ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ Петр Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения Перевод Н.В.фон Бока. (с) Издательство Чернышева. СПб., 1992. Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного Гурджиева. Его книга `В поисках чудесного`, сыгравшая важную роль в распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к 50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949). * Оrigin: ЕхLibris #20 (2:463/192.21 - lеt@dаnсh.kiеv.uа) ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1
Возвращение из Индии. - Война и `поиски чудесного`. Старые мысли. - Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. - Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым. `Переодетый`. - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа Гурджиева. - `Проблески истины`. Дальнейшие встречи и беседы. - Организация московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. - Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. - `Философия`, `теория` и `практика`. - Как была найдена эта система? - Идеи Гурджиева. - `Человек - это машина`, управляемая внешними влияниями. - `Все случается`. - Никто ничего не `делает`. - Чтобы `делать`, необходимо `быть`. - Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология для изучения машины? - Обещание `фактов`. Можно ли прекратить войны? - Беседа: планеты и Луна как живые существа. - `Разум` Солнца и Земли. - `Субъективное` и `объективное` искусство. ГЛАВА 2 Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. - Упоминание об `эзотерической` работе. - `Тюрьма` и `побег из тюрьмы`. - Что нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. - Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? - Борьба между `да` и `нет`. - Кристаллизация на правильной и ложной основе. Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. - Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. - Вопрос о бессмертии. - `Четыре тела` человека. - Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина. `Четвертый путь`. - Существуют ли культура и цивилизация? ГЛАВА 3 Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. - Множественность `я`. - Конструкция человеческой машины. - Психические центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. - Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. - Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного `я` у человека. - Роли малых `я`. - Человек лишен индивидуальности и воли. - Восточная аллегория: дом и слуги. - `Заместитель управляющего`. - Беседы о факире на гвоздях и о буддийской магии. ГЛАВА 4 Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без увеличения знания? - Что значит `понимание`? - Понимание как равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием. Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи, которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово `человек` и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь градаций понятия `человек`. - Принцип относительности в системе. - Градации, параллельные градациям человека. - Слово `мир`. - Многообразие его значений. Исследование слова `мир` с точки зрения законов принципа относительности. - Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. - Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила. Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или `луч творения`. - Число законов в каждом мире. ГЛАВА 5 Лекция о `механике вселенной`. - Луч творения, его рост из Абсолютного. - Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. - Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная `материальность` разных миров. - Мир как мир `вибраций`. - Вибрации замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через нее силами. - `Углерод`, `кислород`, `азот` и `водород`. - Три силы и четыре вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? - Человек с четвертым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием. Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. - Объяснение Тайной Вечери. ГЛАВА 6 Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? - Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева. - Судьба, случай и воля. - `Безумные машины`. Эзотерическое христианство. - Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего начинается путь к освобождению? - `Познай самого себя!`. - Разное понимание этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. - Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины. - Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный. Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. - Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? - Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. - Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. - Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация, основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. - Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. - Разные уровни центров. ГЛАВА 7 Достижимо ли `космическое сознание`? - Что такое сознание? - Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. - Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не замечаем, что помним себя? - Что-то `наблюдает`, `думает`, `говорит`. Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. - Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. - Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? - Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. - Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. - Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон `интервалов`. - Необходимость дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать `дополнительные толчки`. - Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в `интервале`. - Влияние планет. - Боковая октава `соль-до`. - Значение нот `ля`, `соль`, `фа`. - Значение нот `до` и `си`. - Значение нот `ми` и `ре`. - Роль органической жизни в изменении поверхности земли. ГЛАВА 8 Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. - Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чем заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния сознания и высшие центры. - `Бодрственное состояние` обыкновенного человека. - Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? - Что делают `воспитание` и пример окружающих? - Возможности человека. - Самоизучение. - `Умственные фотографии`. - Разные люди в одном человеке. - `Я` и Успенский. - Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. - Разделение самого себя как первая стадия работы над собой. - Фундаментальное качество человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - `Отождествление`. - `Мы считаемся с другими`. - `Внимательность` и `мнительность`. - Что такое `мнительность`? - Машина `считается с другими`. - `Несправедливость`. - Искренность и слабость. - `Буфера`. - Совесть. - Мораль. - Существует ли общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? - Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? - Никто не делает ничего ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. - На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи. - Борьба с `буферами` и ложью. - Методы работы школы. - Подчиненность. - Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мертвые люди. - Общие законы. - Вопрос о деньгах. ГЛАВА 9 `Луч творения` в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и заполняющие их толчки. -`Точка вселенной`. - Плотность вибраций. - Три вида сил, четыре вида материи. - `Углерод`. - `Кислород`. `Азот`. - `Водород`. - Двенадцать триад. - `Таблица форм водорода`. - Материя в свете ее химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи. `Атом`. - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. - Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата энергии. `Учись отделять тонкое от грубого`. - Производство тонких форм водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи, воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение `высших форм водорода`. - Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - `Вспоминание себя`. - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. - Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. - Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. - Неправильная работа низших центров. ГЛАВА 10 С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния, созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и непосредственное. - Освобождение от закона случая. - `Ступень`, `лестница` и `путь`. - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: `макрокосмос` и `микрокосмос`. - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - `Путь вверх есть в то же время путь вниз`. - Что такое чудо? - `Цикл измерений`. - Обзор системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание Гурджиева о том, что `время - это дыхание`. - `Что такое микрокосмос - человек или атом?