В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Назад
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

ГЕННАДИЙ ГОР

Кумби

Научно-фантастические повести


Издательство ЦК ВЛКСМ
`Молодая гвардия`. 1963


БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Геннадий Гор родился в 1907 году в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) и
первый год жизни провел в читинской тюрьме вместе с родителями,
осужденными за революционную деятельность. В 1930 году окончил
историко-филологический факультет Ленинградского государственного
университета. Участвовал в Отечественной войне в дивизии народного
ополчения. Первый рассказ опубликовал в 1925 году в комсомольском журнале
`Юный пролетарий`. В 1933 году в Ленинграде вышла первая книжка рассказов
`Живопись`, а в 1934 году автор был принят в Союз советских писателей.
С тех пор было издано более двадцати книг Геннадия Гора - рассказов,
повестей, романов, очерков. Многие книги переиздавались за рубежом - во
Франции, Китае, Чехословакии, Болгарии, Румынии, ГДР.
В научно-фантастическом жанре писатель начал работать недавно. В 1961 году
в журнале `Звезда` была опубликована фантастическая повесть `Докучливый
собеседник`, а в 1962 году - повесть `Странник и Время`.


Кумби

1

Мой отец работал в Институте времени. Хотя в любую, самую далекую точку
земного шара можно было попасть за несколько минут, отец все же
предпочитал жить рядом со своим институтом в старом доме, построенном еще
в конце ХХ века.
Я, как и все современные дети, рано расстался с родителями и жил в
интернате. Наш интернат был расположен в горах возле прозрачного озера в
детском городке Лесное Эхо.
В зимние и летние каникулы я появлялся в доме родителей на небольшой срок.
Отец бывал занят, и беседовали мы с ним редко. Иногда он задавал мне
какой-нибудь вопрос, почти всегда поражавший меня своей неожиданностью и
парадоксальностью. Помню, как он подвел меня к своей геологической
коллекции, взял продолговатый камень и провел указательным пальцем вокруг
него, как бы очерчивая его форму.
- В чем суть этой формы? - спросил он меня.
- Мы этого еще не проходили.
- Но ты подумай... Подумай и отвечай.
Я долго не отвечал, но, когда уже нельзя было больше молчать, я с неохотой
признался:
- Не знаю.
- Форма - это граница, - сказал отец. -. Она проходит там, где бытие и
небытие предмета сливаются... Тебе пятнадцать лет, а ты не сумел ответить
на такой простой вопрос!
Простой? Нет, вопросы отца отнюдь не были простыми. И я знал, что даже
лучшие ученики, учившиеся вместе со мной в школе, не сумели бы на них
ответить.
Отец бывал недоволен моими ответами и, по-видимому, не только мною, но и
моими учителями. Однажды, когда я сидел у себя в комнате, отделенной
старинной звукопроницаемой перегородкой от отцовского кабинета, я нечаянно
услышал слова, которые мне не следовало бы слышать. Отец говорил матери:
- Пассивное допотопное воспитание в духе отсталого антропоцентризма. Я уже
несколько раз писал об этом в Комитет просвещения. Их методы отстают от
современности почти на двадцать лет. Но я сделаю по-своему!
- Не делай этого, Александр, - уговаривала мать. - Нельзя
экспериментировать над своим собственным сыном.
- Я сделаю то, о чем говорю. Я не хочу, чтобы мой сын был отсталым
человеком, пассивным и жалким антропоцентристом!
Я знал, что слово `антропоцентрист` в личном словаре отца было символом
всего самого отсталого.
Они стали говорить тише, и, как я ни прислушивался, я не мог больше
уловить ни одного слова. Я отдавал себе полный отчет в том, как нехорошо
подслушивать, но ведь речь шла обо мне. И мое любопытство было
естественным.
После этого разговора отец больше не задавал мне никаких вопросов. А в
глазах матери, подолгу и нежно смотревших на меня, я заметил оттенок
грусти, словно перед долгой разлукой. Я почему-то решил, что отец
собирается забрать меня из Лесного Эха, где я жил и учился, и отправить
куда-нибудь на Венеру или на Марс, где тоже были школы. Может быть, отец
считал, что в земных школах сильнее чувствуются пережитки ненавистного ему
антропоцентризма.
Я уже упоминал о том, что мой отец работал в научно-исследовательском
Институте времени. Это был научный городок, расположенный вокруг
Пулковских высот: множество зданий, лабораторий и обсерваторий. В
институте работали люди всех специальностей, имеющих отношение к изучению
природы времени: математики, физики, химики, астрономы, палеонтологи,
геологи, психологи, генетики, кибернетики, археологи, историки и,
разумеется, философы.
Каждый будущий сотрудник, поступая в институт, должен был сдать конкурсный
экзамен, продемонстрировать свою способность к теоретическому или
экспериментальному мышлению. Экзаменовал же обычно мой отец, а он умел
задавать вопросы. Но зато в этом институте все сотрудники, в какой бы
узкой и специальной области они ни работали, были способны охватить своим
диалектическим разумом целое, глубоко вникать в сложнейшие проблемы науки
и мышления. По-видимому, отец рассчитывал, что я, закончив учение, тоже
поступлю работать в его институт, и заранее беспокоился, сумею ли я сдать
конкурсный экзамен, продемонстрировать силу и гибкость логики, чуждой
наивному антропоцентризму, мешавшему проникать в самые глубокие тайны
природы, в том числе и в сущность времени.
По правде говоря, меня мало интересовала сущность времени. Я ощущал
`бремя` времени только в те минуты, когда скучал или куда-нибудь
опаздывал. Я был в том возрасте, когда люди, хотя и смотрят на часы или на
календарь, воспринимают действительность, не дробя ее на мгновения, словно
впереди у них целая вечность. Вообще я еще плохо знал жизнь и не мог
понять людей вроде своего отца, который больше всего на свете любил решать
чрезвычайно трудные задачи.
Я не любил математики, хотя никогда не решился бы признаться в этом отцу,
зная, как он этому огорчился бы. Недавно я узнал, что был человек, да к
тому же великий, который осмелился сказать, что не любит этой науки наук.
Его звали Вольфганг Гете. Преподавательница литературы, рассказывавшая об
этом, чуточку смутилась и после длительной паузы пояснила:
- Гете, разумеется, шутил.
- Вот видишь, - сказал мне после уроков мой приятель Рудольф Арбатов, -
поэт и мыслитель Гете тоже не любил математики.
- Но ведь он шутил.
- Такими вещами не шутят. А ты хочешь быть мыслителем?
- Я? А на что мне это нужно? Мне и так хорошо. Ты больше похож на мудреца.
- Не ври!.. Я хочу стать капитаном космолета.
- Я тоже.
Я, как и многие мои одноклассники, знал историю освоения космоса,
биографию героических космонавтов, начиная от первых исследователей
Гагарина, Титова, Николаева и Поповича и кончая Виталием Далуа, знаменитым
Далуа, первым из людей Земли принявшим сигналы высокоразумных существ,
наших братьев по духу и мысли, обитателей далекой планеты Уазы.
Мы, школьники, жители Лесного Эха, восхищались подвигами Виталия Далуа и
завидовали ему. Рудольф Арбатов хранил оптико-пространственное изображение
Виталия Далуа, подаренное знаменитым космонавтом родителям Рудольфа еще
тогда, когда родители и будущий космонавт учились в школе и только мечтали
о подвигах.
Рудольф вынимал из большого кармана конверт, доставал тоненькую пластинку.
Она как бы оживала, и сразу же перед нами возникало мужественное лицо
будущего героя, улыбавшееся нам сквозь время.


