В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - РУССКИЙ АСПЕКТ Назад
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - РУССКИЙ АСПЕКТ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Андрей Кучик

Уверенность в себе - русский аспект


`Я спокойный и уверенный в себе человек,
поэтому я покупаю красные тапочки.`
(В. Пелевин, `Gеnеrаtiоn `П`)


Между человеком `уверенным в себе` и человеке, `переоценивающим
свои навыки и способности`, существует большая разница. И если у
Вас уже возникли по этому поводу возражения, то дальнейшее чтение
можно смело прекратить - Вы уже все знаете и не откроете для себя
ничего нового. Если возражений нет, пожалуйста, не настраивайте
себя, что в дальнейшем тексте найдете что-нибудь супернеобычное или
то, о чем бы Вы не знали или не задумывались раньше.

---

Давайте всмотримся в словосочетание - `Уверенность в Себе`,
вдумаемся в него и попробуем перефразировать так, чтобы не утратить
первоначальный смысл, вложенный в него носителями русского языка и
отшлифованный теми столетиями, на протяжении которых этот язык
формировался, развивался и существует по 2001 год включительно.
Например, так:

`Уверенность в Себе` == `Уверенность в собственном `Я` = `Вера
в Себя`.

Выделим два ключевых слова - `Я` и `Вера`. Заметьте, что
`Уверенность` в русском языке происходит именно от `Веры` и
выражение с первого взгляда не совсем звучное и удобопроизносимое
`Веровать в Себя`, по своей сути, означает то же самое.

Таким образом, очень даже логично предположить, что прежде, чем
вести разговор об `Уверенности в Себе` и пытаться дать этому
понятию более или менее разумное определение - весьма не повредило
бы в ходе своих рассуждений обозначить - что же такое `Вера` и,
соответственно, что такое есть `Я`.

Если Ваша `Уверенность в Себе` позволяет Вам сходу дать на эти
вопросы исчерпывающие ответы, то примите поздравления - Вы только
что сделали заявку на то, чтобы, наконец, объяснить человечеству -
что такое `Любовь` и по ходу дела растолковать ему (человечеству) -
кем на самом деле оно является, т. е. раз и навсегда внести ясность
в понятия `Я` и `Мы`. Ну а если Вас нисколько не смутит дать этим
понятиям предельно краткие и точные формулировки, - то, вероятно,
Вы имеете право раздавать определения любым земным чувствам и
явлениям, включая `Чувство Юмора`, а также изобретать чувства новые
и никем еще неизведанные.

---

Современную русскую психологию, с точки зрения ее развития и
практического применения, в некотором смысле, можно сравнить с
современной отечественной фантастикой и поп-эстрадой, умноженными
на состояние дел в отечественном кинематографе и разделенными на
последние достижения в области российской политики и экономики.
Как минимум, русская поп-музыка отстает от западной лет на
10-15, а современной отечественной фантастики попросту не
существует - вся она переписывается с далеко не лучших образцов
англо-американской литературы последних трех-четырех десятилетий.
А вот делить или умножать их уже просто не на что - направление
русской экономики и политики создает для отечественных психологов,
психиатров, социологов и школьных педагогов условия гораздо более
близкие к условиям выживания, нежели обычного человеческого
существования и штампует их с той же скоростью, качеством и
количеством, как когда-то создавалась многотысячная армия советских
инженеров и преподавателей научного коммунизма.

Тем не менее, полностью и необратимо загасить интерес к этим
наукам о человеке еще не удавалось никому. Доказательством этому
служит тот неподдельный интерес, с которым обсуждаются проблемы
психологии и человеческих отношений в самых различных социальных
группах - хорошие и умные статьи по этой теме можно встретить в
самых различных изданиях и журналах, с первого взгляда к психологии
никакого отношения не имеющих.

