Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
ПОДВОДНЫЙ СПЕЦНАЗ: ИСТОРИЯ, ОПЕРАЦИИ, СНАРЯЖЕНИЕ Назад
ПОДВОДНЫЙ СПЕЦНАЗ: ИСТОРИЯ, ОПЕРАЦИИ, СНАРЯЖЕНИЕ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

ДОН МИЛЛЕР

ПОДВОДНЫЙ СПЕЦНАЗ: ИСТОРИЯ, ОПЕРАЦИИ, СНАРЯЖЕНИЕ,
ВООРУЖЕНИЕ, ПОДГОТОВКА БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ

Изд. `Харвест`, г. Минск, 1998 г.
ОСR Палек & Аlligаtоr, 1998 г.

Предисловие

В этой книге содержится немало сведений исторического характера. Од-
нако было бы неправильно считать ее исследованием по истории морской
войны. Перед составителем стояла иная задача. Я стремился на историчес-
ких примерах раскрыть суть проблем подводного плавания, технического ос-
нащения пловцов-подводников, методов обучения и боевого применения под-
водных разведчиков-диверсантов.
В этой связи надо отметить, что до сих пор в открытой печати (по
крайней мере, на русском языке) не было еще ни одной книги, которая бы
освещала указанные проблемы исчерпывающим образом. К тому же те популяр-
ные очерки, что когда-то выходили в свет, давно стали библиографической
редкостью. Последняя книга о боевых пловцах - `Ластоногие пловцы` Беста
- была издана более тридцати лет тому назад. Журнальные статьи по данной
теме тоже можно пересчитать по пальцам. Видимо, недостаток информации о
военных пловцах-подводниках связан с особой секретностью их действий.
Достаточно сказать, что королевский флот Великобритании до сих пор не
разглашает подробности боевых операций своих легководолазов, осу-
ществлявшихся в годы Второй Мировой войны! Что уж тогда говорить о конф-
ликтах более позднего времени, таких, как война на Фолклендских островах
в 1982 году, или операция `Буря в пустыне` 1991 года.
Известно, что в сентябре 1996 года в Москве был учрежден `Фрог-клуб`
(`фрог` по-английски означает `лягушка`), объединивший бывших боевых
пловцов военно-морского флота СССР и России. Председатель этого клуба
Игорь Ивлев заявил, что его члены будут, в частности, заниматься `всес-
торонней пропагандой службы в частях специального назначения ВМФ`. К со-
жалению, составителю данной книги ничего не известно об этой стороне де-
ятельности `людей-лягушек`. Во всяком случае, ни один из членов `лягу-
шачьего` клуба не откликнулся на многочисленные призывы нашего изда-
тельства к сотрудничеству в области издания литературы спецназовской те-
матики.
Из-за недостатка информации мне пришлось пойти по пути сведения вое-
дино отрывков из работ разных авторов и разных лет. В результате получи-
лась хрестоматия, где мне принадлежит лишь общая схема изложения матери-
ала, а сам этот материал извлечен из разрозненных публикаций, перечис-
ленных в списке использованной литературы. Но хотя эта книга всего лишь
компиляция, она дает достаточно полное представление о физиологии под-
водного плавания, о снаряжении, методах подготовки и тактике действий
боевых пловцов. Во всяком случае, ее можно использовать в качестве учеб-
ного пособия для базовой подготовки подводных пловцов специального наз-
начения. Например, при обучении молодежи, проходящей службу в отрядах по
борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, имеющимися на
всех флотах России, а также в военно-морских силах других стран СНГ.
Кроме того, она будет полезна многочисленным любителям подводного плава-
ния, погружающимся в морские глубины ради собственного удовольствия.
Составитель,
25 апреля 1998 г.


ВВЕДЕНИЕ

Боевые пловцы, кто они?

Первые упоминания о ныряльщиках встречаются в произведениях античных
историков, географов, натуралистов и даже философов. Так, греческий гео-
граф Страбон сообщает об ихтиофагах (рыбоедах) - примитивных племенах,
живших по берегам Персидского залива и Красного моря. По свидетельству
римского натуралиста Плиния, ихтиофаги плавали с такой же стреми-
тельностью и ловкостью, как морские животные.
Ихтиофаги были не только пловцами. Они в совершенстве владели ис-
кусством ныряния и плавания под водой, это требовалось им для ловли ры-
бы. До тех пор, пока первобытные люди не изобрели сетей, у них не было
другого способа добычи рыбы, кроме как гонять ее под водой и ловить ру-
ками. Впрочем, и в более поздние времена такой способ употреблялся для
ловли некоторых наиболее ценных пород рыб.
С самых ранних эпох цивилизации люди стремились в морские и речные
глубины не только ради пищи, но и в промышленных, транспортных, а также
военных целях. В знаменитой поэме Гомера `Илиада`, созданной примерно
три тысячи лет назад, упоминается ловец устриц, ныряющий вниз головой со
своей лодки:

... `Воскликнул Патрокл-конеборец:
Как человек сей легок! Удивительно быстро ныряет!
Если бы он находился и на море, рыбой обильном,
Многих бы мог удовольствовать, устриц ища, для которых
Прядал бы он с корабля, несмотря что и море сердито.
Как он, будучи на поле, быстро нырнул с колесницы).

