В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЛЕФИАФАН Назад
ЛЕФИАФАН

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

`Лефиафан`, бывший `Фатерланд` или повторение пройденного.
( Н. Перунов `Кольцо тьмы`.)

`На постройку гиганта пошло
34500 тонн стального прока-
та, 2000 тонн отливок, 2000
тонн чугуна, 6500 тонн де-
рева. (...)Эти могучие трех-
палубные суда валовой вмес-
тимостью свыше 50.000 рег.т.
подавляли своими размерами,
массивностью, тяжеловесностью
и внешне напоминали каких-то
допотопных динозавров.`
С.Белкин. `Голубая лента Ат-
лантики.`


Знаменитые тексты Дж.Р.Р.Толкиена продолжают свои странствия
в информационном пространстве России, порождая новые и новые тол-
кования. Вслед за песнями и стихами, играми и пародиями наступила
очередь Больших и Серьезных (по крайней мере, в представлении
авторов) книг.
Роман Н.Перумова `Нисхождение тьмы или Средиземье 300 лет
спустя` не только издан весьма известным издательством (`Северо-
Запад`), но и был включен в номинации премии `Интерпресскон`:
нашлись, следовательно, люди, считающие эту книгу лучшим
фантастическим произведением 1993 года. Так что, внимания это
объемистое творение заслуживает.

Зачем пишутся продолжения?
Наверное, прежде всего из любви к исходному тексту, его миру
и его героям, из желания любимы средствами и почти любой ценой
продлить им жизнь. Жизнь - потому что, как правильно заметила
Ольга Ларионова `Конец - это вовсе не обязательно трагическая
развязка: пиф-пиф или десертная ложка яду. Конец - это даже
тогда, когда `они поженились и жили долго и счастливо`. (*Рассказ
`Вернись за своим Стором`. Сб. `Кольцо обратного времени`)
Увы, чаще всего это благое начинание приводит лишь к
появлению убогого Отражения исходного текста. Тени, в которой,
как в зеркале Тролля, исчезают все достоинства оригинала и
вырастают до неправдоподобных размеров его недостатки.
Исключения бывают, когда удается найти совершенно новый
взгляд, ракурс, иную сторону реальности. Но люди, способные к
этому, обычно, создают оригиналы, а не подражания. (Хотя, в
какой-то мере `Доверие` В. Рыбакова можно рассматривать, как
продолжение `Возвращения` и `Туманности Андромеды`, а `Рыцарей
40 островов` С.Лукьяненко, как продолжение романов В.Крапивина.)
Поставим простой вопрос: что нового по сравнению с Д.Р.Р.Т.
сказал Н.Перумов в своем романе, вдвое превосходящем по объему
отнюдь не лаконичный текст профессора?
Толкиен создал мир Средиземья. Мир, в котором могут жить не
только литературные герои, но и реальные люди, мои друзья.
Перумов развивает и реконструирует этот мир. Бильбо вышел из
Хоббитании в Эриадор. Фродо дошел до Ородруина. Арена
деятельности Фолко - все Средиземье. И, естественно, с
увеличением размеров мира возникло новое качество... И не одно.
Умный Оккам просил `не измышлять новых сущностей
(структур) без крайней на то необходимости`. Перумов, однако,
последовал не ему, а М. Муркоку, который в `Хрониках Корума`
всякий раз разрешал ситуационный конфликт появлением новой Силы,
превосходящей по своим возможностям обе конфликтуюшие стороны.
Черные гномы, создавшие подземную технологическую
цивилизацию, рядом с которой могучие армии Олмера выглядят не
более внушительно, чем 1100 ахейских кораблей под Троей рядом с
ударным авианосцем. Серединное королевство, собирающееся - `ради
предотвращения Дагор-Дагората и только поэтому` - обьявить
войну соединенным силам Валар и Мелькора. Золотой Дракон.
Неисчислимые множества перворожденных эльфов у вод Пробуждения -
некогда они в одиночку отбились от самого Темного Властелина.
Неужели Перумов не замечает, что так `развивая` толкиенский
мир, он вольно или невольно девальвирует подвиги и свершения
не только своих (это в конце-концов его дело), но и толкиенских
героев?
Толкиен создал мир, в котором вели борьбу между собой
Абсолютное Зло и относительное Добро, мир, где мог существовать
однозначный нравственный выбор. С тех пор прошло пятьдесят лет,
и мы поняли, что Абсолютное Зло - абстракция, столь же
бессмысленная, как и абсолютное добро. Перумов действует в
рамках этой - современной - этики. И это было бы прекрасно, если
бы нравственное чувство героев соответствовало хотя бы
толкиенским - устарелым! - стандартам.
Толкиен был противником всякого суперменства (о чем не
вредно бы вспомнить `толкиенутым` игровикам из числа любящих бить
`врага` с размаху, двуручным мечом и, желательно, в спину). Не
воины, такие как Боромир, Арагорн, или Эовин - Хранитель Фродо,
почти не обнажающий меч, становится главным героем трилогии.
Фолко же, повторяя `Кобру` С.Саллоне мог бы воскликнуть:
`Рэмбо по сравнению со мной - щенок`. Да и не трудно быть героем
в `многохитовой` кольчуге `со знаками мифрильности`. Вряд ли
профессор был бы доволен т а к и м развитием этики в своем
Средиземье.
Далее. Миссией Фродо было уничтожение Кольца, символа и
воплощения Абсолютной Власти. Фолко получает приказ убить
человека. Человека, который лично ему не сделал ничего плохого.
Уничтожить потому только, что Радагаст почему-то посчитал его
существование опасным для судеб Средиземья. И этот приказ - в
стиле Сарумана (он ведь в свое время долго убеждал Гэндальфа,
что цель оправдывает средства), если не Саурона, Фолко исполняет,
не испытывая ни страха, ни сомнения.
`Ты можешь лгать, ты можешь блудить,
Друзей предавать гуртом,
А то, что придется потом платить -
так это, пойми, потом...`
Ни Фолко, ни Малыш, ни Торин не думают о расплате, потому
что не захотел думать об этом автор.
Так обстоят дела с достоинствами.
А вот недостатки толкиенского стиля Перумов воспроизвел с
заслуживающей лучшего применения добросовестностью.
Толкиен создавал историю мира, а не людей (носителей разума).
Потому психология героев у профессора выдумана, отношения между
ними практически не развиваются (что проявляется, едва лишь герои
пытаются проявить какие-то чувства: в любви, например, они
объясняются в стиле Гирина из `Лезвия бритвы`), и уж совсем худо
обстоит дело с женскими образами; детей же, судя по всему, в
Толкиенском Средиземье попросту нет. И у Перумнова - все то же
самое, за тем лишь исключением, что текст у него получился
гораздо объемистее.
Так что, самостоятельной ценностью, выходящей за рамки
исходного текста, работа Перумова, на мой взгляд, не обладает.
Имеем проект `Толкиен УМ`, гда М - означает - `Модернизированный:,
а У - антоним к слову `Улучшенный`.

