В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЛЕКЦИИ Назад
ЛЕКЦИИ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Петр Успенский.
В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

Перевод Н.В.фон Бока. (с) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного
Гурджиева. Его книга `В поисках чудесного`, сыгравшая важную роль в
распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к
50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).

* Оrigin: ЕхLibris #20 (2:463/192.21 - lеt@dаnсh.kiеv.uа)


ОГЛАВЛЕНИЕ


ГЛАВА 1

Возвращение из Индии. - Война и `поиски чудесного`. Старые мысли. -
Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -
Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.
`Переодетый`. - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа
Гурджиева. - `Проблески истины`. Дальнейшие встречи и беседы. - Организация
московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -
Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -
`Философия`, `теория` и `практика`. - Как была найдена эта система? - Идеи
Гурджиева. - `Человек - это машина`, управляемая внешними влияниями. - `Все
случается`. - Никто ничего не `делает`. - Чтобы `делать`, необходимо `быть`.
- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология
для изучения машины? - Обещание `фактов`. Можно ли прекратить войны? -
Беседа: планеты и Луна как живые существа. - `Разум` Солнца и Земли. -
`Субъективное` и `объективное` искусство.

ГЛАВА 2

Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. -
Упоминание об `эзотерической` работе. - `Тюрьма` и `побег из тюрьмы`. - Что
нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. -
Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? -
Борьба между `да` и `нет`. - Кристаллизация на правильной и ложной основе.
Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и
рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем
знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. -
Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. -
Вопрос о бессмертии. - `Четыре тела` человека. - Пример реторты, наполненной
порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина.
`Четвертый путь`. - Существуют ли культура и цивилизация?

ГЛАВА 3

Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. -
Множественность `я`. - Конструкция человеческой машины. - Психические
центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное
повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. -
Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. -
Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо
знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного `я` у человека. - Роли
малых `я`. - Человек лишен индивидуальности и воли. - Восточная аллегория:
дом и слуги. - `Заместитель управляющего`. - Беседы о факире на гвоздях и о
буддийской магии.

ГЛАВА 4

Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из
фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных
уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие
знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без
увеличения знания? - Что значит `понимание`? - Понимание как
равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием.
Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи,
которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово
`человек` и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь
градаций понятия `человек`. - Принцип относительности в системе. - Градации,
параллельные градациям человека. - Слово `мир`. - Многообразие его значений.
Исследование слова `мир` с точки зрения законов принципа относительности. -
Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. -
Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила.
Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание
миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или `луч творения`. - Число
законов в каждом мире.

ГЛАВА 5

Лекция о `механике вселенной`. - Луч творения, его рост из Абсолютного.
- Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. -
Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается
органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная
`материальность` разных миров. - Мир как мир `вибраций`. - Вибрации
замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов
материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где
находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных
веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через нее
силами. - `Углерод`, `кислород`, `азот` и `водород`. - Три силы и четыре
вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? -
Человек с четвертым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием.
Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. -
Объяснение Тайной Вечери.

ГЛАВА 6

Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? -
Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование
после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного
христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева.
- Судьба, случай и воля. - `Безумные машины`. Эзотерическое христианство. -
Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего
начинается путь к освобождению? - `Познай самого себя!`. - Разное понимание
этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. -
Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины.
- Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный.
Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. -
Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? -
Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. -
Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба
против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. -
Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного
центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация,
основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. -
Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. -
Разные уровни центров.

ГЛАВА 7

Достижимо ли `космическое сознание`? - Что такое сознание? - Вопрос
Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. -
Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не
замечаем, что помним себя? - Что-то `наблюдает`, `думает`, `говорит`.
Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. -
Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. -
Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? -
Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что
просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. -
Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует
закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. -
Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон `интервалов`. - Необходимость
дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных
толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать `дополнительные толчки`.
- Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в
`интервале`. - Влияние планет. - Боковая октава `соль-до`. - Значение нот
`ля`, `соль`, `фа`. - Значение нот `до` и `си`. - Значение нот `ми` и `ре`.
- Роль органической жизни в изменении поверхности земли.

