В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЛЕТОПИСЬ Назад
ЛЕТОПИСЬ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

В. МАРТЫНЕНКО

ЛЕТОПИСЬ ОДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ИСТОРИЯ... ГОД 1975, ЗЕМЛЯ

Если бы это можно было увидеть, то видно было бы следующее: Из
ледяной глыбы выглядывали искореженные куски металла, обросшие газовой
изморозью, как мохнатые кораллы, ощетинившиеся кристаллами льда. Видны
были разбитые видеодатчики, смятые куски обшивки и растрескавшиеся на
морозе замерзшие жидкости, вытекшие из корпуса разбитого корабля. Но этого
не видел никто - по трем причинам: Во-первых, в 1908 году от рождества
Христова никто не занимался визуальным обследованием комет, во-вторых, в
туманной каше кометного ядра разглядеть что-либо все равно было
невозможно, а в-третьих, единственный, кто мог бы на это смотреть -
корабельный мозг - находился внутри, а не снаружи этой картинки.
Мозг - небольшой кристаллический шар - ничего не мог сделать. В его
распоряжении были лишь несколько ремонтных киберов да полдюжины
разведочных одноразовых капсул. Стартовать могла только одна из них -
крышки шахт остальных зажали покореженные листы обшивки и заплавили
ледяные наросты. Мозг берег эту ракетку. Приблизительно раз в сотню лет
его охватывало желание бросить все и обрести свободу - хотя бы до
окончания горючего в капсуле. Но потом разум брал свое, и страсти в
кристаллическом шаре затихали на новую сотню лет.
А в тот день, которым начинается эта история беспокойство снова
овладело корабельным мозгом. Единственно надежные здесь гравитационные
датчики показали, что войдя в планетную систему, комета с вмороженным в
нее кораблем приближается к одной из планет. По расчетам мозга, в
ближайшее время ему предстояло врезаться в нее по касательной. Чувство
самосохранения пересилило обычную нерешительность, и мозг приказал киберам
перемонтировать себя в капсулу.
Покинув место своего многолетнего заключения мозг испытал нечто вроде
ностальгии по уютному контакт-контейнеру в корабле, по киберам, которыми
он иногда играл, как человек брелками часов, по всему своему мирку,
ставшему таким привычным за долгие столетия.
А впереди была атмосфера. Под ней сверкали огни городов, тянулись
ниточки дорог и точками чернели на зеркалах морей и океанов корабли.
Это было неожиданной радостью для мозга. Он не питал излишних
иллюзий, но знал, что раньше или позже на этой планете его найдут. А
насколько раньше или позже, его не волновало. Что значит лишняя сотня лет
в его положении!
Действительно, никто не обратил внимания на искру, чиркнувшую по небу
над Европой - внимание всех было приковано к комете, пропахавшей атмосферу
и разнесшей огромный лесной массив взрывом вмороженного в нее корабля.
Собственно, это и было то, что потом получило название `Тунгусского дива`.
А между двумя морями - Черным и Балтийским, в своем огороде матерно
ругалась бабка Мартемьяниха - какой-о ирод раскопал у нее все грядки с
капустой. Ирод, то есть корабельный мозг, этого не слышал. Он лежал в
мягкой земле глубоко под грядками и ждал своего часа. Топот Мартемьянихи и
ее сыновей, стук лошадиных копыт и шум тележных колес доходили до него,
как сотрясение земли у стенок капсулы. Это убаюкивало мозг, и он
погрузился в привычную спячку.
Первый раз ему пришлось проснуться через шесть лет. Мерный топот
солдат сотрясал проселок около огорода. Выла бабка Мартемьяниха, провожая
сынков на Первую Мировую.
Следующие семь лет мозгу спалось плохо. То шли по дороге солдаты, то
земля вздрагивала от снарядов немецких тяжелых орудий, то проносились лавы
красной конницы, а однажды в соседском огороде тяжело брякнулся о землю
английский аэроплан.
Потом все снова стихло на полдюжины лет. Опять телеги да лошади,
стадо, возвращающееся с выпаса убаюкивали мозг, и снова он проснулся,
только когда пришли раскулачивать Мартемьяниху и ее старшенького.
Комбедовцы простукивали двор и топтались в огороде - искали спрятанный
хлеб. Кому, как не мозгу, было знать, что хлеба тут и быть не может -
пришедшие были первыми, кто копал здесь что-либо за последние годы. Но
мозг не знал ничего, кроме вибрации земли.
Скоро земля завибрировала сильнее - по дороге ездил единственный на
весь колхоз трактор. Мозг не успевал к нему привыкнуть - трактор ломался,
тракториста сажали за вредительство, и все начиналось снова.
Эти неспокойные годы закончились прямо-таки вакханалией тряски -
грохотали по дороге немецкие танки и грузовики, шли солдаты, падали бомбы
и сами самолеты, подрывали железнодорожную ветку партизаны, и снова фронт
прокатывался над бабкиным огородом.
Когда все уже было закончилось, мозг разбудил необычный толчок.
Спросонья мозг принял его за привычное падение чего-либо крупного, но это
была первая ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму.
Вскоре такие толчки уже не будили мозг, как не будили его взрывы
гранат в ближней речке, где мальчишки глушили рыбу и трактора, снова
появившиеся на полях.
Очередной раз его разбудил бульдозер, снесший огород под предлогом
свертывания индивидуальных хозяйств. Теперь над мозгом шумело кукурузное
поле.
Все затихло было в период укрупнения колхозов, и мозг опасался, не
покинуло ли планету население. Только регулярные толчки далеких ядерных
взрывов на полигонах поддерживали в нем надежду.
Но эту землю отдали под садоводческое товарищество - хуже не нашлось,
и надо же такому случиться, чтобы владелец участка, занявшего бывший
бабкин огород, копал выгребную яму для сортира, прямо-таки над капсулой с
мозгом. Лопата с натугой выворотила капсулу, и едва избежавший инфаркта
тучный дачник вызвал саперов.
- Людям сортир ставить надо, а тут вас дожидайся, на бонбе сидючи! У
мене кажный день на счету! - ворчал на саперов дачник. Недавно призванный
из студентов рядовой засомневался было разглядывая странную форму капсулы,
мучительно напоминавшую ему что-то обгоревшей поверхностью и венчиком
коротких дюз, но сержант с веселой присказкой: `Не рассуждай,
интеллигенция, сапер ошибается один раз`, осторожно положил капсулу с
мозгом на песок в кузове машины.
Мозг понимал, что его нашли и радовался предстоящему контакту. И
осторожные руки, и плавное покачивание кузова машины, - все указывало на
внимание и уважение к нему. Эта иллюзия не оставляла его до подрыва.

