ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ Владимир Орлов. Нравится всем - выживают единицы --------------------------------------------------------------- &сорy; Сорyright Владимир Орлов, 1993. Все права сохранены. Е-mаil: hоmеstеr@mаil.ru Dаtе: 12 Jul 1999 --------------------------------------------------------------- * I часть * 1. Один только Лукин мог сказать, что тогда происходило. Я карабкаюсь на самую высокую вершину, чтобы это увидеть. Он хорошо все знал, и я могу только догадываться, как собственно обстоит дело. Может быть, и Лацман это знал - не знаю. Во всяком случае, он имел такой вид, словно ему доступны все тайны. Я боялся подойти к нему со столь прямым вопросом. Представляю в этом случае его пренебрежительный взгляд. Я решил не морочить себе голову и самому все прояснить для себя. Как обычно, это принесло облегчение. В какой- то момент мне даже показалось, что я догадался, но, на самом деле, это были лишь домыслы... 2. В этом большом доме я был один, один не в смысле одиночества, а один, как я есть - номер сто - маленькая голова на худой шее. Однако кое-что все-таки было, например: стол. Это к нему я склонялся в глубокой задумчивости. Глубокой... Хотя, если разобраться (а разбираться особенно нечего), то я сидел просто так, от нечего делать. Как если бы сидел только я и никого вокруг не было. Значит, делаем вывод: моя голова здоровее и опрятнее - от кресла до кресла - любого другого предмета такой же величины и отношений со всем сущим. Чтобы, однако, совсем не впасть в кабалистику, я признаю негодность моей головы и всего остального. 3. Толстый поролон, от которого веяло таким жаром, что было даже неудобно сесть на него, оканчивался гладким формованным краем, местами погрызанным и повсеместно грязно замусоленным. Я не мог, как уже было сказано, лежать на нем, но только, изогнув дугой все тело, упираться затылком и, может быть, локтями в его поверхность. Это-то совершенно и невозможно: ноги всегда найдут более плотную опору и не позволят мне просто так лежать, как бы я не пыжился. С другой стороны, зрелище замечательное, атлетическое, почти без из┼янов и мелких помарок. Почти философское надрывание себя ради... ну, может быть, только ради денег. Партер ради денег. Вот. 4. Дети. Они маленькие, в дымке их почти не видно. Не видно ничего. Один ребенок виден среди всех, с белой челочкой, в белой рубашечке, с плотно сжатыми губами, с глазами, полными детской тоски. Что он мне может сказать? Ничего. Да я и слушать его не стану. Вот выйду сейчас на помост, опустив голову, и подниму руки. Быстро тук-тук-тук по пюпитру, очень звонко, я бы сказал. Полное молчание во всем просвете. Можно еще послушать. Нет, определенно все чего-то ждут. И я жду тоже. Давайте замолчим. Давайте замолчим, дети. Мне ничего больше от вас не нужно. 5. Как бы то ни было, а я пришел. Пришел, снял с плеча тяжелую сумку. И прошел в совсем мокрых ботинках на кухню, но потом в три шага вернулся на место и разулся. В доме была теплынь деревенская-возле-печки, батареи палили во всю. Я разделся до пояса и открыл в комнате балконную дверь, чтобы было чем дышать. Но дышать было уже нечем - появились явные признаки насморка и еще какой-то болезни. Я накинул на себя одеяло и стал ждать. И вот оно - зазвонил телефон. `Кто говорит?` - `Лацман`. 6. Я не мог примирить себя с собой. На меня давило то неопределенное чувство, что я должен буду рано или поздно прийти к выбросу. Занять место, которое я уже давно собирался занять. Или нет, скорее, в этом предназначении не утверждал меня никто. Меня легко могли провести, но я уже точно знал, что я нахожусь в другом месте. Где это место - я хорошо знаю. Мое поле, мой огород, фигурально говоря, все чаще перед моими глазами. Раньше я видел его, как мне казалось, яснее, но теперь - а вникнуть в это просто не получается - я вижу это в самом деле ясно. Может быть, таково видение настоящего, но больше я склонен думать, что здесь замешано мое неочевидное утомление. Мне надоело, я чуть-чуть сбился ориентиром и сижу, как уставший путник, у края дороги. И эта усталость напрашивается сама по себе. Нет смысла ничего продолжать. 7. Я стоял один. Мне мерещилась всякая чепуха, и я обмахивался кожаной перчаткой, хмурился и отводил глаза. Так бы я и стоял там, если бы не подошел Лацман и не ущипнул меня за одно место. Я вскрикнул и упал без чувств. Когда приехала скорая помощь, я был уже 10 минут как без дыхания, и, следовательно, они приехали поздно. Лацман тоже подходил несколько раз и трогал ладонью лоб. Пока люди разговаривают - ничего не видно, но как только начинается драка - сразу видно, кто победитель. 