В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ Назад
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

О. Богачева, Ю. Дубягин

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ, ИЛИ 56 СПОСОБОВ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

Книга `Школа выживания, или 56 способов защиты вашего ребенка от пре-
ступления` является первым учебником по безопасности вашего ребенка. Она
поможет вам правильно построить свои методы воспитания, помочь ребенку в
трудной ситуации. Воспользовавшись нашими советами, возможно, вы найдете
общий язык со своим ребенком. Ведь именно понимания так не хватает в на-
ших с детьми отношениях.
В этой книге авторы, педагог-психолог и криминалист с 27-летним ста-
жем работы в органах внутренних дел, постарались разобрать наиболее ти-
пичные ситуации, когда ребенок по собственной вине или из-за взрослого
человека попадает в беду. Здесь вы сможете найти советы, как найти няню
для вашего ребенка, как выбрать школу, что должен знать ребенок о прес-
тупнике и преступлениях, и как ему самому не встать на этот скользкий
путь. Каждый совет этой книге проиллюстрирован на примере, который авто-
ры взяли из собственной практики работы с детьми.
Надеемся, что эта книга будет интересна не только взрослым, но и де-
тям, и тогда в вашей семье найдется, что обсудить, когда все ее члены
соберутся вместе. `Школа выживания, или 56 способов защиты ребенка от
преступления` - это книга для читателей любого возраста, она будет инте-
ресна и бабушкам, и дедушкам, папам и мамам, учителям и специалистам,
занимающимся исследованиями в этой области.
Авторам хочется верить, что после прочтения вами и вашим ребенком ему
будет легче ответить `нет` на заманчивое предложение незнакомца, да и
шансов выжить в наше криминогенное время у него будет гораздо больше.

Глава 1.
Я ОСТАЛСЯ ДОМА

1. ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА

Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим
ребенком. `Вчера, только что`, - ответите вы себе. Но давайте задумаем-
ся, что это было, разговор или односторонний монолог, когда вы читали
нотацию своему чаду за его очередную провинность. Чаще всего наши разго-
воры с детьми сводятся к чтению нотаций: мол нельзя так себя вести, или
к риторическому вопросу: `Ну, что нового?...` Задав вопрос, мы тут же о
нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже
еще маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить
или просто молчит, все равно его не слышат.
Но ведь КОНТАКТ с родителями - это едва ли не один из столпов безо-
пасности вашего ребенка. Именно через КОНТАКТ вы узнаете о проблемах и
вопросах, которые волнуют ваше чадо и, решая с ним его проблемы, вы по-
могаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.
Но почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах? Отчасти
оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты рабо-
той, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то газета оказа-
лась очень интересной, и нам не до ребенка, не до его вопросов. И ребе-
нок остается один на один со своими проблемами. И вдруг мы замечаем, что
ребенок уже вырос, и мы не знаем, о чем он думает, какие у него друзья и
увлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то получаем односложный ответ:
`Все в порядке`. Теперь мы хотим поговорить с ним, но о чем, как найти
тот желанный контакт, мы не знаем.
Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, по-
могайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
Сломалась его любимая игрушка - попереживайте вместе с ним, постарайтесь
помочь ребенку в его горе. Не надо думать, что разговор по дороге домой
или в перерыве между фильмами - это достаточно для вашего ребенка, ему
нужно ваше постоянное внимание.
Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день, старайтесь
его не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не гово-
рите: `Ты все придумываешь...` `Такого быть не может`. Не исключено, что
в рассказе ребенка может присутствовать элемент фантазии, но даже эта
фантазия должна на чем-то базироваться. Это может быть связано с сюжетом
фильма, который вы недавно смотрели или напоминать действия вашего зна-
комого.
Приведу один небольшой пример, в котором вы можете узнать и себя:
женщина едет в автобусе со своим 5-летним сыном. Мальчик рассказывает ей
о том, как он провел время у дяди Славы, и вдруг неожиданно для матери
делает заключение: `...дядя Слава плохой!` Мать, естественно, задает
вопрос, почему так считает ребенок и мальчик отвечает, что на остановке
к ним подошла бездомная собака и дядя Слава ударил ее ногой, и животное
ударилось о забор. Женщина, не дав ребенку договорить, `бросилась` на
защиту своего знакомого, обвиняя мальчика, что он все это придумал, и
что дядя Слава не мог так поступить.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации: во-первых, мать, сама
того не желая, обидела ребенка, обвинив его во лжи, и, следовательно, в
следующий раз мальчик вряд ли захочет поделиться с матерью увиденным, а
значит, увеличивается риск стать жертвой преступления. Во-вторых, если
даже предположить, что ребенок придумал всю историю или только ее окон-
чание, то все равно его выдумка должна была на чем-то базироваться, и
случай с собакой мог иметь место не в этот день, а в любой другой, и на
месте животного мог быть кто угодно, даже человек.
Из этого следует, что вы должны не только внимательно слушать, но и
анализировать все сказанное ребенком, интересоваться книгами, которые он
читает, смотреть фильмы, которые он смотрит. Но эта связь не должна быть
односторонней, т.е. вы интересуетесь его делами, но к своим его не до-
пускаете. При таком варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностью
не доверяет, что-то утаивает от вас. Поэтому старайтесь совместно с ним
решать не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас
волнует. И тогда у вас будет с ребенком полный КОНТАКТ, а значит, вы
сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.