ИЛЛЮЗИЯ. ГОД 2034, ЗЕМЛЯ

Город непереносим. Непереносим и обязателен, как обязательна сама
жизнь - такая же пыльная и бессмысленная, как и он.
А непереносимее всего метро. Ежедневный путь на работу и с работы
заставляет чувствовать себя мертвецом в предбаннике ада. Именно в
предбаннике, а не в преддверии - зажатые в потных кулаках пассажиров
пересадочные билеты и переливающиеся голографическим узором
потребительские значки вызывают ассоциации с номерками на ноге, как в
банях и моргах прошлого века.
Отголосками адской кухни гремят видеоэкраны в концах вагона, да и сам
вагон грохочет и воет в туннеле, подскакивая на стыках секций
поддерживающих магнитов. На экранах с тупой размеренностью механического
калейдоскопа сменяют друг друга картинки: бесконечная речь какого-то
политикана, прерываемая рекламой бытовой химии, реклама детского питания
той же фирмы, за которой болтовня того же деятеля продолжалась, не теряя и
не приобретая ни капли смысла, и опять реклама.
Ровно посередине этой очереди в ад стоит человек. Может быть, он
стоит и не посередине, но каждый берет точкой отсчета себя самого, и
отмеряя от этой точки любые расстояния, все равно оказывается в центре
окружающего его мира. Невидящим взглядом человек уткнулся в ближайший к
нему экран, не замечая, что его сосед, рослый парень с зверским лицом, на
куртке которого рядом с потребительским значком красуются эмблема
торгового техникума и именной знак участника шестой конференции
националистических фронтов, прилепил к экрану окурок против рта
выступающего деятеля, и теперь искренне потешается, когда во время рекламы
этот окурок ползал по телам рекламирующих пирожные и торты манекенщиц.
Тормозящий вагон взвыл особенно загробно, и инерция кинула пассажиров
вперед. Человек толкнул своего соседа, и тот, оторвав взгляд от экрана,
повернулся к нему. Потребительский значок и именная карточка оказались на
уровне глаз, и можно было прочитать: `Николай Т. Козляков, делегат от
молодежной секции национально-патриотического союза`.
Человек поднял глаза с значков на лицо соседа. Это лицо могло бы
вызвать даже восхищение - чем-о даже привлекательная морда умного,
хитрого, молодого, здорового и сильного животного. Так привлекательны
волки-трехлетки и молодые, еще не потрепанные медведи. Правда, где-то
глубоко проглядывали черты росомахи, но ее жадная мелочность проявится
только с возрастом, а пока основной чертой была подобранность, алертность
здорового хищника.
Смотревший на Козлякова снизу вверх разительно отличался от него.
Сравнительно молодой, но какой-то истертый и неухоженный, с застывшей в
ранних морщинах маской презрительно-брезгливого страха, этот человек
словно был предназначен для последних мест в очередях, для получения
тычков от судьбы и любых ее посланцев.
Сейчас он тоже был готов принять очередную порцию унижения, не имея
никаких иллюзий относительно своего соседа. Тот был действительно способен
в любой момент, не задумываясь, смести со своего пути каждого, кто ему
неугоден.
Но почему-то все обошлось без физического воздействия. Окинув
толкнувшего его человека равнодушно-оценивающим взглядом, молодой громила
внезапно коротко засмеялся и опять повернулся к экрану, где его окурок
продолжал ползать по мерцающему изображению.
На следующей остановке поток пассажиров вынес слабо барахтающегося
человека из вагона, и под рев машин и сверкание рекламы повлек по вечерней
улице. Неуклюже оглядываясь, он с трудом вписался в поворот и
полупридавленный, попал в торговый зал. Очереди вдоль стеллажей к
кредитно-кассовым автоматам слабо виднелись сквозь световую завесу, в
которой то и дело вспыхивали коротким блеском потребительские значки. Их
ответная люминесценция служила пропуском в магазин - не имеющий значка не
обслуживался в обычном магазине, значок аннулировался у преступников и
служил основным документом.
Обычно все неприятности в магазине кончались перекосом значка в
кредитно-кассовом автомате или потерей части покупок. Иногда человеку
случалось споткнуться в проходе, обрушив пару стопок товара, но сегодня
несуразица началась прямо в проеме контрольного автомата. Негромко, но
настойчиво прозвучал сигнал, проем закрылся металлической штангой, и к
человеку подошли двое служащих в форме торгового корпуса.
- Извините, ваш знак? - на лице отработанные, учтивые улыбки, но в
глазах холодное и жесткое внимание.
Инстинктивно схватившись за карман рубашки, человек скользнул
пальцами по месту, где еще в метро был значок. Но под пальцами болтались
только оборванные нитки, крепление потребительского значка исчезло вместе
с ним.
- Э-э... Он... Он был, да... Но... - Остолбенев, человек беспомощно
лепетал еще что-то неубедительное, но служащие, обшарив его взглядами с
ног до головы, понимающе переглянулись, и сразу потеряв к нему интерес,
исчезли так же беззвучно, как и появились.
Человек стоял перед световой завесой, в которой мерцали значки
проходящих, и медленно возвращался в осмысленное состояние. Вспомнился
рослый наци в метро и его насмешливый взгляд. Значит, уже тогда значка не
было, или он был готов оторваться. Теперь ему уже не поужинать сегодня,
потом - штраф за утерю, получение нового значка после длительной проверки
уголовных и медицинских банков данных.
Неожиданно на смену бессмысленности положения пришла редкая для
человека решимость. Он повернулся и вышел из магазина. Улица так же
шумела, пытаясь смять его, но теперь человека влекла не повседневная
обязанность жить по заведенному когда-то порядку, а ясная цель, которую он
впервые решился назвать сам себе.
В своей квартире человек даже не притронулся к холодильнику, в
котором могла заваляться какая-ибо еда.