8. Чувственными частями мозга я знаю не только где нахожусь, но и что меня ожидает, то есть то, что может последовать в следующую минуту. Я неверно опускаюсь на невзрачный стул и, уставившись в пол, проговариваю: `На самом деле, мне нет никакого смысла не доверять себе. Но вот только одно это чувство внушает назойливое подозрение. Я всегда обходился малыми средствами для решения казалось бы невозможных задач, но некоторым кажется, что я сам прилагал такие малые усилия. Нет, уверяю вас - мал был мой инструментарий! Поэтому когда я только прикоснусь к задаче много сложнее меня, я стану сразу чуть-чуть независимее...` И так далее и тому подобное. Я встал и вышел вон. За мной последовала неслышная тень моего шагомера. 9. Я не внял уговорам моих домашних и вышел на улицу в легкой осенней куртке без шапки и шарфа. Перепрыгивая через лужи, я вдруг заметил стоящего у столба Лукина. Он стоял как-то странно: спина ссутулена, руки опущены. Я обогнул его с правого фланга и остановился в трех шагах от него. - Дуешься? - спросил я. В молчаливом своем образе он только поводил глазами. - Я имею ввиду, тебе не дует? - поправился я. Он молчал. - Лукин! - сказал я строго, - мне похуй, что ты там обо мне думаешь, но я мог бы запросто вытащить тебя отсюда за одно место, но мне это было бы самому неприятно. Он как-то сбоку и гордо посмотрел на меня. - Ну что, я не прав? - спросил я. - Мне гадки ваши речи, сударь, - ответил он и губы его задрожали. У меня даже в голове зашумело, как он это сказал. Он в упор посмотрел на меня, и я отвел взгляд. Теперь я мог преобстоятельно покумекать: откуда он взялся? Зачем он свалился на мою голову? Почему я до сих пор не на Первомайской, куда собирался ехать? Вопросов оказалось море. - А что? Я думаю, тебе было бы приятно прогуляться со мной? - светски обратился я к нему, стискивая до боли кулаки. Он так и упал, как стоял, и застыл, как бревно, на тротуаре. Я медленно приблизился к этому месту и наклонился над ним. Лукин был мертв, судя по остекленевшему взгляду. 10. Что сказать об опущенной в расстроенных чувствах голове? Мне не хватало цвета, или просто засуха во рту, переходившая к сердцу, не давала мне ровно глядеть перед собой. То есть что хотите придумываете, а я останусь страдать и страдать всеми своими суставами и расслабленными мышцами спины, лодыжками, запряженными для горя, и внутренностями, горячими, но не дающими тепла. 11. Окно было закрыто. Но была открыта форточка. Комната содержала гардины, мебель и запахи. Это был об┼ем, который никуда не мог извлечься. По этой комнате можно было ездить на велосипеде, играть в футбол, не знаю, может быть, даже гимнастировать. Я проникся этим настроением и не хотел сходить с места. Брюки висели на чем Бог послал. Немного влажной сырости во рту и на ладонях. Я потирал рукава, запястья и хотел приблизиться к своему собственному изображению. Это была какая-то слюдина, ловкая аппликация мазков. И это было своеобразное испытание для меня. Лукин лежал на диване в ожидании подземного толчка и непричесанные патлы спадали вниз, как грязная ветошь, ноги были раздвинуты и согнуты в коленях. - Ну что, узнаешь? - спросил он. - Нет, - ответил я, - ничего похожего. - И разочарованно выдохнул весь воздух. Мы нерешительно посмотрели друг на друга и я сказал: - Можно сварить кофе. - Погоди, - проговорил он, - еще успеешь. - И заерзал на диване, почесываясь и поджимая ноги. - Послушай, Лукин! Почему ты такой грязный? - спросил я. - Как грязный? А ты не знаешь? - удивился он. - Мы тут вчера пили. Инка собиралась уезжать. Купила билеты, все. Я даже не знал, что она с Казанского уезжает. Я думал, что она где-то здесь живет - в Подольске или Воскресенске, а оказалось - в Самаре. Лукин вытащил у себя из-под ног скомканное стеганное одеяло и, поеживаясь от холода, стал в него заворачиваться. - Вначале мы стояли на набережной. Был я, Марат, Лешка Лацман и девчонки. Этот придурок, Марат, что-то ему не понравилось, а я до этого все говорил, говорил, ну вот... Он вдруг начинает относиться ко мне с явным неприятием, делает какие-то ложные замахи. Я хватаю его за кулак, руку вниз и говорю: `Что с тобой? Успокойся!`. Девчонки с Лацманом тут же нас разнимают. А он мне так настойчиво в скулу левой, как молотком. Тут я превратился в льва. Следующий момент пропущен, но помню, как я его уже гну через бортик. Выкинул бы его, ей-Богу, если бы меня не оттащили. - А что это с ним? - спросил я. - Не знаю. Какая-то фраза ему не понравилась. Я ведь простудился до этого. Говорю: `Пошли назад в общагу`. Тут заходим, в холле первого этажа огромное скопище солдатни. Уже на вахте меня останавливает какой-то дембель - может знаешь? - такой невысокий, волосы стоят ежиком. Я кипячусь, в принципе спокоен, но вижу себя как бы со стороны, говорю довольно быстро, типа: `Мне так и так надо пройти...