2

Время и пространство! Это любимые слова моего отца. Но между нами, земными
людьми, и обитателями планеты Уазы было столько пространства и столько
времени, что их не смогла бы преодолеть не только жизнь отдельного
человека, но и жизнь всех поколений от верхнего палеолита до наших дней.
И однако, мысль в конце концов преодолела это, не антропоцентрическая
мысль отдельного ученого, а мысль мудрой машины. Большого аналитического
мозга, созданного кибернетиками, математиками и физиологами Института
времени под руководством моего отца.
Большому аналитическому мозгу удалось расшифровать кое-какие сигналы из
тех, что были приняты аппаратом на космическом корабле `Баргузин`, том
самом корабле, который вел Виталий Далуа далеко за пределами солнечной
системы.
Мы, маленькие жители Лесного Эха, не раз в своих разговорах возвращались к
этому гигантскому искусственному мозгу, обсуждая его действительно
безграничные интеллектуальные возможности. Но, за исключением слишком
честолюбивого мальчика Бориса Заметнова, никто из ребят не завидовал этому
мозгу и его необыкновенным логическим способностям.
- Что толку, - говорили мои приятели, - ну, умеет хорошо думать, а дальше
что? Ничего. У него нет никаких желаний. Он ничего не хочет! Что в этом
хорошего?
И только Борис Заметнов пытался оправдать бесстрастное поведение Большого
мозга.
- Подумаешь, желания! Зато он может решить любую задачу и знает больше
самого разученого преподавателя!
Вечером после этого спора, ложась спать, я размышлял о том, прав ли был
Борис Заметнов. У меня, как у каждого пятнадцатилетнего подростка, было
множество желаний одновременных или сменявших одно другое. Я бывал
доволен, когда эти желания исполнялись, но потом появлялись другие, еще
более трудновыполнимые. И я думал: интересно было бы посмотреть на Бориса
Заметнова, как он будет выглядеть, если откажется от всех желаний, кроме
одного - быть таким же умным, как Большой мозг.
Благодаря работе Большого мозга человечеству в конце концов удалось узнать
кое-что о далекой планете Уазе. Но я забегаю на много лет вперед.
А тогда мы еще ничего не знали об уазцах и представляли их себе совсем не
такими, какими они были на самом деле.