(`Илиада`, песнь ХVI).

Несомненно, что уже в те времена погружение на морское дно являлось
профессией, передававшейся из поколения в поколение. Ныряльщики добывали
в море устрицы для изысканного стола, раковины с пурпуром для окраски
тканей, губки, кораллы, жемчуг. Губки употреблялись в большом количестве
для домашнего обихода. Скатертей на столах тогда не знали, их после каж-
дой еды обмывали губками. Еще губки служили подкладками в шлемах воинов
и в их обуви. Что же касается кораллов, то древние народы, особенно гал-
лы, любили украшать ими рукоятки мечей, щиты и панцири. Добыча губок,
кораллов, раковин была очень тяжелым промыслом, так как нырять за ними
приходилось на большие глубины, обследовать там расщелины скал, пускать
в ход клещи, молотки и ножи.
Древний ныряльщик, набрав в легкие побольше воздуха, прыгал за борт с
тяжелым камнем в руках и погружался благодаря его весу. Чтобы подняться
на поверхность, ему надо было лишь отпустить груз. Вернувшись в лодку,
ныряльщик вытаскивал за веревку привязанный к ней камень. Именно этот
способ ныряния до сих пор применяют ловцы губок, кораллов и жемчуга на
Цейлоне, в Красном и Японском морях. Без всякого специального снаряжения
они опускаются на глубину до тридцати метров и остаются под водой в те-
чение двух-трех минут.
Как только первые государства Средиземного моря - Египет, Крит, Фини-
кия - обзавелись флотом, сразу же появились профессиональные водолазы.
Произошло это примерно за полторы тысячи лет до создания `Илиады`. Даже
самое примитивное судоходство требует водолазных работ: ремонта подвод-
ных частей кораблей, освобождения запутавшихся на дне якорей, привязыва-
ния канатов, подъема грузов с затонувших на мелководье судов. Для подоб-
ных манипуляций требовалось оставаться под водой значительно дольше двух
минут. Поэтому снаряжение корабельных и портовых водолазов не ограничи-
валось каменными грузами. Аристотель, этот энциклопедист античной эпохи,
живший в IV веке до н.э., в одной из своих книг рассказал о специальных
устройствах типа небольшого водолазного колокола, а также о кожаных меш-
ках с запасом воздуха и шлемах с дыхательными трубками. Воздушные мешки,
шлемы и колокола позволяли работать под водой довольно значительное вре-
мя.
В связи с началом военных действий на море появились и боевые плов-
цы-ныряльщики. Произошло это в 480 г. до нашей эры, во время первой в
истории морской войны, развернувшейся между персами и греками. Как из-
вестно, войска персидского царя Ксеркса переправились по понтонному мос-
ту через пролив Геллеспонт (Дарданеллы) и двинулись в Элладу по северно-
му побережью Эгейского моря. Персидский флот в основном сопровождал су-
хопутные силы, стараясь держаться береговой линии. Наконец корабли
Ксеркса достигли мыса Афет на южной оконечности полуострова Магнесия.
Греческий флот находился в то время возле мыса Артемисий (остров Эвбея).
Персы видели, что число эллинских судов невелико, однако не решались на-
пасть прямо.
Они послали 200 кораблей вокруг Эвбеи, чтобы те закрыли грекам пролив
Эврип, отделяющий этот остров от материка. Именно к данному моменту от-
носится диверсионная операция греческих пловцовныряльщиков. Аполлонид,
поэт первого века н.э., говорит о ней следующим образом:

`Когда длинный флот Ксеркса надвинулся на всю Элладу,
Скилл придумал глубинную морскую войну.
Заплыв в глубочайшие тайники Нерея, он обрезал якоря,
И перс, корабли и люди, пошел ко дну, униженный:
Первый пробный удар Фемистокла`

(`Палатинская Антология`).