---

Совсем недавно мне довелось побывать на лекциях одного из
крупных специалистов в области практической психологии - Владимира
Ромека. Важной отличительной особенностью занятий, проводимых этим
талантливым ученым и педагогом, я бы назвал его высокое умение
заставить присутствующих не просто наблюдать и понимать
происходящее, а вовлечь их в яркий и захватывающий спектакль в духе
`творческого приколизма`, в котором одновременно `актерами` и
`зрителями` становились сами участники семинара. Материал лекций,
таким образом, усваивался легко и без напряжения, а чувства
усталости не возникало вовсе - оно вытеснялась чувством
удовлетворения от проделанной работы.
Наблюдая этот удивительный механизм, с помощью которого лектору
удавалось влиться в аудиторию и расположить к себе людей самых
различных возрастов и профессий, мне захотелось сравнить его стиль
общения с литературным стилем американского писателя Джона
Стейнбека. Вот, например, как Стейнбек описывает человека, которому
явно симпатизирует: `Благодаря вопросительным ноткам в нем не
чувствовалось самоуверенности всезнайки, и от этого слушателям
казалось, будто они причастны к его рассказам, что позволяло им
выдавать их потом за свои собственные.` (Джон Стейнбек, `Зима
тревоги нашей`).
Я бы хотел акцентировать внимание читателя на `вопросительных
нотках` и выражении `самоуверенность всезнайки`, вернее на ее,
самоуверенности, отсутствии, поскольку семинары проводились как раз
по теме `Уверенность в себе`, а лектор являл собой образец человека
в себе уверенного и владеющего искусством этой уверенностью
пользоваться так, чтобы ее излучалось ровно столько, сколько
требуется в той или иной ситуации - чтобы случайно не `задавить` ею
собеседника, а с другой стороны - не лишить его инициативы,
удерживая в рамках обсуждаемой темы. Иными словами, хотелось бы
заострить Ваше внимание именно на этом умении балансировать линию
своего поведения в том диапазоне, который начинается от
`вопросительных ноток` (или неуверенности) до `самоуверенности
всезнайки` (неадекватно завышенной оценки собственных
возможностей). Это весьма важно, поскольку речь сейчас идет не о
чувстве уверенности, которое, скажем, посещает нас после третьей
или четвертой рюмки, а об относительно постоянно живущем в нас
качестве, которое можно и нужно уметь регулировать.

Как мы видим из следующей цитаты этот диапазон `Уверенности`
действительно существует и его очень даже можно сосчитать:
`Уверен на 99%, что в мое отсутствие помимо мультисекса ты
продолжаешь пробировать nаturаl с персонами, гнусная и
L-дисгармоничная плоть которых не годится даже на пресс-fооd для
клон-голубей ефрейтора Неделина.` (В. Сорокин, `Голубое Сало`).

В чем, собственно, следует Уверенность правильно измерять -
сейчас не столь важно - хотелось бы обратить Ваше внимание на то,
что если бы герой Владимира Сорокина был уверен не на 99%, а,
скажем, `на все 100`, то он находился бы на той границе
уверенности, после которой начинается вера во что-либо
необоснованное и лишенное здравого смысла, после которых уже
начинаются самые различные ее (веры и уверенности) разновидности,
включая и ту, которая описана Виктором Пелевиным в одном из своих
романов - `вера, которую не разделяет никто, называется
шизофренией`. А если бы процент уверенности был равен нулю - то
имело бы смысл говорить о той черте, где понятие уверенности плавно
перетекает в зону сомнений и неуверенности, которые тоже, в свою
очередь, можно в чем-нибудь сосчитать или измерить.

Любому, прочитавшему эти строки, может показаться, что все эти
рассуждения абсурдны и чем-то напоминают героев популярного
мультфильма, измеряющих Удава в попугаях... Возразить здесь
особенно нечего - все попытки что-либо уравнять или
систематизировать в области человеческих отношений до известной
степени условны и нелепы.
Однако, почему-то ни у кого не вызывает улыбки или желания
назвать абсурдным `упертость` англичан говорить о диагонали своего
телевизора в дюймах, а русских - в сантиметрах. С этой точки
зрения, герои мультфильма, обладающие способностью к
самостоятельному и нестандартному мышлению - совершенно правы. Они
говорят: `Мы готовы измерять что угодно и чем угодно, внося этим
еще большую путаницу и неразбериху. Мы будем это делать по той
простой причине, что когда-нибудь вам, сидящим по ту сторону
телевизора, это надоест и станет совершенно невыносимым. Может
быть, тогда мы все вместе придем к какому-нибудь единому и
разумному решению`.

---

Тем, кому приходилось читать литературу по психологии
уверенности в себе, не могли не заметить, что практически во всех
этих пособиях и учебниках навязываемый нам `коридор обсуждения`
открывается весьма широкой дверью с табличкой `Свойство
Человеческой Психики`, и авторы не особо утруждают себя тем, чтобы
сообщить читателям, о чем же, собственно, идет речь дальше - об
`Уверенности в Себе` - как Чувстве, которое имеет обыкновение
неожиданно нас покидать и также неожиданно внутри нас
образовываться, либо об `Уверенности в Себе` - как о Человеческом
Качестве или Линии Поведения, на основе которых мы готовы судить о
том или ином человеке, испытывать к нему симпатию или, напротив,
активно ненавидеть.