ГЛАВА 8

Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. -
Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чем
заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния
сознания и высшие центры. - `Бодрственное состояние` обыкновенного человека.
- Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно
пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? - Что делают
`воспитание` и пример окружающих? - Возможности человека. - Самоизучение. -
`Умственные фотографии`. - Разные люди в одном человеке. - `Я` и Успенский.
- Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. - Разделение самого
себя как первая стадия работы над собой. - Фундаментальное качество
человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - `Отождествление`. -
`Мы считаемся с другими`. - `Внимательность` и `мнительность`. - Что такое
`мнительность`? - Машина `считается с другими`. - `Несправедливость`. -
Искренность и слабость. - `Буфера`. - Совесть. - Мораль. - Существует ли
общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? -
Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? - Никто не делает ничего
ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. -
На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи.
- Борьба с `буферами` и ложью. - Методы работы школы. - Подчиненность. -
Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мертвые люди. -
Общие законы. - Вопрос о деньгах.

ГЛАВА 9

`Луч творения` в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и
силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и
заполняющие их толчки. -`Точка вселенной`. - Плотность вибраций. - Три вида
сил, четыре вида материи. - `Углерод`. - `Кислород`. `Азот`. - `Водород`. -
Двенадцать триад. - `Таблица форм водорода`. - Материя в свете ее
химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи.
`Атом`. - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. -
Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной
энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата
энергии. `Учись отделять тонкое от грубого`. - Производство тонких форм
водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм
как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи,
воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом
октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение `высших форм водорода`.
- Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного
толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - `Вспоминание
себя`. - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка.
- Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к
этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три
стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. -
Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. -
Неправильная работа низших центров.

ГЛАВА 10

С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния,
созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по
своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с
человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и
непосредственное. - Освобождение от закона случая. - `Ступень`, `лестница` и
`путь`. - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический
центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается
с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: `макрокосмос` и
`микрокосмос`. - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами
как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - `Путь вверх
есть в то же время путь вниз`. - Что такое чудо? - `Цикл измерений`. - Обзор
системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание
Гурджиева о том, что `время - это дыхание`. - `Что такое микрокосмос -
человек или атом?`.

ГЛАВА 11

`Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно`. -
Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку
вновь родиться? - Что мешает человеку `умереть`? - Что мешает человеку
пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит
понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? -
Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это
гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - `Кундалини`. - Воображение. -
Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах
без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен
наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - `Главный
недостаток`. - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в
работе. - `Преграды`. - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. -
Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и
эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то,
чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат,
нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с
аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших
центрах.

ГЛАВА 12

Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный
`репертуар ролей`. - Выбор между работой над собой и `спокойной жизнью`. -
Трудности повиновения. - Место `задач`. - Гурджиев дает определенную задачу.
- Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. -
Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. -
Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев
дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. -
Интонации. - `Сущность` и `личность`. - Искренность. - Гурджиев обещает
ответить на любой вопрос. `Вечное возвращение`. - Опыт по отделению личности
от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей
механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение.
- Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли
воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести.

ГЛАВА 13

Напряженность внутренней работы. - Подготовка к `фактам`. - Посещения
Финляндии. - `Чудо` начинается. `Мысленные разговоры` с Гурджиевым. - `Вы не
спите`. Вид `спящих людей`. - Невозможность исследовать высшие явления
обычными методами. - Изменившийся взгляд на `методы действия`. - `Главная
черта`. - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. -
Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения
назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - `Видна ложь`. -
Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное
состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - `Пожертвовать своим
страданием`. - Расширенная `таблица видов водорода`. - `Движущаяся
диаграмма`. - `У нас очень мало времени`.