Скилл был родом из города Скион (область Халкидика). Жители Скиона
славились как искусные водолазы и пловцы-ныряльщики, существовала даже
поговорка - `словно скионянин ныряет`. На пути к Терме (нынешние Салони-
ки) персы мобилизовали в свой флот многих греческих моряков и водолазов.
Среди них оказался и Скилл. Этот человек совершил, по сути дела, три
подвига. Во-первых, он сумел убежать с персидского корабля, преодолел
вплавь путь от Афета до Артемисия протяженностью около 80 стадиев (14,8
км) и предупредил греков о замысле противника. Получив это сообщение,
они сначала решили пойти навстречу персидским кораблям, шедшим вокруг
Эвбеи. Но потом передумали и сами поплыли к вражеской эскадре, стоявшей
в районе Афета. По словам Геродота, персы подумали, что их `враги сошли
с ума`, и стали окружать эллинов. Наступившая ночь разделила сражающих-
ся: эллины отступили обратно к Артемисию, персы - к Афету. А ночью нача-
лась ужасная буря, разбившая несколько десятков персидских кораблей о
прибрежные скалы.
Геродот сообщает: `Трупы и обломки кораблей выбрасывало к Афету, они
кружились у корабельных носов и приводили в беспорядок лопасти весел`.
Еще тяжелее пришлось отряду, огибавшему остров Эвбея: буря застигла эти
корабли в открытом море, и они почти все погибли. Суть произошедшего в
том, что греки отошли назад от Афета не только из-за темноты. Скилл оп-
ределил по местным приметам приближение бури, отправил греческие корабли
назад, сам же вместе со своей дочерью Гидной остался на одном из остров-
ков. Ночью они вдвоем подплыли к персидским кораблям и стали перепили-
вать якорные канаты. Таков второй подвиг Скилла.
Павсаний, античный автор 2-го века н.э., в своей книге `Описание Эл-
лады` перечисляет памятники, находящиеся в Дельфах и говорит в этой свя-
зи следующее: `Рядом со статуей Горгия стоит статуя Скиллиса из Скионы,
которые известен тем, что мог нырять в самые глубокие места моря. Скил-
лис выучил также нырять и дочь свою Гидну. Когда корабли Ксеркса были
застигнуты сильной бурей около мыса Сепиада горы Пелиона, Скиллис и Гид-
на вытащили якоря (правильнее было бы сказать перерезалиред.) и другие
зацепы и этим принесли гибель кораблям. За это амфиктионы (члены союза
племен, объединенных вокруг Дельфийского святилища - ред.) поставили
статуи как Скиллису, так и его дочери; однако статуя Гидны увезена из
Дельф Нероном вместе с другими статуями`.
Но и это еще не все. Не случайно Аполлонид говорит о `первом пробном
ударе Фемистокла`. Были и другие, основные. Не только знаменитое сраже-
ние в Саламинской бухте возле Пирея, но и разрушение понтонного моста
через Геллеспонт. Фемистокл уверял Ксеркса, что греки не тронут мост, а
сам тем временем отправил к нему Скилла во главе небольшой группы ны-
ряльщиков. Они перерезали якорные канаты у кораблей, составлявших мост,
после чего ветер и течение легко разметали их во все стороны. Это третий
подвиг.
Рассказ о подвигах Скилла - первое упоминание в античной литературе о
военной деятельности водолазов. Он стоит в начале целого ряда аналогич-
ных свидетельств более позднего времени, показывающих, как постепенно
расширялось их боевое применение. Так, Фукидид сообщает, что в период
Пелопонесской войны в 425 году до н.э. при осаде Пизы афинянами лакеде-
монские водолазы доставляли продовольствие осажденным: `Водолазы ныряли
и плыли под водой, таща за собой на веревке козьи бурдюки с маком, сме-
шанным с медом, и с толчеными семенами льна`. При обороне Сиракуз на Си-
цилии в 413 году до н.э., по свидетельству того же Фукидида, осажденные
соорудили подводные заграждения против вражеских кораблей: сваи были
вбиты так, что они не поднимались над водой, а потому подплывать к ним
было опасно, и всякий неосторожный корабль набегал на них, как на под-
водный камень. `Но и эти сваи распилили водолазы за вознаграждение`, до-
бавляет он дальше.
Арриан, описывая осаду Тира (города на одноименном острове возле по-
бережья Финикии) войсками Александра Македонского в 332 году до н.э. от-
мечает, что великий полководец запер гавань кораблями, поставленными на
якоря поперек входа в порт. Однако тирские водолазы перерезали под водой
якорные канаты. Тогда македонские солдаты заменили канаты железными це-
пями, и ныряльщики Тира уже не смогли повторить свою смелую операцию.
Римский историк Кассий Дион в нескольких местах говорит о военных
действиях водолазов во время войны второго Триумвирата. Так, жители Ори-
ка заградили вход в гавань, затопив в этом месте нагруженные камнями ко-
рабли. Гней Помпеи приказал своим водолазам выгрузить камни и оттащить
корабли с фарватера. Когда Марк Антоний осаждал Мутин (Моденну) Деций
Брут, командовавший гарнизоном, поддерживал связь с Октавианом при помо-
щи пловцов, которые под водой, по небольшой реке, доставляли союзникам
депеши, выгравированные на тонких свинцовых пластинках, привязанных к
руке. Правда, осаждавшие вскоре заметили этот маневр и закрыли выход из
города в реку прочной сетью.
В войне против Антиноя Деций Брут сам воспользовался подобной сетью
