Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
В ЗАЩИТУ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ Назад
В ЗАЩИТУ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

М. Гистр

В защиту ролевого движения

Моя статья адресована прежде всего тем, кто, глядя на скачущих по лесам
взрослых мужчин в пиджаках и при галстуке и с деревянной палкой, изображающей
меч, в руке, воспринимают это в лучшем случае как чудачество. `До чего же мы
докатились!` - говорите вы, но при этом вы не правы. `Мир очередной раз
изменился, и опять не в лучшую сторону`, - но нет! мир не менялся! Мир очередной
раз остался всё таким же, и всё новое - это хорошо забытое старое. Как коротка
стала наша память! Темп жизни, похоже, всё же действительно увеличился - как
быстро стали мы всё забывать!

е секрет, что у людей разного возраста различные системы жизненных
ценностей - различные ~основы~ мировоззрения. Причем каждый человек за свою
жизнь, если она не заканчивается досрочно, проходит всю шкалу - от системы
ценностей младенца, для которого все существующее - это он сам (этакий
вывернутый солипсизм), до восприятия мира человека, готовящегося уйти в мир
иной, для которого ~его самого~ в мире нет, есть лишь другие люди, о
благополучии которых только и имеет смысл заботиться. В рамках
материалистической концепции описания мира для этого есть очень простое
объяснение: сознание-то ведь вторично. Понятно, что с точки зрения выживаемости
~представителей~ вида скакать на ступеньку вверх по этой шкале нежелательно,
поэтому люди предпочитают круг общения своего возраста (не в отношении прожитых
лет, а в отношении мировоззрения) или меньшего, а общение со старшими
воспринимается обычно как нечто ~нужное, крайне интересное~, но что ни в коем
случае не должно занимать заметную долю времени индивида.

Дела ~старших~ недоступны ~младшим~ - недоступны не по причине неумения
делать, а прежде всего - из-за непонимания сути самих этих дел (`Появляется пару
раз на дню на работе, ну, съездит, бывает, туда, сюда - за что он такие большие
деньги получает?`). Дети младшего возраста как правило не очень-то интересуются,
что там делают взрослые на своей работе. Подростки интересуются этим уже хотя бы
потому, что взрослые ориентируют их на то, что какой-то работой им в скором
времени все равно предстоит заниматься, и потому совсем не лишнее ознакомиться с
тем, что это такое. Однако ~заниматься~ работой (я не имею в виду ~исполнять~)
они не могут - они ~отлучены~ от нее, прежде всего из-за своей неспособности
делать это. И потому для подростков дела взрослых - это дела взрослых, а у них,
подростков, должны быть свои дела. То есть, ~мир~, в котором живет подросток,
отличается от того ~мира~, в котором живут взрослые люди. (Более обще: при
прохождении по шкале жизненных ценностей ~субъективно~ изменяется мир, в котором
живет человек, отсюда - `мир становится все хуже и хуже`.)

Таким образом, подростки и взрослые люди (можно делить также: молодежь и
степенные, умудренные опытом) живут в разных мирах.
Далее, поскольку дела взрослых - это дела взрослых, то у любого сообщества
подростков (а подростки неизбежно объединяются в какие-либо сообщества, ведь
человек - существо стадное) обязательно должно быть какое-то общее для них
занятие, относящееся к ~их~ миру, а не к миру взрослых.

Теперь - о дежа вю.

Большевики, действовавшие исключительно основываясь на научных теориях,
прекрасно понимали все вышеизложенное, и потому очень скоро после прихода их к
власти в стране развивающегося социализма появились пионерские отряды. С
распадом же социалистической системы дети осиротели. У них не стало своей
~организации~ - нечто вполне взрослого, но принадлежащего детям (это, конечно,
идеализированное представление об этой организации, в предперестроичные годы
почти совсем не соответсвовавшей отведенным ей функциям), не стало
пионервожатых, по сути - взрослых детей, не стало крупных совместных ~игр~, с
большим количеством участников и большими возможностями для каждого.
И вот - ролевое движение. Толпы бегающих с деревянным оружием великовозрастных
пОдростков (см. `Тимур и его команда`). Среди которых - есть вполне возрослые и
серьезные люди (пионервожатые). А время от времени - игрища, с огромным
количеством участников (`Зарницы`). Полноте, действительно ли всего этого не
было? И то, что во главе движения стоят весьма серьезные люди - разве не говорит
это о чем-то? Разве не стоит воспринимать это всерьез уже хотя бы потому, что
игнорировать это становится невозможно?

То, что в школах нет сейчас штатных ролевиков (массовиков-затейников), это
только вопрос времени. Впрочем, сей бюрократический акт на развитие движения
никакого влияния не окажет - он просто произойдет тогда, когда это окончательно
назреет, и будет лишь плодом развития, а никак не наоборот, а до той поры
определяющим в организации ролевых игр будет наличие способного к этому
человека, имеющего достаточно высокий социальный и игровой (`она - все-таки
Валар...`) статус. Пока что наибольшую социальную активность проявляют
толкиенисты, и включение Толкиена в школьную программу усилило это направление в
ролевом движении, но все более заметными становятся альтернативные течения
(неизбежные уже хотя бы потому, что, как известно, Профессор не всегда правдиво
описывал произошедшие события). Определяющим в их развитии будет наличие
~интересных~ базовых художественных произведений (`Тимур и его команда`), без
этого, как показывает практика, ролевая игра быстро затухает - изначальным
игрокам без подпитки появлением новых играющих она надоедает.

Итак, что же я хотел всем этим сказать? Люди, ~серьезно~ занимающиеся
ролевыми играми, заслуживают всяческого уважения, а ватаги носящихся с подобием
мечей подростков лет тридцати - сочувствия (в плане разделения положительных
эмоция), а никак не презрения. За ними - будущее.


Интересно, а что у нас будет вместо комсомола? Об этом - читайте следующую
статью.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 115519
Опублик.: 18.01.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``