В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЧАКРА КЕНТАВРА Назад
ЧАКРА КЕНТАВРА

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Владислав ГОНЧАРОВ

Рецензия: Ольга ЛАРИОНОВА. Венценосный Крэг

Романы

Имя одного из классиков отечественной фантастики, санкт-петербургской
писательницы Ольги Ларионовой известно читателю достаточно давно. Как,
впрочем, и роман `Чакра Кентавра`, впервые вышедший под названием
`Звездочка-во-лбу` в журнале `Уральский Следопыт` еще в 1988 году и ставший
одним из первых в отечественной фантастике опытов `космической оперы`.
Причем Ларионова попыталась максимально приблизиться к традиционному
западному канону этого жанра - как они понимались в то время у нас:
феодальный антураж и техника далекого будущего, космический поиск, дружба,
любовь, предательство и конечная победа. И все это окутано дурманящим
ароматом тайны и поиска ее разгадки - разгадки, которая, естественно,
оказывается вовсе не там, где ее ожидали. Тот, кого герои считали друзьями,
на поверку оказываются хитрым и коварным врагом, а друг, конечно же,
отыскивается в самом неожиданном месте. Словом, традиция старой волшебной
сказки про королей, заколдованных принцесс и благородных рыцарей, только
вынесенная на безграничные просторы Космоса, где есть где разгуляться и
старым, и новым героям.

Только вот не получилась у Ларионовой тогда сказка `по западным образцам`
- хотя бы потому, что уж очень плохо мы тогда их представляли. Но именно
стремление следовать несуществующим в природе образцам и привело к тому,
что вышло из-под пера автора странное и неожиданное повествование - о
странной любви, странной и неожиданной дружбе и о враге, который не хочет
быть врагом, хотя от веку предписано ему быть только им и никем иным.
И вот десять лет спустя - продолжение. Сейчас, когда мы в общем-то от
продолжений уже устали. Но правила игры, заданные тогда, обязывают
следовать им и далее. Впрочем, странное это получилось продолжение.
Условно-традиционный феодальный мир Джаспера вдруг ожил и, превратившись в
реальный, придал психологии героев новое измерение, новую, подчас
трагическую глубину. И вдруг оказалось, что не-так то просто - а подчас и
вовсе невозможно - человеку Средневековья, пусть и казавшегося таким
`игрушечным`, понять человека иного, нашего с вами психологического типа.
А вслед за взглядом автора на внутренний мир героев изменяется и мир
внешний. И опять все в нем становится не как в сказке, а гораздо более
сложным. Нет, вновь героев поджидают новые опасности и приключения,
заставляющие их на время сплотиться вновь. Язык автора точно так же емок,
прозрачен и поэтичен, психологические портреты героев еще более глубоки, а
окружающий их мир (или миры?) становится только еще более настоящим,
реальным - и жестоким. И вот эта-то реальность, острые углы которой, время
от времени выпирали из-под сказочной ткани повествования еще в `Чакре
Кентавра`, наконец прорывают эту ткань. И убивают сказку, превращая ее в
трагедию, пусть поэтичную и красивую, но столь уж привычную для нашего
века. Изменяется друг, становясь чужим - слишком чужим, изменяется враг -
теперь понять его становится еще более сложным: не потому, что он стал
злобнее, просто он тоже стал еще более иным. И все те же вечные вопросы,
мучающие наш век, встают перед героями романа. Вопросы, ответить на которые
им уже просто не хватит времени...
А может быть - не хватит только потому, что в этой книге слишком мало
места?
Впрочим, продолжение, как мы уже отмечали - старая традиция. И отнюдь не
всегда удачная. Хотя, как нам известно, Ольга Ларионова - мастер, способный
преломить старую традицию, вполне способный заставить ее зазвучать
совершенно по-новому.

Владислав ГОНЧАРОВ


с `Теrrа Fаntаstiса`, 1996-1998.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 138682
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``