В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДНЕВНАЯ ДОЗА Назад
ДНЕВНАЯ ДОЗА

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Аndrеw Кuсhik 2:5080/146.4 22 Маr 00 23:27:00

Дневная Доза

В одной популярной телевизионной передаче очень бодрый, задорный и
весьма не обремененный интеллектом Ведущий (уж слишком он много
прилагает усилий, чтобы создать себе именно такой имидж) проигрывает
зрителям кусочек какой-нибудь совковой песенки, ну а потом участники
программы ее угадывают. Передача, кажется, так и называется - `Угадай
Мелодию`.
С самых первых ее выпусков, на это ярчайшее творение постсовковой
культуры `подсело` более чем полстраны и угадывает уже довольно долго
и до невероятности (подозрительности) точно.
Чтобы все это казалось игрой честной и безобидной - участники
Викторины иногда путаются и никак не могут вспомнить исполнителя или
автора музыкального произведения. В этом случае Ведущий становится еще
более бодрым и подвижным, а `Неугадавший` получает, скажем, не тысячу
долларов, а всего половину.
После этого полстраны еще раз делятся на две части - одна из
которых ему сочувствует, а другая, напротив, радуется его поражению.
Но на следующее утро обе эти половины вновь объединяются, чтобы
обсудить достоинства и недостатки вчерашней передачи, поделиться
своими переживаниями и удивиться своей образованности и
общности интересов.

Переоценить значение этого ТV-проекта просто не имеет быть
возможным. Достаточно сказать, что, говоря о современной русской
ментальности, было бы непростительной ошибкой не связывать ее
(ментальность) с этим Национальным Праздником Ума (если взять
начальные буквы названия, то так и получается - УМ).
`Угадай Мелодию` настолько прочно и органично впиталась в сознание
большинства населения хUSSR, что при выборе жениха современные русские
барышни примеривают его исключительно с образа Ведущего, а УМы более
зрелые и влиятельные уже давно строят по структурному принципу этой
телепередачи всю современную Российскую политику и экономику.
`ЫЫ-ы` - сделав хитрые глаза, начинал петь Главный Ведущий, - и вся
Свита угадывала и запевала. `ЭЭ-э` - делал глаза еще хитрее Ведущий -
и Ведомые снова угадывали и воплощали.

На этом Шедевре телевизионной индустрии уже выросло целое молодое
поколение Угадай-Мелодистов, которые вот-вот придут на смену старым, и
внесут это культурное построение во все остальные сферы нашей жизни.
Иными словами нас ждут времена удивительные и необычайно веселые. А
пока... Пока вся страна притихла и традиционно ждет... Ждет Нового
Ведущего и `Новых` Совковых Мелодий.

Случается, иногда, что человек как-бы просыпается и обнаруживает,
что все эти музыкальные отрывки - не более чем обрывки оберточной
бумаги от велосипеда `Подросток` и различать их не более важно, чем
отличать одного таракана от другого. Он вдруг обнаруживает, что на его
кухне этих насекомых развелось настолько невероятное количество, что
отдельно взятый таракан уже теряет свою значимость, видовую
принадлежность и индивидуальность. Человек берет швабру и выметает
весь этот мусор на помойку.
Пожив некоторое время в чистоте, он открывает для себя то
обстоятельство, что кроме черного, рыжего и прочего тараканьева мира,
существует мир, в котором звучит пение птиц и стрекотание кузнечиков,
мир, в котором, кроме запаха сортира, есть запахи цветов и трав,
наконец, мир, в котором, кроме черного и рыжего существуют цвета
другие, не менее полезные и важные. Например - синий, оранжевый или
зеленый.
Дальше, по доброте душевной, он делится этими открытиями со своими
знакомыми и близкими. Он рассказывает им о том, как необыкновенно
прекрасна и неповторима музыка утреннего леса, как удивительно
разнообразие цветных узоров на крыльях бабочек, порхающих над полями
душистых полевых цветов или о том, каким изумительном волшебством
наполняют ночь огоньки жучков-светлячков...
Однако все это вызывает у окружающих его людей Непонимание и
Неодобрение. В лучшем случае ему не верят и называют лгуном и
выскочкой. Непонимание и Неодобрение быстро сменяется Страхом и
Озлобленностью. Страна говорит выскочке: `Светлячки - это саксь,
саксь, саксь <(бред, плохо, неправильно)>, а тараканы - это рулез,
рулез, рулез! <(жизненно, хорошо, верно!)>` и сбрасывает этого умника
под рельсы своего Желтого Паровоза, если, конечно, наш герой вовремя
не додумался спрыгнуть с него раньше.