при осаде города Ксанф. Чтобы помешать городским пловцам резать сеть под
водой, он приказал прикрепить к ней сверху колокольчики, звеневшие в
случае прикосновения к сети. Немедленно в воду ныряли его водолазы и
уничтожали вражеских связных. Сципион Африканский при осаде Нюманса ве-
лел устроить подводные заграждения в реке из столбов с крючьями, гвоздя-
ми и острыми металлическими пластинами. Столбы стояли в специальных опо-
рах, вращаясь от течения. Сквозь это заграждение не мог проскользнуть ни
один водолаз без риска оказаться разорванным на куски.
В книге по военному делу `Стратегаматикон` римский автор Фронтин
рассказывает: `Луций Лукулл, желая уведомить о своем прибытии жителей
Кизика, осажденных Митридатом, так как вход в город был занят гарнизона-
ми врагов, а этот вход был единственный и узкий по небольшому мосту, со-
единяющему остров с материком, приказал солдату из своих, опытному в
плавании и морском деле, на двух надутых кожаных мешках, имевших вшитые
письма и соединенных снизу двумя стяжками, идти на переправу на расстоя-
ние семи миль (около 11,2 кмримская миля равна 1,598 км). Солдат сделал
это так искусно, что обманул караульных, видевших его издалека, и поду-
мавших, что он был морским чудовищем`.
Особенно широко использовали пловцов-ныряльщиков в римском военном
флоте. Там даже существовало специальное подразделение (`уринаторес`),
главными задачами которого являлись разведка и диверсионные операции во
вражеских портах, а также подводное обследование и ремонт своих
собственных кораблей. Так, при осаде римлянами Сиракуз в 212 году до
н.э. именно ныряльщики разрушили боновые заграждения порта. Они действо-
вали под водой особыми инструментами с загнутыми крючьями, посредством
которых растаскивали бревна заграждений, и пилами, позволявшими быстро
перерезать канаты, соединявшие бревна друг с другом. Затем в гавань вош-
ли корабли, и десант с них захватил город изнутри. Взять его снаружи
римлянам никак не удавалось из-за большого количества метательных машин,
установленных на городских стенах гениальным Архимедом.
Помимо перерезания якорных канатов, римские водолазы использовали и
другие тактические приемы. Например, они сверлами проделывали отверстия
в подводной части вражеских кораблей, пуская их ко дну. Или же зацепляли
буксирными канатами и незаметно для спящей команды оттаскивали ночью в
расположение своих войск. Практиковали они и абордаж из-под воды. На
рассвете, когда сон экипажа особенно крепок, пловцы бесшумно влезали на
борт стоявшего в удалении от берега корабля и внезапно нападали на зас-
тигнутых врасплох моряков. Особенно эффективными указанные приемы оказа-
лись против пиратов, с которыми римский флот вел беспощадную борьбу по
всему Средиземному морю.
Заслуги водолазов перед отечеством в Риме были столь велики, что все
лица, принадлежавшие к этой профессии, составили многочисленную корпора-
цию, имевшую свой устав и правила. Эта корпорация во все годы существо-
вания находилась под покровительством кого-либо из высокопоставленных
римских граждан, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи на древних
памятниках со словами благодарности водолазов таким покровителям.
После падения Рима и гибели античной культуры древнее искусство под-
водного плавания и водолазных работ в Европе постепенно было забыто.
Сведений о водолазах эпохи Средних Веков почти нет. А имеющиеся связаны
большей частью с арабскими и турецкими специалистами. Имеется, например,
сообщение о том, что в 1203 году во время сражения за крепость Анделис в
Испании арабские водолазы взорвали ее стену пороховым зарядом, прикреп-
ленным к подводной части фундамента со стороны реки. Турки, осаждавшие в
1565 году крепость рыцарей-иоаннитов на острове Мальта, тоже взрывали
береговые батареи христиан пороховыми минами, подводившимися к фундамен-
там бастионов водолазами. При этом турки пользовались кожаными шлемами с
дыхательными трубками, выходившими на поверхность воды через поплавки,
чтобы не появляться в зоне огня вражеских стрелков.
Скудость сведений о водолазном деле в Европе Средних Веков объясняет-
ся, в частности, тем обстоятельством, что технические изыскания в сфере
подводных работ тогда не приветствовалось. Более того, занявшийся ими
человек вполне мог угодить на костер по обвинению в колдовстве. Суевер-
ный страх перед всем непонятным был настолько силен в массах, что даже в
1615 году издатель книги Франца Кесслера о `подводной броне` (разновид-
ности водолазного колокола) был вынужден объясниться в своем предисло-
вии. Он доказывал там, что изобретение, предлагаемое автором, основано
на использовании сил природы и отнюдь не является каким-то видом кол-
довства либо магии.
И все же техника не стояла на месте. Определенным подтверждением это-
го тезиса являются записи и рисунки гениального инженера периода Возрож-
дения, итальянца Леонардо из города Винчи (1452-1519). В его рукописи,
известной под названием `Атлантический кодекс` имеется ряд конкретных
инструкций для военных водолазов. Этот документ был составлен в 1502 го-
ду, когда Леонардо находился на службе у герцога Цезаря Борджиа из Па-