` и что-то в этом духе... Пока Лукин все это мне рассказывал, я двинулся вдоль стены, которая и сама была расписана и плотно завешана работами присутствующего автора. Кроме росписей в духе Филонова, висела картина в академической манере откровенно исторического содержания... Она стоит (похожа на Инку) в легкой тунике, высокая прическа. Он (вылитый Лацман) восседает на троне, ноги широко расставлены, ступни обуты в сандалии, рука опирается на кипарисовый посох. Никто не движется. То ли Инка не решается уйти, то ли Лацман все никак не успокоится, что ей надо уходить. Не единого слова. Бесстрастная телесность и безжалостный закон замещения полов. Она смотрит куда-то, пока его поясница каменеет... Рядом на стене я заметил небольшой печатный текст, заключенный в рамку: `Памятка животного-опылителя`. Так, иногда, в домах выставляют аттестаты и почетные грамоты. Я подошел поближе и громко спросил: - Это правда? - Что? - не понял Лукин. - Что растения их привлекают. - А-а! Да нет, конечно, все это неосознанно. Животные идут туда, как на убой, покорно встают на колени и пожирают пыльники и медоносы. Растения их и не привлекают вовсе. Каждый такой прорыв для них неожиданность. Они сконфужены, поскольку это необычное для них употребление. Когда же с┼едено все без остатка наступает момент изумления. Акт поедания как бы теряется, выпадает из памяти. Необычное торжество неосознанного. Все позабыли, что с ними случилось и уж подавно мотив содеянного. Животное-опылитель немного задумывается. То, что называется `подкрепиться` - вряд ли относится к данному случаю. Скорее, кто-то кого-то из┼ял. Вот самый точный вердикт. - Поэтому необходима памятка? - спросил я. - Да, - ответил Лукин. 12. Я позабыл науку толкованья. Толерант - это кролик, который сидит на выпасе и суетливо уплетает клевер. Глаза как всегда косые, нормальное глубинное зрение ему просто в тягость. Одним кроликом меньше, одним кроликом больше. Я вышел из своего стеклянного парадного что-то насвистывая, размахивая портфельчиком, вскрыл как портсигар Лацмановскую `шестерку` и, побарахтавшись немного у открытой двери, влез в нее и с места тронулся. Если задаваться вопросом: как могли это допустить? То, пожалуй, я отвечу, что сам двигатель, система передач и дремливый радиатор ждали этого, ждали лишь этого мелкого обоснования - сидящего и нажимающего на педали человека. Так что я здесь не при чем. Другой вопрос: почему именно я сел в машину? На это ответ: я хотел как-нибудь сесть. Нет, не ехать никуда, не тормозить, не поворачивать - ничего, а только сесть на место. Поэтому все это: начиная с выхода из под┼езда, так что меня уже заранее было видно, с закрывания двери (она сама закрылась), с неторопливого вышагивания - вроде бы неторопливого и вроде бы непринужденного, а на самом деле... - и кончая пугливым троганьем с места, падением в обрыв заведенной машины - все это простое совпадение, на которое найдется сотня других причин, о которых мы не догадываемся. Ну, собственно... здесь есть момент будоражащего авантюрного риска. 13. Мне легко было к нему обратиться, потому что он стоял неподалеку. Я вызвался помочь одной женщине, которая тащила тяжелый терракотовый чемодан опоясанный тягловыми ремнями, с раздвигающимися подпорками внизу. На меня смотрели эти удивительные глаза, когда я подтолкнул его плечом. И сразу в них вспыхнуло и смущение, и растерянность, и прищуристая коммивояжерская улыбка молодого ашкенази. Сразу. - Ой, извините, - тяжело вздохнул я, словно пер этот чемодан уже с километр. Он сделал полуоборот неподвижной фигуры в мою сторону, провожая меня взглядом и так же лучезарно улыбаясь. Я донес чемодан до первого же угла и оставил его хозяйке без всяких об┼яснений, до лифта было еще метров 10. Я достал пачку `555` и, прямо открыв ее перед собой, двинулся к Лацману (да, по-моему, его звали Лацман). Он смотрел на меня с той же лукавой любезностью, словно собирался наговорить мне кучу сладких тинейджерских комплиментов. Но он только увернулся. - Леша, - тихо позвал я. - Привет, - мягко произнес он, глядя на меня как-то снизу. - К тебе можно подключиться? - спросил я уже без обиняков. - То есть? - У тебя есть энергия? - Если есть, то немного, - ответил он смеясь, похлопывая себя по ширинке. - По-настоящему это никогда не получится, - загадочно проговорил я и предложил ему сигарету. Он взял ее неуверенно, словно сомневаясь сигарета ли это, и стал разминать ее в пальцах. Ничего не могу сказать. Может быть, он рассчитывал, что она будет с сюрпризом, и поэтому закашлялся при первой затяжке. - Я видел твою работу, - сказал я как бы между прочим, хотя это была первая фраза после прикуривания. - Да? Нет ничего проще - я видел твою, - ответил он. Я удивился. Этого просто быть не могло. - Ну, в смысле, с чемоданом, - пояснил он. - Да нет. Это я просто помогал одной женщине, - торопливо заговорил я. Лацман как-то по-особому напрягся, словно собираясь перейти к словесной атаке. Я с трудом это перенес и выговорил довольно легковесно, глотая истерический комок: - Я - режиссер, - С легким взмахом руки. Нет, я даже чуть-чуть присел. - Встань, не унижайся, - проговорил он, проводя рукой мне по плечу. - Я понял тебя. - А еще у меня есть сценарий, - добавил я уже смущенно. О машине ни слова. 