В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
САЙЕНС ФИКШН Назад
САЙЕНС ФИКШН

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Л.Ткачук

КОНСТРУКЦИИ У.ТЕННА


Уильям Тенн - псевдоним американского писателя Филиппа Класса. Ф.
Класс родился в 1920 году. Обучался на литературном отделении
Пенсильванского государственного колледжа, где с 1966 года значительное
время занимал должность профессора. Писать начал во время службы в армии в
период второй мировой войны, первая его публикация появилась в журнале
`Эстаундинг сайенс фикшн` в 1946 году. Это был рассказ `Искушение
Александра`.
Поистине одаренный автор, У. Тенн никогда не стремился писать длинные
вещи ради заработков. Это мастер короткой, интеллектуальной прозы.
Авторский стиль , очень запоминающийся, характеризуется тщательным отбором
тем, внимательным отношением к деталям, тонким юмором. Американские
критики отмечают, что У.Тенн - автор более зрелый чем Фредерик Браун и
более требовательный к себе, чем Роберт Шекли.
С пятидесятых годов его произведения прочно обосновались в журнале
`Гэлакси`.
Первый сборник рассказов `Из всех возможных миров` вышел в Англии в
1955 году, в него вошли рассказы `Чисто человеческая точка зрения`,
`Вплоть до последнего мертвеца` и другие. `Чисто человеческая точка
зрения` - небольшой изящный рассказ в традиционной манере американской
фантастики с неожиданной концовкой. Второй рассказ претендует на роль
антиутопии. Тотальная война полностью истощает ресурсы воюющих сторон.
Чтобы как-то поправить свои дела, земляне начинают оживлять своих павших
бойцов, превращая трупы в `зомби`.
Украшением сборника стали и еще два прекрасных рассказа:
`Освобождение Земли` и `Хранители`. В `Освобождении Земли` рассказывается,
как никому ненужное `освобождение` было навязано Земле противоборствующими
расами (сатирическая пародия на революционную активность). В `Хранителе`
отрабатывается тема последнего человека на Земле. Книга получила хорошие
отзывы в прессе и была прекрасно принята читателями.
Построения писателя всегда идут по традиционной схеме: завязка,
развитие, кульминация и неожиданная, часто парадоксальная, развязка.
Привычная схема американской литературы, хорошо отработанная еще О.Генри.
Но при этом все же главное - герои. У Тенна это всегда настоящие живые
люди, поставленные в необычные ситуации, что делает произведения писателя
очень достоверными.
Мастеров короткой формы в американской фантастике можно по пальцам
пересчитать: Р.Бредбери, Р.Шекли, Ф.Браун, Д.Ганн. У. Тенн занимает в этом
ряду блестящих имен достойное место. Безусловный ас рассказа, он
опубликовал пять великолепных сборников: `Чисто человеческая точка зрения`
(1956), `Срок авансом` (1958), `Корень квадратный из человека` (1968),
`Семь полов` (1968) и `Деревянная звезда` (1968). Характерной особенностью
рассказов У.Тенна является развитие в каждом из них одной конкретной идеи.
При этом он стремится добиться абсолютной реалистичности происходящего.
Ну, например, молодому адвокату Сэму Веберу в рассказе `Детская игрушка`
попадает прибор из будущего под названием `Построй человека`. И молодой
человек становится новым доктором Франкенштейном, пройдя весь гибельный
путь последнего.
Многим, наверняка, запомнилась небольшая повесть У. Тенна `Срок
авансом` (Москва: `МИР`, 1974, сб.`Звездная карусель`). Главный герой Ник
Крэндол предварительно отбывает семь лет каторжных работ на освоении вновь
открытых планет для того, чтобы получить право на законное убийство. В
этой истории сочетаются сатирические и трагические элементы. Общество,
вводящее систему узаконенных убийств, люди с кастрированным самосознанием,
готовые отдать лучшие годы своей жизни ради призрачного шанса на отмщение,
которое может и не состояться. Ведь с каторжных работ возвращаются очень и
очень немногие. Главный герой приходит в конце концов к выводу, что не
может чья-либо смерть вернуть ему годы, проведенные в адских условиях
неосвоенных планет и отказывается от своих прав на убийство.
В 1963 году в журнале `Гэлакси` вышел короткий роман `Люди в стенах`,
который в 1968 г. в несколько расширенном виде был опубликован отдельной
книгой под названием `Люди и чудовища`. В данном сборнике он также
публикуется. Очередная антиутопия радует читателя динамичным развитием
действия, массой остроумных деталей и, как обычно для писателя,
парадоксальностью взглядов нжа человека.
Уильям Тенн умеет по-новому обыграть традиционные темы фантастической
литературы. Так, например, в сатирическом рассказе `Бруклинский проект`
рассказывается о проведении эксперимента во времени с весьма плачевным
результатом. Оригинальна форма подачи материала: на пресс-конференции,
которая идет одновременно с экспериментом, руководитель проекта
доказывает, насколько данный опыт безопасен. Во время его непрерывного
спича происходят непрерывные изменения, которых никто не замечает. В конце
концов все присутствующие превращаются в головоногих.
В 1968 году им был опубликован еще один короткий роман `Медуза была
леди` (1968), где писатель оригинально развивает тему параллельных миров,
обращаясь к древнегреческому мифу о Персее.
Легкий налет иронии присутствует во всех произведениях Тенна, этот
слой настолько тонок, что в отдельно взятом произведении его можно и не
заметить. Но стоит ознакомиться с этим прекрасным сборником,
подготовленным издательством `Альтерпресс`, вцелом, и в воображении
появляется картина `антиобщества` о вероятности возникновения которого
писатель предупреждает. Рассказы и повести У.Тенна это маленькие кирпичики
мироздания одного из возможных вариантов будущего. Собранные вместе, они
словно говорят читателям: смотрите, ужасайтесь тому, что может сотворить
людская глупость, невежество и косность. Тоталитарные системы-механизмы
перемалывают человеков-винтиков с беспощадной жестокостью, превращая
талантливых, деятельных, духовно развитых людей в бездушных и безучастных
`зомби`.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 133605
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``