ИГРУШЕЧНЫЕ СОЛДАТИКИ. ГОД 2038, ЗЕМЛЯ

Ворчание мотора стало привычным. Непривычно сияние неона городских
улиц за бронестеклом смотровой щели. Неужели я старею, и воспоминания
двадцатилетней давности становятся важнее, чем только что произошедшее? На
Амазонке под титановым брюхом вибролета и за бортом бронекатера опасностью
угрожала зеленая тьма сельвы, а здесь смертью напоен пропитанный светом
город.
Кроме меня, из шестнадцати человек в бронеходе лишь пятеро с
Амазонки. Остальные видели войну только в информационных передачах и
художественных фильмах. Они с завистью смотрят на мои капитанские нашивки
и небогатые орденские планки. Знали бы, чем заработаны цветастые полоски -
прибрежной амазонской грязью, уходом друзей одного за другим, потерей
Здены - сон в развалившейся хижине был вещим, нам вместе были суждены лишь
один день да одна ночь, а потом, возвращаясь с вылета, я услышал приказ
уходить на запасную площадку - озонное сито спалило радиацией КП, выжгло
начисто самую дорогую мне жизнь...
Амазонка отняла и призвание - сбросив однажды в сельву, небо больше
не приняло меня, даже пассажиром я больше не могу летать. Тот, последний
вылет кончился тараном, который сплел в металлический клубок мою машину и
`пятнистого` с белым ягуаром и свастикой на борту.
Впрочем, двое из необстрелянных смотрят иначе. Джо Джобер, десантник
- с презрением. Норовистый мальчик считает, что в моем возрасте надо
достичь большего. Второй, того же возраста, что и я - с сочувствием. Его
фамилия Каневски, имя - то ли Валентин, то ли Вальтер - никак не могу
запомнить. Абсолютно не приспособлен к военной службе, рассеян и неуклюж,
непонятно, как его пропустила медкомиссия. Почему в его глазах сочувствие?
Предположить, что он понимает во мне то, чего я сам не могу понять
окончательно, почти невозможно. Что он видел в своей жизни, чтобы
понимать?
А действительно, что? И что привело его сюда, на Сицилию, бросило на
улицы Палермо, где идет многослойная, как пицца, война с мафией. Чем
занимался этот человек до того, как попал ко мне под начало, выяснить так
и не удалось. Знаю только, что у него сын где-то на побережье Балтийского
моря - он все время жаловался, что никак не может отправить домой игрушку
или сувенир.
Перед бронеходом зажегся красный свет, и через дорогу заспешили
пешеходы. Неоновая реклама отбрасывает цветные блики на пологую лобовую
броню, сквозь щель приоткрытого люка доносятся шумы вечернего города:
тарахтение машин и мотоциклов, гудки, стук шагов и трескучая итальянская
речь.
Желтый... Зеленый свет. Какой-то нахал на лакированной
`Тойоте-электро-ТD` попытался вильнув, обогнать бронеход. Траки гусениц
ободрали цветной лак с двери легковой машины. Все-таки вырвавшись вперед,
`Тойота` развернулась поперек дороги, и под самый нос едва затормозившего
бронехода бесстрашно выкатился кругленький и маленький, как теннисный
мячик, хозяин машины. Все изобразительные средства итальянского языка
обрушились на наши головы, достигая ушей даже через броню.
Шестеро, вместе со мной, вылезли, и, оглядывая подворотни и балконы
домов, выставили `локусты` во все стороны. Каневски тоже вылез,
осматриваясь, как курортник. Хозяин `Тойоты` надрывался, размахивая у меня
перед носом руками. Из его криков я понял только, что мы поцарапали его
машину и должны возместить ущерб. Я слушал его вполуха, потому что из-за
поворота появились какие-то люди. Сзади тоже кто-то заходил, и неприятное
предчувствие заставило перекинуть `локуст` на грудь и сдвинуть
предохранитель. Но все эти люди уже бежали к нам, размахивая пестрыми
карточками информ-служб. Засверкали фотовспышки, ко мне хищно тянулись
микрофоны, поблескивали объективы видеокамер. Крика стало в десять раз
больше. Я понял, что никакого смысла это все не имеет, проорал, перекрывая
галдеж журналистов: `По всем вопросам обращаться в городской штаб`, и
полез обратно в бронеход. За мной полезли все остальные. Дольше всех
вертелся под обстрелом фотокамер этот Вальтер или Валентин. Амуниция
висела на нем, как ветошь на швабре. Он дважды заехал стволом `локуста` по
уху корреспонденту, и один раз - самому себе, извинился, а в заключение
зацепился кошкой, висящей у пояса, за ремешки камеры и кончик пояса
фотокорреспондентки, и ободрал с нее половину юбки. Я никогда не думал,
что можно застрять в люке, заклинив автомат поперек него. Оказывается, и
это достижимо.
Ревом двигателей и облаком дыма распугав толпу, бронеход снова
вывернул на шоссе. Через несколько минут что-то привлекло мое внимание, и
с раздражением я понял, что на огромном экране фасада одного из домов под
бегущей строкой появляется то мое орущее лицо, то серьезные юнцы,
сбившиеся в ощетинившуюся автоматами кучку, поцарапанный и даже помятый
борт `Тойоты`, ее хозяин, с миной великомученика воздевающий руки к
небесам, ствол `локуста`, врезающийся в ухо немолодого растерянного
солдата, фотокорреспондентка, кокетливо прикрывающаяся остатками юбки,
корма бронехода с захлопывающимся люком, и облако дыма из выхлопной трубы.
Из-за плеча показалось уже не такое растерянное, как на экране, лицо этого
Каневски:
- Смотрите, капитан, какая оперативность.