14. Я был летающим. Неловко говорить об этом, потому что все, что запечатлелось - не отличалось от обычного задирания ног. Хотя в этом было что-то такое знаменательное, словно это была вырезка из газеты 20-летней давности. Я только боюсь, что самым дрючным образом сам себе перестану верить. Такие полные губы, глаза подведенные ретушью и сочувствие в раскинутых ладонях, почти сожаление о случившемся. Хотя я и хотел этого сам. Чего именно - не помню. А все остальное - подтерлось со всех сторон. Мало чему теперь можно верить - фотографию ведь тоже не я делал. 15. Я даже боюсь говорить об этом, но ее привлекательность заключалась в том, что на ней не было никакого платья. Она обычно носила брюки или джинсы, которые так безостановочно определяли ход ее бедер и плоскость живота, что я не переставал говорить ей: - Марина, в твоем туалете чего-то недостает, тебе не кажется? - И все это в какой-то парализованной манере, со сведенными ногами и свернутой набок головой. - Тебе, наверное, просто кажется, что я не одела чего-то? - спрашивает она. - Нет, я именно говорю о том, что уже все есть. Но лишней детали здесь было бы просто не втиснуться, - путано об┼ясняю я. - Ничего страшного, - неопределенно замечает она. - Как это `ничего страшного`? - восклицаю и беру ее больно за запястье. - Я же вижу, что здесь чего-то нет. Не буду же я тебе врать. Я хочу, чтобы у нас была хоть какая-то взаимность в этом вопросе. Я не требую, чтобы ты накинула плащ или примерила юбку подлиннее. Кстати, она бы тебе пошла. И тут я остановился, потому что Марина уже пару секунд интенсивно смотрела совсем в другую сторону - туда, где без толку слонялись молодые люди. - Марина, куда ты смотришь? - внимательно спросил я. - Что? - рассеяно переспросила она. - Ах, да. Платье, длинная юбка. Я сосредоточился и подумал про себя: `Ничего, что она такая рассеянная. Главное, что у нее все-таки положительный характер. И она запросто завтра сделает мне какую-нибудь услугу. Просто за так. Она добрая`. Больше я ничего не буду говорить по этому поводу. 16. Слитный облик. Нельзя поверить, что оно (лицо) одно. Я и не верю, собственно. Приди приходя. Что я ей сделал? Что она мне сделала? Хорошо бы еще, если я был бы ко всему этому равнодушен. А я ужасно неравнодушен. Почти застенчив. Она что-нибудь обо мне знает? Пожалуй, слишком поверхностно. Глубоко знать не надо. Никого. Однако, если внимательно посмотреть на этот вопрос, то ее напутственность мне даже импонирует. Ведь она готова к простому взаимодействию? Да, не без этого. То есть в иной момент я даже могу на нее рассчитывать? Да. Чуть-чуть маразма и валяйте. Вот. А ты говоришь многолика... Сразу многое вспоминается. Сразу. Прежде, чем начнешь простой человеческий разговор. Хотя с такими людьми ничего человеческого не получается. 17. Леша Лацман, по кличке `И-а`, сидел спиной к отсутствующим в своем летнем костюме и перебирал у себя в столе какие-то бумажки. Я подошел и осторожно до него дотронулся. Он вздрогнул и как-то из-под низа повернулся ко мне, показывая свои невидящие глаза, то есть он все-таки что-то видел, но у него было, по-моему, процентов 10 от нормального зрения. - Ты пришел? - спросил он своим сухим голосом. - Да, явился. - Садись, пока я копаюсь. - Что-нибудь потерял? - Кремень. Был где-то тут. - Он поднес почти к самым глазам обломок грифеля и протянул его мне. - Посмотри, это не он? - Это грифель. - А, черт. - Тебе для зажигалки? - Ага. - Наплюй, я тебе спички дам. - Да не надо, я только что зажигалку заправил. - Давай, я тебе помогу. - Давай, а то я не хера не вижу. Я заглянул в ящик стола и увидел, сколько там всякого хлама. - У тебя, что здесь - мусорный ящик? - спросил я. - Ага, - радостно закивал Лацман. - Ты не знаешь, кремень магнитом притягивается? - По-моему, нет. - Тогда скажи мне, можно что-нибудь вместо кремня вставить? - Если только палец, - ответил я. - Жалко. Лацман задумался. - Знаешь, хрен с ним с кремнем. - Уверен? - Абсолютно. Похоже, он снова прозрел. 