3

Я помню вечер поэтов в школьном городке Лесное Эхо. Читали стихи ученики
старших классов. А в конце вечера выступил Алик, искусственный
механический лирик, существо, созданное в одной из кибернетических
лабораторий моего отца. Отец подарил Алика школе. Директор школы прозвал
нашего лирика искусственным соловьем китайского императора из старинной
сказки Андерсена. Он невзлюбил Алика, и металлический лирик пылился вместе
со всяким хламом в школьном запаснике.
Почему выпустили Алика? Не знаю. Да и никто из школьников этого не знал.
Может, директор школы специально выпустил его, предполагая, что Алик
осрамится и докажет всем присутствующим, в том числе и будущим
кибернетикам, что лирика не может быть созданием механического ума, что
она рождается, как пение соловья в лесу, как светлый свист иволги, как
эхо, как перебой человеческого сердца, предчувствующего нечаянную радость
или столь же внезапную беду.
Алик вышел на сцену автоматической походкой. Кибернетики, создавшие его,
по-видимому, не очень заботились о том, чтобы придать ему красивую
внешность. У него было неподвижное лицо старинного Петрушки или
Степки-растрепки: длинный, несуразный нос, большой рот и растерянные глаза
зверька, пойманного в капкан. Появление его вызвало смех сидящих в зале.
Игрушечный комик? Актер-кукла? Какую глупость или пошлость он сейчас
скажет, чтобы рассмешить нас?
Но минуту спустя нам стало стыдно. Он начал читать стихи. Его голос, живой
и невыразимо искренний, соответствовал тому, что он читал. Сквозь строчки
и слова пробивалось наружу чувство, обнаженное и мудрое чувство, раскрывая
нам нас самих, то глубокое и сокровенное в наших душах, чего мы не
замечали в обыденные часы.
Я смотрел на Алика. Его лицо оставалось таким же деревянным и неподвижным.
И от несоответствия между лицом читавшего и тем, что он читал, создавалось
странное и щемящее чувство двойственности. Бездушие облика и глубокая
душевность голоса, тона и мысли создавали впечатление, которое
вспоминалось мне потом не раз.
Я смотрел на Алика с восхищением и жалостью. Мне даже показалось, что он
очень страдает от неслитности своего механического бытия с тонкой и
сложной мыслью, запертой в неодухотворенную оболочку, что его стихи
отражают его душевное состояние.
Но вот он кончил читать.
Я взглянул на директора школы. На его лице отразились недоумение и досада.
Он не ожидал, что механический поэт окажется подлинным лириком. Директор
пожал плечами и сделал жест, который делают люди, осуждая плутоватую
ловкость фокусника и шарлатана.
Как я затем убедился, директор не подобрел к Алику, и после окончания
вечера Алика отнесли туда же, в пыльный отсек чердака, и поставили рядом с
рухлядью.
Стихи и выступление Алика произвели сильное впечатление не только на меня,
но и на всех школьников. Во время короткого перерыва ко мне подошел Борис
Заметное и восторженно сказал:
- Твой отец гениальный человек! Я в этом никогда не сомневался. Сегодня он
посрамил директора и преподавательницу литературы. Чего стоит их
утверждение, что машина в лучшем случае может быть Сальери и никогда
Моцартом. А кто же Алик, как не Моцарт? Какая глубина и душевность!
Прошло несколько дней, а я все думал и думал об Алике. Я не запомнил слов
его стихов, но музыка их возникала во мне, унося меня на простор мечты, в
самые глубины природы и чувства. Меня невыразимо тянуло к Алику, хотелось
еще раз взглянуть на него, на его деревянное неподвижное лицо
Степки-растрепки, на его большой рот, произносящий дивные, то грустные, то
полные радости, слова. Я спросил директора:
- Где Алик?
- Где и должен быть, - ответил директор. - На чердаке.
- Почему? - тихо спросил я.
- Очень просто. Потому что он вещь.
Вещь? Как же так? Разве может вещь сказать о мире и о себе с такой
искренностью и силой, с какой говорил Алик?