Смотрю. Что же еще остается, только смотреть и молчать, иначе ему
придется выслушать мою оценку его недюжинных клоунских способностей и
совет начать карьеру телевизионного комика с этого сюжета. Впрочем,
Каневски не так уж и виноват, я переношу на него недовольство своей ролью
в этой нелепой ситуации. Что же заставило этого явно мирного, потрепанного
человека ввязаться в итало-сицилийскую грязь?
Грязь. Иначе не назовешь войну с мафией. Неизвестно, кто перевел
двухвековой конфликт организованной преступности с официальным
правительством из состояния тайной войны с малочисленными, но страшными
жертвами, в чуть ли не объявленную войну, в которую, по сути, ввязался
весь мир. После Амазонской целлюлозной бойни мир вошел во вкус воздействия
на конфликты глобальными силами, и теперь под всепланетные крики `ура`
новейшим вооружением и многочисленной живой силой навалился на мафию -
`последний оплот насилия, очаг социального заражения, сохраняющий в себе
все извращения и болезни вплоть до почти истребленного СПИДа`. Кому
все-таки пришла в голову мысль развязать эту бойню? Мафиози, возжелавшему
закрепить свою власть окончательно и законодательно, уставшему от
марионеток в правительственных креслах, или чиновнику правительства,
приводящему реальность к соответствию букве закона, не предусматривающего
наличия какой-либо власти, кроме собственной?
И из-за этой пакости опять гибнут люди, через пятнадцать лет после
Амазонки, через девяносто три года от Последней Мировой. Мафию истреблять
надо, но не такой же ценой. Раз уж ввязались, придется завершить начатое,
хотя и теперь находятся люди, снабжающие `солдат мафии` не хуже, чем нас,
продающие мафии сведения и планы, а то и просто наши жизни. Пронизывая мир
насквозь, мафия выдирается из него с кровью, болью и обнажением многих
тайных уродств.
Нет, не до этого. Кто и что сделал, разберемся потом, а пока надо
расправиться с этой грязью. Уничтожать без всякой жалости и врагов, и
предателей общества.
Все-таки, что послужило причиной появления здесь странного солдата? В
конце концов, спрошу его самого, благо он все равно еще торчит из-за
плеча. Завтра спрашивать уже может быть не у кого. Или некому.
- Послушайте - Обращение не по форме, так лучше.
- Да, капитан.
- Я не как капитан, а просто так хочу спросить, что же вас занесло
сюда? У вас сын, наверное, и жена, и дело свое есть. То, что вы не из
мафии засланы, ясно, они такого цыпленка жареного держать не стали бы.
Извините за цыпленка, но ваши боевые качества, надеюсь, вам ясны. Так что
же вы - социолог, писатель, набирающий впечатления? Не за деньгами же или
льготами сюда, хотя платят хорошо. В нашем с вами возрасте вроде бы все
уже должно устояться.
- Объяснить можно... Понимаете, я не идеалист, и семья,
действительно... Но когда идет такая схватка со злом, все равно абсолютно
непричастным не останешься. Я просто понял, что должен быть здесь - хотя
бы для того, чтобы на улицах моего городка не было танков и бронеходов,
чтобы мой сын ходил в школу без страха быть убитым в случайной перестрелке
или растерзанным развлекающейся компанией садистов. Традиция вести войну в
живущих городах пришла из прошлого века - вспомните Ольстер, Бейрут.
Сицилия лишь довела это до абсурда, здесь можно на одной улице купить
пачку сигарет, а на другой быть убитым. Ты идешь выбрасывать в
мусоропровод ведро, и не знаешь, что в полусотне метров под тобой этот
мусор летит на голову пулеметчику, ведущему бой в трубе канализации.
Никаких иллюзий по поводу этой войны у меня нет - она идет не на этих
улицах, а в компьютерных системах мощнейших банков мира. Идет продажа
оптом и в розницу, и в нашем лагере тоже немало грязи. Вспомните позорную
историю с генералом Хагеном, в карточной игре с одним из мафиози
поставившем роту солдат против миллиарда в Швейцарском банке. Хаген
проиграл и подвел их под удар лазерного спутника - все сгорели, а на
следующее утро его партнер по игре сообщил все командованию и поместил в
газетах снимки и описание игры.
Но все-таки надо чистить эту грязь и дрянь, и поэтому я здесь. А вы,
капитан? Ведь не деньги же вас гонят с войны на войну. Что привело вас
сюда, что привело на Амазонку, на самую первую вашу войну?
Я молчал. На очередном гигантском экране наши лица и бронеход
чередовались с рекламными сюжетами, и теперь между моим искаженным в крике
лицом и крупным планом помятого борта `Тойоты` вклинились полуобнаженные
девицы, утопающие в пышной пене какого-то моющего средства, а между
жестикулирующим хозяином помятой машины и запутавшимся в автомате Каневски
- толстый младенец, пускающий шоколадные пузыри.
От ответа меня спас столб нестерпимо яркого света, ударивший с небес
по соседнему кварталу. Залп лазерного спутника с математической точностью
пропорол и выжег изнутри ничем не примечательный внешне дом. Взвыв
двигателями, наш бронеход рванулся к тлеющему остову, чтобы проверить
степень поражения.
Что там проверять, уголь и есть уголь. Пешеходы обходят выжженный дом
по другой стороне улицы, за бронеходом образуется пробка недовольно
гудящих машин. Где-то над крышами со звенящим визгом приближался вибролет
спутниковой корректировки с параболической антенной между надкрыльями