вии.
Как отмечал в свое время академик Р. А. Орбели, в области водолазного
дела `Леонардо да Винчи унаследовал и впитал в себя весь прошлый антич-
ный, восточный и средневековый опыт`... `засекреченные им изобретения
были им проверены на личном опыте, в связи с военно-морским делом, экс-
периментально подтверждены и применялись на практике`.
Суть документа в следующем. Леонардо объясняет, как можно взрывать
корабли из-под воды пороховыми минами; как топить их сверлением дыр в
днищах; как поджигать вражеские суда из специальной бомбарды, снаряжен-
ной `греческим огнем` (т.е. чемто вроде огнемета); а также как затруд-
нить маневрирование неприятельского флота путем закрепления якорей на
грунте особыми винтами. Все действия водолазов Леонардо считал возможным
осуществлять на глубинах до 40 греческих локтей (24,68 метров).
Вот некоторые выдержки из текста Леонардо: `Одеяние, которое состоит
из шапки, куртки и штанов с обувью, бурдючка для мочеиспускания, панцир-
ной куртки и козьего меха, который содержит дыхание, с железными полуоб-
ручами, которые держат его на расстоянии от груди`... `Если ты будешь
иметь цельную багу с клапаном для открывания, то, когда воздух выйдет из
нее, ты пойдешь на грунт, влекомый мешком с песком. Когда же ты ее наду-
ешь, то поднимешься на поверхность воды`... `Маска с выпуклыми стеклами
на `месте глаз, но ее вес должен быть таков, чтобы от твоего плавания
она приподнималась`... `Носи с собой нож острый для того, чтобы тебе не
запутаться в какой-нибудь сети`... `Носи с собой две маленькие баги или
три, не надутые; надо их надувать, как мяч, при надобности`... `Носи 40
локтей веревки, прикрепленной к мешку с песком`.
Таким образом, Леонардо описывает (и показывает на рисунках) водолаз-
ный костюм типа мягкого скафандра из кожи. Он плотно схвачен и пристег-
нут у щиколоток, под коленями, вокруг талии, у запястий, у шеи и закан-
чивается на голове целой системой узелков. Голову охватывает шлем, лицо
прикрывает легкая маска с очками. Мягкий скафандр, наполненный внутри
воздухом, был известен и до Леонардо, он только усовершенствовал его. В
частности, дополнил медным панцирем, предохранявшим грудную клетку от
сдавливания водой на глубине. В чем проявилась гениальность Леонардо,
так это в создании им дыхательного аппарата. Аппарат включал в себя ме-
шок с дыхательной смесью (тот самый, что удерживался железными полу об-
ручами возле груди), нескольких баллонов с воздухом и каким-то газом
(`алито`, как называл его сам изобретатель) под давлением, загубника и
бронзового зажима для носа. Даже не верится, что подобное устройство бы-
ло сконструировано к началу ХVI века. Но точно известно, например, что
Леонардо работал со сжатым воздухом, так как среди его изобретений есть
прибор для определения плотности воздуха.
Не остается никаких сомнений в чисто военном применении скафандра и
дыхательного аппарата. Леонардо указывает: `Закрепи галеру хозяев и ос-
тальные потопи, а после этого дай огонь в основание бомбарды`... `После
того, как разведка окончена, подложи под корму мину, которая должна быть
маленькая, и дай огонь залпом`... `Надо привязывать галеру к грунту с
противоположной стороны якоря`... `Все дело под водой, весь цикл`...
Неизвестно, где именно был использован этот скафандр и дыхательный
аппарат. Скорее всего, в небольшом порту Сенигаллия на Адриатике, где
засели кондотьеры, поднявшие восстание против герцога Борджиа. 29 декаб-
ря 1502 года Борджиа взял Сенигаллию штурмом, а два дня спустя казнил
всех пленных. Вероятно, планировались и другие операции, в том числе
против турок. Однако вскоре (в мае 1503 года) Леонардо, удрученный жес-
токостью и вероломством герцога Чезаре Борджиа, оставил службу у него.
Свое изобретение (дыхательный аппарат), опередившее время примерно на
400 лет, он скрыл от современников и потомков. Почему? Да потому, что не
ждал ничего хорошего от его внедрения `в широкую практику`. Леонардо пи-
сал в Лейчестерском манускрипте, датируемом приблизительно 1510 годом:
`Как и почему я не описываю своего способа пребывать под водой, и этого
не опубликовываю или не распространяю? - По причине злой природы людей,
которые совершали бы смертоубийства на дне морей путем разрушения кораб-
лей со дна и потопления их вместе с находящимися на них людьми`...
Таковы лишь некоторые примеры, взятые наугад из многовековой истории
войн в Европе. Но и они дают возможность выявить основные направления
боевых действий пловцов-ныряльщиков и легких водолазов: диверсии против
стоящих на якоре или у причала кораблей (либо против гидротехнических
сооружений), а также обеспечение высадки десантов. В двадцатом веке бое-
вые пловцы решали в основном именно такие задачи. Изменилось лишь техни-
ческое оснащение. Пионерами в данной области стали итальянские моряки.
Издавна итальянцы называют Средиземное море `Маре Нострум`, что озна-
чает `наше море`. Долгое время они мечтали возродить римскую империю в
границах эпохи Октавиана Августа: от Гибралтара на западе до Бейрута на
востоке, от Венеции и Генуи на севере до Триполи и Суэцкого канала на
