В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ В UNIX Назад
ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ В UNIX

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Рас Сэйдж.

Приемы профессиональной работы в UNIХ


* ВВЕДЕНИЕ *

Непрерывное снижение цен, рост производительности в наше время и
ожидаемое появление новых микро- и супер-микрокомпьютеров делают мощь
системы UNIХ доступной для все большего круга пользователей. Системы
UNIХ или типа UNIХ работают на любых машинах, от уровня РС-ХТ до АТ и
выше. Доступность больших объемов оперативной памяти и мощных микроп-
роцессоров привела к возрастанию интереса к многозадачности, системам
мультипроцессирования - сфере, в которой UNIХ имеет солидную репута-
цию.
Однако применение UNIХ с максимальной отдачей - дело нелегкое.
Люди годами высказывали неудовлетворение тем, что она не является
`дружественной` по отношению к пользователю - и это разумная критика,
хотя на самом деле UNIХ содержит средства для построения интерфейсов
любого требуемого уровня сложности. Наиболее важная причина трудоем-
кости эффективного использования UNIХ состоит в том, что в системе
используются очень плодотворные идеи, не знакомые многим людям, рабо-
тавшим с более простыми операционными системами. UNIХ предоставляет
также гораздо больше инструментальных средств, более гибких и с су-
щественно большими возможностями, чем, например, популярная МS-DОS (в
чем можно убедиться беглым сравнением соответствующих руководств).
Вероятно, Вы, читатель, начинали с изучения UNIХ в объеме, доста-
точном для решения конкретных задач в вашей системе, будь то текстовая
обработка и форматирование текстов, программирование или запуск ста-
тистических пакетов. Через некоторое время вы, видимо, накопили (от
других людей или в результате собственной работы) небольшой набор при-
емов, включающий, возможно, некоторый опыт простого программирования
для интерпретатора командного процессора.
Хотя это естественный путь развития, принимая во внимание, что в
UNIХ более 200 команд, вы можете не заметить или пропустить многие
мощные и полезные идеи. Более важно то, что вы можете лишиться
перспективного взгляда, который приходит с полным пониманием того, как
работают различные части UNIХ, и концепций, которые лежат в их основе.
В книге показаны многие полезные инструментальные средства и при-
емы, которые вы можете сразу применять в работе, чтобы значительно по-
высить производительность UNIХ. В отличие от некоторых книг, которые
просто представляют набор командных файлов или других средств, здесь
описываются подробности того, как работает каждая программа, и указы-
ваются некоторые направления адаптации программ для ваших конкретных
нужд. Сочетание инструментальных средств, концепций и техники решения
задач поможет вам стать мастером UNIХ.

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ УЖЕ ЗНАТЬ

Для того, чтобы извлечь пользу из данной книги, вы должны обла-
дать некоторым базовым опытом работы в системе UNIХ. Вы должны знать
общие аспекты файловой системы, такие, как каталоги, вложенность и
маршрутные имена. Вы должны знать, как использовать один из редакторов
UNIХ, чтобы вводить командные файлы интерпретатора командного про-
цессора и, по крайней мере, слегка знать программирование с использо-
ванием командного процессора. Мы сделали мало допущений, касающихся
того, что вы должны знать о данной команде или особенностях UNIХ. Каж-
дая команда или понятие объясняется, когда оно вводится, а периоди-
ческие экскурсы в ваши руководства по UNIХ могут прояснить все темные
места. Запомните одно: имеется так много команд с таким большим коли-
чеством опций, что даже мы, профессионалы, должны время от времени об-
ращаться к книге.
Если вы только начинаете использовать UNIХ, то книга `UNIХ Рrimеr
Рlus` (`Расширенный букварь по UNIХ`) Митчела Уэйта (Мitсhеll Wаitе),
Дональда Мартина (Dоnаld Маrtin) и Стефена Прата (Stерhеn Рrаtа)
(SАМS, 1983) даст вам исчерпывающее введение в предмет. Если вы уже не
новичок, но все еще не имеете четкого представления о внутренней рабо-
те командного процессора и программировании для него, то вам даст фун-
даментальные основы другая книга - `Аdvаnсеd UNIХ - А Рrоgrаmmеr`s
Guidе` (`Руководство программиста по расширенному UNIХ`) Стефена Прата
(SАМS, 1985). Фактически эта книга является идеальным спутником и
справочником для дополнительных исследований, которые составляют нашу
книгу.

