В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НЕВЕРОЯТНЫЕ МИРЫ ЭДМОНДА ГАМИЛЬТОНА Назад
НЕВЕРОЯТНЫЕ МИРЫ ЭДМОНДА ГАМИЛЬТОНА

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Невероятные миры Эдмонда Гамильтона
Эдмонд Гамильтон является одним из пионеров и зачинателей жанра
научной фантастики. Наряду с `Док` Смитом и Джеком Уильясмсоном он
фактически стал отцом целого раздела НФ, так называемой `космической
оперы`.
Родился Эдмонд Мур Гамильтон на заре ХХ века, 21 октября 1904 года
в городке Янгстоун, штат Огайо. И уже в 1926 году опубликовал свой
первый фантастический рассказ. Он не успел получить сколько-нибудь
серьезного образования и главным образом, как ни парадоксально, была его
огромная любовь к фантастической литературе. Поступив в 1919 г в
Вестминстерский колледж (штат Пенсильвания), он специализировался на
физике, но смог протянуть всего лишь три года, после чего был исключен
за пропуск занятий. До 1924 г он работал клерком на Пенсильванской
железной дороге и это ему бебзумно нравилось. Все это время Гамильтон
много писал и посылал свои творения в многочисленные бульварные издания.
И удача улыбнулась ему в августе 1926 в знаменитом журнале `Wеikd
Тflеs`, который, кстати, существует до сих пор, был опубликован его
первый рассказ. С двденаддцатых по сороковые годы из под пера писателя
вышло огромное количество историй - больших и малых - и все это были, в
основном, космические оперы и детективная фантастика. До сих пор
возникают новые и новые открытия неизвестных рассказов Гамильтона, ведь
он очень часто, особенно в ранний период творчества использовал
псевдонимы. Среди них наиболее известные: Роберт Кастл, Нью Дэвидсон,
Уил Гарф, Бретт Стерлинг (не путать с Брюсом Стерлингом!), Роберт
Вентворф.
Из массы писателей, печатавшихся в дешевых журналичиках, Гамильтона
вывела в число авторов первой обоймы книга в твердом переплете `У нас на
астероиде` (1936г). Для того времени это было серьезное достижежние.
Дваддцатые-тридцатые годы американской фантастики - это доминирование
`Дока` Смита, Эдмонда Гамильтона и Джека Уильямсона - творцов мифа о
Галактической Империи и Межзвездном Патруле. В 30-40-е годы Гамильтон
получил почетный титул `Wоrld-Sаvеr` (Спаситель мира) Гамильтон. Его
герои на менжьшее не соглашались - только спасение галактики, созвездия,
на худой конец, планеты интересовало их.
Много нареканий у критиков вызвал цикл о Капитане Фьютчуре
(Будущее). Эти истории публиковались, в основном, в журналах
`Поразительные истории` и `Капитан Будущее` с 1940 по 1951 годы, а затем
были переизданы в виде романов в 1967 г. Всего он написал 24 из 27
историй о капитане Будущее и литературоведы считают их наиболее слабыми
в творчестве писателя. Однако, на тот период они пользовались
сногсшибательной популярностью у читателей.
Творческой манере Гамильтона свойственен безудержный оптимизм и
потрясающая работоспособность. Он писал с колоссальной быстротой, не
заботясь о стиле написанного и мало уделяя внимания Слову. Основным
коньком Гамильтона-писателя всегда оставалась ижнтрига. При этом нужно
отметить, что в ряде своих космических опер, несмотря на физическое
образование, он допускал большое количество научных и технических
`ляпов`, что, впрочем, не мешало ему, создавать динамичные и
увлекательные произведения с интересными, калоритными героями. Нужно
отметить, что в зрелости, проза Эдмонда Гамильтона достаточно усилилась,
он стал писать много мощнее и на более высоком уровне. Этому послужило
несомненное влияние Ли Бреккет - его доброго друга, товарища по перу и
жены.
Познакомил их в 1940 г Джек Уильямсон, старинный приятель
Гамильтона, начавший активно печататься вместе с ним с 1930 года в
дешевых журнальчиках. Ли была на вольных хлебах, зарабатывая себе на
жизнь готовя сценарии для кино- и телефильмов. Безусловно, блестящие
литературные способности Ли Брекет и ее доброжелательная критика очень
сильно повлияли на `спасителя миров`, он стал писать медленнее, больше
внимания уделяя качеству написанного. В шестидедсятые годы Гамильтон
просто переписал многие свои ранжние произведения, и изменения,
внесенные им, в основном были не сюжетного, а стилисьического и
технического порядка.