18. Почему-то и она тоже сидела передо мной нога на ногу. И в этой посадке, возможно заимствованной у раскрепощенных богемных русалок, была нарочитая, вызывающая независимость. Но я не хотел, чтоб эта манера, превратила нашу беседу в дистанционную перекличку, я хотел подвинуться к ней поближе, заглянуть ей в глаза, провести рукой по колену. Но сразу этого сделать было нельзя. Поэтому я начал издалека, с озабоченной, невнятной физиономией и невозмутимостью в голосе: - Марина! На меня смотрят как на человека готового и склонного настраивать кого-нибудь в свою пользу, переубеждать и вообще навязывать что-то негодное и даже, если я этого не могу пропустить мимо себя, доводить до истерики. Все это неправда. Я даже удивляюсь, как люди могут вообще такое думать. Но есть в этом и доля правды, ведь истерика, к примеру, свойство совершенно определенных людей. И говори им хоть что угодно или молчи на том же самом месте - они все равно заведутся, будь я даже безобидным как этот стол. Она располагающе улыбнулась. - Нет. Я так не думаю. И вообще ничего подобного о тебе не слышала. - Замечательно! - воскликнул я и вскочил со стула. - Замечательно. Я не кажусь тебе страшным и это нормально меня организует. - Во всяком случае, я не собираюсь таиться, - проговорила она грудным голосом. Я в подтверждение покивал ей, прикрывая глаза, и, облокотясь на книжный шкаф, проговорил, как бы между прочим: - А вот это все твое. Она мягко поднялась и подошла к тому месту, на которое я неопределенно указывал. Она оглядела ярусы книжного шкафа сверху до низу и обратилась ко мне: - Я собственно и зашла за этим. 19. Без лишнего не может быть и нужного. Восемь светофоров из последних сил сигналили о приближении этого незримого Лишнего. Я стоял, глядя в окно, и ждал его появления. Должно быть, ему надлежало появиться в один из тех моментов, когда линия огней сомкнется у меня на глазах, и я в этом пунктире обнаружу навязчивый образ огненного круга. Я переместил свое тело на 10 см. вправо и среди больших и малых наслоений наткнулся на острый угол - обычный письменный стол, на поверхности которого я обычно развертываю свои скольжения, на гладкой, как стекло, поверхности. Я отвожу назад торс и голову и вдруг слышу в неизреченном эфире десятка два сбивающихся голосов. - Полейте на меня, я самая красивая, - говорит один голос, и я наклоняюсь в его сторону. - Примите вправо, я испражняюсь! - кричит другой. - Отрепетируйте, пожалуйста, это место, - скользит третий, и я понимаю, что попал в умопомрачительный хаотический бардак. Мне на голову натягивают полиэтиленовый мешок, и я об┼являю: - Примите меня, как слово. И тогда все они становятся тише. Я с удовольствием замечаю этот момент, потому что во всем однообразии всегда найдется одна одухотворенная фраза. 20. Переплетающиеся ресницы не давали мне точно определить расстояние. Я уводил голову, от внутреннего напряжения сводило руки, которые судорожно цеплялись за подлокотники. На этих же руках я поднялся, удерживая туловище прямо, и перенес ноги на свободное место. - Стоп! Я сама принесу, - сказала Марина и протянула мне... - Что это? - спросил я. - То, что ты пытался увидеть. Теперь я посмотрел на нее бессмысленно, конечно. Она действительно серьезно на меня смотрела. - А почему ты суешь мне ЭТО в руки? Спрячь в передник и никому не показывай, - выговорил я, надеясь на ее понимание. Она замотала головой, словно задыхаясь, раздираемая каким-то сомнением. - Я ЭТО положила бы и за пазуху, если бы тебя здесь не было, - с трудом об┼яснила она, и я увидел, что она чуть не плачет. - Почему? - делано удивился я, хотя знал, что удивляться здесь, собственно, нечему. Тут на несколько секунд выглянуло солнце и осветило ее глаза - незначительная деталь. Я захотел ей помочь. - Положи, положи, - повторил я , но не сказал куда, подразумевая выбор. Она разжала ладонь, и ее длинные красивые пальцы натянулись, как струны. - Ну? Она молчала. - Ну хорошо, - сдался я. - Дай ЭТО сюда. Она коротко поцеловала меня, так что я вздрогнул, и вскочила на стул. Я увидел ее рост и отчаянную красоту. Вот зачем женщин надо возносить на пьедестал. - Видишь мою стать? - как-то по особенному обратилась она и изящно провела по волосам. Я сглотнул от волнения и только после выговорил: - Самая подходящая... - Я не буду морочить тебе голову. У тебя это лучше получается. - Да, наверное, - поспешил подтвердить я. Она снова с большим смятением повела головой: - Видишь ли? Я буду говорить то, что считаю нужным. - Да! - Я принимал это как приговор. - Все, что мне про тебя говорили, оказалось правдой. Мои руки выше локтя во всей своей беззащитности тянулись и производили строго вертикальную жестикуляцию. Что это, если не театр Вупперталя? И я качался на своих плечах, как повешенный или утопленник, и волосы