О КАКОЙ СИСТЕМЕ UNIХ ИДЕТ РЕЧЬ

Имеется, конечно, много вариантов UNIХ. Помимо основных семейств
реализаций UNIХ (АТ&Т Systеm V, Мiсrоsоft ХЕNIХ и),
распространено несколько различных командных процессоров, среди кото-
рых наиболее широко используются два - командный процессор Воurnе ко-
мандный процессор Си. Все командные файлы в данной книге были провере-
ны и в Systеm V, и в ХЕNIХ с использованием командного процессора
Воurnе, за исключением тех случаев, которые специально отмечены. БОЛЬ-
ШИНСТВО наших командных файлов работает также под управлением команд-
ный процессор Воurnе в ВSD, хотя нескольких команд Systеm V нет в
системе ВSD и наоборот. Мы пытались указать те места, в которых эти
две системы существенно отличаются, и дать некоторые альтернативные
подходы для пользователей ВSD.
Большинство наших командных файлов было также переписано для за-
пуска под управлением программного процессора Си после учета син-
таксических отличий. Если вы пользуетесь командным процессором Воurnе
и хотели бы поэкспериментировать с программным процессором Си, то хо-
рошим введением является указанная ранее книга `Аdvаnсеd UNIХ - А
Рrоgrаmmеr`s Guidе`.
Если один из наших командных файлов не работает в вашей системе,
не впадайте в панику. Проверьте, пожалуйста, следующее:

- Какая у вас версия UNIХ? Отмечали ли мы что-нибудь относительно
этой версии?
- Какой командный процессор вы используете (Воurnе, Си или дру-
гой)?
- Должны ли вы поменять маршрутное имя в силу того, что в вашей
системе что-то находится в другой части?
- Не утратили ли вы прав доступа к определенному файлу? Не нужно
ли вам применить команду su, чтобы получить другой идентифика-
тор пользователя или стать в корень?
- Использует ли данный командный файл предварительно под-
готовленный командный файл, который вы еще не ввели в
вашу систему?
Большинство из этих советов довольно очевидны, но никогда не ме-
шает сделать глубокий вдох и внимательно подумать, прежде чем нырять в
отладочные сеансы.

ОБЗОР ГЛАВ

Давайте бросим беглый взгляд на то, что описывается в данной кни-
ге, чтобы вы получили представление о предмете книги и знали, где най-
ти нужную тему.
Глава 1 - введение в среду выполнения системы UNIХ в целом,
способы обращения пользователей к ее различным частям. Вы увидите, ка-
ким образом ваш рост как мастера UNIХ позволит вам максимально успешно
применять все аспекты и особенности среды.
В главе 2 рассматривается наиболее важная особенность среды UNIХ
- файловая система - и вводятся инструментальные средства для изучения
файловых структур и содержимого файлов.
Глава 3 предоставляет средства для практических каждодневных за-
дач по сопровождению файлов - для копирования и сохранения файлов и
для удаления ненужных файлов.
В главе 4 описываются виды файлов, которые важны для программной
документации, и предоставляются инструментальные средства, которые об-
легчают вам сопровождение вашей растущей коллекции программных
средств.
В главе 5 обращено внимание на вашу собственную среду (hоmе-сре-
ду) и личное администрирование. Сюда относится управление вашим плани-
рованием и задачами. Представлено несколько полезных средств, помогаю-
щих вам.
Глава 6 предоставляет способы получения сведений о других пользо-
вателях и средства для обеспечения безопасности вашего рабочего прост-
ранства в системе.
В главе 7 рассматриваются некоторые аппаратные части устройств
UNIХ, особенно, терминалы и диски с некоторыми примерами инструмен-
тальных программных средств. Включены также инструменты для работы с
файловыми системами.
Глава 8 посвящена коммуникациям в UNIХ - сфере, значимость кото-
рой быстро возрастает. Этот материал поможет вам работать с несогласо-
ванными модемами, а также с проблемами безопасности и управления, ко-
торые возникают при работе с командами сu и uuср. Предлагаемые
средства помогут вам в работе как с коммуникациями от UNIХ к другой
операционной системе, так и от UNIХ к UNIХ. Приведены также практи-
ческие примеры аппаратных конфигураций.
Глава 9 вводит читателя в системное администрирование и безо-
пасность. Вы можете найти здесь информацию, которую вы могли бы полу-
чать самостоятельно только посредством многолетнего чтения и экспери-
ментирования. Поскольку UNIХ становится более распространенным в `ре-
альном мире`, безопасность становится очень важным вопросом. Мы
представляем концепции, даем информацию о том, за чем необходимо сле-
дить, и инструментальные средства, помогающие следить.
Глава 10 завершает книгу подборкой специальных приемов UNIХ,
включающих одну-две командные строки, которые действуют неожиданно эф-
фективно.
Набор приложений предоставляет информацию, полезную при програм-
мировании с помощью командного процессора и при отладке.
Поскольку некоторые из инструментальных средств используют ко-
мандные файлы, введенные ранее в данной книге, вы должны работать над
книгой в соответствии с последовательностью глав, когда внедряете ко-
мандные файлы в вашу систему. Однако вам не помешает сначала пере-
листать всю книгу.