Поженились Гамильтон и Брекет 31 декабря 1946 г, под Новый год,
много путешествовали и осели, наконец, в Кинсмане, штат Огайо, где
приобрели старинный дом, изрядно запущенный. Два писателя-фантаста,
живущие под одной крышей, одной семьей - это не ново. Генри Каттнер и
Кэтрин Мур, с которыми чета Гамильтонов была весьма дружна, поженились
раньше их. Но, если в первом случае такой союз привел к плодотворному
сотрудничеству и появлению совместных произведений, тандем
Гамильтон-Брекет не сложился. Уж слишком разные авторы это были, с
собственными сформировавшимися почерками и опытом работы. Только в конце
жизненного пути они решились на подобную попытку и написали совместный
роман, в котором свели своих любимых героев - Эрика Джона Старка со
стороны Ли Брекет и звездных королей со стороны Гамильтона. И это была
отнюдь не плохая попытка.
Тем не менее, на мой взгляд, лучшими произведениями писателя
являются `Звездные короли`, `Долина Творения`, `Звезда жизни` и трилогия
`Звездные волки`.
Гамильтоны были страстными путешественниками. Страсть к
неизведанному, интерес к забытым цивилизациям, тайнам прошлого влекли их
обоих с необычайной силой. Но и тут были личные пристрастия: если
Гамильтон обожал Англию, то Брекет влекло все необычное и непривычное
для европейцев. Страстный и ненасытный книголюб, Эдмонд Гамильтон
собрал в своей библиотеке книги по китайской и индийской музыке,
ближневосточной архитектуре, иранской и испанской истории, различным
областям знания. Манера его письма, не блистающего стилистическими
изысками, но живого и яркого, насыщенного запоминающимися деталями и
интересными фактами, носит отпечатки былых путешествий и тщательной
работы с литературой.
Эдмонд Гамильтон на раннем этапе развития жанра внес величайший
вклад в НФ. Его произведения привлекли огромное количество молодежи к
чтению, сохранившей и в зрелом возрасте любовь к фантастике. Многие из
этих фэнов впоследствии сами стали сильными мастерами и развивали
фантастическое направление. Во многом благодаря повестям и рассказам
Гамильтона в американской фантастике сформировалась традиция динамичных,
насыщенных сюжетов, с минимальным погружением во внутренний мир героя и
описаниями его переживаний, размышлений и т.д. Только действие,
непрерывная череда событий, густо замешанных на конфликтах между
героями. Все что затягивает, размывает сюжет - отбрасывалось прочь. Как
правило, интрига произведений писателя завязана на угрозе глобальной
катастрофы, которая угрожает существованию всего человечества, всему
виду `хомо сапиенс`. И все наслоения последующих событий, ошибок,
второстепенных угроз заканчиваются счастливым окончанием благодаря
мужеству и решительности главного героя. Главные герои у Гамильтона, как
правило, личности сугубо положительные, хотя иногда и заблуждающиеся.
Эдмонд Гамильтон, практически, не был творцом новых идей или новых
путей в фантастике. Он использовал уже известные, подчас избитые приемы,
но при этом никогда не делал на них основного упора. Главным для него
как автора были его герои. Столкновение их в конфликте, выявление
характеров в противостоянии. Именно Гамильтон и `Док` Смит первыми стали
наглядно демонстрировать, что чем глубже, обширнее и насыщеннее конфликт
произведения, тем более динамичным оно получается.
Как и у многих фантастов ранней поры становления жанра, герои у
Гамильтона предсказуемы: рыжие - враги, ну, а белокурые, естественно,
друзья. Положительные герои честны, благородны, прекрасны, отрицательные
- коварны, злы, бесчестны. Достаточно просто уже по именам определить
кто плох, а кто хорош, особенно, если не забыли Киплинга. Шэр Хан из
`Маугли` прекрасно трансформируется в Шэн Кара из `Долины Творения` или
в Шорр Кана из `Звездных Королей`. Хотя в более поздних произведениях
автора появляются и серые оттенки, так например в продолжении `Звездных
Королей` Шорр Кан перед лицом негуманоидной опасности становится
союзником главных героев.
В первой книге писателя `Ужас на астроиде` представлены шесть
историй, написанных на заре его творчества: `Ужас на астероиде`(1936),
`Ненавистная галактика` (1935), `Всевидящий` (1936), `Мозг Земли`
(1932), `Бог - чудовище Мамурфа` (1926) и `Тот, который
эволюционировал` (1931).
`Бог - чудовище Мармурфа` - первое опубликованное произведение
автора, повествует об исследователе, который обнаружил забытый
легендарный город в северо-африканской пустыне. Изучая его, он встретил
древнего гигантского паука, долгое время являвшимся местным божеством. И
паук и его храм невидимы, но в волнующем и захватывающем поединке герой
убивает чудовище.
