Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
ПЛЕМЯ ВСЕЛЕНСКИХ БРОДЯГ Назад
ПЛЕМЯ ВСЕЛЕНСКИХ БРОДЯГ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Роман Арбитман

`ПЛЕМЯ ВСЕЛЕНСКИХ БРОДЯГ`, ИЛИ КРУГОМ ОДНИ... ПРИШЕЛЬЦЫ




Толстый пузан-капиталист, потрясавший атомной бомбой, грозивший
базами на Луне и пачками засылавший через границу соблазнительных шпионок,
обученных гипнозу, вдруг перестал быть нашим Главным Врагом. Наши
писатели-фантасты - из числа тех, кто долгие годы рождал свои `оборонные`
шедевры во время острых приступов ксенофобии, - с каждым новым шагом
дипломатов теряли свои позиции, и призрак безработицы уже замаячил для
этих авторов в ближайшей перспективе. Срочно нужен был новый супостат -
или какой-то из непозабытых старых.
И он вновь возник в многострадальной научно-фантастической
литературе.
Конечно, и прежде, в застойные и переходные годы темы `пятый пункт
анкеты` и `научная фантастика` не были разделены китайской стеной. Очень
пользительно было втихую объявлять ту или иную книгу `сионистской
пропагандой` и на этом основании не пропустить в печать (такой ярлычок в
свое время был навешен на роман Е.Войскунского и И.Лукодьянова `Ур, сын
Шама` - за то лишь, что там упоминалась какая-то подозрительная древняя
цивилизация шумеров (!); из сборника рано ушедшего томского прозаика
Михаила Орлова,по требованию рецензента журнала `Москва`, были выброшены
лучшие историко-фантастические новеллы,ибо действие там происходило - о,
ужас! - в древней Иудее, да и предисловие к сборнику писал сомнительный
гражданин, скрывшийся за псевдонимом В.Каверин...). На худой конец,
годился путь купирования текстов (приход в издательство `Молодая гвардия`
нового заведующего редакцией фантастики Ю.Медведева был, например,
ознаменован выдиркой из рассказа Рэя Брэдбери `Луг` фразы о жертвах
варшавского гетто...). Однако, все эти маневры до поры были как бы
полуприкрыты. Известный писатель-фантаст Кир Булычев (чья рыжая борода
давно уже будила страшные подозрения `патриотов`) рассказывал в одном из
интервью, с каким интересом он ожидал от издательства `Молодая гвардия`, -
уже при следующем заве отделом НФ, В.Щербакове, - под каким же предлогом
будет отвергнута его повесть `Похищение чародея`? Было ясно, что повесть в
этом издательстве `не пропустят`: в одном из эпизодов рассказывалось об
убийстве пьяными погромщиками маленького скрипача в местечке. Интересовала
лишь формулировка отказа. Текст оказался лаконичным: `Ввиду того, что
Уэллс написал `Машину времени`, `МГ` более книг о путешествиях по времени
печатать не будет`...
В последние годы эвфемизмы стали таять, подтекст медленно
превращается в открытый текст, а враг-супостат появился - как в
критических статьях, так и в самих НФ-произведениях. Сначала контур его
был зыбок, потом сделался чуть яснее: какой-то космический торговец,
перекати-поле без роду-племени, пытающийся всучить в обмен на качественный
товар этакому простому человеку разные сомнительные идейки вроде
`анархии`, `директората`, `просвещенной республики`; само название
рассказа `Планета,с которой не гонят в шею` уже содержало некое
руководство к действию: мол, и отсюда пора гнать гада... (Н.Орехов,
Г.Шишко, авт. сб. `Белое пятно на карте` М.,1989). Злодеи конденсировались
прямо на глазах. В книге О.Лукьянова `Покушение на планету` (Саратов,1989)
уже объяснялось подробно,отчего мирная планета Астра вступила на гибельный
путь: виноваты были черноглазые пришельцы извне и их потомки, четверо
Близнецов, заразившие планету микробами меркантилизма. Это из-за них
вспыхнула кровопролитная гражданская война, `гибли миллионы людей,
разрушались прекраснейшие храмы, памятники старины`, из-за них `рухнули
священные родовые законы, веками сохранявшие культуру`; это они `с помощью
тайной политики искусно разжигали племенные, национальные и расовые
противоречия`. И все - для того, чтобы создать то общество, властью над
которым могла бы сколько угодно тешиться кучка пресловутых Близнецов
(Мудрецов)... Теплее, теплее... Заговоры, мудрецы, тайное правительство -
уже что-то знакомое, уже можно составлять протоколы. В протоколы занесем
поэта-садиста с неарийским именем Кирш, умышленно спровоцировавшего войну
на мирной планете (повесть Виталия Забирко `Войнуха` в сборнике `День
бессмертия`, М., 1989), террористов из страны под названиен Наш
Ближневосточный союзник (повествование ведется как бы от лица американца),
которые `не церемонятся, стреляют по малейшему подозрению - как это было в
Стокгольме, в Париже...` (из книги А.Бушкова `Страна, о которой знали
все`, М., 1989)... кого еще? Некоего злодея непременно в ермолке (да еще с
дьявольскими рожками под этой ермолкой!), который, кажется, `отыскал
способ воздействовать на мозговой центр удовольствия под черепушкой
каждого из нас`, а люди `и не замечают, как перестают быть народом, а
обращаются в толпу, в стадо, в чернь...` (рассказ уже знакомого нам Юрия
Медведева `Любовь к Паганини` - в книге `Простая тайна`, М.1988).