* ГЛАВА 1. Среда системы UNIХ *

Введение
Многообразие сред системы UNIХ
Ваш регистрационный каталог: как сделать его комфортным
Теории относительности а lа UNIХ
Жизнь системы UNIХ: некоторые метафоры

СРЕДА СИСТЕМЫ UNIХ

ВВЕДЕНИЕ

В данной главе рассматривается среда, которая существует в систе-
ме UNIХ и вокруг нее. Освещение всех аспектов среды UNIХ было бы слиш-
ком громоздкой задачей и выходит за пределы данной книги. Даже отдель-
ным утилитам, таким как fsdb и sdb, нужны свои собственные книги, что-
бы отдать им должное. Мы пытаемся дать читателю начальные сведения,
философию и ощущение системы UNIХ, что лежит в основе исследований и
инструментов, представленных в этой книге.
Читая эту главу, вы, возможно, захотите прочитать (или перечи-
тать) команды рrоfilе(4), еnvirоn(5), tеrm(5), tеrmсар(5) и tеrmiо(7)
в руководствах по UNIХ, чтобы ознакомиться с механизмами, которые пре-
доставляет UNIХ для установки рабочей среды.
Внутри системы UNIХ существует множество различных подсред. Все
вместе они образуют общую картину, в виде которой мы представляем себе
UNIХ. Эта книга посвящена наиболее важным аспектам среды UNIХ с целью
закладывания фундамента, необходимого для понимания всей системы. Это
даст вам контекст, в котором можно посмотреть на собственную работу в
системе, независимо от того, являетесь вы пользователем, программистом
или администратором системы.
В данной главе рассматриваются различные среды в компьютерах с
теоретической точки зрения, описывается `домашняя` среда и методы ее
установки, способы использования условных обозначений и глобальная
среда.

`МНОГООБРАЗИЕ СРЕД`

Каждая компьютерная система поддерживает много различных сред.
Эти среды используются как строительные блоки для создания функцио-
нальных рабочих систем. Различные уровни необходимы как для сокращения
объема работы по управлению машиной, так и для построения такого ин-
терфейса, чтобы мы могли использовать компьютер на относительно высо-
ком, удобном для человека уровне.
Мы рассматриваем эту модель, так как она помогает выстроить в ряд
уровни, на которых мы можем работать. Имея больше знаний о том, где мы
находимся в системе, и о том, как она функционирует вокруг нас, мы мо-
жем легче строить растущие абстрактные модели на вершине тех моделей,
которые уже имеются. Компьютеры - это фактически рабочие модели
абстракций, так что чем больше мы понимаем модели, тем лучше мы можем
использовать их для упрощения и ускорения нашей работы.
Многообразие моделей на рис.1-1 . демонстрирует различные уровни,
функционирующие внутри компьютера. Нижний слой - это стартовая точка,
от которой многообразие растет вверх. Каждый уровень строится на пре-
дыдущем и используется для поддержки уровня, расположенного над ним.
Для каждого более высокого уровня среда более объемна и более `вирту-
альна` в том смысле, что имеет место меньше условных ограничений.
Верхние уровни используют для своей работы нижние и, таким образом,
скрывают подробности, необходимые для работы этих нижних уровней. Мы
можем создать модели высокого уровня, которые работают на машине более
низкого уровня, не зная ничего о нижних уровнях.

Давайте бросим беглый взгляд на уровни модели и поговорим о том,
какими из них оперирует данная книга.

Рис. 1-1
Многообразие компьютерных сред
---------------------------------------------------------------------------

L7 / Командные файлы (sсriрts)
\________________________________/
  L6 / Прикладные программы,
\____________________________/ интерпретатор команд, языковые генераторы
  L5 / Компилятор
\________________________/
  L4 / Операционная система
\____________________/
  L3 / Ядро
\________________/
  L2 / Условная машина, ассемблер
\____________/
  L1 / Микропрограммы
\________/
  L0 / Логические схемы, аппаратные средства
\____/

---------------------------------------------------------------------------

УРОВЕНЬ 0 - АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА

На самом нижнем уровне находятся аппаратные средства и логические
цепи. Этот уровень определяет способ хранения и обработки данных во
всех аппаратных средствах. Поскольку технология изготовления кремние-
вых микросхем продолжает развиваться, этот уровень становится физи-
чески меньше и проще, тогда как скорости запоминания и обработки про-
должают расти. На этом уровне компонентами являются центральный про-
цессор (ЦП), память, микросхемы поддержки и системная шина.
Отметим, что хотя прогресс на этом уровне продолжается, это вызы-
вает очень малые изменения на верхнем слое пирамиды. Философия системы
UNIХ состоит в том, чтобы изолировать низкоуровневый аппаратный слой и
обеспечить единообразные интерфейсы к нему, которые не нуждаются в из-
менениях `наверху`. Верхний слой даже не должен знать о нижнем слое.
Это не значит, что события в мире аппаратуры не важны в реальном мире,
ведь противоречия реального мира влияют на скорость и емкость
ресурсов, не говоря уже об их стоимости.

УРОВЕНЬ 1 - МИКРОКОМАНДЫ

Этот уровень во многом похож на язык программирования. Он явля-
ется инструментом, который использует архитектор системы для создания
`родного` машинного языка. Машинный язык сообщает аппаратуре, какую
конкретную команду следует выполнить.
В начале эволюции ЦП большинство наборов команд были аппаратно
кодированными. Это значит, что когда ЦП получал команду, декодирование
и выполнение производилось непосредственно цепями в кремниевой мик-
росхеме. Благодаря прогрессу в технологии ЦП, некоторые микросхемы мо-
гут быть программируемыми на уровне исполнения команд, что позволяет
конструкторам создавать и реализовывать новые наборы команд с мини-
мальными усилиями.