Одной из лучших историй об эволюции человека стала повесть `Тот,
который эволюционировал`. В ней рассказывается о том, как гениальный
ученый преобразует себя при помощи специальной машины в огромный мозг,
способный питаться чистой энергией. В конце концов мозг теряет все
человеческие черты и трансформирует себя в протоплазму: проводится
авторская мысль, что эволюция идет по кругу - от простого к сложному и
от сложного к простому.
Романы Гамильтон часто писал на основе своих ранних рассказов.
В знаменитых `Звездных Королях` (1949) речь идет о бывшем пилоте
американских ВВС Джоне Гордоне, который направляется на 2000 веков в
будущее, чтобы участвовать в рискованных интригах галактического
конфликта. Для этого используется специальный прибор, который
перебрасывает разум главного героя в тело принца Зарт Арна. И начинается
непрерывная круговерть приключений, разумеется со счастливым концом.
В 1951 году появляется интересный роман `Город на краю света`,
который получил очень хорошую критику и был благожелательно принят
читателями. Фабула произведения основывается на предположении, что
городок среднего Запада оказывается заброшен термоядерным взрывом в
отдаленное будущее, в котором солнце превратилось в красный диск, а все
человечество стерто с лица Земли. Единственный уцелевший на угасающей
планете город борется за свое выживание.
Роман `Солнечный громила` (1959) не получил такой хорошей критики,
хотя и очень хорошо расходился в продаже. В нем рассказывается об юном
книготорговце, который унаследовал звездную империю, но, увы, не
преуспел в деле управления ею.
Издательство `Даблдэй` в серии `Книжный НФ-клуб` издало три
избранных романа Гамильтона, рассматривая их как его лучшие произведения
к 1961 году. В твердый том вошли следующие романы: `Звезда жизни`
(1959), `Преследуемые звезды` (1960) и `Битва за звезды` (1961).
Другими значительными произведениями автора безусловно являются
`Долина Творения` (1964), `Оружие с той стороны` (1967). Оба эти романа
примечательны своими темами. В первом речь идет о чудесной долине в
тибетской части Китая, где существуют пять разумных рас, объединенных в
Братство: человеческая, волчья, тигриная, лошадиная и орлиная. Между
собой они общаются телепатически, живут в мире и согласии. Но вот в
долину приходят наемники извне, вооруженные стрелковым оружием и ужас
приходит в мирные дома долины Л`лан.
Второй роман является первой книгой уже упоминавшейся выше трилогии
о `звездных волках`. Главный герой Морган Чэйн, землянин, выросший и
воспитанный на планете `звездных волков` - пиратов-гуманоидов, наводящих
ужас на всю обитаемую вселенную своими стремительными грабительскими
рейдами. Морган становится пиратом - сильным, выносливым и умелым. И все
же он остается чужаком среди этого воинственного народа. В конце концов
он вынужден отправиться во внешний мир, чтобы найти свою судьбу и свое
место в жизни.
Еще одной примечательной книгой Гамильтона стала `Что там,
снаружи?`, в которой собраны действительно прекрасные произведения об
освоении космоса, сопровождавшемся жестокостью и смертями.
Свой творческий путь писатель закончил сборником `Лучшее Эдмонда
Гамильтона` (1977), вышедшем уже после его кончины. В него вошли лучшее
произведения, написанные им и Ли Брекет - всего двадцать одна история,
написанные в промежуток в сорок два года, начиная с `Бог - чудовище
Мармурфа` и заканчивая `Отверженным` (1968). Книга предваряется
превосходным живым очерком `Пятьдесят лет удивления`, а заканчивается
послесловием Э.Гамильтона, в котором он дает краткие пояснения о том,
что толкнуло его на тернистый путь писателя-фантаста, упоминает своих
кумиров в юности: Роберта Стивенсона, Абрахама Мэррита и Хомера Флинта.
А заканчивается послесловие простым и человечным: `Оглядываясь назад к
самым ранним из этих рассказов, я чувствую, что они были написаны
разными людьми. Худой, смуглый и жилистый Гамильтон тех времен кажется
мне немного чужим сейчас. Он мог днями напролет стучать на печатной
машинке, легко ложа на бумагу лихорадочные видения, теснившие его голову
- видений чудесных событий, горестей, обрушивавшихся на беспомощную
Землю, чуждых и обычно зловещих форм жизни немыслимой теперь, о
наступлении грандиозных событий, когда звездная вселенная покроется
флотилиями людей. Я верю, что этот энтузиазм - то, что вдохновляло меня
в этой работе, ведь денежное вознаграждение в журналах тех лет не сильно
стимулировало. По-моему, Джордж Гиссинг, вспоминая свою молодость,
сказал: `В целом, я одобряю такой пылкий энтузиазм молодого человека`. В
моем случае, в целом, я тоже так поступаю`.
Трудно добавить к этому еще что-то большее.

Л.Ткачук

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 126994
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``