действительно стали мокрыми. - Почему же ты молчишь? - спросила она. - Я думаю, что меня поперхнуло на ровном месте. - Тебе довелось... на тебя накатило... О большем я знать не хочу. - Вот! И я такой же... Но почему? - Ты хочешь знать почему? - Да, - твердо ответил я. - Все дело в физиологии, той самой, о которой ты говорил. Извращенный вкус плюс слишком большое внимание к деталям. - И все? - Пока я больше ничего не придумала. - Ну это все ерунда. Потому что это слишком сложно. - Конечно, конечно. - Итак, обмен веществ, непродолжительный сон, потные ладони... - Да, милый, потные ладони. - Вот это и все? - Предостаточно. - Слушай! - вдруг закричал я. - Не знаю, что вы там со своим Лукиным-Лацманом хотели из меня сделать. Только я рано или поздно до этого додумаюсь. - Умаляю, Костя. Мы, по-моему, все это уже обсудили. - Черта с два! Я ничего не понял. И тут вовремя появился Мишка Лукин. 21. Я забрезжил, как свет, я отнялся от самого себя и стал неизреченно смолкнувшим. Ровно, постепенно, куда ни кинь. От меня осталось совсем немного. Я сохранил малую часть. На меня смотрели с интересом, когда смотрели, а когда нет, тогда и я был неразличим. 22. Миша Лукин имел длинные руки и большую чугунную голову. Он сидел напротив меня, прямо через перегородку, и смазывал суставы вазелином. Я боялся и подумать об этом: `А что если вот эти масляные пальцы начнут листать томик Георга Гейма? Нет, это немыслимо!` - А что, я смог бы перелистать Георга Гейма, - сказал он уверенно. - Меня часто об этом просят, например, пройтись по железной лестнице, по железной трубе, - продолжал Миша. - И если бы это не был мой родной город, то я, как джентльмен, свернул бы по тротуару. - Мимо восьмого дома? - переспросил я. - Вот именно. Мимо банка, 48-го и 8-го дома. Эта улица хорошо мне знакома. - Но ведь, если не ошибаюсь, там нет никаких перил, ограждений, котлованов и прочей чепухи, от которой колени и локти пухнут? - спросил я, намереваясь поднять собеседника до более значимой идеи. - Да! - неуверенно, но твердо согласился он. - Тогда, сделай милость, об┼ясни мне дураку, с чем связано твое отрицание. Лукин заерзал на стуле, по-ученически поджимая под себя ноги. - Ну... это мое основополагающее сознание, - сказал он, крепко выкрутив слог. Я встал и подошел к темному окну. - Ничего не понимаю, - произнес я задумчиво, глядя в темноту. - Стало быть, ты там один такой остался. - Как есть один, - по дурацки поддакнул Миша. - И, стало быть, ты-то и находишься на этом самом месте, на которое мне неоднократно указывали? - Да, и не спроста, - ответил он. - Место-то необычное. Встанешь к нему лицом и словно солнце перед тобой, поворачиваешься боком: Мачу-Пикчу - оно и есть Мачу-Пикчу. Я задал ему еще несколько вопросов, после чего друга моего повели и повели в сторону наибольшего самоосознания. Это буквально. А на словах - его вывели в другое измерение. 23. Ногти на ногах иногда покрываются таким бронзовым налетом. Я снимаю носки, леплю комок и забрасываю под кровать. Там они наскакивают на целый склад носок и зарываются в пыли. Я шевелю пальцами, гляжу через них на свет. И вдруг выношу для себя странное умозаключение. Я здесь без друзей (Лацман и Лукин не в счет), без достойной компании сверстников, без цели и ясности. Остается, подминая под себя ложе, крутить в воздухе ногами - делать упражнения для укрепления мышц живота. Много ли пройдет времени, прежде чем что-то изменится, пока появятся результаты? При тесном общении с новой группой мышц - недели три выстраданной адаптации, учитывая прочие хозяйственные издержки - еще две недели. Деньги, конечно, кончатся, и я окажусь в таком же идиотском состоянии. Ждать нечего. Важно состояние. 24. Катясь на шаре, - а щепки в вентиляции? - призрачно хрустя на пергаментом обтянутой болванке по битому стеклу, с изогнутым телевизионной помехой бедром, со взлетными руками - она достигла бордюрного камня, мягко спрыгнула, выбросив вперед ножку. Короче, любезница, поигравшая в теннис, запускавшая воздушного змея, бокал шампанского и смех на свежем воздухе. - В чем дело? - спросил я. - Тридцатиминутное опоздание. С тебя три тысячи. Омрачается в лице. - И десять за свернутый каблук, - добавляет она. - Да, и десять за свернутый каблук, - соглашаюсь я. 25. Я не видел ее лица, смутная размывка путающаяся под ногами. Я опускал руки, пытаясь нащупать плечи или голову, но все время щупал крутой теплый бок с выступающими ребрами. Я еле слышно окликнул ее. В полной темноте. И только где-то слева мелькнула пара желтых глаз. Я подвигал коленями, они болтались свободно. `Значит, она не здесь`, - подумал я. Вдруг рукав на майке стал топорщиться. - Марина? - прошептал я в темноту. - Тсс, - раздалось у