Чувства, как известно, категория весьма тонкая и хрупкая, но
обладающая исключительной мощью и силой. И оперировать этой
категорией следует с большой гибкостью и осторожностью, иначе, в
лучшем случае - это будет глупо и весело, в худшем - губительно и
даже небезопасно.
Пару дней назад, мне показали статью одного отечественного
психотерапевта о чувстве `Ревности`, напечатанную в журнале `Я
покупаю`, ориентированном, как известно, на людей с повышенными
способностями к потреблению, и чувствами, весьма избирательными в
отношении духовных запросов. В этой небольшой статье на двух
страницах я обнаружил для себя больше высоконаучных терминов, чем в
двухтомном пособии для американских психиатров. Ради спортивного
интереса мы перевели эти высокопарные и труднопроизносимые
выражения обратно в русский язык, воспользовавшись их синонимами
или теми же понятиями, которыми пользуются в общении между собой
психологи и психиатры в обычной речи. Оказалось, что смысл этой
статьи и ее концептуальность были описаны в литературе еще в 1994
году Владимиром Сорокиным:
`Зам. главного редактора кивнул и заговорил медленно, с
деловитой уверенностью: - Ну а мне, товарищи, оанренр впнкпепу
щлгшого нпасп репортажа. Жанр этот рпнркнр вепунпе к еп в нашем
деле. И апркпнп снижать уровень поренра кнренр ренр непростительно.
Мы ведь поренр и надо оранренпнп оставаться. Поэтому опрнерн
впркпнпаеп кпнп такое отношение.` (В. Сорокин, `Норма`)

Воспользуемся этой цитатой и обозначим эту `деловитую
уверенность`, как Чувство. Чувство в данном случае напускное и не
имеющее под собой реальной веры, хотя, возможно, многие с этим и не
согласятся. Однако, это именно Чувство, и говорить об этой
`деловитой уверенности`, как о постоянно присутствующем и
характеризующем этого человека качестве было бы, по меньшей мере,
несправедливо, не познакомившись с ним поближе.

Если речь идет об `Уверенности в Себе`, как о более или менее
постоянной Черте Характера, то мы, очевидно, сразу же должны об
этом заявить и продолжать разговор именно в этом русле, что, однако
ни в коем случае не означает, что испытываемые человеком чувства и
относительно постоянно присутствующие в нем личностные качества
есть вещи абсолютно разные и никак друг с другом не
взаимодействующие.

---

По мнению одного из ведущих психологов, имя которого упоминалось
выше, `неадекватно позитивная оценка [своих навыков и способностей]
позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот
момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять
решение`.
Таким образом, он приходит к следующему заключению:

`Уверенность в Себе` - это переоценка позитивных сторон своих
навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет
окружающий нас мир`. (Владимир Ромек, (с) Журнал практического
психолога, 9, 1999, с. 3-14)

`Смена гениальных прозрений и заблуждений закономерна, ибо
человек попеременно проявляет и то и другое, а человек - творение
господа`, - так сказал однажды величайший из писателей ХХ столетия
Курт Воннегут, Гражданин Мира и Человек Планеты.
Мое искреннее и глубокое заблуждение заключается в том, что
вышеприведенное определение `Уверенности в себе` - не верно. Для
`Переоценки позитивных сторон своих навыков и способностей` можно
подобрать целую обойму красивых терминов и определений, однако
словосочетание `Уверенность в Себе` в данном случае совершенно
неприменимо. Оно ошибочно. И эту ошибочность весьма просто доказать
не залезая в учебные пособия по социологии, педагогике, психиатрии
или практической психологии, а используя то, что у нас перед
глазами.

---

Для удачливого вора-карманника - его навыки и способности,
безусловно, полезны, положительны и `позитивны`. Найдется немало
людей, которые будут этими способностями восхищаться и считать их
`позитивными`, до того момента, пока кто-нибудь не залезет в карман
их собственный и не вытащит кошелек с документами и проездным
билетом на текущий месяц. Ни о каких `сторонах` этих навыков речи
быть не может - либо они есть, либо их нет. Позитивной или
негативной стороной обладают не сами навыки или способности, а
последствия их умелого или неумелого применения. Таким образом,
выражение `позитивные стороны` в данном определении является,
своего рода `Поправкой 22` и не более чем прекрасной возможностью
посвятить всю оставшуюся жизнь рассуждениям о том, что такое
`хорошо`, а что такое `плохо`.