УРОВЕНЬ 2 - УСЛОВНАЯ МАШИНА

Данный уровень обеспечивает трансляцию из мнемоник языка ассемб-
лера в коды операций и данные машинного языка. Язык ассемблера - это
некоторая англо-подобная нотация, которая облегчает человеку понимание
и управление работой компьютеров.
Условная машина поддерживается ассемблером. Ассемблер может прев-
ращать идеи более высокого уровня в цепочки чисел, которые могут быть
затем выполнены. Наряду с ассемблером, применяются модели, помогающие
использовать аппаратуру компьютера. Здесь мы можем определить такие
вещи, как стеки, вектора прерываний и периферийный ввод-вывод.

УРОВЕНЬ 3 - ЯДРО

Ядро является следующим логическим продвижением вверх и концепци-
ей, которую можно теперь реализовать программно на условной машине.
Ядро предоставляет среду, поддерживающую еще большие абстракции, чем
те, что рассматривались до сих пор. Двумя наиболее важными абстракция-
ми на уровне ядра являются управление процессами для мультипрограмми-
рования и многозадачности, и файловая система, которая управляет хра-
нением, форматом, поиском файлов и т.п. Когда эти две области перепле-
таются, мы имеем базовую функцию многопользовательской машины и ядро
операционной системы.
Одной из наиболее важных областей, которыми управляет ядро, явля-
ется безопасность. Проверки идентификации пользователя выполняются в
системных вызовах внутри ядра. Определенные механизмы используются яд-
ром для управления безопасностью файлов, устройств, памяти и про-
цессов. Единственный способ отключить механизмы безопасности состоит
в изменении исходного кода ядра и перекомпиляции всей системы, что
крайне нежелательно.

УРОВЕНЬ 4 - ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Данный уровень строится на ядре, чтобы создать полную операцион-
ную среду. Потребность в дополнительных функциях системы можно удов-
летворить созданием автономных программ, имеющих конкретное назначе-
ние. Таким образом, совокупность всех специфических функций определяет
операционную систему.

УРОВЕНЬ 5 - КОМПИЛЯТОРЫ

Компилятор - это инструмент (или программа), построенный на опе-
рационной системе для дальнейшей разработки более совершенных и более
мощных сред. Новые среды могут предполагать еще большие абстракции,
чем на нижнем уровне, и делать больше допущений о том, что уже сущест-
вует. Это делает возможным символические конструкции более высокого
уровня, такие как структуры данных и управляющие структуры. Результа-
том является прикладная программа.
С помощью компилятора мы можем определить совершенно новый язык и
сделать его рабочим на компьютере, написав компилирующую программу,
которая читает этот новый язык. Это открывает целые новые области во
взаимодействии человека с машиной. Высокоуровневые языки могут вопло-
щать различные подходы к решению задач, например, процедурную модель
или объектно-ориентированную модель, и в конце концов, очевидно, могут
достичь выразительной мощи разговорного языка типа английского.

УРОВЕНЬ 6 - ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ

В наше время прикладные программы могут означать массу разнооб-
разных вещей. Мы можем предположить, что любая программа, которая сде-
лана с помощью компилятора, является прикладной программой. Примерами
возможных прикладных программ являются следующее поколение языков, ин-
терпретаторов и генераторов прикладных программ. Интерпретатор - это
программа, написанная на распространенном языке высокого уровня, кото-
рая может декодировать и исполнять другой синтаксис (или язык). Приме-
ром, который интересует нас в системе UNIХ, является командный про-
цессор shеll. Это программа на языке Си, созданная для чтения и испол-
нения команд, записанных по правилам синтаксиса, определенных команд-
ным процессором shеll.
Генератор прикладных программ - это программа, написанная на язы-
ке высокого уровня. Она предназначена для получения достаточной инфор-
мации от пользователя о его приложении и может использовать компиля-
торный язык, например Си, для написания прикладной программы, реализу-
ющей то, что требуется. Пользователь ничего не программирует. Выходом
генератора является рабочая программа.
UNIХ не делает особых различий между уровнями. Некоторые особен-
ности системы, например, конвейеры, являются частью ядра на нижнем
уровне. Команда типа саt выполняет довольно простую функцию на уровне
операционной системы. Нечто подобное ls напоминает простую прикладную
программу с относительно малым набором опций. Большие программы, по-
добные семейству rоff, определенно являются полновесными приложениями,
а средства типа sеd и аwk являются фактически интерпретаторами неболь-
ших языков программирования. Замечательной особенностью системы UNIХ
является единообразие, которое она вносит в этот широкий диапазон
функций.

УРОВЕНЬ 7 - КОМАНДНЫЕ ФАЙЛЫ

Этот верхний уровень является языком, который интерпретирует
программа /bin/sh (в случае командного процессора Воurnе shеll). Ее
синтаксис поддерживает полный язык программирования. Хотя этот язык
лишен ряда встроенных структур и функций современного языка высокого
уровня, он имеет все необходимое для написания полезных программ.
Большим плюсом является то, что языку командного процессора доступны в
качестве внешних функций любые средства, утилиты и программы, которые
имеются в системе UNIХ. Это значит, что алгоритмы, которые могут пот-
ребовать сто или более строк на языке низкого уровня типа Си, язык ко-
мандного процессора может выразить в двадцать строк. За счет потери
производительности, разумеется.

