В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ОХОТА НА ВЕДЬМ Назад
ОХОТА НА ВЕДЬМ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Мikhаil Nаzаrеnkо 2:463/124.77 13 Nоv 99 23:44:00
Вот небезинтересная статья из энциклопедии Клюта-Николса.


КЛИШЕ

Причиной развития научно-фантастические клише стало, вероятно,
следующее: читатели хотели иметь доказательства того, что перед ними
подлинная НФ, и твердо знать, `на каком они свете`. Но главными причинами
того, что одни и те же идеи использовались снова и снова на всех уровнях
текста, стали лень и убогость воображения.
Наиболее очевидны клише в области техники (бластер, андроид,
гиперпространственный двигатель, киборг, машина времени, мозги в аквариуме,
силовое поле, питательная таблетка, антигравитационный щит,
машина-переводчик, судебный компьютер). Но и большинство тем НФ - это наши
старые друзья (отважное завоевание галактики; ученый, который зашел СЛИШКОМ
далеко; преследование телепатов как новая охота на ведьм; всеобщее
варварство после ядерной войны; триумф американских ноу-хау).
Список типичных характеров НФ начнем хотя бы с безумного ученого (от
Франкенштейна до д-ра Стрейнджлава). Он может быть молодым, мускулистым
идеалистом - или эксцентричным, выжившим из ума старикашкой. Женщины в НФ
обычно не имеют характера - выше шеи (см. Секс). Большинство из них
сексуальны и беспомощны; как правило, это ассистентки в лабораториях или
дочери ученых-старикашек, спасаемые молодыми учеными. Они зачастую впадают
в истерику и хохочут, так что им приходится давать пощечины, падают в
обморок во время критических сцен, и, продираясь сквозь джунгли, вывихивают
тонкие щиколотки. Прочие девицы либо сексуальны и наводят страх (королева
амазонок), либо сексуальны, абсолютно невежественны и ведут себя, как
мальчишки (`Запретная планета`). Впрочем, после пришествия феминизма
женщины перестали быть поголовно слабым полом (`Она сжала свои мощные
челюсти`).
Дети в НФ едва ли более разнообразны. Некоторые из них - это
гениальные мутанты, обладатели магической или парапсихической силы; по
причине своей невинности они часто оказываются единственными посредниками
между человечеством и инопланетянами. Начиная с `Маленького убийцы` (1946)
Рэя Брэдбери появились совсем другие дети, которые, вдосталь поугрожав
человечеству во многих рассказах этого писателя, опять принялись за свое в
`Мидвичских кукушатах` (1957) Джона Уиндема и в фильме `Оно живое!`
Машины в НФ должны быть комическими (как во многих рассказах Айзека
Азимова), ужасающими (от Голема до Далеков), или и тем, и другим разом
(начиная с партнера по танцам в `Художнике прекрасного` Натаниэля Готорна
(1844) до НАL в `Одиссее-2001` (1968)). Им редко позволяется иметь хотя бы
столько мыслей и эмоций, сколько их есть у жукоглазых чудовищ или других
злобных пришельцев.
Среди качеств, присущих чудовищам, преобладают: гигантский рост,
карликовый рост, чешуя, шерсть, слизистая оболочка, когти, клешни и
щупальца. Первыи изобразил осьминогов Г.Дж.Уэллс в `Морских разбойниках`
(1897); другие авторы помахивали отвратительными щупальцами еще добрых
полвека, вплоть до фильма `Оно пришло из морских глубин`, - а впрочем, и
позже.
Сюжетные клише и прочие двигатели сюжета настолько многочисленны, что
любой их перечень будет неполным. Вот перед нами хилый старик - сторож,
которого поставили на всю ночь охранять дымящийся метеоритный кратер (`Жа
меня не волнуйтешь, шер!`). Обреченное общество лотофагов. Будущее
цивилизации зависит от исхода шахматной партии, ответа на загадку или
открытия простенькой формулы (`Оно, конечно, один шанс на миллион, - но
идейка такая бредовая, что вполне может сработать!`). Инопланетяне,
способные менять форму (`Один из нас на борту этого корабля - не человек`).