2. ДЕТИ ВИДЯТ, ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ

Мы привыкли считать, что научить детей тем или иным правилам защиты
можно только с помощью многократного повторения правил. Но, как показы-
вает практика, это далеко не так. Наши дети учатся у нас даже тогда,
когда мы абсолютно уверены, что они заняты своим делом и не замечают ни-
чего вокруг. Кто из вас не повторял набившую оскомину фразу: `Я тебе
сколько раз говорил, так не делай`, но ребенок упорно повторяет одну и
ту же ошибку. Что это, непонятливость ребенка или дух противоречия. Это
прежде всего наши действия, которые ребенок воспроизводит почти подсоз-
нательно.
Ни для кого не секрет, что, играя в дочки-матери или в школу (детский
сад), ребенок воспроизводит действия взрослых, т.е., наблюдая за его иг-
рой, можно определить, какие взаимоотношения между родителями, как они
относятся к своему ребенку, что делает воспитатель или учитель. Поэтому,
наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам
самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше
действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.
Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем отк-
рыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит ваших ука-
заний, если вы сами не будете четко выполнять их.
Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности,
прежде всего сами выполняйте их.
Не нужно надеяться на то, что ребенок играет и не смотрит на вас, ес-
ли вы открываете дверь, не узнав, кто за ней, ребенок сделает то же са-
мое, и никакие страшные истории о том, что за дверью Баба-Яга вам не по-
могут, он повторит ваши действия.
Небольшой пример: шестилетний мальчик каждый день наблюдал, как его
отец, пьяница и дебошир, избивал мать. Играя один на улице, он увидел
коляску с ребенком, оставленную бес присмотра. Подойдя к ней мальчик,
взял ребенка и понес его за дом. Грудничок проснулся и начал плакать,
тогда мальчик положил ребенка лицом в лужу и так держал, пока тот не
захлебнулся.
Это один из примеров, когда дети воспроизводят действия родителей. Мы
читали лекции по школе выживания и перед началом одной спросили детей,
что они делают, прежде чем открыть дверь. Ответы были самыми разными,
начиная от: `иду и открываю`, до `смотрю в глазок и открываю`. На вопрос
`Зачем они смотрят в глазок?` все дети ответили одинаково: `Так делают
мои родители`.
Из ответов видно, что самым лучшим способом обучения детей является
собственный пример. И если вы всегда внимательны к своей собственной бе-
зопасности, то и ваш ребенок будет повторять эти же действия. Например,
вы окончили работу или собираетесь заняться чем-то другим, уберете за
собой свое рабочее место, ваш ребенок сделает то же самое, играя с иг-
рушками и убирая их по мере ненадобности. Ведь даже пропажа самой ма-
ленькой из них очень сильно расстроит его, а следовательно, будет первым
уроком, что нужно быть внимательным к своим вещам, т.е. такой человек
снижает риск быть ограбленным ворами на доверии, т.е. он никогда не ос-
тавит своих вещей посторонним или не оставит ценные вещи на видном мес-
те, где до них легко добраться вору. Любой мошенник или вор внимательно
наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приу-
чили ребенка внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти в
двое.