ГЛАВА 14

Трудность передачи `объективных истин` обычным языком. - Объективное и
субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного
знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - `Как
вверху, так и внизу`. - `Познай самого себя!` - Двойственность. -
Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -
Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика
чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -
Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз
знания и бытия: Великое Делание. - `Никто не может дать человеку того, чем
он не обладал раньше`. - Достижение только благодаря собственным усилиям. -
Различные известные `линии`, пользующиеся символогией. - Данная система и ее
место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его
единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - `Того, что человек не
может вложить в энеаграмму, он не понимает`. Символ в движении. -
Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -
Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка
основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь
только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.

ГЛАВА 15

Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню
бытия человека. - `Может ли помочь молитва?` - Учиться молитве. - Общее
невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа.
Египетские `школы повторения`. - Важность обрядов. `Техника религии`. - Где
в человеке звучит слово `я`? - Две части подлинной религии; чему учит каждая
из них, - Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча
творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической
жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на `перекрестках`. -
Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. -
Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? -
Эволюционирует ли человечество? `Двести сознательных людей могли бы изменить
всю жизнь на Земле`. - Три `внутренних круга` человечества. - `Внешний
круг`. - Четыре `пути` как четыре входа в `экзотерический круг`. - Школы
четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - `Истина в форме
лжи`. - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно
только самопосвящение.

ГЛАВА 16

Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как
руководство в лабиринте противоречий, или `Ноев ковчег`. - Сознательность
материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей.
Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых
существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. -
Возможность изменения пищи человека. - `Диаграмма всего живого`. - Гурджиев
последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: `преображение` или
`пластика`? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. -
`Конец русской истории`. - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. -
Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов.
- Развитие идеи о том, что `время - это дыхание`. - Ее отношение к человеку,
Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение `таблицы времени` в
разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы
вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом
организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных
космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов
`времени` к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам.
`Космические отношения времени` в гностической и индийской литературе. -
`Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне`. Поездка к Гурджиеву в
Александрополь. - Как укрепить чувство `я`? - Кратковременное возвращение в
Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск.
- Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.

ГЛАВА 17

Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает
план работы в целом. - `Школы настоятельно необходимы`. - `Сверхусилие`. -
Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек -
раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. -
Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их
расслабления. - Упражнение `стой`. - Требования к упражнению `стой`. -
Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением `стой` в Средней Азии. -
Влияние упражнения `стой` в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт
поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание.
Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших
знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами `путей`? -
`Пути` как помощь, которая дается людям в соответствии с типом.
`Субъективные` и `объективные` пути. - Обыватель. Что значит `быть
серьезным`? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной
свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать
человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. -
Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.

ГЛАВА 18

Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. -
Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из
учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. -
Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем
раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение
психических `фокусов`. - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. -
Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время:
война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. `События` и
необходимость покинуть Россию. - Конечная цель - Лондон. - Практические
результаты работы над собой: чувство нового `я`, `странная уверенность`. - В
Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает
свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. -
Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни
дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в
Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. -
Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в
Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке
`Аббатства`. - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах
дыхания. `Дыхание при помощи движений`. - Демонстрация в парижском театре на
Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать
самостоятельную работу в Лондоне.

Приложение

ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки)


П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения


Перевод Н.В.фон Бока. (с) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного
Гурджиева. Его книга `В поисках чудесного`, сыгравшая важную роль в
распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к
50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).


ГЛАВА 1

Возвращение из Индии. - Война и `поиски чудесного`. Старые мысли. -
Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -
Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.
`Переодетый`. - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа
Гурджиева. - `Проблески истины`. Дальнейшие встречи и беседы. - Организация
московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -
Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -
`Философия`, `теория` и `практика`. - Как была найдена эта система? - Идеи
Гурджиева. - `Человек - это машина`, управляемая внешними влияниями. - `Все
случается`. - Никто ничего не `делает`. - Чтобы `делать`, необходимо `быть`.
- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология
для изучения машины? - Обещание `фактов`. Можно ли прекратить войны? -
Беседа: планеты и Луна как живые существа. - `Разум` Солнца и Земли. -
`Субъективное` и `объективное` искусство.


Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по
Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале
первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда
через Англию.

Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь
`искать чудесное`. Очень трудно установить, что такое `чудесное`, но для
меня это слово имело вполне определенный смысл. Уже давно я пришел к
заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет
иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех,
которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот
новый или забытый путь - этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен
тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует
иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет.
`Чудесное` и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось,
что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке?
На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а
возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти
что-либо невозможно.

На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провел в
Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под
воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые
наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто
захватывали и меня.

Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми ее
покидал, я почувствовал, что мои искания и все, что с ними связано, более
важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире
`очевидных нелепостей`. Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на
одно из тех катастрофических условий жизни, среди которых приходится жить,
трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая
европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности
которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в
войну, и я видел, что ее необходимо считать великим mеmеntо mоri,
показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в `жизнь`, ведущую в
ничто.

Кстати, о выражении `очевидные нелепости`. Оно относится к книжке,
которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась - `Очевидные
нелепости`, принадлежала к ступинской `библиотечке` и состояла из таких,
например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с
квадратными колесами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня
очень сильное впечатление - в ней оказалось много картинок, о которых я так
и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и
обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала
картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я все больше
убеждался, что вся жизнь стоит из `очевидных нелепостей`, а последующие мои
переживания только укрепили это убеждение.

Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной
катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а
может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее ее пока не сулило. Хотя,
разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь
временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего
разложения и разрушения, которое нам придется пережить.

Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об
Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась еще
более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не
потеряли для меня своего очарования как страны `чудесного`, но, наоборот,
это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я
ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и
считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я
убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор
предположить.

Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно
пришел я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные,
индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с
реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы
утратили связь.

Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно
изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом -
холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили
свой чудесный характер.

К моменту отъезда я все еще допускал по отношению к школам многие
фантастические возможности. `Допускал` сказано, пожалуй, слишком сильно.
Лучше сказать, что я мечтал о возможности сверхфизической связи со школами,
так сказать, на `другом плане`. Я не мог выразить этого ясно, но мне
казалось, что даже первое соприкосновение со школой могло бы иметь чудесную
природу. Например, я воображал, что можно установить контакт со школами
далекого прошлого, со школами Пифагора, Египта, строителей Нотр-Дама и так
далее. Мне казалось, что при таком соприкосновении преграды времени и
пространства должны исчезнуть. Сама по себе идея школ была фантастической, и
ничто, относящееся к ней, не представлялось мне чересчур фантастичным. Я не
видел противоречия между этими идеями и моими попытками найти школы в Индии.
Мне казалось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, который
впоследствии сделается постоянным и независимым от внешних препятствий.

Во время обратного путешествия, после целой серии встреч и впечатлений,
идея школы стала для меня более ощутимой и реальной, утратив свой
фантастический характер. Вероятно, это произошло потому, что, как я понял,
`школа` требует не только поиска, но и `отбора` или выбора - я имею в виду
выбор с нашей стороны.

Я не сомневался в том, что школы существуют, но в то же время пришел к
убеждению, что школы, о которых я слышал и с которыми сумел войти в
соприкосновение, были не для меня. Эти школы откровенно религиозного или
полурелигиозного характера являлись определенно конфессиональными по своему
тону. Меня эти школы не привлекали главным образом из-за того, что если бы я
искал религиозный путь, я мог бы найти его в России. Другие школы были
слегка сентиментального морально-религиозного типа с налетом аскетизма, как,
например, школы учеников или последователей Рамакришны. С этими школами были
связаны прекрасные люди; но я чувствовал, что они не обладают истинным
знанием. Так называемые `школы йоги` основывались на обретении состояния
транса; на мой взгляд, они приближались по своей природе к `спиритизму`, и я
не мог им доверять: все их достижения были или самообманом, или тем, что
православные мистики (я имею в виду русскую монашескую литературу) называют
`прелестью` или `искушением`.