Непобедимые инопланетяне (`Взрыв биллиона мегатон для него все равно что
укус сирианской блохи`). Инопланетных захватчиков в конце концов
останавливает простая вода (как в фильмах `День триффидов (1963) и
`Волшебник из страны Оз` (1939)). Супруг-андроид порезал палец и истекает
машинным маслом. Другой супруг одержим или загипнотзирован инопланетянами
(`Дорогой, ты так странно себя ведешь после полета на Ганимед!`).
Замаскированного инопланетянина чует `его` собака, которая никогда себя так
раньше не вела. Гигантский компьютерный мозг разрушен элементарным
парадоксом (`когда дверь нельзя открыть?`). Восстание роботов (`да,
`Хозяин`!`). Двойник в коридорах времени (`Это был - он сам!!!`). Монтекки
и Капулетти из параллельных миров. Злой Повелитель Мира всегда улучает
минутку, чтобы ухмыльнуться, перед тем, как убить главного героя.
Инопланетяне контролируют своими `лучами мысли` всех людей, кроме одного.
Новый Эдип убивает своего пра-пра-прапапочку. Спасение человечества с
помощью нового прибора (`Выглядит он не ахти - проволочки там, винтики, -
дак зато как работает!`). Эликсир молодости - но какой ценой?.. Тупоголовый
ученый вмешивается в работу изначальных стихий, которые лучше бы оставить в
деснице Господней. Обретенное людьми бессмертие толкает Природу к страшной
мести. Чудовище уничтожает своего создателя. Умирающей инопланетной расе
помогают размножиться земные актрисы и топ-модели. Инопланетяне, безмерно
превосходящие землян, спасают человечество от самоуничтожения (водородных
бомб, загрязнения окружающей среды, декаданса). Лаборатория (остров,
планета) доктора Икс гибнет в пламени. ...Бульварщина всегда говорит об
одном и том же.
Но к старой бульварщине можно добавить новую, как это и произошло в
1980-х, когда и старые клише оставались в работе, и новые к ним
прибавились. В основном, они имеют место быть в фильмах, но некоторые - и в
книгах. Дети играют на компьютере, не зная, что начали (или ведут)
настоящую войну. Всюду появляется японская реклама - от постеров до
сетчатки глаза. Генетическая инженерия создает враждебные субкультуры.
Увеличение черных дыр в центре галактики - это наследие войн между
сверхцивилизациями. Детишки путешествуют на машине времени в прошлое и
изобретают рок-н-ролл. Инопланетные копы стакнулись с нашими, чтобы поймать
инопланетных же преступников. Лишенный эмоций учитель или ученый
оказывается на самом деле андроидом-убийцей. Огромные инопланетные
артефакты, известные как Великие Молчащие Объекты оказываются бесконечными
в пространстве и/или во времени, - а то и служат средством перемещения
невесть куда. Люди будущего балдеют от рок-н-ролла 50-х годов (Стивен Кинг,
Алан Стил). Бог - это искусственный интеллект. Инопланетный вирус
превращает всех нас в зомби-каннибалов. Технологии по трансплантации
органов приводят к сексуальным оргиям. Старые клише возвращаются
регулярнее кометы Галлея, но в последнее время особенно популярны
гигантские космические объекты, которые норовят столкнуться с Землей. И еще
два многообещающих новых клише, появление которых никто не мог бы
предсказать: парящие в космосе деревья (Стивен Бакстер, Ларри Нивен, Дэн
Симмонс) и поэты-романтики - Китс, Байрон, Шелли, - которые, вместе или по
отдельности встречаются с чудищами и роботами (Брайан Олдисс, Уильям
Гибсон, Тим Пауэрс, Дэн Симмонс и др.)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 129025
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``