3. ОДИН ДОМА

С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Ответ на этот воп-
рос вам не сможет дать никто, это зависит от многих обстоятельств, но
основные из них это: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и
насколько вы ему доверяете. Поэтому и решение этого вопроса будет сугубо
индивидуальное, но можно дать один общий совет: вы должны постепенно
приучать ребенка оставаться одного. Но прежде чем это сделать, вам необ-
ходимо обучить ребенка следующим правилам поведения дома.
Учеными доказано, что ребенок начинает разбираться в цифрах гораздо
раньше, чем в буквах, следовательно, вы должны рассказать ребенку, куда
ему обратиться в случае опасности. Для этого вы можете написать на бума-
ге три основных телефона: пожарной, скорой помощи и милиции, и чтобы ва-
шему ребенку было легче разобраться, куда звонить в случае пожара, рядом
с телефоном пожарной вы можете нарисовать горящую спичку, а рядом с те-
лефоном скорой помощи - красный крест, напротив телефона милиции - мили-
ционера или светофор (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация).
При этом не забудьте объяснить, что ложный вызов делать нельзя, во-пер-
вых, потому что у вас будут большие неприятности, а во-вторых, в другой
раз, когда действительно нужна будет помощь, ему не поверят (это можно
сделать на примере сказки о пастушке, который несколько раз поднимал
ложную тревогу, а когда действительно на стадо напали волки, никто ему
не поверил, и волки перегрызли все стадо).
Кроме трех основных телефонов ваш ребенок должен знать телефоны ваших
соседей, друзей, рабочие телефоны родителей, чтобы в случае опасности он
мог связаться с вами или вашими друзьями по телефону. Обязательно выучи-
те с ребенком, как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя
отчество), где он живет (полный адрес). Эти знания ему пригодятся, если
он окажется в беде, (потерялся или дома случился пожар, или кто-то ло-
мится в дверь).
Объясните, что этими знаниями он должен воспользоваться в перечислен-
ных ситуациях, но ни в коем случае не рассказывать случайным людям, ко-
торые заговорили с ним во время прогулки или в транспорте.
Уходя из дома даже на полчаса, не забудьте закрыть окна, лучше всего
наверху сделать специальные запоры, которые не сможет открыть ваш ребе-
нок, это предотвратит его выпадение из окна, не забудьте убрать все ко-
лющие, режущие предметы, которыми может пораниться ваш ребенок, спрятать
спички и зажигалки. Это нужно сделать даже в том случае, если вы объяс-
нили ребенку, как с ними обращаться.
Если вы предполагаете, что вернетесь затемно, не забудьте заранее
включить свет во всех комнатах, где может играть ребенок, ему будет так
намного спокойнее.
Вам позвонила соседка, и вы предполагаете вернуться минут через
пять-десять, ваш ребенок уже спит, включите в его комнате настольную
лампу, прикройте ее абажур, чтобы свет был не очень ярким, и даже если
ваш ребенок проснется, он не будет напуган, как если бы проснулся в пол-
ной темноте.
Уходя из дома, проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ,
выключили ли вы электронагревательные приборы. Закрывая дверь, попросите
ребенка накинуть цепочку, и после вашего возвращения он ее снимет только
тогда когда вы, открыв дверь ключом, четко скажете: `Это мама (папа)!`.
Не надейтесь, что захлопнув дверь, вы ее закрыли, не поленитесь повер-
нуть ключ в замке. Объясните ребенку, что если кто-то пытается взломать
вашу дверь, он должен тут же позвонить в милицию, а затем соседям или
знакомым, которые живут поблизости.
Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:
- Оставьте ему телефоны по которым он может попросить помощи (мили-
ция, пожарная, скорая помощь, соседи, друзья, ваша работа). Он должен
тут же позвонить в милицию, а затем соседям или знакомым которые живут
по близости.
Изо дня в день повторяйте с ребенком эти правила, при желании вы мо-
жете устроить ему маленький экзамен, и если он его выдержит успешно, вы
можете его спокойно оставлять одного. Если же вы заметили, что ребенок
пренебрег какими-то правилами, тщательно разберите с ним его ошибки,
объясните, что может ему грозить при их не выполнении.
Пословица гласит: `Мой дом, - моя крепость`, и ваш дом будет кре-
постью, если вы будете неукоснительно выполнять сами и требовать выпол-
нения этих правил от своих детей. Но помните, ваше пренебрежительное от-
ношение к правилам обязательно скажется и на отношении к ним вашего ре-
бенка, а значит, на его безопасности, ведь дети, наблюдая за нами, учат-
ся у нас, а значит, вы должны стать для них примером.
Выучите с ребенком, как его зовут и как зовут его родителей, а так же
домашний адрес, телефон. Уберите все предметы, которыми может пораниться
ваш ребенок. Закройте окна, тщательно заприте входную дверь.
Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это от-
пугнет злоумышленников, и вашему ребенку будет не страшно одному.
Если вы живете на первых этажах, зашторьте окна.
Если кто-то стучится к вам в окно, ваш ребенок должен громко кричать:
`Папа! Папа! Иди сюда` и ни в коем случае не подходить к окну.
После вашего ухода ребенок должен закрыть дверь на цепочку и открыть
ее только после того, как вы полностью назовете себя.