Существовал еще один тип школ, с которыми я не смог установить контакт,
но о которых слышал. Эти школы обещали очень многое, однако и очень многого
требовали. Они требовали всего сразу. Мне пришлось бы остаться в Индии и
отбросить мысли о возвращении в Европу, отказаться от собственных идей и
планов, идти по дороге, о которой я не мог ничего узнать заранее. Эти школы
меня весьма интересовали, а люди, которые соприкасались с ними и
рассказывали мне о них, явно отличались от людей обычного типа. Но все-таки
мне казалось, что должны существовать школы более рационального вида, что
человек имеет право - хотя бы до определенного пункта - знать, куда он идет.

Одновременно с этим я пришел к заключению, что какое бы название ни
носила школа - оккультная, эзотерическая или школа йоги, - она должна
находиться на обычном физическом плане, как и всякая иная школа, будь то
школа живописи, танцев или медицины. Я понял, что мысль о школах на `ином
плане` есть просто признак слабости, свидетельство того, что место подлинных
исканий заняли мечты. И я понял тогда, что такие мечты - одно из главных
препятствий на нашем пути к чудесному.

По дороге в Индию я строил планы дальнейших путешествий. На сей раз я
хотел начать с мусульманского Востока, главным образом, с русской Средней
Азии и Персии. Но ничему этому не суждено было свершиться.

Из Лондона через Норвегию, Швецию и Финляндию я прибыл в Петербург, уже
переименованный в Петроград и полный спекуляции и патриотизма. Вскоре я
уехал в Москву и начал редакторскую работу в газете, для которой писал
статьи из Индии. Я пробыл там около полутора месяцев, и к этому времени
относится небольшой эпизод, связанный со многим, что произошло впоследствии.

Однажды, подготавливая в редакции очередной номер, я обнаружил заметку
(кажется, в `Голосе Москвы`), где упоминалось о сценарии балета `Борьба
магов`, который, как утверждала газета, принадлежал некоему `индийцу`.
Действие балета должно происходить в Индии и дать полную картину восточной
магии, включая чудеса факиров, священные пляски и тому подобное. Мне не
понравился излишне самоуверенный тон заметки, но, поскольку индийские авторы
балетных сценариев были для Москвы редкостью, я вырезал ее и поместил в
своей газете, дополнив словами, что в балете будет все, чего нельзя найти в
настоящей Индии, но что путешественники жаждут там увидеть.

Вскоре после этого, в силу различных обстоятельств, я оставил работу в
газете и уехал в Петербург.

Там, в феврале и марте 1915 года, я прочел публичные лекции о своих
путешествиях по Индии под названием `В поисках чудесного` и `Проблема
смерти`. Лекции должны были послужить введением в книгу, которую я собирался
написать о своих путешествиях; я говорил в них, что в Индии `чудесное` ищут
не там, где нужно, что все обычные пути здесь бесполезны, что Индия охраняет
свои сокровища гораздо лучше, чем мы это предполагаем. Однако `чудесное` там
действительно существует, на что указывают многие вещи, мимо которых люди
проходят, не понимая их скрытого смысла, не зная, как к ним подойти. Здесь я
опять-таки имел в виду `школы`.

Несмотря на войну, мои лекции вызвали значительный интерес. На каждой
из них в Александровском зале Петербургской городской думы собиралось более
тысячи человек. Я получил много писем, со мной приходили повидаться люди, и
я почувствовал, что на основе `поисков чудесного` можно объединить немало
людей, неспособных более разделять общепринятые формы лжи и жить во лжи.

После Пасхи я отправился в Москву, чтобы и там прочесть свои лекции.
Среди людей, которых я встретил на чтениях, оказалось двое, музыкант и
скульптор, которые вскоре сообщили мне, что в Москве есть группа, где
занимаются различными `оккультными` исследованиями и экспериментами под
руководством некоего Гурджиева, кавказского грека; как я понял, это был тот
самый `индиец`, что написал сценарий балета, упоминавшийся в газете, которая
попала мне в руки три-четыре месяца назад. Должен признаться, что все
рассказы этих двух людей о группе и о том, что там происходит, - все виды
самовнушенных чудес, - меня почти не заинтересовали. Такие рассказы я уже
слышал много раз, так что по отношению к ним у меня сформировалось вполне
определенное мнение.