юге. Однако в `Маре Нострум` господствовал английский флот. Морские силы
Италии уступали ему и количественно, и качественно. В поисках средств
эффективной борьбы с более сильным противником командование итальянского
флота выработало план использования боевых пловцов. В декабре 1936 года
оно создало специальное подразделение - `Десятую флотилию легких сил`. В
нее входили подводные лодки, приспособленные для доставки в район боевых
действий боевых пловцов вместе с механическими подводными транспортиров-
щиками, а также сверхскоростные взрывающиеся катера.
`Новая эра` возвестила о своем начале взрывами на рейде Гибралтара 21
сентября 1941 года. Итальянские боевые пловцы, доставленные туда подвод-
ной лодкой `Шире`, с помощью трех торпед-транспортировщиков магнитными
минами пустили той ночью ко дну 3 английских транспортных судна. А спус-
тя три месяца (19 декабря 1941 года) они добились своего самого большого
успеха в войне: им удалось взорвать в Александрийском порту два английс-
ких линкора - `Вэлиэнт` и `Куин Элизабет`. Англичане оказались застигну-
тыми врасплох. У них тогда еще не было ни подобного оружия, ни эффектив-
ных средств борьбы с ним. Между тем итальянцы, развивая успех, начали
проводить операции боевых пловцов еще и в портах Алжира и Турции. Всего
до капитуляции в ноябре 1943 года им удалось потопить либо серьезно пов-
редить 23 транспорта союзников общим водоизмещением около 200 тысяч
тонн. Плюс упомянутые линкоры, выведенные из строя до конца войны. Зна-
чительный результат, достигнутый весьма скромными средствами - пятью де-
сятками боевых пловцов, вооруженными магнитными минами.
Надо отметить, что идея такого оружия впервые появилась во время Пер-
вой Мировой войны. Летом 1918 года итальянский морской офицер, инженер-
капитан 3-го ранга Р. Росетти сконструировал транспортировщик на базе
обычной торпеды с двигателем на сжатом воздухе. Торпедой-буксиром управ-
лял пилот, сидевший на ней верхом в специальном седле. За ним размещался
пассажир, необходимый для помощи в установке зарядного устройства на
месте диверсии. Оба они были одеты в обычные спасательные жилеты, - ни
дыхательных приборов, ни гидрокомбинезонов. Головы и плечи седоков выс-
тупали из воды. Торпеда двигалась со скоростью 3-4 узла (6,1-7,4
км/час). В головном отсеке ее находились два заряда тротила по 85 кг
каждый, снабженные магнитными присосками.
Конечно, это транспортное средство могло двигаться только в спокойном
море и теплой воде. Кроме того, его движение демаскировалось силуэтами
людей, бурунами вокруг них и пузырьками отработанного воздуха, выходив-
шими из двигателя. Тем не менее, конструкция Росетти полностью себя оп-
равдала! В ночь с 1 на 2 ноября 1918 года он вместе с лейтенантом Р. Па-
олуччи подплыл на катере к входу в австрийский порт Пола, спустил там на
воду торпеду и начал свой рейд. Итальянцам удалось незаметно подобраться
к линкору `Вирибус Унитис`. Они прикрепили обе мины к подводной части
его борта, привели в действие часовой механизм и устремились назад, к
ожидавшему их катеру. Вскоре прогремел мощный взрыв. Линкор водоизмеще-
нием в 21 тысячу тонн затонул.
Вдохновляясь примером Росетти, лейтенанты итальянского флота Т. Тезеи
и Э. Тоски создали в октябре 1935 года торпеду-транспортировщик `SLС`,
неофициально прозванную `Майяле` (Свинья). Это был сигарообразный снаряд
длиной 670 сантиметров и диаметром 53 сантиметра, способный преодолевать
расстояние в 10 миль (18,5 км) на глубине 30 метров со скоростью 2,5 уз-
ла (4,6 км/час). Верхом на торпеде сидели два человека, одетые в комби-
незоны из прорезиненной ткани и снабженные индивидуальными дыхательными
аппаратами. Двигатель торпеды был электрический, дыхательные аппараты
работали на кислороде. Благодаря этому на поверхности воды отсутствовали
воздушные пузырьки. В зарядном отделении транспортировщика находились
две магнитные мины по 150 кг тротила каждая.
Следующими стали использовать боевых пловцов англичане. Не успев при-
обрести необходимый опыт в довоенный период, они старались перенять от
итальянцев все, что можно. С этой целью они тщательно изучили захвачен-
ное снаряжение: гидрокостюмы, дыхательные приборы, транспортировщики,
магнитные мины. Создав собственные аналоги всему этому, англичане сфор-
мировали в конце 1941 года экспериментальное подводное подразделение ад-
миралтейства. Его боевые действия осуществлялись по трем основным нап-
равлениям.
Во-первых, английские боевые пловцы провели несколько диверсий против
вражеских кораблей с помощью торпед-транспортировщиков. Так, 3 января
1943 года в порту Палермо на Сицилии они потопили итальянский легкий
крейсер `Ульпио Трайяно` водоизмещением 5420 тонн и транспортное судно.
18 января того же года им удалось повредить транспорт в ливийском порту
Триполи. А 23 июня 1944 года в порту Специя английские боевые пловцы
пустили ко дну тяжелый крейсер `Больцано` водоизмещением 14 тысяч тонн,
оказавшийся после капитуляции Италии в руках немцев. В октябре-декабре
1944 года с помощью торпед-транспортировщиков англичане заминировали и