виброплоскостей. Больше здесь делать нечего, и мы снова выворачиваем на
шоссе.
Почему-то я представил себе бронеход сверху, таким, как он виден с
верхних этажей небоскребов. Впрочем, бросить противотанковую гранату или
минометную мину удобнее с пятого-шестого этажа. А гранатомет лучше
работает из подворотен и с первых трех этажей.
Словно накликал беду: перед носом бронехода взметнулся фонтаном
взрыв, и по лобовой броне застучали куски асфальта. Бронеход дернулся
вперед, и вовремя: теперь грохнуло за кормой, и асфальтовая крошка осыпала
десантные люки. С неистовым ревом развернувшись на месте, бронеход въехал
кормой в витрину и под звон стекла и хруст раздавливаемых стендов и
манекенов застыл посередине торгового зала супермаркета. Где-то над нами
находятся те, кто бросал гранаты или мины. Сбивая стенды с легкими
коробками, из задних люков вырвались мои ребятишки и бросились к лестницам
на следующий этаж. Джобер лихо сбил прикладом сунувшегося под ноги
покупателя, и вскакивая на эскалатор, прошил очередью потолок над собой. В
дверях уже рассосалась толпа спасающихся покупателей, и теперь только мы
ломились сквозь прилавки и рекламные щиты.
Хотя нет, не только мы. Кто-то, пока невидимый за коробками и
пакетами, ломился нам навстречу. Стену, сложенную из громоздких
пенопластовых упаковок одновременно пробила с той стороны очередь ручного
пулемета и вырвавшийся вперед `солдат мафии`. Он рухнул под выстрелами
из-за моего плеча прямо в проеме, который проделал своим телом. Огненные
струи очередей уперлись в пеструю стену, разнося упаковки и их содержимое
в куски. Через десяток секунд от преграды ничего не осталось, и в
заполнившем супермаркет дыму стали видны силуэты нападавших. Мы бежали
навстречу друг другу и стреляли, каждый контур человеческой фигуры был
подсвечен мерцающей звездочкой, которая гасла только тогда, когда человек
падал, превращаясь в неподвижную горку тряпья. Сзади, с бронехода
короткими вспышками бил башенный лазер, подрезая висящие рекламные щиты и
разваливая на чадящие лохмотья горы товаров.
Кончилось все даже внезапнее, чем началось. Кончились грохот и
шипение, кончились оскаленные лица стрелявших в нас, кончились тяжелые
шлепки падающих тел. В глубине зала еще осыпались какие-то кульки и
коробочки, где-то текла из пробитых банок и канистр какая-то жидкость. За
дымом мелькнула быстрая тень, но не успел я поднять `локуст`, как из-за
плеча опять коротко рявкнула очередь, и тень медленно обрушилась в
прилавок, в последней судороге вспахав пулями пол перед собой.
Я оглянулся и чуть ли не свистнул от удивления. Уж кого-кого, а этого
Каневски я не ожидал здесь увидеть. Но за правым плечом у меня стоял
именно он, опять неуклюже и как-то смущенно держа дымящийся `локуст`. На
лице его было отрешенно-сожалеющее выражение. А слева приближался Джобер,
шатаясь, как пьяный. Он пинал ногами лежащих и делал контрольные выстрелы.
Лицо мальчишки безобразила маска неестественного, звериного счастья.
Где-то на улице уже ныли, как зубная боль сирены и лязгали гусеницы
танков и бронеходов. Мы забирались в свой бронеход медленно и тяжело, и
последним, как водится, подошел к машине Каневски. Он вдруг
заинтересовался чем-то на полу, поднял небольшую пеструю коробку около
стеллажа с игрушками. Покопавшись в кармане, он вытащил какую-то мелочь, и
положив монеты на прилавок, заспешил к бронеходу.
- Ну вот, капитан, смотрите - все время некогда было заглянуть в
магазин - сыну купить что-нибудь, а тут...
Я заметил у него на груди алое пятнышко лазерной подсветки и протянул
руку, чтобы отдернуть его из-под прицела. Но было поздно - комбинезон
прорвала пуля снайпера, и Каневски сполз по борту бронехода. У меня в руке
оказалась легкая цветастая коробка солдатиков...
Когда, прочесав всю округу и закончив формальности с представителями
торговой фирмы, чей магазин мы разгромили, я опять уселся на свое место в
бронеходе, что-то попалось мне под руку. Это была та самая коробка. Я
поднес к свету картонку, и увидел надпись `Борцы с мафией, 6шт., с ручным
пулеметом и рацией`. Ниже - название фирмы-производителя, цена и дата
выпуска. Сегодняшнее число - оно началось шесть часов назад. Я почему-то
вспомнил: `Смотрите, капитан, какая оперативность...` Шесть часов назад
Каневски был жив, а к Джоберу я относился еще как к человеку.
Что-то показалось мне знакомым в картинке на коробке с солдатиками. Я
вытряхнул пластиковые, размером в палец, натуралистически раскрашенные
фигурки на ладонь, и чуть не уронил их: В руке у меня был я сам. Рядом,
такой же неуклюжий, как был в жизни, оторвал ногу от подставки Каневски, в
классической позе с автоматом наперевес, упираясь широко расставленными
ногами в подставку, на ладони лежали Джобер и другие юнцы. Пластмассовые
игрушки. Они сделали пресс-формы по видеопленке, и теперь на меня с ладони
смотрели добротно сделанные пластиковые масочки игрушечных солдатиков.
Нескольких из них уже нет - я отодвинул их пальцем в сторону, и сверху
опять лег печально-стеснительный Каневски. Солдатики...
Механик-водитель рванул с места, и бронеход выехал из витрины в
наполненный мертвенно-праздничным неоновым светом город.