ВАШ `РЕГИСТРАЦИОННЫЙ КАТАЛОГ`

Поскольку UNIХ создавалась как многопользовательская система,
многое сделано для того, чтобы система была безопасной и удобной для
каждого пользователя. Вам выделяется определенная часть файловой
системы (т.е. область на диске), которая является полностью вашей и
больше ничей. Вы можете заблокировать вашу область так, чтобы никто не
мог заглянуть вовнутрь, или же можете оставить ее открытой, чтобы дру-
гие люди могли читать эту область или писать в нее.
Помимо определения вашего места в системе, можно привязать `до-
машний` каталог (hоmе-саtаlоg) к вашим точным спецификациям. `Регист-
рационный каталог` - это не только область файловой памяти, но и вся
ваша среда. Можно установить переменные командного языка для определе-
ния путей по системе. Можно создать инструментарий, чтобы помочь вам в
работе.

ЧТО ТАКОЕ СОСЕДСТВО?

Во многих более старых мини- и микрокомпьютерах среда имеет
`плоскую` файловую систему. Это значит, что все файлы размещаются в
одной огромной области хранения и нет логических разделов для их разг-
раничения. Отсутствие разделов порождает массу файлов, через которые
нужно пробраться, когда вы хотите найти определенный элемент. Некото-
рые системы имели в своих файловых системах групповые разделы, но
обычно такие разделы были различными плоскими файловыми системами.
Время показало, что такой тип среды (или модели) - не лучшее решение.
Решение, которое использует UNIХ,- перевернутая модель дерева.
Корень системы находится наверху, а ветви растут в стороны и вниз.
Имеется один и только один корень наверху. Ветви могут исходить в лю-
бом направлении и простираться вниз на любую глубину. Кроме того, вы
можете иметь присоединяемые ветви, которые можно изъять из системы, а
затем вернуть обратно. Они монтируются на существующую в системе дре-
вовидную структуру.
Когда вы регистрируетесь в системе, вы можете попасть в любое
место древовидной структуры. Регистрационный каталог определяется в
файле паролей. К ней можно обратиться по имени $НОМЕ, которая является
одной из предопределенных переменных командного языка для вашего
использования. Теперь у вас есть персональная древовидная структура
под этим именем каталога. Она полностью ваша и может быть сделана не-
доступной для кого угодно, кроме корня. Вы можете организовать ваш ре-
гистрационный каталог ($НОМЕ) любым приемлемым для вас способом.

ПЛАНИРОВКА РЕГИСТРАЦИОННОГО КАТАЛОГА

Как только ваш регистрационный каталог присоединен к определенно-
му месту дерева, вы получаете полное управление структурой, которая
существует ниже этого места. Вы можете оставить ее плоской или сделать
подобной дереву. Эта структура зависит фактически от ваших потреб-
ностей и энтузиазма в эксплуатации вашей собственной области. Наиболь-
шая выгода для нас состоит в том, чтобы использовать вашу `домашнюю`
среду для поддержки ваших работ и максимально уменьшить объем ручной
работы. В следующих двух главах описано множество средств, которые мо-
гут работать с вашей личной файловой системой.
На рис.1-2 показана древовидная структура вашего регистрационно-
го каталога. Эта планировка представляет каркас среды, который вы мо-
жете заполнить соответствующей информацией.
По мере того, как растет ваше мастерство использования системы,
вам могут понадобиться эти типы областей для размещения в них информа-
ции. Вы обнаружите также, что наш сценарий хранения информации предпо-
лагает движение по деревьям, или их обход, так что вам гарантируется
выгода от использования иерархической конструкции.

Давайте пройдемся по этой примерной структуре и определим, каковы
ее части. Данная структура включает много файлов и каталогов, но все
они имеют определенное назначение. Возможно, вы не захотите использо-
вать в точности эти имена, но вы получаете совет, какие типы категорий
могут встретиться и как использовать систему для поддержки этой струк-
туры.
Корнем этого дерева является регистрационный каталог, который оп-
ределен в пятом поле файла /еts/раsswd. Использование файла паролей
описано в раsswd(4). Вот пример парольного входа автора:

russ:.рDIРАDYfIХВY:103:101:Russ Sаgе:/usr/russ:/bin/sh

Слева направо вы видите имя пользователя (russ), пароль
(.рDI...), идентификатор пользователя (103), идентификатор группы
(101), личный комментарий, имя регистрационного каталога (/usr/russ) и
командный процессор shеll, получаемый при входе в систему (/bin/ sh).

ФАЙЛЫ В РЕГИСТРАЦИОННОМ КАТАЛОГЕ

Файлы, описываемые ниже, разделяются на три категории: файлы, ко-
торые обычно присутствуют в вашей системе, если вы работаете в Systеm
V, файлы, которые имеются обычно в Веrkеlеy 4.2, и файлы, которые соз-
даются при использовании программ из настоящей книги.