потопили в Малаккском проливе несколько японских транспортов, общим во-
доизмещением около 20 тысяч тонн.
Во-вторых, англичане начиная с 1942 года строили сверхмалые подводные
лодки типов `Икс` и `ИксЕ` (водоизмещение 27-30 тонн, длина 15-16 мет-
ров) для доставки боевых пловцов на место операции. Там они покидали
лодки-транспортировщики через шлюзовую камеру и приступали к установке
зарядов под вражескими кораблями (каждая лодка несла 2 заряда взрывчатки
по 2 тонны весом либо несколько мощных магнитных мин). Затем, включив
часовой механизм, пловцы возвращались через шлюз внутрь лодки и незамет-
но покидали акваторию. По этой схеме англичане 22 сентября 1943 года по-
дорвали немецкий линкор `Тирпиц` в Кофиорде на севере Норвегии. Ги-
гантский корабль водоизмещением в 51 тысячу тонн вышел из строя на пол-
года.
Весной и осенью 1944 года английские боевые пловцы провели две дивер-
сии в норвежском порту Берген. В ходе первой атаки они потопили танкер,
во время второй - плавучий док вместе с находившимся в нем на ремонте
кораблем. В район операции в обоих случаях англичане добирались на
сверхмалой подводной лодке `Икс-24`. 31 июля 1945 года в Малаккском про-
ливе боевые пловцы англичан, высадившись со сверхмалых лодок `Икс-Е-1` и
`Икс-Е-3` заминировали и потопили японский тяжелый крейсер `Такао`. На-
конец, доставленные на сверхмалых лодках пловцы сумели перерезать на
глубине 30 метров кабели телеграфно-телефонной связи, соединявшие японс-
кое командование в Сайгоне с Сингапуром и Гонконгом.
В-третьих, англичане широко использовали своих боевых пловцов для
обеспечения высадки десантов в Европе в 1944-45 годах. Высаживаясь в ос-
новном с борта сверхмалых подводных лодок, они собирали сведения о при-
ливно-отливных течениях, характере грунтов, системе противодесантных
заграждений и т.д. С началом высадки они взрывали обнаруженные пре-
пятствия, проводили подводное разминирование, обозначали безопасные пути
подхода высадочных плавсредств к берегу.
Итальянские и английские боевые пловцы убедительно доказали, что все-
го несколько десятков храбрых, хорошо подготовленных бойцов, использую-
щих простые и дешевые средства, могут добиться самых серьезных результа-
тов. Ведь для того, чтобы потопить либо серьезно повредить линкор или
крейсер в морском сражении, понадобилась бы мощная эскадра из боевых ко-
раблей разных классов. А психологический эффект от дерзких атак на хоро-
шо охраняемые военно-морские базы! А длительный и дорогостоящий ремонт
поврежденных боевых единиц! А разрушение портовых сооружений! Все это,
вместе взятое, настолько впечатлило командование `кригсмарине` (германс-
кого военного флота), что оно в марте 1944 года начало формирование сво-
его собственного диверсионно-штурмового подразделения `К` (от слова
`кляйнкампффербанд` - соединение малого боя). В него входили отряды бое-
вых пловцов, сверхмалых подводных лодок и взрывающихся катеров. В отли-
чие от задач, решавшихся боевыми пловцами других стран, немцы с самого
начала предусматривали осуществление не только морских, но и речных ди-
версий (подрыв мостов и плотин), а также уничтожение важных военных
объектов на побережье (радиолокационных станций, узлов связи, позиций
береговой артиллерии и т.д.).
Соединение `К` провело немало успешных операций, среди которых наибо-
лее значительными считаются разрушение шлюза в Антверпенском порту,
уничтожение батареи тяжелых орудий, подрыв мостов через реки Орн и Ваал
в Голландии и еще нескольких через реку Одер в восточной Германии. Кроме
того, немецкие сверхмалые подводные лодки потопили десятки транспортных
и боевых кораблей союзников общим водоизмещением около 300 тысяч тонн,
однако эти лодки наносили свои удары обычными торпедами, поэтому к
действиям боевых пловцов они отношения не имеют.
Первый отряд американских боевых пловцов был создан в мае 1943 года.
С самого начала их главной задачей считалось обеспечение высадки десан-
тов. В Европе они участвовали в высадке союзных войск на острове Сицилия
в июле 1943 года и в Нормандии в июне 1944 года. Однако основную работу
им пришлось выполнять в ходе десантных операций на островах Тихого океа-
на. Команды подводных подрывных работ (так они именовались в официальных
документах) проводили разведку, разминирование и уничтожение противоде-
сантных заграждений на островах Кваджелейн, Сайпан, Гуам, Окинава, Ивод-
зима, Эниветок, Борнео и других. К концу войны численность боевых плов-
цов американского флота достигла трех с половиной тысяч человек,
действовавших в составе 34-х отрядов. Главная их база и тренировочный
центр находились на Гавайях (на острове Мауи).
Имел своих боевых пловцов и японский флот. Но, в отличие от всех дру-
гих стран, японские пловцы были смертниками. Они пользовались дыха-
тельными аппаратами на кислороде, позволявшими погружаться на глубину до
30 метров и не дававшими демаскирующих воздушных пузырьков. Японские
пловцы буксировали вручную заряд взрывчатки в специальном контейнере с
поплавком, обеспечивавшим нулевую плавучесть. Задача такого `дракона