---

Практически любой человек может привести немало примеров из
собственного жизненного опыта, когда завышенная оценка способностей
и навыков тем или иным человеком (или группой людей) приводила к
целому ряду смешных или печальных происшествий - от забавных
недоразумений до серьезных трагедий. И если мы готовы подразумевать
под термином `Уверенность в Себе` именно эту `завышенную планку`
или принять по умолчанию предлагаемую выше формулировку
`Уверенности в Себе`, как `переоценку своих навыков и
способностей`, то, вероятно, мы не должны на этом останавливаться.
Мы должны прямо и честно заявить, что, мол, извините, но тут у нас
случилась маленькая революция и такие понятия в русском языке, как
`Безосновательная самоуверенность`, `Излишняя самонадеянность` или
`Неадекватно завышенная оценка собственных возможностей`
объявляются рудиментарными и их следует теперь рассматривать не в
том первоначальном смысле, которым они были наполнены ранее, а
исключительно в диапазоне `Уверенности в Себе`, а ни в коем случае
за ее пределами.

---

`Вера в собственное `Я` - не может являться переоценкой своих
навыков и способностей. Это невозможно хотя бы потому, что Вера -
не может быть исключительно `Переоценкой` чего-либо, а `Я` или
`Внутренний мир человека` - это не только совокупность навыков и
способностей, к каким бы позитивным последствиям они не приводили.
Также, совершенно очевидно, что если к этим навыкам и способностям
добавить те `переоцененные` и ухваченные шансы, любезно
предоставленные нам внешним миром - то все равно, полученный
результат от этого не будет равняться Внутреннему миру человека.
Внутренний мир человека - есть нечто гораздо большее, а Вера в
этот внутренний мир возникает тогда, когда к человеку приходит
осознание самого факта этого мира существования и осознания того,
что он может и должен в этом внутреннем мире ориентироваться,
подобно тому, как он должен ориентироваться в лесу или малознакомой
местности, прежде чем в этой местности поселиться и активно вносить
в нее какие-либо изменения. Иначе он просто рискует заблудиться и
внести изменения совсем не нужные, а может быть даже и весьма
вредные.
В результате этого внутреннего мира освоения и понимания, а
также анализа воздействий мира внешнего, образуются и формируются
те человеческие чувства и качества (а также навыки и способности),
посредством которых человек впоследствии начинает осмысленное
общение с внутренним миром других живых существ и окружающей его
вселенной. Степень развития этих чувств и качеств зависит от
степени этого осознания, освоения и понимания, а также позитивного
или негативного опыта их выражения.

Чувства, качества и навыки, находящие в процессе взаимодействия
с внешним миром поддержку, - позитивно закрепляются, и субъект
обретает и испытывает к ним веру (или уверенность), степень и сила
которой пропорциональна этой поддержке.
Чувства, качества и навыки, не находящие этой поддержки или в
случае, когда реакция внешнего мира субъекту не выгодна и не
приятна, - закрепляются негативно и субъект обретает и испытывает к
ним неверие (или недоверие).
Чувства, качества и навыки, находящие поддержку в недостаточном
количестве или в случае, когда реакция внешнего мира субъекту
непонятна и вызывает удивление, - заставляют субъекта думать о
дальнейшей целесообразности их выражения или применения, то есть
субъект обретает такое полезное и необходимое чувство и качество,
как неуверенность.

По мере развития этих чувств и качеств, их взаимодействия,
переплетения и синтеза, их подкрепления или отторжения внешним
миром - они усложняются, развиваются, шлифуются и служат основой
для формирования целостного образа того или иного человека.
Вера в себя (или уверенность в себе и своих возможностях)
вырастает именно из веры в свое `Я`, как целостного образа или
личности, гармонично сочетающей в себе совокупность всех без
исключения чувств, качеств, навыков, возможностей и способностей,
независимо от того, позитивно или негативно для общества их
выражение или применение.

---

Заметьте, пожалуйста, что именно неуверенность, (сомнение в
чем-либо, в том числе и в собственном `Я`), рождающие непонимание,
удивление или несогласие - являлись и являются основной движущей
силой в процессе приобретения человеком сложных навыков, познания,
интеллектуального самоутверждения и духовного развития, а отнюдь не
излишняя самоуверенность или переоценка позитивных сторон
собственных способностей.
В этом отношении, наверно, было бы весьма полезно организовать
серию альтернативных тренингов и практических занятий, посвященных
`Неуверенности в Себе`, являющихся для определенных социальных
групп в России острой необходимостью. Совершенно очевидно, что
такие тренинги и занятия в скором времени появятся в Германии и
Соединенных Штатах. А пока их нет у нас в стране, следует помнить,
что `Уверенность в себе` - не заключается в умении ответить `НЕТ`,
истинная `уверенность в себе` - это искусство сказать `НЕ ЗНАЮ`.


---
kuсhik@r66.ru
20.04.2001

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 137547
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``