4

Вот я снова у родителей в старинном доме, построенном из бетона и стекла.
Я расспрашивал отца об Алике. Он улыбался.
- Алик безделка, пустяк. Нам удалось создать искусную модель, почти
повторение внутреннего мира одного современного поэта, увлекающегося
кибернетикой и охотно согласившегося на этот не столь уж сложный
эксперимент. Но, пожалуйста, не воображай, что возможности Алика
неисчерпаемы. Он все же зависит от программы.
Отец брал лист бумаги и чертил схему устройства, писал формулы. Я был в
недоумении. Какое отношение имели эта схема и эти цифры к тем дивным
стихам, которые я слышал на школьном вечере?
Потом, отец уходил. Его звали дела. Он возвращался из института
возбужденным, после того как провел много увлекательных и напряженных
часов возле Большого мозга, занятого расшифровкой сигналов, полученных с
Уазы. Работа подвигалась медленно, слишком медленно даже для такого
терпеливого и настойчивого человека, как мой отец. Проходили буквально
недели, а иногда и месяцы, пока обозначение какого-нибудь уазского
предмета или явления чуточку приоткрывало свой смысл, странный,
загадочный, парадоксальный смысл, намекая людям на то, что бытие разумных
существ Уазы имеет не так уж много общего с земной жизнью.
Отец рассказывал об этом в общих чертах. И я не все мог понять из того,
что он говорил своим друзьям. Он утверждал, что земной человек - это,
метафорически говоря, эволюция, осознавшая самое себя. На Уазе темпы
процесса были, по-видимому, более быстрыми, и эволюция осознала себя
раньше, чем на Земле. И, кроме того, цивилизация Уазы на много миллионов
лет ушла вперед, обогнала нашу земную цивилизацию. Уазское мышление
достигло необычайного развития, раскрылась сокровенная сущность всех
вещей. Абсолютное знание? Знание не может быть абсолютным. Скажем
осторожнее, глубокое знание. Но странно другое, в чем до сих пор не может
разобраться Большой мозг. Там, на Уазе, по-видимому, существует среда, не
имеющая ничего общего с той, что у нас на Земле. Что это за среда? Пока не
ясно. И именно это обстоятельство осложняет и затрудняет расшифровку.
Друзья моего отца, сотрудники его института, горячо и подолгу спорили,
обсуждая эту проблему. Особенно горячился Виктор Капустин, молодой
теоретик, знаток математической логики.
- Человеческое мышление, - говорил он, - его логика соответствует логике
вещей, логике самой природы. Этому учили великие мыслители Маркс и
Энгельс. Чтобы понять логику уазцев, нужно знать мир, который их окружает.
- А может, у них все наоборот, - вмешалась Марина Вербова. - Предметы
дышат, смеются и плачут, размышляют, а люди - это `вещи в себе`,
погруженные в невозмутимое спокойствие сонного бытия. Я, разумеется, шучу.
Но что мы можем сказать об этом мире, о котором мы пока так ничтожно мало
знаем.
- И будем ли знать больше, дорогая Марина? - сказал скептически
настроенный Евгений Сироткин. - Сомневаюсь.
Отец рассердился.
- А давно ли мы взялись за расшифровку? Терпение, Сироткин! Год или два -
и мы проникнем в тайну их мышления и ответим им на их языке.
Каникулы близились к концу. Но на лице матери я уже больше не замечал
тревоги. По-видимому, отец отказался от своего первоначального замысла
взять меня из Лесного Эха и отправить туда, где меньше пережитков наивного
антропоцентризма. Теперь я чувствовал себя дома спокойнее, но, странное
дело, весь отдался интересам отца, занятого изучением далекой Уазы.
Большой мозг снился мне. Совсем по-детски я почему-то представлял его себе
красавцем и героем, вроде античного бога, с правильными чертами длинного,
узкого лица. Я как-то сказал об этом отцу. Он рассмеялся:
- Зачем ему человеческая внешность, а тем более божественная? Он и без
того умнее и прекраснее любого божества. У него, может быть, нет ни лица,
ни тела.
- А душа? - вырвалось у меня.
- У него есть интеллект. Логика. Умение вникать в сущность самых сложных
явлений. Разве тебе этого мало?
Отец насмешливо взглянул на меня.
- У вас в вашем Лесном Эхе слишком большое значение придают внешности,
форме. Судя по тому немногому, что мы знаем об Уазе и уазцах, там
высокоразвитый мозг обошелся...
Отец не успел закончить фразу. Его спешно вызвали в институт.
Незаконченная фраза очень заинтересовала меня. `Высокоразвитый мозг
обошелся...` Без чего обошелся? Уж не без тела ли? Как только придет отец,
надо будет его спросить. Но отец пробыл в институте пять суток, не выходя
из лаборатории и почти не смыкая глаз.
Только через полгода мы с матерью узнали, почему мой отец пять суток не
выходил из лаборатории. Именно за эти пять суток чуточку приоткрылась одна
из тайн уазского мышления, и мир узнал об Уазе чуточку больше, чем знал до
того. Как удалось выяснить моему отцу, разумеется с помощью Большого
мозга, в мышлении уазцев почти не было языковых знаков, то есть слов для
обозначения неодушевленных предметов. Можно было подумать, что на этой
удивительной планете все состояло только из живых существ. Но это было
невероятно, отдавало пережитками древнего витализма, противоречило логике,
тысячелетнему опыту и, наконец, здравому смыслу.
Мой отец был рад и не рад своему открытию.
Как я уже упоминал, он был непримиримым и принципиальным противником
антропоцентризма, считая, что дальнейшее развитие диалектической логики
все дальше и дальше уводит нас от наивных и банальных способов видения
мира. И вдруг эта Уаза с ее странным мышлением! Кто же живет там, на этой
парадоксальной планете - поэты, художники или первобытные люди, мысленно
одушевляющие все предметы, превращающие все увиденное в грандиозную и
поэтическую метафору, как наши далекие палеолитические предки? Чепуха!
Тогда как бы они сумели создать кванттелеграф, использовать динамику
сверхсовременной физики для связи с людьми Земли?
Эти проблемы обсуждали ученые, философы, журналисты и даже мы, школьники в
Лесном Эхе. Однажды мы спросили нашу молоденькою преподавательницу
литературы Алису Козловскую, что думает она об Уазе и загадочном уазском
мышлении? Но Алиса Козловская ужасно смутилась и чистосердечно призналась
нам, что чем больше она думает об Уазе, тем удивительнее ей кажется эта
странная химеричная планета. Если бы о ней не говорили ученые, она
подумала бы, что ее придумали фантасты и поэты.
Борис Заметнов частенько приставал ко мне с одним и тем же вопросом:
- Как ты думаешь, Микеланджело, значит, вся Уаза один сплошной живой
организм?
Микеланджело - так звучало мое имя, о чем я, кажется, забыл сказать. Но
фамилия у меня была очень простая: Петров, Микеланджело Петров звучало
несколько выспренне, но я к этому привык, и привыкли другие. Мой отец с
юношеских лет преклонялся перед гигантской мощью великого итальянского
мастера и дал мне это имя, не столько думая обо мне и моем будущем,
сколько о своем любимце.
- Ну, Мика, что же ты молчишь?
- Ты, разумеется, хочешь знать не мое мнение, а мнение моего отца. Отец
считает мысль о том, что планета Уаза живое существо, абсурдной.
- Ну, а почему же тогда в языке уазцев нет слов, обозначающих
неодушевленное?
- Отец считает это загадкой, которая выяснится, когда мы об этом спросим
самих уазцев.
- А это скоро, Мика?
- Нет, не скоро. Слишком большое расстояние даже для квантов.