Итак,враг уже назван авторами, и он вполне конкретен, на него можно
указать перстом. А при необходимости - найти его конкретное воплощение в
среде самих писателей-фантастов... Кого, скажем, увидел все тот же
неутомимый Юрий Медведев? `Двух увидел, состоящих в родстве. Один худой,
желчный, точь-в-точь инквизитор (...). Другой (...) стравливатель всех со
всеми (...), представитель племени вселенских бродяг...` (повесть `Протей`
в том же сборнике `Простая тайна`). `Бродяг` переселили в космос, но
интонации все те же. Припоминаете? `Дурную траву - с поля вон`,
`Беспачпортные бродяги`, `безродные космополиты`... это из прелюдии к
`делу врачей`. Интересно, какие же это родственники-вредители здесь
имеются в виду? Пока соображаем, нам вновь напоминают о `некой
безродности`, до сих пор `не изжитой`, чтобы задаться вопросом: `какие
последствия имело для культуры и быта коренного населения России
переселение из-за черты оседлости сотен тысяч евреев? `Последствия,
разумеется, самые пагубные. Катастрофические. И в качестве примера то ли
`безродности`, то ли `последствий для культуры и быта` приводится роман
двух родственников, точнее братьев даже - братьев Стругацких `Град
обреченный`, в основе которого, оказывается, `жгучий комплекс
неполноценности` (из статьи `Анатомия тупика` А.Бушкова - `Кубань`, 1990,
Nо 2). Готово - враг опознан. Еще два-три штриха. Этим врагам раз плюнуть
`оскорбить святыню или воды холодной брату своему, стоящему перед образом,
плеснуть` (из статьи Л.Барановой-Гонченко, `Лит.Россия`, 1898, Nо 52;
очень впечатляюще - так и видишь, как один брат другого водичкой поливает,
пока тот поклоны бьет...). Они, `позабыв о читателе, решили совершить
некое магическое действо для изничтожения зловещего арийско-славянского
фантома`, демонстрируя `накал злобы по отношению к `почвенникам`, `широким
славянским натурам`, - пишет критик (и одновременно сам автор-фантаст)
Сергей Плеханов о недавней повести Стругацких (`Лит.газета`, 1989, 24
марта). А некто Кирилл Питорин в коричневом журнальчике `Вече`, выходящем
в Мюнхене (Nо 34, 1989), как бы наносит завершающий мазок, с одобрением
комментируя статью С.Плеханова: `Дело дошло до того, что даже
`Литературная газета` (...) устами одного из критиков вынуждена была
выразить порицание `фантастическим` русофобам, очень популярным в кругах
еврейской образованщины, братьям Стругацким...`
Чем дальше читаешь подобные инвективы, тем менее возникает желания
возражать всерьез, подыскивать какие-то контраргументы, убеждать в
неправоте. Понимаешь, наконец, что для большинства отыскивающих корни
`безродности` в фантастике Стругацких, упрекающих в `накале злобы` и
прочих грехах, не это предмет обиды. Обижает другое - о чем простодушно
проговорился `патриот` из `Вече`, употребив слова `очень популярные`.
Всего два слова - но их так не хватает всем обличителям `фантастических
русофобов` вместе взятым, при всех их попытках ущучить `вселенских
бродяг`, `черноглазых мудрецов` и прочих выведенных в космос
`космополитов`. Одна надежда: приобщиться к чужой популярности хотя бы
таким, неумирающим способом.
Что ж, воистину, - каждому свое.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 129944
Опублик.: 18.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``