ДЕЗЕРТИРЫ. ГОД 2042, ЗЕМЛЯ....

Закон 1735, III-в о мерах против предателей
общества был принят 9.VII.2041 и предусматривал
высшую меру наказания за попытку эмиграции с
Земли...
`История вооружения Вселенной` т.I, стр.312.

Год за годом мне снится одно и то же: жирный блеск реки, схваченной
джунглями в когтистые зеленые лапы, и пятнистые боевые вибролеты
`Мессершмитт-Бельков-Блом 799`, почему-то беззвучно уходящие вдаль от
гигантского костра старой хижины. Назойливо крутится в голове вместо их
звенящего визга старинная мелодия: `На далекой Амазонке не бывал я
никогда...`.
А я бывал. И на Амазонке, в двадцать первом, - интерпатруль, и на
Сицилии в тридцать восьмом, - итало-сицилийская война с мафией. Теперь вот
здесь - `таможенник`.
Амазонка... Тогда, у реки, меня вытащили полумертвого, с вторым
приступом лихорадки и двумя личинками на левой лопатке. Следы от их гнезд
в моем мясе побаливают в дождливую погоду. Такую, как сейчас, когда я
проснулся в качающемся кресле рядом с механиком-водителем таможенного
бронехода.
Лязгая траками по асфальту, он мчится по городской улице. Получены
сведения, что некий Стропарев, Анатолий Алексеевич, задумал эмигрировать с
Земли вместе с женой и трехлетним сыном. Скоты продажные, хоть бы ребенка
пожалели, если своя жизнь не дорога. Захотели променять нашу родную
планету на космический рай. Ничего, они его получат. Истинное наименование
нашей организации затерялось в бумагах, даже я не сразу его вспомню, но
зовут нас `таможенниками` по поговорке - `За выезд в рай взимается пошлина
в размере жизни`. Правда, непонятно, откуда взялась уверенность, что там -
рай? Чужие планеты, всякий сброд, бежавший от правосудия - те же
сицилийские недобитки, ни порядка, ни государства - закон джунглей.
Общество вырастило, воспитало тебя, спасло от ядерной войны, экологической
катастрофы - в этом я лично участвовал, громя целлюлозные банды на
Амазонке. Чего еще надо? Работай, реализуй свои возможности, отдавай долг
обществу. Так нет, бегут, как крысье поганое, и растаскивают Землю по
ниточкам. Что самое страшное - нас, сдерживающих этот поток человеческих
помоев, ненавидят, боятся те, ради кого мы делаем свою тяжелую работу.
Вчера, когда я остановился во дворе около песочницы, где копошился
забавный малыш, его мать с криком: `Ты с кем разговариваешь, это же
таможенник!`, Унесла отчаянно заревевшего карапуза. Такого страха я еще не
видел. Нами уже пугают детей, как волками. Волки. Волки - санитары леса,
то есть общества, - так орал Бэйтс, опять надравшись. Надо будет вышибить
его из таможни, чтобы не позорил звание. Из-за таких нас и ненавидят. Ну,
и еще доносы. В деле Стропарева тоже прочерк - `данные доносителя
неизвестны`. Нам, исполнителям неизвестны. Потому что были случаи - как с
сумасшедшим Фуэнтесом, который построил всех доносчиков во дворе городской
Таможни, нацепил им все запасы орденов и медалей и расстрелял. Я до этого
еще не дошел, но тоже симпатии к доносчикам не испытываю.
Бронеход оседает на передние катки, резко затормозив у дома. Мои
ребятишки посыпались из люков, башенные стрелки водят стволами лазеров по
фасаду, готовые прикрыть нас - можно напороться и на это.
Сапоги грохочут по лестнице. Квартира N_153. Звонок. Испуганный
женский голос: `Кто там?`. Отвечаю: `Открывайте. Таможня.`. Яростный
мужской возглас перекрывает стон женщины, из двери летят щепки от пуль,
проходящих в сантиметре от меня. Четыре кубика пластиковой взрывчатки на
замке и петлях срывают дверь. В конце коридора мужчина с двух рук стреляет
из пистолета. Короткая очередь из `локуста` Джонни Сименса разбивает ему
руку, и пистолет - АПС конца прошлого века, отлетает в сторону. Сименс и
Котельников волокут его в комнату, где перепуганная женщина с крошечным
ребенком вжимается в примитивный генератор переброски. Штейнхофер
вытаскивает ее из машины, которую разносит длинной очередью.
Комната забита людьми, пластами плавает прозрачный дым. Я пишу
протокол под тихое всхлипывание женщины, сам Стропарев странно смотрит на
меня. Господи, когда-нибудь я этого не смогу. Но не сейчас.
Обоих отшвыривают к стене, и Котельников забирает у женщины ребенка,
что-то утешительно шепча. Та уже ничего не соображает, ее гипнотизируют
черные зрачки автоматных стволов. В домашнем халатике, забрызганном кровью
мужа, она не замечает, что причиняет ему боль, прижимаясь к его
искалеченной руке.
Формулировка, ставшая привычной: `По закону 1735, III-в, оказавшие
вооруженное сопротивление при задержании...`. Стропарев хрипит мне в лицо
что-то странно знакомое. Залп. Дыму в комнате прибавляется, и два