5

Лесное Эхо!
Мне на всю жизнь запомнилось озеро среди берез, тропинка в лесу, крутая
гора с карабкающимися на нее соснами, раскаты грома в конце весны, свист
иволги, негромкий монотонно лепечущий звон воды в ручье.
Я любил своих школьных товарищей и, окончив школу, не порывал с ними
связи, как бы далеко ни забросила их судьба. Я получал от них известия с
Марса или из окрестностей Сатурна, из обжитого и освоенного космоса и
носил в кармане их возникающие изображения, их добрые лица, глядящие на
меня из прошлого в будущее, из прошлого, которое навсегда связало и
соединило нас.
Но был у меня еще один приятель, существо, не принадлежащее к
человеческому роду, но проявлявшее, однако, временами высшую человечность
и одухотворенность.
Алик! Мы извлекли его с чердака, упросив директора школы разрешить нам
это. Мы отнесли его в одну из школьных лабораторий. Отнесли? Разве он не
умел ходить? Нет, мы просто не хотели без надобности включать программу,
ибо он мог двигаться, только читая стихи.
Говорил ли он? Нет. Рассуждал? Ни в коем случае. Спрашивал? Нет. Отвечал?
Тоже нет. Он мог только читать стихи, превращая в поэму весь мир, самого
себя и нас.
Потом он снова превращался в неподвижный предмет, такой далекий от того,
что он только что читал.
Своим чтением он останавливал бегущие секунды, погружая нас в мир своих и
наших чувств. Слова, которые он произносил чуточку картавя, ликовали и
грустили, плакат и смеялись. Это плакало и смеялось человеческое сердце,
как в древней сказке замурованное в бездушную оболочку - в дерево или
камень. Это плакал и смеялся мир вне и внутри каждого из нас.
Однажды Алик прочел нам стихотворение про неизвестную планету, чем-то
похожую на Уазу. Казалось, он преодолел пространство, победил время и
побывал там, где не бывал еще никто. Он рассказывал нам, как проснулись
вещи и заговорили камни.
Затем он погружался в сон, сам превращался в вещь. И возле него была
тишина. Нет, не та, что возле озера в лесу на тропе, а совсем другая,
неподвижная тишина вещей, тишина полного небытия.
Мы жили шумной, веселой жизнью. Я чуть было не сказал: неповторимо веселой
и шумной. Нет, впоследствии я мог при желании вновь переживать сладость
или горечь возвращавшихся минут детства или юности благодаря заботе и
предусмотрительности моего отца. Аппарат, созданный Институтом времени,
вобрал в себя многие минуты и часы моего ускользнувшего прошлого,
`замоделировав` мое бытие. А потом этот аппарат-двойник долгие годы стоял
в одной из кладовых института, не нужный мне, ибо я больше всего на свете
ценил настоящее и вовсе не хотел возвращаться в прошлое.
Живя в Лесном Эхе, я много бегал, плавал, ездил, летал. Летали мы медленно
на стареньких аппаратах, как в прошлом веке. Это были спортивные аппараты,
давно вышедшие из употребления. Но я уже говорил о том, что директор школы
был старомодным человеком, принципиально старомодным.
Возле школы не было глубоких водоемов, и нам было незнакомо то сильное и
своеобразное чувство, которое испытывают люди, спускающиеся на океанское
или морское дно.
Я любил плавать и летать, но еще больше ходить. Когда идешь пешком, не
пользуясь никаким транспортом, кроме своих легких мускулистых ног,
испытываешь огромное наслаждение. Став старше, я понял почему. Быстрое
движение как бы растворяло мир живых форм; глаз не замечал коричневых
стволов сосен, зеленого овала холма, синей ряби речной быстрины, яблока,
свисавшего с ветки, птичьего клюва, ягод в траве, медленно плывущего
облака, лиц прохожих. Но когда я шел по тропе, вместе со мной не спеша
шествовал мир. Он был как симпатичный собеседник, нежданный друг,
показывающий свои края.
Как-то во время каникул отец спросил меня:
- Я обратил внимание - ты, кажется, любишь ходить пешком?
- Да.
- Но ходьба отнимает много времени. А время бесценно.
Я не стал, разумеется, рассказывать отцу, почему я так люблю ходить
пешком. Я опасался, что мое объяснение может показаться ему недостаточно
логичным или, еще того хуже, наивным.
- И к тому же ходьба, - продолжал отец, - приучает к пассивному созерцанию.
Отец, по-видимому, не очень любил спорт. А природу? Не знаю. Не уверен,
что он ее очень любил, а если и любил, то по-своему. Он был слишком
энергичен и подвижен, чтобы пассивно любоваться восходом или закатом
солнца. И, кроме того, он слишком много знал о Солнце.
Я же очень любил природу и был счастлив оттого, что нашу школу окружали
леса. Зимой в снегу можно было увидеть петляющие следы зайца, белку на
ветвях кедра, большие детские глаза оленя. Зверей никто не трогал, и они
не боялись людей. Я знал, что этот лесной мир станет приятным
воспоминанием. Как только я кончу школу, я возвращусь в мир быстрого
движения, где люди больше всего на свете ценят время, посвященное познанию
и труду.