Так, какие-то женщины видят вдруг в комнате чьи-то `глаза`, которые
парят в воздухе и очаровывают их; женщины следуют за ними с улицы на улицу,
пока наконец не приходят к дому `восточного человека`, которому и
принадлежат глаза. Или другие люди в присутствии этого же `восточного
человека` внезапно ощущают, что он смотрит сквозь них, видит все их чувства,
мысли и желания; они испытывают необычное ощущение в ногах и не способны
двинуться, а затем подпадают под его влияние до такой степени, что он может
заставить их делать все, что захочет, даже на расстоянии. Эти и многие
другие подобные истории всегда казались мне просто скверными выдумками. Люди
сочиняют себе на потребу чудеса - и в точности такие же, каких ожидают сами.
Это какая-то смесь суеверия, самовнушения и недоразвитого мышления; согласно
моим наблюдениям, такие истории никогда не возникают без определенного
содействия со стороны лиц, к которым они относятся.

Так что, имея в виду свой прошлый опыт, я согласился встретиться и
поговорить с Гурджиевым лишь после настойчивых усилий некоего М., одного из
моих новых знакомых.

Первая встреча с Гурджиевым совершенно перевернула мое мнение о нем и о
том, чего я мог бы от него ожидать.

Прекрасно помню эту встречу. Мы вошли в небольшое кафе на шумной, хотя
и не центральной улице. Я увидел человека восточного типа, уже немолодого, с
черными усами и пронзительными глазами; более всего он удивил меня тем, что
производил впечатление переодетого человека, совершенно не соответствующего
этому месту и его атмосфере. Я все еще был полон впечатлений Востока; и этот
человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого я сразу же
представил себе в белом бурнусе или в тюрбане с золотым шитьем, сидел здесь,
в этом крохотном кафе, где встречались мелкие дельцы и агенты-комиссионеры.
В своем черном пальто с бархатным воротником и черном котелке, он производил
странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого
человека, вид которого смущает вас, потому что вы понимаете, что он - не
тот, за кого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести
себя так, как если бы вы этого не замечали. По-русски он говорил
неправильно, с сильным кавказским акцентом; и самый этот акцент, с которым
мы привыкли связывать все, что угодно, кроме философских идей, еще более
усиливал необычность и неожиданность впечатления.

Не помню, как началась наша беседа; вероятно, мы заговорили об Индии,
эзотеризме и школах йоги. Я понял, что Гурджиев много путешествовал и
побывал в таких местах, о которых я только слышал и которые очень хотел бы
посмотреть. Мои вопросы ничуть не смутили его, и мне даже показалось, что он
вкладывает в свои ответы гораздо больше, чем я готов был услышать. Мне
понравилась его манера выражения, тщательная и точная. Скоро М. покинул нас.
Гурджиев рассказал мне о своей работе в Москве, но я не вполне его понял. Из
того, что он рассказал, явствовало, что в этой работе - в основном,
психологического характера - большую роль играла химия. Слушая его впервые,
я, разумеется, понял его слова буквально.

- То, что вы говорите, - сказал я, - напоминает мне об одной школе в
южной Индии. Некий брахман, человек во многих отношениях исключительный,
как-то сообщил в Траванкоре молодому англичанину о школе, которая изучает
химию человеческого тела; вводя в организм или удаляя из него различные
вещества, можно изменить моральную и психологическую природу человека. Это
очень похоже на то, что вы говорите.

- Возможно, и так, а возможно, и что-то совершенно иное, - ответил
Гурджиев. - Существуют школы, которые используют одни и те же методы, но

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ




Россия

Док. 124452
Опублик.: 19.12.01
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``