4. Я ПОМОГАЮ

Анализируя статистику и опыт Ассоциации `РОДЕРО`, мы пришли к выводу,
что многие дети стали жертвами различных преступлений, выполняя, каза-
лось бы, безобидные домашние дела: выносили мусор или забирали почту.
В этом есть отчасти и вина самих родителей, которые вовремя не объяс-
нили ребенку, что, пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он
в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань
между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей,
хотя бы потому что не готов к нападению из вне, а следовательно, не мо-
жет сориентироваться в сложившейся ситуации.
Можно тут же возразить: `Сколько лет живем ни на кого не нападали`.
Если это соответствует действительности, то вам просто повезло, но чаще
всего потерпевшие, а особенно дети, не склонны рассказывать о случившем-
ся, а иногда просто не могут в силу возраста сформулировать произошед-
шее. Давайте все же разберемся, где чаще всего наши дети допускают ошиб-
ки:
1. Они, не задумываясь над последствиями, открывают дверь, и даже ес-
ли кто-то стоит на площадке, спокойно идут навстречу незнакомцам.
2. Покидая квартиру, часто оставляют ее открытой, мол я быстро вер-
нусь.
3. Беззаботно выбрасывают мусор или забирают почту, когда у них за
спиной кто-то появился.
4. Садятся в лифт с незнакомыми людьми.
И это лишь небольшой перечень ошибок, которые допускают наши дети.
Теперь остановимся на каждой подробно, разбирая те последствия, которые
она за собой влечет.
Объясните ребенку, что прежде чем открыть дверь, он должен обяза-
тельно посмотреть в глазок, чтобы убедиться, что на площадке нет посто-
ронних людей. Для вашего ребенка посторонним человеком должен быть и со-
сед, которого они видят каждый день, поэтому, даже если на площадке сто-
ит сосед, лучше всего воздержаться от выхода из квартиры. Помните, что
желание совершить противоправные действия относительно вашего ребенка
могут возникнуть спонтанно.
Если ребенок, посмотрев в глазок, никого не увидел, то он может
скрыть дверь. Он вышел и стал спускаться с мусорным ведром или за поч-
той, лучше, если вы выйдете на лестничную площадку и будете наблюдать за
действиями вашего ребенка. Вы увидели спускающихся людей, не мешкая при-
соединитесь к ребенку. Если по каким либо причинам вы не можете покинуть
квартиры, расскажите ребенку, как себя вести, если незнакомцы появились
неожиданно:
Во-первых, ребенок тут же должен повернуться к ним лицом, нападать
спереди даже на ребенка будет сложнее. Во-вторых, он должен быть готов к
тому, что незнакомец может неожиданно наброситься на него, следова-
тельно, ребенок должен зажать в руке ключ таким образом, чтобы он мог в
любой момент использовать его как пику, то есть нанести сильный удар по
лицу или обнаженной части тела. И хотя никаких повреждений такой удар не
нанесет нападавшему, в любом случае это будет для него полной неожидан-
ностью, а значит, у ребенка появится шанс убежать. Но даже убегая, ребе-
нок должен кричать: `Пожар! Пожар!` Кто-то из жильцов обязательно откро-
ет дверь и нападавший вынужден будет ретироваться.
Но может так случиться, что ребенок не успел во время повернуться и
заметить опасность, в результате на него напали сзади, в этом случае он
должен попытаться закричать: `Пожар!` или `Горим!` и попытаться укусить
нападающего за руку, которой тот будет пытаться закрыть рот ребенку. Вы,
в свою очередь, должны при первых же звуках бежать к ребенку, громко
крича: `Машенька, я иду к тебе!`
Знайте, что даже мусорное ведро или свернутая газета могут быть ору-
жием защиты от преступника. Ребенок должен знать, что он всегда может
ударить нападающего ведром или газетой по лицу, и тогда у ребенка снова
появится шанс убежать.
Самым идеальным местом для нападения являются верхние этажи домов и
первые этажи. На верхних этажах часто собираются компании, распивающие
спиртные напитки, и ваш ребенок становится легкой добычей, поэтому если
есть возможность, лучше всего, чтобы ребенок выносил ведро или ждал
лифт, спустившись хотя бы на этаж вниз. На первом этаже ребенок также
легкодоступен, потому что, забирая почту, он часто начинает ее рассмат-
ривать тут же, не отходя от почтового ящика, и в это время он не может
контролировать ситуацию, поэтому ребенок должен знать, что лучше всего,
забрав почту, подняться домой и там начать ее рассматривать, даже если
пришел его любимый журнал или письмо, которое он давно ждал.
Приведу примеры, где дети стали жертвами насилия лишь из-за несоблю-
дения правил собственной безопасности.
9-летняя Таня, помогая родителям, вышла вынести мусор, на лестничной
площадке, стоял сосед. Поздоровавшись с ним, девочка прошла к мусоропро-
воду. Сосед, 35-летний мужчина, жена которого была в это время в роддо-
ме, увидев пухленькие, голенькие ножки девочки, схватил ее и, затащив к
себе в квартиру, изнасиловал. Испугавшись, что девочка может рассказать
о случившемся, он ее убил и ночью закапал недалеко от дома. Если бы не
случайные свидетели этих `похорон`, преступление так и осталось бы не-
раскрытым.
11-летний Саша забирал почту, среди газет он увидел свой любимый жур-
нал и, ожидая лифт, листал `Мурзилку`, неизвестный подошел сзади. Роди-
тели искали мальчика пять часов, когда он неожиданно появился на лавочке
у дома. Где он, был мальчик не говорил, и если бы не разрывы анального
отверстия, вряд ли бы можно было сказать, что произошло с ребенком.
Это только два примера, но и они достаточно ярко подтверждают, что
безопасность наших детей во многом зависит от них самих, а поэтому еще
раз повторим правила, которые должен помнить ваш ребенок:
Дорогие родители, помните, что ваш ребенок не всегда может правильно
оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под
бдительным контролем с вашей стороны, т.е. он будет в поле вашего зре-
ния.
Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посто-
ронних; если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не
уйдут с площадки; Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за
собой дверь, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя не будет ждать дома
преступник. Если ты вышел, но увидел посторонних людей, вернись обратно
в квартиру. Если незнакомец оказался у тебя за спиной, резко повернись к
нему лицом и приготовься обороняться. Для этого ты можешь использовать
мусорное ведро и свернутые газеты, тяжелый брелок или ключи. Нанеси нео-
жиданный удар нападающему и затем убегай, крича: `Пожар!` или `Горим!`
Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там. Если
незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что
ты еще задержишься или живешь на втором этаже.
Если незнакомец пытается зажать тебе рот, постарайся укусить его за
руку, если же ты оказался с ним лицом к лицу смело кусай за нос.