счастья` (фукурю) сводилась к тому, чтобы незаметно подплыть под водой к
стоящему недалеко от берега американскому кораблю и ударить взрывателем
по металлической обшивке корпуса. Этих пловцов японское командование в
массовом порядке использовало с весны 1944 года для противодействия де-
сантным операциям `янки` на Филиппинах. К сожалению, достоверных сведе-
ний о результатах их действий не имеется.
Таким образом, в период Второй Мировой войны флоты главных морских
держав создали свои подразделения боевых пловцов, осуществившие в общей
сложности несколько сотен боевых операций на всех театрах военных
действий. Это касается и Франции, чьи пловцы действовали с английской
территории. Только в советском флоте вопрос о боевых пловцах в то время
даже не рассматривался.
В послевоенный период американские боевые пловцы воевали в Корее и во
Вьетнаме. На первом этапе корейской войны они сыграли важную роль в
обеспечении десантных операций. Так, в сентябре 1950 года их отряд в ко-
личестве 100 человек провел разведку места высадки десанта в районе пор-
та Инчхон. Все обнаруженные под водой якорные и донные мины пловцы взор-
вали, разминированные фарватеры обозначили буйками. В октябре того же
года перед десантом в Вонсане пловцы уничтожили более 50 мин. В следую-
щем месяце аналогичную работу они проделали на подходах к порту Нампхо.
Потом были порты Ивон, Хыннам и другие.
В газете `Красная Звезда` за 1 ноября 1996 года была опубликована за-
метка Д. Литовкина, в которой сообщалось, что в 1941 году в осажденном
Ленинграде из военных моряков сформировали роту особого назначения. В
число ее задач входило минирование кораблей и гидротехнических сооруже-
ний в тылу врага из-под воды. Вскоре после окончания войны данное под-
разделение расформировали. Однако никаких сведений о численности роты,
ее организации и вооружении, о проведенных боевых операциях в заметке
нет. Неясно также, какие водолазы входили в ее состав: с автономными ды-
хательными аппаратами или же в мягких скафандрах со шланговой подачей
воздуха.
Помимо обеспечения десантов, в Корее американские боевые пловцы ак-
тивно действовали на берегу, взрывая мосты и тоннели. К местам диверсий
их доставляли быстроходные катера. Когда в 1964 году американцы начали
войну во Вьетнаме, практика действий боевых пловцов на суше получила там
значительное развитие. Небольшие группы (как правило, в составе 5-6 че-
ловек) в ночное время проникали на катерах с бесшумными моторами в райо-
ны, занятые отрядами партизан. Не подходя вплотную к берегу, пловцы ны-
ряли с борта и под водой плыли к цели. Их обычными боевыми задачами яв-
лялись разведка, диверсии (уничтожение складов взрывчатки, оружия, про-
довольствия), ликвидация выявленных агентурой партизанских связных и ко-
мандиров. После выполнения задания они тем же способом возвращались на
катера, ожидавшие их в условленном месте. Чаще всего боевые пловцы
действовали не с моря, а на бесчисленных притоках Меконга.
Уже в 1969 году американское командование отметило, что `команды бое-
вых пловцов... внесли в войну вклад гораздо больший в пропорциональном
отношении, чем представители любого другого рода войск`. Именно во Вьет-
наме боевых пловцов начали сбрасывать в воду с вертолетов, летящих на
предельно малой высоте, а также на парашютах с самолетов. Так на свет
появилось широко известное (благодаря художественным фильмам) подразде-
ление `SЕАL`, что означает `море-воздух-земля`. Интересно отметить, что
с самолетов пловцов-парашютистов сбрасывают, как правило, на высоте не
более 400 метров. На лету они включают дыхательные аппараты, а в воде
освобождаются от парашютов. Весь процесс превращения парашютиста в `ля-
гушку` занимает не более 90 секунд. Нетрудно представить, сколь серьез-
ную подготовку надо пройти, чтобы совместить в себе искусного парашютис-
та, подводного пловца, разведчика, диверсанта, снайпера...
Опыт применения боевых пловцов в период Второй Мировой войны, а также
в Корее и во Вьетнаме тщательно изучался во многих странах мира. Подраз-
деления боевых пловцов имеются сегодня в составе флотов или армий почти
всех государств. Конечно, численность их, техническое оснащение, уровень
подготовки различаются между собой очень существенно. По мнению экспер-
тов Лондонского института стратегических исследований, наиболее боеспо-
собными являются в настоящее время подразделения боевых пловцов следую-
щих стран: Великобритании, Германии, Израиля, Ирана, Италии, Нидерлан-
дов, Пакистана, России, США, Франции.
Помимо военных флотов и сухопутных войск, свои собственные подразде-
ления боевых пловцов имеют в настоящее время многие спецслужбы. Так,
французский флот располагает командой пловцов `Юбер` (Нubеrt), с базой в
Лорьяне, а французская военная разведка имеет аналогичное формирование в
Келерне.
Зачем разведке боевые пловцы? Например, для тайной высадки и эвакуа-
ции агентуры на чужих берегах. Для снабжения `дружественных сил`, веду-

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 130309
Опублик.: 18.01.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``