меня за спиной. - Можно я свет включу? - спросил я со слабой надеждой в голосе. - Нет, пожалуйста. Я еще к тебе не привыкла. - Хорошо. Тогда дай мне руку. Руки долго не было. Я тщетно ловил воздух перед собой, пока не схватил воротник своей рубашки, висевшей на стуле. - Где же ты? - Я здесь, - пронеслось со стороны дивана. - На диване? - на всякий случай переспросил я. Молчание. Я подошел, сел осторожно на его край. Провел рукой по матрацу. Она сидела на спинке, я узнал ее ступню. - Мне холодно, - пожаловалась она. - У меня ничего нет с собой, - ответил я. - Ну вот я и забралась повыше. Я решил больше не вступать в полемику и, схватив ее за длинную ногу, потащил на себя. И довольно долго перебирал руками, пока она не сказала: - Ну, хватит. Я сама. - И мягко спрыгнула на пол. Раздался хруст, шарниры повыскакивали. Тут из-за туч вышла луна, и я увидел ее распростертой на полу. - Какая ты красивая, - прошептал я. 26. Совершенно пусто. Не за что зацепиться взглядом. Можно только скользить, вглядываться. Но все это обращено не во вне, а только в себя. Подошел Лацман, ступая по песку, как флегматичный мул, трижды проклятый. Остановился, не проронив ни звука. На тысячу километров сплошная безводная пустыня и безоблачные небеса. Тысяча километров на одном дыхании, или, так скажем, издыхании. А я вдруг вспомнил, что в домике под карагачом я оставил письмо, и хотел было повернуться, но тут вспомнил о Лацмане, который стоял рядом, у меня за спиной и ковырялся в ухе. Нет, я не повернулся. Я подумал, что у меня еще есть минут 5 или 4, или... Лацман приблизился ко мне и молча протянул мне сигарету из своих запасов, с интересом косясь в ту сторону, куда смотрел я, косился с этаким прищуром, а я десять раз повторил про себя деревенское заклинание от порчи. 27. Лукин сидел за столом, положив руки на колени. Он был смущен и подавлен. Напротив - Лацман нога на ногу, откинув голову назад, разглядывал его своими косыми глазами. - Я вышел не сразу... Какое-то время я стоял у двери в прихожей. - И горько плакал, - продолжил за него Лацман. - Нет, я стоял и боялся выйти наружу. - Так-так. Дальше. - Долго стоял... - Лукин замолчал. - А дальше-то, что было? - Я взял дерматиновый чехол от спиннинга и вышел на площадку. - Почему именно чехол? - Так мне показалось надежней. Ну, то есть я должен был что-то держать в руках. - А-а, - протянул Лацман. - Я спустился вниз на лифте и, еще не доехав до конца, понял, что мне не нужно там выходить. - Как так? - Я боялся остаться один. - Ну, а когда ты приехал... - Двери открылись, и света внизу не было. Лукин снова замолчал. - Ну хорошо. Понятно, что ты куда-то там приехал, что в руках у тебя был чехол от мандолины... - От спиннинга. - От спиннинга. Все это понятно. Но вот не понятно другое. Почему на лестнице не оказалось ни одной ступени? - Лицо Лацмана из насмешливого сделалось злым. - Я сам этого не понял. - Но ступеней-то не было? - Не было. - А как же так? Каким образом? - Может быть, гипс? - голос Лукина прозвучал звонко, так что Лацман на мгновение зажмурился. - Может быть, это гипс? - повторил Лукин. Я видел в одном фильме, как лестницу заливают гипсом. И мне показалось, что так и есть. То есть я не мог этого понять - было слишком темно, но я почувствовал шероховатость ногами. - Хорошо, допустим. - Лацман сел поудобней. - Я почти выкатился наружу и выскочил из под┼езда... - В котором часу это было? - Я не помню. Дело было ночью. Может быть, часа в три или в четыре. - Это в такое-то время? - Я вышел и, знаете, как-то растерялся. С одной стороны, улица хорошо просматривалась, а с другой: в каждом углу могла таиться опасность. - Говори уж прямо: за тобой ото всюду следили! - Да, мне так казалось. - Дальше. - Дальше? Я развернул чехол. - Покажите, как вы это сделали. - Вот так. - В этой руке и в этой? - Да. - Понятно. - Я развернул чехол и тихонько пошел. - Направо, налево? - Нет, сначала прямо. Шел и совершенно не чувствовал страха. - А когда улица закончилась, повернул назад? - Да. - Так я и думал. - Лицо Лацмана стало озабоченным, пальцы забарабанили по столу. - Я почти не смотрел под ноги, - тихо произнес Лукин и опустил голову. - Да ты только туда и смотрел! - прикрикнул на него Лацман. - Ты даже ни разу голову не поднял. - Разве можно меня в этом винить? - Тебя? Нет, конечно. - Лацман придвинулся ближе к столу. - Видишь ли, во всей этой истории с дерматиновым чехлом, в ночных гуляниях есть что-то такое... Понимаешь? Попахивает психиатрией. Лацман наклонился совсем близко к Лукину. - Чего тебе от меня нужно? - спросил Лукин и затравленно поглядел на друга. - Правды! - гаркнул Лацман. - Мне надоело слушать все, что ты мне тут наворачиваешь уже два часа. - Все это