В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ Назад
СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

____________________________________________________________

Нина Катерли. Сенная площадь. / Предисл. О.Хрусталевой, А.
Кузнецова; Худ. В.Бедин.-- СПб.: Совиттурс; Позисофт, 1992
(Петербург. ХХI век).-- ISВN нет.-- 315 с.; 30 т.э.; МО;
84х108/32.
____________________________________________________________

Новая книга петербуржской писательницы Нины Катерли за-
мышлялась как первая в серии фантастических и иных книг, вы-
пускаемых под эгидой альманаха Бориса Стругацкого <МI>Петер-
бург. ХХI век.` Книга явно получилась не чересчур фантасти-
ческой -- и упаси вас Бог понять это как претензию. Книга
хороша (мы говорим сейчас не о макете, а о содержании). Дру-
гое дело, что она не рассчитана на вкусы фэндома, но это уже
горе фэндома, а не автора.
Нина Катерли относится к писателям того ряда, который
состоит из писателей нерядовых. 60-70-е годы породили в оте-
чественной литературе интереснейшее направление, которое на-
зывают то бытовой фантастикой, то фантастическим реализмом
(трактовка этого термина, принятая большинством исследовате-
лей, слегка отличается от той, которую дает Борис Стругац-
кий -- его понимание фантастического реализма несколько ши-
ре, но речь не об этом). В этом направлении плодотворно ра-
ботал Житинский до того исторического момента, когда он по-
нял, что рок-н-рол мертв: вершиной его трудов стал совершен-
но великолепный роман `Потеряный дом, или Разговоры с милор-
дом`. Вадим Шефнер привнес в это направление лиричность и
своеобразное умение `зависать над реальностью`. Приблизи-
тельно такой же реализм исповедует и Катерли.
В книгу вошли две повести и три рассказа. Давшая назва-
ние сборнику повесть `Сенная площадь` состоит из сюжетно
взаимосвязанных зарисовок с натуры -- зарисовок скорее пор-
третно-характерных, нежели событийных. Ко всем героям своим
Катерли относится с любовью и пониманием -- даже дураки и
сволочи описаны у нее со своеобразной нежностью. Иногда соз-
дается ощущение, что автор как бы извиняется за них: мол, не
виноваты они, гражданин читатель, что такими их сделали...
кто? -- а вы, будто, не знаете... Повесть `Червец` -- уже
другая проза. Здесь есть сюжет, который автора,-- это очень
чувствуется,-- сковывает: события разворачиваются вокруг
появления на свалке возле некоего НИИ огромного ленточного
червя, которого руководство НИИ пытается выдать за зримый
результат своей деятельности. Повесть, определенно, задумы-
валась автором как сатира, но формально сатирический персо-
наж там только один -- многоликий товарищ Пузырев, воплощаю-
щий в себе недремлющее око как самый компетентный орган.
Остальные герои, от алкоголика-слесаря до профессора, блис-
тательно реалистичны и как-то слабо соответствуют якобы са-
тирическому настрою. У рецензента даже родилась мысль, что
именно товарищ Пузырев стал заглавным персонажем повести --
но нет, не стоит делать такие натяжки. Это не пойдет на
пользу ни читателю, ни повести.
Впрочем, я сомневаюсь, что имеет смысл расписывать дос-
тоинства составивших сборник произведений. Они хороши сами
по себе. От полного совершенства их спасает только одно: они
слишком умны для большинства фэнов.
С чем мы их и поздравляем.
Сергей БЕРЕЖНОЙ
`Интеркомъ` #4 (93)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 134210
Опублик.: 18.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``