`. ГЛАВА 11 `Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно`. - Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку вновь родиться? - Что мешает человеку `умереть`? - Что мешает человеку пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? - Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - `Кундалини`. - Воображение. - Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - `Главный недостаток`. - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в работе. - `Преграды`. - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. - Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то, чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших центрах. ГЛАВА 12 Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный `репертуар ролей`. - Выбор между работой над собой и `спокойной жизнью`. - Трудности повиновения. - Место `задач`. - Гурджиев дает определенную задачу. - Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. - Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. - Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. - Интонации. - `Сущность` и `личность`. - Искренность. - Гурджиев обещает ответить на любой вопрос. `Вечное возвращение`. - Опыт по отделению личности от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение. - Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести. ГЛАВА 13 Напряженность внутренней работы. - Подготовка к `фактам`. - Посещения Финляндии. - `Чудо` начинается. `Мысленные разговоры` с Гурджиевым. - `Вы не спите`. Вид `спящих людей`. - Невозможность исследовать высшие явления обычными методами. - Изменившийся взгляд на `методы действия`. - `Главная черта`. - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. - Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - `Видна ложь`. - Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - `Пожертвовать своим страданием`. - Расширенная `таблица видов водорода`. - `Движущаяся диаграмма`. - `У нас очень мало времени`. ГЛАВА 14 Трудность передачи `объективных истин` обычным языком. - Объективное и субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - `Как вверху, так и внизу`. - `Познай самого себя!` - Двойственность. - Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. - Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. - Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз знания и бытия: Великое Делание. - `Никто не может дать человеку того, чем он не обладал раньше`. - Достижение только благодаря собственным усилиям. - Различные известные `линии`, пользующиеся символогией. - Данная система и ее место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - `Того, что человек не может вложить в энеаграмму, он не понимает`. Символ в движении. - Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. - Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия. ГЛАВА 15 Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню бытия человека. - `Может ли помочь молитва?` - Учиться молитве. - Общее невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа. Египетские `школы повторения`. - Важность обрядов. `Техника религии`. - Где в человеке звучит слово `я`? - Две части подлинной религии; чему учит каждая из них, - Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на `перекрестках`. - Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. - Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? - Эволюционирует ли человечество? `Двести сознательных людей могли бы изменить всю жизнь на Земле`. - Три `внутренних круга` человечества. - `Внешний круг`. - Четыре `пути` как четыре входа в `экзотерический круг`. - Школы четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - `Истина в форме лжи`. - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно только самопосвящение. ГЛАВА 16 Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как руководство в лабиринте противоречий, или `Ноев ковчег`. - Сознательность материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей. Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. - Возможность изменения пищи человека. - `Диаграмма всего живого`. - Гурджиев последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: `преображение` или `пластика`? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. - `Конец русской истории`. - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. - Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов. - Развитие идеи о том, что `время - это дыхание`. - Ее отношение к человеку, Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение `таблицы времени` в разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов `времени` к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам. `Космические отношения времени` в гностической и индийской литературе. - `Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне`. Поездка к Гурджиеву в Александрополь. - Как укрепить чувство `я`? - Кратковременное возвращение в Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск. - Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках. ГЛАВА 17 Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает план работы в целом. - `Школы настоятельно необходимы`. - `Сверхусилие`. - Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек - раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. - Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их расслабления. - Упражнение `стой`. - Требования к упражнению `стой`. - Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением `стой` в Средней Азии. - Влияние упражнения `стой` в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание. Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами `путей`? - `Пути` как помощь, которая дается людям в соответствии с типом. `Субъективные` и `объективные` пути. - Обыватель. Что значит `быть серьезным`? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. - Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург. ГЛАВА 18 Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. - Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. - Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение психических `фокусов`. - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. - Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время: война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. `События` и необходимость покинуть Россию. - Конечная цель - Лондон. - Практические результаты работы над собой: чувство нового `я`, `странная уверенность`. - В Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. - Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. - Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке `Аббатства`. - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах дыхания. `Дыхание при помощи движений`. - Демонстрация в парижском театре на Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать самостоятельную работу в Лондоне. Приложение ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки) П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения
Перевод Н.В.фон Бока. (с) Издательство Чернышева. СПб., 1992.
Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного Гурджиева. Его книга `В поисках чудесного`, сыгравшая важную роль в распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к 50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949). ГЛАВА 1
Возвращение из Индии. - Война и `поиски чудесного`. Старые мысли. - Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. - Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым. `Переодетый`. - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа Гурджиева. - `Проблески истины`. Дальнейшие встречи и беседы. - Организация московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. - Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. - `Философия`, `теория` и `практика`. - Как была найдена эта система? - Идеи Гурджиева. - `Человек - это машина`, управляемая внешними влияниями. - `Все случается`. - Никто ничего не `делает`. - Чтобы `делать`, необходимо `быть`. - Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология для изучения машины? - Обещание `фактов`. Можно ли прекратить войны? - Беседа: планеты и Луна как живые существа. - `Разум` Солнца и Земли. - `Субъективное` и `объективное` искусство. Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда через Англию.
Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь `искать чудесное`. Очень трудно установить, что такое `чудесное`, но для меня это слово имело вполне определенный смысл. Уже давно я пришел к заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех, которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот новый или забытый путь - этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет. `Чудесное` и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось, что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке? На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти что-либо невозможно. На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провел в Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто захватывали и меня. Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми ее покидал, я почувствовал, что мои искания и все, что с ними связано, более важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире `очевидных нелепостей`. Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на одно из тех катастрофических условий жизни, среди которых приходится жить, трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в войну, и я видел, что ее необходимо считать великим mеmеntо mоri, показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в `жизнь`, ведущую в ничто. Кстати, о выражении `очевидные нелепости`. Оно относится к книжке, которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась - `Очевидные нелепости`, принадлежала к ступинской `библиотечке` и состояла из таких, например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с квадратными колесами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня очень сильное впечатление - в ней оказалось много картинок, о которых я так и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я все больше убеждался, что вся жизнь стоит из `очевидных нелепостей`, а последующие мои переживания только укрепили это убеждение. Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее ее пока не сулило. Хотя, разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего разложения и разрушения, которое нам придется пережить. Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась еще более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не потеряли для меня своего очарования как страны `чудесного`, но, наоборот, это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор предположить. Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно пришел я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные, индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы утратили связь. Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом - холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили свой чудесный характер. К моменту отъезда я все еще допускал по отношению к школам многие фантастические возможности. `Допускал` сказано, пожалуй, слишком сильно. Лучше сказать, что я мечтал о возможности сверхфизической связи со школами, так сказать, на `другом плане`. Я не мог выразить этого ясно, но мне казалось, что даже первое соприкосновение со школой могло бы иметь чудесную природу. Например, я воображал, что можно установить контакт со школами далекого прошлого, со школами Пифагора, Египта, строителей Нотр-Дама и так далее. Мне казалось, что при таком соприкосновении преграды времени и пространства должны исчезнуть. Сама по себе идея школ была фантастической, и ничто, относящееся к ней, не представлялось мне чересчур