В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ ЧУДО СВЕТА! Назад
ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ ЧУДО СВЕТА!

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIP НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

КИБЕРПРОСТРАНСТВО

Сергей <174>Cashalot<175> ПЕРЕСЛЕГИН

<174>ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ ЧУДО СВЕТА!<175>

Стратегические игры SimCity и Civilization можно
считать упрощенным и <174>нормальным<175> вариантом одной и той
же игры. В них и только в них я имею какой-то опыт. Я не
фанатик <174>стакана<175>, не ас F-19, не герой Рыцарей
неба и не поклонник Винг Коммандера. И вообще
компьютера у меня нет. Но я имею пятипроцентный рейтинг,
соответствующий способностям вождя филиппинского народа
Фердинанда Маркоса. И, конечно, я вправе судить или оценивать.
Ведь тем, кто знает наверняка, сии действа просто ни к чему. Так
что, почему бы и нет? В конце концов, как правило, мы даем
характеристику незнакомому городу, пару дней погуляв по его
улицам. И часто ли ошибаемся?

Итак, Цивилизация. 4000 год до н.э. В моем распоряжении
<174>переселенческая телега<175> (она останется неизменной
вплоть до создания космических кораблей, а дальше мне
продвинуться как-то не удалось). Телега может заниматься
ирригацией, рыть шахты, строить дороги и основывать города.

Все, вроде, хорошо: есть река и море, плодородная почва. Пусть
будет город. <174>Париж заложен в 4000 г. до н.э.<175>

(Окружающий мир неизвестен, -- только те мили, где побывала
телега или будущие <174>боевые соединения<175>. Играть можно на
Земле или на Отражениях оной, сконструированных Вами по
параметрам соотношения воды и суши, климата, возраста планеты.
Машина, с учетом Вашего выбора, нарисует карту и случайным
образом разместит вас и прочих на этой карте.)

Город -- это уже цивилизация. Можно начинать научные
исследования. Что у нас есть? Ничего у нас нет. Не повезло. В
свое время сразу давали бронзовое дело. Это не так уж мало --
фаланги можно делать. А фаланга... Впрочем, пока что нам никто
не угрожает.

Так, накаркал. Орда варваров. Однако, милиция у меня уже готова.
Фортифицируем... <174>Barbarians destroyed<175>. Обошлось.

На чем я остановился? Наука. Дадим 70-процентное финансирование
-- шут с ней, с экономикой. Изучать будем алфавит, а то перед
соседями неудобно.

Вторая милиция? Пусть исследует окружающую местность. А алфавит,
между прочим, уже готов. Красиво! <174>Великий муж Франции (в
этот раз я -- француз, поскольку почитаемую мною Великобританию
не предложили) изобрел Алфавит<175>. Музыка, лавровый венок.
Толку, пока что, никакого. Как и от кодекса законов. Колесо, что
ли, изобрести?

Не надо! Милиция наткнулась на свиток с древней мудростью. Там
именно про колесо. Займемся законами.

Пока суть да дело, Париж построил телегу. Пусть ирригирует,
строит дороги, а потом заложит город.

Ох, долго она ирригирует. Каменный век.

Изобрели бронзовое литье. Теперь фаланги. Скорее! О боги!
Этого-то кто звал?

Докладывает министр внутренних дел: беспорядки в Париже. Народ
требует зернохранилище.

Если что и вызывает острую ненависть к народу, так это
SimCity и Civilization! Вечно что-то требуют.
Казаков им, а не коммунальные услуги! Впрочем, верховой езды у
нас еще не знают. Придется делать зернохранилище.

Народ доволен. Предлагают мне дворец. Не отказываться же?
Выбираю ионийский стиль.

Тысяча лет прошла. Машина записывает игру. Стандартный текст
перезаписи файла <174>Save in progress<175>. Символично.
Спасение в прогрессе... Как там с прогрессом?

Отлично! Математику открыли, а это, между прочим, катапульты.

Орлеан основали, и Реймс построили. Пора сделать нечто
грандиозное, тем более что <174>construction<175> уже открыто.
Что бы выбрать? Пусть будет Фаросский маяк.

Когда-то я предпочитал Александрийскую библиотеку. Там много
полезного можно вычитать. Только несвоевременные открытия в прок
не идут -- проверено.