6

Нет, эта Алиса Козловская совершенно не знала нас подростков. Представьте
себе, она попросила нас написать классное сочинение на тему о том, что
такое старость.
Прежде чем сесть писать, я вспомнил все, что знал о старости. А я знал о
ней пока не много.
Мой отец считал слово `старость` наивным и устаревшим выражением,
искажавшим суть явления.
- Старость, - говорил мне отец, - вот это уж вовсе не обязательно. Процесс
старения - это процесс порчи наследственно-информационного аппарата. По
выражению твоего лица я вижу, что ты не понимаешь, о чем я говорю. Ну, а
если я тебя спрошу, почему ты сегодня совершенно такой же, каким был в
прошлом году, хотя все знают, что каждый организм биохимически обновляется
за восемьдесят дней? Представь себе, что ты проснулся, взглянул в зеркало
и не узнал себя. На тебя из зеркала смотрело лицо, не имеющее с твоим
лицом ничего общего. Оно изменилось, стало некрасивым, черствым. Не
беспокойся, ни с тобой, ни с кем из твоих приятелей это не случится.
Почему? Потому, что каждая возникающая, вернее - обновляющаяся, клетка с
ее сложным химическим аппаратом получает от нуклеиновых кислот, от их
наследственной `памяти` точное указание, как себя строить. Говоря образно,
тебя помнит каждая клетка твоего организма, вернее - не тебя, а себя, то
есть частность, но в целом получаешься ты, хотя целое и частность - это не
одно и то же. Слушай дальше: но вот наследственно-информационный аппарат,
клеточная и молекулярная `память` начинают портиться от действия энтропии.
Человек, занятый и долго не смотревшийся в зеркало, вдруг видит, что его
лицо изменилось, деформировались губы, нос, щеки, поседели волосы. Клетки
организма не в состоянии себя строить с той бесподобной точностью, как они
это делали, пока организм был молод и сопротивлялся действию энтропии. Кто
же ответствен за это? Информационно-наследственный аппарат, клетки и
молекулы начинают забывать, каким ты был еще недавно. Как видишь, опять
все упирается в `память`. Но если устранить порчу этого аппарата, то не
будет никакой старости. Одна из лабораторий нашего института занимается
решением этой проблемы. Может быть, ты доживешь, Микеланджело, до того
времени, когда клетки и молекулы долго-долго, бесконечно долго будут
помнить, каким ты был вчера, чтобы не дать тебе измениться к худшему
завтра.
Слова отца произвели на меня сильное впечатление. Я сразу же вообразил
себе мир, населенный живыми существами, но без этого столь важного и
необходимого аппарата. Они `обновлялись` бы каждые полгода, меняя глаза,
нос, губы, весь облик. Если бы это было так, мир походил бы на
беспрерывный маскарад, на безобразный спектакль. Но, к счастью, это не
так. Я изложил эти мысли в классной работе. Но моя работа, по-видимому, не
понравилась учительнице. Она сказала мне:
- Петров, вы неправильно поняли тему. Я просила написать не о старении
машин, а о старении человека.
Когда она сердилась на меня, она всегда называла меня просто Петровым.
Я промолчал, хотя готовый ответ уже висел на кончике моего дерзкого языка.
Неужели она не может понять, что второму закону термодинамики подвластны
не только вещи, но и она сама, Алиса Козловская?
А через час после этого разговора я забыл об энтропии, термодинамике,
старости, старении, школе - я встретил на лесной тропе Таню.
Она шла и негромко читала стихи, которые сочинил поэт, чьей моделью был
Алик. И я не знал, читала ли она шутя или всерьез. Она картавила, явно
передразнивая моего неодушевленного друга.
- Таня! - окликнул я ее.
- А, это ты, Петров?
- Да, я. Если ты не забыла, меня зовут Микеланджело.
- Петров звучит проще. Естественнее. И твоя фамилия больше похожа на тебя,
чем твое имя. Микеланджело? Торжественно и смешно. Но ты не сердись на
меня, Петров. Ты же не виноват, что тебя так назвали.
- Не виноват.
- Ты куда идешь? К озеру? Пойдем вместе.
- Пойдем.
- Ты такой ненаходчивый, Петров. Повторяешь все, как автомат, как хорошее
запоминающее устройство. А скажи, пожалуйста, правда, что твой Алик
плагиатор? Говорят, что он заимствовал свои стихи у одного современного
поэта.
- И правда, и неправда. Он же двойник поэта, его модель. И то, о чем ты
говоришь, нельзя назвать заимствованием.
- А ты уверен в этом?
- Уверен.
- А твой знаменитый отец?
- Тоже уверен.
Таня рассмеялась.
- `Тоже`? Ты `тоже`, или `тоже` твой отец? Или вы оба `тоже`? Ну, не
хмурься, пожалуйста. Ты умеешь свистеть? А я умею.
Она вложила в рот два пальца и громко свистнула. Лицо у нее стало озорным,
как у мальчишки.
- Слушай, Петров, а правда, что там, на Уазе, люди растерянные и грустные,
а вещи веселые и очень умные?
- Может, да, - ответил я уклончиво. - А может, нет.
- Но Большой мозг-то, наверное, это знает?
- Спроси у него. Что ты у меня спрашиваешь?
- А если он ответит, как ответил мне ты: `Может, да, а может, нет`, - этот
твой Большой серьезный и очень скучный мозг?
- Не все такие веселые, как ты.
- Ладно! Оставим в покое Большой мозг. Послушай, расскажи мне лучше о
Микеланджело, о его жизни.
- Он тоже не был веселым.
- Я спрашиваю не о нем, а о тебе. О великом скульпторе я могу узнать из
книжки.
Я покраснел и начал подыскивать слова, чтобы ответить ей, но ничего не
приходило в голову, как у доски, когда не знаешь урока.
- Ты всегда смеешься, всегда шутишь.
- Ну нет. Не всегда. А только когда разговариваю с тобой, Петров.
- А почему?
Она не ответила на мой вопрос. И, немножко помолчав, сказала:
- Мне говорили, что Микеланджело слишком самоуверен и нескромен...
- Неправда. Я...
- Я спрашиваю не о тебе. О настоящем Микеланджело. О том, у которого
фамилия Буонарроти.
- Ну и обращайся к нему, к этому Буонарроти.
- Но его нет. И нет даже его внутренней копии, его модели. В том далеком
веке, когда он жил, ученые еще не умели моделировать работу мозга. Как
скучно с тобой, Петров. Я сейчас исчезну.
- Убежишь? Свернешь с тропинки в лес?
- Нет. Просто исчезну. Ты мне надоел. Примерь-ка вот эти очки. Быть может,
они сделают тебя более наблюдательным.
Она вынула из висевшей на боку сумки полупрозрачную вещь, действительно
чем-то напоминавшую очки, и надела мне на нос. Рассмеялась и исчезла.
Я слышал смех. Кто-то смеялся рядом. Но у того, кто смеялся, не было
материальной оболочки - ни лица, ни фигуры.
Наконец, вдоволь насмеявшись, она сказала:
- Это мне старший брат подарил. Нравятся тебе? Но какой ты рассеянный!
Ведь не я надела на себя шапку-невидимку. Скорей ты ее надел. Ведь у тебя
на носу волшебные очки.
Пауза. Затем веселый крик:
- Ну, что ж ты стоишь? Лови!
Я кинулся, но поймал пустоту. Невидимая Таня была рядом. Тогда я снял
очки, и вот из пустоты возникло ее лицо, смеющийся рот, бегущие ноги.