фантастичным. Я не видел противоречия между этими идеями и моими попытками найти школы в Индии. Мне казалось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, который впоследствии сделается постоянным и независимым от внешних препятствий. Во время обратного путешествия, после целой серии встреч и впечатлений, идея школы стала для меня более ощутимой и реальной, утратив свой фантастический характер. Вероятно, это произошло потому, что, как я понял, `школа` требует не только поиска, но и `отбора` или выбора - я имею в виду выбор с нашей стороны. Я не сомневался в том, что школы существуют, но в то же время пришел к убеждению, что школы, о которых я слышал и с которыми сумел войти в соприкосновение, были не для меня. Эти школы откровенно религиозного или полурелигиозного характера являлись определенно конфессиональными по своему тону. Меня эти школы не привлекали главным образом из-за того, что если бы я искал религиозный путь, я мог бы найти его в России. Другие школы были слегка сентиментального морально-религиозного типа с налетом аскетизма, как, например, школы учеников или последователей Рамакришны. С этими школами были связаны прекрасные люди; но я чувствовал, что они не обладают истинным знанием. Так называемые `школы йоги` основывались на обретении состояния транса; на мой взгляд, они приближались по своей природе к `спиритизму`, и я не мог им доверять: все их достижения были или самообманом, или тем, что православные мистики (я имею в виду русскую монашескую литературу) называют `прелестью` или `искушением`. Существовал еще один тип школ, с которыми я не смог установить контакт, но о которых слышал. Эти школы обещали очень многое, однако и очень многого требовали. Они требовали всего сразу. Мне пришлось бы остаться в Индии и отбросить мысли о возвращении в Европу, отказаться от собственных идей и планов, идти по дороге, о которой я не мог ничего узнать заранее. Эти школы меня весьма интересовали, а люди, которые соприкасались с ними и рассказывали мне о них, явно отличались от людей обычного типа. Но все-таки мне казалось, что должны существовать школы более рационального вида, что человек имеет право - хотя бы до определенного пункта - знать, куда он идет. Одновременно с этим я пришел к заключению, что какое бы название ни носила школа - оккультная, эзотерическая или школа йоги, - она должна находиться на обычном физическом плане, как и всякая иная школа, будь то школа живописи, танцев или медицины. Я понял, что мысль о школах на `ином плане` есть просто признак слабости, свидетельство того, что место подлинных исканий заняли мечты. И я понял тогда, что такие мечты - одно из главных препятствий на нашем пути к чудесному. По дороге в Индию я строил планы дальнейших путешествий. На сей раз я хотел начать с мусульманского Востока, главным образом, с русской Средней Азии и Персии. Но ничему этому не суждено было свершиться. Из Лондона через Норвегию, Швецию и Финляндию я прибыл в Петербург, уже переименованный в Петроград и полный спекуляции и патриотизма. Вскоре я уехал в Москву и начал редакторскую работу в газете, для которой писал статьи из Индии. Я пробыл там около полутора месяцев, и к этому времени относится небольшой эпизод, связанный со многим, что произошло впоследствии. Однажды, подготавливая в редакции очередной номер, я обнаружил заметку (кажется, в `Голосе Москвы`), где упоминалось о сценарии балета `Борьба магов`, который, как утверждала газета, принадлежал некоему `индийцу`. Действие балета должно происходить в Индии и дать полную картину восточной магии, включая чудеса факиров, священные пляски и тому подобное. Мне не понравился излишне самоуверенный тон заметки, но, поскольку индийские авторы балетных сценариев были для Москвы редкостью, я вырезал ее и поместил в своей газете, дополнив словами, что в балете будет все, чего нельзя найти в настоящей Индии, но что путешественники жаждут там увидеть. Вскоре после этого, в силу различных обстоятельств, я оставил работу в газете и уехал в Петербург. Там, в феврале и марте 1915 года, я прочел публичные лекции о своих путешествиях по Индии под названием `В поисках чудесного` и `Проблема смерти`. Лекции должны были послужить введением в книгу, которую я собирался написать о своих путешествиях; я говорил в них, что в Индии `чудесное` ищут не там, где нужно, что все обычные пути здесь бесполезны, что Индия охраняет свои сокровища гораздо лучше, чем мы это предполагаем. Однако `чудесное` там действительно существует, на что указывают многие вещи, мимо которых люди проходят, не понимая их скрытого смысла, не зная, как к ним подойти. Здесь я опять-таки имел в виду `школы`. Несмотря на войну, мои лекции вызвали значительный интерес. На каждой