Заявились ацтеки во главе с великим Монтесумой. В сопровождении
двух советников. Бедно живут ребята! Впрочем, не беднее меня.
Наука съедает все деньги. Зато есть уже и письменность
(дипломаты), и железное дело (легионы!), и астрономия. Скоро
изобретем навигацию и начнем производить триеры

Монтесума хочет меняться знаниями. О`кей. Просит бронзовое дело.
Предлагает церемониальное погребение. По рукам. Подписываем
вечный мир между Монтесумой и воеводой Кашалотом. Да будет так!

Варвары -- раз, два, три, четыре. Несерьезно. Катапультой их. И
нечего соваться к великому французскому народу.

Города растут, хотя время от времени бастуют. Строю храмы. У них
хорошее свойство -- восстанавливают общественный порядок. Послал
к ацтекам дипломата. Триремы осваивают близлежащие острова.
Население перевалило за миллион. Время идет. Уже канун новой
эры. Народ украшает дворец и пьет за процветание державы и ее
доблестного воеводы. Если бы они не строили дворцов и не
разрушали бы собственных городов (по примеру хорошо выдержанных
джиннов), проблем у меня было бы несколько меньше...

Кстати, о проблемах. Мои разведчики встретились с русской
цивилизацией. Даже дыхание перехватило: на экране знакомая
усатая физиономия. <174>Кинг Сталин<175>, <174>хвостом его по
голове<175>. При четырех советниках. Денег там куры не клюют.
Почему-то во всех Отражениях русские живут лучше, чем в...

Требуют секрет пороха. (Его мы недавно изобрели и стали делать
мушкетеров. Этот кретин, военный министр, потребовал прекратить
строить бараки -- мушкетеры-де всегда наведут порядок. Эту песню
я уже которое тысячелетие слышу.)

Пороху не дам. Я не самоубийца. И потом, подчиниться наглому
требованию -- не для великого правителя лорда Кашалота,
покровителя наук и искусств, строителя Фаросского Маяка,
Университета и обсерватории Николая Коперника.

Иосиф Виссарионович разозлился. Губы сжал, глаза потемнели.
Заявляет, что поганой метлой выметет с лица планеты наш поганый
же <174>praid<175>. <174>Все у него были сволочи...<175> Или я
не так перевел? Смысл однозначен. <174>Готовьтесь к войне!<175>

Всегда готов. Интересно, чем он собрался воевать против моих
фрегатов? Триеры я шапками закидаю.

Париж забастовал, и это уже надолго -- лет на пятьсот. Чего им
не хватает? Поселим мушкетеров и пару пушек. Без толку. Ну
ладно.

Денег нет. В городах неприятности. Доволен лишь советник по
науке: развивает электронику! На дисплее -- микросхемы. И
никакого лаврового венка -- чистенькая лаборатория, ученые в
белых халатах. Все современно. 14 век. Нет, надо им хоть
деспотию на монархию сменить.

<174>Вы действительно нуждаетесь в революции?<175>

Ответы: <174>нет, нет, спасибо<175> и <174>мы действительно
хотим новое правительство<175>. Действительно хотим.

На весь дисплей газета Париж сегодня. Огромным шрифтом:
<174>Французы голосуют за монархию<175>. Причем тут французы?
Это я за нее голосую.

А мой выдающийся соотечественник изобрел компьютер. Вон он --
стоит в лаборатории. Присмотрелся. Гады, в Цивилизацию
играют! Наверняка, в рабочее время. Так, теперь ясно, от чего
загнется моя цивилизация.

Париж все еще бастует. Русские высаживаются на юге острова и
быстренько строят город. Долго и нудно волоку туда пушки. Дороги
надо было мостить, а не <174>персоналками<175> развлекаться!

Город взял. Получил в подарок две золотые монеты и
<174>религию<175>. С паршивой овцы...

Есть: физика, паровой двигатель, строительство мостов, железные
дороги, индустриализация. Фабрику строить лет двести, а денег
таких нет и не будет. И это они называют индустриализацией?

Да, кстати, у нас уже Республика и воинская повинность, то
есть, -- стрелковые дивизии. А я теперь -- Первый Гражданин.