7

Лесное Эхо стало воспоминанием. Я окончил школу, сдал трудный экзамен и
поступил в Институт времени работать и учиться на отделение математической
лингвистики. Впоследствии я перешел в другую лабораторию, к знаменитому
кибернетику Евгению Сироткину, где столкнулся с проблемами куда более
сложными.
Институт времени был одним из самых старых научно-исследовательских
центров Земли, он был создан еще в конце ХХ века. Тогда не только
физиологи, но и ученые многих других специальностей начали изучать
человеческую память во всех аспектах. До конца ХХ века памяти не уделяли
того внимания, которую она заслуживала. Память была сравнительно мало
изучена. Усиленный теоретический интерес к проблеме памяти возник в связи
с развитием кибернетики, а также с изучением удивительных свойств
нуклеиновых кислот, хранителей и передатчиков наследственной информации
для химических процессов, происходящих в организме. Ученые поняли
грандиозное значение всех видов информации и памяти в эволюционном
процессе, в становлении человека и развитии человеческого мышления.
По-новому взглянули ученые на такие явления как возникновение языка,
рисунка, письменности, книгопечатания, документального кино, телевидения и
всех других бесчисленных видов связи. Всем стало ясно, что стремительное
развитие средств информации от возникновения человеческого языка в эпоху
среднего палеолита и до создания квантового телеграфа было стремительным
увеличением могущества человека, его победы над временем и пространством.
Могущество коммунистического общества, его власть над природой
увеличивались с каждым десятилетием. Наступила эпоха `одухотворенной`
техники. Что бы это значило? Это значило, что аппараты стали выполнять не
только физические функции, но и функции интеллектуальные. Машина научилась
`думать`, вернее - ее этому обучили. Необычайные успехи физиологии и
физиологической кибернетики породили множество дискуссионных вопросов,
требующих ответа. Физиологи, кибернетики и философы спорили уже не о том,
может ли машина `думать`, этот вопрос давно решила жизнь, а может ли она
`чувствовать`? Имеет ли право ученый, не придя в конфликт с традиционными
нормами этики, создать `чувствующую`, `эмоциональную` вещь? `Вещь`
следовало бы взять в кавычки, потому что, став чувствующей, вещь тем самым
приобретала новые качества, несвойственные вещам. Запретить ученым
заниматься изучением этих проблем было нельзя, это могло бы затормозить
развитие науки. Ученые и философы спорили, но споры не мешали, а,
наоборот, содействовали успехам науки в коммунистическом обществе.
Ученых в их теоретических поисках и экспериментах стимулировало одно
важное обстоятельство. Освоение космоса, особенно далеко за пределами
солнечной системы, требовало необыкновенного могущества информации и всех
видов памяти. В помощь космонавтам и исследователям-ученым в тех районах
вселенной, где физико-химическая среда была опасной даже для жизни,
защищенной всеми имеющимися средствами, потребовались новые способы
постижения неведомого. Таким средством могло быть искусственно созданное
существо, обладающее не только гигантской памятью, но и эмоциональным
восприятием действительности. Такое существо могло бы передать
человечеству и науке полную информацию о той части вселенной, где не мог
пребывать сам человек. Таким образом человечество смогло бы послать вместо
своих живых представителей `разум` и `чувства`, внедренные в аппараты
нового типа, искусственное психическое поле.
Изучением поля `пси` в Институте времени занимались две большие
экспериментальные лаборатории. Одну из них возглавлял Евгений Сироткин,
другую - Марина Вербова.
Евгений Сироткин вел большую экспериментальную работу, пытаясь создать
размышляющий и чувствующий аппарат - искусственное психическое поле. Он
был человек очень талантливый, но увлекающийся и нередко давал философам и
журналистам повод сомневаться в правильности избранного им пути и упрекать
его в том, что изучение `чужого` и создание искусственного `я` стало для
него чуть ли не самоцелью. В институте многие сотрудники говорили, что он
дал повод для этих упреков, создав на стыке кибернетики и искусства что-то