из них в Александровском зале Петербургской городской думы собиралось более тысячи человек. Я получил много писем, со мной приходили повидаться люди, и я почувствовал, что на основе `поисков чудесного` можно объединить немало людей, неспособных более разделять общепринятые формы лжи и жить во лжи. После Пасхи я отправился в Москву, чтобы и там прочесть свои лекции. Среди людей, которых я встретил на чтениях, оказалось двое, музыкант и скульптор, которые вскоре сообщили мне, что в Москве есть группа, где занимаются различными `оккультными` исследованиями и экспериментами под руководством некоего Гурджиева, кавказского грека; как я понял, это был тот самый `индиец`, что написал сценарий балета, упоминавшийся в газете, которая попала мне в руки три-четыре месяца назад. Должен признаться, что все рассказы этих двух людей о группе и о том, что там происходит, - все виды самовнушенных чудес, - меня почти не заинтересовали. Такие рассказы я уже слышал много раз, так что по отношению к ним у меня сформировалось вполне определенное мнение. Так, какие-то женщины видят вдруг в комнате чьи-то `глаза`, которые парят в воздухе и очаровывают их; женщины следуют за ними с улицы на улицу, пока наконец не приходят к дому `восточного человека`, которому и принадлежат глаза. Или другие люди в присутствии этого же `восточного человека` внезапно ощущают, что он смотрит сквозь них, видит все их чувства, мысли и желания; они испытывают необычное ощущение в ногах и не способны двинуться, а затем подпадают под его влияние до такой степени, что он может заставить их делать все, что захочет, даже на расстоянии. Эти и многие другие подобные истории всегда казались мне просто скверными выдумками. Люди сочиняют себе на потребу чудеса - и в точности такие же, каких ожидают сами. Это какая-то смесь суеверия, самовнушения и недоразвитого мышления; согласно моим наблюдениям, такие истории никогда не возникают без определенного содействия со стороны лиц, к которым они относятся. Так что, имея в виду свой прошлый опыт, я согласился встретиться и поговорить с Гурджиевым лишь после настойчивых усилий некоего М., одного из моих новых знакомых. Первая встреча с Гурджиевым совершенно перевернула мое мнение о нем и о том, чего я мог бы от него ожидать. Прекрасно помню эту встречу. Мы вошли в небольшое кафе на шумной, хотя и не центральной улице. Я увидел человека восточного типа, уже немолодого, с черными усами и пронзительными глазами; более всего он удивил меня тем, что производил впечатление переодетого человека, совершенно не соответствующего этому месту и его атмосфере. Я все еще был полон впечатлений Востока; и этот человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого я сразу же представил себе в белом бурнусе или в тюрбане с золотым шитьем, сидел здесь, в этом крохотном кафе, где встречались мелкие дельцы и агенты-комиссионеры. В своем черном пальто с бархатным воротником и черном котелке, он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущает вас, потому что вы понимаете, что он - не тот, за кого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы этого не замечали. По-русски он говорил неправильно, с сильным кавказским акцентом; и самый этот акцент, с которым мы привыкли связывать все, что угодно, кроме философских идей, еще более усиливал необычность и неожиданность впечатления. Не помню, как началась наша беседа; вероятно, мы заговорили об Индии, эзотеризме и школах йоги. Я понял, что Гурджиев много путешествовал и побывал в таких местах, о которых я только слышал и которые очень хотел бы посмотреть. Мои вопросы ничуть не смутили его, и мне даже показалось, что он вкладывает в свои ответы гораздо больше, чем я готов был услышать. Мне понравилась его манера выражения, тщательная и точная. Скоро М. покинул нас. Гурджиев рассказал мне о своей работе в Москве, но я не вполне его понял. Из того, что он рассказал, явствовало, что в этой работе - в основном, психологического характера - большую роль играла химия. Слушая его впервые, я, разумеется, понял его слова буквально. - То, что вы говорите, - сказал я, - напоминает мне об одной школе в южной Индии. Некий брахман, человек во многих отношениях исключительный, как-то сообщил в Траванкоре молодому англичанину о школе, которая изучает химию человеческого тела; вводя в организм или удаляя из него различные вещества, можно изменить моральную и психологическую природу человека. Это очень похоже на то, что вы говорите. - Возможно, и так, а возможно, и что-то совершенно иное, - ответил Гурджиев. - Существуют школы, которые используют одни и те же методы, но ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Россия
Док. 124452 Опублик.: 19.12.01 Число обращений: 0
|