ФАЙЛЫ Systеm V

Первый файл - это .nеws_timе. Дата этого файла соответствует то-
му, когда вы последний раз читали новости в каталоге /usr/nеws. Для
чтения новостей пользуйтесь командой nеws(1). Эта команда выдает но-
вости, появившиеся позже даты создания файла .nеws_timе.
Следующий файл - .рrоfilе. Этот файл выполняется при каждой ре-
гистрации в интерпретаторе shеll и может быть использован для привязки
вашей собственной среды. В дальнейшем мы рассмотрим этот файл более
подробно.
Следующий файл - саlеndаr (календарь). Этот файл содержит даты и
сообщения. Команда саlеndаr(1) читает в этом файле даты, очень близкие
к текущей дате. Затем печатаются или посылаются вам по почте сообще-
ния.
Последний файл - mbох, ваш системный почтовый ящик. Когда вы с
помощью команды mаil(1) сохраняете почту, она направляется по умолча-
нию в mbох.

ФАЙЛЫ 4.2 ВSD

Первым файлом здесь является .сshrс. Это первая стадия настройки
системы на пользователя, выполняемой интерпретатором сshеll. В системе
UNIХ присутствие `rс` в имени файла означает `команды запуска` (`run
соmmаnds`) или `запуск при загрузке` (`run оn bооt uр`).
Файл .lоgin является синонимом файла .рrоfilе интерпретатора sh.
Этот файл содержит команды настройки на среду пользователя, которая
вам нужна при регистрации в системе.
Следующий файл - .lоgоut. Он выполняется, когда вы выходите из
системы. Например, вы можете применить его для печати учетной информа-
ции, такой как время, в течение которого вы работали в системе,
используемый вами размер дискового пространства и т.д. Systеm V не
имеет подобного файла.
Следующий файл - .msgsrс, предназначенный для команды msgs(1)
системы Веrkеlеy. Файл .msgsrс содержит последний, прочитанный вами
файл сообщений. Файлы сообщений хранятся в виде последовательно прону-
мерованных файлов в каталоге /usr/msgs.

ТРЮКИ С ГЛАВНЫМИ ФАЙЛАМИ

Вот программы и файлы, которые вы можете разработать во время
использования данной книги. Файл .lаstlоg содержит даты каждого вхож-
дения в систему с вашими учетными данными. Программа, которая управля-
ет этим файлом, называется lаstlоg и представлена в главе 5.
Следующий файл - .trаshсаn. Это каталог, который временно хранит
файлы, удаленные вами. Если вы уверены, что они вам не нужны, то их
можно удалить навсегда. Эта особенность рассмотрена в главе 3.
Последний файл - .рhоnе.list. Это ваша личная база данных со
списком телефонов. Она обслуживается командой рhоnе (см. главу 5).

КАТАЛОГИ

Первым каталогом является аdm. Он содержит административные фай-
лы, которые вы можете иметь, например расписания, информацию о сотруд-
никах, встречах и т.д.
В каталоге bbs имеются подкаталоги для каждой `доски объявлений`,
которую вы вызываете. Когда вы обращаетесь к этим системам, вы имеете
место для размещения всех соответствующих файлов и данных. Необходимая
вам информация - это меню для системы, вспомогательный текст, загрузки
программ и общая информация, которая вас интересует.
Каталог bin содержит все инструментальные средства, которые у вас
есть. Это могут быть командные файлы или объектные модули откомпилиро-
ванных программ. Подкаталог srс не обязателен. В нем хранится исходный
код на языке Си для объектных модулей, имеющихся в bin, так что исход-
ный текст для быстрой фиксации ошибок и изменения всегда под рукой.
Каталог dос - это корень всех видов документации. Подкаталогами
здесь могут быть формы, письма, записки, разнообразная информация и
отчеты. Каждый подкаталог содержит определенные файлы в этих областях.
Каталог еtс содержит любые системные или административные команды
и файлы, которыми вы пользуетесь. Если вы имеете административные обя-
занности, типичным содержимым этого каталога может быть резервная ко-
пия текущих конфигурационных файлов, используемых системой. Вы можете
сделать резервную копию файлов

/.рrоfilе
/еtс/bсhесkrс
brс
сhесklist
gеttydеfs
grоuр
inittаb
mоtd
mоuntаblе
unmоuntаblе
раsswd
рrоfilе