5. РЕБЕНОК И ТЕЛЕФОН

Сам собой напрашивается вопрос: `Зачем понадобилось авторам останав-
ливаться на таком вопросе, как ребенок и телефон? Где же тут опасность?`
Именно по причине того, что мы телефон не воспринимаем как опасный пред-
мет в руках ребенка, возможно, поэтому иногда недоумеваем, откуда тот
или иной человек, преступник узнал о ... На первый взгляд, телефон не
таит в себе никакой опасности для ребенка, да и для нас с вами, но это
только поверхностный взгляд на проблему. Рассмотрим ее более внима-
тельно.
В настоящее время мало кто представляет себе общение без телефона,
люди реже пишут письма, предпочитая общаться по телефону. Вы, уходя из
дома, даете наказ ребенку, что в случае опасности ему нужно звонить
по... И если ваш ребенок не звонит, вы спокойны - дома все в порядке, но
так ли это.
Нередко телефон из средства защиты превращается в `отмычку` преступ-
ников, и это, как говорится, дело техники. Вы прекрасно понимаете, что
очень редко бывает, чтобы вор или другой преступник шел на преступление
без предварительной подготовки или анализа ситуации, и в этом случае
большим его помощником может быть телефон.
Если работает хорошо организованная группа, она может и просто прос-
лушивать ваш телефон, а потом шантажировать вас записью с вашими же не-
осторожными словами или просто наведаться к вам в дом в тот момент, ког-
да вы отсутствуете.
Но может быть и другой вариант, ваш ребенок остался один, он мирно
играет, и вдруг звонит телефон. Ребенок снимает трубку, и что же он го-
ворит, если он привык, что вы, поднимая трубку, называете свою фамилию,
то он сделает то же самое, тем самым дав преступникам в руки козырь.
Дальше все будет развиваться по сценарию, когда ваш ребенок назовет ад-
рес и скажет, что он один дома, а далее будет еще масса различных вари-
антов. Поэтому первое правило гласит: снимая трубку, должен сказать:
`Алло! ² или `Вас слушают!`, но ни в коем случае не называть свое имя
или фамилию. Даже если ему показалось, что голос звонящего похож на ко-
го-то из знакомых родителей, а ребенок еще не может правильно идентифи-
цировать голос абонента, он не должен сам называть по имени звонящего,
предоставив оппоненту представиться самому. Если же звонящий называет
незнакомое ребенку имя или спрашивает: `... это ты?`, ребенок однозначно
отвечает: `Вы ошиблись`. Предупредите ребенка, чтобы он ни под каким
предлогом не называл своего имени, лучше всего пусть положит трубку.
Иногда злоумышленники идут на хитрость, звонят и тут же спрашивают: `Ты
один дома? или мама (папа дома?)`, полагаясь на доверчивость ребенка,
который тут же сообщает, где находятся его родители, в этом случае ему
лучше сказать, что папа отдыхает, мама придет во столько-то, т.е. назо-
вет время, когда приходят его родители.
Может быть и другой вариант: звонивший представляется знакомым одного
из родителей, рассказывая, что они договорились о встрече дома, но он
потерял адрес и просит его назвать. Даже если ваш ребенок хорошо знает
свой адрес, он не должен его говорить по телефону, сославшись, что он
его не знает или что проснется папа и сам его сообщит, никакие соблазны,
предложение конфет, игрушек, которые якобы хочет привезти этот знакомый
не должны влиять на решение ребенка не давать адрес. Если все произошло
так, что он назвал его, то ребенок должен тут же перезвонить вам на ра-
боту или вашим родственникам, которые смогут сразу же подъехать к нему
домой (см. `Кто там?`). Преступники могут представиться и сослуживцами
родителей, которые забыли что-то дома и просили их подъехать и забрать,
но не дали адреса, в этом случае ребенок может ответить, что адрес они
могут узнать, перезвонив маме (папе) на работу.
Преступники часто могут использовать детей и даже знакомых вашего ре-
бенка, поэтому, если он договаривается о встрече у себя дома, лучше наз-
начить встречу, когда вы будете уже дома (см. `Выбирая друзей`). Так,
13летний мальчик, постоянно избиваемый в школе боясь очередных побоев,
согласился позвонить домой своему другу и договориться о встрече у него
дома. Когда друг открыл дверь, на пороге стояли 17-летние подростки, они
жестоко избили доверчивого ребенка и, забрав из квартиры ценные вещи,
ушли. Но этого случая могло и не быть, если бы ребенок назначил встречу
на время, когда его родители были дома, вряд ли бы подростки посмели
входить в квартиру, где были взрослые.
Другой пример: 5-летняя девочка дала адрес звонившей по телефону ма-
миной `подруге`, и договорившись с ней, что та сейчас придет, впустила
ее в квартиру. `Подруга` побыла дома не очень долго, сославшись, что
спешит, ушла, а вечером мама девочки не нашла своих золотых украшений и
денег, на вопрос, не брала ли их дочка, девочка рассказала о женщине,
которая приходила днем. Естественно, мама не ждала никакой подруги, а
приходила к ним в дом обычная квартирная воровка.
А теперь, чтобы вы не повторили чужих ошибок, напомним вам основные
правила этого параграфа:
Надеемся, что ваш ребенок будет соблюдать эти правила, и тогда теле-
фон не будет `отмычкой` в руках у преступников, а он и ваша квартира бу-
дут в полной безопасности.
Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты мо-
жешь легко ошибиться.
Никогда и никому не говори, что ты дома один.
Если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже,
назвав время прихода родителей.
Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в
квартире будет еще кто-то, кроме тебя.
Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и
сообщи обязательно родителям.