Конечно, `Кольцо тьмы` не лишено достоинств. (Как-то один
математик, взвесив на ладони Библию, сказал: `Даже по теории
вероятности такая толстая книга не может не содержать нескольких
умных мыслей.) Хорошо показана трагедия стран-победителей:
Великий Гондор, творение Арагорна, превращается в паразитическое,
бестолково жестокое и бессильное государство, живущее на проценты
со своего прошлого; замыкается в себе Хоббитания; вновь
становятся наемниками гордые гномы, призраками, не способными
защитить себя бродят по страницам романа эльфы Запада. Все
озабочены лишь сохранением существующего прозябания, так что
поневоле начинаешь сочувствовать олмеровским варварам: у них
хоть какое-то развитие происходит... Смотри, например, историю
Франции после Первой Мировой Войны. Или Советского Союза после
Второй. Социологам это все хорошо известно, но в рамках `фэнтези`
подобные исторические явления изображены, пожалуй, впервые.
Неплохо обрисованы боевые действия - в масштабе `батальона`,
`дивизии`, `армии`, `фронта`. Но и здесь не обошлось без ложки
дегтя - претензии автора на то, что в тактике и стратегии он
разбирается лучше Толкиена, не кажутся мне основательными.
(Так, например, с `непобедимым` гномьим хирдом без особого
труда разбираются семиклассники на занятиях по военному
искусству - для этого не обязательно читать Сунь-Цзы. Впрочем,
это разговор для `Бойцового Кота`.)
А главная заслуга Н.Перумова и издательства `Северо-Запад`
в том, что теперь рыцари с деревянными мечами отстанут от
милой пародии Свиридова. У них появилась более крупная цель.

С.Переслегин. Июнь 1994 г.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 124573
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``