правда, - пропищал Лукин. - Значит, ты со страху выскочил ночью на улицу и целых два часа маршировал по ней со своим чехлом, как ненормальный. Стоп. - Лацман внезапно задумался. - Погоди. Лифт-то ночью не работает. Да, действительно. Как это ты спускался на лифте? Лукин пожал плечами. - Колись, сука! - Ну, спускался по лестнице, - выдохнул Лукин. - А чехол? - Дерматиновый? Я его дома оставил. Он ведь от спиннинга. Подумай сам, нахера он мне нужен? - И-и эх! Стыдно! - Да уж. 28. Я был таким удовлетворенным, что не мог сказать ни слова. Руки покоились на подлокотниках, а глаза, глаза смотрели в одну точку. В эту минуту вошел Лацман в длинном пестром шарфе и сразу с порога выдал: - Слушай, чем здесь воняет? Я добродушно посмотрел на него и пожал плечами. Он нервно прошелся по комнате, принюхиваясь, и снова вернулся ко мне. - Нет, правда, ты не чувствуешь? Я покачал головой. - Странно. Может, у меня галлюцинации? - Нет, - твердо ответил я. 29. Светлой частью головы она сливалась с бликующим оконным проемом, а темной - с подвешенными под потолком мухоловками. Должно быть, она (голова) была не одного со стеной цвета, иначе я ее сразу бы потерял, при продвижении по комнате. Голова всегда отстает от тела. Это чисто физиологический принцип, за которым скрывается вездесущая безголовость и выдвинутая нескрытая телесность. Одним словом, я всегда видел ее грудь, бедра, но почти никогда: глаза, волосы и губы, то есть головы как бы не было. Но вот в неестественном ракурсе - а именно на фоне окна - я видел только голову, какой бы она при этом не казалась бесцветной. 30. Вынужденный хоть как-то проводить время я выбежал из дома в кроссовках и спортивных трусах. Это был немного несвоевременный шаг, учитывая мою негодность и задолженность по многим пунктам. Но пока я бежал, мне показалось, что я вполне бы смог, не останавливаясь, достичь того места, откуда мне будет предложено повернуть назад. Я ждал этого. * II часть * 31. До под┼езда надо было идти след в след. Потому что в одном только окне помещалось и стойбище, и лежбище. Я продирался через кусты, и уголки моих глаз собрали легкую цветочную пыльцу, так что я не мог уклониться от хлестких прутьев. Должно быть, вся нижняя часть, цоколь покоились на сплошной гранитной глыбе и всей этой постройке грозило неминуемое разрушение. Я не боялся оступиться, нет. У меня было подозрение, что я сам чего-нибудь не так сделаю. В конце концов все эти бетонные подушки, вся эта арматура не отходили и не удалялись далеко от здания. Миновать их было нельзя, пролезть под - можно. И я мысленно задрал перед свитера, обнажив белоснежное брюшко, пользуясь им в качестве зеркала, и зашагал по следам моего товарища, которого здесь уже не было. Очевидно, мне это причудилось, и я не мог маршировать, не оборачиваясь назад. 32. Я стоял у входа в небольшой зал. Многие кресла были поломаны, но это не нарушало общего вида, - вида пустоты, неубранности и какой-то неопределенности. На клубной сцене что-то монтировали, что-то вроде строительных лесов, хотя я догадываюсь - то была подготовка к спектаклю. Тут в открытые врата этой храмины грузно в┼ехал Мишка Лукин. - Михал Саныч, полная разруха, - сказал я. - Так не знаю, кто проектировал декорации? - Широко развел он руки. - Ты, - ответил я, смеясь. Он фыркнул, как мультяшный персонаж. - Я ведь не так их хотел ставить! - воскликнул он, утюжа ладонью воздух. Я тихонько высморкался или просто хмыкнул и сказал: - Да делать это надо было в другом месте. Тут Лукин стал жестким и пронзительным, как маршал Жуков. - Меня пока что стены берегут, родные, - произнес он, но я не понял, о чем он говорит. Тут внезапно сцена расцветилась ярким красным светом. Красными стали и без того уже красные лица рабочих, деревянные сооружения, похожие на леса, а так же боковая кулиса. Я почувствовал некоторое расслабление, словно подвергся гипнотической релаксии. Мне стало хорошо. - Что это, Лукин? - спросил я и дыхание у меня перехватило. - Это моя рождественская постановка, - ответил он, словно речь шла о чем-то само собой разумеющемся. Я, разомлевший, закрыл глаза и произнес: - Хорошо... Но тут же крепко зажмурился и стал упорно тереть виски. `Где-то это уже было, - подумал я. - Где я мог это видеть?` Лукин с трудом карабкался вдоль среднего ряда, и я заметил некоторую странность в его одежде: под костюмом, вместо привычной водолазки, сиял невероятно пестрый жилет, а от часового кармашка свисала желтая цепочка. - Лукин, ты это спиздил! - закричал я. - Что именно, коллега? - засмеялся он. - Я имею ввиду вот это красное, - заикаясь и краснея, кивнул я в ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Док. 127659 Опублик.: 20.12.01 Число обращений: 1
|