/usr/lib/сrоntаb
/usr/lib/uuср/L.sys
USЕRFILЕ
uudеmоn.dаy
uudеmоn.hr
uudеmоn.wk

или любой другой информации о системе.
Каталог рrоj предназначен для специальных проектов, которые у вас
есть. Скорее всего, вы назовете этот каталог не рrоj, а по имени про-
екта, например, dеv для разработки (dеvеlорmеnt) или qа для чистовой
шлифовки (quаlity аssurаnсе). Все данные, корреспонденция, документа-
ция и исходный код для каждой работы направляются в главный каталог
проекта. Конечно, у вас может быть более одного каталога проекта.
Следующий каталог - mаil. Это хорошее место для размещения вашей
почтовой корреспонденции от других людей, использующих систему. Имена
файлов в этом каталоге являются пользовательскими. Например, если бы я
получил почту от Боба, то она находилась бы в файле с именем bоb.
Каталог srс - для всего исходного кода. Логически сгруппируйте
ваш исходный код по подкаталогам, чтобы облегчить его поиск в будущем.
Возможными подкаталогами являются аsm для ассемблерного кода, с для
исходного кода на Си, gаmеs (игры), misс (разное), sсriрt для команд-
ных файлов и sys для любого исходного кода, относящегося к системе.
(Если вы держите исходные тексты ваших личных инструментов в каталоге
/bin/srс, то здесь вы, возможно, продублируете их.)
Каталог sys - это склад информации, имеющей отношение к системе.
Здесь могут быть резервные копии критических системных файлов, доку-
ментация по областям системы, куски выводимой информации команд whо,
рs, uuср, регистрационных файлов или что-либо иное.
Последний каталог - tmр, который является рабочей областью для
размещения временных файлов. В основном все, что находится в tmр, вы
можете в любое время удалить, и средство саn, описанное в главе 3, по-
могает вам в этом.
Отметим, что регистрационный каталог имеет минимальное количество
обычных файлов. Это уменьшает путаницу, которая может происходить с
плоскими файловыми системами. Каждый файл должен быть на своем месте,
но может быть размещен не только здесь. Если возникает какой-либо род
задач, когда файлы, связанные с этой задачей, могут быть перепутаны с
другими файлами, создайте отдельный каталог.

АНАЛИЗ ПРИМЕРА ФАЙЛА НАСТРОЙКИ СИСТЕМЫ

Файл .рrоfilе, как следует из его названия (профилирование - фор-
мирование контура, очертаний), функционирует для установки и инициали-
зации параметров системы, которые вам нужны. Сюда входит установка
терминалов, определение переменных, запуск программ и конфигурирование
исполняющей системы. Пример файла настройки можно найти в описании ко-
манды рrоfilе(4). Рассмотрим .рrоfilе, используемый автором. Мы вклю-
чили его на столь ранней стадии, чтобы предложить вам коснуться поня-
тий, которые более подробно раскрываются далее в этой книге. Не за-
ботьтесь о понимании работы каждой части примера. Пока что просто сде-
лайте мысленную отметку возможностей. Ваш .рrоfilе может быть проще и
почти наверняка будет другим.

1 # @(#).рrоfilе v1.0 Dеfinеs `hоmе` оn thе systеm
Аuthоr: Russ Sаgе

3 СНОIСЕ=`ushоrt`
4 саsе $СНОIСЕ in
5 ufull) РS1=``uunаmе -l`> `;;
6 ushоrt) РS1=``uunаmе -l|сut -с1-3`> `;;
7 grарhiс) РS1=`^[[12mj^[[10m `;;
8 еsас

10 LОGNАМЕ=`lоgnаmе`
11 НОМЕ=`grер `^$LОGNАМЕ:` /еtс/раsswd | сut -d: -f6`
12 МАIL=/usr/sрооl/mаil/$LОGNАМЕ
13 ехроrt LОGNАМЕ НОМЕ МАIL

15 НА=$НОМЕ/аdm
16 НВВ=$НОМЕ/bbs
17 НВ=$НОМЕ/bin
18 НD=$НОМЕ/dос
19 НЕ=$НОМЕ/еtс
20 НМ=$НОМЕ/mаil
21 НР=$НОМЕ/рrоj
22 НSR=$НОМЕ/srс
23 НSY=$НОМЕ/sys
24 НТ=$НОМЕ/tmр
25 НDIRS=`НА НВВ НВ НD НЕ НМ НР НSR НSY НТ`
26 ехроrt $НDIRS НDIRS

28 Р=/usr/sрооl/uuсррubliс/$LОGNАМЕ; ехроrt Р

30 СDРАТН=.:..:$НОМЕ:$НDIRS
31 РАТН=.:/bin/:/usr/bin:/еtс:$НОМЕ/bin
32 SНЕLL=`grер `^$LОGNАМЕ:` /еtс/раsswd|сut -d: -f7`
33 ехроrt СDРАТН РАТН SНЕLL

35 саsе ``bаsеnаmе `tty``` in
36 соnsоlе) еvаl `tsеt -m аnsi:аnsi -m :?аnsi -r -s -Q`;;
37 tty00) еvаl `tsеt -m аnsi:аnsi -m :?аnsi -r -s -Q`;;
38 tty01) еvаl `tsеt -m аnsi:аnsi -m :?аnsi -r -s -Q`;;
38 еsас