6. КТО ТАМ?

Последнее время преступный мир стал действовать намного беззаботнее,
теперь квартирных воров не смущает присутствие хозяев дома. Обычно поз-
вонив в квартиру и неразборчиво представившись, они ожидают, когда до-
верчивые хозяева откроют дверь, а затем, отодвинув хозяев в сторону,
спокойно проходят в квартиру, объясняя, что лучше не поднимать шума и
тихо и мирно удаляются, собрав все ценное. Обескураженные таким вторже-
нием, хозяева, придя в себя, бегут в милицию, но объяснить, что произош-
ло не могут, зачастую они даже не помнят лица грабителей, а в результате
милиция завалена заявлениями о кражах. На вопрос, почему хозяева открыли
дверь, они отвечают, думали что пришли знакомые, по крайней мере, им так
показалось. А теперь задайте себе вопрос, кто виноват в произошедшем, не
сами ли хозяева спровоцировали преступников?
Мы с детства знакомы со сказками, где коварные злодеи приходят в дом
под различными предлогами, и герой сказки обязательно попадает в беду.
Но видно с возрастом мы забываем это и беззаботно открываем дверь незна-
комым людям. Вы можете тут же возмутиться, как же тогда жить, если
нельзя никому открывать дверь? Дверь открывать можно и нужно, просто для
этого важно соблюдать некоторые правила собственной безопасности.
Если вернуться в шестидесятые годы, то на память придет известное де-
ло `Мосгаз`. Маньяк-убийца Ионесян ходил по квартирам в поисках своих
жертв. Звоня в квартиру, он обычно представлялся работником Мосгаза, лю-
ди доверчиво открывали дверь, и если в квартире были взрослые, он обычно
делал какие-то пометки и уходил, а застав ребенка одного, зверски убивал
его. Поэтому первое правило гласит: никогда не открывай дверь незнакомым
людям, даже если они представляются работниками коммунальных услуг, поч-
ты или милиции. Попросите их четко назвать свое имя, фамилию и должность
и тут же перезвоните по месту их работы. Если вам ответили, что действи-
тельно к вам направлен такой то сотрудник, приоткрыв, дверь не снимая
цепочки, проверьте их документы и только после этого впускайте в кварти-
ру. Если это сантехник или газовщик, ему нечего делать у вас в комнатах,
их место на кухне или ванной, даже почтальона не обязательно принимать в
комнате, получить телеграмму вы можете и в коридоре, а пенсию на кухне.
Иногда бывает так, что вы, забыв о собственной безопасности, открыли
дверь незнакомым людям, и ваши попытки закрыть ее безуспешны, так как
незнакомец поставил ногу. На этот случай у вас в коридоре всегда должен
стоять тяжелый предмет, который вы как бы случайно роняете непрошеным
гостям на ногу: первой реакцией на ваши действия будет брань, и человек
чисто инстинктивно отдернет ногу - тогда не теряйте времени и закрывайте
дверь.
Чтобы не происходило таких досадных ошибок, четко выполняйте правило
номер два: договаривайтесь о встрече по телефону, обозначив время прихо-
да гостей. Но опять же, не забудьте посмотреть в глазок и спросить:
`Кто?` или `Кто там?`. Не открывайте дверь сами и приучите своего ребен-
ка уточнять, кто именно пришел, т.е. гость должен назвать себя; если он
ответил: `это я`, попросите его назваться полностью.
Вы будете точно уверены в том, что ваш ребенок не откроет дверь пос-
торонним, если вы будете, приходя домой говорить: `Это я, твоя мама (па-
па)`.
Оставаясь один, ваш ребенок должен точно знать, во сколько вы придете
домой, и если придут неожиданные гости, попросить их придти в обозначен-
ное вами время. Если вы назначили встречу подруге, но ваш ребенок остал-
ся дома один, предупредите его о возможном визите, но так же скажите,
чтобы он все равно не открывал дверь, лучше потом извиниться перед под-
ругой, чем подвергать жизнь ребенка ненужному риску.
Если звонят в дверь, ребенок ни в коем случае не должен говорить, что
он дома один, он может сослаться, что кто-то из родителей лег спать и
когда проснется, сам откроет дверь. При этом он называет время обозна-
ченного вами прихода домой. Преступники могут сослаться на пришедшую
срочную телеграмму или то, что вы заливаете соседей снизу, в этом слу-
чае, ребенок должен тут же позвонить вам на работу, и вы перезвоните на
почту и вам прочитают телеграмму, когда придете домой, выясните действи-
тельно ли заливаете соседей. Если у вас хорошие отношения с кем-то из
вашего дома, то ребенок может позвонить им и попросить спуститься в
квартиру под вами для выяснения обстановки. При этом он должен сказать,
что сейчас к ним спустятся, а сам должен посмотреть, хорошо ли закрыты
краны и нет ли воды на кухне или ванной.