Но описанный случай - единичный и весьма редкий. В большинстве
своем `Угадай-Мелодия` уже внедрилась практически во все области
духовной жизни. И зависимость от нее для русского человека настолько
велика, что ряды потребителей растут как дожди после гриба, а их дети
с этой зависимостью рождаются.

Не секрет, что в телевизор смотрит людей гораздо больше, чем людей,
которые угадывают книги. Однако в постсоветской литературе тоже есть
свои `Угадай-Мелодии` и свои не менее достойные Ведущие. В какой-то
степени, в области литературной эти изменения произошли гораздо раньше
и действуют сейчас в полную силу.
Нет необходимости перечислять здесь всех литературных Ведущих и
создающиеся ими передачи. Те, кого интересуют такие подробности, уже
прочитали о них в статье Александра Лурье `Прогулки по Карфагену`.
Автора `Прогулок` уже назвали выскочкой и обвинили во всем, в чем
только можно обвинить человека, позволившего себе иметь свою
собственную точку зрения. Тем не менее, статья не оставила
равнодушными даже самих Ведущих, которые невероятно быстро озлобились
от невозможности тихо и незаметно положить автора под колеса своей
`Желтой Стрелы` (Автор оказался в другом поезде) и понаписали сгоряча
невероятно много глупостей, за которые, возможно, потом им будет очень
неудобно.

В отличие от проектов телевизионных, в современной русской
литературной индустрии наблюдается интересное явление, когда два или
более Ведущих объединяются для выпуска одной и той же передачи.
О последней порции этой продукции кто-то написал, что авторы,
работая дуэтом, превзошли самих Себя и что оценка данному произведению
не может быть иной, как 10/10. Видимо, Написавший насчитал в этом
произведении 10 различных мелодий и все их правильно угадал, а теперь
ждет - не дадут ли ему конфету. `А правильно ли я угадала, -
спрашивает другая поклонница, - что Ваш герой такой же рулезный
<(классный, крутой, сильный, нежный, сексуальный, справедливый,
еtс...)>, как Вы Сам?`. `Правильно`, - разрешает один из авторов.
То есть, Ведущие в данном случае достигли того Пика Вершины Мастерства
и Единения с Читателем, когда произведения можно было бы уже и не
писать, а читателем не тратить время на их прочтение, а после первого
такта кричать: `Рулез, Рулез, Рулез! <(Угадал, Угадал, Угадал!)>`.

Книга, однако, уже выпущена и мелодий там, конечно, гораздо больше.
И все, наверно, было замечательно (то есть как прежде), если бы авторы
не использовали так необоснованно часто букву `Д`. Уж слишком ее там
много. Также, налицо явное злоупотребление буквами `Ц`, `Ж` и `Ю`, не
говоря уже обо всех остальных буквах русского алфавита.
Этот перебор ничуть не умаляет и не искажает смысл произведения для
той половины страны, которая глотает подобные творения залпом, подобно
тому, как пьет дешевый винный напиток или смотрит телепередачу, о
которой шла речь выше.

Гораздо интереснее помечтать и смоделировать ситуацию, при которой
данные произведения вызвали бы интерес у той читающей части населения
страны Россия, которая не имеет к викторине `Угадай Мелодию` никакого
отношения.
Единственным правильным решением, на мой взгляд, мог бы явиться
перевод этих текстов на английский язык и обратно. Причем для перевода
на Еnglish весьма желательно было бы участие Маdаm, которой
посчастливилось работать с произведениями С. Довлатова. А для
обратного перевода можно было бы обратиться с просьбой к М. Немцову.
Я думаю, что эксперимент имел бы положительные результаты, если
переводчикам была предоставлена полная свобода действий, позволяющая
изменять им (по своему усмотрению) в данных произведениях абсолютно
ВСЕ - от объема текстов и их названий - до сюжетных линий и характеров
персонажей.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 118867
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``