Возможностей -- голова кружится. У меня плавят сталь, и можно
делать броненосцы, но пока не изготовлены даже простые пароходы.
Плавают парусники, построенные две тысячи лет назад, да пара
фрегатов из позапрошлого века. Есть перегонка нефти -- крейсера
и самолеты. Исследуется реактивная авиация -- года через два
можно будет строить бомбардировщики и авианосцы. Мы готовы
открывать атомную энергию. Запустили спутник и приступаем к
изготовлению космических станций.

И при всем этом положение мое практически безнадежно. Три
города, где я заложил броненосцы и бомбардировщики, забастовали.
Пришлось строить им соборы, и деньги, приготовленные на военную
технику, <174>сгорели<175>. А <174>кинг<175> Сталин идет в
наступление: фаланга за фалангой, катапульта за катапультой.
<174>Будь у нас хоть немного времени, мы непременно справились
бы со всеми этими трудностями, но неприятельские корабли уже
тысячами шли на нас, атакуя оружием, которое казалось устаревшим
на много веков по сравнению с нашим сверхсовременным
вооружением. Наш доблестный флот, мощь которого была подорвана
нашей собственной наукой, сражался из последних сил, но был
вынужден отступать под ударами превосходящего по численности
противника и сдаться на милость победителя<175>*.

СНОСКА: *Кларк А. Из сб. Трудная задача.

Приятно отметить, что через много столетий археологи, раскапывая
остатки французской цивилизации, нашли плиту с непонятными
письменами: <174>Кашалот еще вернется!<175>

Не скучно читать? А представьте, каково играть. А тем, для
которых основой мира является история? Я видел, и сам такой.

А для кого-то занудство. А еще некоторые халву не любят и рыжих
женщин. Кто может сделать лучше -- пусть сделает. Ура! Восторги
кончились -- перейдем к критике.

Господа! Мушкетеры, даже очень <174>фортифицированные<175>, не
способны потопить броненосец -- это вас кто-то обманул. И
фаланге просто не из чего сбивать бомбардировщики. Она
вооружена, если позволите мне напомнить, копьями. И если легион
сталкивается со стрелковой дивизией образца 1914 года, его
смешивают с землей, и <174>вероятности<175> тут решительно не
причем. Согласны? А вот составители модели Civilization --
нет.

Я ничего не имею против пацифизма и даже очень его поддерживаю,
но за чем же за уши тащить его в военно-экономическую игру? Или,
другими словами, если ты моделируешь войну, так хоть прочти о
ней что-нибудь.

В Цивилизации при столкновении соединений сравнивают их
силовые коэффициенты. Так -- во всех военных играх, и это
правильно. Но дальше начинается бред и, пусть не обидится на
меня великая американская цивилизация во главе с королем Эйби
Линкольном, типично американский бред. Я атакую стрелковой
дивизией (сила при ударе -- 3) фортифицированную фалангу (сила
при обороне 2х6=12). Модификатор 3/12. Следовательно, с
вероятностью более 3/4 я потерплю поражение и -- согласно
правилам этой игры -- моя дивизия будет уничтожена до
последнего кашевара. И никаких тонкостей типа <174>одновременный
удар превосходящими силами<175>, <174>удар во фланг<175>,
<174>окружение<175> Цивилизация не понимает. Так что
упомянутая фаланга может перемолоть штук двадцать
сверхсовременных соединений.

Это чтобы не повадно было воевать?

А вот и главные слова. Я-то знаю: создатели игры не были
психоисториками (ну, хотя бы, Азимовыми, негодяи!) -- увязать
десятки используемых параметров в единую систему им не удалось.
А определенные представления на тему, как надо управлять
государством, имелись -- как у каждого из нас. И, дабы добиться
их торжества, программу научили <174>мухлевать<175>. Несолидно,
господа!

Можете быть уверены: если своей позитивистской, сциентической и
милитаристской политикой вы окажетесь на грани того, чтобы по
правилам игры добиться решающего преимущества, у Вас что-то
произойдет. Скорее всего, возникнут беспорядки. А может, с Вами
начнут войну. Или варвары вытопчут посевы. Или вражеская триера
потопит ваш фрегат с телегой, мушкетерами и пушкой (на что
вероятность менее 1/10 даже по <174>их<175> правилам, но это не
мешает подобным событиям происходить в завидной корреляции с
успехами вашей экспансии.)

