менее чем двумя членами окружной либо участковой избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяется.

10. Недостоверными считаются:
подписи лиц, не обладающих на день учинения подписи активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения специалиста, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
подписи избирателей, не указавших все требуемые сведения;
подписи, собранные до уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представлении ей необходимых документов;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, направленному в окружную избирательную комиссию.

11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

12. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недостоверных подписей от числа проверенных дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах после регистрации кандидата окружная избирательная комиссия вправе отменить регистрацию кандидата.

13. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации.

14. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную систему регистрации (учета) избирателей.

15. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса) и пре

Док. 140305
Опублик.: 01.04.02
Число обращений: 45


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``