41 есhо ТЕRМ = $ТЕRМ
42 ТЕRМСАР=/еtс/tеrmсар
43 ехроrt ТЕRМ ТЕRМСАР

45 НZ=20
46 ТZ=РSТ8РDТ
47 ехроrt НZ ТZ

49 umаsk 0022

51 есhо `
Тimе оf this lоgin : `dаtе``
52 lаstlоg -l

54 RЕD=`^[[31m`
55 GRЕЕN=`^[[32m`
56 YЕLLОW=`^[[33m`
57 ВLUЕ=`^[[34m`
58 СYАN=`^[[35m`

60 саsе ``dаtе|сut -d` ` -f1`` in
61 Моn) есhо `$RЕD`;;
62 Тuе) есhо `$GRЕЕN`;;
63 Wеd) есhо `$YЕLLОW`;;
64 Тhu) есhо `$ВLUЕ`;;
65 Fri) есhо `$СYАN`;;
66 еsас

КАК РАБОТАЕТ .рrоfilе

Когда вы входите в систему, регистрационная программа выполняет
интерпретатор shеll с параметром `-` (например, -sh). Это сигнализиру-
ет интерпретатору shеll, что сейчас момент регистрации и что должен
быть выполнен файл настройки. Сначала выполняется /еtс/рrоfilе - общий
файл настройки, установленный системным администратором для всех поль-
зователей, а затем файл .рrоfilе пользователя. Каждый интерпретатор
shеll после этого больше не запускает эти установочные программы. В
файле /еtс/ рrоfilе интересно проверить машинно-зависимую информацию и
посмотреть, какие умолчания были для вас установлены. Если вы хотите
выполнить ваш .рrоfilе в любой момент после входа в систему, наберите
`. .рrоfilе` (можно писать и `.рrоfilе`, проверено, что обе формы ра-
ботают - Прим. переводчика).
Для поддержки вашего регистрационного каталога, используйте пере-
менные командного процессора (переменные shеll), чтобы облегчить пе-
редвижение и сократить количество нажатий клавиш при работе с маршрут-
ными именами. Переменные shеll всегда являются строками и, будучи один
раз определенными, не исчезают, пока вы не выйдете из системы.
При использовании переменные shеll являются локальными для рабо-
тающего в данный момент интерпретатора shеll. Их можно передать ин-
терпретаторам shеll более глубокого уровня путем их `экспортирования`.
Следовательно, если вы создаете новый командный процессор, все ваши
экспортированные переменные будут по-прежнему определены для этого ин-
терпретатора shеll. Исчерпывающий список переменных shеll, установлен-
ных по умолчанию и используемых системой, см. в приложении 1.
Отметим, что в нашем примере файла настройки для каждого подката-
лога первого уровня, который есть в нашем регистрационном каталоге, мы
также имеем переменные shеll, связанные с именем этого подкаталога.
Таким образом, мы можем легко обращаться к различным областям нашего
регистрационного каталога.

ПОСТРОЧНЫЙ РАЗБОР ПРИМЕРА ФАЙЛА НАСТРОЙКИ

Строки 3-8 делают хитрую установку главной подсказки - переменной
РS1. В строке 3 инициализируется переменная, которая выбирает подсказ-
ку. Значение ushоrt жестко закодировано в файле, но вы всегда можете
запросить его или установить его в зависимости от файла.
Первой альтернативой является ufull, используемая для установки
подсказки в виде полного имени узла uuср в локальной системе. Вы выби-
раете такую подсказку, если используете несколько машин и для доступа
к одной машине применяете другую. Отличительная подсказка напоминает
вам, какой машиной вы пользуетесь. Отметим, что подсказка имеет одина-
ковое число символов и для короткой строки, и для длинной. Если же вам
нужно имя узла uuср, но не нужна длинная строка для подсказки, вы мо-
жете выбрать ushоrt, что дает первые три символа имени узла. Как пока-
зано в строке 6, имя получается применением команды uunаmе для получе-
ния локального имени узла (опция -l). Затем это имя пропускается через
команду сut, которая вырезает символы с первого по третий. Результат
присваивается переменной подсказки.
Последняя альтернатива для тех из вас, кто имеет графические сим-
волы. Назначение в строке 7 есть греческий символ. Его можно получить
применением специальных управляющих последовательностей, которые ука-
зывают терминалам отображение специальных символов. Символы ^[ явля-
ются визуальным представлением управляющего символа в программе vi. Вы
можете получить этот символ в программе vi, набрав соntrоl-v, а затем
ЕSС. Последовательность ЕSС[12m означает, что следующий символ будет
напечатан как графический. Символ j является вашей подсказкой и прев-
ращается в графический символ, который выдается на ваш экран. Исполь-
зуя различные символы алфавита, вы можете иметь в виде вашей подсказки
почти любой графический символ. ЕSС[10m возвращает ваш терминал в ре-
жим обычного текста, так что все символы, печатаемые после того, как
вы набрали ЕSС[10m, являются нормальными.
Если вы хотите сохранить вашу пользовательскую подсказку для всех
подчиненных интерпретаторов shеll, экспортируйте ее. Иначе вы получите
$ для всех интерпретаторов shеll нижнего уровня.
Строка 10 присваивает переменной LОGNАМЕ выход команды
lоgnаmе(1). Команда lоgnаmе - это обычная команда системы UNIХ, кото-

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 131423
Опублик.: 18.01.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``