Как-то зулусы построили пирамиды -- так быстро, что, находись
они в тех же условиях, что и я, им потребовалось бы еще
полтысячи лет -- пусть они и заложили <174>великую стройку<175>
в первый же день игры в единственном своем городе, не снабдив
его даже милицией. То же -- с экспедицией Магеллана или
Колледжем Исаака Ньютона: вам будут всячески мешать, добиваясь,
чтобы строительство прекратилось -- лучше, на самой последней
стадии. А у программы, играющей против Вас, в таких делах все
<174>пылесосом вычищено<175>.

Если на планете много цивилизаций, не ждите, что они перебьют
друг друга. Нет, они объединятся против Вас. (Впрочем, в данном
конкретном вопросе программа иногда проявляет честность.)

Вынужден заметить, картежников, которые столь прозрачно
передергивают карты, принято бить канделябрами.

Эта ругань, однако, не способна поколебать очевидный факт:
Civilization -- выдающееся достижение в мире компьютерных
игр. Она могла быть точнее по содержанию, могла быть честнее,
лучше организована (согласитесь, это же абсурд: играя с
компьютером, вручную вычерчивать сравнительные таблицы -- очень
уж ненавязчивый сервис!), но она не могла быть лучше задумана и
оригинальнее оформлена. Все-таки, охватить Игрой несколько
тысячелетий человеческой истории -- от пещер до звездолетов (и,
вероятно, далее), сделать из игровых <174>открытий<175>
блестящий учебник по истории науки, дать почувствовать себя
<174>основателем династии<175> и создателем государства, попутно
показав некоторые шипы на привлекательной розе, -- это здорово!
Мне приходилось иметь дело и с более сложными
экономико-политическими играми, но они были рассчитаны на
человека-посредника и удавались или не удавались в зависимости
от его таланта. И, конечно же, все они были медлительными и
совсем не зрелищными.

В Цивилизации одни лица Великих Правителей чего стоят! Что
ни говори, приятно увидеть Махатму Ганди, окруженного членами
Политбюро в высоких шапках (Индия построила Коммунизм!), вежливо
извещающего: <174>Ну, теперь вам конец. Мой народ изобрел
атомную бомбу<175>.

И есть еще одно, что навсегда сделало меня поклонником
программного продукта фирмы <174>MicroProse<175>.

Всякий (?) школьник без труда перечислит семь знаменитых чудес
света. Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Фаросский
Маяк, Александрийская библиотека, Колосс Родосский, Мавзолей в
Пергаме, Храм Зевса в Олимпии. Все это -- из античной эпохи. Мы
точно знаем, что с тех пор строят только одно -- восьмое чудо
света.

А в Игре <174>Чудо Света<175> -- показатель развития
цивилизации, ее визитная карточка, ее гордость. Чудеса Света
дают играющему специальные очки. Они впечатляюще красивы на
экране дисплея: впервые увидев, как переливается вода в висячих
садах, я созвал всех сотрудников, существенно более, нежели я,
занятых работой...

Чудеса создают новые возможности. Маяк увеличивает скорость
кораблей -- не навсегда, до изобретения магнетизма. Пирамиды
сглаживают <174>волну времени<175>, неизбежный спутник всех
революций -- сглаживают аж до самого коммунизма. Висячие сады
добавляют <174>одно счастливое лицо в каждом городе<175>... Тоже
не вечно -- до эпохи индустриализации.

И Чудеса не кончаются с античностью. Чудо Света -- росписи
Микеланжело. Чудо Света -- шекспировский Театр. И капелла Баха.
И экспедиция Магеллана. Университет. Колледж. Обсерватория...

В индустриальную эпоху все еще неожиданнее. Вы знаете, что Чудом
Света было движение суффражисток? Оно не только включило женщин
в общественную жизнь (экономически выгодно!), но и добавило
сакраментальное <174>одно счастливое лицо<175>.

Что тогда говорить о Манхеттенском проекте? Спутнике? Программе
<174>Апполон<175>? Организации Объединенных Наций? Или,
скажем, -- лекарстве от рака? В Цивилизации со временем
выбор Чудес становится больше, хотя создавать их все так же
трудно.

А все-таки приятнее жить, осознав, что ушедшая в небытие страна
успела создать Чудо Света, пусть и одно. Космические полеты.

Господа, давайте построим Чудо Света!

Июль 1992 года

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIP НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 118048
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``