Последнее время преступники могут использовать детей, которые учатся
вместе с вашими детьми в школе или одинакового с ними возраста. Обычно
такой ребенок просит или позвонить или попить, и когда сердобольный хо-
зяин дома открывает дверь, в квартиру врываются взрослые люди. Но даже
если вы дома, то все равно не стоит открывать дверь незнакомым, попроси-
те их называть номер, по которому нужно позвонить и переговорите сами,
выяснив вопрос людей, стоящих за дверью. Если же к вам пришли и говорят,
что раньше здесь жили такие-то или им дали именно ваш адрес, не откры-
вайте дверь, попросите почитать написанный адрес, и если он действи-
тельно соответствует вашему, вежливо объясните, что такие здесь не жили,
и адрес записан ошибочно.
А теперь один небольшой пример: 7-летняя девочка открыла дверь женщи-
не с ребенком, которая просила напоить дитя. Результатом визита была об-
ворованная на следующий день квартира. Оказалось, что женщина, разгова-
ривая с девочкой, узнала распорядок семьи, кто и во сколько появляется
дома, и на следующий день наведалась `в гости` в отсутствие хозяев. Из
примера вытекает еще одно правило: запретите вашему ребенку рассказывать
посторонним (даже соседям по дому) распорядок вашей семьи, а на вопрос,
когда приходят родители, ребенок должен отвечать, что они работают пос-
менно, т.е. в доме всегда кто-то есть.
Случай, который хочу вам рассказать, имел счастливый конец, но так
бывает далеко не часто, это, скорее, исключение из правил. Родители ухо-
дя на работу предупредили 5-летнего сына, что сегодня должны приехать
давние знакомые. Поэтому, когда позвонили в дверь, мальчик спокойно ее
открыл, вскоре пришли и родители. Так случилось, что мать ребенка, чьи
знакомые должны были приехать не видела их более десяти лет, и потому
было неудивительно, что она их не узнала, а отец вообще никогда их до
этого дня не видел. По чистой иронии судьбы имена тех, кто должен был
приехать, и тех, кто пришел, совпали, и каково же было удивление, когда
в дверь позвонили и на пороге появились давние друзья, мало изменившиеся
за эти годы. Оказалось, что пришедшие просто перепутали дом, да и это
неудивительно, когда все дома как близнецы-братья.
История закончилась хорошо, новые знакомые перезвонили своим друзьям
и, извинившись, ушли, но чтобы такого больше не повторялось, давайте еще
раз вспомним правила этого параграфа:
Эти правила помогут вам более точно найти решение в критической ситу-
ации, но это далеко не панацея от всех бед, и нельзя принимать их как
догму, всегда нужно интерпретировать их применительно к сложившейся си-
туации. Эти правила - всего лишь основа вашей безопасности, но вы всегда
можете их дополнить, исходя из своего личного опыта.
Никогда не открывай дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто
пришел.
Не открывай дверь на ответ: `Это я!`, попроси назваться полным име-
нем.
Если ты один дома, не открывай дверь никому, даже если эти люди
представились работниками коммунальных услуг, милиции или почты. Попроси
зайти позже, назвав время прихода твоих родителей. Если ты дома не один,
и пришли работники коммунальных услуг, попроси их назваться полным име-
нем и сказать о причине визита, пусть твои родители позвонят им на место
работы, выяснят, действительно ли это те люди, за кого они себя выдают.
Если тебя предупредили родители о приходе своих знакомых, но сами еще
не подошли, попроси зайти позже, сославшись, что кто-то прилег, а ты сам
не можешь открыть дверь.
Если тебя просят принести попить или дать позвонить, объясни, как
дойти до ближайшего магазина, где можно купить воды, или попроси сказать
номер телефона, сам позвони и, не открывая двери, расскажи, что тебе от-
ветили. Никогда и никому не рассказывай о распорядке для членов своей
семьи.
Если пришли работники милиции, открыв дверь, не снимая цепочки, поп-
роси предъявить удостоверения. Если вы открыли ошибочно дверь и не може-
те ее закрыть из-за поставленной ноги, `уроните` тяжелую вещь, которую
вы приготовили для таких случаев; если под руками таковой не оказалось,
вы можете воспользоваться любой аэрозолью, направив струю в лицо злоу-
мышленнику.
Если все же к вам в квартиру вошли, не пытайтесь остановить преступ-
ников, ваш героизм может только усугубить вашу участь, постарайтесь не
делать резких движений и выполнять все требования. При этом старайтесь
как можно четче запомнить лица `гостей`. Если вы давно не виделись со
своими друзьями, лучше, если вы их встретите на остановке и только после
этого приведете к себе домой.