вроде литературного персонажа, названного условно Кумби, но сотворенного
не из слов, а из материала, из которого создавались `думающие` машины.
Сироткин обычно отшучивался и говорил, что созданный им персонаж - это
первая ступень на той лестнице познания, которую он создает. Был ли прав
он или правы были философы и журналисты - сказать трудно. Мой отец был на
его стороне и говорил, что полезен всякий смелый эксперимент на пути к
решению гигантской задачи создания искусственного психического поля.
Проблематика лаборатории, возглавляемой Мариной Вербовой, до поры до
времени вызывала гораздо меньше споров. Вербова и сотрудники ее
лаборатории изучали химическую и физиологическую сущность памяти. Значение
ее работ для развития науки трудно было переоценить. Многие считали, что
достижение лаборатории Вербовой приведет к еще большей победе над
временем. Тщательное изучение человеческой памяти показало, что множество
фактов и событий хранятся в резерве памяти и остаются неиспользованными
человеком в продолжение его жизни. Природа как бы превращала человека в
хранителя неиспользованных богатств. Можно ли этот резерв использовать? И
как? На все эти вопросы пыталась ответить Вербова.
Несравненно более скромные задачи ставила себе лаборатория математической
лингвистики. Заведующий отделом машинного перевода лингвист Рин уделял мне
много внимания, знакомя меня с языкознанием и кибернетической техникой.
Это был пожилой, необычайно бодрый человек, влюбленный во все человеческие
языки, древние и новые. Он терпеливо и настойчиво прививал мне любовь к
языкам и математике. Зная множество древних и забытых языков, он, однако,
очень любил современность и следил за всем новым и интересным, что
появлялось в жизни общества, в быту, в науке, в технике и искусстве. Из
всех искусств он больше всего ценил архитектуру и музыку.
В свободные от работы дни и часы он вместе с сотрудниками лаборатории,
такими же жизнерадостными, как он сам, садился в машину быстрого движения
и отправлялся в путешествие. По его желанию или желанию его спутников
машина замедляла движение. И тогда сквозь прозрачную стенку аппарата была
видна местность, где луга и поля перемежались большими, похожими на рощу
садами.
Специальные оптические приборы то приближали, то удаляли пейзаж, иногда
выделяя то, на чем стоило остановить внимание. Так на фоне плывущего
облака возникал кедр или озеро, видное до самого дна, - живой и прекрасный
аквариум, впаянный в природу.
Мне нравились эти чудесные прогулки, встречи с людьми самых разных
профессий. Однажды мы провели день на агрофизической ферме. Все здания
здесь были построены по проекту одного из агрофизиков, занимавшихся в
свободное время архитектурой.
Постройки были с такой органической необходимостью и музыкальной легкостью
вписаны в пейзажи, как живые и дышащие слова бывают впаяны в лирическое
стихотворение. Ритм местности и вписанного в него поселка действовал на
воображение, сердце здесь билось учащенно, дышалось, как в хвойном лесу.
Но самое поэтичное - это цвета, которыми были окрашены жилые дома и
лаборатории. Играя всеми оттенками, они создавали живую картину, созданную
не в воображении и не на холсте, а в самой действительности.
Сады, дома - все было окутано тихой и светлой мелодией.
- Кто сочинил эту музыку? - спросил я Рина.
- Здешний Моцарт. По специальности он пчеловод. Хотите, я вас познакомлю?
Он познакомил меня с нашими гостеприимными хозяевами-агрофизиками,
знатоками фотосинтеза, полупроводниковой техники и Солнца. Директор
агрофизической фермы, очень живой молодой спортивного вида человек, был
влюблен в Солнце, в полупроводники и в историю своего края. Он повел нас в
фильмотеку, и я как бы взглянул в поток времени, стремительного и яркого.
Перед нами прошли картины середины прошлого века, когда на месте
агрофизической фермы был целинный совхоз и по степи ходили тракторы и
комбайны, а молодые энтузиасты-комсомольцы жили в палатках. Затем вместе с
историей края мы перенеслись в совсем недавнее прошлое, в то десятилетие,

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 114938
Опублик.: 21.12.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``