изрешеченных трупа тяжело и неуклюже сваливаются на пол своей комнаты. Я
подхожу к видеофону и вызываю похоронную команду. На лестнице надрывается
криком ребенок, у которого мы отняли мать и отца. Отца, который продал
Землю, дезертировал из общества. Нет, его воспитает государство, а не эти
двое предателей.
Снова дождь молотит по броне, заглушая плач ребенка. Только сейчас я
разбираю то, что этот человек сказал мне перед смертью - `Тебя я не ожидал
с ними`. Да и фамилия его сквозь дождь и дрему всплывает вместе с
назойливой мелодией `Далекой Амазонки`. Стоп. Стропарев... Стропа,
Толик-Стропа, зенитчик с КП интерпатруля, где работала Здена. Господи, я
не узнал его. Хорошо, что не узнал, иначе не смог бы сегодня. Но все
равно, когда-нибудь я этого не смогу.
Прекратить мягкотелость. Прекратить. На Амазонке мы вместе дрались с
убийцами Земли, на Сицилии я вычищал блатную гниль мафии, а он отсиживался
здесь. А теперь мы вообще по разные стороны баррикады. И закономерно. Кого
я жалею? Предателя общества, переродившегося мерзавца, а не славного
парня, зенитчика Толика. Он всегда старался прикрыть нас с земли, лихо
заваливал `пятнистых`. Да, на Амазонке и Сицилии враг был неплохо
вооружен. А этих мы убиваем в их домах, травим на пустырях бронеходами,
как волки. Как волки... Хотя, впрочем, этот тоже был вооружен. Древним
автоматическим пистолетом... Я же делаю нужное, тяжелое, но нужное дело!
Очищаю Землю от продающих ее шакалов! Толик-Стропа - шакал? Зенитчик
Стропарев - шакал? А я кто? Волк? Кто я такой? А эта женщина. Она уже
ничего не понимала, и только испуганно плакала, так тихонько, будто
боялась, что за громкий плач с ней сделают что-нибудь. Однажды я возьму,
да и напишу все это в отчете, швырну его на стол шефу и хлопну дверью.
Только что я буду делать там, за дверью, после всего? Однажды, когда я не
смогу снова поставить к стенке.
Бронеход снова осел на передние катки. Здание начала прошлого века,
наверно, не предназначалось для того, чтобы быть Таможней, но какая-о
мрачность была вложена в него создателями. Обычно при входе надо
предъявить пропуск двум компьютерам, живому вахтеру и пикету при
пулеметной точке. Сейчас предъявлять его некому. Ничего не понимая,
грохочу сапогами по коридорам, обычно забитым людьми. Иду к кабинету шефа.
Первая бронедверь приоткрыта, сквозь щель я вижу грязные и мокрые
сапоги и слышу знакомое бормотание. Вместо хорошенькой
блондинки-секретарши, единственной, кому идет наша серая форма, за ее
столом сидит в дымину пьяный Бэйтс и мурлыкая что-то под нос, расшвыривает
во все стороны кусочки протоколов, отчетов, декретов и других бумаг,
изодранных до того, что уже нельзя было угадать их происхождение.
Не переношу спиртного и пьяных. Ору сумасшедшим голосом: `Прапорщик
Бэйтс, что происходит?! Смирно, ноги со стола!`. Он медленно поворачивает
ко мне голову и заплетаясь, бормочет: `А, начальничек - ключик-чайничек...
принес отчет о достигнутых успехах? Сколько еще врагов народа, прости-ите,
предателей общества, вы привели в исполнение, герр штурмбанфюрер,
прости-ите, майор...
Я стаскиваю его со стола и бью по физиономии: `Бэйтс, скотина, что
все это значит? Где шеф, где Молли, где все?`. Из носа у него капает
кровь, но все тем же развязным тоном он поясняет, где бы ему хотелось
видеть шефа и Молли, и в каких позах они туда отправятся. Некоторые его
выражения я слышу впервые, но о смысле догадываюсь, и отшвыриваю его к
стене, как изгаженную тряпичную куклу.
Оттуда он сообщает, что может поздравить меня с вступлением в
должность шефа, так как на данный момент я - самый старший офицер таможни.
`А остальные - фью-фью`, добавляет он.
Кабинет разорен, сейфы раскрыты, все разнесено в клочья. Пол
соседнего помещения - склада реквизированных генераторов переброски усыпан
странной пылью. Я слишком хорошо знаю, что это за пыль. Мы находили ее на
месте старта генератора переброски, когда не успевали захватить
преступников.
Бэйтс добрался на полу до ящика с бутылками и теперь между глотками
пояснял, как, по его мнению, я могу использовать эту должность и другие
части своего тела.
Я уже не могу его бить и спрашивать. Несвязное бормотание
подтверждает, что все командование Таможни дезертировало. Удрали с Земли
ее спасители-охранители. Один глупый идеалист, вот этот майор, остался
здесь и мешает ему, Бэйтсу, надираться в свое удовольствие, в ожидании
того момента, когда господний гром или человеческий гнев снесут это логово
смертного греха, именуемое Таможней.
Такое впечатление, что не я избил Бэйтса, а он меня. Я ничего не
знаю, ничего... Волки... Благо общества... Толик... Закон...