7. МЕНЯ МАМА ПРИСЛАЛА

В предыдущих главах мы уже говорили о том, что преступники очень час-
то используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы,
взрослые, ребенок, наблюдая за нами, видит, как легко и просто мы разго-
вариваем в поездах и самолетах, в очередях и сберкассах, и повторяет на-
ши действия. Поэтому, когда к нему подходит незнакомец, он с радостью
сообщает ему свое имя, а иногда и адрес. Как же научить ребенка осторож-
ности. Прежде всего, ему необходимо объяснить, что все люди, не являющи-
еся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей
часто видит у себя в доме. Поэтому, приучите ребенка не затевать разго-
вора со взрослыми посторонними людьми, расскажите ему, что его говорли-
востью могут воспользоваться преступники.
Представим себе следующую картину: вы отпускаете ребенка гулять одно-
го, сами в это время находитесь на работе или магазине, и оставляете ре-
бенку ключи от квартиры. В таких случаях вы, боясь, что ребенок потеряет
ключи, закрепляете их на поясе брюк или вешаете на шею, наивно полагая,
что теперь ваши ключи в полной безопасности. Но именно веревка на шее
или цепочка на поясе привлекают к себе внимание квартирных воров, и они
идут на все, чтобы получить эти ключи. Нередки случаи, когда к ребенку
подходит женщина и говорит, что ее прислала мама, которая просила все
отнести домой. Ребенок поднимается с незнакомкой в квартиру, открывает
дверь, а дальше дело техники. Обычно к приходу родителей все ценные вещи
уже вынесены, а на ребенка обрушивается ураган родительского негодова-
ния.
Чтобы не происходили такие досадные инциденты, в первую очередь нужно
не доверять ребенку ключи, т.е. оставлять их у надежных соседей или жи-
вущих поблизости родственников, но лучше всего, чтобы ваш ребенок гулял
под присмотром кого-то из взрослых (см. `Выбирая няню`). Может так слу-
читься, что родственников у вас нет, а соседям вы не доверяете, тогда
пришейте к одежде ребенка внутренний потайной кармашек, куда ребенок
сможет класть ключи.
Но преступников может интересовать не только ваша квартира, но и сам
ребенок, во-первых, его могут похитить с целью повлиять на ваше решение
относительно интересующего их вопроса, когда вы готовы на все, лишь бы
вернуть свое чадо, или с вас хотят получить выкуп, или просто вашего ре-
бенка решили продать (в богатую, но бездетную семью, в проституцию,
рабство или для попрошайничества), что сделать, если пропал ребенок мы
рассмотрим в параграфе `Пропал ребенок`, а сейчас поговорим, что нужно
делать, чтобы этого не произошло.
У одного банкира похитили ребенка, прямо из школы, на глазах у всего
класса. Во время урока в класс вошел мужчина и, представившись поручен-
цем одного из родителей, громко сказал: `Русских, здесь?` `Здесь`, - от-
ветил мальчик, мужчина, подойдя к парте, за которой сидел мальчик, ско-

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 139526
Опублик.: 18.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``