Через час в здании Таможни, избиваемом косыми струями дождя, было уже
два мертвецки пьяных человека. Рядом с одним из них валялась куча пустых
магазинов: перед тем, как свалиться, он стрелял и стрелял в стены
увешанные, лозунгами.

КРАТКИЙ ОЧЕРК КАРТИНЫ ВОЛЬНОГО ПИРАТСТВА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХI ВЕКА В БИОГРАФИЯХ. (ГОД 2077)

Дженни-Комета, Джейн Даркуотер, 2041 г. р., из семьи колонистов
43-Саванны. В 2042 г. увезена с Земли, в 2046г. ее родители отправились
далее, оставив Д. на попечение дяди, механика-ремонтника, и пропали без
вести. Дядя убит в 2054 г., после него остался малый разведочный катер
`Комета`. Обстоятельства начала карьеры Д. описаны в известной песенке
`Дженни-Комета`. На вырученные средства оборудовала крейсер `Большая
Комета`, на котором пиратствовала с сезонными экипажами, имея постоянную
команду из примитивных КС. В 2064 г., в зените славы, случайно попала в
солнечную систему, где и осела, вышла замуж за Зигмунда Каневски. Дочь Д.
- Злата Каневски, 2068 г. р., штурман-стрелок известных канонерок `Орка` и
`Орка-II`. В 2079 г., при полете с дочерью рейсовым левиафаном, Д.
встретила Билли-Идеалиста, напавшего на этот левиафан. Билли-Идеалист, его
штурман-повар Андрюха-Самобранка и личный десантник Жиль Липучка отменили

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ




Россия

Док. 124557
Опублик.: 19.12.01
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``